Классификация стилей семейного воспитания таблица. Стили семейного воспитания.

Стили воспитания

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка. Авторитарный стиль: Особенности Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения. Последствия В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты: 1 вариант – развитие слабой жизненной позиции: - потеря чувства собственного достоинства; - потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; - потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»); 2 вариант – развитие деспотической личности: - ненависть к родителям; - решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); - грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; - повышенная агрессивность и конфликтность. Рекомендации - Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место! - Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. - Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. - Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком). - Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». - Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. - Не подслушивать телефонные разговоры. - Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д. - Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте. - Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре. Попустительский стиль: Особенности При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Последствия При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант – свободный, но безучастный: - самостоятельность - неспособность к близости и привязанности; - безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно») - отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать; - мало «душевного тепла». 2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»: - хамство и вседозволенность; - воровство, враньё, распущенность; - безответственность, не умение «держать слова». Рекомендации - Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. - Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. - Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания. - Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. - Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. - Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни! Гиперопека: Особенности В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Последствия При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант – «домашний деспот»: - требовательность и нетерпимость к желаниям других; - избалованность и капризность, эгоизм; - манипулирование окружающими; - высокомерие и надменность; - своенравность. 2 вариант – зависимая личность: - безынициативность, беспомощность; - пасует перед трудностями; - зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение; - с трудом контактируют со сверстниками. Рекомендации - Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. - Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть. - Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы; - Стимулируйте общение со сверстниками. - Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации. - Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них. Демократический стиль : Особенности При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей. Основные характеристики этого стиля: - взаимоприятие; - взаимоориентация. Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны: - активно-положительное отношение к ребенку; - адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; - им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; - умение прогнозировать развитие личности ребенка. Последствия При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: - Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. - Инициативность и целеустремленность. - Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. - Способность договариваться, находить компромиссные решения. - Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих. Рекомендации Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими! Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. Уважаемые родители! Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями, то есть с Вами. В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас. И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

В конечном счете, важно, чтобы родители и учителя договорились о том, как эффективно вовлечь семью в школу, чтобы их отношения были взаимодополняющими и отвечали вызовам, которые этот мир представляет им, Будет иметь позитивное влияние на образование детей и даст согласованность их опыту.

От разработки этой экспозиции возникает фундаментальный аспект - формирование в образовании семьи. Нельзя говорить о содействии активному участию семьи в школьном сообществе без обучения учителей и педагогов путем предоставления доступных знаний, инструментов и стратегий для облегчения их работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Следовательно, предложение о вмешательстве должно быть эффективным, должно охватывать несколько уровней: университет, центры подготовки учителей и школьные центры. Включение Университета в эту задачу, введение в учебные планы будущих учителей «Программы обучения для участия: школа и семья» предполагает ответ на последствия и приверженность, которые показывают его чувствительность к ставке образования для Будущее. Фактически, в литературе отмечается, что она уже осуществляется в некоторых европейских и американских странах.

Каллинский, Е. цели, связанные с вовлечением родителей в процесс подготовки учителей, заключаются в следующем. Развивать отзывчивость будущих учителей об изменениях в семьях. Знать важность участия родителей. Имейте практический опыт работы с ними. Конкретными целями программы являются.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Отношения родителей и детей принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Работа с различными типами семейств. Разрабатывать и осуществлять мероприятия для общения с семьями. Разработать и реализовать проект чтения дома. Знать широкий круг мероприятий, которые проводятся в школах для интеграции родителей. Подготовка учителей к участию в образовании семьи, а также педагогов повысила бы учебную задачу, возложенную на оба учреждения. С этой точки зрения, роль учителя является посредником между школьной и семейной культурой, и страхи учителей на вмешательство родителей в их задачи, как отмечали некоторые авторы, будут истолковываться как означающие участие Сотрудничества и взаимной поддержки совместно разрабатывать общий проект по обучению студентов, чтобы помочь им расти и развивать свой жизненный проект, внедряя стратегии для адаптации к вызовам, с которыми они сталкиваются.

Конечно же, сколько людей -- столько и мнений, а соответственно и стилей воспитания. В педагогике принято выделять четыре стиля воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания -- здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.

С другой стороны, родители будут эффективно участвовать в детской образовательной траектории. В этой связи педагог также будет играть важную роль в разработке учебных программ в этой новой области образования, которая возникает как социальный спрос. Предоставление учительскими учебными центрами курсов в области образования для участия в семье в школе для постоянного образования профессоров в упражнении поможет улучшить нынешнюю ситуацию.

Наконец, из самих школ необходимо найти систему, которая облегчает общение между школой и семьей, основываясь на предпосылках, которые основывают чувство общности, характеризуются участием и общей приверженностью совместным действиям. Трудность заключается в том, как его выполнять.

Можно выделить несколько уровней развития сознания родителей: 1) воспитание через уход за ребенком; 2) интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей); 3) воспитание у детей привычек и навыков; 4) воспитание, основанное на общих принципах (родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания).

Одним из способов преодоления этой трудности является облегчение встречи между родителями и учителями, где они демонстрируют желание искать новаторские способы поощрения участия, а также создавать открытый климат общения, в котором проблемы, проблемы, опасения, Страхи и неуверенность, а также взаимные потребности в помощи и сотрудничестве.

В этом смысле важной задачей является то, чтобы семья осознала необходимость своего участия в более широких социальных сферах, которые влияют на его образовательные практики в семье. Чтобы достичь этого, необходимо помочь ей открыть для себя важность ее сотрудничества в школе, признав, что есть общие цели и в которых необходимо объединить усилия родителей и учителей для их достижения.

Представления родителей о воспитании могут быть определены так:

1) неделимое представление;

2) властолюбивое представление (родители подчеркивают свой авторитет и стремятся подчинить детей себе);

3) нормативное представление (родители стремятся привить ребенку следование правилам или нормам общежития);

4) представление о необходимости общего руководства воспитанием детей (основными методами воспитания родители считают беседы и советы с детьми)

Участие семей в жизни центра достигается за счет обучения совместной работе в различных мероприятиях, которые в отношении их соответствующих ролей могут служить программами для родителей и учителей, предполагая, что совместная работа является эффективным средством стимулирования и поддержки друг с другом. Это подразумевает оценку обогащения, которое для личного развития предполагает вклад идей и инициатив других. Видение совместной работы, часть концепции изменения и улучшения реальности, которая может быть изменена посредством совместных действий всех участников, а также влияет на улучшение качества работы.

Демократический стиль -- родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка воспитания в данном случае - слово "мы". Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Учебной и школьной жизни. Одним из ключевых элементов приглашения родителей участвовать в жизни центра является предоставление им информации. Многие авторы признают, что учащиеся, принадлежащие к семьям с низким социально-экономическим статусом, обычно не очень хорошо осведомлены о стипендиях и программах помощи, к которым они могут получить доступ, о которых они не просят. С другой стороны, из-за их окружения родители имеют более низкие ожидания от будущего, чем у среднего класса, поэтому они не поощряют своих детей учиться, даже больше, когда школьная карьера сопровождается приостановками и неудачей школы, в дополнение к Неполноценность условий, в которых они должны учиться, потому что им не хватает адекватных средств и условий.

Авторитарный стиль -- все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

Несомненно, что подход неравенства в образовании должен быть поставлен в широком социальном и культурном контексте, мы не можем рисковать утверждать, что неравенство возможностей может быть разрешено только из школы, что связано с социальными условиями и статусом, Но может улучшить аспекты и средства, связанные со школой, чтобы позволить студентам продолжить учебу, например, вовлечение родителей в эту образовательную задачу. Чтобы проинформировать их о том, что некоторые исследования показывают, что, когда родители участвуют во всех аспектах школьной жизни, они повышают положительное влияние на работу своих детей, могут помочь им оценить последствия их поддержки в образовательной задаче школы, в которой они имеют Функцию для выполнения.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Необходимость вовлечения семьи в учебную задачу не является чем-то новым. В эти последние десятилетия он был собран в нескольких законах, настаивая на координации семьи и школы с целью разработки общего образовательного проекта, целью которого является интегральное образование всех учащихся. Однако, хотя во всех центрах существуют школьные советы и родительские ассоциации, они не все работают динамично и стимулируют участие родителей, что требует отражения инновационных мер, которые будут использоваться.

Какие стратегии можно использовать? Проблемы, которые вызывают обеспокоенность в отношении образования вашего ребенка. Требуется, чтобы вы относились к образованию своих детей. Трудности, которые они должны обучать своих детей. День и время, которые лучше всего подходят для созыва собрания.

Родитель-диктатор стремится дать ребенку «лучшее». Он хорошо кормит и одевает его, позволяет ему играть с другими детьми. В общем и целом, дает всё, что нужно для «нормальной» жизни. Всё, кроме поддержки и любви. Живя с родителями-диктаторами, дети выбирают одну из тактик: бегут или борются.

Когда дети выбирают бегство, они, обычно, уходят в себя, хотя внешне проявляют покладистость и послушание. Но в душе у них всё кипит. Рано или поздно пар вырвется наружу. В другой ситуации «беглец» может сломаться и пойти на отчаянный шаг, так как не в состоянии более выносить создавшуюся ситуацию. В лучшем случае он убежит из дома, в худшем - покончит жизнь самоубийством.

На собрании, которое будет созвано, можно установить расписание для удовлетворения потребностей семей, исходя из их потребностей. Как правило, мероприятия планируются на основе того, что дизайнер считает их важными, однако целесообразно работать с реальностью родителей, их знаниями и неявными теориями.

Родители часто игнорируют поведение своих детей в школе, потому что они ведут себя иначе, чем дома. Так что общение между учителями и семьей иногда затруднено. Родителям трудно поверить информации, предоставленной преподавателем. Из этого опыта вы можете обмениваться идеями, проблемами, проблемами и т.д. и начинать организовывать встречи для решения тех вопросов, которые вас интересуют. Этот опыт, реализованный на практике двумя преподавателями детского образования в нашей провинции, дал очень хорошие результаты, чтобы вовлечь родителей в школу и улучшить их отношения.

Если ребенок решит «бороться», его гнев выливается наружу. Он жалуется, обижается, огрызается, даже набрасывается на обидчика с бранью и угрозами

Дети, страдавшие от авторитарного стиля воспитания, чаще всего решают, что своих-то отпрысков они будут воспитывать совсем по-другому. Отчасти это правильно, но в таком случае можно впасть в другую крайность: противоположный тип отношений - вседозволенность. «Меня родители не любят, - можно услышать от ребенка, растущего в подобной семье, - потому что все разрешают». Такие родители забывают о себе - своих нуждах, интересах. А любое желание «маленького императора» выполняется беспрекословно. Очень быстро ребенок учится манипулировать взрослыми, заставляя их выполнять любое желание.

Установите систему связи: письма, карточки и т.д. Еженедельно, раз в две недели или ежемесячно с некоторыми рекомендациями, касающимися. Методы исследования и рекомендации по экологическим факторам, которые его поддерживают. Чтения для усиления школьной деятельности.

Связь видеоигр, компьютерных образовательных программ в качестве дополнения к занятиям в классе. Эти рекомендации имеют двойную цель. С одной стороны, они стимулируют отношения между семьей и школой; С другой стороны, пригласите родителей принять участие в школьных мероприятиях, предложив сделать комментарии семьи к рассказам, гласности или предмету, рекомендованным для работы на дому, в интересах, а также для общения между родителями и детьми.

Попустительский стиль -- ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Чтобы увеличить эту импликацию, предлагаются следующие формы вызова. Позволяет получать письма через студентов или делегатов курсов. Баннеры. Чтобы рекламировать какую-либо деятельность, они сделаны на бумажных панелях, которые размещаются у входа в школу или в окрестностях.

Фрески: они также используются для рекламы мероприятий. Их можно сделать с помощью коллажей или монтажей с фотографиями, вырезками из периодических изданий и т.д. Мегафон: установлен у входа в центр или в автомобиль, с информацией, ранее записанной на ленту.

Радиофонические: с помощью муниципальных радиостанций можно предоставить информацию. Есть газеты, которые предлагают свободное пространство в вашей информационной повестке дня. Помните дату, время и место деятельности. Семья и школа имеют разные, но взаимодополняющие социальные функции. Столкнувшись со сложностью сегодняшнего мира, они должны объединить свои усилия для преодоления трудностей, которые им представляются, потому что в конечном счете их причина существования зависит от роли ребенка в их образовательной задаче.

Гиперопека - это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем - формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. С другой стороны, гиперопека может способствовать развитию ипохондрических тенденций. Задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения. Бывает и наоборот: приближаясь к подростковому возрасту, ребенок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярким проявлениям эмансипации и протестному поведению.

На этот раз предъявляются требования к семейному и школьному образованию, которые требуют подготовки и формирования нового стиля образования, основанного на учебе, чтобы жить в сообществе, на что родители и учителя призваны реагировать на обязательство участвовать в этом Общая задача, каждая из которых состоит в объеме знаний и опыта для удовлетворения аффективных, когнитивных и социальных потребностей детей и всех тех, кто участвует в образовательном сообществе.

Предложенное нами предложение основано на принципах образования для будущего: обучение, знание, обучение, обучение и обучение жить в сообществе. Эти основы должны поддерживать школьные отношения, способствуя коммуникации, участию и сотрудничеству, преодолевать структурные факторы самой школы, а также неявные теории родителей и учителей об образовании, обучении, семье, Школа, роль каждого в этой задаче и т.д.

Невмешательство - это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, опирающиеся на этот стиль воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, накоплению опыта. Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в ребёнке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) -- это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности -- потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

"Сотрудничество" признается наиболее эффективным типом воспитания все большим количеством психологов и педагогов. Но на практике, в семьях, как правило, сталкиваются разные стили воспитания, создавая напряженность и неблагоприятно влияя на развитие ребенка.

В плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослыми в семье:

Власть вознаграждения -- ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. За социально одобряемым и ожидаемым поступком следует награда, за социально порицаемым -- наказание.

Власть принуждения -- в основе ее лежит жестокий контроль над поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному -- угроза, либо физическому).

Власть эксперта -- основана на большой компетентности и родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

Власть авторитета -- в ее основе лежит уважение одного из родителей, который является образцом -- носителем социально одобряемого поведения.

Власть правила -- единственная форма внеличностной власти, носителем и истолкователем правил поведения для ребенка являются взрослые, и в частности, родители.

2. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей

На всех этапах развития ребенка в семье, как на него самого, так и его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения. Познание факторов, их порождающих, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт общения детей в семье, оздоровить ее микросреду. Среди общих факторов B.C. Торохтий выделяет следующие:

1. «Образ мыслей» семьи.

Он отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особенности.

Во-первых, вся система ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи ориентирована на реальные возможности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни. Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена. В-третьих, готовность к жизненным изменениям, профессиональной деятельности обоих супругов.

2. «Образ общения» семьи.

Он отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи. У него также есть свои особенности: Во-первых, особая межличностная коммуникация, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения. Во-вторых, открытость семейной коммуникации социальной среде обитания, выраженность собственных семейных интересов.

В-третьих, неформальность отношений между членами семьи. В-четвертых, особая развитость таких механизмов как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия. В-пятых, особая значимость отношений с родителями.

3. Отношение социальной среды к семьям.

Оно неоднозначно, нередко отличается противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других -- неуверенность в себе, своих родителях.

4. Традиции нации, народности, края (места) проживания семьи.

В такой стране, как Россия, где проживает свыше 100 национальностей, членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка, наречий различных наций и народностей. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают отчасти духовные ценности национальной социальной среды.

5. Традиции семьи.

Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.

6. Интеллектуальный уровень учащихся школ, групп, классов, в которых учатся дети.

Он разнообразен, и его диапазон довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных величинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.

Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье, в большей мере определяют частные факторы. К ним относят следующие:

* представления родителей об эталоне воспитанной личности;

С эталоном воспитанной личности многие родители связывают не столько цельный образ -- разносторонний профиль личности, сколько различные обобщения определенных качеств. Причем предпочтение отдается группе нравственных качеств. Имея общее представление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рождения ребенка. В таком случае эталон воспитанной личности представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания.

* предрасположенность к полу ребенка в семье;

В семье существует определенная специфика отношений к полу ребенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери -- дочь.

* педагогическая культура общения родителей;

Она предполагает усвоение системы знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения.

* мотивы рождения ребенка;

Каждая нормальная семья рано или поздно стремится осуществить важнейшее свое предназначение -- рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными, многообразными мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспитание наследника как цель жизни; желание не выделяться среди других; стремление обеспечить себе заботливую старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому. Доминирующая среди супругов мотивация рождения ребенка определяет впоследствии и их отношение к воспитанию.

* установки супругов на воспитание детей.

Установки представляют своего рода готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловливающим определенные (нравственные, этические, физические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.

* уровень притязаний родителей к ребенку.

Под ним понимается уровень трудности воспитательных задач, которые выбирают супруги, на осуществление которых они претендуют. Это конкретный результат, который родители собираются получить, приступая к воспитанию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей. Кроме вышеназванных частных факторов воспитания существуют и такие, как: преобладающее в семье настроение, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

3. Семейные правила

- Пример всегда более показателен, чем слова

Дети всегда перенимают стиль поведения родителей, стиль взаимоотношений между папой и мамой, на улице, с друзьями, в магазине. Если папа или мама, предположим, хамят в магазине, то, как бы часто не звучали слова о том, что это делать нехорошо, дети будут хамить.

- Последовательное воспитание

Если что-то запрещается, то это запрещается всегда, независимо от настроения родителей, от того - больны или здоровы. Причем правила не должны быть спущены ребенку сверху: их обязательно необходимо проговорить с ребенком и договориться соблюдать.

- Гласность и свобода

Пусть каждый член вашей семьи, как бы мал он ни был, мог сказать все, что он думает и не только по поводу радужных моментов, но и тех проблем, которые он испытывает сам или видит в семье.

- Уважение ко всем членам семьи

Учите ребенка обращать внимание на свои чувства, настроения, желания, работу и нужды. Учите его уважать и ваши права на свободное время. Родители также достойны любви и заботы, как и дети.

- Конструктивный подход к проблемам

Учите детей не только высказывать свое недовольство, критику и т.п., но и стараться дать совет или предложить свое разрешение проблемы.

Несколько основных правил, которые нельзя нарушать родителям, если для них важнее не собственные принципы, а интересы ребенка.

1. Не выяснять отношения при ребенке, либо, если это невозможно, быть осторожнее в проявлении чувств и выражений.

2. Не допускать при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет второй половины в его глазах: "Ты плохой отец, это из-за тебя..."

3. Обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге: "Это плоды твоего воспитания" - могут вызвать в ребенке чувство вины, способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому от них лучше отказаться.

4. Если родитель очень сильно раздражен, стоит отложить по возможности воспитательные дискуссии, рассказать о своих чувствах и, уединившись, постараться успокоиться. Все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии.

5. Лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу. семейное воспитание власть

6. Стол переговоров - оптимальный способ понять друг друга и выработать единую линию воспитания.

7. Педагогический ликбез - книги и журналы по педагогике и психологии - могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.

8. Не стоит бояться обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд специалиста поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми.

9. Помнить, что залог эффективного воспитания ребенка - это любовь к нему, заинтересованность в нем и согласие между всеми членами семьи.

Список используемой литературы

1. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. 2006.

2. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. 1996.

3. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. 1993.

4. Воспитание с любовью и логикой. 1995.

5. Грибанова Н.В. Стили семейного воспитания.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль семьи в обществе. Авторитарный, демократический и попустительский стили семейного воспитания. Сущность и содержание психологической функции семьи. Подготовка беседы с родителями о половом воспитании. Специфика воспитания ребенка в многодетной семье.

    реферат , добавлен 01.02.2016

    Характеристика ошибок воспитания, вызванных мотивацией родителей. Распространенные стили семейного воспитания. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном воспитании.

    реферат , добавлен 13.05.2010

    Семья как институт социализации личности. Формы родительского отношения и стили семейного воспитания (демократический и контролирующий). Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье. Условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Характеристика воспитательного процесса в семье. Типы, стили и факторы воспитания и функции семей. Особенности и трудности воспитания детей в полной и неполной семье. Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка, рекомендации родителям.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Семья как малая социальная группа. Стили семейного воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения, повышенная моральная активность. Методы воспитания. Особенности физиологического и психологического развития подростков.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания, опытно-экспериментальный анализ их влияния на развитие личности ребенка. Семья как социальный институт, ее функции. Тест-опросник родительского отношения по методике А.Я. Варга и В.В. Столина.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2010

    Семья как институт социализации. Основные стили семейного воспитания. Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков. Причины употребления психоактивных веществ. Особенности девиантного поведения детей и подростков.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Функции и стили семейного воспитания, его роль в процессе социализации ребенка. Характеристика двигательной, эмоциональной, образной, словесно-логической, произвольной памяти. Формирование психологической установки на общение с окружающими по Т. Харрису.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2012

    Обзор литературы с целью выявления особенностей личности младшего школьного возраста, влияния семейного воспитания на ее развитие. Семейное воспитание как условие формирования застенчивости у детей школьного возраста. Анализ стилей семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2012

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением слуха. Оценка влияния семейного воспитания и межличностных отношений в семье на формирование самооценки детей с недостатками слуха. Роль сурдопсихологии в работе со слабослышащими детьми.