Как помочь ребенку читать и запоминать. Занятия с самыми маленькими: учим буквы Рисование и раскрашивание букв

В жизни каждого родителя наступает момент, когда он начинает задумываться, как, когда начинать учить азбуку с ребенком? Для начала всем мамам, папам, бабушкам и дедушкам следует запастить терпением, понять, что это процесс нескольких месяцев.

Педагоги считают, что лучшее время для знакомства ребенка с буквами - 3-4 года. В этом возрасте дети любознательны, интересуются всем новым. Подходить к вопросу обучения следует постепенно, чтобы не оттолкнуть у малыша желание. Ежедневные 10-минутные занятия с трехлетним ребенком обязательно дадут свои результаты буквально через несколько месяцев.

Запоминание букв, первые навыки чтения лучше усваиваются ребенком, если заниматься с ним в игровой форме. Песенки, сказки, мультфильмы, настольные, компьютерные игры в спокойной домашней атмосфере увлекают малыша, запоминание азбуки происходит легко и непринужденно.

Сегодня существует множество компьютерных «обучалок», которые очень нравятся детям. Играя с любимым персонажем, маленький геймер постепенно запоминает буквы, учится определять начальный звук слова, тренирует внимание и логику.

Сайт онлайн-игр quicksave.su сделал подборку развивающих игр, играя в которые можно учить буквы . Есть здесь раздел и для будущих первоклассников. Удобная сортировка по персонажу, возрасту игрока, типу игры поможет перейти на интересующую страницу за пару секунд. Для игры не нужна регистрация.

Как выучить русский алфавит через игры?

Предложите ребенку вместе поиграть, помочь персонажу отыскать буквы. Проговаривайте вслух каждый звук. Не ругайте, если малыш не сразу все запомнит, и обязательно хвалите его за каждую хоть маленькую победу. Объясните, что звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие.

Ниже представлена подборка из трех онлайн-занятий. Поиграть в них можно по адресу quicksave.su.

Запоминаем русский алфавит: 3 любимые игры

  1. Учим алфавит с Лунтиком

Лунтика знают все российские девчонки и мальчишки. Яркая игра с узнаваемой графикой из любимого мультсериала понравится детям старше 3 лет. Во время обучения Лунтик и Кузя моргают, шевелят ушами и говорят своим мультяшным голосом.

Обучение происходит в четырех игровых режимах: от простого - к сложному.

В первой самой простой игре при нажатии на определенную букву Лунтик произносит ее вслух и показывает картинку со словом, начинающимся с этой буквой.

Во второй игре Кузя называет буквы, а игроку нужно будет найти эту букву и нажать на нее. Если ответ правильный - Лунтик похвалит ребенка, а если нет, то предложит попробовать еще раз.

Третье упражнение предлагает детям указать букву, на которую начинается слово на изображении.

Справиться с четвертым занятием смогут детки, знающие алфавит наизусть. Лунтик показывает ряд из пяти букв, а нам следует при помощи мышки перетянуть буквы и расставить их в правильном порядке.

Попробуйте увлечь ребенка игрой «Учим алфавит с Лунтиком », многим детям она нравится несмотря на то, что является обучающей.

  1. Учим буквы русского алфавита

Эта игра помимо обучения алфавиту тренирует внимание и логику ребенка.

На сказочной поляне разбросаны буквы. Задача - собрать их все. Внизу экрана расположен алфавит. Игрок кликает на букву, она исчезает с поляны и занимает свое место в ряду. Желтым цветом подсвечиваются ненайденные буквы. Победа засчитывается, когда вся азбука закрасится в красный.

  1. Школа вместе с Антошкой

В этой игре будущие ученики показывают знания алфавита, цифр, двузначных чисел. Количество набранных баллов зависит от скорости ответа.

Вас будет обучать рыжий Антошка. Перед пользователем появляются 25 ячеек с числами и буквами. Учитель показывает букву, цифру, число. Цель - найти за 30 секунд наибольшее количество загаданных символов.

Как выучить английский алфавит с ребенком?

4-5 лет- идеальный возраст для начала обучения английскому языку. Игровая форма подачи материала располагает малыша к учебе, вовлекает его в сюжет компьютерных игр. Ежедневное повторение звуков и визуальное восприятие английских букв облегчает ребенку запоминание алфавита, слов и названий на английском языке.

English для дошкольников на сайте quicksave.su

Бесплатная онлайн игра «Маша и Медведь: учим английский » для изучения английского алфавита будет интересна и мальчикам и девочкам. Приступить к изучению могут детки возрастом от трех лет. Игра адаптирована под экраны стационарных компьютеров, планшетов, под мобильные устройства.

Мишка держит в руках корзину с надписью определенной буквы. Нам нужно собрать все буквы в лукошко, где они превратятся в малинку. Задание - собрать корзину из букв-малинок. Победителю Маша дарит клубничку.

Игра тренирует внимание, логику. Родители могут вслух произносить английский звук, тем самым помогая чаду запоминать новые звуки.

  1. Азбука: изучение алфавита с Винни-Пухом

Сладкоежка Винни-Пух отправился за медом. Вот только пчелы захотели перехитрить его и сложили соты в виде заглавных английских букв. Маленькому эрудиту предстоит помочь медвежонку найти заглавной букве прописную пару.

Суть задания: найти указанную букву в ряду, накормить Винни-Пуха.

  1. Тачки: учим английский алфавит

Квест порадует поклонников Молнии Маккуина и Чико «Грома». Перед нами появляются сцены из мультфильма «Тачки», звучит динамичная музыка. Детям нужно отыскать спрятанные буквы. На экране высвечивается время, затраченное на поиск, количество ненайденных предметов, кнопка нажатия на паузу.

Прохождение заданий проходит по принципу игр «поиск предметов». Новый уровень откроется после нахождения всех недостающих элементов. При затруднении игрок жмет на кнопку помощи, воспользоваться помощником можно 3 раза за одно задание.

Для учебы выбирайте момент, когда ваше чадо находится в хорошем настроении. Не стоит садиться за уроки, если малыш голоден, устал и хочет спать. Превратите обучение в занимательную игру, станьте сами участником игровых событий. Берите телефон, планшет с обучалками на прогулку. Не настаивайте, если ребеночек категорически отказывается учиться. Найдите для этого подходящий момент. Методика похвалы, доброго настроя, терпения взрослых гарантированно даст плоды. Ребенок полюбит учиться, быстро научится читать.

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто "гласными"). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е , то ли Ё , то ли Ю . Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не "спотыкался" на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е . Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: "Он у нас с двух лет все буквы знает". Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю , не знает Э , Ы , иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
  • От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок № 1

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё .

А Я
О Ё

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: "Это — А ". Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: "Это — Я "; потом — "Это — О "; а потом — "Это — Ё ". Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова "Это..." нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить "это А " или "буква А ". Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок № 2

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

А Я
О Ё

1-я игра. "Ветер". Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: "Налетел ветер и перемешал всех братиков". Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я , О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. "Прятки". Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: "Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О ? Правильно, под О спрятался Ё ! А под А ? Правильно, Я !"

3-я игра. "Перепрятки". Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. "Ворона". Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: "Ворона летела, летела, летела, летела и... буковку съела". Быстро накройте ладонью одну из букв: "Какую букву ворона съела?" Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: "Рядом с О . Правильно, Ё !" Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. "Карты". Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: "Что это?" Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О , за ней Ё , А Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: "В другой раз доиграем".

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю , надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю "

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё ) один раз в день.

Урок № 3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю ",

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю .

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я . А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без Ы ,— И ).

Урок № 4

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И , а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И .

Закрепляющие игры.

Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

А Я
О Ё
У Ю
Ы И

Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё , а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е . Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё , которые дети часто путают, никогда не "встречаются" при показе: когда "пришла" буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже "ушла". Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

У Ю
Ы И
Э Е

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного. Но правда очень это беспокоит..
Спасибо!

10.05.2015 16:40:29, natka-Lu

А как понять - ребенок уже запомнил букву или нет, если ему еще 4 месяца и он не может говорить

Эта статья соответствует современному уровню представлений о раннем развитии, заданному в книге Читать - раньше, чем ходить в 1995 - 1996 году.
Автор совершенно правильно утверждает:
"Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно."
"Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение."
- То есть, буквы следует изучать, если одновременно вы будете обучать чтению, иначе ребенок быстро забудет буквы.
Какая тут ошибка у автора, если она есть?
Эта ошибка чисто техническая, но она может сыграть роковую роль - сам то автор, видимо, интуитивно в курсе, но он называет "буквы" - буквами, а не буквозвуками, как рекомендуется в системе "настоящего раннего развития Читать - раньше, чем ходить". Из текста видно, что он не исключает называть буквы БЭ, ГЭ, ДЭ и т.п. Но это - категорически исключено в системе Тюленева, который с 80-х годов что нельзя ни одного раза говорить ребенку БЭ, ГЭ и т.п., потому что ребенок мгновенно запоминает и потом ему очень трудно составлять слова из букв БЭ, МЭ, ГЭ и т.п.!
Ещё уточнение.
На вопрос, с какого возраста, автор отвечает, что с двух лет можно начинать:
"Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня."
Это правильно, но начинать по методике Читать - раньше, чем говорить Шароварова и "Читать - раньше, чем ходить" Тюленева можно начинать ещё до года.
Так, в 2002 году на самом деле, зафиксировано, что ребенка по специальной методике можно научить читать уже в полгода - на этой конфе об этом сообщалось.
Вот ещё уточнение. Автор рекомендует:
"Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э - крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е - синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см...."
- для занятий в группе такой размер карточек может пригодиться.
Однако с 1988 года доказано, что могут использоваться карточки гораздо меньшего размера, например, карточки "Азбука гениальности" - Универсальная Развивающая Азбука Методов Интеллектуального развития, сокращенно -УРАМИР - для занятий с новорожденным имеют размеры 7 х 3 см.
В целом же статья замечательная, хотя нет ссылок на первоисточники, и многие из идей и рекомендаций книги Читать - раньше, чем ходить в этой статье либо не усвоены, либо автор о них не знает...
Я считаю, именно вот так, как сделал это Поляков, надо прорабатывать каждый шаг методик раннего развития. :)

ой, прям диссертация целая, я просто учила звуки, а потом учились читать по Жуковой и с мелким и со старшим

Быстро запоминать прочитанную информацию - умение, которое обязательно пригодится каждому школьнику. Пытаясь развить память своему ребенку, родители часто допускают ошибки. Чтобы избежать их, нужно просто придерживаться некоторых правил.

Как научить ребенка запоминать – тренируем память

Дети в школе получают очень много разной информации. Всю ее нужно быстро запоминать и воспроизводить. Чтобы не пришлось учебный материал просто зазубривать, стоит развивать память школьника.

Развитие памяти - это быстрый способ научить ребенка запоминать прочитанное

Для тренировки памяти можно использовать такие техники:

  • ассоциативный ряд;
  • выделение ключевых моментов;
  • составление алгоритма.

Техника «ассоциативный ряд» развивает образную память и творческое мышление. Ребенку дается задание – в процессе прочтения нового материала мысленно связывать незнакомые слова с чем-то понятным. Потом ученик сможет быстро воспроизвести информацию, вспомнив ассоциацию.

Выделяя ключевые моменты, ребенок учится работать с текстом, анализировать его. Запоминать нужно только важную информацию, несущую смысл. Таким образом, уменьшается количество материала для заучивания и сокращается затраченное на это время.

Составление алгоритма необходимо для улучшения понимания текста. С помощью простой схемы можно отобразить принципы работы предметов, механизмов, особенности явлений или другие закономерности. Вспоминая алгоритм, ребенок легко сможет воспроизвести весь материал по теме. При этом он потратит минимум времени.

Возможные ошибки в процессе тренировки памяти

Если родители задаются вопросом, как научить ребенка быстро запоминать прочитанную информацию,то в первую очередь им нужно учитывать его способности и интересы. Нельзя требовать от детей знаний или умений, которые не соответствуют их возрасту.

Часто родители, пытаясь помочь ребенку, повышают голос и срываются на крик. Такое поведение негативно влияет на желание учиться. Поэтому взрослые должны быть терпеливыми и снисходительно относиться к детским ошибкам.

Каждый родитель знает, что учить стихи ребенку необходимо. Они помогают развитию памяти и речи. Каждый родитель помнит первое стихотворение, которое он выучил со своим ребенком наизусть. Как он испытывал чувство гордости, когда малыш громко с выражением рассказывал стихотворение дедушке с бабушкой или на утреннике в детском саду. Но иногда эти чувства смешаны с неприятными воспоминаниями, связанными с процессом заучивания стихотворения. Но этого можно избежать. Зная особенности памяти человека можно выучить стихотворение с ребенком без особых усилий.

Если хотите чтобы ребенок запомнил стихотворение, прочтите стих с выражением, заинтересуйте ребенка. Помните, что малыш будет делать только то, что ему самому интересно. Проявите сами интерес к произведению, читайте стихотворение ярко представляя себе сюжет, стараясь прочувствовать все то, о чем говориться в стихотворении. Можно подключать мимику, жестикулировать. Все способы хороши, чтобы включить ребенка в процесс. Потом закройте книгу и попробуйте вместе с ребенком рассказать все то, о чем прочли. Не забывайте использовать жесты и мимику, чтобы помочь ребенку вспомнить содержание. В этот момент совсем не важно наличие запинок и пропусков. Помогайте ребенку.

Снова откройте книгу и прочтите стихотворение, уделяя особое внимание тем местам, которые не смог вспомнить малыш. Еще раз расскажите вместе. Затем пусть ребенок сам попробует рассказать. Не забывайте хвалить и приободрять ребенка. Он должен чувствовать, что он делает большое дело, восхищайтесь его успехами!

Через несколько часов пусть малыш расскажет стихотворение папе, пришедшему с работы. Не забудьте повторить стихотворение с ребенком на следующий день. Тогда, возможно, это стихотворение ребенок запомнит на всю жизнь и с удовольствием будет учить уже со своим малышом – с вашим внуком.

Желаем удачи! Помните только, что подбирать ребенку стихи нужно в соответствии с его возрастом. Первые стихи должны быть очень простые, короткие с хорошо знакомыми ребенку словами.

Инструкция

Приобретите для ребенка кубики с буквами и картинками. Попробуйте для начала научить ребенка ассоциировать буквы со знакомыми обихода, близкими людьми, игрушками, животными. Называйте звук и предложите малышу найти кубик с соответствующей буквой. Когда он полностью освоит эту игру, покажите другие картинки с этими же буквами. Кроме кубиков в изучении букв помогут магнитные плакаты, детские компьютеры, карточки с изображением букв, доски с магнитными буквами.

Повторяйте постоянно выученный материал. Читайте ребенку стишки, начинающиеся с пройденной буквы. Перед сном спросите, какую букву он выучил за сегодняшний день.

Окружите малыша изображением букв. Это могут быть плакаты на стенах или просто вырезанные силуэты букв из картона, постельное белье и одежда с азбукой, мягкие игрушки, печенья в виде букв, детская посуда, магнитики на холодильник. Когда ребенок постоянно будет сталкиваться с предметами, изображающими буквы, он быстрее их запомнит.


Чтобы не засорять ребенку голову лишней информацией, не следует изучать сами названия букв алфавита, освоение самих звуков позволит малышу научиться читать в дальнейшем гораздо быстрее. То есть, запоминать нужно не букву "И краткая", а звук "Й".

Ранее считалось, что благодаря хорошей работе воображения и зрительной памяти ребенок лучше запомнит буквы, которые будет соотносить с определенной картинкой. Однако это можно считать глубоким заблуждением. Рисунок волка и звук "В" не вызывают у ребенка интуитивных ассоциаций, он еще не умеет выделять из слова первую букву, поэтому при таком освоении алфавита ему понадобится использовать недопустимое в данном случае механическое запоминание. Лучше заменить картинки на:
- междометия;
- звукоподражания;
- ассоциации.
Например, буква "У" похожа на самолетик, который разворачивается в воздухе. Он взлетает и говорит "Уууууу".

Чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, нужно дать малышу прочувствовать буквы. Ему необходимо увидеть их собственными глазами, потрогать ручками, послушать, как они звучат. Например, можно вместе с ребенком вырезать букву "Ж" в форме жука, дать возможность ему раскрасить насекомое, нарисовать глазки, крылышки, поползать вместе с жучком, полетать по комнате, пожужжать: "Жжжук жжжжужжжит, как буква "Ж". Если ребенок сделает самостоятельно что-либо, то он запомнит это гораздо быстрее, чем при показе или рассказе родителей.

Можно совершать с буквами неожиданные для малыша действия. Например, на вырезанную из картона букву "C" насыпать песочек, повторяя вместе: "Давай сссссыпать песссочек на букву "С". Если при закреплении изучения звука "С" ребенок не может его вспомнить, то нужно дать подсказку: "Помнишь, мы ссссыпали пессссочек на букву? Какая она была?" Можно также показать ребенку очертания забытого звука пальцами или дать ту самую картонную букву.
Ребенку можно предложить перед зеркалом превратиться в буквы. У него хорошо выйдут "Т", "Г", "Ф" и другие звуки. Процесс обязательно нужно озвучивать.

Игр на закрепление знания букв существует достаточно много. Подбирать их нужно с учетом интересов ребенка. Например, на разноцветных машинках перевозить буквы различных оттенков. Или дать имена, где будет содержать повтояремые звуки, а для наглядности наклеить на них бумажки с выделением нужной буквы.

Для начала дите должно научиться выбирать нужный звук из нескольких предложенных мамой, и только после того, как малыш перестанет ошибаться, можно переходить к непосредственному называнию букв.

При выборе игр следует учитывать, что все звуки должны быть веселые и интересные, тогда выучить с ребенком алфавит получится быстро и легко.

Раннее развитие детей сегодня является основой большинства образовательных методик. Объяснить это несложно: чем раньше ребенок начинает заниматься, тем глубже и прочнее его знания. Однако сделать процесс обучения увлекательным для малышей бывает непросто. Как выучить алфавит с ребенком?

Читайте, читайте и еще раз читайте, тогда малыш захочет вам подражать, заинтересуется, будет копировать. Расскажите ему о перспективах, о том, что совсем скоро он сам сможет узнать, что написано в книге с яркой обложкой или в разноцветном журнале с привлекательными картинками. Когда вы начнете тренировать письменные навыки малыша, также используйте подражание. Предложите ребенку повторить ваши рисунки-буквы. Для малыша такая игра по изучению алфавита не будет скучной, а станет интересным развлечением.

Внесите элементы обучения в интерьер детской комнаты. Для этого используйте яркие игрушечные буквы из картона или пластика, коврики-пазлы. Сейчас пользуются большой популярностью мягкие буквы-подушки, которые можно использовать по прямому назначению. Запомнить алфавит ребёнку помогут и простые игрушки, с помощью которых можно создать ассоциативный ряд. Например, закрепите за каждой из них свою букву: автомобиль – «а», барабан – «б», вертолёт – «в». Помогут выучить алфавит и буквари с яркими картинками, кубики или карточки. Кстати, их несложно сделать самостоятельно. Просто вырежьте из картона квадраты и напишите или наклейте на них буквы.

Существует огромное количество интересных ярких пособий , которые помогут выучить алфавит с ребенком. В их числе и развивающие приложения для гаджетов. Чтобы начать процесс обучения, просто закачайте приложение на телефон или планшет и отдайте ребёнку. Разные режимы знакомят малыша с описанием букв и слов, их произношением, яркие иллюстрации создают запоминающийся зрительный ряд, скороговорки, загадки и стихи тренируют дикцию, внимание и память.

Не торопитесь!

Выучить алфавит с ребенком быстро не получится, особенно если ему всего 2-3 года. Не заставляйте малыша запоминать сразу все буквы.

Одно занятие должно длиться не более 20-30 минут. Переходите к новой информации только после того, как малыш хорошо запомнит пройденные буквы, которые, к слову, нужно все время повторять. Дети очень быстро забывают информацию, когда она исчезает из их поля зрения. Оставьте дома «напоминалки»: нарисованный малышом алфавит, игрушки-буквы, картинки с изображением букв.

Не забывайте также проговаривать пройденный материал. Делать это можно во время прогулки или похода в магазин.

Видео по теме

Источники:

  • Игры на развитие словарного запаса