Значение понятия эмансипированная женщина. Женская эмансипация Что такое эмансипация женского населения определение

Мир прогресса, безумных скоростей, бешеного ритма жизни явно благосклонно относится к действительно волевым, решительным, ярким людям. Эмансипированная женщина - это та, которая полностью созвучна с настоящим, таким сложным и постоянно меняющимся. Она способна век, так любящий ответственность, смелые поступки, самостоятельные выводы, создать счастливую себя и окружающих. Это и есть настоящая свобода. Любому человеку нужно уметь самому строить собственную судьбу и не зависеть от чьих-то действий, мнений, настроений. Для каждого настал час возвратить себе ответственность за собственное благополучие, обрести личную свободу, сделать свою жизнь по-настоящему успешной.

Значение слова

Стоит сначала раскрыть термин «эмансипация». Что это означало раньше? Слово дословно можно перевести как «избавление из-под чьей-то опеки, признание дееспособности, предоставление возможности отстаивать свои интересы».

Теперь этот термин вызывает очень стойкую ассоциацию с феминизмом - движением за женские права. Оно приобрело несколько политическую окраску и стало обозначать «освобождение», обретение действительно равных возможностей с мужчиной, когда дамы стали бороться за свое равноправие.

Немного о грустном

В прошлых веках женщина являлась просто обслуживающим приложением к мужчине. Она не могла сама распоряжаться финансами, даже если они у нее были. Открыть, например, счет в банке можно было исключительно на имя брата, отца, мужа. Партнеров для брака девушке выбирали родственники. Часто будущие супруги виделись лишь незадолго до свадьбы, ни о какой любви тут и мечтать не приходилось. Настоящего образования для женщин предусмотрено не было, так же как и нормальных Вся деятельность сводилась к ведению хозяйства, рукоделию, воспитанию детей, а поведение очень ограничивалось строгими нормами морали.

Современная женщина вряд ли сможет такое даже представить. Невозможность состояться как личность, бесконечные роды, изнуряющая зависимость от мужчин, ношение неудобной, уродующей внутренние органы одежды - неполный список ужасов, которые пришлось пережить прикованным к домашнему очагу дамам.

Позитивные изменения

Самый масштабный проект в истории модернизации культуры - эмансипация. Что это изменило в настоящем? Насильственные браки были признаны незаконными, а женщинам были предоставлены многие права. К сожалению, дамы до сих пор считаются «слабым полом» и «хранительницами очага», к их внешности предъявляют чрезмерно завышенные, а то и фантастические требования, заслуги на работе не замечаются, доступ к некоторым специальностям закрыт. Межгендерные отношения несовершенны, сейчас еще остаются пережитки прошлого «темного» времени, чтобы устранить их, нужно менять общество в целом.

Настоящее предоставляет огромные возможности. Сильная независимая женщина даже в современных жестоких условиях способна полностью раскрыть свои таланты и создать счастливую жизнь. Обретение свободы - прекрасный подарок феминисток, которые смогли во многом изменить несправедливое положение женщины и добились снятия огромного количества оков.

С чего начались изменения

1791 год знаменит выходом «Декларации прав женщины», основными принципами которой были равноправие, сопротивление угнетению, свобода выражать свои мнения и мысли, признание женщины быть самостоятельной личностью, которая вправе активно присутствовать в обществе, заявлять открыто о своих проблемах и требовать их решения.

Олимпия де Гуж, автор, предопределила направление дальнейшей борьбы, которая осуществлялась силами первых активисток движения, невероятно смелых представительниц народа. Они сумели обратить внимание на себя и заставить остальных обсуждать поставленные вопросы и действовать. Движение постепенно распространилось на Западе, а потом и по всему миру.

Особенности эмансипации в России

Такие события, несомненно, получили отклик и в России, которая приняла идеи и равноправия, но идеи феминизма были чужды ее традиционной культуре, основанной на мужском доминировании в семье и строгой гендерной иерархии в обществе. Родственные отношения ставились выше интересов отдельной личности, которая была лишь незначительной составляющей разветвленного огромного клана. Эмансипированная женщина - это дерзкий вызов патриархальной системе, которая не предусматривает самореализации и развития отдельных ее составляющих.

После революции права граждан обоих полов законодательно уравняли, формально все стали полноценными участниками общества, но жизнь женщин это мало улучшило. Теперь работниц и крестьянок после трудового дня ждала «вторая смена» - все заботы о детях и доме были обязанностью супруги. В постсоветский период положение ухудшилось, теперь работающая мать еще и лишилась поддержки государства.

Эхо далеких трагедий

Образ современной женщины - героиня, сама выбирающая свою судьбу, но история России прошлого столетия имеет свое влияние на Внезапное обретение свободы, голод, трудовые подвиги, смерть вокруг, забота в таких условиях о детях. Приходилось действительно нелегко. Одинокие женщины стали мечтать о некой опоре, защите, чтобы их избавили от этих ужасов. Нехватка мужчин после войны заставляла цепко держаться хоть за какого-нибудь представителя сильного пола, выполняя все его прихоти, чтобы вдруг не ушел.

Наблюдаемое сегодня возвращение к некому культу мифа об «истинной женственности» исходит именно оттуда. Трагические события давно остались позади, но привычка сохранилась, передалась внучкам и дочерям. На этом и пытаются сыграть сторонники «женского предназначения», заставляя выбирать вместо саморазвития только воспитание детей, обслуживание мужа, домашнее хозяйство.

Возможности нового времени

Эпоха огромных возможностей предоставляет каждому неограниченные просторы, чтобы творить собственную жизнь. Сильная независимая женщина способна создать из себя настоящую личность, стать собой. У нее достаточно ответственности, чтобы сделать свою жизнь именно такой, о которой мечтала всегда. Необходимо только развить собственные таланты и приобрести необходимые навыки.

К сожалению, воспитывая девочку, ее учат только играть в куклы, иногда рукоделию или музыке, не пытаясь выявить ее истинные способности. Качества деловой женщины или способности математические лучше обнаружить в раннем возрасте, чтобы иметь достаточно времени для их развития. Ограниченность воспитания мешает девушкам самостоятельно устроиться в жизни. Вот им и приходится рассчитывать исключительно на выгодный брак.

Общественные предубеждения

К сожалению, «благодаря» распространенному мнению об «истинном предназначении», девушки и дамы веками вынуждены были отказываться от важной потребности в самореализации. Считалось, что рукоделия и домашней работы им вполне хватит, а интерес к «мужским» занятиям считался ненормальным и «греховным». Выбирать свои увлечения и профессию получила возможность эмансипированная женщина. Это подняло ее жизнь на иной, более качественный уровень - развитие останавливается, если человек не делает того, к чему склонен.

Даже сейчас потребность познавать, целеустремленность, сила характера считаются только мужскими чертами. Деловая женщина часто не может добиться признания и доверия партнеров из-за сложившихся в обществе стереотипов, что часто приводит к отказу от занятия бизнесом еще до начала карьеры. Достичь самоуважения можно только реальными действиями, необходимо продолжать двигаться дальше, на мнение других.

Мифы и заблуждения

Образ волшебного принца на белом коне - самая опасная мечта, с детства навязываемая девочкам. Впоследствии одинокие женщины до старости лелеют этот миф. Им внушили, что счастливой жизни они могут добиться только крайне удачным замужеством, а учиться и добиваться чего-то самим просто не нужно. Обязательно появится сказочный герой, который, плененный красотой, решит все проблемы, победит врагов и разбудит волшебным поцелуем.

Обрести финансовую и творческую независимость с таким мировоззрением крайне затруднительно, а точнее, невозможно. Мало того, постоянно рассчитывая на мужскую помощь в обмен на свои внешние качества и любовь, девушка низводит себя до уровня товара и лишается свободы выбора. Теперь мужчина все будет решать, ее мнение перестанет быть важным. Счастливая женщина - это личность, которая находится в гармонии с окружением и собой, стоит научиться быть главным героем в собственной жизни.

Слабая истинная женственность

Надо упомянуть еще мифы об «истинном предназначении» и «слабости» женщин, которыми наполнены бульварные романы, глянцевые журналы, популярные сайты. Они созданы для четкого распределения гендерных ролей в обществе прошлого и остались в современности как вредный пережиток. Заблуждения лишают девушек уверенности в себе и мешают действительно состояться в жизни, раскрыть настоящие способности, строго ограничивая ее в выборе жизненного пути.

Такое мнение общества предоставляет просторы для манипуляций в семье, создают негативный имидж в коллективе. Независимая женщина сегодня мало соответствует подобным определениям. Существует множество дам, которые по физической, духовной, жизненной силе превосходят некоторых мужчин.

Гармония жизни

Всем сейчас предоставлена свобода устроить свою судьбу в соответствии с собственным выбором. Счастливая женщина всегда уверенно движется вперед, не слушая рассказы «доброжелателей» о ее «истинном предназначении». Отношения, работу, увлечения, познание вполне легко гармонично сочетать. Не надо жертвовать одним ради другого, это приведет к довольно унылому существованию.

Жизнь бизнес-леди, которую волнует только собственное дело и ничто иное - такая же ошибка, как и прозябание «примерной супруги» между плитой, детской кроваткой и пылесосом. Любая деловая женщина знает, что усталость и фанатизм не помогут в достижении цели и точно не добавят счастья. Чтобы получить радость присутствия в собственной судьбе, необходимо соблюдать золотую середину и не посвящать все время только одному занятию. Прогулка по лесу, встреча с друзьями, хобби, помогут отдохнуть от будничной рутины, а умело распланированный день - найти время для приятных дел.

Высокие потребности

Известные исследователи психологии давно заметили среди особенностей человека некий инстинкт, побуждающий к саморазвитию. Желание стать настоящей личностью, проявив волю, заявить о себе, сделать нечто важное для мира, в котором живешь, изменив его, - такая же естественная потребность, как и еда, безопасность, секс. Отсутствие возможности самосовершенствования становится причиной депрессивных состояний, неврозов, комплексов.

Иными словами, любой индивидуальности недостаточно бытовых удобств и развлечений, надо найти себя в жизни. Необходимость свободы, творчества заложена самой природой, а их отсутствие приводит к саморазрушению, и это отличает человека от животного или машины. Посвятить себя далекой, но достижимой и желанной цели, сделав мир вокруг лучше, значит, обрести будущее. Жить только сегодняшним днем, не задумываясь о смысле существования - это потерять себя.

Необходимость творческого поиска

Стремление найти собственный путь - неотъемлемая часть личности. Самовыражение вовсе не является пассивным созерцанием собственной жизни. Настоящего развития можно реально добиться только через осознанное стремление создавать. Существование, основанное лишь на мимолетных удовольствиях, нельзя назвать полноценным. Каждому от рождения даны особые способности, которые превращаются из дара в наказание, если их не использовать. Непроявленные таланты могут серьезно отразиться на здоровье - они просто начинают разрушать психику и тело изнутри, вызывая болезни.

Честолюбие, упорство, решительность помогут в выборе необходимой деятельности. Независимая женщина найдет свое истинное призвание обязательно. Ее козырь - та внутренняя сила, которую невероятно боится основанное на запретах и ограничениях общество.

Финансовая свобода

Сила денег способна навсегда упрятать девушку за «каменную стену» унылого брака, заставить отказаться от своей личности, творчества, познания. Женщина в современном обществе становится успешной, обретает самостоятельность, финансовую стабильность, если сумеет найти свое дело жизни. Необходимо стать действительно зрелым человеком, взять на себя ответственность, включиться в ритм жизни.

Только вовсе не стоит ради денег занимать все свободное время тяжелой, лишенной всякого творчества работой. Такой труд не украшает существование, а способствует потере личности, развивает комплексы, лишает воли. Намного лучше понять, чем заниматься действительно интересно, и научиться этой работе, получить соответствующее образование, пройти курсы.

Важно также уметь управлять собственными финансами. Если тщательно планировать расходы, можно неплохо сэкономить, деньги перестанут «утекать» из личного бюджета.

Необходимость образования

Выбраться из жизненного тупика поможет развитие навыков и накопление знаний. Огромную роль здесь играет образование. Эмансипированная женщина это прекрасно понимает и не принимает в расчет советы доброжелателей относительно ненужности обучения для будущей жены состоятельного мужа. Дополнительные навыки и полезная информация всегда будут полезны как для собственного развития, так и для качественного профессионального роста.

Став частью новой жизненной программы, получение новых знаний способно укрепить решимость женщины в ее дальнейших планах, помочь увидеть новые грани выбранного пути, избежать многих ошибок. Хорошее образование также позволит начать подъем по карьерной лестнице с наиболее выгодной ступени. Кроме того, следует самой дополнительно изучать необходимые для выбранного дела науки.

Возможные проблемы

Помехой в обретении новой жизни, к сожалению, может стать изменившееся отношение близких людей. Патриархальное общество будет всегда препятствовать самостоятельности женщины. Ставшие частью этой среды, родные, совершенно искренне желая добра, могут с помощью уговоров, угроз, порицания пытаться заставить вернуться к прежнему образу существования. Это испытание будет самым трудным препятствием на пути к себе самой, потому что противостоять придется дорогим сердцу людям.

Друзья и семья - это люди, которые лучше других знают все способы манипулирования. Самостоятельная женщина - возможно, необычное явление для мужа или родителей. Они хотят видеть рядом привычный облик матери, жены, приятельницы и не захотят отпускать его. Стоит объяснить родственникам, насколько важны происходящие изменения для личного становления и общего успеха семьи. Любящие люди в трудных ситуациях поддержат всегда, а успехи дочери, жены, подруги станут причиной их радости.

Возможность выбора

Безусловно, ради самосовершенствования придется рискнуть, пожертвовать своими старыми привычками и шагнуть в неизвестность, которая всегда пугает, но наградой послужит радость и удовлетворение от обретения себя. Новая жизнь независимой женщины - это всегда результат труднейшего выбора, который может сделать только настоящая личность, между уютным прозябанием и необходимостью тяжелого ежесекундного преодоления прошлой себя.

Чтобы лучше понять, какие нужны изменения, от чего следует отказаться, а что обрести, можно представить свой успешный облик через несколько лет. Какие ассоциации возникают при слове «счастье», «гармония», «удача»? Строгий образ деловой женщины, силуэт интеллектуальной дамы или тень бесшабашной путешественницы на песке пустыни… Вариантов много. Выбирать самой, кем станет новое Я - невероятное ощущение. Настоящее творчество - это создание собственной жизни.

Заключение

Современная женщина может действительно стать независимой, несмотря на существующие сегодня пережитки прошлого. Ей понадобится целеустремленность, желание учиться и собственная готовность к переменам. Общественное сознание сегодня сохранило многие заблуждения относительно способностей и роли женщины в обществе. Девушке нельзя прислушиваться к чужому мнению относительно себя, надо развивать умение противостоять манипуляциям и попыткам окружения препятствовать ее развитию. Свобода самовыражения является высшей потребностью любого человека. Смелость взять на себя полную ответственность за собственную судьбу необходима для творчества своей жизни.

Под эмансипацией изначально (от лат. е mancipatio ) понимали освобождение сына от отцовской власти. Затем этот термин стали использовать в социологии для определения понятия - освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков.

Эмансипация женщин - это предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни; стремление к равным правам мужчин и женщин. Зачем? Исторически сложилось представление о том, что женщина должна сидеть дома у очага, заниматься домашним хозяйством и детьми. Кстати такое поведение заложено на генетическом уровне женщин, просто об этом забыли. С развитием человечества, женщины стали развиваться вместе с ним и «сидение у очага» стало мало интересным занятием.

Женщины попросили равных прав с мужчинами, чтобы вести активную общественную жизнь, но при этом забыли о том, что их никто не освободил от их привычных обязанностей по рождению и воспитанию детей, приготовлению еды, ведению домашнего хозяйства и заботе о мужчине. Нагрузок стало в два, а то и три раза больше, а гормональные ресурсы те же. Просто теперь эти ресурсы перераспределились и стали обслуживать социальные потребности женщин.

При высоких социальных притязаниях, при высоком уровне стрессов гормональный актив будет перераспределен на гормоны поддержания гомеостаза (чтобы выжить) и гормоны борьбы (андрогены), чтобы занять положение в обществе.

На женские гормоны ресурсов не останется и начнутся все известные нам гинекологические заболевания: нарушения менструальной функции, гормональный дисбаланс, отсутствие овуляции, бесплодие, невынашивание, аборты, разводы, неполные семьи, женская нереализованность.

Заходя на мужскую территорию, начав карьерный рост, получая образование, делая бизнес, соревнуясь с мужчинами в чем либо, женщина должна понимать, что делает она это за счет своего прогестерона, который пойдет на выработку мужских половых гормонов, что всегда будет в ущерб ее женскому предназначению, а, следовательно, и здоровью.

Если такой ее выбор социальной реализации осознанный, то и делать это она должна исключительно по-женски и всегда оставаться при этом женщиной , сохраняя себя и свою женскую природу, и энергию.

Если у девочки с момента наступления менархе появились проблемы с менструациями, маме нужно обратить внимание на то, что же на самом деле происходит с ее ребенком, сколько нагрузок получает неокрепший мозг и тело девочки, сколько она спит, что есть, как проводит время, насколько велико бремя ответственности за оценки в школе и сколько испытывает различных стрессов. От того как пройдет становление менструальной функции зависит дальнейшее отношение девочки, а потом уже и женщины к ее женскому предназначению, к тому, что она женщина.

Обратите внимание на то, какие изменения происходят в вашем организме, когда количество стрессов зашкаливает. Изменяется состояние кожи, появляется угревая сыпь (влияние андрогенов), появляется раздражительность и всегда бывает нарушение менструального цикла в виде внезапных кровотечений, задержки очередной менструации, сбоя в ритме циклических кровотечений, на ряду со всеми соматическими проявлениями стресса – повышением артериального давления, отеками, нарушением в сердечно-сосудистой системе и других жизненно важных органах.

При стрессах женский организм всегда получает «удар снизу», как напоминание, что пора снизить нагрузки и заняться собой, просто отдохнуть.

Любые функциональные нарушения быстро проходят и менструальный цикл восстанавливается.

При длительно существующих стрессах, нагрузках, нарушениях в гормональной системе женщины функциональные изменения перерастают в болезни, такие как эндометриоз, миома матки, патология эндометрия и онкогинекология.

Заявив о своей свободе, женщина получила не свободу и равенство с мужчинами, а свободу от своего !

Результатом такой свободы мы и «наслаждаемся» в последнее время в виде снижения рождаемости, роста числа абортов, роста гинекологической и онкологической патологии, неудовлетворенности людей своей жизнью и отсутствием ощущения простого человеческого счастья как у мужчин, так и у женщин.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Эмансипация означает выход человека из-под чьего-либо контроля, приобретение равных прав, снятие ограничений. Это понятие происходит от латинского слова «emancipatio», что означает «освобождение».

Изначально под эмансипацией подразумевался выход детей из-под опеки родителей. Но несколько столетий назад данный термин начал употребляться в политическом значении. Эмансипацией стали называть равноправие различных групп общества. В то же время помимо понятия «эмансипация рабочих» появился и термин «эмансипированная женщина».

Виды

1. Женская эмансипация. Эмансипация женщин означает предоставление им равных прав с мужчинами во всех сферах жизни общества. До сих пор считается, что для прекрасного пола главное — семья, и часто женщина зарабатывает меньше мужчины на одной и той же должности, и ей гораздо сложнее строить карьеру. Эмансипированная женщина – сильная, современная и яркая, она чувствует пульс времени. Она полноправная хозяйка своего счастья, способная делать счастливыми и других.

2. Эмансипация подростков. Объявление человека с 16 лет дееспособным тоже называют эмансипацией. Это закреплено в законодательстве РФ (статья 27 ГК). Согласно этой статье, несовершеннолетний признается полностью дееспособным при вступлении в брак, поступлении на работу (по контракту или договору), осуществлении предпринимательства. Данная статья позволяет законно распоряжаться имуществом. Эмансипация дает человеку возможность полностью социализироваться и почувствовать ответственность.

3. Эмансипация мужчин Эмансипированный мужчина уверен, что женщина должна работать и обеспечивать себя. В то же время он считает собственную свободу приоритетной по отношению к семейным обязанностям.

Свобода женщин

Термин «émancipation de la femme» («женская эмансипация») возник в 1830 году во Франции во время Июльской революции. Женщины пытались отстоять свои права, создавая кружки, проводя забастовки и даже одеваясь в мужские костюмы. Вначале такое поведение вызвало возмущение мужского пола, и кружки были запрещены, но это не остановило протестующих. Женщинам удалось отстоять собственные права и свободы.

В России появление эмансипации можно отнести к периоду революции 1917 года, когда среди большевиков активно действовали и женщины. В то же время появились новые отрасли индустрии, где требовалась рабочая сила, и женщины оказались в тех же производственных условиях, что и мужчины.

Женщины, покинувшие свои дома, понимали, насколько угнетенными они являются, и у них пробуждалось стремление защищать свои права. Разница между эмансипацией и заключается в том, что первая относится к освобождению от гнета, а второй ближе к общественной и политической сферам и ставит целью предоставить женщинам всю полноту гражданских прав.

Достоинства:

  • Свободно распоряжаясь временем, делая то, что считает важным и полезным именно она, эмансипированная женщина полностью самостоятельна в принятии своих решений.
  • Материальная независимость дает возможность жить по своему усмотрению, без страха оказаться на улице по чужой прихоти.
  • Расширение круга общения. Активное общение с разными людьми, а не только с теми, кто приходит в дом, позволили женщине расширить кругозор и стать более раскрепощенной и интеллектуально развитой.
  • Снижение уровня насилия. Времена, когда женщина считалась вещью и прислугой, безвозвратно прошли. Неравные браки также остались в прошлом, появилась возможность строить семью по взаимному согласию, без унижений. Это не могло не снизить уровень преступности и жестокости по отношению к женщинам.

  • Образование и карьерный рост. Больше ничто не мешает женщинам выбирать профессию по своему усмотрению, учиться в университетах и даже занимать руководящие должности.
  • Женщины получили право голоса и собственное мнение, что изменило общество в целом.
  • Эмансипация подарила женщине возможность путешествовать и познавать мир наравне с мужчинами.
  • Возможность добиться высокого социального статуса и шансы проявить себя теперь есть и у прекрасной половины человечества.
  • Саморазвитие – ценнейший внутренний ресурс, позволяющий стать лучше и выйти на новый уровень, он делает качественно полнее и жизнь женщины, и мир вокруг.
  • Несомненным плюсом являются изменения в одежде, отказ от неудобных длинных платьев, скрывающих фигуру и сковывающих движения. Появление у дам брюк, без которых сегодня не обходится ни один гардероб, было символом эмансипации.

Таким образом, основной чертой эмансипации можно считать свободу выбора. То, чем заниматься – воспитывать детей, отправиться в путешествие или уйти с головой в карьеру – личное дело каждой. Более того, никто не запрещает совмещать эти занятия.

Эмансипированных женщин можно условно разделить на три типа:

1. Сильные и самодостаточные личности, карьеристки, которым присущ деловой стиль и свободолюбие, способные самостоятельно решать все проблемы, не теряя женской привлекательности.

2. Уверенные в себе дамы, кокетливые, сосредоточенные на своей внешности, красоте и удовольствиях, больше всего ценящие независимость. Они думают прежде всего о себе и не пытаются удержать мужчину.

3. Особы, негативно воспринимающие любые знаки внимания со стороны мужчин. Совершенно не следят за тем, как они выглядят, предпочитая внешнему лоску комфорт и удобство. От такой женщины невозможно добиться ведения рутинных домашних дел, ее не поставишь в положение служанки.

Очевидно, что женская эмансипация – явление в большей степени положительное (если, конечно, не принимать во внимание недовольство мужчин). Однако следует помнить, что в наши дни в отношениях очень часто происходит подмена понятий.

Целью женской эмансипации было достижение равных прав с мужчиной, а не буквальное равенство с сильным полом. Эмансипированная женщина обязательно должна понимать, что в счастливых отношениях важны мягкость и взаимопонимание, а стальной характер лучше проявлять на работе. Автор: Анастасия Дзенгелевская

Истинное лицо эмансипированной женщины.
После революции советским правительством был взят курс на освобождение женщины от кухни. Было решено сделать ее свободной и эмансипированной.
Разве плохо? К тому же, в то время советским предприятиям не хватало рабочих рук. Мужчины устанавливали советскую власть на местах и в центре, женщин отправили на поле и к станку. По сравнению с отсталым Западом, где женщина еще долгие годы оставалась кухонной рабой, это был огромный рывок для нашей страны. И европейке пришлось потрудиться, чтобы покинуть пределы своего ограниченного бытия и стать эмансипированной особой. Нашим же женщинам большевики преподнесли свободу на «тарелочке с золотой каемочкой».
А получилось вот что...
Женщину к станку поставили, а от кухни не отлучили. То есть советская женщина стала работницей, получила право голоса в профсоюзах, могла активно выступать на собраниях. Ее поставили на один уровень с мужчиной, но от всех прежних женских обязанностей, как-то: ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, ублажение мужа -никто ее не освобождал.
Эмансипация ограничилась правом женщины пойти в шахту или встать на конвейер. Вспомните фильмы тридцатых годов с Мариной Ладыниной, где в каждой ленте прославлялась женщина-идейный борец. Практически вся бывшая «слабая» половина получила шанс на работу и вместе с мужской частью населения с утра отправлялась на службу. Возвращаясь вечером после восьмичасового рабочего дня домой, женщина приступала к своим домашним обязанностям. Советское правительство (в большинстве своем представленное мужчинами) не побеспокоилось облегчить домашний труд. До самых последних дней двадцатого столетия советская женщина терпеливо и мужественно несла две вахты - на работе и дома. Но что самое интересное - наша женщина привыкла к этому обстоятельству и считает нормальным и естественным работать на «полную ставку». Все это выгодно отличает бывшую советскую гражданку от европейки. Немецких мужчин приводит в восторг (наших, естественно, не трогает, они привыкли к этому и не представляют другого) такое сочетание в советских дамах как желание работать и одновременно с этим согласие тащить на себе воз всех домашних дел. Но есть одно «НО». Все хорошо не бывает. Чего же не хватило нашим женщинам, чтобы стать образцом и примером? Дело в том, что они постепенно превратились из женщины в мать и работницу. За такими нагрузками, естественно, у них не было никакой возможности заняться собой. Вскоре после брака пропадал интерес к сексу, в силу переутомления. Женщина разучилась ухаживать за собой, чтобы привлекать мужчину. Ей некогда было «играть» с мужем в «кошки-мышки» на широкой кровати. Да и кровати у многих вообще не было. Сколько из нас коротали ночи с супругом на раскладном диване в проходной комнате? Какие игры, если за перегородкой сопит бабушка или нога упирается в кроватку ребенка... В чем же разница между навязанной эмансипацией советского строя и естественной эмансипацией европейки?
Европейская «эмансипэ»
Европейская женщина (немка или француженка) со временем поняла, что «домохозяйственное» ее положение отнюдь не таит выгод, а напротив, превращает в прислугу и делает ее целиком и полностью зависимой от мужа.
В девятнадцатом веке (естественно, и раньше) эта зависимость была обусловлена обстоятельствами - одинокая женщина не могла без мужа выжить в обществе, где работником и кормильцем был он. Пока работа в большинстве своем носила физический характер (начиная от ловли мамонта и охоты на медведя и кончая работой по добыванию угля в штольне или на стройке), до тех пор женщина была обречена на «сидение» дома. Но двадцатый век расширил возможности.
Появились «женские» профессии, работы более легкие или умственные. И женщина забеспокоилась. Ей больше не нравилось, что муж, отработав восемь часов, являлся домой на все готовое, а она, прокрутившись как белка в колесе и падая от усталости, должна была ему подавать и прислуживать. В итоге к пятидесяти годам у мужа оказывалось и стабильное положение, и заработанная пенсия, то есть уверенность в завтрашнем дне. А женщина оставалась иждивенкой на его шее. Но ладно, если супруги сохраняли брак до конца своих дней. Однако части мужчин этого возраста присуще посматривать на молоденьких и привлекательных женщин... А некоторым молоденьким женщинам нравятся опытные и уверенно стоящие на ногах мужчины. Это все и подтолкнуло женщин к решению - нужно идти работать.
Но европейка, выйдя на работу, одновременно с этим ушла из кухни. Домашнее хозяйство пришлось автоматизировать по максимуму - начиная от пылесосов в каждом доме и заканчивая сушильными машинами, просушивающими белье после стирки, чтобы не терялось время на его развешивание - с этой «роскошью» наши женщины не были знакомы. Приготовление пищи свелось к разогреванию полуфабрикатов. Ате мелочи, которых невозможно избежать, как, например, вкладывание белья в стиральную машину или разборка тарелок и стаканов из посудомоечной машины, стали строго делиться между мужчиной и женщиной. Немка больше не желала перерабатывать. Она работала наравне с мужчиной и вечером тоже хотела отдыхать. Это вызвало, правда, протест мужчин. Раньше муж содержал жену, оплачивая все расходы по ведению домашнего хозяйства, ожидая от нее обеда и порядка в квартире. Теперь же, коль ему пришлось складывать свои грязные носки и рубашки в стиральную машину самому, он воспротивился оплате всех расходов из своего кармана. Женщина согласилась взять часть расходов на себя, но в кабалу к мужчине не пошла. В результате всех этих перетурбаций, происшедших за последние сорок лет двадцатого века, в Европе сложилась схема раздельного ведения хозяйства, когда супруги или партнеры делают карьеру, из заработанных денег складываются на жилье и питание, и делят те небольшие обязанности по дому, которые остались после полной их автоматизации.
Материальная независимость партнеров друг от друга имеет немало преимуществ. Женщина не боится, что муж ее бросит у «разбитого корыта». Мужчина, в свою очередь, надеется, что женщина любит его за душевные качества, или за умение быть веселым, но никак не из-за того, что он оплачивает квартиру или дом. То есть интерес в этом положении оказался обоюдным. Именно поэтому в Европе расцветает культура секса. Женщина не перегружена, есть жилищные условия, время, а главное, желание.
Пора!
Нашим женщинам пора разобраться в истинном лице эмансипированной женщины. Пора найти свои штрихи в этом портрете. Нужно наконец решить вопрос - хочет ли она быть «эмансипэ», или ей ближе женская суть в классическом понимании. До тех пор, пока женщина будет разрываться между ролью домохозяйки и попытками самоутвердиться в качестве деловой дамы, она не сможет удовлетворить свои запросы. Те, кто выбирают первое и делают ставку на личную жизнь, кто хочет и меть семью - мужа и детей, должны понять, что находятся в состоянии зависимости от супруга. Такая женщина должна отдаваться целиком и полностью мужу и детям, заботиться о них, потакать и баловать. Супруг в данном случае выступает в роли добытчика, обеспечивающего семью и решающего все ее проблемы.
Во втором случае, когда женщина сама работает, так сказать самореализуется, тратит массу времени и сил на укрепление своих позиций на служебной лестнице, может в браке или в партнерстве претендовать на помощь супруга по дому, на равноправие во всех семейных вопросах. Но она не может уже рассчитывать, что муж будет оплачивать все нужды семьи из своего кармана...

Эмансипация женщин

В настоящее время моральные нормы отношений между полами носят переходный характер, что в основном определяется двумя причинами: во-первых, использованием противозачаточных средств и, во-вторых, стремлением женщин к эмансипации. О первой причине я скажу несколько позже, все, что связано со второй, будет рассмотрено в настоящей главе.

Движение в защиту эмансипации женщин является ветвью общего демократического движения, начавшегося в период Великой Французской революции, идеи которой оказали большое влияние на Мери Вулстонкрафт 1 , автора книги «Восстановление прав женщин» (1792). С этого момента и по сей день движение женщин за равные права с мужчинами получило широкую поддержку и добилось значительных успехов. Убедительно аргументированная книга Джона Стюарта Милля 2 «Подчиненное положение женщин» (1869) оказала большое влияние на всех мыслящих людей последней трети XIX в. Мои отец и мать были его учениками; мать выступала в конце 60-х гг. в защиту избирательных прав женщин. Моя мать была ярой феминисткой, так что ролы у нее при моем рождении принимала первая женщина-врач Гаррет Андерсон, которая была только дипломированной акушеркой, потому что для женщин не было никакой возможности заниматься медицинской практикой. Феминистское движение вначале состояло из представительниц верхнего и среднего классов. Проект закона об избирательных правах для женщин вносился в парламент каждый год, но несмотря на поддержку части депутатов не получал большинства голосов. Впрочем, феминистки добились все-таки некоторого успеха. В 1882 г. парламент принял закон о праве на собственность для замужних женщин. До этого вся движимая и недвижимая собственность замужней женщины находилась под контролем ее мужа, кроме принадлежащего ей имущества, управляемого по доверенности. Последующие этапы женского движения за политические права хорошо известны, чтобы на них останавливаться. Следует лишь отметить ту быстроту, с которой женщинам удалось обрести политические права в большинстве цивилизованных стран; этот факт не имеет себе равных в прошлом, учитывая те коренные изменения в жизни общества, которые за ним последовали. Правда, можно было бы указать на отмену рабства, но ее нельзя сравнивать с признанием за женщинами политических прав, поскольку отмена рабства касалась населения дальних стран, а политические права женщин затрагивали интересы огромной части населения цивилизованных стран.

Причины этого коренного поворота, как мне кажется, двусторонни: с одной стороны, он был обусловлен широким распространением идей либерализма, поскольку было бы логически противоречиво лишать женщин политических прав, ратуя за демократию; с другой стороны, в обществе становилось все больше женщин, самостоятельно зарабатывающих на жизнь и не находящихся на иждивении отца или мужа. С началом войны 3 в промышленность и в управленческий аппарат на место ушедших на фронт мужчин пришло много женщин. Главным аргументом в предвоенные годы против предоставления женщинам политических прав был тот, что они будут голосовать против войны, поскольку они пацифистки. Но женщины своим косвенным участием в кровавой бойне опровергли этот аргумент и получили политические права. Для прекраснодушных идеалистов, воображавших, что приход женщин в политику внесет в нее дух моральной ответственности, этот результат стал неприятным и болезненным фактом, но такова, по-видимому, судьба идеалистов, что они в результате борьбы за осуществление своих идеалов получают нечто такое, что противоречит этим идеалам. Конечно, борьба за политические права женщин никак не связана с убеждением идеалистов, будто женщины в моральном отношении стоят гораздо выше мужчин; политические права должны быть предоставлены женщинам потому, что это неотъемлемое право каждого человека, и, главное, потому, что без этого не может быть и речи о демократическом обществе. Однако когда угнетенный класс или нация борется за свои права, всегда почему-то поборники защиты прав угнетенных (например, женщин) приписывают им какие-то особые качества, причем обычно это качества морального порядка

Однако политические права женщин лишь косвенно связаны с темой этой главы, в которой затрагиваются вопросы, относящиеся к социальному положению женщин и его влиянию на брак и мораль. На Востоке издавна и до настоящего времени добродетель женщин обеспечивалась с помощью их изоляции. Никаких попыток приучить их к самоконтролю не предпринималось, а вместо этого делалось все, чтобы исключить всякую возможность измены. На Западе такой подход не нашел единодушной поддержки, но все порядочные женщины получали с детства такое воспитание, что при мысли о половом акте вне брака их охватывал ужас. По мере того как совершенствовались методы воспитания женщин, внешних барьеров становилось все меньше. Среди тех, кто способствовал этому, господствовало убеждение, что внутренних сдерживающих факторов вполне достаточно. Например, нет необходимости в том, чтобы пожилая дама сопровождала красивую девушку, поскольку она так хорошо воспитана, что никогда не поддастся на уговоры молодого человека, что бы он ей не обещал. Во времена моей молодости большинство порядочных женщин было убеждено, что половой акт отвратителен и что женщина совершает его в браке лишь из чувства долга. Исходя из этого, они, не задумываясь, позволили своим дочерям вести довольно свободный образ жизни, что вряд ли было бы признано разумным лет сто назад. В результате получилось не совсем то, что ожидалось; и это касается как замужних женщин, так и незамужних.

Женщины викторианской эпохи, как и огромное большинство женщин до сих пор, жили в состоянии умственной изоляции, в своего рода тюрьме (in a mental prison), поскольку эта изоляция была обусловлена подсознательными запретами, она не становилась четким фактом сознания. Эти запреты постепенно вытеснялись из подсознания, и у молодых женщин нашего времени в подсознании вновь ожили желания, ранее задавленные тяжелым грузом ханжества. В результате произошла своего рода революция в моральных нормах отношений между полами; и эта революция совершилась не в какой-то одной стране или коснулась какого-то одного класса, но затронула все цивилизованные страны и все классы.

Уже в книге Мери Вулстонкрафт требование равенства прав для женщин распространялось также и на свободу отношений между полами. Это было настолько необычно для того времени, что деятельницы женского движения XIX в. не пошли за нею и требовали только политических прав для женщин. Более того, они оказались такими строгими моралистками, что пытались навязать мужчинам те строгие рамки морали, которые были обязательны для женщин. Но после августа 1914 г. молодые женщины, не интересуясь теорией, пошли по другому пути, возбужденное состояние умов, вызванное мировой войной, конечно, подтолкнуло их к этому, но дело давно уже двигалось в этом русле.

В прошлом основанием для женской верности были страх адского пламени и страх забеременеть; первый пропал благодаря краху ортодоксальной теологии, второй – благодаря противозачаточным средствам. Традиционной морали в силу привычки и умственной инерции удавалось удерживать женщин в страхе, но потрясения, связанные с войной, сломали все барьеры. Современные феминистки уже не желают, как их бабушки, уничтожить порочность мужчин – они хотят, чтобы им было позволено делать то, что делают мужчины. Если их бабушки требовали всеобщей рабской морали, то они хотят для себя – наравне с мужчинами – свободы от морали.

Современные тенденции феминистского движения еще не ярко выражены, и невозможно сказать, как они дальше развернутся. Сочувствующие движению и его участники еще очень молоды, и среди них очень мало тех, кто имеет влияние и положение в обществе. Закон, полиция, церковь и родители, в руках которых находится вся власть, против них, но молодежь старается действовать скрытно, чтобы не вызвать гнева и репрессий со стороны своих противников. Для старшего поколения опубликованные судьей Линдсеем факты кажутся клеветой на молодежь, но молодые люди глухи как к клевете, так и к обвинениям.

Конечно, создалась очень неустойчивая ситуация: пойдет ли дело таким образом, что старшее поколение, приняв во внимание все факты, лишит молодежь достигнутой свободы; или же молодежь, достигнув зрелого возраста и высокого общественного положения, санкционирует в силу своего положения новую мораль. Весьма вероятно, что результат будет разным в зависимости от той или иной страны. В Италии, где пример аморализма, как и многого другого, подает правительство 4 , проводятся энергичные попытки силой насадить добродетель. В России все обстоит иначе – здесь правительство на стороне новой морали 5 . В Германии там, где большинство населения протестанты, свободная мораль, по-видимому, преобладает; там же, где большинство католики, это вряд ли произойдет 6 . Французы едва ли расстанутся со своими вековыми традициями терпимости по отношению к аморальным поступкам и поведению. О том, что случится в Англии и Соединенных Штатах я не берусь судить 7 .

Давайте на некоторое время остановимся, чтобы рассмотреть, что вытекает с точки зрения логики из требования женщин о полном равенстве с мужчинами. С незапамятных времен мужчинам было позволено – не в теории, а на практике – иметь незаконные половые сношения; от мужчины не требовалось, чтобы, вступая в брак, он был девственником, и на его измену смотрели сквозь пальцы, если факт измены оставался неизвестен жене или соседям. Этот порядок вещей сложился благодаря такому общественному институту, как проституция. Вряд ли сейчас найдутся защитники этого института, и едва ли кто-нибудь станет утверждать, что ввиду равных прав необходимо, чтобы в обществе появились также мужчины, занимающиеся проституцией, чтобы женщины могли удовлетворять свое желание так же, как и мужчины, и при этом так же, как и они, считать себя добродетельными. Ясно одно, в эти последние дни существования брака лишь очень немногие мужчины остаются девственниками в тот момент, когда они могут позволить себе жить с женой в своем доме. Но если холостой мужчина не собирается оставаться девственником, то и незамужней женщине в силу равенства прав незачем заботиться о репутации добродетельной женщины.

Несомненно, для моралистов такая ситуация представляется весьма печальной. В самом деле, если моралист даст себе труд обдумать ее, он поневоле придет к тому, что называют двойным стандартом морали, т. е. будет вынужден потребовать, чтобы для женщин было существенно важно оставаться добродетельными и совсем не важно для мужчин. Совершенно очевидно, что с точки зрения этики такой двойной стандарт – нонсенс. Получается, что моралист защищает неравенство и к тому же считает, что молодому человеку лучше пойти к проституткам, чем к знакомой девушке, несмотря на то что его отношение к ней не только бескорыстно, но еще и полно нежности и восхищения. Конечно, моралисты никогда не думают о выводах из тех положений, которые защищают, – они не собираются им следовать. Им кажется, что они проповедуют мораль, направленную против проституции, и не подозревают, что проституция есть неизбежный результат их учения. И это еще одна иллюстрация хорошо известного факта, что профессиональный моралист не обладает интеллектом выше среднего.

Имея в виду изложенные выше обстоятельства, ясно, что по экономическим причинам для большинства мужчин ранний брак невозможен, а для многих женщин брак невозможен вообще; следовательно, принцип равенства между мужчинами и женщинами требует смягчения строгих моральных норм женской добродетели, т. е. для женщин оказывается возможным иметь добрачные половые отношения, как это фактически имеет место у мужчин. В том случае, когда число женщин превосходит число мужчин, мы имеем очевидную несправедливость по отношению к ним, поскольку они лишены возможности любить и быть любимыми. Несомненно, в начале женского движения эти обстоятельства не принимались во внимание, но если теперь кто-то не считается с этими выводами, то этот человек – неважно мужчина он или женщина – является защитником несправедливости по отношению к женскому полу.

Все сказанное требует разрешения противоречия между старой моралью и новой. Если целомудрие девушек и верность жен уже более не требуются, то из этого необходимо сделать вывод, что надо либо найти какие-то новые возможности для сохранения семьи, либо же бросить ее на произвол судьбы. Для того чтобы дети рождались лишь в законных браках, быть может, кто-нибудь предложит, чтобы все внебрачные половые отношения оставались стерильными при непременном использовании противозачаточных средств. Это будет означать, что мужья должны научиться безразлично относиться к любовникам своих жен, словно они евнухи, а их жены одалиски. Разумеется, для этого потребуется обеспечить такую надежность противозачаточных средств или такую уверенность в верности жен, которые превосходят всякое вероятие. Впрочем, первое требование, быть может, будет скоро выполнено.

Другой альтернативой, совместимой с новой моралью, является отказ от отцовства как существенно важной социальной традиции и передача функций отца государству. В том случае когда мужчина вполне уверен в своем отцовстве и любит ребенка, он может и должен обеспечить финансовую поддержку жены и ребенка, но не обязан делать это на основании закона. В этом случае все родившиеся дети будут иметь статус незаконнорожденных, и государство, считая такое положение нормальным, могло бы взять на себя заботу о воспитании детей, чего оно не делает до сих пор.

Если все-таки старая мораль попытается укрепить свое пошатнувшееся положение, ее защитникам потребуется провести в жизнь некоторые мероприятия, которые уже реализуются, но которые, как показывает опыт, далеко не достаточны. Первое и самое существенное требование это то, что, закончив образование, девушки должны оставаться глупыми и невежественными. Оно уже выполняется в тех школах, которые находятся под контролем церкви. Следующее требование заключается в том, чтобы все книги, в которых сообщается какая-либо информация об отношениях полов, проходили строжайшую цензуру. Похоже оно будет проведено в жизнь в Англии и Америке, хотя и без принятия закона, а только благодаря ревности служителей закона.

Однако этих требований явно недостаточно. Единственное достаточное условие состоит в том, чтобы лишить молодых женщин любой возможности остаться наедине с мужчиной: девушкам должна быть запрещена работа по найму; они не должны будут совершать поездки или участвовать в пикниках и развлечениях без присмотра матери или тетки; прискорбный обычай посещать танцевальные залы должен быть полностью искоренен. Каждая незамужняя женщина в возрасте до пятидесяти лет должна быть лишена возможности приобрести автомобиль; кроме того, вероятно, будет разумно подвергать всех незамужних женщин раз в месяц медицинскому освидетельствованию в полиции и заключать в тюрьму каждую, оказавшуюся не девственницей. Использование противозачаточных средств должно быть безусловно запрещено, и признано законным привлекать к суду всякого, кто в разговоре с незамужней женщиной бросит тень сомнения на доктрину о вечном проклятии. Если эти меры будут энергично проводиться в жизнь в течение хотя бы ста лет, возможно, удастся поставить преграду высоко поднимающейся волне безнравственности. Все-таки мне кажется, чтобы исключить риск каких-либо искажений, было бы необходимо кастрировать всех полицейских и врачей. Я даже склонен думать, что эту меру следовало бы применять более широко, учитывая извечную порочность мужского характера. Быть может, моралистам посоветуют кастрировать всех мужчин, за исключением служителей культа 9 .

Итак, мы видим, что нас ожидают трудности и противоречия, какой бы курс мы не избрали. Если мы пойдем по пути новой морали, то уже имеющиеся трудности могут возрасти до такой степени, какой мы даже и не ожидали. С другой стороны, попытка ввести силой ограничения, которые были возможны в прошлом веке и которые сейчас могут показаться излишне строгими и противоречащими человеческой природе, могла бы привести к ненужным эксцессам.

Ясно, что какие бы трудности и опасности нас ни ожидали, мы должны позволить нашему миру идти вперед, а не пятиться назад. Вот почему всем нам так необходима поистине новая мораль. При этом я имел в виду, что мы должны будем осознать необходимость принять на себя обязательства и ограничения, отличные от тех, что имелись в прошлом. До тех пор пока моралисты будут в полном согласии друг с другом славословить возврат к моральным нормам отношений между полами, столь же древним, как археоптерикс, они будут не способны выработать новые нормы морали, которые включали бы в себя и новые обязанности. Мне кажется, что новая система моральных норм – как, впрочем, и старая – не должна потворствовать безудержным импульсивным желаниям, и если все-таки она признает право на такие желания, то на других основаниях и по другим мотивам, чем это было в прошлом. По существу, вопрос о нормах отношений между полами должен быть поставлен и решен заново. В следующей главе делается скромная попытка разрешения этого вопроса.