Что такое добро по рассказу маленький принц. Сочинение на тему маленький принц

За несколько месяцев до своей гибели Сент-Экзюпери написал аллегорическую сказку «Маленький принц» (1943). Мотивы, звучащие в ней — вера в торжество добра, гуманизм, презрение к обывательскому равнодушию,- характерны для всего творчества писателя. Сказка адресована детям, но она хороша и для взрослого читателя, так как понять до конца ее глубину, философскую направленность может только человек, умудренный жизненным опытом. Сюжет сказки внешне не сложен: потерпевший аварию в песках Сахары летчик встречается с Маленьким принцем. Маленький принц просит нарисовать ему барашка. После многих неудачных попыток летчик нарисовал ящик, сказав, что барашек находится внутри. «Вот такого как раз я и хотел!» — сказал Маленький принц, которому, видимо, понравилась эта шутка, и между ними установилось взаимопонимание.

В сказке много аллегорий. Так, Маленький принц рассказывает своему другу о вулканах, которые он прочищает, чтобы они давали больше тепла, о борьбе с баобабами, корни которых настолько сильны, что могут раздавить планету. Маленький принц поведал своему другу о встрече с прекрасной Розой, которая полюбила его. Но он, не поверив в ее добрые чувства, отправился путешествовать по чужим мирам, надеясь именно там найти подлинную любовь и дружбу. Однако и это не удовлетворило его: всюду живут эгоистичные, занятые лишь собой люди. Так, на одной планете он сталкивается с королем, смысл жизни которого — властолюбие. Король делает Маленького принца своим подданным, думая, что совершает для него великое благо. На другой планете происходит встреча с честолюбцем, главйой целью которого было, чтобы все люди почитали лишь его одного. Рассказывает Маленький принц и о встрече с деловым человеком, занятым подсчетом звезд; с географом, который, никуда не выезжая, пишет о морях, горах.

Единственное светлое воспоминание у малыша осталось от встречи с фонарщиком, который гасил и зажигал фонарь на своей маленькой планете, где очень часто сменялись дни и ночи. И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. Мудрый Лис объяснил ему, что счастье человек создает сам, оно вокруг него, вокруг него истинные друзья. Нужно только «приручить» чужое сердце, а взамен отдать свое:

«Но, подумав, спросил [Маленький принц]: — А как это — приручать?.. — Это давно забытое понятие,- объяснил Лис.- Оно означает привязывать к себе. — Привязывать? — Вот именно,- сказал Лис.- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других маленьких мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего лишь лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…»

И далее: «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Значит, дружба — это огромная ценность, с ней ничто не сравнимо, все другие ценности меркнут перед ней. К сожалению, «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей». Таким образом, сказка вырастает в протест против разобщенности людей, обывательского равнодушия, пассивного отношения к злу на земле.

Каждый эпизод сказки, каждое иносказание выражают общую гуманистическую направленность этого замечательного произведения. Светлыми, чистыми глазами смотрит на мир не только Маленький принц, но и сам автор, девизом которого было «действовать и во всем развивать в себе совершенство».

Вера в торжество добра в сказке Маленький принц

Другие сочинения по теме:

  1. Читая «Маленького принца», сердце окутывает печаль. Никто и никогда не смог понять рисунки автора к сказке. На них изображены не...
  2. Эпиграф: Нужно сохранить этот мир для тех, кто еще только родился, нужно защитить этот мир от произвола, глупости, пожара. Анатолий...
  3. Свое последнее произведение французский пилот Антуан де Сент-Экзюпери написал о красоте в мире, разбитом войной. Он видел много с борта...
  4. Начать сочинение надо с биографии Антуана де Сент-Экзюпери, с его родословной, условий жизни, со страны его детства (замок Ла Моль,...
  5. Антуан де Сент-Экзюпери не писал специально для детей. И вообще, по профессии он был не писателем, а замечательным летчиком. Однако...
  6. «Маленький принц» — трогательная, наполненная тонким лиризмом сказка, которую сразу же полюбили взрослые и дети. Маленьких читателей она захватывает интересным...
  7. Маленький принц ребенок, живущий на астероиде Б-12,- символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Носителями этих ценностей, как считает...
  8. Маленький мальчик с золотыми волосами, который живет там, на далекой планете, и только иногда появляется на Земле, как хочется встретиться...
  9. Великий французский писатель А. де Сент-Экзюпери говорил, что для него «существует лишь одна проблема в мире — возвратить людям духовную...
  10. ХІД УРОКУ I. Мотивація навчальної діяльності Карта подорожі з «порожньою» планетою. Чи подобається вам казка «Маленький принц»? Що, на вашу...
  11. Цель: осуществить контроль учебных достижений учеников; развивать навыки выполнения тестовых задач; воспитывать у учеников способность и навыки объективной самооценки и...
  12. Трагедия В. Шекспира «Гамлет, принц Датский»: многообразие психологических типов, проблемы добра и зла, чести и бесчестия Трагедия В. Шекспира «Гамлет,...
  13. Сказка-притча А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» адресована и детям, и взрослым. Она адресована людям, которые умеют фантазировать, поэтически и доверчиво...
  14. На протяжении ХІХ ст. художники минимизировали эстетику и стремились строить художественные произведения почти полностью на изображении реальности. В этом смысле...
  15. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  16. Сочинения по литературе: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в...
  17. В сказочной повести английского писателя Дж. Р. Киплинга повествуется о мальчике по имени Маугли, приемном сыне диких зверей, живущих в...

Аргументы-цитаты из аллегорической повести «Маленький принц».

Проблема взросления, роль детства в жизни человека, взаимоотношения отцов и детей. В чем разница между взрослыми и детьми, и почему они друг друга не понимают?

Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр

Когда говоришь взрослым: "Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби", - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: "Я видел дом за сто тысяч франков", - и тогда они восклицают: "Какая красота!"
Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею.

Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. (эпиграф-посвящение)

Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.

Взрослые <…> воображают, что занимают очень много места.

Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

Одни только дети знают, что ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут…

Я знаю одну планету, там живет один господин с багровым лицом. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!»- совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.

Отношение к окружающему миру. Как нужно (следует) относиться (к людям, природе, братьям нашим меньшим).

Среди людей тоже одиноко.

Все дороги ведут к людям.

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету.

Роль смеха в жизни человека, для чего он необходим?

Смех, как родник в пустыне.

Роль памяти, истории, родины.

У людей нет корней, поэтому им очень тяжело живется.

И когда ты утешишься (в конце концов, всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно… И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!» И они подумают, что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю.

Обман, ложь.

Глупо лгать, когда тебя так легко уличить!

Можно быть верным слову и всё-таки ленивым.

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврёшь.

Что такое мудрость и для чего она нужна (кого можно назвать мудрым человеком?)

Если ты сумеешь правильно судить сам себя, значит ты действительно мудр.

Как увидеть прекрасное в простом, для чего это нужно человеку? Красота внешняя и внутренняя: в чем разница, что важнее? Как увидеть красоту окружающего мира?

Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом.

Вы красивые, но пустые,- продолжал Маленький принц.- Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она- моя.

Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники..

Будь то дом, звезда или пустыня- самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

Когда он зажигает свой фонарь- как будто рождается еще одна звезда или цветок.

А когда он гасит фонарь- как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.

Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе еще: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который сияет в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется.

Что действительно важно, а что второстепенно в жизни человека? что самое главное в жизни человека? соотношение внешнего и внутреннего.

Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.

Самое главное- то, чего не увидишь глазами…
Зорко одно лишь сердце – самого главного глазами не увидишь.

Для чего нужны друзья, роль дружбы и любви в жизни человека, что дает человеку дружба и любовь?Для чего нужна привязанность? Какова роль верности в жизни человека? Почему важно хранить верность близким?

- Если любишь цветок- единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли!

Это очень печально- когда забывают друзей. Не у всякого был друг.

Ведь я не хотел чтобы тебе было больно, ты сам пожелал чтобы я тебя приручил.

Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он.

Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

Если любишь цветок- единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд,- этого довольно: смотришь на небо- и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»

Хорошо иметь друга, даже если тебе скоро помирать.

Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.

Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом- смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…

Поиск смысла жизни (в чем смысл жизни?) Проблема поиска счастья (как найти счастье? для чего это нужно?)

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, <…> Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою.

Прощайте,- сказал он.
Красавица не ответила.
- Прощайте,- повторил Маленький принц.
Она кашлянула. Но не от простуды.
- Я была глупая,- сказала она, наконец.- Прости меня. И постарайся быть счастливым.
И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?
- Да, да, я люблю тебя,- услышал он.- Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
- Но ветер…
- Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я- цветок.
- Но звери, насекомые…

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками.
Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.
И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:
- Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти- так уходи.
Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…

Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь…

Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут,- сказал Маленький Принц.- Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую…

Люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут.

Какой должна быть власть? Как соотносятся власть и народ?

С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

Власть, прежде всего, должна быть разумной.

…короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди- подданные.

Проблема понимания. Как понять друг друга?

Слова только мешают понимать друг друга.

Ответственность за поступки, как охарактеризовать человека? Что такое человек? По чему можно судить о человеке?

Знаешь… моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира…

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты- это твои действия, и нет другого тебя.

Что это ты делаешь?- спросил Маленький принц.
- Пью,- мрачно ответил пьяница.
- Зачем?
- Чтобы забыть.
- О чем забыть?- спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
- Хочу забыть, что мне совестно,- признался пьяница и повесил голову.
- Отчего же тебе совестно?- спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
- Совестно пить!- объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

Неужели, неужели я никогда больше не услышу, как он смеется? Этот смех для меня- точно родник в пустыне.
И тут он тоже замолчал, потому что заплакал…

Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел?» И вы увидите: все станет по-другому… И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!

Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал еще раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда- очень прошу вас!- не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…

Антуан де Сент-Экзюпери - французский летчик-истребитель, погибший на боевом вылете, который прославился во всем мире как писатель. Он создал не так уж много произведений, но одно из них сделало его самым любимым писателем для миллионов детей и взрослых людей. Я говорю о его сказочной и вместе с тем философской повести «Маленький принц».

Сюжет для Сент-Экзюпери играет не главную роль. Главное в его сказке - это мысли и чувства героев, которые находят выражение в их словах и поступках. Маленький принц прилетел на Землю с далекого астероида, который известен в звездных атласах под номером В-612. В бескрайних песках Сахары он встречается с летчиком, самолет которого разбился. У летчика почти нет воды и еды, он один и, возможно, скоро умрет, потому что никто не найдет его, но Маленький принц становится ему другом, заставляет забыть о жажде, об одиночестве, о страхе смерти. Маленький принц пробуждает в летчике другую жажду - жажду жизни, уверенность в победе.

Возможно, Маленький принц привиделся в бреду умирающему от жажды человеку, но этот бред, эта сказка спасли ему жизнь, потому что только благодаря помощи Маленького принца летчик сумел починить самолет и выжить. Маленький принц, может быть, частица души самого летчика, уже взрослого и достаточно скучного, с точки зрения ребенка, человека. Но в каждом взрослом сохраняются частица детства, детской непосредственности и доверчивости к миру, немножко наивный, но очень добрый и поэтому правильный взгляд на вещи.

И Маленький принц у Сент-Экзюпери - живая частица человеческой души, в которой сохраняется все самое лучшее. Маленький принц полон доброты ко всему миру. Он трудолюбив, не стремится к деньгам и к власти, которые кажутся ему ненужными и смешными. Зато он очень постоянен в своей любви и дружбе. Он путешествует по Вселенной с перелетными птицами, но помнит о своей маленькой планете и о своей розе, которая скучает по нему и ждет его.

В своих путешествиях Маленький принц встречался с разными взрослыми людьми, которые посвятили свою жизнь никому не нужным вещам. Это король, который правит всем миром, но живет на маленьком астероиде; пьяница, у которого, кроме выпивки, нет ничего в жизни; «деловой человек», считающий звезды и заключающий бессмысленные сделки и др. И на Земле таких людей Маленький принц видел очень много. С его точки зрения, абсолютно разумной, жизнь взрослых людей неправильна и скучна. И именно взрослые делают мир неправильным, потому что красота души, доброта, нежность, любовь, правдивость делают человека слабым, и лишь неразумное и бессмысленное имеет силу и ценность. Мир взрослых людей, с которым столкнулся Маленький принц, перевернут с ног на голову. Но и здесь есть настоящие ценности. Это привязанность, любовь. Когда любишь, то сердце видит правду о мире и человеке. «Вот мой секрет, - сказал Маленькому принцу Лис, - он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Маленький принц и летчик выучили свой урок: мир невыносим из-за людей, которые в нем живут. Но без людей жизнь невозможна вообще. И поэтому каждый из нас родился для того, чтобы прожить свою жизнь для людей и вместе с людьми, но не для одиночества. В этом мораль сказки о Маленьком принце.

В конце сказки Сент-Экзюпери задает всем читателям и своим героям вопрос: если в конце жизни смерть неизбежна, то не делает ли смерть все на свете бессмысленным? Ведь она разрушает и любовь, и дружбу, она уничтожает саму жизнь. На этот вопрос отвечает Маленький принц: да, смерть неизбежна. Но она не делает жизнь ненужной и бессмысленной. Ради своей розы, которую он очень любит и которой он очень нужен, Маленький принц готов умереть. Ведь иногда смерть - это просто путь вернуться домой, к тем, кто тебя ждет.

Такой подход Сент-Экзюпери к смерти парадоксален, но очень оптимистичен. В конце концов, военный летчик, который видел смерть не один раз в своей жизни и научился ее не бояться, может судить об этих вопросах гораздо лучше тех, кто живет только боязнью смерти, ни разу ее не увидев. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери - это ответ пессимистам, мизантропам и всем тем, кто не видит смысла в человеческой жизни.

Место действия этой повести - пустыня. Но искренняя дружба Маленького принца и летчика - это оазис, в котором каждый читатель найдет родник доброты, окунется в теплые чувства, любовь, глубокую привязанность, где научится доверять себе и окружающим.

Уроки истины и доброты

(по сказке «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери)

Эпиграф:

Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. А. де Сент- Экзюпери

Ход урока

  1. Слово учителя

Давайте поклоняться доброте-

На кладбище военном, на плите,

Я прочитал и в жизнь унес когда-то.

И лучевой строкой в моем труде

Вдруг стала эта заповедь солдата:

« Давайте поклоняться доброте…

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте земля добра,

Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за ДОБРОТУ.

Я неслучайно начала урок с чтения стихотворения М. Дудиной. Оно перекликается с темой и эпиграфом нашего урока.

Знакомясь с произведением «Маленький принц» французского писателя А. де Сент-Экзюпери, вы поняли, что страницы сказки требуют целостного и трепетного прочтения и рассчитаны на тончайший слух. Но как говорит один из героев произведения, мудрый Лис: « Зорко одно лишь сердце,… самого главного глазами не увидишь».

Мы сегодня с вами постараемся по-новому взглянуть на сказку, попытаемся осознать ее, прочувствовать символический подтекст, увидеть за фантастическим сюжетом то, что напомнит нам о реальной жизни, то, что может случиться с каждым из нас… Все наши рассуждения должны подвести к выводу, который вы сделаете в конце урока, ответив на вопрос:

Какие истины жизни открыл для себя и для нас Маленький принц, путешествуя по планетам? (проблемный вопрос записан на доске).

А сейчас давайте вспомним.

  1. Вопросы для учащихся :

– Каким вы его себе представляете?

Когда сказка была написана?

Какие эпизоды сказки вам бы хотелось проиллюстрировать?

Сент-Экзюпери писал своей матери: «Мир воспоминаний детства,нашего языка, наших игр…всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой»

  1. Слово учителя

Мы с вами - жители огромной планеты Земля. Сказка Экзюпери помогла осуществиться, может быть, давней мечте многих из нас – встретиться с инопланетянином, прилетевшим к нам с крошечной планетки-звездочки под названием «астероид В-612». Имя этого героя тоже необычное, сказочное - Маленький принц.

– Каким предстает перед вами Маленький принц при первом знакомстве? Опишите его портрет, характер. Вспомните его главные правила жизни.

Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?(гл.8)

Кто является виновницей его сомнений?

Мини-конкурс (подберите эпитеты, характеризующие Розу) Какая она? Какой у нее характер?

Слово учителя

Вы правы. Этот прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства. Поэтому и решился он оставить Розу и улететь с перелетными птицами.

Как Роза отнеслась к решению Маленького принца? Поняла ли она свое поведение? Подтверждаем словами текста (9 гл.)

Текст:

Прощайте, - сказал он. Красавица не ответила.- Прощайте, - повторил Маленький принц. Она кашлянула. Но не от простуды. - Я была глупая, - сказала она наконец. - Прости меня. И постарайся быть счастливым. И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?- Да, да, я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.

Но ветер…

Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я - цветок.

Но звери, насекомые…

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:

Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…

  1. Слово учителя

Свои чувства надо уметь выражать, проявлять. А для этого нужно обладать культурой сердца. Сам герой поначалу бесцельно путешествует, не понимая до конца, что гонит его от Розы и чего он ищет. Лишь постепенно планеты, куда попадает наш герой, проявляют свое предназначение. Давайте и мы заочно совершим экскурсию на эти планеты и познакомимся с их обитателями.

Домашнее задание: рассказ о планетах от лица их жителей.

  1. Планета короля (10 гл.)
  2. Планета честолюбца (11 гл.)
  3. Планета делового человека (13 гл.)

– Какие планеты еще посещает Маленький принц? С кем там знакомится? Какие планеты показались герою бесполезными, бессмысленными? Почему?

Могут ли обитатели этих планет называться людьми, «человеками»?

Слово учителя

Здесь живут честолюбцы, властолюбцы, эгоисты, порочные личности, «грибы», которые любят только себя, восхищаются только собой, занимаются бесполезными, бесмыссленными делами. Это характерно только для взрослых. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете, за цифрами доходов, честолюбием, алчностью они – взрослые – забыли о своем призвании. Каком? (см. эпиграф). Не случайно, Маленький принц несколько раз произносит одну и ту же фразу: «Странный народ эти взрослые…»

5. Правда, одна планета показалась герою занятной, здесь он захотел даже остаться,подружиться с ее жителем. Узнали ее?

Инсценирование (гл. 14)

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещались фонарь и фонарщик.

Маленький принц: - Добрый день! Почему ты сейчас погасил свой фонарь?

Фонарщик: - Такой уговор. Добрый день!

М.п.- А что за уговор?

Ф.- Гасить фонарь. Добрый вечер! (включил фонарь)

М. п. – Не понимаю.

Ф. – И понимать нечего, уговор есть уговор. Добрый день! (погасил фонарь, красным клетчатым платком утер пот со лба). Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался еще день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться.

М. п. – А потом уговор переменился?

Ф.- Уговор не менялся. В том-то и беда! Моя планета год от года вращается быстрее,а уговор остается прежним.

М. п. – И как же теперь?

Ф. – Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

М. п. – Вот забавно! Значит, у тебя длится день всего одну минуту!

Ф. – Ничего тут нет забавного. Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.

М. п. –Целый месяц?

Ф. – Ну да. 30 минут- 30 дней. Добрый вечер! (опять засветил фонарь)

М. п. – Послушай, я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда захочешь…

Ф. – Мне все время хочется отдыхать.

М. п. – Твоя планета такая крохотная, ты можешь обойти ее в три шага… Когда тебе захочется отдохнуть, ты просто иди, иди… и день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.

Ф. – Ну от этого мне мало толку. Больше всего на свете я люблю спать.

М. п. – Тогда плохо твое дело!

Ф. – Плохо мое дело… Добрый день! (погасил фонарь)

5. Вопросы для учащихся:

П очему из всех жителей планет Маленький принц выделяет фонарщика особенно?

Как называется качество человека и сам человек, который думает и действует для пользы других бескорыстно? (альтруизм, альтруист)

Почему лишь географ заставляет вспомнить героя о его Розе? Найдите подтверждение своим словам в тексте (15 гл.)

Текст: - Слушаю тебя, - сказал географ.

Ну, у меня там не так уж интересно, - промолвил Маленький принц. - У меня все очень маленькое. Есть три вулкана. Два действуют, а один давно потух. Но мало ли что может случиться…

Да, все может случиться, - подтвердил географ.

Потом у меня есть цветок.

Цветы мы не отмечаем, - сказал географ.

Почему?! Это ведь самое красивое!

Потому, что цветы эфемерны.

Как это - эфемерны?

Книги по географии - самые драгоценные книги на свете, - объяснил географ. - Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.

Но потухший вулкан может проснуться, - прервал Маленький принц. - А что такое «эфемерный»?

Потух вулкан или действует, это для нас, географов, не имеет значения, - сказал географ. - Важно одно: гора. Она не меняется.

А что такое «эфемерный»? - спросил Маленький принц, который, раз задав вопрос, не успокаивался, пока не получал ответа.

Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.

И мой цветок должен скоро исчезнуть?

Разумеется.

«Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!»

Это впервые он пожалел о покинутом цветке.

Почему Маленький принц пришел в отчаяние, когда увидел сад с розами на Земле, которую он посетил по совету географа? Чем вызваны горестные слезы малыша? Читаем эпизод (20 гл.)

Добрый день, - сказал он.

Перед ним был сад, полный роз.

Добрый день, - отозвались розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

Кто вы? - спросил он, пораженный.

Мы - розы, - отвечали розы.

Вот как… - промолвил Маленький принц.

И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

«Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже…»

А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…»

Он лег в траву и заплакал.

6. Вопросы для учащихся:

Кто появляется перед принцем в минуты разочарования?

Чему учит Лис мальчика?

Как вы понимаете смысл слова «приручить»?

Что необходимо, чтобы узнать лучше человека?

Удалось ли Маленькому принцу приручить Лиса.

Сцена прощания Маленького принца с Лисом (прослушивание записи или чтение по ролям заранее подготовленных учеников) (21 гл.) Текст:

И вот настал час прощанья.

Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

Да, конечно, - сказал Лис.

Но ты будешь плакать!

Да, конечно.

Значит, тебе от этого плохо.

Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.

Он умолк. Потом прибавил:

Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.

Розы очень смутились.

Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

И Маленький принц возвратился к Лису.

Прощай… - сказал он.

Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

Потому что я отдавал ей всю душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Я в ответе за мою розу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Какие истины добра, любви, дружбы открыл Лис своему другу и нам?

7. Слово учителя

Каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой сердца, душевной работой. Любовь – это труд души. Не случайно, Маленький принц повторяет эти слова несколько раз, чтобы не забыть. Он возвращается на свою планету, потому что в ответе за всех, кого приручил.

К уроку, по моей просьбе, вы сделали бумажные самолетики. Сейчас напишите на них те истины жизни, которые открыл для себя и для нас Маленький принц и которые вам особенно понравились и запомнились. Выучите их наизусть, а самолетики подарите своим друзьям, товарищам. (если времени на уроке не остается,можно сделать это дома)

На фоне мелодии «Нежность» А. Пахмутовой звучат финальные слова учителя

Маленький принц в конце сказки покидает Землю ради оставленной им своей Розы, которую он приручил, сделал своей. Ради того, чтобы улететь, он должен умереть на Земле, освободиться от груза своего тела. И как бы смерть ни пугала его, он приемлет ее, потому что он в ответе за то, что будет с его планетой. Это чувство он передает и нам, землянам. Вся жизнь А. де Сент- Экзюпери была бесстрашным поиском истины. Он ушел из жизни так же, как его герой, в небо, не вернувшись из рокового полета. Даже могилы с его прахом не осталось на Земле, но живы книги, дневники, письма. Сам Экзюпери говорил: «Ищите меня в том, что я пишу…»


Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете взятыми из Литературной энциклопедии.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Объясните, как Вы понимаете слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Вот тут-то и появился Лис.

- (2)Здравствуй, - сказал он.

– (3)Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц. - (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

– (6)Я - Лис, - сказал Лис.

– (7)Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - (8)Мне так грустно...

– (9)Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - (10)Я не приручён.

– (11)А как это - приручить? - спросил Маленький принц.

– (12)Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...

– (17)Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц.

– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис. - (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:

– (24)Пожалуйста, приручи меня!

– (25)Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

– (32)А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.

– (33)Надо запастись терпением, - ответил Лис. - (34)Спервá сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе...

(36)Так Маленький принц приручил Лиса.

(37)И вот настал час прощания.

– (38)Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, - сказал Маленький принц. - (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

– (41)Да, конечно, - сказал Лис.

(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:

– (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.

(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:

– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.

– (49)Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

– (51)Потому что я отдавал ей всю душу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (52)Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

(По А. Сент-Экзюпери) *

* Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) - французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.