Международный день грамотности 8 сентября. Когда отмечают Международный день грамотности? Церковный праздник по народному календарю — Наталья Овсяница и Адриян Осенний

Грамотность помогает людям лучше понимать друг друга, глубже воспринимать окружающий мир, находить мирные способы решения спорных вопросов, способствует личностному развитию. Она имеет собственный календарный праздник - День грамотности, ежегодно отмечаемый 8 сентября. Этот праздник обладает своей историей.

Ситуация на планете такова, что 700 миллионов взрослых людей вообще не обучены грамоте. Неграмотных детей насчитывается в мире больше, чем 72 миллиона. Больше всего таких людей в странах, где идут военные действия, присутствуют общественные волнения. Чтобы привлечь внимание неравнодушных людей всего мира к высокому уровню мировой безграмотности и был учрежден праздник - День грамотности.

8 сентября 1965 года в Тегеране состоялась международная конференция министров образования по теме «Ликвидация неграмотности». Итогом этого форума стало учреждение ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, Международного Дня грамотности. Датой проведения праздника было определено 8 сентября.

Годы с 2003 по 2013 были провозглашены ООН «Десятилетием грамотности». ЮНЕСКО определен, как главный организатор всех целевых программ этих десяти лет. Основными целями данной международной акции являются повысить грамотность людей во всем мире, сделать максимально доступными базовое образование, как для мужчин, так и для женщин.

В День грамотности стало принято проводить тематические международные форумы. В 2006 году темой такого форума стала «Грамотность обеспечивает развитие». Конференция 2007 года прошла под девизом «Грамотность и здоровье». Праздник грамотности постепенно обрастает традициями.

В России, Казахстане, Украине в этот день в средних и высших учебных заведениях проходят викторины и олимпиады, конкурсы и открытые уроки. Также проводятся расширенные совещания педагогов, где лучшим вручаются награды. Специалисты, изучающие языкознание глубоко, читают познавательные лекции на тему образованности и повышения культурного уровня. Библиотеки организуют в этот день специализированные книжные выставки, посвященные повышению уровня всеобщей грамотности, увлекательные занятия по русской грамматике.

Российские волонтеры раздают прохожим буклеты и листовки с основными правилами орфографии русского языка. Тут же на улицах городов людям предлагают в подарок качественную книжную и журнальную продукцию с целью привить согражданам любовь к чтению художественной литературы.

Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре. 8 сентября весь мир празднует День грамотности .

История возникновения праздника

В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (I nternational Literacy Day) – 8 сентября .

Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных
и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка. Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Викторина по русскому языку

для учащихся 5-6 классов

«Могучий и великий русский язык»

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. А 8 сентября - день торжественного открытия этой конференции.

Грамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако, грамотность для всех - детей, молодежи и взрослых - еще не до конца достигнутая цель.

А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку.

I . Отборочный тур

1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)

4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)

7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)

9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре , четвёрка)

10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

Ведущий: Мы определили участников команд, а сейчас пусть команды придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку. Также следует выбрать капитанов команд.

II . Задания

Ведущий: Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать баллы. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.

1. Определить часть речи у следующих слов:

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

Конкурс с болельщиками

3. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
(Аксинья, Анисья, Наталья, Татьяна, Ульяна)
4. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы располагаются подряд?
(согласные – нет, гласные: змееед, длинношеее)
5. Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных.
(всплеск, взгляд, встреча)
6. Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные?
(имя)
7. О чём ведётся разговор?
-Это чёрная?
-Нет, это красная.
-А почему она белая?
-Потому что ещё зелёная.
(разговор ведётся о смородине)
8. Найдите в тексте слово, образованное путём перехода одной части речи в другую.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
(выходной)
9. Как большой дом превратить в маленький?
(с помощью суффикса -ик: дом – домик)
12. Найдите «четвёртое лишнее»: брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
(дверцы – существительное имеет форму и единственного, и множественного числа)
19. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?
(стоНЕТ)

2.

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело – … (гуляй смело).

4. Волков бояться – … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6. Как аукнется – … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении – … (легко в бою).

9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.

    Дело шуток не любит. (Им. п.)

    От слова до дела целая верста. (Род. п.)

    Не по сути дело , а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

    Ты за дело , а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

    Велик телом, да мал делом . (Тв. п.)

    И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

    Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

    Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

    Умён на словах, да глуп на делах . (Предл. п.)

    По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

4. Конкурс с болельщиками.

Пока наши участники определяют падеж, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ответы:

Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

5. Исправьте ошибки

ФОНАРИК

Мне не скучьно без агня -

Есть фонарик уменя.

На него пасмотришь днём -

Ничего не видно в нём,

А посмотриш вечерком -

Он с зелёном огоньком.

Это в баночьке с тровой

Свитлячок сидит жывой.

А.Л.Барто

10. Конкурс с болельщиками.

КОВАРНАЯ ВИКТОРИНА ПРО СЛОВА

Внутри какого насекомого помещается бочка , а внутри какого домашнего животного помещается бак ?

(Бабочка и собак а)

Какое животное ходит во фраке ?

(Рак - фрак )

В состав какого мясного продукта входит химическая колба ?

(Колба са)

Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти ?

(Катер - скатер ть)

Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол ?

(Убрать букву «В»: ств ол - стол)

С каким цветком всегда и повсюду ходят все шпионы, чемпионы и пионеры ?

(С пионом - шпион ,чемпион, пион ер)

Какое животное жить не может без уроков ?

урок )

Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

(Рис - турис т)

Что общего у медведя и медузы ?

(Три первых буквы: мед ведь - мед уза)

Что шумит на ветру в каждом колесе ?

(Лес - колес о)

С каким знаком препинания неразлучны все ласточки ?

(С точкой - ласточка )

Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат мел ?

(Мармел ад и карамел ь)

Где всегда прячется лев : справа или слева от вас?

лев а)

В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит?

гимн азии)

Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека?

(Вол и осы: волосы )

Что нужно поменять местами в карете , чтобы она смогла летать?

(Буквы К и Р: к ар ета - р ак ета)

Как называется дорожка, ведущая от буквы «А» до буквы «Я»?

(А ллея )

Какая цифра всегда катается в электричке ?

(Цифра три - электри чка)

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл ).

1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

Конкурс с болельщиками.

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

6. Конкурс капитанов.

Сейчас мы познакомимся с капитанами команд поближе и проверим, достойно ли вы выбрали руководителя своей команды.

Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.

1 команда: М.

2 команда: К.

3 команда: Р.

4 команда: С.

Вопросы:

    Как вас зовут?

    Какая у вас фамилия?

    Как зовут вашу маму?

    Как зовут вашего отца?

    Из какого вы города?

    Назовите любимое блюдо.

    Любимая книга.

    Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?

    Любимое животное.

    Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.

7. Конкурс

Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:

З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.

Конкурс с болельщиками:

Пока наши участники выполняют задание, я вам предлагаю такой конкурс.

В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. Грамотность - не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью ее распространения среди населения Земли был утвержден всемирный праздник.

Кто празднует

Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В некоторых городах, селах и поселках России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.

История праздника

В этот день, 8 сентября 1965 года, была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая проходила в столице Ирана. Именно по предложению ее участников был утвержден данный праздник.

7 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции № A/RES/42/104 провозгласила 1990-й «Международным годом грамотности». 18 января 2002 года в аналогичном документе под № A/RES/56/116 она утвердила «Десятилетие грамотности ООН» с 1 января 2003 г. Через год резолюцией № A/RES/57/166 был одобрен и утвержден «План действий ООН для Десятилетия грамотности», в котором ЮНЕСКО назначено координирующим органом.

Во время Всемирного форума по образованию ООН, который прошел в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г. были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности к 2015 году. Одним из направлений деятельности является проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна - повышение показателей грамотности населения.

В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.

Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Перепись населения 2010 г. показала, что в России основное общее и высшее образование имеют 91% жителей страны, из них 60% с профессиональным образованием. Таким образом, количество неграмотных уменьшилось почти в 2 раза в сравнении с 2002 годом.

Цивилизованный мир борется за равенство и благополучие людей, чистоту природы, сохранение всего разнообразия животного и растительного мира Земли. С целью привлечения внимания общественности к трудностям учреждаются специальные всемирные праздники. Их инициаторами являются ООН, международные ассоциации, организации, институты. Статья расскажет, что такое Международный день грамотности.

Понятие грамотности

Слово "грамотность" имеет греческие корни и в буквальном переводе означает "чтение и письмо". Словарь определяет грамотность человека как умение писать без ошибок, бегло читать и правильно выражать свои мысли в беседе. Все эти навыки позволяют овладевать новыми знаниями, совершенствоваться, приносить пользу обществу.

Актуальность проблемы

Зачем понадобился Международный день грамотности? Государства, борющиеся с невежеством собственных граждан, повсеместно внедряют обучающие программы. Люди и сами понимают, насколько важно образование, ведь оно помогает обрести место в жизни, поэтому самостоятельно осваивают науки.

Тем не менее на сегодняшний день в мире проживает более семисот миллионов малограмотных и полностью безграмотных людей. Есть и такие, кто никогда не видел книги. Среди них более семидесяти миллионов детей. Особенно актуальна эта проблема в странах третьего мира с низким уровнем экономического развития, где идут войны и имеют место гражданские беспорядки.

Если в Европе, Российской Федерации, Соединенных Штатах нет этой проблемы, то в Африке, некоторых странах Азии, Латинской Америки большая часть населения полностью безграмотна, здесь не обеспечивается даже всеобщий доступ к начальному образованию, существует дискриминация по половому признаку, когда девочки и женщины отстраняются от обучения.

Все это послужило предпосылкой для того, чтобы был учрежден грамотности.

Краткая история праздника

8 сентября 1965 года в Тегеране, состоялась Всемирная конференция, на которую съехались министры образования со всей планеты. Темой конференции была ликвидация безграмотности в мире, повышение тотального уровня образования. Обсуждались методы и мероприятия для достижения поставленных целей. Одними из самых важных признаны те, которые ориентированы на детей и юношество. Рекомендовано проводить Международный день грамотности в школе - в начальных и старших классах. Ребенок должен усвоить, что быть грамотным полезно и престижно, что наука открывает двери в светлое будущее, появляется стимул осваивать новые знания.

День проведения конференции - 8 сентября - утвержден как Всемирный день ликвидации безграмотности.

Генеральной Ассамблеей ООН период с 2003 по 2013 годы был объявлен Десятилетием грамотности. В течение этого срока ежегодно проводились всемирные конференции на самые разные темы: "Грамотность и здоровье", "Грамотность и мир", "Значение грамотности для женщин" и прочие.

Когда отмечается

Международный день распространения грамотности отмечают все желающие каждый год 8 сентября. Его в 1966 году утвердила ЮНЕСКО. Праздник прижился, и в 2015 году отмечали пятидесятый, юбилейный Международный день грамотности.

В российском календаре этот день не отмечен красным, но важность его понимают все образованные люди, поэтому его отмечают в учебных заведениях всех уровней - дошкольных, школьных, средних и высших, пропагандируют в офисах и научных учреждениях.

В целях доступности мероприятий для всего населения проводят Международный день грамотности в библиотеке, домах творчества, фойе кинотеатров и прочих публичных местах.

Традиции

Не только в России, но и в Казахстане, и на Украине уже стали традиционными такие мероприятия к Международному дню грамотности, как олимпиады, различные конкурсы и викторины, открытые уроки, основной целью которых является выделить наиболее грамотных и прилежных учеников и студентов. Лекторы выступают с презентациями и докладами, освещающими проблемы безграмотности, последствия этого явления и пути его преодоления. Среди населения распространяются листовки с призывами развиваться самостоятельно. Повсеместно проводится награждение выдающихся педагогов.

Как самому стать грамотным

Есть такие хорошие пословицы: "Хорошо учиться всегда пригодится", "Кто в науке горазд, тому не пропасть", "Не пером пишут, а умом". Они отражают народное мнение о том, насколько важно получать новые знания.

Для достижения на этом пути хороших результатов важно:

  • Много читать хорошей литературы. Необязательно научной, пусть это будут приключения, фантастика или детектив, важно, чтобы их качество было высоким. Поэтому лучше всего читать классику жанра.
  • Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов.
  • Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики.
  • Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма.
  • Разгадывать кроссворды и головоломки. Это не повысит грамотность, но в конечном итоге поспособствует развитию интеллекта и памяти.