Юсуповы в париже дом моды. Ирфе, модный дом

О том, что такая фирма была когда-то и о том, что она восстала из пепла, знала, но вот история Дома Моды IRFE отчего-то прошла мимо меня. Скорее всего, какую-то из лекций Александра Васильева пропустила, а жаль!

История эта такова, что впору снимать художественный фильм. Лучше сериал. О любви и страсти, о красивых и талантливых людях, о тайнах российского императорского дома, о Распутине и его убийстве, об эмиграции и Париже, о моде, одежде, духах, моделях и, как не покажется странным - о некоторых тонкостях в жизни Голливуда.

История Дома Моды IRFE началась в далёком 1924 году. То есть можно сказать, что этот Дом - один из старейших Парижских Домов. И в его названии отражены имена обоих его создателей - супругов Юсуповых - Ирины и Феликса.
Они были молоды, предприимчивы, красивы, обладали вкусом, врождённой утончённостью, а также талантами, без которых ничего бы не вышло. Именно это предприятие позволило раскрыться таланту Феликса Юсупова, как художника.
Не потребовалось много время для того, чтобы именно этот Дом Моды стал законодателем парижской моды 20-х годов.

Юсуповский дом стал первым, который начал выпускать модные линии спортивной одежды.

Они стали одними из первых и с идеей сочетать моду на одежду с модой на парфюм, и вслед за великой Коко Шанель запустили сразу четыре линии ароматов: один для блондинок, другой — для брюнеток, третий — для рыжеволосых, четвертый — для женщин «элегантного возраста».

Запуск парфюмерной линии принес ошеломляющий успех IRFE. Шедевры Дома Моды IRFE, созданные рукой человека царской крови, глубоко утонченные и искусно продвигаемые княгиней Ириной, стали неотъемлемой частью стиля жизни аристократии Европы и Америки.

В создании моделей принимали участие их друзья и родственники Юсуповых, например, брат Ирины - князь Никита Романов с женой княгиней Марией Воронцовой-Дашковой.

Дизайн флакона духов был разработан Принцессой Маргаритой Греческой.


Сама Ирина выступала в роли не только дизайнера, но и модели:

Модели IRFE из публикаций журнала VOGUE:

Более 80-ти лет спустя Дом моды IRFE вновь распахнул свои двери в доме 4, по улице Фобур Сент-Оноре. Инициатором его воссоздания, а также владельцем и дизайнером стала Ольга Сорокина. Ее идею поддержала прямая наследница Юсуповых, Ксения Сфири, урожденная графиня Шереметьева. Опираясь на накопленный опыт, Ольга стремится предлагать женщинам сегодняшнего и завтрашнего дня одежду, воплощающую роскошь, дерзание и дух времени. Ольга привнесла в обновленный дом IRFE свое видение моды, свое понимание и стиль, сохранив творческий подход Феликса и светскость Ирины.Ретроспектива творчества великого Дома, ознаменовавшая возрождение, состоялась в июне 2008 года в Palais de Tokyo в Париже, положив, таким образом, начало новому творческому пути Дома, - говорит Википедия .

И всё-таки, хочется рассказать поподробнее не только о Доме Моды, но и о его создателях.

Ирина Александровна Романова (3 июля 1895, Петергоф — 26 февраля 1970, Париж) — княжна императорской крови, в замужестве княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Ирина была первенцем и единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, племянницей императора Николая II, приходясь, таким образом, по матери внучкой Александру III, а по отцу — правнучкой Николаю I.

Таким образом организованный ею вместе с супругом Дом Моды вполне можно назвать императорским. :))

Супруг Ирины Александровны - Князь Фе́ликс Фе́ликсович Юсу́пов , граф Сумаро́ков-Эльстон (11 марта 1887 — 27 сентября 1967) — последний из князей Юсуповых.
Он не так "породист", как его супруга, но, уж точно, куда более знаменит. Он является автором двух книг воспоминаний — «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953)., но и о нём тоже. Ещё бы - он принимал непосредственное участие в убийстве Распутина!

И он, и она считались в светском обществе одними из самых красивых представителей высокой аристократии России.
Несмотря на множество препятствий, они поженились в 1914 году. А препятствия были немалые. Против их брака выступала бабушка невесты - вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. И у неё, конечно, были для этого причины - Москва полнилась слухами о личной жизни Феликса - единственного (после смерти старшего брата) продолжателя богатейшего рода князей Юсуповых.
Феликс бы человеком крайне противоречивым и импульсивным. Он любил одеваться в женскую одежду, в чём, кстати, в какой-то мере виновата его мать, долгие годы одевавшая сына в девчачьи наряды из каких-то одной ей понятных суеверий), он не скрывал своих похождений на любовном фронте. Ему нравилось эпатировать публику, устраивать скандалы, распутничать как с женщинами, так и с мужчинами, и в список его любовников приписывали великого княза Дмитрия Павловича.

Всё это не могло не злить высокородных родственников Ирины Александровны. Но свадьба, не смотря ни на что состоялась. Видимо богатство рода Юсуповых перевесило всё.
Свадьба была "скромной", ведь невеста - всего-навсего Княжна Императорской Крови, но не Великая Княжна. Поэтому на ней было надето простое платье (могу себе представить, какое оно было простое), зато на голове Ирины поверх великолепной кружевной вуали, когда-то принадлежавшей Марии-Антуанетте королеве Франции, сверкала очень дорогая тиара из алмазов и горного хрусталя, изготовленная на известной фирме Картье.

Из России Ирина, Феликс и некоторые из из родственников благополучно бежали в 1919 году - уплыли на крейсере "Мальборо" в Великобританию, а уже оттуда перебрались в Париж, где и прожили до конца жизни.

У супругов была одна дочь Ирина Феликсовна Юсупова, родившаяся в Петербурге 21 марта 1915 года.
Сегодня прямыми потомками рода Юсуповых являются внучка Юсуповых — Ксения Сфири (урождённая Шереметева) и её дочь Татьяна Сфири (р. 28.08.1968, Афины), замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963), а также две их дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006).

Ирина и Феликс с дочерью.

И ещё один интересный факт из их совместной биографии:
В 1934 году Юсуповы выиграли судебный процесс с компанией MGM и отсудили определённую сумму денег. Причиной стал фильм «Распутин и императрица», в котором Ирине (в фильме «принцесса Наташа» — единственная племянница царя) приписывали сексуальную связь с Распутиным.
Юсупову удалось доказать в суде, что подобные инсинуации — клевета.
Именно тогда воротилы американского кинобизнеса впервые распорядились помещать в начале фильмов уведомление о том, что все события, показанные на экране, — это вымысел, а всякое сходство с реальными лицами не является предумышленным .


После революции 1917 года множество достойных людей покинули Россию, и в Париже открылись русские Дома моды, которые стали весьма популярны. Ведь после Первой мировой войны все искали нового, свежего, оригинального. А тут во Франции появилось много русских эмигрантов-аристократов, которые были и одарённые и знавшие секреты высокой моды, так как в прошлом сами были клиентами самых богатых парижских домов. К тому же они получили хорошее художественное образование в Петербурге, в Москве или в Европе.


В домашнем воспитании в России, не только в крестьянской среде, но и в аристократических семьях, девочек учили рукоделию, часто это было вышивание. Поэтому и графини были обладательницами прирождённого вкуса и навыков в рукоделии.


В то время одним из самых известных стал Дом моды «Ирфе» - «IRFE», основанный княжеской четой – Феликсом и Ириной Юсуповыми. Дом был основан в 1924 году.



Дом моды быстро завоевал признание состоятельных клиентов, которые были восхищены его аристократическими основателями.


Ирина Юсупова, урожденная Романова, была племянницей царя Николая II. Она была ослепительно красива. В 1914 Ирина вышла замуж за князя Феликса Юсупова, потомка одной из старейших и богатых семей России. Богатство Юсуповых превосходило даже царскую семью.


Феликс был известен не только своим огромным состоянием, но и удивительной внешностью – красивые тонкие черты, гордая осанка, загадочный взгляд. Он учился в Оксфорде и часто посещал самых почтенных представителей русских семейств и европейской аристократии.


Феликс Юсупов рос в роскошных дворцах, принадлежавших его семье, один из которых теперь стал музеем-усадьбой Юсуповых в Архангельском. Его мать Зинаида Юсупова, красивейшая женщина того времени, портрет который оставил В.Серов, научила его любить красоту и восхищаться совершенством. Княгиня Зинаида Юсупова была не только красива, её образованность и элегантность были широко известны. Юсуповы обладали необычайной коллекцией ювелирных изделий, содержащей бесценные бриллианты.



В 1919 году Россию пришлось покинуть. С собой они смогли увезти малую часть наследства, которое состояло из драгоценностей и картин. Ведь многие русские эмигранты, бежавшие из России, предполагали вскоре снова вернуться. И лишь малая часть из них была уверена в том, что покидают родину навсегда. Продав несколько картин, Юсуповы купили дом в Париже, в котором затем было открыто ателье Irfe.


В названии ателье первые слоги имён владельцев - Ирина и Феликс. Работали в нём также русские эмигранты, оказавшиеся по прибытии во Францию ещё в более трудных условиях, чем Ирина и Феликс. Если сравнить то положение, в котором оказались Юсуповы во Франции с тем, какое было в России, то их парижская жизнь не шла ни в какое сравнение с той роскошной жизнью. Но это было в прошлом.


А здесь супруги искали возможность не просто вернуть былую славу, но как-то заработать и создать условия в какой-то мере сносной жизни…. Первыми манекенщицами Дома оказались княжны Трубецкая и , среди сотрудниц – золовка Ирины, в девичестве - графиня Воронцова-Дашкова. Да и сама княгиня не раз примеряла наряды своего Дома, чтобы послужить рекламой, и это было куда действеннее на парижан, ведь сама княгиня Романова фотографировалась в платьях дома IRFE, хотя никогда и не была манекенщицей. Их первую коллекцию с восхищением отметил французский Vogue: «Перед Вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».



В начале был успех, были открыты даже три новых отделения – в Нормандии, Лондоне и Берлине. В 1926 году домом IRFE была создана парфюмерная линия. Выпуск духов продолжался до 1940 года. В 1931 году Дом разорился и на многие десятилетия прекратил свое существование. Как выяснилось, что Феликс Юсупов, обладающий художественным вкусом и знаниями, не имел знаний в бизнесе.


Князь Феликс Юсупов умер в Париже 27 сентября в 1967 году, ему тогда исполнилось 80 лет, а Ирина Юсупова умерла там же, в Париже, 26 февраля 1970 года, в возрасте 74 лет.



Почти через 80 лет Ольга Сорокина, бывшая модель, а сегодня жительница Парижа, решила возродить Дом IRFE. Накануне принятия своего решения, она посетила внучку Юсуповых Ксению Шереметеву-Сфири - наследницу Юсуповых. И с тех пор Ольга возрождает русский Дом в Париже. Она одновременно является и владелицей и дизайнером Дома, старается сохранить традиции – аристократический романтизм, русскую культуру, и рассказать о них на языке «fashion», внедрить их в современную моду. Много внимания она уделяет аксессуарам – сумкам, обуви, ремням, украшениям.


Многое из того, что сделано Ольгой, напоминает о великой княгине Ирине и князе Феликсе Юсуповых. Например, клатч, который украшен короной княжеского рода Юсуповых. Его по достоинству можно назвать – Princesse.







Сейчас вся одежда pret-a-porter изготавливается на лучших французских и итальянских фабриках, стремясь вернуться в ряды самых великих домов моды в мире.

В «предреволюционном» , если так можно сказать, поколении известного княжеского семейства Юсуповых было двое сыновей: Николай и Феликс. Семейное же придание гласило, что над их родом тяготеет проклятие за то, что их предки еще при царе Алексее Михайловиче изменили магометанству и приняли православие.

Суть неотвратимой кары заключалась в том, что все, кроме одного, наследники, родившиеся в семье, не доживали до 26 лет.

Именно в этом возрасте на дуэли, имевшей целью развязать любовный треугольник, погиб старший из
братьев, Николай.



Князь Феликс Юсупов

Феликс остался наследником колоссального состояния. Дворцы, земельные угодья, драгоценности
исключительно художественного и исторического значения, великолепные собрания живописи, фарфора,
бронзы накапливались веками - все поколения Юсуповых, помимо государственной службы, энергично
занимались коллекционированием и знали толк в красоте.

Юный Феликс еще во время учебы в Англии оформлял свои апартаменты по собственным эскизам. В убранстве
комнат чувствовались приверженность хозяина-студента новейшим эстетическим взглядам, особое понимание стиля,
цвета, формы.


«
Валентин Серов -князь Феликс Юсупов – 1903

«Стены были белы. На полу - черный ковер, на окнах - оранжевые шелковые занавески. На стульях - яркая
индийская обивка в синих разводах под цвет фаянса. Стол по вечерам освещала лампа из синего стекла и
серебряные канделябры с оранжевыми абажурами».
Ох уж этот черный ковер! Многочисленные посетители юсуповской квартиры сначала ошарашенно смотрели на сию
новинку, а потом… заказывали себе то же самое. Мода на черные ковры охватила весь Лондон.

…Между тем жизнь Феликса выходила на новый для него виток. В феврале 1914 года состоялась его свадьба с
племянницей царя Ириной Романовой.



Ее высочество княжна Ирина Александровна Романова

Она доводилась внучкой императору Александру III. Эта девушка с точеным профилем считалась первой
красавицей Петербурга. Венчалась Ирина в хрустальной с алмазами диадеме и в кружевной фате, принадлежавшей
некогда казненной французской королеве Марии-Антуанетте.



Феликс и Ирина Юсуповы

После убийства ненавистного «старца» и высылки Феликса из столицы супруги были разлучены. Но февральская
революция буквально как героя вызволила князя из заточения. Грянувшая почти следом Октябрьская совершенно
иначе смотрела на Юсупова и ему подобных.



Ирина Феликсовна Юсупова – 1928 год

И вскоре Феликс и Ирина Юсуповы с маленькой дочкой, названной в честь матери тоже Ириной, устремились в Крым,
еще свободный от большевиков. Но революционный вал докатился и до этих мест. Однажды утром, открыв глаза,
Феликс увидел перед собой дуло револьвера.



Супруги Феликс и Ирина Юсуповы

И вот 13 апреля 1919 года Юсуповы в последний раз смотрели на родной берег с палубы корабля.

Русский Париж… Подобное словосочетание, наверное, так и останется единственным и неповторимым явлением в
истории человечества. Город в городе, где беженцы из России так или иначе сумели обустроиться согласно
национальным пристрастиям и привычкам. Школы, церкви, больницы, рестораны, высшие учебные заведения,
мастерские, библиотеки, театры, клубы, консерватория, благотворительные и научные общества, богадельни,
приюты для сирот, парикмахерские и адвокатские бюро, военные училища и прочее с неизменным добавлением -
«русский», «русская». В этом городе-призраке с размытыми очертаниями шла четко налаженная жизнь по
православному календарю с такой богатой и разнообразной культурной программой на каждый вечер, которая
сегодня воспринимается как нечто фантастическое.

Этот небольшой сколок с огромной России состоял из разномастного населения: молодых и старых, гениев и
неучей, светлых душ и отпетых мерзавцев, из элиты, обладавшей определенными финансовыми возможностями, и
совершенно неимущих. Подавляющее же большинство эмигрантов довезли до берегов Сены лишь родную пыль на
подошвах ботинок. Вот почему для очень и очень многих русских вопрос заработка десятилетиями оставался
наиважнейшим из всех других.



Князь Феликс Юсупов 1925, художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна...

Князь Юсупов, обосновавшись в Париже и призвав на помощь все свои европейские связи, не жалея ни времени,
ни сил, ни денег, помогал неимущим соотечественникам заработать на жизнь. Особенно трудно было женщинам,
зачастую оставшимся без мужской поддержки и, как правило, не имевшим никакой специальности.

Организованная им контора по трудоустройству в первые годы эмиграции помогала спасти многих. По инициативе
князя был открыт салон красоты, где русские дамы под руководством парижских специалистов осваивали азы массажа
и макияжа, чтобы открыть собственное дело.

На деньги Юсупова стала действовать Школа прикладных искусств имени Строганова, готовившая учеников для
работы на эмигрантских художественных предприятиях, а также в Доме моды Феликса Юсупова.



Реклама модного дома, который назвали по первым буквам своих имен – «ИРФЕ»

Дом моды стал, пожалуй, самым крупным творческим проектом князя. Цель его была все та же - побольше рабочих
мест для своих. Юсуповский Дом на улице Дюто назывался «Ирфе» - по сочетанию первых слогов имен его
основателей: Ирина - Феликс



Галина Серебрякова. Ирина Юсупова, 1924 г.

Элегантная, высокая, стройная принцесса крови Ирина Юсупова оказалась дельной и энергичной сподвижницей мужа.
Всегда имевшая тягу к прикладным искусствам и великолепный вкус, она сразу придала «Ирфе» оттенок
особой респектабельности. Только что родившееся детище обзаводилось завидной клиентурой. Еще бы!
Посетительниц встречал сам легендарный князь, красота которого продолжала оставаться неотразимой. «Клиентки
были всех национальностей. Приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара.
Другая, американка, захотела видеть «князя», у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у
хищника», - вспоминал впоследствии хозяин «Ирфе».

Однако настоящую славу «Ирфе» создало необыкновенное дефиле, прошедшее в отеле «Риц». Манекенщицы, все как на
подбор красавицы, руководимые Ириной Юсуповой, появились перед публикой уже после показа ведущих Домов моды.
В результате демонстрация первой юсуповской коллекции одежды стерла у зрителей все прежние впечатления почти
без следа.



Ирина Юсупова в наряде Модного дома Ирфе

А между тем той же Ирине потребовалось собрать в кулак все свое мужество и самообладание для того, чтобы
предстать перед публикой в облике манекенщицы. Определенная часть эмиграции, причем очень авторитетная,
крайне негативно относилась к подобным предприятиям, считая их немыслимыми и унизительными для
представительниц столбового российского дворянства.



Ирина Юсупова

Но все негодующие возгласы утонули в том море восторга, который захватил изощренную парижскую публику в
незабываемый вечер дебюта «Ирфе». Газеты писали: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность
работы и художественное видение цвета сразу поставили это скромное ателье в ранг больших Домов моды».

Со временем Юсуповы открыли еще три филиала Дома: в Туке - популярном курорте в Нормандии, Лондоне и Берлине.
Пресса была крайне благосклонна к их деятельности, неизменно отмечая растущий профессионализм и строгость
отбора моделей для коллекций, не жалея красок для описания особенностей кроя, а также исключительного качества
кружев и эксклюзивно расписанных тканей, и подчеркивая поиски оригинального в модельной стратегии Юсупова.
В 1926-м неугомонный Юсупов создал и выпустил в продажу духи «Ирфе». Причем продавались они трех видов -
для белокурых, темноволосых и рыжих покупательниц.



Князь Феликс Феликсович Юсупов умер 27 сентября 1967 года в Париже в возрасте 80 лет.



Княгиня Ирина Александровна Юсупова умерла 26 февраля 1970 года в Париже в возрасте 74 лет.

Русский дом " Ирфе“ существовал в париже в 1924-1931 годах. Основатели и создатели моделей - княгиня Ирина и князь Феликс Юсуповы. Название они составили из двух первых букв имен владельцев.

Род князей Юсуповых происходил от Абукерира бен Райока, потомка пророка Али и племянника Магомета, который носил титул Эмира эль Омара. Один из потомков принял христианство и принял имя Дмитрий и от царя Федора получил княжеский титул. При Екатерине Великой особо прославился князь Николай Борисович Юсупов, один из образованнейших и состоятельнейших людей при дворе. Хозяин многочисленнейших имений, в том числе и Архангельского, он был тонким ценителем искусства, коллекционером драгоценностей и любителем женщин. Эти владения и пристрастия, кроме последнего, унаследовал его сын Феликс Юсупов.

Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстов, родился 24 марта 1887 года в петербургском дворце Юсуповых на Мойке.

Его мать, Зинаида Николаевна Юсупова была женщиной редкой красоты и изящных манер. В своих мемуарах, изданных в Париже, Феликс Юсупов отводит много места описанию виденных им в детстве роскошных платьев, соболей, шелков и бархатов. Его детским увлечением, сохранившимся и во взрослые годы, была восточная экзотика, своеобразная игра в "султана“. Другим предвестником экзотичной обстановки, характерной для дома "Ирфе“, были интерьеры крымского имения Юсуповых Коккоз, что в переводе с татарского означает "голубой глаз“.В Коккозе устраивались "восточные обеды“ и хранился целый гардероб одежды в оттаманском стиле для приема гостей. Феликс любил наряжаться. Один раз его увидели поющим в модном петербургском кафе в женском платье из голубого тюля в серебряных блестках и в пышном эспри из голубых страусовых перьев.

Поездка в Англию в 1909-1910 годах и его“учеба“ в Оксфордском университете тоже были нескончаемой вереницей удовольствий и забав. Триумфы Дягилева в Лондоне, дружба с Анной Павловной, костюмированные балы и ужины развлекали эксцентричного князя. Однако он стал известен и своими нарядами стал еще в 10-х годах предвестником русской моды в Париже.

25 лет - возраст подходящий для женитьбы. И князь выбирает в жены княжну Ирину, внучку императора Александра!!!.

О своей первой встрече с Ириной Романовой Феликс вспоминает: "С того дня я был уверен, что это моя судьба. Подросток превратился с тех пор в юную девушку удивительной красоты. Робость делала ее молчаливой, что усиливало ее очарование и окружало тайной. Охваченный новым чувством, я понимал бедность моих приключений прошлого. Наконец и я нашел ту совершенную гармонию, являющуюся основанием для всякой верной любви.“

Свадьба Ирины и Феликса состоялась в Аничковом дворце в Петербурге 22 февраля 1914 года и 21 марта 1915 года в Петергофе родилась дочь Ирина, единственный ребенок этого брака.

Вскоре Феликс Юсупов участвовал в убийстве Распутина, после чего он с семьей переехал в Крым. Когда началась общая эвакуация Добровольческой армии и мирного населения из Крыма под натиском красных, чета Юсуповых навсегда покинула Россию 13 апреля 1919 года.

Первое время в изгнании Юсуповы жили безбедно: в Италии у них была большая вилла, а хорошо знакомый Париж казался им временным пристанищем. Стараясь обустроить новую жизнь, Юсуповы купили в юго-восточном предместье Парижа Булони небольшой дом, где в последствии основали модный дом "Ирфе“. Как вспоминал сам князь, идея открытия собственного дома моды возникла у него по возращению из Соединенных Штатов, куда он ездил с супругой в 1924 году.

Дело "Ирфе“ было начато более чем скромно. Объединившись с группой русских друзей, Юсуповы сняли помещение на рю Облигадо - часть квартиры одной русской художницы, где были расскроены и сшиты первые модели. Как вспоминал князь Юсупов, закройщицей у него работала русская эмигрантка. "эксцентричная создательница красивых, но трудно носимых моделей“. Юсуповы, не зная в точности, как взяться за новое для них дело, выпустили первую коллекцию без необходимой рекламы. Но случай зарекомендовать себя представился довольно скоро. Несколько месяцев спустя, зимой 1924 года, в гостинице "Ритц“ на Вандомской площади был устроен показ моделей больших парижских домов, завершившийся балом. Поздно вечером работа еще кипела в ателье "Ирфе“, дошивались последние модели, но появление за полночь в "Ритце“ манекенщиц дома Юсупова во главе с его восхитительной женой произвело неизгладимое впечатление даже на видавшую всякое парижскую публику.

Вот что писал французский журналист в 1925 году о моделях дома "Ирфе“: "Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды“. Окрыленные первыми знаками признания в Париже, Феликс и Ирина Юсуповы устраивали показы в своем доме в помещении театра. Возможность одеться у "того самого“ князя Юсупова действовала на воображение снобистски настроенных европейских и американских клиенток. Успех превзошел все ожидания, и Юсуповы сняли в центре Парижа, возле площади Мадлен, новое помещение, более выгодно расположенное - невдалеке от Больших бульваров, площади Согласия и рю де ла Пэ, где в начале ХХ века находилось большинство крупнейших домов моды, что подняло репутацию "Ирфе“. Начиная с 1925 года практически весь персонал дома состоял из русских эмигрантов. Однако никто из сотрудниц и сотрудников, как признавал сам князь Юсупов, не имел никакого представления об организации и работе модного предприятия. К счастью, Феликс вверил управление светскими связями своего дома элегантному мужчине и завсегдатаю званых парижских раутов, чилийскому маркизу Жоржу де Куэвасу. Благодаря ему у "Ирфе“ появилось так много заказов, что Феликсу пришлось снять и второй этаж в том же здании. Клиентура у "Ирфе“ была интернациональной, и многие заказчицы хотели непременно повидать "самого принца“, как его называли на французский манер. Одни искали русскую экзотику, модную в те годы, другие восхищались фасонами платьев.

Слава "Ирфе“ росла и крепла. В Париже, начиная с 1925 года публикуют поначалу скромные рекламы дома, а потом и рисунки его наиболее удачных моделей. Росписи по шелку определили стиль "Ирфе“ в тот период. В сезон 1925-1926 годов в доме Юсуповых было создано несколько удачных нарядных моделей из расписанного в технике батик шелка. Журнал "Вог“ представляет платья "Летучая мышь“ очень оригинального кроя и "Кувшинки“, напоминавшие по форме русскую рубаху. Текстильный рисунок и силуэт последней модели явно смотрелись архаично. И если в эпоху модерна, в 1900-е годы без изображения кувшинок с мягкими стеблями обойтись было трудно, то во времена ар деко подобные ботанические изыскания были явно ни к чему - всему свое время! Тем не менее плавность линий удлиненного силуэта наперекор общепринятой короткой длине и элегантность ансамблей свидетельствовали об исключительном вкусе хозяйки - княгине Ирины Юсуповой.

Она славилась красотой в Париже 20-х годов. Высокая, стройная, она фотографировалась у многих знаменитых фотографов тех лет в платьях дома Ирфе“, хоть никогда и не была манекенщицей в полном смысле этого слова. Дело Юсуповых приобрело большую популярность и вскоре были открыты три филиала. Первый - в Туке, популярном курортном городе в Нормандии, - руководила Антонина Нестеровская, супруга Великого князя Гавриила Константиновича, кузена Ирины Юсуповой. У нее было собственное дело - дом "Бери“. Вторым филиалом дома "Ирфе“ было отделение в Лондоне, в доме 42 на Беркли-стрит. Его возглавила англичанка миссис Ансель. Берлинский филиал располагался на площади Паризерплатц в особняке князей Радзивиллов. Там всем заправляла взбалмошная принцесса Турн унд Таксис.

Благодаря успеху "Ирфе“ князь Юсупов стал получать различные заманчивые предложения в других сферах деятельности.Открыл магазин юсуповского фарфора, принял участие в оформлении трех парижских ресторанов. Новинками сезона 1926 года дома "Ирфе“ были вечерние вышитые бисером и стеклярусом платья, вошедшие в моду благодаря успеху дома вышивок "Китмир“, а также модели спортивного типа. Зимнюю коллекцию 1926 года французский журнал "Вог“ описывает подробно: "Перед вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей. Фактически она является лучшей серией моделей из всех когда-либо созданных этим модным домом. Налет любопытства, присущий его первым созданиям, исчез полностью, уровень технического исполнения явно вырос. Князь Юсупов, основатель "Ирфе“, привнес в его изделия свой рафинированный вкус, яркую индивидуальность, которые необычайно удачно сочетаются в выборе линий и расцветок. Особого внимания заслуживают их спортивные ансамбли, хотя их и немного. Один из наиболее удачных состоит из джемпера из шерстяного джерси-каша красного цвета с кожаным кушаком того же оттенка и шоколадной шерстяной юбки бежево-красного-коричневого тона с таким же шарфом.Платья и для дневных и для вечерних выходов изящны и благородны в своих спокойных линиях. Вставные украшения разбивают поверхность ткани, так же как и многоярусные воланы, узкие присборенные металлические прошивки, вышивки и колышущиеся драпировки. Подолы платьев, как правило, неровно обрезаны. Расцветки мягкие и практически всегда смешанных полутонов: преобладают сине-зеленые, вороненой стали, цвета морской волны, алые. сероватые и ржаво-коричневые тона. Ткани использовались следующие: сукно, бархат, атлас, креп-сатин, муслин, золотое кружев.“

Такая развернутая реклама на коллекции "Ирфе“ безусловно свидетельствует о почтительном отношении к русскому дому моды. В 1926 году "Ирфе“ первым из русских домов выпускает собственные духи. Вслед за Шанель Феликс и Ирина Юсуповы назвали свои духи "Ирфе“. Они выпускались разными по запаху: Для блондинок, брюнеток и рыжих. В разработке аромата принимали участие Феликс и Ирина. Все три разновидности духов имели терпко-пряный восточный аромат. Рекламу духов, изображавшую прямоугольной формы флакон с граненым черным колпачком, создала принцесса Маргарита Греческая.

Издержки производства и отсутствие реального интереса к финансовым делам у хозяев "Ирфе“, некогда богатейших людей, в 1927 году привели этот модное заведение к финансовому кризису. Супругам пришлось продать особняк в Булони и они временно перехали в павильон с домашним театром. Тем не менее в сезоне 1927-1928 годов дом "Ирфе“ продолжал создавать необходимое количество простых, хорошо скроенных, элегантных платьев для новых коллекций. Интерес к ним отнюдь не пропал.Журналы "Вог“, "Пари-элегант“ и "Искусство и жизнь“ воспроизводили на своих страницах среди моделей лучших домов. Создавая суженый, вытянутый женственный силуэт в конце 20-х годов, дом "Ирфе“ предугадывал модели следущего десятилетия, то есть послекризисную моду 30-х годов.

После кризиса в 1929 году, потеряв большую часть капиталов, вложенных в американские банки, утратив состоятельную американскую клиентуру, дом "Ирфе " пытался выжить в новых трудных условиях. персонал дома хотя слегка изменился, но все же был почти полностью из русских.

В 1927 году были изданы воспоминания князя Юсупова "Конец Распутина“. После чего была опубликована клеветническая статья. Хоть она была и заказная, но дела модного дома пошли далеко не блестяще. Сам Феликс был занят раутами, выставками и светской жизнью, а без серьезного ежедневного руководства подобные предприятия обречены на неудачу. Терпя потери в доме "Ирфе“, князь предпринял отчаянную попытку объединить русские дома "Ирфе“ и "Итеб“.

После труднейшего 1930 года банки в Париже отказали в кредите некогда богатейшему князю Юсупову. В 1931 году было принято решение о ликвидации дела "Ирфе“ и его филиалов.

Лишь торговля духами продолжалась еще некоторое время.

Полностью разоренные Юсуповы переехали в двухкомнатную квартиру на первом этаже в доме на рю де ла Тюррель.

Дочь Феликса и Ирины, Ирина, вышла замуж в июне 1938 года в Риме за графа Шереметьева.

Княгиня Ирина Александровна Юсупова скончалась в Париже 26 февраля 1970 года в возрасте 74 лет.

P.S. Модный дом Irfe возродился в 2008 г.

Материалы использованы из книг А. Васильева и энциклопедий.http://www.irfe.com/

Tags: irfe, Ирфе, Модный дом Irfe, Париж, русские, статья, эмиграция 3 comments - Leave a comment

Дом моды Irfe был основан в 1924 году княгиней Ириной Романовой и князем Феликсом Юсуповым, которые обосновались в Париже после революции. Изначально это было частное ателье, в котором трудились русские эмигранты и друзья четы Юсуповых. Первая коллекция была показана в отеле Ritz и сразу обрела громкий успех. Многих привлекли громкие имена основателей дома моды, а кого-то русская экзотика. Но в то же время коллекция не имела ни одной неудачной модели, как писал затем Vogue. Стиль Irfe всегда отличался особенным аристократизмом и утонченностью, а в коллекциях была представлена одежда на самые разные случаи жизни. И даже спортивные наряды непременно отличались элегантностью.

В 1931 году дом моды был закрыт из-за экономического кризиса и возродился лишь в 2006 году благодаря стараниям француженки русского происхождения Ольге Сорокиной. Сегодня Irfe – это соединение русской культуры и традиций, аристократического романтизма и современности. Это одежда для творческой и независимой женщины, любящей культуру и искусство, и продумывающей свой стиль до мелочей.