Национальная голландская одежда. Нидерланды - национальные костюмы и традиции

"… У нас есть маленькие сувенирные деревянные кломпы из Голландии, очень реалистично выполнены.
Вчера дочь решила их примерить на ножку нашей Пуки Фи Мио. На ножку они сели достаточно хорошо, плотненько и практически не спадают. Смотрятся, конечно, несколько гротескно-великовато, но это даже выглядит весьма умилительно - такая маленькая девочка в больших не по размеру деревянных башмаках.
Из этой примерки родилась идея создать национальный голландский костюм для девочки..."
Ну разве такая идея может не вдохновить?..)) Вот и я, когда ко мне обратилась Евгения, загорелась сразу и бесповоротно!))

И т.д. и т.п.
выглядят варианты национальных костюмов Голландии примерно так:

и так:

и так..:

Но тут еще нужно было учесть очень миниатюрные размеры модели...) 15 см очарования)))
В общем, в результате долгих экскурсов в статьи и фотоматериалы родился вот такой образ...
первые эскизы:

рабочие фотографии:





Костюм получился многофункциональный и многокомпонентный. В виду маленького размера куколки и все же предполагающейся костюмом многослойности, приходилось уходить от лишнего объема всяческими уловками, но, кажется, громоздкости все же удалось избежать))

Наряд выполнен из натуральных тканей (лен, хлопок) и состоит из:
- платья с черным лифом и баской. с двухслойной юбкой - нижний белый подъюбник, отороченный кружевом, и верхний слой из полосатого льна,
- съемной верхней короткой цветной юбочки,
- двух фартучков - белого, отороченного кружевом и черного с вышивкой,
- шапочки-колпачка,
- коралловых бус, также характерных для национального костюма Голландии,
- ажурных чулочек,
- ну и конечно кломпов…

Ну а это сама модель, хозяйка и голландская мефрау)):





Ну, и, наверное, всякая история была бы неинтересна без надежды на что-то бОльшее и какое-то продолжение… а оно непременно будет!) оно уже зреет и рождается)))

Спасибо за внимание)
Буду рада гостям на моей страничке Я МОГУ.

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский - жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.

Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме. Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. В женском костюме они имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка. закрывающая шею, грудь. Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским. Например, штаны-ренгравы - сложная поясная мужская одежда, обильно украшенная рюшами, бантами, кружевами. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Участившаяся в XVII в. смена моды, законодательная роль Франции в ее создании обусловили дальнейшее разнообразие форм ее распространения.

Создателями моды этого времени были в основном французские короли и их знатные придворные. Придворная мода, созданная безымянными художниками и портными по случайным капризам королей и их фаворитов, быстро распространялась по всей Европе и часто менялась. Так, на протяжении всего столетия костюм знати менялся 6 раз.

Для частой смены моды требовались разнообразные наглядные формы ее распространения. В 1642 г. французы изобрели прекрасное средство распространения моды и рекламы - восковую куклу человеческого роста, названную Пандорой по имени героини греческой мифологии. Пандора совершала путешествия во все европейские страны на кораблях, телегах, санях.

При этом кукол было две: «большая Пандора», одетая по официальной государственной моде, и «малая Пандора», представлявшая образцы домашней утренней одежды. Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь им не могла преградить даже война. Генералы прекращали битву, пропуская Пандор.

Появляются печатные иллюстрированные издания, над которыми работают талантливые живописцы и граверы.

В 1679 г. в Париже выходит печатное издание «Меркуре Галант» - источник сведений о моде Версаля. Над ним работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники. Эти издания очень точно, натуралистически воспроизводили модели, их детали и аксессуары. Рисунки сопровождались указанием, какую одежду, из каких тканей следует носить в тот или иной сезон.

В распространении моды большую роль играла портретная живопись. Выдающиеся французские живописцы Риго, Ларжильер в своих портретах с точной детализацией передавали пышный богатый костюм знати.

В таких произведениях, как «Портрет Людовика XIV» Риго, «Портрет Элизабет Богарне» Ларжильера, в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко.

Шедевры русского национального костюма

Изначально русский национальный костюм был обычным предметом быта, сейчас же — часть национального достояния, вид искусства. У русской народной одежды длинная история, ей не менее 1000 лет.

Девичий головной убор: повязка. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Центральные губернии. 19 в. Девичий головной убор: повязка. Верхнее Поволжье. Первая половина 19 в.

Несмотря на общую культурную и этническую основу, русский национальный костюм сильно отличался в зависимости от региона, в котором его носили.

Женский головной убор: повойник. Рязанская губерния. Начало 20 в. Женский головной убор: сборник. Северные губернии. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: сорока. Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв

В каждом районе преобладали свои особенности, нашивки, длина, комплект. Одежда даже соседних областей могла кардинально различаться.

Женская верхняя одежда «Одежина». Нижегородская губерния. 19 в. Женский народный костюм. Нижегородская губерния. 19 в. Костюм девичий. Тульская губерния. Конец 19 - начало 20 в.

Невзирая на такое «областное» различие, в русском гардеробе есть ряд сходств. Вся одежда имела четкое разделение на праздничную и повседневную, на ту, что полагалась замужним и женатым, и ту, что носили свободные девушки и парни.

Костюм «мамки». Санкт-Петербург. Конец 19 - начало 20 вв. Костюм девичий праздничный. Северные губернии. Начало 19 в. Костюм казачки праздничный. Урал, г. Уральск. Конец 19 - начало 20 вв

Основа национального русского наряда — рубаха. Как и вся остальная одежда, она делилась на повседневную и праздничную, были рубахи для обычного выхода на улицу и для работы, для свадьбы и для похорон. Рубахи носили все: и мужчины, и женщины, с рождения и до самой смерти.

Костюм женский праздничный. Верхнее Поволжье. 19 в. Костюм женский праздничный. Тверская губерния Вторая половина 19 в. Костюм женский. Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.

На севере и востоке России девушки на рубаху надевали сарафан, а на юге и западе — понёвы, своеобразные запашные юбки. Кстати, понёвы гораздо древнее сарафанов и именно они являются исконно русским женским одеянием. На юге еще с древнейших времен сохранился обряд, в котором созревшую девушку одевают в понёву, так она дает всем понять, что может быть просватанной.

Костюм женский. Орловская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм женский городской в народном стиле. Россия. Конец 19 в. Костюм женский. Рязанская губерния. Вторая половина 19 в.

На сарафаны, понёвы, рубахи женщины надевали душегрейку - что-то вроде распашного пиджака-куртки или жилета без рукавов. В таком наряде девушки становились объемными и широкими. И именно это больше всего ценилось. Чем больше и дороднее выглядела крестьянка, тем здоровее она считалась.

Косынка «головка». Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Платье крестьянки, городского типа. Верхнее Поволжье. Начало 20 в. Платок головной Россия. Вторая половина 19 в.

Головных уборов было большое количество: помимо всем известного кокошника были кички, повойники, сороки, убрусы, шапочки. Молодым девушкам полагалось оставлять волосы открытыми, часто они украшали косы пушками, белыми шариками из гусиного пуха, замужним матронам полагалось закрывать голову полностью, отсюда такое «головное» разнообразие.

Костюм крестьянки, городского типа. Архангельская губерния. Начало 20 в. Костюм крестьянки. Вологодская губерния. Конец 19 в. Костюм крестьянки. Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв

Ближе к XX веку большое количество сложных уборов заменилось фабричными повойниками, а затем и платками.

Девичий головной убор: венец. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Девичий головной убор: венец. Северо-западный регион. Первая половина 19 в. Девичий головной убор: коруна. Вологодская губерния. Вторая половина 19 в.

У мужчин все гораздо проще. И богатый, и бедный одет в цветастую рубаху-косоворотку (рубаху с вырезом сбоку) и портки, зауженные книзу штаны. Рубаха на талии опоясывалась расшитым пояском — гашником. А дополняет портрет русского щеголя войлочный колпак.

Женский головной убор: кокошник. Верхнее Поволжье.19 в. Женский головной убор: кокошник. Псковская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Тверская губерния. 19 в.

Национальная обувь не ограничивалась лаптями, (хотя и они были разнообразными: пятерики, шестерики, семерики). Плели чуни (веревочные лапти), кожаные поршни и чёботы (короткие полусапожки), кто побогаче носил сапоги, зимой — валенки.

Девичий головной убор «Ленка». Россия. 19 в. Кошелек. Конец 18 в.

Все предметы русской одежды ярких цветов: синего, зеленого, желтого, белого. Но излюбленным всегда оставался кумачово-красный. Красной нитью вышивали и вплетали узоры: свастики, солярные символы, животных, беременных женщин — которые в славянской культуре имели чрезвычайное значение.

Девичий головной убор: венец. Костромская губерния Начало 19 в. Кошелек в форме кувшинчика. Россия. Вторая треть 19 в

Эта вышивка была обереговой и несла в себе определенную информацию. Так, по красной вязи на оплечье рубахи можно было определить, из какого рода носящий её человек, а по тканному узору гашника узнать, какой языческий бог покровительствует хозяину пояса.

Женский головной убор: позатылень. Южные губернии. 19 в. Костюм женский. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в.

Все это, разумеется, пришло еще с дохристианских времен, но, передаваясь из поколения в поколение, сохранилось и не вытеснилось христианством.

Слева направо: Платок. Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм крестьянки. Смоленская губерния. Конец 19 в.

Народная одежда не менялась столетиями, ведь и самого понятия моды как такового не было. Кардинальные перемены в русском костюме произошли только после указа Петра в XVIII веке, когда за ношение национальной одежды взимался штраф.

Кошелек в форме кувшинчика. Женский головной убор: кокошник Костромская губерния. Конец 18 - начало 19 в. Костюм девичий праздничный: сарафан.

Если раньше русский наряд был повсеместным (конечно, он отличался в разных сословиях), то с реформ Петра сарафаны, рубахи-вышиванки и лапти остались только в сундуках крестьян.

Верхняя одежда крестьянки. Тульская губерния. Начало 20 в. Шаль. Московская губерния Россия. 1860 -1880-е гг. Верхняя одежда крестьянки: «шубка». Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.


Ожерелье. Россия. Вторая половина 19 в. Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.


Женский праздничный наряд. Середина 19 в. Нижегородская губерния. Женский праздничный наряд. 18 в. Девичий праздничный наряд. Конец 19 — начало 20 в. Заонежье, Олонецкая губерния


Женский праздничный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Свадебный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Наряд «повязочницы». 19 век. Архангельская губерния.


Женский праздничный наряд. Конец 19 века. Бирюченский уезд, Воронежская губерния. Рубаха-покосница. 19 век. Ярославская губерния. Женский праздничный наряд «штофный». Вторая половина 19 века. Село Чернуха, Арзамасский уезд.


Женский демисезонный костюм, начало 20 века, Вологодская область. Праздничный костюм, конец 19 века — начало 20 века, Бурятия, Тарбагатайский район, село Большой Куналей. Женский праздничный костюм, конец 19 века, Новгородская область, Пестовский район, село Осипово


Костюм девичий, начало 19 века, Воронежская область, Бутырлинский район, село Клеповка. Женский костюм, конец 19 — начало 20 века, Белгородская область, Алексеевский район, село Подсереднее. Женский праздничный костюм, конец 19 — начало 20 века, Тверская область, Ржевский район, деревня Домашено


Женский праздничный костюм, вторая половина 19 века, Липецкая область, Данковский район, село Перехваль. Женский костюм, конец 19 века, Вятка. Девичий костюм, середина 19 века. Архангельская область, Поморский район (ранее Архангельская губерния, Летний берег Белого моря)


Праздничный костюм, вторая половина 19 века, Курская область, Белевский район, деревня Белица. Женский костюм, вторая половина 19 века, Брянская область, село Дорожово. Костюм невесты, конец 19 века, Орловская область, Новосильский район, село Сороки.

Правда красивые наряды? А вам какой больше понравился?

Продублирую еще и сюда, чтобы не потерялось.

Я сейчас все чаще встречаю этих кукол в сети - глаз начал "цепляться" после того, как у меня случайно появилась подобная куколка (см. предыдущий пост).

Описание костюма:
Блузка из черной шерсти с квадратной вставкой на груди. Юбка из толстой хлопковой фланели полосатого рисунка (красные, синие и зеленые полосы по белому полю). Фартук из шерстяной черной толстой фланели (или флиса). Вставки на грудке и верх фартука - вискоза. Поясок и отделка грудки - черно-белая вискозная тесьма. Бусы деревянные ярко-красные (покрашены) с металлическим центральным украшением(?), чепец из белой хлопковой сетки и кружева. Деревянные башмачки (на моей отсутствовали, поэтому это только замена для защиты ног куклы).

Кукла в таком же костюме есть в книжке Марка Ф.Морана (Mark F. Moran) "Dolls, Antique to Modern." на с. 138. Там кукла с бисквитной головой и композитным телом. Описана как 11-дюймовая 390 АМ со спящими глазками и открытым ртом, "в традиционном немецком костюме и деревянных туфлях, все оригинальное"

Еще нашлись фотографии антик- и винтажных кукол в аналогичных костюмах:

После нехитрых поисков по сети обнаружилось, что это национальный костюм Нидерланды, провинция Волендам (Volendam, к северу от Амстердама). Там до сих пор популярны эти костюмы и их довольно часто одевают по особым случаям. Можно увидеть женщин в таких костюмах прямо на улице.

Рядом есть другая провинция (в трех километрах), которая называется Маркен (Marken), которая отличается по национальному костюму и менталитету. Кроме Маркен и Волендам (в которых костюмы хоть немного схожи), есть еще две провинции, где костюмы совсем другие: Западная Фрисландия (West Friesland), и Гои (Gooi).
Прелестная деталь - полосатая юбка считается нижней для провинции Маркен, и верхней - для Волендам. Жители Маркен ехидно посмеиваются над соседями, так как считают, что Волендамцы "ходят в нижнем белье". :)
К аутентичности национальной одежды Волендамцы относятся легко, совершенно запросто заменяя изношенный и потому неприятный элемент одежды новым, когда захочется. Они не придают значения старой одежде, как это делается в провинции Маркен. Волендамцы, в свою очередь, подшучивают над Маркенцами, что они "ходят в старье". :)

Костюм провинции Маркен. Свадебная процессия провинции Маркен. Фото 1916 года.

Костюм мужчины и женщины провинции Волендам. Молодая женщина в национальном костюме.

Этот костюм считался воскресной одеждой и также использовался на праздниках, в том числе и как свадебный.
Чепец был кружевным. Еще иногда поверх него одевали так называемую за её форму "лодку шляпу" (“boat hat”). Она делалась из тонкой соломы и её носили, как правило, крестьяне. В обычном виде края шляпы были обшиты белым, если же женщина была в трауре - край обшивался черным.

Наиболее известная часть традиционного костюма - деревянные башмаки или "Klompen". Традиционные деревянные башмаки носили на заводах, шахтах и фабриках из-за их стойкости к проколам и воздействию кислот. Башмаки в основном носили в сельской местности, так как они "теплее и суше, чем (резиновые?) сапоги". В прошлом по форме и дизайну башмаков можно было сказать, откуда их хозяин. Сейчас это очень ходовой сувенирный товар на фестивалях.

Еще картинки по теме:


Куклы какого угодно периода и происхождения могут быть одеты в такую одежду.
Волендам Синди 1975года. Неопознанная мной винтажная кукла.