Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница вода. Свойства снега и льда

Под опытами понимаются наблюдения за природными явлениями, организованные в специальных условиях. Проводиться они могут и в детском саду. Дошкольникам вполне под силу уяснить для себя не одни лишь внешние проявления природных фактов, но и очевидные взаимосвязи между ними.

Нужны ли опыты для дошкольников?

Какие закономерности под силу понять ребенку детсадовского возраста? Достаточно уверенно можно говорить о различных состояниях веществ, переходе их в другие качества, особенностях воздуха, свойстве песка пропускать воду и тому подобном.

Опыты для дошкольников помогают оттачивать логическое мышление, способности к сравнению и правильным выводам. Дети учатся формулировать собственные суждения, а также отстаивать их.

В основе каждого из них должны лежать представления, имеющиеся у ребенка на момент начала эксперимента. Причём дети в процессе должны принимать самое активное участие. Обсуждая с ними результаты, следует стимулировать дошкольников высказывать самостоятельные суждения. Благодаря несложным экспериментам малышей можно познакомить с немалым количеством характеристик воды, глины, песка и т. п.

Для примера рассмотрим опыты со льдом сада, объясняющие свойства воды, а также другого хорошо известного ее состояния - льда. Казалось бы, вода - всем давно знакомое и привычное вещество, но как много неизвестного может узнать ребёнок в ходе хорошо подготовленного эксперимента!

Лед в кипятке

Итак, приступим. В первом из наших экспериментов участвуют и огонь, и вода, и лед. Точнее, мы с вами попробуем совместить лед и кипящую воду. Несложное оборудование, которое потребуется нам для этого, состоит из пробирки, грузика, а также холодной воды и нескольких льдинок. В целом опыты со льдом в старшей группе (или подготовительной - малышам их понять пока трудновато) не требуют большого количества сложных инструментов и приборов.

Что знает ребенок на момент начала эксперимента? Дошкольникам обычно уже известно, что в горячей (не говоря уже о кипящей) воде лед имеет свойство быстро таять. Попробуем выяснить (это и будет целью нашего опыта) - а возможно ли такое: вода кипит, а лед остается твердым.

Как проводится эксперимент: берем пробирку и наполняем водой, затем бросаем туда кусочек льда. А так как он легче, чем вода, и имеет свойство всплывать, сверху придавливаем его медным грузиком, но при этом льдинки должны со всех сторон быть окружены водой.

И огонь, и вода, и лед - будьте осторожны!

Затем верхнюю часть пробирки начинаем нагревать на пламени спиртовой горелки - именно лишь верхнюю ее часть. Спустя совсем небольшой промежуток времени вода закипает - из пробирки выделяется пар. Но почему же на дне лежащий лед не тает, что за чудо природы?

Весь фокус в том, что кипящая вода находится лишь в верхней части пробирки, а на дне она остается холодной, то есть наш лёд не "в кипятке", а "под кипятком". Как известно, под воздействием тепла вода имеет свойство расширяться и становиться легче, поэтому кипящая вода и не думает опускаться на дно и смешиваться с холодной. Взаимодействия верхнего горячего и нижнего холодного слоев не происходит, нагреться нижняя часть пробирки может лишь путем теплопроводности, но, как известно, данный показатель у воды не слишком высок.

Кстати, самые простые опыты со льдом и снегом, понятные даже крохотному малышу, - это наблюдение на улице за летящими снежинками. Если взять лист бархатной бумаги черного цвета и выйти во двор в снегопад, опустившиеся снежинки на листе продемонстрируют свою безупречную кристаллическую структуру. Постояв немного подольше, мы получим наглядное представление о том, как образуется рисунок из снега.

Повышаем скорость охлаждения

Эксперимент номер 2. Интересные опыты со льдом можно проводить и в индивидуальном порядке - для собственного сына или дочки. Возьмем два крупных куска льда и приготовим пару чашек горячего какао. Это удобнее проделывать в домашних условиях. На чём базируется данный опыт? Скорее всего, ребёнок уже знает, как нагревается на плите, например, кастрюля с супом.

Горячий воздух поднимается вверх. Но таким же свойством обладает и вода, где самый нагретый слой всегда будет наверху. Напомните малышу, что суп на поверхности тарелки всегда горячее, чем на ее дне.

В ходе нашего опыта мы собираемся выяснить, куда именно следует помещать лед для быстрейшего охлаждения жидкости. Итак, ваш ребенок любит какао. Если нет - приготовьте другой напиток, который он с удовольствием выпьет. Поставьте одну из чашек на пластинку льда, а другую накройте таким же ледяным кусочком. Позвольте малышу аккуратно с помощью пальчика и языка выяснить, в какой из чашек процесс охлаждения движется с большей скоростью, и попробуйте вместе поразмышлять, отчего так происходит.

Рассказываем заранее - охладить быстрее получится вторую чашку, ту, которая покрыта сверху льдом. Ведь, как известно, холодная жидкость имеет свойство опускаться вниз, таким образом ускоряя перемешивание слоев.

Цветы из снега

Эксперимент номер 3. Для него приготовьте мыльный раствор и соломинку. К моменту начала опыта дети уже должны знать, что снежинки представляют собой микроскопические кристаллы, образование которых происходит в облаках в холодную погоду. Целью же нашего опыта станет как раз увидеть, как это происходит.

Для проведения его нужно выйти из помещения в ясный морозный день (температура воздуха должна быть достаточно низкой). Почти все опыты со льдом или снегом вне помещения требуют холодной погоды - в оттепель ничего не выйдет.

Попробуйте через соломинку выдуть крупный мыльный пузырь. Снежные "цветы" будут образовываться под тонким слоем пленки и прямо на глазах расти.

Попутно стоит продемонстрировать детям и процесс образования инея. Сделать это еще проще - в мороз берем с собой на улицу чашку с кипятком и закрываем сверху чем-либо металлическим, например, крышкой от кастрюльки. Капельки пара от кипятка осядут на ней и быстро превратятся в на морозном воздухе в кристаллы инея.

Выращиваем сосульки

Эксперимент номер 4. Нам потребуется взять достаточно точный термометр и прикрепить его к длинному шесту, чтобы измерять температуру на крыше небольшой постройки, например сарая или гаража, а также под этой крышей. Знания, которыми должны обладать дети на момент начала эксперимента, несложны - почти все дошкольники уже в курсе, что при положительной температуре вода тает, при отрицательной образуется лед.

На этот раз наши опыты со льдом позволят изучить процесс образования сосулек. И узнать, почему вырастают они на крышах, а не где-то в других местах. И отчего процесс идет гораздо быстрее в солнечную погоду.

На всякий случай уточните, известно ли детям, откуда берутся такие красивые ледяные сосульки. Можно заранее понаблюдать за их ростом на ближайших крышах из окна, выбрав солнечный ясный денек. Заострите детское внимание на парадоксе - почему в мороз новых сосулек не образуется, а растут они лишь на ярком солнышке? Казалось бы, чем холоднее погода, тем больше должно образовываться льда.

Если малыши не в силах сами выстроить логическую цепочку рассуждений, помогите им. Ход мыслей будет таким: что нужно, чтобы появилась сосулька? Прежде всего, вода, затем поверхность, откуда эта вода сможет стекать небольшим ручейком. Ну и, наконец, температура, при которой происходит превращение этой воды в лед. Сочетание трех данных условий оказывается в наличии, если на фоне минусовой температуры начинает пригревать солнышко.

Каким образом это происходит? А вот таким: солнце нагревает лежащий на крыше снег и лед, тот начинает таять, стекающие струйки воды на краю крыши подвергаются перепаду температуры от положительной к отрицательной. Объясняется такой ее скачок тем, что солнечные лучи падают на поверхность гладкой и слегка покатой крыши под самым большим углом, в результате чего та подвергается значительному нагреванию вместе с лежащим снегом.

Раскрасим снег в разные цвета

Эксперимент номер 5. Продолжаем наши опыты со снегом и льдом. Запастись на этот раз придётся некоторым количеством пластиковых бутылок, в которые следует налить горячую воду, причём вода должна быть подкрашена гуашью в разные цвета. Пробку в каждой бутылке следует проколоть иголочкой, сделав небольшое отверстие.

Кроме того, нужно будет взять детскую лопатку и отыскать на территории садика несколько поверхностей, покрытых ровным слоем снега.

Знания, которыми обладают дети на момент начала эксперимента, заключаются в том, что всё (в том числе и снег, и лед) состоит из мелких частичек, именуемых молекулами. В ходе эксперимента мы наглядно продемонстрируем детям, каким образом окрашиваются различные предметы и вещества. А происходит это благодаря проникновению пигмента в структуру того предмета, который мы хотим разукрасить.

Отправляясь на прогулку после снегопада, когда дорожки покрыты свежим пушистым снежком, раздайте детям по бутылке с цветной водой, достаточно горячей, чтобы не сразу замерзла. Посмотрите, где именно снег лег слоями разной толщины.

Предложите детям сделать на его поверхности цветные рисунки, разбрызгивая окрашенную воду. Такое занятие само по себе очень интересно. Возможно, увлекшимся творческим процессом малышам и не захочется обсуждать научную сторону опыта, но это не страшно. Нарисовавшись, они вернутся к изучению предмета.

Предложите лопаткой приподнять снег и обратите детское внимание на то, что толщина прокрашенного слоя зависит от количества вылитой воды и степени пушистости сугроба. Если же мы попробуем покрасить плотные снежки или хорошо утрамбованную поверхность, цветная вода не сможет проникнуть глубже самого верхнего слоя. Результат будет тем нагляднее, чем на улице.

Получаем чистый лед

Эксперимент номер 6. Запаситесь водой (обычной, соленой и сладкой). Для начала сообщите детям о том, что хотя, как им известно, океанская вода соленая, но лед на поверхности Северного Ледовитого океана пресный. В ходе эксперимента вместе с детьми мы выясним, как происходит освобождение замерзающей воды от примесей в виде сахара и соли.

Для проведения опыта приготовьте заранее несколько ледяных кубиков. Каждый из них, полученный из сладкой, соленой, а также самой обычной пресной воды, аккуратно расколите пополам. Поинтересуйтесь у детей - как они считают, заморозив сладкую либо соленую воду, мы получим такой же лед?

Скорее всего, ответ будет положительным. Но это неправильно - на самом деле кристаллизующаяся в процессе образования льда вода избавляется от чужеродных молекул и примесей. Для подтверждения ваших слов разрешите детям лизнуть ледяные кусочки и убедиться в вашей правоте.

Подводные обитатели

Эксперимент номер 7. Для его проведения вам предстоит, кроме снега, разыскать покрытую прозрачным льдом лужу. Малыши должны уже знать, что прозрачные плоскости позволяют рассматривать то, что под ними находится, непрозрачные - наоборот. Напомнить им это можно, пояснив на примере простого стекла.

В ходе эксперимента мы постараемся разглядеть, что творится на дне глубокой лужи или небольшого прудика. Если в окрестностях такого водоема не наблюдается, придётся организовать его самостоятельно - например, в пределах пластиковой бутыли пятилитрового объёма. Выложите на дне композицию из палочек, камешков, орешков и т. п., затем залейте все водой и поставьте на мороз. После замерзания под прозрачным слоем льда все предметы будут отчётливо просматриваться.

Затем на глазах у детей присыпьте лед снегом, и содержимое бутыли тотчас же скроется из виду. Отчего так происходит? Всё просто - снег, в отличие ото льда, непрозрачный.

Чтобы увеличить познавательную ценность эксперимента, попутно можно пояснить детям и другие свойства снега (сыпучесть, рыхлость, мягкость) и льда (ломкость, хрупкость, твердость). Упомяните и о возможности пораниться об острые края льдинок и необходимости соблюдать осторожность.

Как Дед Мороз расписывает нам окошки

Эксперимент номер 8. Все видели на оконных стеклах. Попробуем воспроизвести их в "лабораторных" условиях. Вместо оконного стекла возьмем кусок пластика или сухую стеклянную пластину, которая заменит нам окно. Еще потребуется чашка горячей воды и различной толщины кисточки. Погода в день проведения эксперимента должна быть достаточно морозной.

Выводя детей на прогулку, предупредите их, что предстоит перевоплотиться в Деда Мороза. Если дети уже достаточно большие, можно заранее обсудить сюжет будущего рисунка, и даже создать на бумаге эскиз.

Выйдя на улицу, на сухую предварительно протертую поверхность стекла с помощью кисточки аккуратно нанесите узор горячей водой. Работать нужно быстро, пока вода не застыла. Повторно проводить кисточкой по тому же месту не следует, а вот после замерзания картинки можно повторить процедуру и сделать все линии толще и заметнее.

Несомненно, существуют и другие опыты со льдом. Кое-что вы можете придумать и сами. Главное - пробудить и поддержать интерес малышей к таким необычным и разнообразным природным явлениям!

РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка» филиал №3 “Звёздочка”

«Тайны снега и льда»

ООД с элементами экспериментирования

подготовительная группа

Воспитатель: Шлыкова Г.В.

2015-2016 уч. г.

Цель:

ознакомление с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о свойствах снега и льда;

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;

Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе;

Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный;

Повторить правила поведения на прогулке, на льду;

Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;

Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время);

Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.

Развивающие:

Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

Развивать мышление, память, умение выслушать товарища, не перебивая

Развивать связную речь;

Развивать мелкую моторику;

Способствовать развитию осторожности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы;

Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Оборудование и материалы: снег, лёд, ёмкости с водой, бумажные салфетки, формочки со льдом, вода, гуашь, формочки, тарелочки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегом, льдом; чтение стихотворений о зиме; рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.

Живет на земле Матушка Водица. У нее большая семья: сыновья - Туман,

Дождь, Снег, Лед; дочери - Роса, Снежинки. У всех разные характеры, все

любят разные времена года (кто весну и лето, кто осень и зиму).

Хочу загадать вам загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

С кем из детей Матушки Водицы мы встречаемся зимой? (снег, лед, снежинки)

Мы сегодня узнаем, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником. (Прикрепить значок - бейджик.)

– О чем говорилось в начале загадки?

(Внесение снега, его исследование.)

– Послушайте еще одну загадку: «Белое одеяло землю укрыло». Почему так говорят?

– Что вы знаете о снеге? Какой он? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.)

– Откуда он берётся? (Педагог выслушивает рассказ одного из детей.)

– Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)

(Внесение льда, его исследование.)

– Что такое лёд? Как он получается?

– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)

– Как вы думаете, коллеги, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?

– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.

(Деление детей на три подгруппы.)

– Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на 3 группы: три старших лаборанта набирают себе команду.

Опыт «Что быстрее растает?»

(Оборудование и материалы: тарелочки, снег, лёд.)

У каждой группы на столе - рыхлый снег, комок снега, лёд.

– Куда лучше поставить тарелочки, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате, где падают лучи солнца.)

Опыт «Определение тяжести»

(Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.)

– Давайте определим время: 3 минуты (Выставить песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?

Первая группа, ваша задача – опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

(Объяснения старших лаборантов после наблюдения и обсуждения с командой.)

Вывод:

Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.

Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.

Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.

(Проверка времени, затраченного на первый опыт.)

– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод : Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

Игра «Хорошо – плохо»

– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)

– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Если увидишь лед - ступай по нему осторожно, а лучше обойди! (Лед гладкий, скользкий. Можно поскользнуться и упасть).

Нельзя ходить по льду на реках! (Лед может подтаять и тогда он теряет свою прочность. Можно провалиться в воду).

Как определить прочность льда?

(Лёд можно считать прочным, если его толщина не менее 7 сантиметров – это лёд зеленоватого оттенка. А матово-белый или с желтоватым оттенком – ненадёжен. Тонкий лёд бывает вблизи кустов, камыша, где в него вмёрзли водоросли, около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи. Следует обходить площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лёд всегда тоньше. Очень осторожным следует быть в местах, где лёд примыкает к берегу – возможны трещины, подо льдом может находиться воздух. Особенно опасен лёд во время оттепели.)

Что делать, если вы провалились под лёд, а помощи ждать неоткуда?

(Во-первых, ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания. Необходимо удержаться от погружения в воду с головой. Во-вторых, без резких движений нужно постараться выбраться на лёд, широко раскинув руки, наползая на край льда грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда вы пришли, где прочность льда проверена. Несмотря на то, что сырость и холод толкают вас ускорить движение, подняться, побежать, будьте осторожны до самого берега. Ну а там уж не останавливайтесь, пока не окажетесь в тепле.)

Что делать, если кто-то другой на ваших глазах провалился под лёд?

(Позвать взрослых на помощь. Взрослому нужно помнить, что приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше подложить под себя лыжи, доску, фанеру. Подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Поэтому нужно протянуть тонущему лыжу, лыжную палку, доску, верёвку или ремень, связанные шарфы. Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и ползти к полынье. Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухое.)

Физкультминутка «Пушистый снег»

Снег над нами кружится –

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Закружились, как снежок.

(Дети изображают зимние фигуры.)

Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»

– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?

– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?

– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)

– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки?

Вывод: Снег непрочный, рыхлый.

– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)

– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?

(Воспитатель вносит цветную льдинку.)

– Как вы думаете, почему она цветная?

– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки.

(Оборудование и материалы: вода, гуашь, формочки

– Куда поместить необходимо наши формочки, чтобы получился лед?

(Воспитатель подводит итог.)

– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

Общие свойства снега и льда:

Холодные на ощупь;

Сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;

Не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.

Различия снега и льда:

Снег белый и рыхлый:

Лед прозрачный и хрупкий.

Назовите правила безопасности на льду. Хочу подарить вам снежинки. Можно загадать желание и повесить на новогоднюю ёлку. Пусть оно сбудется в Новом году!

Цель:

  • Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
  • Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
  • Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход занятия

Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Под музыку («кабы не было зимы…») выходит Зима: «Здравствуйте, ребята! Вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе – горой,

А в избе – водой. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Беседа «Что такое снег?»

Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.

Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.

Опыт №1. «Определение цвета».

Какого цвета снег? (белый)

Какого цвета лед? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.

Опыт №3. «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лед? Я случайно уронила лед, что с ним случилось? (Он раскололся, он хрупкий).

Физ.минутка: Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки.

С горки я

На лыжах мчусь

Сегодня

Храбрым быть учусь!

А завтра

Буду смелым!

Ну а потом –

Умелым!

Опыт №4. «Тонет, не тонет».

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут

Опыт №5. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Выводы:

Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.

После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.


Тема: Снег и его свойства

Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой и придумывать узор по своему желанию.

Развивающие задачи: развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ; развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие задачи: воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.

Предварительная работа: наблюдение за снегом; рассматривание снежинок; игры со снегом; опыт со снегом.

Демонстрационный материал: Зайчик; иллюстрации с изображением снежинок; карточки с изображением различные состояния воды: река, лед, снегопад, туча, пар, снежинка; Завывание вьюги.

Раздаточный материал: темная бумага в форме розеты, кисти, непроливайка, салфетка (на каждого ребенка); гуашь белого цвета.

Словарная работа: снег — серебристый, хрустящий, холодный, искристый, сверкающий, воздушный, мягкий, пушистый; Снежинка – легкая, воздушная, ажурная, красивая, резная, прозрачная, белая; иней, метель, вьюга.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ой, кто-то там стучит за дверью … Посмотрите, кто к нам в гости пришел? Зайчик принес конверт. А конверте загадки. Отгадаете ребята? Тогда, слушайте внимательно и отгадайте:

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный как лягушка,

А согреешь — ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Зайчик хочет посмотреть, как занимаются дети старшей группы. Его зовут Снежок.

Беседа « Что такое снег?»

Воспитатель: – Ребята, какое сейчас время года?

Дети: – (ответы детей).

Воспитатель: — Скажите, что такое снег? Почему идет снег?

Дети: -(ответы детей)

Воспитатель: – А теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов рек и озер — испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч. Ребята, зайчик мне на ушко пошептал, что он принес сюрприз. Что это? А какой бывает снег?

Опыты со снегом:

Снег бывает: белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.

Воспитатель – Посмотрите, что это? Потрогайте его, возьмите на ладошку и можете подержать. Какой снег на ощупь?

Дети – холодный и мокрый.

Воспитатель – Как вы думаете, из чего состоит снег?

Дети – (ответы детей)

Воспитатель – Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?

Снежинка : легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.

Воспитатель – По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А снежинки кружатся, ветер их несет, это явление называется вьюга и метель. Вы слышали, как воет вьюга?

Дети — У-у-у, у-у-у…

Прослушивание вьюги и метели:

Воспитатель — Метель — это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно. А что такое иней?

Дети – (ответы детей)

Воспитатель – Иней, – это появление ледяной корки на деревьях, на заборе, на земле, на проводах образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их иногда называют рисунками Деда Мороза, другие похожи на лесную сказку. А теперь, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю …(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые …(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее …(снегопад).

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

Словно белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Словно в сказке как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

  1. Художественное творчество Рисование « Снежинка»

А теперь, мы с вами нарисуем красивые, ажурные снежинки. Снежинка, какого цвета? Значит, мы снежинку будем рисовать белой краской. Правильно взяли кисточку в правую руку, выше металлического наконечника, с тремя пальцами. Кисточку сначала смачиваем в воде, затем набираем белую краску, и рисуем концом кисти снежинку. Рисуем прямую линию сверху вниз, затем с левого верхнего угла рисуем на правый нижний угол, потом с правого верхнего угла рисуем на левый нижний угол. Так как, двух одинаковых снежинок не бывает, сами придумаем красивый узор.

— А теперь мы с вами поиграем в игру «Мы снежинки»

Мы снежинки, мы снежинки

Мы снежинки- звездочки

Мы кружились, мы кружились

И на землю тихо сели.

Но подул вдруг ветерок

Все снежинки он поднял

Мы снежинки, мы — малютки

Мы кружились, мы кружились

И на землю снова сели.

  1. Итог занятия

Воспитатель — Почему мы любим зиму? Как выглядит земля зимой?

А какой чудесный праздник отмечаем зимой?

Дети – (ответы детей)

Воспитатель — Зима – чудесное время года, нам принесла снег и радость.

В какие игры мы играем зимой?

Дети – (ответы детей).

Воспитатель – Вам понравилось рисовать снежинки? Трудно ли было рисовать?

Молодцы! На занятии все отвечали хорошо, очень понравились зайчику ваши рисунки — снежинки. Спасибо! Занятие окончено.

Занятие в подготовительной группе

познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Тайны снега и льда»

воспитатель: Попова Е.Н.

Цель : Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ : Продолжать формировать знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ : Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ : Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива; Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами игры «Что нам нравится зимой».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы:

Снежинки с загадками, емкости со льдом и снегом, по два стакана на каждого ребенка, листы цветной бумаги, салфетки, соль, металлические ложки, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись звуков природы "Хруст снега", значки смайлики.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы и приемы используемые в ходе НОД:

1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям);

2. Наглядно - демонстрационный (снежинки с загадками, картинки слайды, символы со свойствами снега и льда);

3. Практический (проведение опытов со снегом и льдом);

4. Игровой (подвижная игра "Что нам нравится зимой", игра на внимание с сигнальными карточками);

Используемые современные образовательные технологии:

 ИКТ-технологии;

технология исследовательской деятельности;

игровые технологии;

здоровьесберегающая;

личностно-ориентированные технологии.

Предварительная работа : беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.

Ход НОД

(слайд 1) (узор на окне)

Вот к нам и пришла зима

На деревьях бахрома.

Из окна не виден двор.

Все стекло покрыл узор.

Наступил первый месяц зимы и последний месяц года – декабрь.

( слайд 2) (снегопад)

Холодно, в воздухе кружатся снежинки, и несколько из них залетело к нам в группу. Вот какие они красивые, резные (показывает детям). Они замечают, что с обратной стороны на них что – то написано.

Действительно. Давайте прочитаем: так это же загадки принесли нам снежинки.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз) .

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег) .

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет . (Сосулька)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь -вода в руке . (Снежинки)

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима) .

Правильно, зима.

Ребята, скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)

    День становится короче, а ночь - длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.

    Понижается температура воздуха.

    Идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.

    Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни.

    Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.

Молодцы! А что происходит с живой природой?

    В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.

    Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Какие птицы зимой остаются в наших краях? (зимующие - воробьи, вороны, синицыи др.)

А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей) .

Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища.

А вы любите играть зимой? А в какие игры вы играете зимой?

(в хоккей, на лыжах катаемся, на санках, на коньках, строим горку, снеговика, играем в снежки)

Физминутка «Если нравиться тебе»

Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и повторяют движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Воспитатель : Ребята. У вас сейчас какое настроение? (Хорошее)

Тогда сейчас мы с вами станем настоящими учеными – исследователями. Зима приглашает нас в свою лабораторию, где приготовила для нас опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда. (проходят садятся за столы)

Уважаемые коллеги, скажите, снег хорошо или плохо (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.

Воспитатель.

А теперь проходите на свои места. Посмотрите в стаканы, которые перед вами, что в них находится? (снег, лед)

Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? (холод) Что у вас осталось на ладошке? (вода) Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

Какого цвета снег? (белый)

А лед имеет цвет? (нет) Значит, он какой? (бесцветный)

Вывод: Снег- белого цвета, лед - бесцветный.

Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег, какой? (Непрозрачный).

А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

Вывод: Снег- непрозрачный, лед - прозрачный.

- - Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Дети: Снег рыхлый).

Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Дети: Лёд хрупкий).

Вывод: Снег - рыхлый, лед - хрупкий.

Вывод:

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Опыт № 2. “Почему лед не тонет?”

А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? (плавает) Если лед оставить в воде, что с ним произойдет? (растает)

Вывод: что лед не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.

Опыт № 3. “Почему снег хрустит?”

(слайд 3) (хруст снега)

Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда мы в морозный день идём по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит.

Воспитатель: Ребята, в озьмите соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли) . Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Теперь вы знаете почему хрустит снег.

Воспитатель.

Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

(Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки - смайлики, грустный поднимают при ответе (нет), улыбающийся при ответе (да))

Снег при таянии превращается в воду? (да)

Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)

Снег бесцветный? (нет)

Лед прозрачный? (да)

Лед рыхлый? (нет)

Снег белый? (да)

Лед тяжелее воды? (Нет).

Лед тает в воде? (Да)

Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).

Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию волшебницы зимы? Зима приготовит нам еще много интересных и занимательных опытов.