Опыт работы воспитателя доу. апреля – День авиации и космонавтики

№ 65 «Колосок» Астаниной Марины Юрьевны Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.


Актуальность Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.


Необходимость использования дидакти ческой игры, как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин: 1. Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения 2.Освоение НОД деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться") 4. Недоста точно сформи рована познава тельная мотивация. 3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.


Гипотеза - если применять дидактическую игру в непосредственной образовательной деятельности математики в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.


Новизна опыта: Новизна опыта заключается в использовании различных игровых методов и форм при проведении непосредственной образовательной деятельности по математике. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.


Цель педагогической работы - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Задачи: - Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; - Изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе; - Изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математики; - Изучить на практике воздействие дидактической игры на мысли тельные процессы дошкольников; - Активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в непосредственной образовательной деятельности ФЭМП у дошкольников.


Дидактические игры по ФЭМП у дошкольников Игры с цифрами и числами Игры путешествие во времени Игры на ориентировки в пространстве Игры с геометрическими фигурами Игры на логическое мышление


Два гуся летят над нами, Два других за облаками, Три спустились на ручей, Сколько было всех гусей? Задания Ежика Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? Сколько орехов в пустом стакане? Если съесть одну сливу, что останется? У кого больше лап: у утки или утенка? Сколько хвостов у трех котов? Сколько ушей у двух мышей? Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенек зайчата сели И по две морковки съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?


Составление геометрических фигур из счётных палочек Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) Ход игры: Составить квадрат и треугольник маленького размера Составить маленький и большой квадраты Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек Составить 2 равных квадрата из 7 палочек Составить 3 равных треугольника из 7 палочек Составить 4 равных треугольника из 9 палочек Составить 3 равных квадрата из10 палочек Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники)

Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего, старшего дошкольного возраста. Критерии оценки: 1 Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. 2. Умение играть в группе по 3 – 4 человека. 3. Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности. 4. Активизация познавательных интересов к математике, как науке.


Я– воспитатель. Воспитываю я? Любовь дарю. И я судьбу благодарю за то, Что мне даёт, то детское тепло. И от него мне так светло. Учу считать, творить, красиво говорить, Любить природу, старость уважать, А в дружбе – друга понимать. Ценить добро, не помнить зло, Учу их человеком быть и просто – жить! Благодарю за внимание!

Требования к оформлению и представлению

педагогического опыта работы

Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ, методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик требуют от педагогов постоянного самосовершенствования.

Единый квалификационный справочник должностей работников образования 2009г. предъявляет требования, «направленные на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала» .

Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь доказывать уровень своей квалификации и профессионального роста.

Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений определяет порядок проведения аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационную категорию.

Уровень профессионально-педагогической квалификации определяется на основе экспертного оценивания продуктов профессионально-педагогической деятельности.

Экспертное оценивание качества реальных действий осуществляется через наблюдение действий педагога на уровне блока повседневных обучающих ситуаций, объединенных учебной темой, методической темой.

Экспертное оценивание качества методических разработок в виде учебных материалов, описаний различных организационных форм, методов, приемов и средств обучения , созданных педагогом в системе методической и научно-методической работы, осуществляется через работу с документацией. Таким образом, осуществляется в косвенном виде определение уровня теоретических, методических, психолого-педагогических и других базовых знаний педагога, использованных при реализации действий и создании продуктов.

Самообразование – важнейший фактор повышения профессионального уровня педагогов. Это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью.

Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педпроцесса, методики воспитания и обучения детей;
  • разработку и апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения;
  • создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д.

Результатом самообразования может быть оформление передового педагогического опыта воспитателей.

Волобуева Л.М. выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1. Как образец хорошей работы, дающей высокие результаты по сравнению с другими педагогами.
  2. Как деятельность, в которой воплощена в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты.
  3. Как новаторство с его творческими находками, открытие нового, оригинального знания.

Корепанова М.В. предлагает следующие формы ППО :

  • педагогические дневники;
  • тезисы или конспекты выступлений на совещаниях и др;
  • статьи в педагогических изданиях;
  • доклад;
  • брошюра;
  • монография;
  • методические разработки планов и т.п., где содержатся пути решения педагогом конкретно-воспитательных задач.

Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.

Титульный лист – 1-ая страница квалификационной работы. В верхней части страницы указывается полное наименование образовательного учреждения; по центру – название реферата, которое должно быть конкретным, отражать суть работы. Не допускается неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…», «К вопросу о…», «Материалы…». Ниже справа – ФИО, должность, защищающего опыт работы; в нижней части по центру – место и год выполнения работы.

Введение – очень ответственная часть работы, где обосновывается актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Проблему часто отождествляют с вопросом, т.е. с положением, которое нужно разрешить. Считается, что проблема – это точный вопрос, только наиболее важный и сложный.

От формулировки проблемы необходимо перейти к формулировке цели, указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить, выявить… и т.д.).

Формулировки задач нужно делать как можно более тщательно, так как описание их решения должно составлять содержание глав реферата. Это важно и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач квалификационной работы.

Теоретическое обоснование – в этой части дается анализ научно-педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы. Выбор литературных источников должен быть аргументирован. Теоретические положения должны помочь обоснованию предпосылок их реализации на практике.

Практическая часть - здесь необходимо показать становление самого опыта, описать его в движении, выявить трудности и препятствия, возникающие на его пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального.

Заключение - важно отразить достигнутые результаты. В этой части показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы.

Литература – в списке литературы указываются

Полное и точное название книги без кавычек, ставят точку;

После тире, место издания (М. – Москва, полностью названия других городов);

Год издания без слова «год».

Приложения, где размещаются материалы, уточняющие текст опыта работы, какие-то данные, примеры и т.д. Приложения группируются и нумеруются, например: «Приложение 1».

Главная задача обобщения ППО заключается в том, чтобы раскрыть способы, приемы, посредством которых педагогом найдено эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребенка .

Используемая литература:

  1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», по 1.3 Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009, № 593
  2. Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений. Утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 16.09.2011,

№ 318-П

  1. Голицина Н.С. Аттестация педагогов дошкольного образовательного учреждения. М., 2006.
  2. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Аттестация педагогических и руководящих работников ДОУ. М., 2005.
  3. Аттестация руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации и материалы/ Авт.-сост Т.С. Комарова и др. М., 2006.
  4. Волобуева Л.А. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.

Мизгиева Аза Герихановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д\с "Солнышко"
Населённый пункт: П.Солнечный Усть-Майский улус РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: "Обобщение педагогического опыта работы в ДОУ"
Дата публикации: 29.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Обобщение

Педагогического опыта работы

Воспитателя 1 смешанной группы

Мизгиевой Азы Герихановны

П.Солнечный

Здравствуйте, меня зовут Мизгиева Аза Герихановна, я -воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Солнечный. Позвольте предложить

Вашему вниманию опыт своей работы!

Целью моей работы в детском саду является гармоничное развитие детей

дошкольного возраста.

Перед собой я ставлю такие Задачи:

Формирование интегративных качеств дошкольников

Реализация образовательных областей

Развитие познавательных психических процессов дошкольников

Расширение собственной методологической культуры.

В своей работе я использую информационно - коммуникационные

технологии, проектную деятельность.

Проект – игра всерьёз: результаты её значимы для детей и взрослых.

Исходным пунктом проекта является детский интерес.

Для успешной результативной работы я использую интеграцию

социальное партнёрство, вовлечение родителей в деятельность ДОУ.

Особое внимание уделяю активному участию каждого ребёнка в

образовательной деятельности, развитию его воображения, логики мышления

и фантазии.

Направления работы моей деятельности реализуются через применение

педагогических технологий. Основными являются:

Личностно-ориентированная технология, реализуется через

психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на

основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его

индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному,

полноправному участнику воспитательного процесса.

Игровая технология требует правильной организации пространства,

предварительной работы с детьми на начальном этапе реализации, набора

психолого-педагогических методов и приемов;

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и

педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи

и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и

успехов ребенка;

для повышения эффективности образовательного процесса использую-

информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) .

Без помощи родителей добиться хороших результатов очень сложно. Я

считаю, что в ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в

семье, а значит - основой успеха являются родители. Во время выполнения

проекта по НПК с детьми 1 младшей группы родители принимали активное

участие. Вместе со мной искали материал, ходили в спортивный зал с

ребенком, принимали активное участие во всех конкурсах как спортивных,

так и творческих.

Проекты некоторые краткосрочные («Мой веселый звонкий мяч), некоторые

долгосрочные («Мой зеленый подоконник», «Пластилинография»,

«Сказкотерапия»).

Проект«Мой зеленый подоконник» преследовал цель экологическое

воспитание детей дошкольного возраста,

воспитание бережного отношения к природе и добродушного отношения к

окружающему миру; изучить развитие растений на примере одного цветка;

привлечь внимание к проблеме охраны природы.

С помощью родителей мой воспитанник выращивал у себя дома цветы от

посадки семечка до распускания бутона. В ходе проекта он сделал для себя

вывод, что цветы очень нежные растения и им нужен постоянный уход. На

сколько хрупок окружающий мир, что одним неправильным движением

можно погубить все вокруг. Природа это великий дар, который нам послан

всевышним и мы –люди должны беречь и охранять природу. Цель проекта

была достигнута.

Следующий проект был посвящен здоровому образу жизни и назывался

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель проекта:

узнать, что мяч может использоваться не только для подвижных игр, но и

стать предметом для изучения и рассмотрения.

Задачи проекта:

Воспитать интерес к спорту, здоровому образу жизни.познакомить со

свойствами мячей, учить сравнивать их по размеру, цвету, форме. Показать,

что в различных видах спорта используются различные виды мячей.

Третий проект «Пластилинография» посвящен нетрадиционной технике

рисования. В этом проекте я преследовала следующие цели и задачи:

Цель: повышение интереса родителей к совместной деятельности с

ребенком, получение новых знаний и освоения их в практической

деятельности, освоение родителями и детьми нетрадиционной техники

рисования пластилином,

Развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на

бумаге и широкому применению их в детском садике.

Ожидаемый результат: создание лепной картины с изображением объемных

предметов на горизонтальной поверхности.

В ходе проекта была достигнута цель, родители стали больше внимания

уделять совместной деятельности с детьми, посещают собрания, участвуют в

конкурсах совместно с детьми, изготавливают поделки.

В этом 2018г я начала новый проект «Сказкотерапия».

Актуальность исследования в том, что речь играет важную роль в

становлении личности ребенка-дошкольника. Речь в педагогике и психологии

рассматривалась как основа развития: мышления, воображения, памяти,

эмоций. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве

закладывает основы успешного обучения в школе.

Дело в том, что возраст детей 1 младшей группы от 1,5до 3 . Дети приходят в

садик еще не умея говорить. А «сказкотерапия» помогает им совместно с

родителями увеличить и активизировать словарный запас.

В ходе этого проекта я планирую уделять большое внимание именно

совместной работе родителей и их детей. Родители будут шить костюмы для

театральных представлений, участвовать в совместных праздниках, читать

дома детям сказки, которые учат нас добру. Воспитывают в них патриотизм,

прививают любовь к своей Родине. В наш современный век, в погоне за

материальным достатком мы порой забываем про духовную жизнь. А ведь

именно сказка является тем связующим звеном, который помогаетдетям

повторяя за родителями слова песенок сказок, потешек, примеряя на себя ту

или иную роль вырасти полноценным гражданином своей страны.

Может быть это слишком высоко сказано, но я считаю это именно так! Ведь

как говорится «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

На этом у меня все Спасибо за внимание!

Разделы: Работа с дошкольниками

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

1. Условия формирования опыта

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

2. Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

3. Актуальность и перспективность опыта

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

4. Новизна опыта

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

5. Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

6. Трудоемкость опыта

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

Планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Подборе оборудования и материалов;

Применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

Разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Технология опыта

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

“Монотипия”

“Печатание листьями”

“Рисование нитками”

“Печатание бумагой”

“Рисование мыльной пеной”

“Рисование методом наката”

“Рисование ребром картона”

“Рисование с помощью соли”

Рисование методом напыления”

“Рисование кляксами”

“Клеевая техника”

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”

“Рисование ногами”

“Рисование по кругу”

“Мятый рисунок”

“Рисование по клейстер”

“Рисование по стеклу”

“Рисование методом тычка”

“Печатание спичечным коробком”

“Оттиск поролоном”

“Пуантилизм”

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

“Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни” (М.М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.). Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

8. Результативность опыта

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей.

В рамках МДОУ:

  • Конкурс детского изобразительного творчества “Моя любимая мамочка” (диплом за активное участие)
  • Выставка конкурс изобразительного искусства “Наши папы - бравые солдаты” (диплом за активное участие)
  • Конкурс фотогазет “Моя семья” посвященный Международному дню семьи (диплом в номинации “За оригинальность”)

На муниципальном уровне:

  • Конкурс рисунков Лабытнангского ТВ, посвященному 140-летию г. Лабытнанги (Благодарственное письмо)
  • Городской конкурс детских творческих работ “Осторожно, огонь” - I место

На региональном уровне:

  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Ямал будущего”
  • Участие в III окружном конкурсе детских творческих работах юных натуралистов – экологов. Тема: “Экологическая катастрофа” Сергей Е.
  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Лики победы” (диплом за участие)

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51% , со средним уровнем 49%.

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и

эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Библиография

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
  3. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
  4. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
  5. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

Опыт работы воспитателя ДОУ

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ при написании опыта работы для участия в конкурсах.
1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Фамилия, имя, отчество Горьковская Анна Алексеевна
Должность Воспитатель
Дата рождения 15.03.1977 г.
Полный адрес места жительства Ростовская область, г.Волгодонск,*********
Номера контактных телефонов, адрес электронной почты сот. **********
Образование, ученая степень (уровень, учебное заведение)
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Волгодонский педагогический колледж,
присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста
по специальности дошкольное образование
Профессиональная карьера (общий стаж работы, даты, места работы, должности)
14 лет в МБДОУ ДС "Весна" г.Волгодонска - воспитатель высшей квалификационной категории

Наличие наград, званий (если имеется)
Городской конкурс "Воспитатель года-2006"-диплом участника 2006г.
Финал областного конкурса « Лучшая подготовительная группа по изучению ПДД и организацию работы по предупреждению ДТП среди ДОУ области (2009г.) -2 место в городском этапе областного конкурса и 1 место в финале областного конкурса.
Почетная грамота Управления образования г.Волгодонска за успешное формирование интеллектуальных, культурных и нравственных основ личности детей дошкольного возраста 2010г.
Почетная грамота городской организации Профсоюза работников образования за активную работу в первичной профсоюзной организации, многолетний добросовестный труд, верность профсоюзному движению 2013г.
Диплом победителя (1 место) Всероссийского конкурса "Умната" в блиц-олимпиаде: "ФГОС дошкольного образования" 2015г.
Диплом (2 место) Всероссийского сетевого издания "Портал педагога" во Всероссийском конкурсе
"ИКТ- компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС" 2015 г.
Диплом (3место) Всероссийского общеобразовательного портала "Продленка.орг" во Всероссийском педагогическом конкурсе, приуроченному ко дню матери "Родное сердце", "сценарий праздника ко дню Матери" 2016г.

Наименование дошкольного образовательного учреждения (полностью):
____________________________________________________________________
Полный адрес учреждения:
субъект РФ: ____________________________________________________________
индекс: ________________________________________________________________
населенный пункт: _______________________________________________________
улица: _________________________________________________________________
дом: __________________________________________________________________
федеральный телефонный код города: ________ телефон: ________________
факс: ____________________ e-mail: __________________
Заведующий дошкольного образовательного учреждения (ФИО, контактный телефон):
__________________________________________________________________________

Я считаю, что детский сад будущего должен быть вторым домом для детей, где они могут обрести счастье. А счастливый человек - прежде всего здоровый человек. Поэтому в детском саду будущего должны быть созданы условия для полноценного развития физических, творческих, познавательных способностей каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями. Детский сад будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим,но и чужим достижениям.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Весна» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Весна» г. Волгодонска)
Я, Горьковская Анна Алексеевна, в МБДОУ ДС "Весна" г. Волгодонска работаю 15 лет. Педагогический стаж 14 лет. В 2005 г. окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Волгодонский педагогический колледж, присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста по специальности дошкольное образование. В 2015г. прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации в АНО "Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования" по теме:"Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС". Имею высшую квалификационную категорию.
В данный момент работаю воспитателем в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

1. Характеристика вклада педагога в реализацию основной образовательной программы МДОУ
МБДОУ ДС «Весна» г. Волгодонска осуществляет образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогобидзе, З.А.Михайловой. В ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Своим вкладом в реализации данной программы считаю создание "Образовательной рабочей Программы воспитателя" (приложение №1).
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

2. Характеристика эффективности использования педагогом современных образовательных технологий
Реализуя данную Программу, в соответствии ФГОС ДО в своей деятельности использую современные образовательные технологии:
1.здоровьесберегающие технологии;
2.технологии проектной деятельности;
3. информационно-коммуникационные технологии;
4.личностно-ориентированные технологии;
5.игровая технология

1. Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Мной проводится комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливание босохождением по массажным коврикам с использованием спортивного инвентаря (гимнастические палки, мячи, гантели и т.д.), проведение дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, психогимнастики по
М. Чистяковой, гимнастики для глаз, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, самомассаж лица, использование подвижных и спортивных игр, ритмопластика, динамические паузы, релаксация и др.
Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий привело к достижению следующих результатов:
- повышение уровня развития физических способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости.

2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Второй год приоритетным направлением моей работы является "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нравственно-патриотического воспитания". В связи с этим мной был разработан и успешно реализуется творчески – познавательный проект "Родники России" (приложение №2).
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории и культуре русского народа, государственных праздников России; расширение знаний о Донском крае; воспитание любви и бережного отношения к своей малой Родине.
В результате у детей сформировалось чувство любви к своей малой Родине с ее далеким прошлым, познакомились с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат, узнали как выглядели предметы казачьего быта и выучили их названия; знают Государственную символику, столицу нашей Родины с ее достопримечательностями, традиции и обычаи русского народа, Государственные праздники РФ.

3. Информационно-коммуникационные технологии.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
ИКТ в своей работе использую, чтобы осуществлять:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов.
5. Создание презентаций и фильмов в программах Рower Рoint, Windows Movie Maker для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

4. Личностно-ориентированные технологии.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Совместно с детьми создаю условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает новая основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой,
А.Г. Гогобидзе, З.А.Михайловой.

5. Игровая технология.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Реализуя проект "Родники России" использую в своей работе народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Применение в своей деятельности всех этих педагогических технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата, помогает облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

3. Система деятельности педагога по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края
Реализация национально-регионального компонента осуществляется по программе Н.В. Елжовой «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей донского края», а так же посредством кружковой работы "Казачьи посиделки", которая проводится в рамках проекта "Родники России".
Цель: Развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи:
- Формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона содержание сознания ребенка;
- Продолжить расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению;
- Способствовать обогащению представлений о прошлом малой родины;
- Поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы;
- Поддерживать постоянный интерес к миру взрослых;
- Способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками;
- Создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине;
- Способствовать развитию продуктивного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Тема 1: «История Донского края»
1.Знакомство с картами.
2.Карта Ростовской области.
3.Наш город.
4.Степь донская – «Дикое поле»
5.Нашествие монголо-татар.
6.Макет донской степи.
Тема 2: «Казаки – люди вольные»
1.Происхождение казачества.
3.Казачьи городки.
4.Одежда казаков.
5.Казачьи песни.
6.Традиции и обычаи казаков.
7.Создание мини-музея.
Тема 3: «Города Ростовской области»
1.Ростов.
2.Азов.
3.Таганрог.
4.Новочеркасск.
6.Составление путеводителя казачьих городов.
Тема 4: «Животный мир Донского края»
1.Животные.
2.Птицы.
3.Рыбы.
4.Донской жемчуг.
5.Красная книга животных.
Тема 5: «Растения Донского края»
1.Деревья и кустарники.
2.Цветы.
3.Лекарственные травы.
4.Растения, как средство косметики.
5.Красная книга растений Дона.

Тема 6: «Как отдыхали на Дону»
1.Детские игры.
2.Православные праздники (Пасха, Троица)
3.Посиделки на завалинке.
4.Поход к водохранилищу.
5.Заселение макета водохранилища животными, растениями.

Предполагаемый результат.
1. Расширится сознание детей за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению.
2. Сформируется познавательное и созидательное отношение к окружающему миру донской природы.
3. Сформируется чувство любви к Родине
4. Желание познавать фольклор данного региона.
5. Сформируется продуктивная деятельность детей по познанию своего края.

4. Система реализации педагогом принципа индивидуализации в образовательной деятельности на основе утвержденной в ДОУ системы педагогической оценки.

В соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, согласно годового плана работы в группе в начале и в конце учебного года проводится мониторинг достижения детьми положительной динамики результатов освоения образовательной программы, в ходе которой осуществляется оценка индивидуального развития детей. Оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики в дальнейшем используются для решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится в рамках наблюдения за детьми в повседневных ситуациях, с целью сделать вывод о том, что образовательный процесс в целом достигает своего результата, а именно поставленных образовательной программой основных целей: охраны здоровья, создания условий для своевременного и полноценного психического развития детей и радостного проживания ими периода дошкольного детства.
Анализ результатов педагогической диагностики за последние 3 года показал положительную динамику освоения образовательной программы моими воспитанниками. На конец 2013,2014,2015 учебного года количество детей с допустимым уровнем освоения образовательной программы составлял 100%, что подтверждает эффективность применения современных образовательных технологий и методик.
5.Характеристика взаимодействия педагога со специалистами: участие в разработке и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Реализация "Образовательной рабочей Программы воспитателя" происходит в тесном сотрудничестве со специалистами:

Учителем -логопедом (развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, пальчиковой моторики, закрепление поставленных звуков в речи, развитие связной речи по лексическим темам, закрепление лексико-грамматических категорий);
- педагогом -психологом (игры на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие познавательных процессов; игры, способствующие развитию навыков общения, установления взаимопонимания, партнерства; развитие саморегуляции, эмоциональное развитие, психогимнастика);
- музыкальным руководителем (логоритмические занятия; пение потешек, закличек; игры-имитации, инсценировки; автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале);
- инструктором по физической культуре и инструктором по плаванию (развитие общей и мелкой моторики; речевки, считалки, подвижные игры с речевым сопровождением, речетативы, игры на координацию речи с движением)

Принимаю активное участие в разработке и реализации индивидуальных программ развития ребенка. После проведенного мониторинга данные о ребенке заносятся в карту психолого-педагогического и медико-социального развития (приложение №3) по следующим параметрам:
- Знания, умения и навыки по программе,
- Ориентировочная деятельность,
- Познавательная активность,
- Самоконтроль,
- Ориентировочная деятельность в новых условиях,
- Восприимчивость к помощи,
- Перенос в новые условия.

Индивидуальная программа психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку (приложение №4) реализуется через сферы: лечебную (врач, медсестра, иструктор ЛФК), педагогическую (воспитатели, музыкальный руководитель), речевую (учитель-логопед), психологическую (педагог-психолог). Вначале педагоги выявляют проблему развития ребенка, затем описывают его реабилитационный потенциал, выбирают направления коррекционной работы, подбирают необходимый технологический инструментарий,обозначают прогнозируемый результат.Фактический
результат пишется в конце года.

6. Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Поэтому для меня этот вопрос сегодня особенно актуален.

Зоны, центры и микроцентры группы.
Зона выбора и самоопределения.
Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности в соответствии с возрастом детей. Это пристенные шкафы -накопители, которые представляют тот или иной центр детской деятельности: интеллектуальный, конструктивный, центр экспериментирования; социально-эмоциональный; художественно- продуктивный; игровой; двигательный; речевой, библиотека; уголок дежурств; уголок природы.

Рабочая зона.
В ней осуществляется непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей по интересам.
Рабочая зона содержит мебельные конструкции, отражающие конкретику какой-либо деятельности или содержания, и легкие мебельные конструкции: столы- трансформеры на колесах.
Активная зона. Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в простанстве.
Спокойная зона. Предназначена для отдыха и уединения. В ней расположены: небольшой ковер, легкие банкетки, мягкие пуфы, легкий столик.
При организации ППС учла то, что границы зон должны быть подвижны. При построении ППС использую так называемые передвижные модульные конструкты, ширмы, которые хорошо комбинируются друг с другом, перемещаются, раздвигаются. Такая модульная мебель полифункциональна и мобильна, легко трансформируется и складывается.
К созданию предметно-пространственной среды в группе всегда стараюсь подходить творчески. В своей работе использую разработанные мной авторские пособия, авторские дидактические и развивающие игры, оригинальные средства обучения и воспитания.
Игровое «Поле чудес» и «Поле чудес-2» помогает мне на занятиях по развитию речи:
в автоматизации поставленных звуков («Назови картинку(и) с таким звуком», «Где спрятался звук?»);
в развитии связной речи («Придумай загадку о …», « Придумай предложение» , «Составь рассказ о …»);
в развитии лексики и грамматики («Скажи какой (какая,какое)?», «Подбери словечко» и др.
Пособие содержит два игровых поля по сто картинок.
По данному пособию составлено более 50 игровых ситуаций в различных образовательных областях: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
В логопедическом уголке нашей группы использую ряд разработанных мной игр и пособий: наборы для моделирования сказок: "Колобок", "Репка", "Заюшкина избушка", д/и " В гостях у Тап-Тапыча", д/и "Ниткобуковка"
"Ларец со сказками", наборы для развития воздушной струи (" Снежинки", "Цветочки" , "Листики"), для развития мелкой моторики "Заюшка", "Ловкие пальчики", "Мамины бусы", «Ниткобуковка.»
В уголке безопасности: д/и "Разложи картинки по порядку",д/и "Дорожные знаки", д/и "Причины пожара в доме", д/и "Найди вторую половинку», д/и "Опасные предметы в доме", накидки для сюжетно-ролевых "ДПС", "МЧС", "Полицейский", карточки "Опасные ситуации", картотека игр по безопасности, консультации "Для Вас, родители", памятки "Как сделать безопасной жизнь ребенка".
В уголке "Театральная гостиная" : театр на ложках "Семья Ложкаревых", "Киндер-театр", театр на пальцах "Ножки-топотушки", театр на платках " Маша и медведь", "Театр теней".
В центре "Спорт и здоровье" изготовлены игры: "Ловишки", "Бросай-лови", "Массажные следочки", картотека подвижных игр и упражнений.
В центре краеведения изготовлено наглядное пособие "Донские казаки", д/и "Скажи по-казачьи", д/и "Свари обед казаку", д/и " Наряди казачку", макет "Казачье подворье", наглядное пособие "Государственная символика РФ", картотека казачьих игр.
Созданная в детском саду предметно-пространственная среда и использование разработанных мной авторских пособий, дидактических и развивающих игр, оригинальных средств обучения и воспитания благотворно влияет на развитие детей группы компенсирующей направленности, способствует их всестороннему развитию, и обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

7.Характеристика совместной деятельности воспитателя с родителями и общественностью по развитию образовательной среды.
В совместной деятельности с родителями применяю различные формы и методы работы. Реализация деятельности (в том числе и работа родительского клуба "Праздники России") осуществляется по плану:
Сентябрь
Формы
Родительское собрание Тема"Особенности развития ребенка на 7 году жизни"
Анкетирование:"Социальный паспорт семьи", "Здоровье ребенка превыше всего"
Беседа "Ребенок и родитель"
Инструктаж" Основы безопасного поведения детей в детском саду и дома"
Тема:День Знаний.

Информационный уголок 1.График работы специалистов,
режим дня, сетка занятий
2." Что нас ждет в сентябре"
3.Памятки "Опасные предметы в доме"
4.Консультация о пользе овощей и фруктов "Витаминный календарь "
Праздничные мероприятия Тема: День знания «В гостях у сказки»
День летнего именинника.
Акция: «Не будь невидимкой, засветись в темноте»
Выставка детского творчества «Волгодонск – город, в котором я живу»
День воспитателя. "Портрет любимого воспитателя"
Октябрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Ребенок и родитель"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День пожилых людей.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в октябре?"
2.Памятки "Как спастись от гриппа?"
3.Консультация « У Вас тревожный ребенок»
Праздничные мероприятия Выставка поделок из осенних листьев «Сказки осенних листьев»
Фотовыставка «Бабушка и я, лучшие друзья» (ко дню пожилого человека)
Осеннее развлечение «Осенний бал»
Выставка совместного творчества детей и родителей «Птица счастья, птица дружбы и добра»
Выставка поделок «Сударыня картофелина»
Осеннее развлечение «Осенние подарки»
Ноябрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Родительское собрание Тема"Новогодние праздники"
Индивидуальная работа с родителями

Беседа "Сенсорное воспитание детей с речевыми нарушениями"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День матери.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в ноябре?"
2.Памятки "Играйте вместе с детьми»
3Консультация « Учим ребенка общаться»
Праздничные мероприятия Фотоконкурс «Мое увлечение» - среди сотрудников, родителей и детей
Фотовыставка ко Дню Матери « Загляните в мамины глаза»
Акция «Птичья столовая»
Выставка «У моей мамы руки золотые» (к Дню матери)

Декабрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: Новый год.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в декабре"
2.Памятки " Советы родителям замкнутых детей"
3.Консультация «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.»
Праздничные мероприятия Выставка рисунков «В поисках снегурочки 2016»
Акция «Елочка желаний»
Конкурс поделок «Новогодняя игрушка»

Январь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Счастье – это когда тебя понимают "
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: Рождество Христово.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в январе?"
2.Памятки "Как преодолеть рассеянность у ребенка?"

Праздничные мероприятия Прощание с елкой – Васильев день
Изготовление семейных фотоальбомов «Семейные традиции»
Выставка рисунков: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
Развлечение «Приключение спички»
Февраль
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Детей учит то, что их окружает."
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День защитника Отечества.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в феврале?"
2.Стенд «Сотрудничество с семьёй.
Формы работы.»
3.Консультация «Гиперактивный ребёнок»

Праздничные мероприятия Досуг «Сильные, смелые»
Выставка рисунков «Наша Армия»
Музыкально-спортивное развлечение «Мы военные»
Творческий конкурс «Кукла Веснянка»
Март
Формы
работы с родителями Мероприятия
Родительское собрание Тема "Весеннее настроение"
Индивидуальная работа с родителями

Беседа «Капризы и упрямство детей - дошкольников, их причины проявление»
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День 8 Марта.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в марте?"
2.Памятки « Нельзя наказывать и ругать когда…»
3. Консультация «В здоровом теле – здоровый дух»
Праздничные мероприятия Праздник «Мама – солнышко моё»
Выставка работ «Весенние мотивы»
Спортивное развлечение «Девочки вперед!»
Фестиваль «Весна театральная»
- смотр театрализованных постановок.
Апрель
Формы
работы с родителями Мероприятия
Тема: Пасха.
Беседа «Правила поведения детей в общественных местах»
Информационный уголок 1. "Что нас ждет в апреле?"
2 Памятка «По дорогам города»
3.Консультация «Ядовитые растения. Прогулки по лесу»

Праздничные мероприятия Развлечение ко дню смеха «Ералаш»
Презентация проекта "Родники России" , праздник «О тебе поем, моя Россия»
Досуг «Берегите природу»
Выставка рисунков «Космическое путешествие»
Выставка детских работ « Светлая пасха»
Смотр-конкурс «Лучший огород на окне»
Выставка рисунков «Цветочная фантазия»
Всероссийская акция «Внимание, дети!» - «Безопасная дорога в школу».
Май
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День Победы.
Информационный уголок 1.Что нас ждет в мае
2.Консультация «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья»
3. Памятка «Уроки безопасности»
Праздничные мероприятия Выставка рисунков и поделок «Этот день Победы»
Творческий конкурс – поздравительная открытка
«С юбилеем мой любимый детский сад»
Путешествие в школьную страну «Корабль знаний» Выпускной бал.
В своей работе применяю также такою форму деятельности как «Почта доверия», где родители с удовольствием делятся со мной своими переживаниями, задают вопросы, решают проблемы.

Родителями оказана благотворительная помощь в приобретении мебели, развивающих игр, игрушек и дидактических пособий.
В рамках проекта "Родники России" организован родительский клуб "Праздники России"
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории возникновения и проведения праздников в России;
воспитание любви и бережного отношения к своей Родине;
Задачи:
- Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания о проведении традиционных праздников России.
- Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
- Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
- Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народа.

Выступления родителей проводятся ежемесячно. Согласно указанным темам, каждый выступающий осуществляет подбор информации: история возникновения праздника, как его издавна праздновали в России, какие традиции и обычаи нес в себе этот день, игры с детьми по теме. Весь накопленный материал собираем в альбом "Праздники России".
В результате дети узнали много нового о проведении традиционных праздников России, стали с интересом и уважением относится к культурному многообразию России, знают множество традиций и обычаев, народных игр, в них сформирована способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.

7. Характеристика актуального инновационного опыта педагога.
Второй год приоритетным направлением моей работы является "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нравственно-патриотического воспитания". В связи с этим мной был разработан и успешно реализуется творчески – познавательный проект "Родники России" (приложение №2). Считаю, что проектная деятельность в дошкольной образовательной организации в данный момент является актуальной и результативной современной образовательной технологией.
Проект "Родники России", осуществляется посредством реализации национально-регионального компонента, работы кружка "Казачьи посиделки",а также активной деятельности родительского клуба "Праздники России" .
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории и культуре русского народа;
расширение знаний о Донском крае;
воспитание любви и бережного отношения к своей малой Родине;
способствование формированию грамматически правильной связной речи, расширению словаря.

Задачи:
1. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народов, населяющих нашу страну и Донской край.
2. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
3. Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
4. Формировать представления об истории Донского края и его жителях; познакомить с жизнью и трудом донских казаков;
5.Совершенствовать знания о своем родном городе Волгодонске;
6. Активизировать и обогащать их словарь новыми словами.
7.Развивать связную, монологическую и диалогическую речь.
8. Развивать правильный речевой выдох при пении и чтении стихотворений.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Реализация проекта осуществляется в течение года в три этапа.
№ Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения
1этап
Подготови-тельный
1.
Анкетирование.
Выяснить заинтересованность родителей темой проекта.
Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

2-я неделя сентября

2.
Подбор и изучение литературы. Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А. сентябрь
3.
Создание развивающей среды: изготовление дидактических пособий, игр, атрибутов, подбор консультаций для родителей, подбор иллюстраций, создание альбомов, презентаций по теме. Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская
А.А.
Родители детей группы.
Сентябрь-апрель.
4.
Подбор пословиц и поговорок по теме проекта, песен и стихотворений о России Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

Музыкальный руководитель:
Межерицкая В.В.
Сентябрь- апрель
2 этап - основной

1.
Показ презентации "Россия -Родина моя."
Познакомить с особенностями природных зон и климатическими условиями нашей страны,
городами России, основными достопримечательностями этих городов.

2. Показ презентации
«Москва - столица нашей Родины»
Познакомить с основными достопримечательностями столицы России: зданиями, музеями, театрами, соборами, памятниками архитектуры.
3. Беседа
Тема: Государственная символика РФ: герб, флаг, гимн.
Познакомить детей с символами нашей страны; обсудить содержание текста гимна РФ, познакомить с новыми словами
("Держава", "Священная", "Достоянье") ,
развивать патриотические чувства, любовь к Родине, развивать речь Горбенко А.П.
3.11.
2015
4. Рисование
Тема: Герб России
Продолжать знакомить детей с государственной символикой, развивать патриотические чувства, любовь к родной стране, закреплять умение правильно держать кисть, сочетать цвета.
Горьковская А.А. 11.11.
2015
5. Беседа
Тема: Праздники России. День Матери Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника День Матери. Воспитывать чувства любви, нежности и уважения к самому дорогому и близкому человеку -маме. Родители:
Комиссар О.А.
27.11.
2015

6. Викторина с показом презентации
Тема: Мой любимый город.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города, воспитывать любовь к родному краю, учить отгадывать загадки, используя слова- рифмы.
Горбенко А.П.

7. Рисование
Тема: Любимый уголок Волгодонска. Учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного города; воспитывать любовь к родному краю, развивать творческое воображение.
Горьковская А.А.
9.12.2015
8. Беседа с показом слайдов
Тема: Праздники России. Рождество Христово. Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника Рождество Христово. Учить сохранять и уважать традиции русского народа.
Родители:
Иванова Л.В.
11.01.
2016

9. Рисование
Тема: Флаг Донского казачества.
Продолжать знакомить детей с гербом и флагом Донского казачества, знать значение каждого цвета на флаге, закреплять умение правильно держать кисть, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю.
Горьковская А.А.
3.02.
2016
10. Беседа
Тема: Праздники России. День Защитника Отечества. Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника -
День Защитника Отечества. Учить сохранять и уважать традиции русского народа.
Родители:
Ципун Ю. А.
19.02.
2016
11. Участие в конкурсе «Детство -чудные года, детство- праздник навсегда!» с песней «Там за Доном, за рекой». Знакомить детей с формами казачьего фольклора- песнями, выучить песню, развивать плавный речевой выдох при пении, развивать память, внимание, музыкальное восприятие, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю. Горьковская А.А.
Родительский комитет группы Прослушивание и разучивание гимна РФ.
Тема: Россия- священная наша держава.
Познакомить детей с текстом гимна, объяснить смысл малознакомых слов,
выучить его наизусть,
развивать плавный речевой выдох при пении, развивать память.
Горбенко А.П.

13. Рисование
Тема: «Степь раздольная»
Познакомить с понятием «перспектива», учить получать новые цвета путем смешивания красок, распределять пропорционально детали рисунка на листе, учить любоваться красотой степи, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю.

3 этап – заключительный
Презентация проекта "Родники России"
Праздник "О тебе поем, моя Россия!" Развивать творческую активность, умение выразительно читать стихотворения, передавать характер героев сценки; развивать речь, внимание, память детей. Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

Музыкальный руководитель:
Межерицкая В.В.

Родители детей группы. 6.05.2015

В результате реализации проекта совместно с родителями создан и пополняется предметами казачьего быта мини-музей « Мой любимый край Донской», на каждого ребенка пошиты казачьи костюмы, созданы альбомы с иллюстрациями «Там за Доном, за рекой», подборка презентаций по данной тематике, регулярно пополняется картотека казачьих слов, игр, песен, пословиц и поговорок. Дети ежегодно принимают участие в городском конкурсе «Детство – чудные года, детство – праздник навсегда» в номинации «Народная песня».

Расширяется сознание детей за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению. Формируется познавательное и созидательное отношение к окружающему миру донской природы. Формируется чувство любви к Родине, желание познавать фольклор данного региона. Формируется продуктивная деятельность детей по познанию своего края.
9. Вклад воспитателя в формирование актуальной педагогической практики в процессе работы в творческих группах, методических объединениях, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности и др.

Своим вкладом в формирование актуальной педагогической практики в процессе работы считаю участие в следующих мероприятиях:
Участие в городском методическом объединении