Сороки 22 марта встреча птиц. На какой праздник пекут «жаворонков» из теста? Как испечь «жаворонки» из теста – рецепт

  • Почему праздник называют Сороки?
  • Почему праздник называют Жаворонки?
  • Традиции встречи весны: заклички и выпечка

Сегодня, 21 марта 2019 года - знаковый день для всех любителей астрономии, день весеннего равноденствия. В Северном полушарии наступила астрономическая весна! Правда, согласно подсчетам ученых, из-за несовершенства нашего календаря момент наступления равноденствия - дата непостоянная: это может быть и 19, и 20, и 21 марта. Самые ранние даты равноденствий приходятся на високосные годы, а самые поздние — на годы перед високосными.

Но наши предки не беспокоились об астрономической безупречности и отмечали наступление весны всегда 22 марта, придумав для этого особый праздник - Сороки или Жаворонки.

Почему Сороки?

В православном календаре на 22 марта по новому (и 9 марта по старому) стилю выпадал День памяти сорока мучеников севастийских. Неизвестными путями в народном сознании соединилось число христианских воинов, замученных однополчанами-римлянами в Турции (сорок) и название повсеместно распространенной птицы (сорока). Так праздник возвращения перелетных птиц получил имя птицы оседлой.

Интересный факт. Сорока - самая умная из птиц, утверждают ученые. У них существуют сложные социальные ритуалы, включая выражение печали и это единственная птица, способная узнавать себя в зеркале. Другие животные уважают интеллектуальную мощь сороки: если она стрекочет, сообщая о замеченных в лесу охотниках, то ее сигнал воспринимают не только остальные птицы, но и млекопетающие, в том числе и крупные хищники, даже медведи!

Почему Жаворонки?

А вот жаворонков действительно можно считать вестниками весны: они возвращаются с зимовки одними из первых, когда в полях еще лежит снег, и даже нет насекомых, которыми можно поживиться. Так что прилет жаворонков - это верная примате, что весна близко!

Интересный факт. Наши жаворонки (а распространены они очень широко, завезены даже в Новую Зеландию!) зимуют недалеко, на юге Европы. Интересно, что возвращаются к нам они по раздельности: первыми прилетают самцы, они находят первые проталины и греются на них маленькими стайками. Самки прибывают «с курорта» только спустя пару недель, и принимаются за поиск места для гнездования и строительство гнезда. Ну а самцы… самцы поют свои знаменитые песни в честь прекрасных дам!

По представлениям наших предков, на зимовку перелетные птицы улетали не на Средиземноморское побережье, или, к примеру, в Египет, а непосредственно в рай. Ну а из рая, само собой, возвращались сытыми, веселыми, и с теплой погодой на крылышках. А кому же не хочется наступления тепла? Поэтому перелетных птиц ждали, и даже по мере сил старались приблизить их прилет.

Традиции встречи весны: заклички и выпечка

Как же празднуются Сороки-Жаворонки? Есть две народные традиции, прочно связанные с этим днем.

Первая традиция - это выпечка «жаворонков» - особых лепешек или булочек из пресного теста в виде птичек с хохолками.

Кстати, в разных губерниях пекли разных птиц: и куликов, и воробушков, и грачиков. Но вот поступали с ними одинаково: несколько штук усаживали на подоконник (пусть зовут «из рая» своих пернатых собратьев!), а остальных раздавали детям.

Малыши бегали с ними по округе, насаживали на шесты, подвешивали на веревочках к самым высоким векам деревьев: если прилетели «птички» из теста, то непременно подманятся и живые, вместе с теплом и солнышком!

Существовали даже особые песни-заклички, или веснянки, приглашающие весну - это вторая традиция. Дети распевали их во время своих прогулок со съедобными жаворонками.

Крылатые странники

Сроки прилета и отлета птиц

Сроки прилета и отлета различных видов птиц имеют не только познавательный, но и некоторый практический интерес. Особенно это касается времени прилета. От хода весны зависят сроки полевых работ, а во многом и судьба урожая. В народе сложилось множество примет, предсказывающих погоду весной и летом. Многие из них связаны с птицами по ходу весенних явлений в жизни птиц можно определить скорость таяния снега, условия пахоты и сева, урожай кормов и многое другое. Дружный пролет птиц говорит о предстоящей дружной весне; пролет стай на большой высоте - о предстоящем обильном половодье; ранний прилет журавлей - о дружной спорой весне; жаворонков - о теплой весне. Считалось, что если водоплавающие птицы прилетели жирные, неотощавшие - весна будет холодная и долгая.

Прилет некоторых обычных видов птиц определял срок начала многих сельскохозяйственных работ точнее, чем календарные даты. Например, прилетели грачи - огородникам пора ремонтировать парники, готовить семена; появились жаворонки - доставай ульи. Через сорок дней после прилета скворцов начинали сеять гречу, а с появлением чибисов отбирали семена репы для посева. После прилета стрижей в конце мая полагалось сеять лен. Возвращение птиц было признаком важных для земледельца перемен в природе. Прилет жаворонков означал начало очищения полей от снега, появление многочисленных проталин. Он совпадал с благовещением (7 апреля), когда полагалось выпускать на волю птиц из клеток и печь "жаворонки". После прилета зябликов обычно наступает небольшое похолодание. С прилетом трясогузок вскрываются реки. Появление чаек означает скорое окончание ледохода, а возвращение стай чибисов связывают с началом обильного половодья.

Известный русский фенолог и натуралист Д. Н. Кайгородов в начале нашего столетия организовал целую сеть корреспондентов-наблюдателей, собиравших данные о ходе весеннего прилета обычных известных видов птиц лесной полосы России. На основании анализа и обобщения более 25 тыс, наблюдений он отмечал на карте места одновременного появления весной грачей, аистов, кукушек и других птиц. Линии, соединяющие эти места,- изохроны - показывают особенности хода весеннего пролета, его скорость, направление, связь с изменением температуры воздуха и других метеорологических условий. Например, грачи возвращаются ко всем гнездовьям в европейской части СССР всего за 5 недель. Они движутся с юго-запада на северо-восток со скоростью в среднем 55 км в день. Кукушка пролетает примерно 80 км за сутки, белый аист - 60 км. Чем больше наблюдений ляжет в основу таких расчетов, тем точнее они окажутся. К сожалению, число добровольных корреспондентов, снабжающих точными фенологическими данными специалистов-орнитологов, сейчас резко сократилось. А ведь они могли бы принести неоценимую пользу и орнитологам, и специалистам сельского хозяйства, оказать существенную практическую помощь в оценке изменения природных условий больших территорий за ряд лет, в прогнозировании сроков сева и уборки урожая в различных районах и т. п. Школьный календарь природы - это продолжение и развитие народного календаря, до сих пор помогающего земледельцам в борьбе за урожай. В 20-х годах календарь прилета птиц тщательно вели на Биостанции юных натуралистов в Сокольниках (Москва) и передавали в Управление агрометслужбы Министерства сельского хозяйства СССР.

Сведения о наступлении различных сезонных явлений в природе, в том числе прилета и отлета массовых видов птиц, поступающие от учреждений и отдельных корреспондентов, регулярно публикуются Гидрометеоиздатом за периоды в 10-12 лет.

Каждый конкретный год даты прилета птиц немного отличаются от средних многолетних: одни - больше, другие - меньше. Можно рекомендовать задание для членов биологического кружка: проследить, когда они первый раз в году встретили ту или иную птицу, и сравнить это число со средней датой прилета, указанной в таблице, а затем подумать, чем можно объяснить ее сдвиг. Прилет идет обычно несколькими "волнами", а между ними наступают периоды относительного затишья.

Даты прилета массовых видов птиц в европейской части СССР, приметы весны и сроки главных сельскохозяйственных работ. Таблица 2.
Волна прилета Вид птиц Дата прилета (средняя многолетняя) Приметы весны или вид сельскохозяйственных работ
I Грач 18-19.III Подготовительные работы
II Скворец 30.III Подготовительные работы
Зяблик 30.III Кратковременное похолодание
Жаворонок 1.IV Появление проталин на полях
III Белая трясогузка 5.IV Начало ледохода
Чибис 5-7.IV Подготовка семян для огорода
Чайка озерная 8.IV Конец ледохода
Зарянка 8.IV Конец ледохода
IV Горихвостка 17.IV
Утка-кряква 18.IV
Журавль серый 18.IV
Пеночка-теньковка 18.IV
Мухоловка-пеструшка 19.IV Начало пахоты
V Кукушка 27-30.IV Заметное потепление
Пеночка-трещотка 27-30.IV Начало посева овощей (моркови, свеклы)
Пеночка-весничка 27-30.IV
Вертишейка 29.IV
Ласточка-касатка 30.IV Посевная
VI Славка-черноголовка 5.V Разгар посевной
Серая мухоловка 8.V Разгар посевной
Соловей 8-10.V Разгар посевной
Пересмешка 11.V Разгар посевной
VII Иволга 16.V Посадка огурцов, капусты, гороха
Сорокопут-жулан 21.V Посев ячменя и льна
Чечевица 21.V Посев ячменя и льна
Коростель 21.V Посев ячменя и льна
Перепел 21.V Посев ячменя и льна
Стриж 21.V Посев ячменя и льна

Наблюдения за пролетом птиц можно вести в любой точке средней полосы, но лучше на одном из малых или больших пролетных путей - на побережье водоема, полосе леса среди открытых пространств, в долине, на опушке лесного массива. Можно наблюдать пролет и просто на городской окраине, а в разгар его - и из окна многоэтажного дома. Хорошо бы иметь бинокль, хотя бы театральный. В определенный час (лучше рано утром) несколько дней подряд интересно подсчитывать, сколько и каких птиц видели пролетающими мимо. Такие наблюдения позволяют проследить за динамикой пролета нескольких видов (начало, разгар, окончание), за сменой одних птиц на пролете другими, за общим окончанием интенсивного пролета. Разумеется, наблюдать надо ежедневно, терпеливо и при этом уметь различать на расстоянии обычные виды птиц (рис. 13).

Рис. 13. Силуэты птиц в полете (по Сунгурову, 1960):
1 - стриж; 2- деревенская ласточка; 3 - чайка; 4 - воробей; 5 - хохлатый жаворонок: 6 - трясогузка; 7 - щурка; 8 - скворец; 9 - дрозд; 10 - сыч; 11 - ястреб-перепелятник; 12 - куропатка; 13 - галка; 14 - фазан; 15 - большой кроншнеп; 16 - грач; 17 - городская ласточка; 18 - бекас; 19 - пустельга; 20 - сорока; 21 - чибис; 22 - вальдшнеп.

Народное название дня памяти святых 40 мучеников Севастийских.
Обычаи, поверья, приметы и наблюдения
Весенний русский праздник, сопровождался народными игрищами и плясками.
На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите,/Студену зиму унесите,/Теплу весну принесите:/Зима нам надоела,/Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи праздника Жаворонки

Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.

Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.

Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

Страдание святых 40 мучеников Севастийских

Благоговея к памяти святых 40 мучеников, совершаемой всегда в Четыредесятницу, Православная Церковь постановила совершать в день преставления их литургию, облегчать пост и тем этот день делать торжественнее. По обычаю, в этот день пекутся жаворонки.

Многие очень древние языческие обычаи вошли в быт православных христиан. Один из них — печь «жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран.

В представлении наших предков славян пернатые гости приносили оттуда на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась обычно с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.


В старину такие булочки пекли ко дню памяти «сорока мучеников» (40 римских воинов-христиан, замученных в IV веке за то, что они отказались поклониться языческим богам) — 9 марта по церковному календарю (22 марта по новому стилю).

Какой это ласковый и жизнеутверждающий праздник, когда оживляется вся природа и наступают радостные и добрые весенние хлопоты.

Праздник встречи весны приходится на время Великого поста, поэтому для верующих жаворонки выпекаются только из постного теста. А остальные могут побаловаться и сдобными весенними булочками.



«Жаворонки» на расстойке.
Эти жаворонки сделаны 1-м способом (см. ниже "Жаворонки - 1-й способ").
"Крылышки" вылеплены отдельно.

ПРИМЕЧАНИЕ:
* - по рецептам, помеченным звездочкой, можно готовить в дни поста.

*Жаворонки постные
Дрожжи развести в теплой воде, добавить муку, сахар, растительное масло, ванилин, немного морковного сока для цвета и замесить тесто (оно должно быть более плотной консистенции, чем обычное постное тесто).
Дать ему подняться, затем раскатать на посыпанной мукой поверхности и нарезать полосками длиной 15 см и шириной 2 см.
Каждую полоску завязать узелком так, чтобы сверху получилась «головка птички».
На нее прилепить 2 изюминки — «глаза», на конце полоски — «хвосте» — провести ножом несколько неглубоких линий.
Жаворонки посыпать сахаром и выпечь в духовом шкафу.
Можно сформовать и символизирующее тепло — «солнышко»: кусочки теста раскатать в виде кружочка, прилепить «лучики», а из изюминок сделать «глаза» и «ротик».

Жаворонки сдобные
Ингредиенты:
3 стакана муки, 125 г молока, 10 г дрожжей, 15 г сливочного масла, 1 яйцо, 2 ст. ложки сахара, соль, 1 ст. ложка растительного масла.
Приготовление
Приготовить дрожжевое тесто из указанных ингредиентов и сформовать из него жаворонков, как из постного теста.
Смазать их сверху яйцом и выпечь в духовом шкафу.

Жаворонки праздничные
Ингредиенты:
3—3,5 стакана муки, 1—2 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан кефира или простокваши, 1/2 пачки сливочного масла, 1 ч. ложка соды, уксус.
Приготовление
Яйца растереть добела с сахаром, влить кефир или простоквашу, положить погашенную уксусом соду, растопленное сливочное масло, муку и замесить тесто.
Дать ему постоять 10—15 мин, затем сформовать жаворонков, как из постного теста, смазать яйцом и выпечь в духовом шкафу.

Оформление жаворонков может быть различным

Московские жаворонки (см. ниже "Жаворонки - 2-й способ").

Архангельские жаворонки.

Жаворонки некрасовские.

Жаворонки уральские.

Рязанские жаворонки.

Рязанские жаворонки.

Тульские жаворонки.

Пасхальные жаворонки (см. ниже "Жаворонки - 1-й способ").

Жаворонки на пасхальном венке.

Печенье "Жаворонки" из пряничного или ароматизированного песочного теста, изготовленное с помощью формы.

Тульский подарочный жаворонок (скорее, это целая жар-птица).

Жаворонки - 1-й способ

Итак, первый способ. Делаем из теста длинную колбаску и сворачиваем в узел.

Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик.

еперь делаем глазки. Для этого изюминку режем на кусочки. Прикреплять глазки удобнее зубочисткой. Надеваем изюминку на зубочистку и вдавливаем в тесто.
Готовых птичек перекладываем на смазанный маслом противень.
Перед тем как сажать в духовку, жаворонкам нужно дать немного расстояться.
Помещаем птичек в разогретую духовку.

Готовые жаворонки:

Жаворонки - 2-й способ

Делаем недлинную толстую колбаску. С одной стороны формируем голову и клюв. Другую сторону сдавливаем. Это будет хвост и крыло

Разрезаем расплющенную сторону пополам. Делаем ножом "перышки".

Крыло загибаем вверх. Делаем глазик.
Перед выпечкой жаворонка можно смазать разболтанным яйцом или желтком. Или иногда смазывают сметаной.

Готовый жаворонок, для блеска смазанный после выпечки растительным маслом

Жаворонки - 3-й способ

Делаем колбаску средней длины. Загибаем в петельку.

Кончики колбаски расплющиваем и надрезаем - это крылья.
С другой стороны формируем голову и клювик.
Делаем глазки.

Жаворонки - 4-й способ

Делаем две колбаски и укладываем их крест накрест.

Расплющиваем оба конца верхней колбаски и один конец нижней колбаски.
Второй конец нижней колбаски приподнимаем и формируем голову и клювик.

Надрезаем хвост и крылышки, делаем глазки.

Готовые жаворонки можно смазать постным маслом:

По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети.

Способ для детского творчества:
Простое традиционное оформление жаворонков
завязыванием тестяных жгутиков в узелок

Прежде в крестьянских семьях жаворонками угощали детей и обязательно домашнюю скотину.
Жаворонки можно украсить цукатами.

Детям поменьше можно дать уже вылепленных жаворонков, чтобы они немного их "поправили" по своему вкусу.

Маленькие дети справятся с изготовлением колобков.

Колобки делаются совсем просто:
Валик теста нарезать на куски, скатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки крепким сладким чаем, тогда после выпечки колобки будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).

Результаты детского творчества:

Послушайте, как поёт настоящий жаворонок:


Эта замечательная мелодия Ариэля Рамиреса (Ariel Ramirez, Аргентина) в исполнения оркестра Поля Мориа (Paul Mauriat), наверное, известна всем.
Но знаете ли Вы, что эта красивая музыка называется «Жаворонок» ("Alouette")!


Сведения домашнему кулинару
«Дрожжи» из пива. 1 стакан муки смешивают с 1 стаканом теплой воды и оставляют на 5—6 час. Затем добавляют 1 стакан пива, 1 ст. ложку сахара, хорошо размешивают и ставят в теплое место.
Полученную массу кладут в тесто как обычные дрожжи.
Эти «дрожжи» хорошо сохраняются в холодном месте.

Праздник Жаворонки
22 марта
Праздник прихода весны

После внедрения христианства на Руси праздник Жаворонки был "сдвинут" церковниками на 1 день позднее дня весеннего равноденствия (чтобы совпадал с христианским праздником сорока мучеников, который отмечают 22 марта).
День весеннего равноденствия — это начало астрономической весны на планете. По современному календарю день весеннего равноденствия в разные годы приходится на 20 или 21 марта — см. таблицу
По древнему солнечному календарю наших предков, в котором тоже было 12 месяцев, дни весеннего и осеннего равноденствий, дни летнего и зимнего солнцестояний были первыми числами месяцев. В эти дни наши предки отмечали 4 великих солнечных праздника — 3 двухнедельных и 1 (летнее солнцестояние) однодневный, т.к. страдная летняя пора не позволяла праздновать долго.
Солнечный календарь всегда был точен, т.к. его привязка к четырем ежегодным астрономическим событиям исключала появление и накопление ошибок.
Число дней в этом календаре, как и в современном григорианском, в разные годы могло быть разным.
В древности День весеннего равноденствия был славянским Новым годом, серединой, самым главным праздничным днем Комоедицы, 2-недельного весеннего великого солнечного праздника наших древних славянских предков и большинства других древних народов Евразии и Северной Африки.

Славянский языческий храм. Канун праздника Комоедицы.
Слабенькое солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после таинственной и волшебной Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набравшись сил подниматься в небе повыше, становится в праздничный День весеннего равноденствия крепким солнцем-юношей Ярилой, растапливает снега, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна.
В этот день на планете начинается астрономическая весна.

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия, который отмечали празднованием языческой Комоедицы. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник - считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть.

Круглыми пряниками принято было угощать всех, включая домашнюю скотину. Первые жаворонки всегда относили в хлев и в курятник, где ими угощали своих животных и птиц, чтобы они набрались сил после долгой зимы.

В некоторых местностях дополнительно пекли еще 40 жаворонков, которые надо было раздать прохожим людям.

На Сороки пекут «жаворонков» из кислого теста (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста.

Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками».

В Каширском районе Воронежской области пекли блины, оладьи и пышки из сдобного теста. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Напитки к жаворонкам и другой выпечке: хлебный квас, компоты, кисели, ягодные морсы и сбитни.

К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают.

Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С "куликами" кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать».

Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками:

Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житьё-бытьё про нездешнее!

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется - тот женится или замуж выйдет, кому копейка - тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, - у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых - иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом - не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала:
«Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет».
Далее этнограф замечает:
«Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»

Привнесенная на Русь христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта.

Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику:
«Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Другие названия праздника
Сороки, Сорок сороков, Сороки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Заклички Весны, «Гуканне вясны» (белорус.), «Младенци» (серб.) — Молодые или молодожёны, «Змиjин дан» (серб.) — Змеиный день, Сорок мученников.

Комоедица - Русский Новый Год
День весеннего равноденствия
Начало астрономической весны на планете
Сегодня — Русский Новый Год!
Сегодня — Солнце к нам приходит!
Зима бессильно прочь ползёт,
Весна отныне верховодит!

Сегодня — Новой Жизни Пир!
Сегодня — Праздник Пробужденья!
Из нор, щелей, берлог и дыр
Всё лезет к Свету Возрожденья!

Сегодня — пышет и бурлит,
Поёт и пляшет всё Живое!
Сегодня — наш Бог РОД велит
Надеть хоть что-нибудь Рдяное.

Цвет Жизни — это РОДрый Цвет!
Он чужд убогим и смиренным!
Кто нынче в чёрном — гнёт хребет
Под игом "добрым" и "священным"...

Пусть "Новый Год" у нас зимой,
Пусть бог чужой нам стал кутузкой —
Всё ж не раздавлены мы тьмой,
Всё ж Комоедице быть Русской!!!
Примечания.
Род — ведущий свои историю со времен палеолита, очень древний верховный языческий Бог народов Евразии (в т.ч. славян), всеобъемлющий и всеобъединяющий Святой Дух, зримого обличья не имеющий (нечто вроде физического гравитационного или электромагнитного поля); много позднее на основе этого очень древнего языческого Бога возникло понятие ипостаси христианского Бога — Святого Духа, а также мусульманского Аллаха (см. Словарь русских языческих богов).
Новый год — славянский Новый год начинался в День весенего равноденствия.
По сказке, в этот день прихода на планету Весны растаяла Снегурочка, волшебное порождение зимнего холода и снегов (см. Историю Снегурочки и Историю Деда Мороза, а также о великом солнечном празднике Йоль-Солнцеворот).
Поговорки и приметы на Жаворонки

*Сколько проталинок, столько жаворонков.
*Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху.



*На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.
*Прилетай, кулик, из-за моря, неси Весну из неволи!
*Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья.
*Прилетел кулик из заморья, принёс воду из неволья.
*Далеко кулику до Петрова дня.
*Прилёт кряков (кряковых уток) и куликов — на скорое тепло.
*На сорок мучеников сорок птиц прилетают.
*Сорок пичуг на Русь пробирается.
*Сороки святые — колобаны золотые (булочки).
*Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс.
*Увидел скворца — знай: весна у крыльца.
*Журавль солнце приносит.

*Если на Сороки синица запела — тепло ворожит.
*Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик — к стуже, к морозу.
*Ранний прилёт журавлей — к ранней весне.
*Журавль прилетит на наст — к неурожаю.
*Журавль прилетел — и тепло принёс, на болоте растает.
*Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья.
*Ранние ласточки — к счастливому, урожайному году.
*Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдёт.
*Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
Северные козули для закликания весны
в праздник Жаворонки

Каргопольские козули (Каргополь - город в Архангельской области)
Это особое витое обрядовое печенье из ржаного теста (можно приготовить и из пшеничного). Выкладывают его в виде волн или петель, спиралей, решеток, восьмерок, растений, фигурок птиц.
Раньше на северной Каргопольской земле с помощью такого печенья закликали весну. Этот ритуал еще был направлен и на обеспечение плодородия в новом году.
Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны, был утрачен, но обычай принял новые формы - витое печенье превратилось просто в угощение, игру или забаву для детей.

Мезенские козули.
На русском Севере, в поселениях на реке Мезень к праздникам пекли особые - витые козули.
Из ржаной муки месили тесто, раскатывали тонкими жгутами, а потом выкладывали на противень в виде фигурок животных - коней, лосей, коров, птиц.
Подарком козули желали добра, богатства и благополучия.
В современных условиях козули готовят и из пшеничного теста.
О приготовлении фигурных и расписных пряников см. стр. Русские пряники и раздел Расписные пряники и пряничные домики.

На русском Севере для закликания весны в праздник Жаворонки, кроме булочек-жаворонков, выпекают северные фигурные печенья-козули.

Козули — обрядовое печенье, разновидность пряников из пшеничной или ржаной муки, чаще в форме овец, коров, лошадей или в виде замысловатых узоров.

Козулями одаривали колядующих, родственников, для повышения плодовитости их скармливали домашнему скоту, использовали как оберег для хлева и конюшни. Кроме того, козули применялись для гаданий. Одна из колядок звучит так: "Нам не дорога чара зелена вина, И нам не дорога братыня пива пьяного, А дорога нам козулечка праздничная".

Готовят козули или из ржаного, или из пшеничного теста, которое должно быть достаточно крутым, чтобы хорошо держать форму фигурных изделий.

Северный пряник козуля впервые появился в архангельской Соломбале - районе мастеровых людей.

В те далекие времена козули пекли лишь на самые крупные праздники.

С давних пор считалось, что козуля приносит удачу. Например, люди верили, что если девушка сама испечет козулю, а потом подарит ее юноше, то в следующем году она обязательно выйдет замуж.

Большую козулю дарили сразу для всей семьи. Считалось, что она принесет в дом удачу, станет его оберегом.

В праздничные дни "козули" выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме, прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу.

Козули чаще всего выпекали в печи, однако еще в 1930-х годах встречался более архаичный способ: вылепленную из теста фигурку опускали на несколько минут в кипящую воду завариться для сохранения формы и лишь затем ставили в печь.

Ингредиенты пряничного теста для козуль:
— 1 стакан сахара
— 1/2 стакана воды
— 1 яйцо и 2 желтка
— 100 г сливочного масла
— 1/2 чайной ложки соли
— 1 столовая ложка мелко перемолотых пряностей (корица, гвоздика, кардамон, имбирь, мускатный орех)
— 0,4-0,5 кг муки до получения густой пластичной консистенции

Приготовление теста для козуль:

1. В глубокую кастрюлю или сковороду высыпаем половину сахара и, постоянно помешивая, пережигаем его до темно-коричневого цвета. Должна образоваться своеобразная «шоколадная пена».

2. Очень осторожно добавляем крутой кипяток в наш жженый сахар.
При этой процедуре следует надеть рукавицы-прихватки. Будет выделяться много горячего пара!
Внимание! Не наклоняйтесь над сковородой, держите лицо подальше!
Кипяток должен быть именно крутым, а не просто горячим. И вливать его следует очень маленькими порциями, иначе получится карамель.

4. Снимаем кастрюлю с огня. Добавляем в смесь сливочное масло, размешиваем и оставляем остыть до комнатной температуры.

5.Хорошенько разбалтываем до однородности яйцо и желтки и добавляем их в остывшую смесь.

6.Высыпаем в смесь соль и пряности.

7. Просеиваем муку и понемногу добавляем ее в смесь, при этом хорошо размешиваем тесто, чтобы не было комочков. Перемешиваем тесто вилкой или венчиком, пока это возможно. Когда загустевшее тесто уже нельзя размешивать вилкой, выкладываем его на доску и мешаем руками.

8. Замешивание теста для козуль окончено.
Лучше его плотно закрыть и поставить созревать в холодильник до завтра.
Но если времени нет, можно ненадолго оставить тесто при комнатной температуре, а затем уберать на 20-30 минут в морозильник.

9. Пряничное тесто дозрело.
Раскатываем его толщиной 5-7 мм и вырезаем понравившиеся фигурки. Используем различные формочки для печенья. Если подходящей формочки нет, то можно сделать картонный трафарет и по нему вырезать фигурки из теста ножом.
Для козуль, показанных на фото выше, раскатываем тесто в пласт, нарезаем полосками, скатываем их в тонкие длинные жгутики и выкладываем узоры на смазанном маслом противне.

10. Выкладываем вырезанные фигурки на слегка смазанный маслом противень.
Выпекаем при 210-220 гр. С 5-10 минут в зависимости от размера пряника.
Очень удобно пользоваться силиконовыми ковриками для выпечки. Тесто можно раскатать сразу на коврике и на нем же выпекать.

С праздником Вас!