Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении. Экология

Экологическое воспитание детей

на занятиях по изобразительной деятельности

Природа в рисунках детей.

О великом влиянии природы на формирование человека писал К.Д.Ушинский, о незабываемых впечатлениях от общения с природой говорили многие художники, а скульптор С.Т.Коненков природу считал своей мастерской.

Учить детей видеть прекрасное надо с ранних лет – радоваться звону капели, пению птиц, замечать голубую шапочку цветка, выглянувшую из под снега.

Известно, что в рисунках детей природа занимает большое место. Однако изображение в большинстве случаев складывается стихийно. Оно не подкрепляется живыми образами и представлениями.

А в этом работе важно не количество экскурсий в природу, а их содержание и эмоциональная насыщенность.

Наблюдательность у детей развивает воспитатель, который сам способен чувствовать красоту природы. Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно, чтобы ребенок видел красоту осени, зимы, весны и лета, но и чувствовал ее, радовался ей. Научился видеть ее общий колорит – зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто-желтую осень, нежно-белую зиму и прозрачную зелень весны.

Изображение природы, отношение к ней будут основываться на знаниях, представлениях и чувствах, приобретенных в непосредственном общении с ней. Один и тот же пейзаж интересно наблюдать с детьми в разное время года, в разную погоду и в разное время дня, так как в каждом отдельном случае природа будет выглядеть совсем иначе.

Игры, связанные с описанием природы, развивают воображение детей. Детям можно предложить описать будущий рисунок, который возник у них в воображении: «Я нарисую дремучий лес, – говорит ребенок, в нем буря повалила много деревьев».

Обогащает представление детей о природе пейзажная живопись. Как пишет в своей книге Н.М.Зубарева «Дети и изобразительное искусство», детям свойственно эстетическое отношение к природе. Они способны узнавать времена года, погоду, время суток и некоторые художественные средства, которыми пользовался художник. Раскрывая образы природы, художники тонко подмечают ее неповторимое своеобразие и чувства, испытанные им, передаются зрителям.

Целительная сила природы хорошо известна. Негативное воздействие человека на природу с собой поставило перед людьми проблему национального природопользования, охраны живых организмов.

«Экос» в переводе с греческого означает «дом, жилище». Проблемы взаимодействия человека и природы высказаны академиком Д.С.Лихачевым: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству…»

Но экология не ограничивается задачами сохранения природной биологической среды. Сохранение культурной среды – задача не менее важна. Экология природы и экология культуры – это грани одной проблемы: сохранение в человеке человека.

Ребенок наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.

Способы вовлечения детей в процессы воспитания и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующей может быть сказочно-игровая форма преподнесения материала, что способствует активному его усвоению, эмоционально переживаются детьми и лучше запоминаются.

Природа – «всемогущественный художник». Ей подвластны различные стихии. Художник – ученик природы, который наблюденная за ней, учится творчеству. Поэтому созерцание картин природы, пейзажей – неотъемлемая часть работы.

Маленький ребенок имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, умению пользоваться различными художественными материалами, умению выражать свои мысли через изображение. В течение года в работе по художественному развитию детей педагог формирует в них такие качества личности, как:

умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;

умение идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и другим человеком (вставать на место другого);

способствовать почувствовать «боль» и «радость», сопереживать им;

забота о тех, кто зависит от человека, стремление препятствовать насилию над природой и по мере сил облагораживать ее (проблемы экологического воспитания);

умение восхищаться красотой природных форм (любование), замечать в неприметном – выразительное;

умение чувствовать изменчивость природных явлений, их характер, а также выражать свое к ним отношение в пейзажах – настроениях (утро, день, вечер, ночь).

Для осуществления творческого процесса необходимо формировать у детей и навыки в различных видах художественной деятельности:

изобразительной (работа с гуашью, пастелью, сангиной, углем, мелом, тушью пером-палочкой);

конструктивной (работа с пластилином, глиной, конструирование из бумаги);

декоративной (создание и украшение предметов декоративно прикладного характера).

Многообразие форм работы помогает детям «искать себя в материале». По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец, а кто-то архитектор и, безусловно, выразит себя в предпочтительной технике.

Существует тесная взаимосвязь занятий по экологическому воспитанию и изобразительной деятельности.

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

"От красоты природы- к красоте слова, музыки и живописи."
В. А. Сухомлинский

«Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».
Т.С.Комарова

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным "живым" общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.
Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах великих педагогов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского...
Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах.
Я убеждена, рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.
В своем опыте я предлагаю пути решения следующей проблемы:
- формирование эстетического отношения к природе, современного экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности
через умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги.
Работу осуществляю по 2-м направлениям:
1-е развитие основ художественного восприятия, ощущений и представлений детей. Прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность ко всем живым существам; эмоциональная отзывчивость.
2-е направление включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа средствами цвета, рисунка. Умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.
Вся работа направлена на развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «.... во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе.....»
В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях) ;
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .
Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.
Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращают его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, вместе любуются закатом и удивляются отражению облаков в луже, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.
Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными... верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».
Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим, целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться во взаимосвязи с рассматриванием картин и, как единый процесс естественно-научного и эстетического познания. Только в этом случае можно говорить об эффективности взаимодействия наблюдения и рассматривания художественных картин, о его влиянии на повышение качества и выразительности детских рисунков. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.
Хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Примерное планирование мероприятий по изобразительной деятельности на учебный год
Средняя группа.

Осень.
Экологическая беседа "Откуда дождь берется?". Рассматривание картины "Дождливый день".
Рисование "Дождливый день" (гуашь).
Беседа об уборке урожая на огородах, в полях.
Экскурсия к огороду в детском саду.
Аппликация "Поможем зайчихе убрать урожай" (тележка для морковки).
Беседа о бережливом отношении к хлебу.
Рисование "Бараночки" (гуашь).
Лепка "Огурец и свекла".
Экологическая беседа "Почему нельзя засорять водоемы".
Экскурсия к пруду в поселке.
Рисование "Пруд в нашем поселке осенью" (восковые мелки).
Аппликация коллективная "Березка у пруда" (осенние листочки для березки).
Рисование "Нарисуй, как желтые и красные листья в воздухе кружатся" (гуашь).

Зима.
Беседа "Зимние фрукты". (Какие фрукты привозят к нам из жарких стран?)
Рисование "Ваза с апельсинами".
Беседа о любимых домашних животных, заботе о них.
Рисование "Мой котик" (нетрадиционная техника рисования "тычком", гуашь).
Лепка коллективная "Птицеферма" (уточки).
Раскрашивание вылепленных птичек.
Беседа о том, какую пользу человеку приносят домашние животные.
Рисование "Яички простые и золотые".
Наблюдение за аквариумными рыбками в группе, беседа об условиях их жизни, уходе за ними.
Аппликация "Рыбки в аквариуме".
Лепка "Колбаски на тарелочке для собачки".
Экологическая беседа "Нелегко птицам зимой".
Лепка "Кормушка для птиц" (глина, пшено).
Рисование "Сильный ветер спугнул птичек" (опустевшая ветка, порывы ветра; гуашь).
Беседа "Кого можно встретить в лесу зимой?".
Лепка "Белкины запасы" (орехи, грибы).
Аппликация "Пополним белкины запасы" (грибы).
Рисование "Орехи для маленьких бельчат".
Экологическая беседа "Кому от снега тепло?" (Как растения зимуют).
Рисование "На дворе белым-бело" или "Снегопад".
Аппликация "Снег-снежок" (нетрадиционная техника – аппликация из ваты на бархатной бумаге).
Лепка "Снеговик" (соленое тесто).
Рисование "Зимнее дерево".

Весна.
Беседа "Отчего снег тает?"
Рисование "Веселый ручеек".
Аппликация "Солнышко, поскорей всех ребяток обогрей!"
Рисование восковой свечой "Веселые зайчата".
Рисование "Травка для маленьких зайчат".
Аппликация "Знакомая березка у пруда" (зеленые листочки для березки).
Лепка "Мишка".
Экологическая беседа "С чем к нам весна пришла?".
Рисование акварелью "Светлый май".
Аппликация "Бабочка – красавица". Украшение силуэта.
Аппликация коллективная "Корзиночка с цветами".
Рисование пальчиками и кистью "Веселые цыплята".
Рисование "тычком" жесткой кистью "Расцвели одуванчики".

Текстовая часть публикации

Обобщение педагогического опыта

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

средствами изобразительной деятельности»

Составитель: воспитатель

Шутемова Наталья Геннадьевна
1

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

средствами изобразительной деятельности

Введение
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский. Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе». В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря и озёра, в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения Землян! Под будущим понимается время, отдалённое от нас отнюдь на столетиями. Учёные не уверены в том, смогут ли дети следующего столетия купаться в реке, море, океане, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов и трав, любоваться звёздным небом. Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь они обращаются к учению В.Н. Вернандского о биосфере. Он впервые сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы – это сфера разума. Не далёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой. 2
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XI век наречён мировым сообществом «Столетием окружающей среды». С принятием Законов Российской федерации «Об охране окружающей среды» и « Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента России «По охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. В регионах страны созданы системы непрерывного экологического образования, первым звеном которых является дошкольное, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В настоящее время происходит изменение традиционной иерархии ценностей, социокультурных установок, целей, человеческой меры разумности в отношении к природе утверждающих человека творящего, а не человека потребляющего. Происходит понимание первостепенности экологической деятельности во взаимодействии человека с природой, необходимости гармонии между ними. К.Д. Ушинский называл природу прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить её и бережно к ней относиться. Для этого необходимо осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения, формировать у детей экологическое сознание, являющееся ядром экологической культуры, включающее в себя эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. Таким образом, экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, 3
желания сохранить её), определяющих и обуславливающих прежде всего заинтересованное отношение к природе. Особенностями восприятия детьми прекрасного в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию: Л.Шлягер, В.Шмидт, Е.Тихеева и др. Можно предположить, что применение художественно- эстетических средств способствует формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Поэтому ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – повышение эффективности формирования экологической культуры дошкольников за счёт применения художественно-эстетических средств. Её решение определяет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение влияния художественно-эстетических средств на процесс формирования экологической культуры. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступают художественно- эстетические средства, используемые в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является роль художественно- эстетических игр в процессе формирования экологических знаний детей о живой и неживой природе. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ предполагает, что если применять художественно-эстетические средства, то формирование экологической культуры дошкольников будет проходить более эффективно. Учитывая объект, предмет, цель и гипотезу исследования, мы сосредотачиваем внимание на решении следующих ЗАДАЧ: -анализировать научную и методическую литературу по исследуемой проблеме; -определить влияние художественно-эстетических средств на формирование экологической культуры и экологических представлений о живой и неживой природе детей дошкольного возраста; -создавать условия для развития способности художественного видения мира, развития эстетических чувств, экологических представлений дошкольников; -предложить технологию формирования экологической культуры детей, основанную на использовании художественно-эстетических средств в экспериментальном исследовании. Теоретическую основу работы составили следующие положения: 4
-о важности дошкольного этапа развития ребёнка как первой ступени формирования экологической культуры личности (С.Д. Дерябо, С.Н. Николаева); -о дошкольном детстве как о самом ценном периоде развития личности (Концепция дошкольного воспитания);
2.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1 АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка). Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение. Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Проанализировав литературу, могу сказать, что для дошкольного возраста характерны особенности, позволяющие развить экологическую культуру: это и эмоционально-положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде. В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие внутреннего эмоционального состояния под воздействием окружающей его действительности. 5
Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «… детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение. Исследования психологов и педагогов доказали, что чем активнее будут, по их мнению, движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков. 6
Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Однако, данная проблема ещё недостаточно исследована. Анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, выявил некоторые противоречия: -между стремлением повысить экологическое сознание детей и отсутствием необходимых для этого условий; -между желанием сформировать у детей бережное отношение к природе и непониманием взрослыми важности данной проблемы. Складывающаяся сегодня экологическая ситуация, говорит о необходимости формирования человека нового типа, с новым экологическим мышлением, человека, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Таким образом, традиционно проводимая работа по природному окружению и экологическому воспитанию детей оказывается недостаточной.
2.2

Теоретическое обоснование проблемы.
Давно принято считать, что педагог – сеятель, что он призван «сеять разумное, доброе, вечное». Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля. Однако в тени остаётся вопрос, как вырастить посеянное. Особое внимание в последние годы уделяется развитию чувственно- эмоциональной сферы и её основе – становлению ценностных ориентаций. Помогая каждому ребёнку развивать умения слушать и слышать, смотреть и видеть, познавать и понимать язык природы, педагог вместе с детьми открывает в себе то, что к сожалению, сегодня утрачивается – СО-чувствие, СО-переживание, СО-причастность с миром, осознание того, что ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться и прислушаться, присмотреться, задуматься. Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым 7
мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Нравственность нельзя привить механически. Поэтому наши основные педагогические усилия направлены на активное присвоение детям общечеловеческих ценностей и нормативов поведения, уважительное отношение к «Земле – матушке», «Земле – кормилице». Не секрет, что бережное и уважительное отношение к природе – условие выживания человечества. Вся культура человечества строилась и строится на основе взаимодействия человека с окружающим миром. Если человек ощутит себя в гармонии с внутренним и внешним миром, он испытывает позитивные чувства и хочет их продлить. Радость и ощущение счастья, а также удовлетворённость творчеством выступают главными мотивами человеческой личности. Они стимулируют и познание, и наслаждение красотой, и постоянное созидание её сфер, побуждают к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, потому что человеку хочется сохранить, что вызывает позитивные чувства. Художественные средства помогают направить внимание ребёнка на самые красивые и завораживающие явления природы и их таинственную целесообразность. Умелое сочетание художественного слова, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости разработки целостной и целенаправленной системы экологического развития и формирования познавательных действий у дошкольников.
2.3
Результаты диагностики. Сегодня невозможно представить воспитательно – образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки её результатов, выражающихся в развитии ребёнка. На первом этапе своей работы я провела обследование детей по направлениям развития. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ -знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе; -владеет элементарными знаниями о животных и растениях родного края; -называет 3-4 названия комнатных растений, самостоятельно ухаживает за ними. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -умеет объяснить экологические связи в природе; -охотно участвует в выполнении творческих заданий по придумыванию загадок, сочинении сказок и рассказов. 8
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ -эмоционально откликается на литературные произведения о природе; -умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; -создаёт индивидуальные рисунки и композиции, используя различные материалы. Проанализировав знания детей в начале года, через наблюдения, дидактические и настольные игры, беседы, целенаправленные занятия по экологической тематике обнаружила, что дети 45% детей не проявляют интерес к природе; , 70% детей не могут объяснить происходящие в природе перемены, не проявляют инициативу в творческих придумываниях; 30% детей равнодушны к произведениям о природе, не могут сопоставить характер музыкального произведения реальным событиям в природе; не могут передать в рисунке цвет и форму природного объекта. Исходя из этого, можно сделать вывод, что требуется провести немалую работу по экологическому воспитанию детей, особенно в области художественно-эстетического развития. Мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Это поможет ребёнку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира.
2.4Формы и методы.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм и методов работы: -непосредственная образовательная деятельность; -экскурсии; -практическая деятельность в природе; -природоохранные акции; -проведение экологических викторин; -совместный выпуск экологических листовок; -просмотр мультимедийных фильмов. Для активации детской деятельности в условиях эколого-развивающей среды проводятся: -оформление тематических выставок («осень в городе», «наши домашние любимцы», «берегите цветы»…); -совместная деятельность и сотворчество («кошкин дом», «выставка кактусов»…); -исследовательская деятельность (опыты, расширяющие эстетический опыт детей: смешивание краски, рисование свечей, отпечатки листьями, рисование « по мокрому», лепка из глины…); 9
-составление разнообразных «коллекций»: гербария растений, семян, камней, ниток, пуговиц, лоскутков… В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация)
2.4
ИНТЕГРАЦИЯ. В процессе ознакомления детей с природой интегрируется содержание разных образовательных областей. БЕЗОПАСНОСТЬ Во время прогулок и экскурсий в природу дети учатся соблюдать правила безопасного поведения (ядовитые растения и пр..). МУЗЫКА Слушают звуки природы, сопоставляя их со звуками музыкальных инструментов. ЗДОРОВЬЕ Дышат свежим воздухом, узнают о свойствах лекарственных растений, учатся одеваться « по погоде». ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учатся преодолевать препятствия, ориентироваться в пространстве, упражняются в выносливости. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Знакомятся с природой родного края, профессиями… ТРУД Знакомятся с трудом взрослых в природе, оказывают посильную помощь. 10
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Чтение, придумывание произведений о природе: загадки, сказки и рассказы. Узнают пословицы, поговорки и приметы об окружающей действительности. КОММУНИКАЦИЯ Участвуют в познавательно- исследовательской деятельности. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Изображают объекты природного окружения в рисунках и поделках при помощи различных материалов и техник.
2.5 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Успешность экологического образования в ДОУ зависит от программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, от характера и качества созданных условий. Одним из условий реализации экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей пространственно- предметной среды, которая способствует развитию ребёнка, как личности. Вопросами воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и созданием эколого-развивающей среды в ДОУ занимались такие педагоги, как Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева. содержание экологического воспитания реализуется через образовательную область «Познание». Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: -познавательного развития ребёнка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых вопросов); -эколого-эстетического развития ребёнка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм); -оздоровления ребёнка (озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе); -формирования нравственных качеств ребёнка (создание условий для эмоционального отношения к природным объектам); 11
-формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков ухода за животным и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту); -экологизация различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности и т.п.). ДОУ №358 находится в очень красивом месте Чкаловского района нашего города – микрорайоне Елизавет. Растительный мир разнообразен как на территории детского сада и микрорайона, так и на находящихся по близости смешанном лесу и реке. На протяжении всего года мы организуем выход детей на экскурсии в лес, целевые прогулки. Дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы в любой сезон. Экскурсии позволяют донести разнообразную информацию о природе родного края, сезонных изменениях в растительном и животном мире. Практическое взаимодействие с живой природой нельзя заменить или восполнить – только непосредственно в лесу дети приобретают навыки правильного поведения в природе, учатся действительно соблюдать правила посещения леса. К сожалению люди, порой бездушны к природе, что бросается в глаза даже детям: мусор, сломанные ветки на деревьях, мойка машин в реке и пр. всё это видят и оценивают наши дети. Так рождаются «листовки», напоминающие о правилах поведения в природе, природоохранные акции: « Ёлочка-зелёная иголочка», «Берегите лес от пожара», «Накормите птиц зимой»… Походы, экскурсии дают много эмоциональных впечатлений – их необходимо закрепить, поэтому все участники похода «фотографируют» всё интересное, красивое и удивительное, а возвращению в группу дети «проявляют» фотографии – рисуют, составляют рассказы., детям предлагается догадаться: о чём шелестит трава, о чём поют птицы, кому достанется найденная нами ягода (животное или птица) и т.д. Манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями на огороде, цветами, «лечат» сломанную веточку и т.д., 12
а также наблюдают за трудом взрослых в природе Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы. Ребёнок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений. Театральные праздники и развлечения экологической направленности, также обладают богатым потенциалом в экологическом воспитании дошкольников, такие мероприятия активизируют полученный опыт и художественно-творческие способности детей. На чувства детей также оказывает большое влияние музыкальное сопровождение, художественное слово. Большую роль в работе по ознакомлению детей с природой, воспитании любви к ней играет художественная литература, которая способствуетразвитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Прослушав стихотворение или рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться ко всему, что живёт вокруг них. Роль педагога в процессе создания эколого-развивающей среды и сопровождения развития ребёнка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребёнком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Для полноценного процесса экологического воспитания групповое помещение оформлено растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др. Центр краеведения (Книги, иллюстрации, открытки о Урале). Центр «наша библиотека» (энциклопедии о животном и растительном мире). Итак, для формирования экологической культуры и развития художественно- эстетических способностей созданы: -центр экспериментирования; -центр краеведения; -центр «Наша библиотека»; -территория детского сада; -экологическая тропа; 13
-эстетическое оформление помещения детского сада; -экологическая тропа; -центр творчества. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности, которая способствует формированию целостного восприятия ребёнком окружающей действительности.
2.6.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. Делюсь своими знаниями с коллегами. Предлагаю в пользование подобранный для занятий по природному окружению демонстрационный материал. Разработала и провела консультации на тему «Совместное творчество из природного материала», «Животный мир Урала», «Рисование нетрадиционными способами»,…. Организовала и оформила выставку «Цветы нашей планеты». Мастер-классы: «Уральская керамика» лепка из глины, « Поделки своими руками». Принимаю активное участиев подготовке сценариев к природоведческим развлечениям «День Земли», «Осень в гости просим».
2.7
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Главный вектор воспитания экологической культуры направлен не на то, чтобы взять у природы все её богатства, а на формирование сознания, при котором человек одновременно ощутил бы себя и садовником и рачительным хозяином. В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание детей в этом направлении, таков и воспитательный эффект. В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья – её образ и стиль жизни. Признавая важность проблемы экологии для благополучия своих детей, большая часть родителей оказалась неподготовленной в вопросах личного участия в её разрешении: как развивать познавательные интересы в области экологии, какую деятельность предложить детям? Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей с педагогами. 14
Главное сегодня – совместные мероприятия: пешие прогулки в лес и парк, загородные поездки, туристические походы, участие в сельхозработах на даче или в саду. Конечно, здесь имеет значение и личный пример родителей. Можно отметить ряд мероприятий, которые проводились в нашем МАДОУ: -фотовыставка «Наши домашние любимцы»; -родительское собрание «Родителям об экологии» ; -выставки «Дары осени», «Осенняя фантазия» (цветочные композиции); -«Новогодняя ёлочка»; -участие в озеленении участков, подготовка грядок на огороде; Также вниманию родителей предложены консультации и рекомендации о том, в какие игры можно поиграть вместе с детьми, гуляя по лесу, о чём вести беседу, какие поделки из природного материала можно смастерить. «Развитие творческих способностей ребёнка через изготовление игрушек-самоделок», «Зелёное царство на окне», «Яблоко-от яблони…». Не без участия родителей были оформлены альбомы «Как прекрасен этот мир», «Здоровые рецепты»… Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в том, что перспективы сотрудничества между ДОУ и родителями есть и это способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА. В ходе проведённой работы уровень интегративных качеств детей повысился. Дети: -любознательны и активны; -эмоционально-отзывчивы; -способны управлять своим поведением и планировать свои действия; -способны решать интеллектуальные и личностные задачи; -имеют первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, природе. Анализ результатов педагогической диагностики показывает выраженную положительную динамику уровня развития воспитанников по направлениям развития. СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ развитие –повысился на 60% ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ развитие – повысился на 60% 15
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ развитие –повысился на 80% ФИЗИЧЕСКОЕ развитие – повысился на 70 %
3
.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально- окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры. В своей работе по развитию основ экологической культуры, я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения: умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры; способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним; умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения; умение работать с гуашью, акварелью, восковыми мелками, с глиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными и бросовыми материалами т.п. готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно. Таким образом, если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью. ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ 16

1.
Обобщить и систематизировать педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников.
2.
Разработать серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.
3.
Разработать картотеку художественных произведений о природе.
4.
Разработать консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.
5.
Повышать свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методобъединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, Узнать, Полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши!

Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!
Литература: 1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская.- М.: Лайда, 1995.- 95 с. 2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 1.- С. 48- 52 . 3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001. 4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова и др.]; под науч. ред. Т.С. Комаровой.- М.: Пед.о-во России, 1999.- 150 с. 5. Копцева Т.А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду.- 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2.- С. 62- 66. 17
6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова.- Минск: Асар, 1996.- 127 с. 7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева.- М.: Академия, 1999.- 181с. 8. Ребенок и современный мир:межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; [редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др.].- Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- 223 с. 9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 32-36. 10. Рыжова А. Н. Я и природа / А.Н. Рыжова; Н.А. Рыжова.- М.: Фирма "Линка-пресс", 1996.- 55, с.- (Наш дом-природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр.: с. 53- 56. 11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001. 12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№ 1.-С. 35-38. 18

Зырянова Лариса
Формирование экологического сознания детей через изодеятельность с использованием нетрадиционных техник рисования

Влияние природы на ребенка огромно : она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий , ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением , способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию . В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий , исследовательскую деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных , сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности.

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы :

ролевое моделирование;

мозговой штурм;

групповую дискуссию;

диагностирование, анкетирование;

пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

элементы релаксации и психогимнастику;

тренинги;

нетрадиционные приемы по технике рисования .

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию , начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой , сформированных навыков , знания приемов работы с красками, так и приемов рисования . Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево , дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования .

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи :

создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм , звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

сопровождать чувственное познание словом;

развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме , цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия :

обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации Р. М. Чумичевой, которая говорит : «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей : «Здоровье» , «Физическая культура» , «Социализация» , «Труд» , «Безопасность» , «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» , «Музыка» .

С помощью ознакомления с художественной литературой : А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо» , С. Михалков «Зяблик» , М. Пришвин «Золотой луг» , «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей :

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе , ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы :

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму , красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать : «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет : «Спасибо, что ты меня ласково погладил!» ;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д. ;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек) ;

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Статья "Роль ИЗО в экологическом воспитании дошкольников"

Природа подражает искусству.
Она способна продемонстрировать
лишь те эффекты, которые нам уже знакомы
благодаря поэзии или живописи.
Вот в чем секрет очарования природы.
К.Д.Ушинский

Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.
Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении, стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.
Именно это послужило поводом для углубленной работы в инновационном режиме по теме «Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства.

Задачи:
Формирование общей экологической культуры;
Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;
Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;
Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Гипотеза: /предполагаемые итоги реализации инновационной деятельности/
Формирование экокультуры посредством изобразительного искусства;
Обеспечение оптимального уровня знаний, умений и навыков экологического и эстетического развития;
Создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности.
Для более эффективной передачи красоты окружающего природного мира в детских работах, из многочисленных видов изобразительного искусства мною было выбрано одно направление: нетрадиционная техника рисования, так как она создаёт ситуацию успеха у воспитанников, формируя при этом устойчивую мотивацию к творческой деятельности.
Все художественные техники, которые хочу сегодня представить, изучены и апробированы с детьми нашего дошкольного учреждения.
«Пальчики – палитра» . Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Темы для рисования в этой технике. («Мой любимый дождик»; «Весёлые мухоморы»; «Первый снег»; «Ветка рябины»). Всю эту технику предлагаю детям в игровой форме, например, использую игру «Следы животных»: ритмическими движениями пальчиков стараемся передать характер походки зверей. Пальчиковый приём помогает органично почувствовать материал, её свойства (вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка).
«Рисование ладошкой». Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Темы для рисования в этой технике. («Смотрит солнышко в окошко»; «Осенняя пора - очей очарованье» и т. п.). Можно ладошку и обвести. Дети замечают, что контур руки, обведённый на листе бумаги, напоминает что–то знакомое. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок.
«Оттиск печатками» . Это техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке и наносит оттиск на бумагу («печатки» несложно изготовить самим). Но самые интересные печатки – подарила нам сама природа – колоски, листья и,конечно, головки мака. Печатая головками мака, мы можем получить букет хризантем, одуванчики, ромашки в траве.
«Пуантилизм». Техника рисования, когда изображение состоит из множества маленьких точек.
«Восковые мелки + акварель» . Выполняется рисунок цветными восковыми мелками, затем тонируют лист акварельными красками или наоборот. («Черепахи на прогулке»; «Букет в вазе»; «Летний луг» и т. п.).
«Граттаж» . Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. В своих работах дети передают выразительный графический образ природы, где птицы, насекомые, звери общаются между собой, радуются цветам, солнцу, дождику.
«Монотипия». Это изображение на целлофане или пластмассовой дощечке, которое переносится потом на бумагу. В этой техники можно выполнить работы на тему: «Каких я видел бабочек»; «Осенний парк»
«Тычок жёсткой полусухой кистью» . Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Набрызг». Непростая техника. Ее суть - в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки - быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и все. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее.
«Пластилинография» . Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
В непосредственно организованной образовательной и свободной деятельности по рисованию использую и другие нетрадиционные методики
(«Печатание бумагой», «Рисование мыльной пеной», «Рисование с помощью соли», «Рисование кляксами», «Рисование на мокрой бумаге», «Мятый рисунок», «Рисование по клейстеру» и т.д.)
Результатом данной работы с детьми дошкольного возраста является развитие познавательного интереса и речевой активности, различных видов мышления, мелкой моторики рук, сенсорных эталонов, а так же формируется интерес к окружающему миру и природе. Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

Презентация на тему: Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста