Социальная политика в отношении пожилых людей. Государственная социальная политика рф в отношении пожилых и инвалидов Социальная политика в отношении пожилых

Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании.

Социальная защита - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Социальная помощь - это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Сложившаяся в настоящее время в России медико-демографическая ситуация является следствием негативных тенденций, сформировавшихся в последнее десятилетие.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам.

В настоящее время развитие системы социальной защиты населения находиться в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социальной защиты с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Для формирования эффективной системы социальной защиты необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

Основные направления социальной защиты населения определены Федеральным Законом «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации» (1995г.):

1.Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

2.Социальная защита на дому, которая осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

3.Социальная защита в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

4.Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

5.Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Заключение к II главе.

Таким образом, положение пожилого человека в современном обществе осложнено такими факторами, как трудности материального характера, ухудшение состояния физического и психического здоровья, одиночество, зависимость и т.д.

Осознание потребности в индивидуальной помощи, выявление различных заболеваний, инвалидность, проблемы, связанные с местом проживания, одиночество, проблемы пожилых мигрантов, низкий уровень пенсий, бедность – далеко не исчерпывающий перечень проблем, к которому должно быть привлечено внимание общества и гоcударства.

Среди социальных проблем, рассмотренных нами, проблема инвалидности является одной из наиболее острых. Инвалидность - это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире.

Традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Доминировала точка зрения на инвалидов как на людей, не способных к полноценной общественной жизни. Однако постепенно в теории и практике социальной работы утверждаются и иные тенденции, нашедшие отражение в моделях инвалидности.

В данной главе нами отмечено, что инвалидность является одной из форм социального не­равенства. Люди с ограниченными психическими или физическими возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Таким образом, основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата че­ловеком способности или возможности осу­ществлять самообслуживание, самостоятель­но передвигаться, ориентироваться, общать­ся, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, главная проблема инвалидности кроется не в медицинском диагнозе и не в необходимости приспосабливаться к своему недугу, а в том, что существующие социальные условия ограничивают активность определенных социальных групп или категорий населения. В данной интерпретации инвалидность - не личная, а социальная проблема, и приспосабливаться должен не инвалид к обществу, а наоборот.

В таком контексте инвалидность рассматривается как дискриминация, а главная цель социальной работы с инвалидами – помочь обществу в приспособлении к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь самим людям с инвалидностью осознать и реализовать свои человеческие права.

Одна из главных и ответственных задач современной государственной политики - изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы социальной реабилитации.

Рис. 1. Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ж. Гудкова татьяна викторовна Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник НГПУ. 2016. №1 (29) С.68-76.

Е.Больницкая А. Н. Инвалиды и общество // Мониторинг. 2014. №4 (122).

д. Использование социальных технологий в решении социальных проблем: теоретиче- ские аспекты. // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по обра- зованию в области социальной работы. – 2012. – № 2. – С. 164–171

г. Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования. – Materials of the international scientific conference on October 20–21, 2015/ – C. 171-174.

в. Павлюк Светлана Викторовна, Рерух Елена Владимировна Социальное положение пожилого человека в современной России // Kant. 2014. №4 (13).

б. Брушлинский А.В. Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр "Академия", 1996.

а. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие. –М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.85.

Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) // Российская газета, №243, 19.12.1995.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12. 2001 №166-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации 20.07.2009.

Аракчеев, В.С. Пенсионное право России. / В.С. Аракчеев – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 300 с.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Учебное пособие для вузов – М.: Книжный мир. 2009. – 293 с.

Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. – М.: Академия, 2009.- 288с.

Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: ИТК Дашков, 2008. – 568 с.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 405 с.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993.25 декабря.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) // Российская газета. 2009.21 августа.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) //

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1995.4 августа.

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. // Российская газета. 1995.19 декабря.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22 июля 1993. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями на 12 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2008.31 декабря.

Об образовании: Федеральный закон гот 13 января 1996 г. № 12_ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 1996.23 января.

О социальной защите инвалида в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 апреля 2009 г.) // Российская газета. 2009. 5 мая.

Федеральный Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидами государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 (ред. от 17 апреля 2002 г. № 244) // Российская газета. 2002.24 апреля.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2009. - 346 с.

Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". - М.: Юристъ, 2009. - 542 с.

Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 187 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.

15. Основы социальной работы. - М.: Академия , 2008. - 288 с.

Право социального обеспечения: учебник / под ред.К.Н. Гусова. - М.: Инфра-М, 2007. - 328 с.

Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: "МарТ ", 2007. - 400 с.

Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. - М.: Дашков и Ко , 2009. - 384 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2008. - 360 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.2. - СПб.: ГУАП, 2008. - 297 с.

Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. - М.: А-Приор , 2010. - 144 с.

Фирсов М. В, Студенова Г.Е. Теория социальной работы. - М.: Академический проект , Гаудеамус , 2009. - 512 с.

1. Принцип усиления значимости геронтологического этапа жизненного пути человека и с точки зрения социальных функций, и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов, делающий недопустимыми меры, которые искусственно консервируют отжившие или отживающие геронтологические стереотипы. Это особенно важно, так как до сих пор в общественном сознании укоренено архаичное представление о старости, изложенное Софоклом еще в V веке до нашей эры, когда он писал о загадке Сфинкса: что это за существо, у которого всего один голос, но которое передвигается вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже - на трех? Греческий миф гласит о том, что лишь Эдип дал правильный ответ: «Это человек, который ползает на четвереньках в детстве, ходит на двух ногах, будучи взрослым, и, наконец, опирается на палку в старости». Символический образ старого человека, опирающегося на палку, больного и беспомощного, жизнь которого всегда на ущербе, до сих пор представляется весьма распространенным. Среди стереотипов старости наиболее распространенными являются следующие:

1. Старость есть болезнь, диссолюция жизненно важных физиологических систем организма, галопирующее, нарастание физической и духовной немощности.

2. Старость - падение уровня жизни, обвал, крушение, зависимость.

3. Старые люди рассматриваются исключительно как объекты социальной помощи и поддержки.

4. Старость ассоциируется с образом человека, имеющего такие визуальные характеристики, как: стоматологические дефекты, морщинистую кожу, седые волосы. И это несмотря на разрушение стереотипа «средних лет», активно осуществляющуюся модернизацию старения, применение техник маскировки старости от косметологических и пластико-хирургических средств и систем физического совершенствования до полного игнорирования границ возможностей данного возраста: все представляется всегда возможным, стоит только начать. Последнее является свидетельством того, что распространение получила дисморфофобия - страх необратимой трансформации, изменения изначально присущих человеку морфологических особенностей.

5. Еще один стереотип, отражающий местный российский колорит, - старость соотносится с агрессивным типом поведения в общественном транспорте.

Консервации указанных стереотипов способствуют во многом масс-медиа. На российском телевидении геронтологический образ чаще всего встречается в рекламных роликах, представляющих лекарственные препараты и средства для домашнего хозяйства. Конструируется образ пожилого человека как нездорового и как бесплатного работника по дому. Современные исследования в области биологии, психологии старения дают все основания для смены дискурса старости. От финалистских (негативно оценивающих) интерпретаций старости к признанию ее равноценной другим этапам жизненного пути, обладающей своими достоинствами и преимуществами.

2. Принцип опоры на собственные силы, провозглашающий несовместимость геронтологической политики с социальным, а тем более государственным патернализмом.

В современных условиях возрастает личностно-ответственное формирование собственной жизни.

Результаты исследований польских геронтологов позволили уточнить содержание понятия «опека» с позиции пожилых людей: старики не столько хотели быть объектами заботы, сколько стремились сами заботиться о других. Совершенно естественно, что в пожилом возрасте человек стремится сохранить свое достоинство и свободу выбора. Быть же только реципиентом, ничего не давая взамен, означает определенную потерю статуса в обществе. Сотрудники социальных служб нередко в своем практическом взаимодействии с пожилыми людьми постулируют в качестве исходных позиций именно зависимые отношения, опекающие/контролирующие стратегии в отношении пожилых людей. На социетальном уровне это выражается в патерналистских принципах, лежащих в основе функционирования государственных институтов. В контексте патерналистских принципов конструируется определенная модель поведения пожилых людей, предполагающая набор типовых реакций: беспомощность, безынициативность, безропотность. Специалисты ожидают от пожилых людей согласия со всеми их действиями, благодарности за любую помощь. В случае, когда пожилой человек не соответствует представлениям о себе как об «объекте, пригодном для использования» (И. Гофман), а занимает равноправную и активную позицию, требует дополнительной информации, разъяснений, он воспринимается как «трудный».

Помощь, имеющая векторное геронтологическое направление, предполагающая контроль, регламентацию временного пространства жизни, вызывает у пожилого человека дискомфортное психологическое состояние зависимости. Показательны в этом отношения результаты исследований процессов адаптации пожилых людей в специальных домах-интернатах. Дома для престарелых создаются с благой целью - для поддержания независимости пожилых людей, для обеспечения их необходимым уходом и заботой. Однако на деле постоянный надзор и жизнь по установленному распорядку, условия которой игнорируют индивидуальность личности, воспринимаются пожилыми людьми как физическое заключение, способствуют отделению от общества его пожилой части. Исследования фиксируют такую организацию образа жизни в данном учреждении, которая ограничивает возможности проявления жизненной позиции пожилого человека: изоляция проживающих от общества, социальная депривация, ограничение возможности занятости пожилых людей, гиперопека и зависимость от окружающих, дефицит социальных контактов и отсутствие достаточного спектра социальных ролей 1 . Создается так называемый госпитализм, явление, характерное для «закрытых» учреждений, который способствует пролонгированию реакций дезадаптации. Указанные условия с дефицитом социальных контактов, общения являются катализаторами угасания личности: в эмоциональной сфере это проявляется в форме нарастания подозрительности и паранойяльной настроенности, в когнитивной - в виде смещения хронотипа переживаний в прошлое и тревожно - ожидательной направленности пожилых в будущее (болезнь, ущемление прав, смерть).

Оказание помощи носит реципрокный (взаимный, обоюдный) характер. В повседневной жизни пожилые люди оказывают разнообразную помощь детям. На уровне концептуализации и практической реализации социальной политики такое понимание в значительной степени расширяет проблемное поле социальной помощи в направлении активизации личностного потенциала пожилого человека, создания механизма реализации потребности в заботе о ком-либо (о чем-либо). Речь идет о том, чтобы не ограничиваться в отношении пожилых людей только опекающими стратегиями, но шире использовать стимулирующие стратегии.

3. Принцип дифференцированности социальной политики предполагает создание максимально адекватных потребностям получателей помощи моделей социальной поддержки, которые учитывают конкретные условия, образ жизни, факторы внешнего окружения. Отказ от уравнительных практик оказания социальной помощи ведет к повышению эффективности оказываемых услуг.

4. Принцип геронтологической профилизации специалистов, работающих с пожилыми людьми, - медицинских работников, преподавателей, социальных работников, профессионалов в рекреационной сфере, сфере досуга. Геронтологическая некомпетентность, к сожалению, достаточно распространенное явление. Практические работники нередко все негативные феномены, возникающие в жизни пожилого человека или связанные непосредственно с его здоровьем, объясняют старостью.

Стареющее общество в совершенно иных масштабах нуждается в геронтологическом образовании, в развитии различных отраслей современной геронтологии, прежде всего социальной геронтологии, позволяющей представить старость как «зону множественных возможностей», как ресурс для динамичного развития и отдельного человека, и общества в целом. Сейчас очевидна необходимость в расширении профессионального горизонта практических работников через углубление геронтологического образования, знакомство с новейшими достижениями геронтологической науки. Геронтологическая компетентность позволит устранить многие барьеры во взаимодействиях с пожилыми клиентами, что является непременным условием эффективной профессиональной деятельности.

5. Принцип расширения поведенческого выбора, предоставление целого реестра альтернативных возможностей. Речь идет и о вариативности пенсионного порога, о различных интеграционных практиках в противовес практикам исключения по возрасту в предпенсионный и пенсионный период.

Высокая продолжительность жизни способствует модификации политики установления пенсионного возраста в сторону большей вариативности. Последняя достигается различными путями: во-первых, за счет увеличения пенсионного порога, во-вторых, через установление более гибкой системы выхода на пенсию. Современные пенсионеры, имея хорошее физическое состояние, стремятся продолжить свою профессиональную деятельность или включаются в сферу более или менее регулярных, больших или меньших приработков. Наряду с желанием иметь дополнительный источник доходов с целью либо удержать благосостояние семьи на привычном уровне, либо его повысить, пожилые люди отмечают значимость продолжения трудовой деятельности для поддержания социального статуса, сохранения социальных связей, налаживания новых знакомств, более полной реализации своих способностей.

Определения Пожилой - чел-ка, у которого происходит постепенное ухудш здоровья, вызванное старением всего организма. - «возраст 60-74 лет (75-89 лет – старый, >90 лет – долгожитель)» 1.Жен старше 55 лет, 2.муж старше 60 лет нужд-ся в пост или времпосторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои осн жизненные потребности вследствие огранич способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на соц обслуживание, осущ-мое в гос и негос секторах системы соц обслуживания.

Реализация СП в отношении пожилых начинает запускаться в отношении лиц, достигнувших 55 и 60 лет соответственно.

Инвалид - это лицо,имеющее наруш здоровья со стойким расстройством ф-ций организма, обусл заболеванием, послед-ми травм или дефектами, приводящее к огранич жизнедеятельности и вызывающее необходимость его соц защиты»

Данные соц группы имеют идентичные проблемы соц-эконом, психолог и другого хар-ра на решение которых и направлена СП.

ГСП в отношении граждан старш поколения - это совокупность мер (полит, прав, эконом, мед, соц, культ, науч, информ-пропаганд и кадр хар-ра, направленных на обеспеч гр РФ, достигшим пожилвозраста, благосостояния и соц благополучия, условий для актив участия в жизни общества и долголетия.

Совр система взглядов: 1.база на общечел-х гуманист ценностях, 2.идея прав человека для людей всех возрастов 3.служит обоснованием для политических решений и конкретных мер поддержки пожилых людей на межгос и нац уровнях.

Центр-й принцип - соц приемлемого и реально возможного сочетания участия пожилых в жизни общества, заботы о них со стороны общ и гос институтов, обеспеч прав условий для удов-я их потребностей и реализации накопленного в течение жизни потенциала.

Целью СП в отношении пожилых и инвалидов – явл создание условий для выравнивания соц положения этих гр по сравнению с остальными членами общества, для активного участия пожилых и инвалидов в жизни общества и государства.

Цель ГСП политики в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе соц солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального исп-ния фин и других ресурсов.

Задачи (по Концепцией ГСП в отнош пожилых до 2010 г.): 1. -стабилизировать мат и соц положение гр старшего поколения путем соверш-ния механизмов нормат регулирования в сферах защиты прав и интересов; 2. - продолжить реструктуризацию имеющихся и формирование новых институциональных структур, предназначенных для жизнеобеспечения, поддержания жизненных сил и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей; 3.- утвердить позитивное отношение к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества, повысить готовность всего населения к происходящим демографическим изменениям.

Основными направлениями СП: 1.пенсионное обеспечение, 2.охрана здоровья, 3.социальное обслуживание, 4.предоставление льгот.

Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются: 1.соц гарантии 2.соц защита пожилых граждан, 3. качество оказываемой им помощи и поддержки.

Три направления соц защиты гр. пож возраста: 1.-предоставление льгот и преимуществ, 2.- социальное обслуживание, 3.-организация пенс-го обеспечения.

Механизм соц защиты пож людей реализуется:

1.-Гос уровень - обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. 2.-Рег уровень с учетом местных условий и возможностей решает вопросы доп. повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Особенность СП в совр условиях: перенос центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места.

Соц защита представляет собой комплекс доп мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет фед и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

Наст время - соц стратегия гос-ва направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

38. Федеральные целевые социальные программы как механизм социальной политики в отношении пожилых людей и людей с ограниченными возможностями (ФЦП «Старшее поколение», ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы)

Проблема: -по прогнозу демографического развития РФ до 2015 года, серьезно возрастет удельный вес пожилых в структуре нагрузки трудоспособного населения. Проблема требует принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан старших возрастных групп, – по упрочению их социальной защищенности.

Цель ФЦП «Старшее поколение» : создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно - досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Решение задач: 1). расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, геронтопсихиатрические центры, мобильные социальные службы, больницы медико - социальной помощи, хосписы, центры (клубы) для пожилых людей и другие); 2).разработка новых форм соц обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества; 3).содействие повыш уровня соц адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов; 4).поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; 5).содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, путем продолжения образования в «третьем возрасте»; 6).усиление координации деятельности фед органов исп власти и органов исп власти субъектов РФ в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения; 7).проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения..

Цели ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышение уровня их жизни.

Решение задач: 1).создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспеч реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; 2). развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование нац рынка техн средств реабилитации и реабилитационных услуг; 3).оснащение оборудованием реабилит орг-ций; 4).обеспеч беспрепятственного доступа инвалидов к объектам соц инфраструктуры; 5). создание доп. рабочих мест.

Комплекс мероприятий по направлениям: 1).совершенствование деят-ти орг-ций, осущ-щих медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов; 2).расширение технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, разработка и внедрение совр технологий реинтеграции инвалидов в общество, созд оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности; 3).осущ мер, по созданию на предприятиях, новых рабочих мест для инвалидов.

В настоящее время в нашей стране наблюдается крайне неблагополучная демографическая ситуация. Население России из года в год стареет. Пожилые старше 60 лет являются наиболее быстро растущей группой, их доля сегодня составляет 12,5% от общей численности граждан, мировой же стандарт составляет 7% Алиева З.К. Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008 гг.: на материалах республики Дагестан: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - М., 2009. - С. 14. В связи с этим весьма целесообразно рассмотреть аспекты социальной политики государства в отношении пожилых людей.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др. В соответствии со ст. 41 Конституции, пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме этого в Конституции РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Ось-89, 1998. - С. 13

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области досуга и обеспечения пожилых людей.

Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г. за №113 (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002.), а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002. - С. 171

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, значительно отстают от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

В перечне социального законодательства, играющего немаловажную роль в жизни пожилых людей, есть Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 2 января и 4 мая 2000 г.). Это один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным законом, досуг ветеранов, большинство из которых - пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.

Социальный аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г. Статья 26 «Основ» прямо закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, кроме того, право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. М., 2002).

Особое место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, занял Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г. Так как значительная часть пожилых людей относится к категории малоимущих людей, именно они являются получателями государственной социальной помощи на основании данного закона.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются также Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт, досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.

Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.

Ситуацию с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 - 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - С. 132

Согласно данным, полученным в ходе исследования проблем досуга пожилых людей, около 50% пенсионеров г. Александрова получают пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума. На сегодняшний день официально установленный прожиточный минимум в Москве равен 6213 рублей, а в среднем по стране составляет 4902 рубля (данные Госкомстата на 20.04.2012) Величина прожиточного минимума за IV квартал 2011 года. // Федеральная служба государственной статистики - Российская Федерация. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/gis/d_01.htm (20.04.2012), пенсию же по старости, превышающую минимальный потребительский бюджет, получают всего около 4% неработающих пенсионеров.

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же, несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий, которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях. Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-профилактических учреждениях. Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России. // Библиофонд - Библиотека научной и студенческой информации. Официальный сайт.URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=108790 (15.05.2007)

Социальной защитой пожилых граждан с 21 мая 2012 года занимается Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, преобразованное из Министерства здравоохранения и социального развития. Оно осуществляет деятельность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты и труда. В Москве социальным обеспечением пожилых людей занимается департамент социальной защиты населения г. Москвы. В округах города действуют управления и центры социальной защиты населения, а также стационарные учреждения.

Задача учреждений социальной защиты заключается в том, чтобы организовать жизнь пожилых людей таким образом, чтобы доступными средствами и в нужной степени компенсировать последствия старения.

Центр социального обслуживания подразделяется на следующие отделения: социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной помощи и временного проживания. Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги: доставку на дом продуктов и горячих обедов, товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие в получение медицинской помощи и экспертизы; помощь в получении путёвок на санаторно-курортное лечение; оказание помощи в получении социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков и доставка воды; содействие в обеспечении необходимой литературой и посещении кинотеатров, выставок, концертов; помощь в написании писем, оформлении документов В.В. Натахина. Социальное обслуживание пожилых людей в условиях реформирования общества: социологический анализ: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.04; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. - Москва, 2009. - С. 43.

Другой формой работы являются отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы уменьшить финансовые затраты пожилых на питание, организовать их занятость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие). Клиенты дневного пребывания совместно отмечают праздники, для них организуют различные мероприятия.

Главной задачей отделения срочной социальной помощи состоит в оказании срочной поддержки всем нуждающимся. Основными направлениями этой деятельности является: оказание денежной и вещевой помощи, направление в медико-социальные отделения, оказание бытовой, юридической и психологической помощи, содействие в прописке и трудоустройстве, организация проката бытовой техники и хозяйственного инвентаря, создание кассы взаимопомощи и др.

Помощь пожилым оказывают не только в нестационарных, но и стационарных учреждениях. Самым распространённым стационарным учреждением являются дома для пожилых людей или дома для ветеранов войны и труда (так они называются в Москве).

Пожилым, проживающим в домах-интернатах, выплачивается 25% от их пенсии, а государство, в свою очередь, обеспечивает их проживанием, медицинской помощью, питанием, а также занимается организацией культурного досуга, оказываются юридические услуги, создаются возможности для посильного участия в труде, за который производится оплата.

Дома-интернаты принимают пожилых людей, инвалидов с общими и хроническими заболеваниями. Психоневрологические интернаты предназначены для пожилых людей с нервно-психическими заболеваниями. Существуют большие дома-интернаты, в которых легче создать культурно-бытовое и медицинское обслуживание, и которые более экономичны, и небольшие, где атмосфера более комфортная и семейная. Сравнительно новой формой социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких людей или пар, сохранивших полностью или частично способность к самообслуживанию. Основной целью создания таких домов является обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Ещё одной сравнительно новой сферой оказания социальных услуг является договорное социальное обслуживание на дому на условиях пожизненного содержания с последующей передачей жилья органу социальной защиты населения.

В политике здравоохранения необходимо, чтобы права, гарантирующие здоровое старение, учитывали насущные социальные, экономические, духовные, психологические и физиологические потребности пожилых людей. Государство и общество должны на деле взять на себя ответственность за обеспечение оптимального уровня здоровья в поздний период жизни человека. В связи с этим целесообразно развивать в Российской Федерации разветвленную систему геронтологической помощи населению: как ни один ребенок не может обойтись без педиатра, так и каждый пожилой человек нуждается в помощи гериатра. Реализация соответствующих программ, просветительская работа среди населения пожилого возраста в отношении правильных методов организации питания, профилактики заболеваемости и раннего старения во многом будут способствовать решению проблемы достойной старости.

Политика в области обеспечения пожилым людям достойных жилищных условий в целях освобождения их от посторонней помощи должна преследовать благоустройство жилья и его адаптацию к физическим возможностям и потребностям пожилых людей. Это следует достигать путем проведения реконструкции и улучшения условий проживания, с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию. К сожалению, обеспечение безопасности и удобства пожилых людей в домах и квартирах, на улицах и в транспорте оставляет желать лучшего. Жилье для пожилых людей следует рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой, нужно учитывать его психологическое и социальное значение. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями способствует сохранению у пожилых людей, в первую очередь инвалидов, способности к самообслуживанию и возможности жить в своем доме в привычных условиях. Да и государственному бюджету обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в собственном доме обходится в десятки раз дешевле, чем обслуживание в стационарном учреждении.

Также необходимо разработать специальные государственные меры, направленные на повышение ответственности семьи (взрослых детей, внуков) за благополучие пожилых родителей и на укрепление межпоколенных семейных отношений Парахонская Г.А. Адаптация пожилых людей в современных условиях и социальная политика (на материалах Тверского региона): Монография; М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003 (РИУ ун-та). - С. 124. Не менее важно осуществлять экономическую и социальную поддержку семей по уходу за престарелыми родственниками, обеспечить пожилым людям возможность расширять круг общения, организуя клубы по интересам, консультативные пункты, службы знакомств и другое. Нужно обеспечить доступ пожилых людей к образовательным программам, поощряя их стремление к непрерывному образованию, в первую очередь в период подготовки к выходу на пенсию.

Эффективность государственной социальной политики непосредственно зависит от создания квалифицированных кадров. Решение проблем подготовки кадров для работы с пожилыми людьми даст социальные и экономические плюсы. С социальной точки зрения квалифицированный персонал будет способствовать улучшению качества жизни пожилых людей, сможет оказывать им помощь и поддержку в непрерывном режиме. Но для начала следует преодолеть существенное затруднение - непрестижность работы по обслуживанию пожилых людей в социальной сфере и достойное увеличение заработной платы социальных работников в регионах Российской Федерации. К числу препятствий частного характера могут быть отнесены не только недостаточный профессионализм специалистов социальной сферы, равнодушие представителей других возрастных категорий к проблемам пожилых людей, но и нежелание или невозможность пожилых людей решать свои проблемы собственными силами.

Для преодоления этого необходимы переоценка на федеральном и региональном уровне действующего законодательства с целью ликвидации в нем пробелов, касающихся осуществления комплексных мер по улучшению гарантированных Конституцией достойных жизненных условий пожилым людям. Желательно установить четкие полномочия федеральных, региональных и местных органов управления, а также коммерческих и общественных, (в том числе конфессиональных, корпоративных) организаций для решения конкретных проблем пожилых людей. В силу сложившегося демографического положения на уровне регионов необходимо оптимизировать системы социальной защиты, обслуживающей пожилое население. Только через нормализацию положения пожилых людей можно обеспечить позитивное изменение отношения к старости.

Роль и место пожилого человека в обществе, естественно, меняется со временем. Это место займет со временем каждый из нас. Поэтому внимание к пожилому человеку сегодня - это и оказание ему заслуженной им помощи в гармонизации взаимодействия с социумом, и формирование позитивного отношения к тем из нас, кто через несколько лет приобретет социальный статус пожилого человека.

Таким образом, несмотря на многообразие форм социального обслуживания, требуется частичная реорганизация функций этих учреждений так, чтобы они были ориентированы на более рациональное и конструктивное решение социально-бытовых проблем пожилых людей. А также чтобы они способствовали овладению пожилыми людьми современными схемами поведения и взаимодействия, препятствовали социальному отчуждению; содействовали адаптации людей на разных этапах.

Государство склонно мыслить большими статистическими категориями и принимать унифицированные решения. Например, в категорию «пенсионеры» входят и полная сил работающая женщина 56 лет, и беспомощная 80-летняя гражданка, у которой нет никого из близких. Нынешнее увеличение пенсии - очень дорогая, очень нужная мера - все же радикально не повлияет на качество жизни одиноких стариков. Государство, в принципе, не в состоянии уловить разнообразия нужд и обеспечить дифференцированный подход к нуждающимся в помощи. По опыту стран, где социальное обслуживание пожилых людей находится на высоком уровне, индивидуального подхода и эффективного решения социальных проблем достигают за счет постоянного взаимодействия власти с волонтёрскими организациями, которые занимаются этим делом не формально, а по велению сердца. В частности, такие организации, имеющие непосредственное общение с пожилыми, могут давать более адекватную информацию о состоянии, нуждах, а так же качестве предоставляемых услуг, чем контролирующие инстанции. Привлечением волонтёров в дело социального обслуживания обеспечит и обратную связь с пожилыми и уменьшит барьер, стоящий между молодым и старым поколением.

1

1 Оренбургский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Оренбургский филиал РАНХиГС)

Современная модернизация российского общества актуализировала проблему формирования новых социальных институтов. Их создание обусловлено требованиями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. Демографические трансформации последних десятилетий значительно повлияли на численность социально-демографической группы пожилых людей, которая растет в геометрической прогрессии. Сегодня становится очевидным то, что изменение социально-демографической структуры общества влияет на всю социальную сферу. Вопросы регулирования взаимоотношений общества и государства с новой социально-демографической группой инициировали разработку функционального проекта социальной политики в отношении пожилого населения. Важным условием проектирования социальной политики в отношении пожилых является наличие организационной структуры в виде особых органов и учреждений. В рамках проекционного подхода автором были определены цель, задачи, объект и субъекты социальной политики в отношении пожилых.

актор социальной политики.

коллективный субъект

социальная сфера

пожилое население

1. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в поздней взрослости // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 3-15.

2. О мерах по улучшению социального обеспечения пенсионеров в Российской Федерации: доклад / Государственный совет РФ. - URL: http://www.archive.kremlin.ru (дата обращения: 17.03.2013).

3. Дуран Т.В., Костин В.А. Институты власти и управления. – Екатеринбург: УРАГС, 2009. – 204 с.

4. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rubinstein-society.ru (дата обращения: 23.02.2013).

5. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ecsocman.hse.ru (дата обращения: 23.12.2012).

6. Кроуз Р. Фирма, рынок, закон. - М. : Дело, 1993. – 192 с.

7. Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций. - URL: Финнам. http//www.finam.ru (дата обращения: 29.03.2011).

8. Федоренко Н.В. Взаимодействие управленческих элит в современном российском обществ: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 [Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН]. – М., 2013. – 52 л.

9. Spenser H. First principles (HTML at McMaster; 1 MB). - URL: http://www.onlinebooks.library.upenn.edy.ru (дата обращения: 15.02.2011).

Трансформационные изменения общественной структуры российского общества привели к деформации и, как следствие, неэффективности системы ранее сложившихся институтов, что требует акцентуации на формировании и развитии новых, отвечающих современным социальным запросам. Одним из ведущих институтов современности является институт социальной политики. Существуя как социальный инструмент управления обществом с целью смягчения или ликвидации социальных проблем, он развивается в разных направлениях.

В процессе развития социальной политики составные части стали непохожими друг на друга. В этом проявился рост ее структуры: несхожие части принимают на себя неодинаковые виды деятельности . Изменение вектора социальной политики в сторону пожилого населения начинается со второй половины 90-х годов ХХ века. Осознание вариативности потребностей и запросов лиц пожилого возраста приводит к тому, что по отношению к ним развивается дифференцированный подход. На правовом уровне это направление закреплено законом РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Главная задача произошедших изменений - отход от социалистического патернализма и предоставление возможности каждому человеку жить свободно и независимо в обычном социальном окружении.

На уровне реализации мероприятий в рамках социальной политики в отношении пожилых была создана сеть учреждений социального обслуживания населения, в которой стали работать геронтологические и геронтопсихологические центры. Они приняли на себя заботу об оказании специализированной, в том числе медицинской, помощи. Появились учреждения социального обслуживания нового типа: специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные или социально-реабилитационные центры, работающие по принципу санатория или дома отдыха.

В сфере культуры разработаны и осуществлены программы содействия людям старших возрастов. В 450 государственных театрах введены дни льготного показа спектаклей для людей старшего поколения. Большинство выставочных залов и художественных галерей, в том числе негосударственных и частных, предоставляют пожилым людям билеты по льготным ценам. Более чем в 50 тыс. государственных библиотек внедряется электронная система «Либнет», что позволяет облегчить доступ к библиотечным фондам по всей стране .

В экономической сфере акцент сделан на финансовом обеспечении. Приняты меры, направленные на поддержание основных форм жизнедеятельности пожилых людей: пенсии регулярно индексируются начиная с 1 января 2009 года; появилась возможность увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства (Программа государственного софинансирования пенсии). Вплоть до 2016 года предстоит совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики. В настоящий момент разрабатываются мероприятия, направленные на предоставление возможности людям старших возрастов трудоустроиться как в государственных учреждениях, так и на предприятиях негосударственного сектора экономики. Поднимаются вопросы обеспечения высокого качества медицинских и социальных услуг, повышения их доступности. Также выдвигается тема поддержки активного досуга и здорового отдыха пожилых людей.

Социально-демографическая группа людей пожилого возраста становится все более значимой. Демографические сдвиги привели к тому, что эта группа становится одной из ведущих в общественной структуре. Согласно прогнозам, к 2030 году количество людей пожилого и старческого возраста составит порядка 29% от общей численности населения .

При сложившихся обстоятельствах необходимость развития самостоятельного направления социальной политики, призванного решать проблемы пожилого населения страны, становится очевидной. Под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленная на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения. Вопросы регулирования взаимоотношений общества и государства с новой социально-демографической группой инициировали разработку функционального проекта социальной политики в отношении пожилого населения.

По масштабу охвата это будет национальный проект, учитывающий специфику России. По степени новизны он инновационный, так как направлен на создание и материализацию таких нововведений в обществе, которые приведут к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни и рациональному использованию человеческих ресурсов. По содержанию - это целевой социальный проект, направленный на разработку принципов и механизмов взаимодействия социально-демографической группы пожилого населения и общества в сфере решения актуальных вопросов.

Ее целью определяем создание адаптированной социальной среды, соответствующей индивидуальным запросам и групповым потребностям людей пожилого возраста.

Первоочередными задачами являются:

  • Формирование и развитие культуры предупреждения пенсионного возраста.
  • Гарантирование полноценной социальной защиты и создание достойных социальных условий существования лиц пожилого возраста, при участии частных инициатив.
  • Обеспечение равных возможностей с другими возрастными группами в социально-экономической сфере жизни общества.
  • Максимальное использование собственных возможностей.
  • Применение дифференцированного подхода, учитывающего возможности каждого индивида.
  • Разработка альтернативных поведенческих стратегий, учитывающих вариативность установления пенсионного обеспечения путем установления гибкой системы выхода на пенсию, разработки схем «индивидуальных профессиональных маршрутов для лиц пенсионного возраста, сохранивших трудовую и социальную активность» .
  • Создание творческих объединений по интересам.
  • Развитие особого геронтологического направления в сфере образования. Обучение специалистов, работающих с лицами пожилого возраста.
  • Учет специфики регионального развития.

Важным условием проектирования социальной политики в отношении пожилых является наличие организационной структуры в виде особых органов и учреждений, осуществляющих поставленные цели и задачи. С позиции организационно-управленческой вертикали должны быть задействованы три управленческих уровня: федеральный (общероссийский, национальный), региональный (субъекты РФ) и муниципальный.

Теоретическое осмысление проекта социальной политики в отношении пожилых обусловило необходимость определения ее объекта и субъекта. В своей работе объектом этой политики называем ту часть реальной жизни, которая может быть подвергнута направленному изменению - социальную сферу, которая должна быть реформирована таким образом, чтобы предупреждать возможные проблемы пожилого населения. Функциональная сторона этого перестроечного процесса должна осуществляться субъектами.

В рамках предложенной работы понятие «субъект социальной политики» в отношении людей пожилого возраста требует отдельного уточнения. Значимость индивидуального субъекта (личности), согласно традиционной теории, проявляется только тогда, когда он принадлежит к категории «избранных» (Платон, Г. Гегель, Ф. Ницше), «элите» (Р. Миллс, М. Дж. Херманн, Н.В. Федоренко) или к «творцам» (К.Б. Жидков, К.Б. Соколов). При этом современная теория, используя интегральный характер понятия «субъект», позволяет выявлять не только общее в социальных характеристиках личности, но и в социальных характеристиках группы, что является его неоспоримым достоинством. На наш взгляд, трактовка субъекта А.В. Брушлинским и А.Л. Журавлевым как «общности любого масштаба» является наиболее приемлемой. А.Л. Журавлев делает акцент на том, что, рассматривая вопрос о субъекте политики, необходимо говорить о «некоторой общности», то есть не об одном отдельно взятом человеке, а о «связанных» между собой индивидах, которые можно обозначить как «коллективный субъект» .

Однако если мы описываем сферу социальной политики в отношении пожилых, само понятие субъекта не может являться исчерпывающим. Оно «акцентирует скорее рациональность сознания и поведения, способность к реализации свободного выбора» , а для разработки проекта социальной политики в отношении пожилых важно рассмотрение возможности социального действия, направленного на достижение поставленной цели.

В связи с этим более значимой фигурой на поле социальной политики в отношении пожилых является актор. Теоретическое осмысление понятия «актор» дано Т.И. Заславской и в наибольшей степени отвечает целям заявленного исследования. «Понятие "актор" имеет смысл лишь в сцепке с конкретными социальными действиями… В качестве акторов трансформационного процесса имеет смысл рассматривать тех социальных субъектов, действия которых непосредственно вызывают или косвенно влекут за собой сдвиги в базовых институтах общества (независимо от осознания этого самими субъектами)» .

Таким образом, актор социальной политики в отношении пожилых - это коллективный субъект, способный целенаправленно корректировать, модернизировать или реформировать социальную среду. Состав актора социальной политики в отношении пожилого населения зависит от ее проекта и имеет территориально-исторический характер. Он задается через перечень властных должностей, распределенных по заданным уровням власти: федеральному, региональному, муниципальному. Согласно российскому законодательству, коллективным субъектом также является группа представителей социальных служб - предприятий и учреждений независимо от форм собственности, предоставляющих социальные услуги.

В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» пожилое население в современном обществе рассматривается как объект социальной политики. Однако социальная теория и практическая востребованность позволяют уже сегодня рассматривать социально-демографическую группу пожилых как актора. Опираясь на исследование Л.П. Храпылина и А.И. Щербакова, к акторам социальной политики в отношении пожилых относим тех, «кто вынужден заниматься политикой» помимо своей непосредственной деятельности - социальные и социально-демографические группы, решающие или потенциально влияющие на решение своих социальных, экономических и иных проблем. Подтверждают возможность определения пожилых как коллективного субъекта и работы Т.В. Дуран и В.А. Костина. В это понятие они включают «граждан (подданных), политические партии (политические союзы), общественные организации (корпорации)» .

Подтверждением того, что социально-демографическая группа пожилых должна быть актором социальной политики, является статья 3 Конституции РФ, в которой говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, и с правовой точки зрения социально-демографическая группа пожилых как часть народа является источником политической власти и действующим коллективным субъектом трансформационных процессов.

Заявленные акторы социальной политики в отношении пожилого населения пока только формируются. Действительным актором этой политики, исходя из современных реалий, является только коллективный субъект системы государственного управления. Это обусловлено его функциональными обязанностями, такими как выработка стратегических целей социальной политики и наличие реальных возможностей для реализации предложенных стратегий. Пожилые как акторы социальной политики пока мало состоятельны. На уровне социума они не заявлены как отдельная общественная группа, не имеют стратегических целей и действуют, в основном, как локальные субъекты. Но, несмотря на это, пожилое население является реальной общественной группой, которая занимает определенное социальное положение, преследует узкогрупповые интересы и транслирует свой практический опыт социальному окружению.

С учетом проведенного исследования можно говорить о том, что миссия проекта социальной политики в отношении пожилого населения заключается в создании идеальной модели ее устройства и функционирования, организации такого социального порядка, при котором будет отсутствовать возрастная дискриминация и существовать реальные условия для самореализации и саморазвития людей пожилого возраста.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор ТГАКИиСТ, г. Тюмень.

Акулич Е.М., д.соц.н., профессор ТГАКИиСТ, г. Тюмень.

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Гарант. - URL: http:/ http://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.03.2012).

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 25.12.2009); Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008); Федеральный закон № 122- ФЗ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 22.08.2004).

Библиографическая ссылка

Мосина О.А. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11756 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»