Лечение аутизма. Обучение простому предложению по методике нуриевой (с карточками для скачивания) - коррекция и обучение - каталог статей - особенный мир Какие тесты помогут выявить аутизм у ребенка дома

В настоящее время разработаны разные методики лечения аутизма, которые способствуют пониманию детей-аутистов и дают возможность им нормально расти, развиваться и жить в этом мире.

Терапия взаимодействия и развития

При лечении аутизма у детей весьма эффективна терапия взаимодействия и развития, которая направлена на стимуляцию развития ребенка. Эта терапия была разработана около 30 лет назад и усовершенствовалась с каждым новым открытием. Идея состоит в том, чтобы сблизиться с ребенком, учитывая его восприятие мира.

Ребенку-аутисту свойственна любознательность, хотя она непохожа на любознательность обычного ребенка. Его больше интересуют предметы. Лишь немногое вызывает его любопытство. Надо вовремя подметить, что его заинтересует. Сеансы совместной игры постепенно помогут ребенку выйти на новую, более сложную ступень общения.

В момент взаимодействия между ребенком и взрослым, деятельность мозга синхронизируется. Если бы мы могли увидеть мозг ребенка-аутиста, то заметили бы активацию нейронных сетей, сопровождающуюся образованием новых контактов между нейронами, образующими новые нейронные сети. Эта терапия оказывает прямое воздействие на архитектуру мозга.

Нейроны – это клетки мозга, которые позволяют передавать информацию. По мере развития мозга нейроны разрастаются. Нейроны соединяются между собой, образуя синапсы. Синапсы образуются и распадаются. Это обеспечивает так называемую пластичность мозга.

Если нейроны по каким-то причинам не могут нормально соединяться, то передача информации в клетках мозга нарушается. Это характерно для аутизма. Это происходит, например, когда человек не способен слышать человеческий голос, зато может слышать другие звуки. Один контакт между нейронами есть, а другого нет. Но при восстановительной терапии, благодаря пластичности мозга, можно надеяться восстановить эти утраченные контакты. Не в полной мере, но хотя бы частично. То же самое происходит и при ортофонической реабилитации, и при психомоторной. Так или иначе, любая психотерапия способствует восстановлению и образованию нейронных сетей.

Аутизм также характеризуется тем, что ребенок не может отличить голос человека от других шумов. Терапия позволяет лучше узнавать человеческие голоса, благодаря чему ребенок начинает лучше говорить.

Для оценки методики ученые сравнили социальное поведение, язык и моторику 15 детей до прохождения терапии, через 1 год и через 2 года занятий. Каждый из детей сделал успехи. Признаки аутизма стали менее заметными.

Детский аутизм характерен также тем, что 80% аутистов не смотрят в глаза человеку, с которым общаются. Поэтому им трудно понять выражение лица, чувства и намерения собеседника. Они смотрят на контуры лица, а не на лицо. Это необычно, поскольку чаще всего дети смотрят на глаза, потому что это наиболее информативная часть лица, глаза отражают чувства и социальную информацию. Эта информация делает возможным взаимодействие. Дети-аутисты внимательнее рассматривают предметы, чем человеческое лицо. За два года, с помощью игровых занятий, дети-аутисты обучаются смотреть людям в глаза. И их мозг начинает работать практически нормально.

Стимуляция взаимодействия с людьми позволяет восстановить сети передачи информации. Это способствует коммуникации и возникновению нейронных связей.

Чем раньше поставлен диагноз, тем больше шансов на успех. Ведь в это время мозг очень сильно меняется. За год изменяется моторика, речь – и это касается любого ребенка. В это время мозг обладает большой пластичностью. Интенсивные занятия в период, когда мозг так меняется, дают наилучшие результаты. Какие-то симптомы могут исчезнуть или стать незаметными, не мешающими жить.

Если рано начать занятия, то ребенок научится общаться с другими детьми и будет нормально развиваться. Родителям необходимо приноравливаться к своим детям, чтобы им помочь.

Методика лечения аутизма «Денверская модель»

Чтобы хорошо развиваться, дети-аутисты должны заниматься гораздо больше других детей, чтобы научиться себя вести в любых ситуациях. Они должны изменить и свое поведение. С ребенком все можно делать вместе, сообща. Ребенка необходимо хвалить, когда у него получается выразить свою мысль или что-то сделать.

Дети аутисты по-особому воспринимают то, что их окружает. Они могут часами играть в песок, или возиться с камушками. В денверской модели интерес ребенка используется для того, чтобы отвлечь его от повторяющихся движений и заинтересовать чем-то другим.

Научный эксперимент с участием 48 детей показал, что дети, занимавшиеся по денверской модели, добились больших успехов, чем дети, проходившие лишь поведенческую терапию. К семи годам все они достигли нормального уровня умственного развития и социальной адаптации.

Метод лечения аутизма «Имитация»

Долгое время ученые недооценивали потенциал развития аутистов. Например, считалось, что они неспособны имитировать кого-то, чтобы общаться и учиться. Однако в последнее время было доказано, что подражание – основа коммуникации, в том числе и для аутистов.

Простая имитация позволяет понять, насколько важен другой человек. Он важен для того, чтобы увидеть себя и понять свои собственные намерения и действия. Это позволяет пробудить интерес к себе, в том числе у аутиста, который понимает - надо сделать то, что делает другой, чтобы представить самого себя.

Что происходит в мозге двух людей, имитирующих друг друга? Ученые доказали, что когда люди делают что-то одновременно, их мозг тоже синхронизируется. У обоих участников активируются те же «мозговые волны». В качестве упражнений можно посадить двух детей напротив друг друга и попросить, чтобы они делали любые движения руками и имитировали друг друга, причем неважно, сколько времени они будут имитировать, а сколько производить самостоятельные движения. Если эксперимент проводить с обычными детьми, то, как правило, дети меняются ролями 50/50.

Когда в эксперименте участвую дети-аутисты, то они либо все время имитируют другого, либо все время предлагают свои движения, не имитируя другого, однако чаще – имитируют. Это противоречит общепринятому мнению о том, что аутисты не могут имитировать других. Трудно добиться, чтобы аутист понял, когда другой участник готов поменяться ролями, и уступил ему свою роль, взяв на себя его роль.

Можно ли использовать имитацию, чтобы установить контакт с детьми-аутистами и помочь им взаимодействовать с другими людьми?

Был проведен эксперимент с участием 8 детей-аутистов. Их поместили в оборудованную комнату, в которой все вещи были в двойном экземпляре. Благодаря этому ребенок-аутист и воспитатель могли одновременно делать одни и те же движения с предметами. С 2 до 4 лет, когда дети еще не говорят, они спонтанно используют имитацию для общения. Могут ли то же самое делать дети-аутисты?

При использовании языка или при невербальном общении надо наладить какую-то связь. Имитация, при которой два человека одновременно делают одно и то же, позволяет создать эту связь, так как появляется общий опыт. Гипотеза была такая – подражание разнообразит репертуар их поведения и разовьет новые интересы.

Исследования заключались в том, чтобы выяснить какую пользу им приносит тот факт, что они имитируют движения, и их движения имитируют, для улучшения их способности общаться с людьми. Научатся ли они обращаться к людям, не бояться их, не избегать?

Во время эксперимента в некоторых случаях дети в первый раз не подражали своим воспитателям. Тогда воспитатели начинали подражать им. Дети это замечали и начинали интересоваться. После этого они начинали понемногу имитировать взрослого.

Имитация сродни приключению. Это возможность, которую мы даем человеку, несклонного к путешествиям и разного рода новым экспериментам. Мы даем ему возможность попутешествовать. Это не только облегчает общение, но и стимулирует любопытство, желание узнать, что происходит и находится вокруг.

За два года эксперимента по имитации социальные способности и воображение детей-аутистов значительно улучшились. Они сами стали выбирать, что имитировать. И сами решают, когда из имитируемого стать имитатором. Они внимательно следят за тем, что делает воспитатель и радуются. Они стали понимать, что надо чередовать то имитацию, то собственные движения. В этом и заключалась цель эксперимента.

Уже через месяц занятий ощущается разница. Ребенок чаще подражает и быстрее развивается. Начинает чем-то интересоваться, и перестает зацикливаться на одних и тех же движениях и действиях. Он начинает вовлекаться во взаимодействие с другими и чувствует себя увереннее.

Каждый ребенок-аутист уникален. Ранняя диагностика и новые методики, направленные на развитие ребенка, позволяют надеяться на лучшее. Обучив врачей, родителей и учителей распознавать это расстройство, мы можем дать им возможность понять этих необычных детей, чтобы помочь им наладить общение с другими.

Необходимо позволить детям, страдающим аутизмом, стать полноценными членами общества – учиться в школе, работать, общаться, творить, любить.

У аутичного ребенка может достаточно интенсивно накапливаться пассивный словарь номинативного характера, т. е. состоящий в основном из существительных. При этом становление фразовой речи у ребенка может быть замедленно, он испытывает трудности в овладении семантическими компонентами речи, не может самостоятельно оформить свою мысль вербально. Особую трудность вызывает актуализация глагольного словаря.

В этом случае нужно начинать работу по использованию глаголов и формированию предикативного словаря, на основе специально подобранных речевых конструкции. Подробно с методикой работы над структурой простого предложения и развития речи у детей с РАС можно ознакомиться, изучив книгу Л. Г. Нуриевой (скачать книгу Нуриевой + наглядные материалы можно на сайте aut-kniga.ru, или же купить в магазине лабиринт ). Я предлагаю скачать готовые карточки для занятий, с описанием того, как их необходимо использовать. Простые задания помогут ребенку овладеть глубинно-семантической структурой предложения из 2-3 слов, вводить уже усвоенные фразы-штампы в новые предложения и использовать их в другом контексте.

Задание 1

Начинать работу над структурой простого предложения Нуриева рекомендует с глаголов, обозначающих предметные действия. Для этой цели подберите игрушки в виде человечков или животных в различных позах, имитирующих действия людей (к примеру, вы можете взять игрушки из «киндер-сюрпризов») и подготовьте карточки с нужными глаголами (ест, идет, ползет, стоит и т.д.), скачать карточки можно по ссылке ниже. Предложите ребенку подобрать карточки с глаголами к каждой игрушке и озвучить, что человечек делает («Она стоит», «Он идет» и т. д.). Затем можно попросить ребенка показать игрушку, повторяющую движение логопеда или сымитировать действие игрушки.

Затем вместо игрушек берут плоскостные изображения людей в разных позах. С карточками выполняют те же инструкции, что и в предыдущем задании. При этом, картинки с животными и предметами помогают сформировать понимание того, что глаголы могут обозначать не только действия людей, но и других существ и неодушевленных предметов (самолет летит, мяч прыгает, собака сидит, змея ползет).

Задание 2

Вам понадобится набор фигурок и игровые поля. Разложите игровые полях с известными ребенку глаголами и расположенными под ними овалами, которые будут служить местами для игрушек. Работа строится следующим образом: к примеру, вы спрашиваете у ребенка: «Кто сидит?», он отвечает «кукла сидит» и ставит куклу на соответствующее место. Таким образом заполняются игровые поля.

Задание 3

Отрабатывается понимание общности действий людей, предметов, животных, изображенных на картинках. В задании дифференцируются по два глагола.

Для того чтобы понять, насколько ребенок усвоил лексический материал (в данном случае — глаголы), Нуриева рекомендует использовать задания с глагольными загадками, выполнение которых требует от ученика невербальной произвольной деятельности.

Задание 4

В своей методике Нуриева предлагает применять двусторонние карточки, на одной стороне которых изображены картинки людей, животных или предметов, а на другой - напечатаны глаголы, которые обозначают действия на картинках. Необходимо разложить карточки перед ребенком картинками вверх. А затем задавать ему вопросы по картинкам. Например: «Кто плавает и молчит?» Ребенок должен ответить на вопрос или указать на картинку: «Корова». Затем нужно сразу перевернуть карточку и проверить ответ.

Вы можете скачать образец таких карточек и использовать их для занятий, или заменить глаголы (изображения и тексты), если они не знакомы ребенку (как заменить картинки в word можно узнать ).

Образец карточек с глаголами

Вот образец нескольких карточек:

В архиве собраны 24 карточки по глаголам:

  • лает, сторожит — собака,
  • плавает, молчит — рыба,
  • скачет, ржёт — лошадь,
  • цветет, растет - цветок,
  • прыгает, квакает — лягушка,
  • летает, чирикает — воробей,
  • кудахчет, клюет — курица,
  • мурчит, царапается — кошка,
  • пищит, скребется — мышь,
  • плавает, крякает — утка,
  • жужжит, летает — муха,
  • прыгает, стрекочет — кузнечик,
  • висит, закрывает — замок,
  • режет, затупляется - нож,
  • светит, греет — солнце,
  • греет, стоит - радиатор,
  • тикает, звенит — будильник,
  • звенит, блестит - колокольчик,
  • прыгает, сдувается — мяч,
  • сушит, гудит — фен,
  • гудит, едет — паровоз,
  • плывет, гудит — пароход.

Скачать глаголы и карточки для занятий.

Скачать карточки для работы по методике Нуриевой 2 можно . Другие карточки - архив скачать можно .

Продолжение (взято из статьи

В 4 главе книги «Развитие речи у аутичных детей», Л. Г. Нуриевой описаны примеры заданий для работы над структурой простого предложения. И одним из заданий является введение слов с частицей «не», имеющих антонимичную пару (бегает - не бегает, ползает - не ползает, скачет - не скачет). Я подготовила набор карточек, которые можно использовать для нескольких заданий.

Задание № 1

Положить перед ребенком карточку с напечатанным крупным шрифтом глаголом, под ней разложить картинки с изображениями животных. Отдельно положить карточку с частицей НЕ, набранной ярким цветом и крупным шрифтом. Спросить у ребенка: летает ли (прыгает/плавает и т.д.) это животное? Если ответ утвердительный, ребенок должен назвать утвердительную форму глагола — летает (прыгает/плавает…), если отрицательный - тогда придвинуть к слову карточку с частицей «не» и прочитать антоним. (Неговорящий ребенок использовать указательный жест.)

Можно использовать синонимы (прыгает — скачет, идет — ходит).

Задание 2

Разложить несколько больших карточек с разными по значению глаголами и изображениями пиктограмм, обозначающие особенности зверя или птицы (летает, бодается, плавает) и отображающих ту часть тела животного, с помощью которой оно выполняет действие (крылья, рога, плавники).

Ниже разложить маленькие карточки с изображением животных, рыб, птиц. Задавать ребенку вопросы по картинкам: «Кто летает?» «Бодает?» «Плавает?» Ребенок должен ответить: «Голубь летает». «Коза бодает». «Рыба плавает», и разложить картинки рядом с соответствующими пиктограммами.

Затем можно отрабатывать антонимичные варианты, добавив большую карту с частицей «не» + карточка с глаголом: воробей не бодает, черепаха не клюет, жаба не кусает и т. п. Это задание поможет расширить кругозор ребенка, обратить его внимание на то, что способ действия птиц, рыб, животных во многом определяют особенности строения их тела.

Скачать картинки для изучения глаголов с частицей «не»

Чтобы скачать картинки «частица не с глаголами», перейдите

 Введение

 Глава 1 Основные этапы работы

 Глава 2 Тренинг с использованием запахов

 Глава 3 Развитие артикуляторного праксиса

 Глава 4 Особенности работы над структурой простого предложения

 Глава 5 Формирование грамматического строя речи

 Глава 6 Приемы работы над расширением фразы, над естественным звучанием речи

 Глава 7 Формирование монологической речи

 Глава 8 Организация занятий с детьми в возрасте 2,5-3 лет

 Послесловие

 Приложение

Введение

Педагоги-дефектологи в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У неговорящих (мутичных) детей может быть нормальный слух или тяжелая степень тугоухости, их органы речи могут быть органически сильно повреждены или не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень их развития иногда бывает очень высоким, а порой - значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, ему может быть поставлен диагноз ранний детский аутизм (РДА).

В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р. И., Серебрякова, 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга при аутизме (Гилберг К., Питере Т., 1998). Очевидна связь речевых нарушений с патологией определенных мозговых структур. Так, одной из причин полного отсутствия речи у ребенка может быть поражение нижнетеменных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997). При такой локализации очаговой симптоматики нарушается точная пространственно организованная деятельность артикуляционного аппарата, обусловленная нарушением не собственно пространственного фактора, а несформированной обратной афферентацией. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки, воспринимаемые как речевые).

Определить нарушение произвольной деятельности артикуляционного аппарата у ребенка может невропатолог или логопед. Однако заподозрить артикуляторную апраксию при аутизме у малыша 3-4 лет могут и сами родители по некоторым достаточно выраженным признакам. Внешне ребенок выделяется своей погруженностью в оральные аутостимуляции: он все облизывает, запихивает кулачки в рот и довольно грубо пытается затолкать пальцы как можно глубже в ротовую полость; часто малыш жестоко кусает близких людей, не делая различий между ними и неодушевленными предметами. У него нарушены и другие виды произвольных движений, поэтому его чрезвычайно трудно обучить каким-либо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие у такого ребенка обычно имеет ряд особенностей: если вслед за лепетом все-таки появляются первые слова, то они никак не связаны с ближайшим окружением (например, «лампочка», «черепаха»), даже звучащее слово «мама» не является реакцией на приближение матери к малышу.

До 2-2,5 лет может происходить постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет слов, которые произносятся окружающими в сильном аффекте (зачастую это бранные слова), или в речи малыша мелькают строчки из стихов и песен. Однако все эти слова или короткие фразы не направлены на общение ребенка с близкими людьми, а при переходе к активному периоду овладения речью он начинает терять и этот небольшой словарный запас. В результате, к трем годам у малыша остаются только ограниченные непроизвольные вокализации (2-3 звука), крики, исчезает «бормотание», в котором можно было бы различить «осколки» слов. Одновременно могут отмечаться значительные расстройства аффективной и моторной сфер: появляются страхи, тревога, нарушается формирование сложных двигательных операций с предметами, снижается мышечный тонус, обедняется мимика, ребенок не стремится к контакту, но и не отвергает его, идет на руки ко всем, не выражая при этом никаких эмоций.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

В этой книге представлены методические разработки, которые могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания (Соботович Е. Ф., 1981), использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосельская Н. Е., 1997) и на сеансах холдинг-терапии (Либлинг М. М., 2000) (суть данного метода состоит в том, что кто-то из родителей (обычно мать) крепко прижимает к себе ребенка, ласково с ним при этом разговаривая. Вначале ребенок сопротивляется, порой даже проявляет агрессию, но потом успокаивается и, чувствуя особую близость взрослого, внутренне «раскрывается»).

Многие люди, страдающие аутизмом, могут иметь нарушения или трудности функциональной . Иногда это связано с заболеваниями, такими как патология развития языка или апраксия. Однако, чаще всего причина заключается в значительном дефиците развития навыков в области мотивации, обработки речи и социального взаимодействия. Задержка речи также бывает вызвана серьезными ушными инфекциями, которые могли привести к снижению слуха или негативно повлиять на обработку речи на важнейших этапах умственного развития.


В своей практике специалисты АВА часто сталкиваются с невербальными детьми. Термин «пре-вербальный» или «невербальный» означает, что индивидуум не использует вокальную коммуникацию функциональным образом на постоянной основе (термин «невокальный» или «неговорящий» с профессиональной точки зрения является более предпочтительным, поскольку вербальное поведение может включать в себя и неэкпрессивную коммуникацию, например, язык жестов). В большинстве случаев вместо типичной речи такие люди используют коммуникацию неэффективным или неподходящим способом (эхолалия и т.п.). Они часто общаются при помощи указательных жестов, направления действий других и, в основном, посредством собственного поведения. Практически любой терапист сталкивался с ситуацией, когда маленький ребенок, не произнося ни слова, контролирует жизнь всей семьи в соответствии со своими желаниями. Родители такого ребенка, как правило, знают, что два вскрика означают «включи телевизор», капризный плач подразумевает «возьми меня на руки», а толчок брата значит «я не хочу играть» и т.п.

Важно, чтобы при работе с невербальными детьми цель состояла не только в обучении «говорению». Целью должна стать эффективная коммуникация ребенка. Даже вербальные дети не всегда общаются эффективно. Ситуация, когда пятилетнего ребенка обучают различению цветов и частей тела в то время, как он не может сообщить взрослому о том, что он голоден, хорошо иллюстрирует пример ребенка, который умеет разговаривать, но не пользуется своей речью для общения.

Когда вы думаете о «вербальном» ребенке, необходимо думать не только о «говорении». Какие образом ребенок общается? Обладает ли он хорошей рецептивной речью, даже если он не говорит? Наблюдаются ли у ребенка вербальные стимуляции, гуление, напевает ли он песни или мелодии? Кричит ли ребенок, когда расстроен, или шумит ли он, не произнося ни слова? Полагаясь на собственный опыт, некоторые АВА-специалисты говорят, что вербальные стимуляции, частый лепет, демонстрация социального сознания или внимания (к примеру, ребенок пристально смотрит на ваше лицо, когда вы ему поете) являются хорошими показателями того, что невербальный ребенок начнет говорить. Дети, продуцирующие эхо-реакции, поющие песни без слов и «играющие» со звуками речи зачастую быстро добиваются успеха в ходе интенсивного речевого вмешательства.

Поведение составляет значительную долю коммуникации. Считается, что у детей, которые не умеют коммуницировать или являются невербальными, наблюдаются наиболее устойчивые и сложные проблемы поведения. Почему? Представьте себе, что вы находитесь в окружении, где никто не говорит на вашем языке. Вы очень голодны, и пытаетесь убедить этих людей накормить вас. Как долго вы будете объясняться жестами прежде, чем начнете толкать кого-нибудь или разбрасывать вещи?

Если у ребенка отсутствует внутренняя мотивация к , и нет внешней необходимости в общении, то с точки зрения такого ребенка гораздо проще участвовать в поведении, чем в коммуникации. Ребенок, которому позволяют сбрасывать свою тарелку на пол во время ужина, чтобы обозначить, что он наелся, имеет нулевой стимул к подбору слов, формированию звуков и говорению.

Усиление также имеет огромное значение. Для того, чтобы научился общению, необходимо присутствие поощрения. Многие родители думают: «Почему мы должны поощрять ребенка к тому, чтобы он говорил? Другие дети просто начинают разговаривать, и для этого им не нужен M &M ’s ». Одной из характерных черт, присущих расстройствам аутистического спектра, является качественное нарушение коммуникации. Это может означать, что ребенок не владеет речью, имеет задержку развития, или же у него отсутствует к использованию имеющихся у них речевых навыков.

Существует множество вариантов для обучения невербальных детей , и часто специалисты ВСВА или консультанты в области АВА-терапии рекомендуют использовать несколько подходов одновременно. Поговорим о различных методах обучения коммуникации.

Вербальный поведенческий подход . Существует множество различных способов применения Прикладного анализа поведения, и вербальное поведение является одним из ответвлений АВА-терапии. Вербальное поведение имеет функциональную речевую направленность. Вербальный поведенческий подход предполагает подхватывание и построение внутренней мотивации, а также использование поощрений для усиления коммуникации посредством вербальных действий ( /обращение с просьбой, такт/наименование предметов и действий и т.п.). Речь рассматривается и обучается в качестве поведения, разбиваясь на компоненты. Если ребенок любит мороженое, одним из первых слов, которые он научится произносить, будет «мороженое». То есть, мотивация ребенка к получению желаемого объекта используется для формирования речи: сказал «мороженое» - получил мороженое. В рамках данного подхода для получения желаемых реакций также используется повторение, подсказки и процедура формирования реакции. Первоначально реакция «мя» рассматривается как приемлемая для просьбы получить мяч. Со временем (и с проведением тщательного анализа данных) критерии для реакции становятся все более строгими до тех пор, пока ребенок не научится говорить «мяч».

Речевая терапия/логопедия . Как правило, из 10 детей, с которыми работает АВА-терапист, примерно 6-7 детей получают и речевую терапию. Многие родители считают, что логопедия является единственным способом научить невербального ребенка разговаривать. Логопеды часто работают с такими состояниями, как заикание, нарушение речи и т.п. Для некоторых детей речевая терапия оказывается очень эффективной, другие же с ее помощью не добиваются существенных результатов. Очень важно, чтобы при поиске специалистов, работающих с дефектами речи, родители ориентировались на логопедов, которые имеют опыт работы с аутизмом или проблемным поведением . Также необходимо обратить внимание на интенсивность предлагаемых услуг. Многие дети, получающие речевую терапию, занимаются с логопедом всего 15-45 минут в неделю. Для невербального, низкофункционального ребенка с аутизмом этого может оказаться недостаточно для достижения значимых целей. Если ребенок получает речевую терапию и при этом демонстрирует серьезный прогресс, высока вероятность того, что его команда и АВА и логопед работают в тесном сотрудничестве. Сотрудничество между всеми членами команды имеет огромное значение.

Язык жестов . Следует всегда комбинировать устное наименование предмета с языком жестов, чтобы ребенок мог одновременно не только обучиться жесту, но и слышал необходимое слово. При рассмотрении такого варианта коммуникации, как язык жестов, обычно сразу же возникает вопрос о возрасте ребенка, и также об уровне развития у него. Если ребенок обладает слабыми навыками мелкой моторики и не может воспроизводить различные сложные жесты для коммуникации, в таком случае язык жестов является не лучшим выбором (хотя вы все равно сможете обучить его приближенным реакциям). Возраст в данном случае имеет большое значение. Если ребенку всего 2 года, и он проводит все свое время дома вместе с мамой и папой, тогда язык жестов является хорошим вариантом. Однако, если ребенку 11 лет, и он ходит в школу, а затем остается на кружки и посещает секцию карате, тогда все те люди, с которыми он регулярно контактирует, также должны будут понимать жесты ребенка. Если такой ребенок подойдет к своему учителю на перемене и покажет жестами «красную тетрадь», поймет ли его учитель? Если дети не получают быстрой реакции на язык жестов, они прекращают его использовать. Кроме того, одной очень распространенной ошибкой является первоначальное обучение ребенку жесту «еще», который впоследствии обобщается. Дети «застревают» на этом жесте, обращаясь ко взрослым с просьбой «еще», хотя зачастую взрослые просто не знают, о чем идет речь. Если же вы все таки обучаете ребенка жесту «еще», обязательно связывайте его с конкретным предметом, о котором он просит.

(Picture Exchange Communication System). С системой коммуникации PECS ребенок учится коммуницировать при помощи обмена карточками с изображением предметов/объектов для получения этих предметов или объектов. Система PECS проста в использовании, может применяться в различных условиях окружающей среды, и в процессе ее можно усовершенствовать и усложнять. Вы можете обучить ребенка строить полные предложения, просить о нескольких предметах сразу, описывать свой день, беседовать с людьми и т.п. В отличие от языка жестов, преимуществом PECS является то, что карточки и фотографии доступны для понимания любого человека. В данной системе могут использоваться картинки или фотографии предметов, в зависимости от того, что лучше работает в случае каждого конкретного ребенка. Еще одним преимуществом системы PECS является коммуникация между сверстниками. Обычный трехлетний ребенок может не распознать жест, означающий слово «игра», но он поймет, что фотография кукольного домика означает «Хочешь поиграть в кукольный домик?». Недостатки PECS включают в себя сложность поддержания полного ассортимента карточек/фотографий, а также быстрая смена интересов у ребенка, что может потребовать очень частого обновления комплекта карточек.

Вспомогательные коммуникативные устройства . Вспомогательные коммуникативные устройства воссоздают речь ребенка, используя моделированный голос. Ребенок вставляет карточки или нажимает на кнопки, а механизм – говорит. Поскольку речь идет о техническом оборудовании, предполагается, что ребенок обладает когнитивными способностями для самостоятельного применения этого оборудования. Однако, если в семье имеется iPad , можно воспользоваться множеством приложений для коммуникации, которые доступны невербальным детям и позволяют им коммуницировать при помощи нескольких нажатий пальцев. Преимуществом вспомогательных коммуникативных систем являетсято, что они могут использоваться людьми с различными физическими ограничениями, поскольку их можно модифицировать и адаптировать для детей, имеющих проблемы со зрением, слухом, набором текста и т.п. Такие устройства являются портативными и позволяют ребенку быстро выразить свои желания, мысли, потребности и личное мнение практически в любых условиях.

Погружение в речевую среду . Данный метод, как правило, используется в детских садах и других дошкольных учреждениях, в которых ведется работа с детьми с особыми потребностями. В течение дня ребенок погружается в языковую среду с целью создания стимулирующей атмосферы, способствующей формированию и развитию речи. Все предметы четко обозначаются фотографиями и словами, детей вовлекают в разговор, даже если они не умеют говорить («Дэвид, мое пальто голубое? Кивни головой, если мое пальто голубое!»), а педагоги индивидуально работают с каждым ребенком над навыками игры по очереди, установлением зрительного контакта, совместного внимания и т.п. Такие группы несколько напоминают методику . Преимуществом метода погружения в речевую среду является простота, с которой данный метод может быть использован родителями со своим ребенком. Этот подход концентрируется на основных вехах развития, которые являются предпосылкой для появления первых слов, например, лепет, распознавание отдаленных звуков, имитация действий, реакция на инструкции и коммуникация при помощи жестов. Работа 1:1 с ребенком также предполагает обилие поощрений и возникающее естественным образом взаимодействие. Например, инструктор может вести себя так, будто лепет ребенка – это слова, и вступать с ребенком в разговор. Описывайте свои действия и действия ребенка, даже если он не отвечает вам («Мы сейчас поднимаемся по ступенькам. Давай посчитаем ступеньки: 1,2,3,4...»). Во время повествования старайтесь устанавливать зрительный контакт с ребенком, строить взаимодействие на базе общих интересов, сохранять оживленное выражение лица и т.п.

Совет для родителей . Широкий спектр программ, книг, ресурсов и учреждений, обещающих обучить аутичных детей речевым навыкам, может быть несколько пугающим и непонятным для родителей. Будьте критичными потребителями и подбирайте проверенные методы, имеющие научно-исследовательское обоснование,которые четко объясняют, как работает лечение, и что в него входит. Задавайте много вопросов! Прежде, чем оплатить лечение или купить книгу, пусть специалист объяснит вам, как именно это работает.

Независимо от того, какой подход вы избрали для обучения ребенка с аутизмом коммуникационным навыкам,он должен включать управление поведением для того, чтобы быть эффективным и последовательным в различных условиях окружающей среды и с различными людьми. Ребенок должен усвоить, что ничего , кроме системы коммуникации, больше не будет работать. Это означает, что если вы учите ребенка использованию языка жестов, чтобы просить о печенье, то ему больше нельзя позволять взбираться на кухонный стол и брать коробку с печеньем с верхней полки шкафа. Сделайте общение с вами обязательным требованием, в противном случае ребенок не будут коммуницировать.

Ребенок также должен понять, что общение с людьми приводит к положительным последствиям. Если ребенок только что научился просить «сок», то на первом этапе он должен получать глоток сока каждый раз, когда он говорит «сок». Ребенок должен увидеть, что общение с людьми оперативно удовлетворяет его потребности и желания. Если вы разработали и внедрили систему коммуникации для ребенка с аутизмом, и результаты ваших усилий противоречивы, спросите себя: «Является ли это коммуникативная система единственным способом для ребенка получить то, чего ему хочется или что ему необходимо?» Если ответ отрицательный, то, может быть, именно поэтому вы не видите прогресса.

Если речь идет о формировании и развитии речи, раннее вмешательство имеет решающее значение. Тем не менее, исследования показывают, что невербальные взрослые с диагнозом аутизм также могут овладеть речевыми навыками. Детям старшего возраста будет сложнее научиться говорить, но это не является невозможным. Наиболее перспективными методами, подходящими для детей в возрасте старше 5 лет, являются вспомогательные коммуникативные устройства (которые не препятствуют использованию речи) и подходы к развитию речевых навыков, которые способствуют формированию совместного внимания.

Вот что сказал Хизер О’Ши, исполнительный директор «Irvine» — центра по предоставлению комплексных образовательных услуг, когда она увидела видео презентацию, сделанную мамой для ее детей с аутизмом.

С помощью таких видео жительница острова Бальбоа по имени Лаура Касбара научила своих аутичных детей (сына Макса и дочь Анну), не только говорить и читать, а опередив школьную программу, поступить в колледж в возрасте 16 лет.

«Видео сюжеты идеально помогают аутичным детям учиться», — комментирует О’Ши. — Они отсекают внешние факторы, которые могут отвлекать. Они оставляют в фокусе внимания то единственное, что ребенок изучает в данный момент.»

Эти видео являются частью учебной программы под названием Gemiini. Эту программу Лаура разработала сама из чистой необходимости.

Ее сын Макс вдохновил ее на это достижение. В возрасте 3 лет развитие речи у Макса было на уровне 10-месячного ребенка. Ему и его сестре- двойняшке Анне был поставлен диагноз аутизм в возрасте 2 лет. В то время как Анна начала говорить и знала несколько слов, Макс не знал ни одного. Усилия Лауры Касбар заставить сына говорить не приносили успеха и расстраивали ее до слез.

Но она не сдалась. Идея делать видео пришла, когда она узнала, что ее сыну нужна визуальная поддержка в обучении, средство, которое не было бы столь же навязчивым, как обычный человек в трехмерном пространстве — что-то, что помогло бы ему сосредоточиться и учиться.

Касбар и ее муж, Брайан не спали до утра, снимая такие видео ролики. Она просила мужа сосредоточить фокус камеры на ее губах, чтобы Макс мог точно видеть, как-то или иное слово произносится.

Через несколько дней Макс сказал свое первое слово: «Puc».

Это было слово чашка (cup). Он произнес слово задом-наперед, но Касбар была в восторге, она поняла, что ее метод работает.

Она никогда не имела и не имеет до сих пор опыта работы психологом или АВА терапевтом.

«Я просто была отчаянной матерью, которая была заинтересована в том, чтобы помочь моим детям добиться успеха», — сказала она.

Эффективный инструмент

Семья Касбар, родители семи детей, теперь хотят сделать свой метод доступным для каждого ребенка и взрослого с нарушениями речи, независимо от того, вызвано ли это аутизмом, синдромом Дауна или черепно-мозговой травмой.

Для них это стало всепоглощающей страстью. Два года назад Брайан Касбар оставил свою работу в сфере финансов, чтобы помочь в продвижении программы Gemiini на рынке обучающих программ. Только два месяца назад программа стала широко доступна через веб-сайт, хотя она использовалась в многочисленных клинических исследованиях за последние 15 лет, говорит Лаура Касбар. Эту программу изучали исследователи из Принстонского университета и Калифорнийского университета в Сан-Диего.

В прошлом году Ирвинский Унифицированный Школьный Округ провел эксперимент с детьми из детского сада, которые были аутистами. Патрисия Фабрицио, которая обучает детей в начальной школе Alderwood, сказала, что дети проводили 20 минут в день, пять дней в неделю, выполняя упражнения с моделирующими видео Gemiini. И они делали это в течение 10 недель.

«Детям это очень понравилось», — сказал Фабрицио, — «Было здорово видеть, что все они внимательно смотрят видео одновременно.»

Она сказала, что видеоролики с мультфильмами Диснея или другие учебные видеоролики не понравились группе, потому что они были непредсказуемыми. А еще отметила, что во время просмотра таких видео, дети постоянно отвлекались или кричали.

Но видео Gemiini устранили элемент неожиданности. Они предоставляли определенный уровень комфорта для восприятия детей, что помогло им в обучении, по словам Фабрицио.

Она заверила, что Gemiini прекрасно дополняет другие инструменты обучения.

По словам Касбар, результаты клинического эксперимента с Gemiini, проведенного в четырех классах в школьном округе Инглвуд, будут опубликованы в марте в журнале Special Education Technology. В исследовании, которому в настоящее время дается экспертная оценка, сделан вывод о том, что такие эффективные и недорогие методы терапии, как Gemiini, являются «многообещающими», поскольку они могут значительно улучшить речь детей с аутизмом и другими нарушениями в классах специального образования.

Создатели метода утверждают, что Gemiini может помочь детям с аутизмом, расстройством гиперактивности и дефицита внимания, синдромом Дауна, дислексией или любым нарушением, которое не позволяет им нормально изучать язык и приобретать навыки чтения.

«Все эти годы информация о программе распространялась лишь из уст в уста», — поделилась Касбар. «Родители узнавали о системе от другого родителя или терапевта, а затем связывались со мной. И я снимала для них видео.»

Учебный фокус

Теперь команда по производству видеороликов расширилась с двух человек (четы Касбар) до целой команды профессионалов: актеров, специалистов по видеомонтажу, редакторов и продюсеров, которые работают в Spokane, Wash.

«Сами видео «очень разные»: от типичных обучающих видеороликов до тех,кторые могут показаться нелогичными для некоторых,«- отмечает Касбар.

Каждое видео длится от 30 секунд до двух или даже пяти минут в зависимости от уровня обучения и возраста ученика. Обычно видео, для обучения новым словам, состоит из трех сегментов. В первом сегменте показан человек, стоящий на фоне белого экрана, говорящий слово. На заднем фоне появляется картинка с изображением значения слова.

Второй сегмент показывает крупным планом только рот человека, который произносит слово. В третьей части слово повторяется несколько раз без лица на картинке. Но видео появляются изображения разных брюк, например, так что ученик знает, что брюки могут иметь разные формы, размеры и детали.

Касбар утверждает, что есть причина этого конкретного формата.

«У аутичных детей, как правило, неизбирательная память. Они склонны усваивать все, что видят», — сказала она. «Таким образом, видео помогает фильтровать информацию, чтобы они могли учиться без отвлекающих факторов и запоминать то, что имеет отношение к предмету изучения.»

«Кроме того, дети с аутизмом испытывают трудности со зрительным контактом и взаимодействием с «настоящими» людьми», — отметила Касбар. «Поэтому, обучение через двухмерное видео, а не с реальным человеком, облегчает задачу.»

Каспар считает, что лучшее время для воспроизведения видео — во время приема пищи. По ее словам, видео также хорошо воспринимаются, когда их показывают группе детей.

Мария Гилмор, поведенческий аналитик, практикующий в Портленде, штат Орегон, говорит, что при правильном использовании Gemiini может избавить терапевтов от необходимости проводить терапию по нескольку часов в день, обучая детей тому, что они могли бы изучить с помощью видео и так же эффективно. Это экономит тысячи долларов в расходах на терапию.

«Насколько я могу судить, это работает лучше, чем любое вмешательство для развития речи и социальных навыков», — говорит Гилмор. «Нет никаких сомнений в том, что аутисты быстрее учатся посредством видео моделирования.»

Она использовала данный подход в своей работе около двух лет и рекомендует его клиентам по всему миру.

«Эта программа отлично подходит для отдаленных районов мира, где терапевты недоступны», — сказала она. «Даже здесь, в Соединенных Штатах, мы испытываем огромную нехватку терапевтов, по сравнению с тем количеством, которое нужно.»

Распространение программы

Лаура и Брайан Касбар заявили, что начали использовать Gemiini в нескольких странах. Программа уже доступна на испанском, китайском языках и американском языке жестов.

В таких странах, как Великобритания, Австралия, Южная Африка, Ботсвана и Индия, дети смотрят ее на английском языке. Пара планирует распространить программу в таких странах, как Иордания, и ищут переводчиков из арабских стран.

«Мы также ищем консультантов по вопросам культуры, потому что мы хотим, чтобы учитывались особенности той или иной культуры в наших видео презентациях», — сообщила Лаура.

На веб-сайте Gemiini представлена библиотека из более чем 12 000 видеороликов, где каждый может изучать слова, языки, числа и даже профессиональные навыки, такие как подготовка к собеседованию. Родители или опекуны могут заходить в библиотеку, выбирать свои категории и самостоятельно настраивать под индивидуальный запрос. Существует также инструмент, который помогает родителям, опекунам или терапевтам измерять успех ребенка с течением времени.

Для этой семьи программа Gemiini — это больше, чем бизнес-предприятие.

«Речь идет о помощи детям и семьям, которые не имеют доступа к терапии в любой точке мира», — сказала Лаура Касбар. «С Gemiini, если у вас есть Интернет, у вас есть терапия.»

Кимберли Пирселл