Знакомство родителей на родительском собрании. Первое родительское собрание

Родительское собрание

«Давайте познакомимся!»

Цель собрания:

знакомство с родителями, установление позитивных отношений;

Задачи родительского собрания:

создать условия для установления психологического контакта между педагогами ДОУ и родителями.

создание положительной эмоциональной атмосферы.

обсудить совместно с родительским комитетом вопросы касающиеся улучшения состояния оборудования для групповой комнаты.

Место проведения: группа

Форма проведения: родительский вечер

План проведения родительского собрания:

Вступительное слово воспитателя.

Выступление медицинского работника.

Игра «Волшебная палочка»

Упражнение «Круги», «Разведчики»

Творческая работа родителей « Детский сад будущего»

Награждение.

Выступление заведующего.

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнюю встречу.

Для одних родителей это первая совместная встреча, другие родители присутствовали на первом собрании. Исходя из этого целесообразно было бы вновь познакомиться, узнать друг друга поближе. Также я расскажу Вам о том чему мы уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что нам еще предстоит узнать.

Затем заведующий детским садом, Яковенко Татьяна Николаевна, расскажет Вам о финансово-хозяйственной деятельности в нашем учреждении.

После этого мы с Вами совместно с родительским комитетом обсудим различного рода вопросы.

Но для начала слово предоставляется нашему медицинскому работнику Дыдычкиной Светлане Викторовне. Она расскажет как организовать жизнедеятельность ребенка в осеннее - зимний период времени.

Большое спасибо Светлана Викторовна, за столь ценную информацию.

Но а теперь уважаемые родители мы с Вами вернемся непосредственно к теме нашего вечера.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника конечно же стоит ребенок. Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка?(упадет) Вот именно, упадет! Вспомните басню Крылова «Лебедь, рак и щука» где говорится: «Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет, выйдет у него не дело, только мука!». Следовательно нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 5 лет будем жить одной, я надеюсь дружной семьей. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам поиграть.

Игра «Волшебная палочка»

Мы сейчас с Вами попробуем окунуться в детство и поиграем. Правила игры: тот у кого в руках окажется волшебная палочка отвечает на три вопроса:

1. Какие качества личности Вы цените в людях?

2. Ваше любимое занятие(хобби)?

3. Что вы не любите делать дома?

Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт. Спасибо за ответы, очень приятно.

Упражнение «Круги»

А теперь давайте познакомимся поближе. Предлагаю всем выйти на ковер. В первый круг встаньте родители у которых один ребенок, во второй родители двоих детей, в третий, соответственно, родители троих и более детей.

А теперь посмотрим кого у нас в группе больше мальчиков или девочек? В первую группу объединяться родители девочек посещающих нашу группу, во вторую- мальчиков.

Спасибо большое всем родителям за участие.

Упражнение «Разведчики»

Уважаемые родители встаньте сейчас пожалуйста в один большой круг. Ваша задача найти себе пару, встретившись друг с другом глазами и встать вместе.

А теперь я попрошу Вас в парах выполнить задания. После моего сигнала (колокольчик) встаньте, пожалуйста, спина к спине, рука к руке; После моего сигнала ПОМЕНЯЙТЕСЬ ПАРАМИ! После моего сигнала встаньте пожалуйста плечо к плечу, нога к ноге; После моего сигнала ПОМЕНЯЙТЕСЬ ПАРАМИ! После моего сигнала встаньте пожалуйста колено к колену, локоть к локтю. После моего сигнала ВСТАНЬТЕ В КРУГ! После моего сигнала встаньте пожалуйста плечо к плечу, ладонь к ладони.

Посмотрите, как Вы сейчас стоите бок о бок, взявшись за руки вы образовали нечто целое-круг, коллектив. Мы хотим, чтобы Вы все пять лет прошагали вот так, рука об руку и стали по- настоящему дружной большой семьей. Очень было приятно поиграть с Вами, спасибо всем большое!

А сейчас я предлагаю Вам дорогие родители присесть на стулья.

Скажите, понравилось ли Вам это упражнение? Молодцы, спасибо большое.

А теперь я расскажу Вам чему мы уже успели научиться. А научились мы многому. Дети стали более общительными, начинают учиться играть вместе, делиться игрушками. Все дети знают где находится их шкафчик, полотенце, горшок, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения в группе. Знают, что после того как помыли руки нужно отжать водичку и только потом пойти к своему полотенцу. Практически все дети едят самостоятельно, с небольшой помощью взрослых. Некоторые дети уже раздеваются сами, с другими детьми мы учимся раздеваться и одеваться самостоятельно. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Как видите, научились мы многому, но еще больше нам предстоит узнать и самое главное научить детей самообслуживанию. И в этом процессе Вы родители принимаете самое активное участие, закрепляя навыки самообслуживания дома. Большое спасибо всем родителям, которые соблюдают наши рекомендации. Хочу отметить, что дети нашей группы всегда приходят опрятными, у всех детей есть запасные вещи они промаркированы. Очень приятно, всем большое спасибо.

Также выражаем благодарность тем родителям, которые помогли в улучшении условий пребывания детей в детском саду.

А сейчас я предлагаю Вам помечтать о детском саде будущего, каким бы Вы хотели его видеть? Мы с Вами разделимся на две команды по цвету бейджиков. Каждая команда изобразит используя различные материалы,

« Детский сад будущего» с групповой комнатой, спортивным залом и участком со всем необходимым оборудованием для гармоничного развития Ваших детей, и потом расскажет о нем.

Молодцы, получились прекрасные детские сады. Большое спасибо за творчество.

А сейчас я хочу предоставить слово Татьяне Николаевне, заведующему нашим детским садом.

Первое знакомство с родителями учеников

Ход родительского собрания

1. Вступление

Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем классе. Понимаю, как волнителен для вас настоящий момент. Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Теперь у ваших детей будет новая учительница. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что наш коллектив будет дружным и сплоченным.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании у учебе детей.

- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвете, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.

2. Знакомство Преподаватель знакомится с родителями, называя свое имя, отчество. Педагог: С одними родителями мы встречаемся впервые. Я рада всем вам. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)

Самопредставление семей

План самопредставления семьи:

а) фамилия, имя, отчество родителей;

б) возраст родителей, день рождения семьи;

в) интересы, увлечения семьи;

г) традиции и обычаи семьи;

д) девиз семьи.

Анкетирование родителей

3. Советы родителям

Педагог: Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Первого сентября ваш ребенок станет первоклассником. Первый год учебы будет для него годом привыкания к учителю, годом творческих успехов и узнавания неизвестного.

Мы, взрослые – и учителя, и родители – хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками.

Прежде всего, конечно, вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное – не раздражайтесь.

П о м н и т е! для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

П о м н и т е! ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Я очень прошу вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

4. Выбор родительского комитета

Родительский комитет класса имеет право:

- Активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе.

- Помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий.

- Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях.

- Высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях.

-Посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому.

Принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей.

- Участвовать в проведении бесед.

Поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи.

- Привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.

Родительский комитет класса обязан:

- Помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей.

- Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.

- Влиять на формирование культуры родительского общения.

- Быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях.

- Стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения.

- Выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе.

- Соблюдать этические нормы в общении с учащимися, их родителями, педагогами.

5. Особенности школьной жизни

В школе есть свои требования.

Требования к учащимся по соблюдению культуры умственного труда, по содержанию учебных принадлежностей.

1. Письменные принадлежности у ученика должны быть следующими: ручка, хорошо очищенный карандаш, линейка и необходимые приборы для выполнения заданий по труду, изо.

2. Учащийся должен выполнять все работы четким разборчивы почерком с наклоном в право.

3. Дневники учащихся должны быть в обложках без украшений и изображений. Дневник заполняется учеником в соответствии с инструкцией, проверяется классным руководителем, еженедельно, подписывается родителями.

4. Каждый учащийся должен иметь по две рабочие тетради по русскому языку и математике и по одной тетради для контрольных работ по этим предметам. По остальным предметам каждый учащийся должен иметь по одной рабочей тетради и по одной тетради для контрольных и практических работ.

5. Учебники и книги должны быть аккуратно обернуты.

6. Тетради учащегося должны быть чистыми, опрятными, грамотно подписанными.

Оформление письменных работ .

1. Тетради должны быть чистыми, аккуратно подписаны, с полями, в обложках. В тетрадях поля должны быть шириной 2,5 см, проведены простым карандашом. Записи в тетрадях рекомендуется делать синей пастой.

2. В тетрадях по русскому языку дата пишется прописью, по остальным предметам – цифрами, за датой пишется тема урока.

3. Не разрешается начинать новую рабочую тетрадь, если не закончена старая.

4. Не разрешается вырывать листы из тетрадей.

5. Неправильно написанное должно быть аккуратно зачеркнуто одной прямой чертой.

6. Учащиеся должны выполнять все работы четким и разборчивым почерком.

7. При письме необходимо отделять один смысловой отрывок от другого красной строкой.

Выполнение домашних заданий.

Единые требования, предъявляемые к родителям.

1. Родители обучающихся (законные представители) обязаны:

Обеспечить обучающихся школьными принадлежностями, тетрадями в нужном количестве, дневником, школьной формой;

- ежедневно интересоваться успехами и /или/ неудачами в учебной деятельности своих детей;

- ежедневно контролировать выполнение домашних заданий ребёнком;

Посещать школу, встречаться с классным руководителем, учителями, при необходимости с членами администрации;

Проверять дневник ребёнка, беседовать с ними по поводу учебных успехов и неудач, расписываться в конце каждой недели;

- родители обязаны посещать классные, общешкольные родительские собрания;

- родители несут ответственность за ликвидацию причиненного обучающимися материального ущерба, ;

Родители по возможности способствуют улучшению условий учебы детей в школе, помогают в оформлении и ремонте классных помещений;

Родители (законные представители) обучающихся обязаны следить за соблюдением режима дня ребёнка. После 21 часа обучающиеся школы любого возраста не могут находиться вне дома, кроме экстренных случаев.

6. Организация учебного процесса

На сегодняшний день в российском образовании есть традиционные программы обучения и развивающие. Все программы обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться.

Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Наш класс будет учиться по УМК «Школа России».

1 КЛАСС ШКОЛА РОССИИ

Перечень рабочих тетрадей.

    Прописи (4 шт) Горецкий В. Г.

    Русский язык . Рабочая тетрадь. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

    Математика: 1) Рабочая тетрадь.2) Проверочные работы по математике Моро М. И., Степанова С. В., Волкова С. И.

    Окружающий мир. 1)Рабочая тетрадь, 2)тесты. Плешаков А. А.

    Технология . Рабочая тетрадь. Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,

    Музыка. Рабочая тетрадь. Критская Е. Д., Сергеева Г. П.,

    Изобразительное искусство . Рабочая тетрадь Неменская Л. А., Коротеева Е. И., Горяева Н. А.

    Технология . Рабочая тетрадь. Роговцева Р. Т.

Педагог показывает родителям учебники , знакомит с их содержанием.

Кроме этого вы должны приобрести: см (презентация)

7. Задачи на учебный год на 2016-2017 учебный год

Создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности, учащихся класса, для развития личности, самоутверждении каждого ребенка.

- Сохранение неповторимости и раскрытия потенциальных способностей у детей;

- Нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- Формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

- Использовать разнообразные формы организации работы с детьми.

Цели воспитательной работы на 2016-2017 учебный год.

Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива.

Ожидаемые результаты:

- состояние уровня воспитанности учащихся класса;

- создание сплоченного классного коллектива;

- проявление инициативы и ответственности за порученное дело;

- наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;

- участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;

- посещение спортивных секций, кружков по интересам;

- уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.

Основные направления воспитательной работы

Основные формы деятельности : познавательная, игровая, творческая, спортивная, коммуникативная (общение), досуг.

Основные формы деятельности : классные часы, экскурсии, ролевые игры, конкурсы, походы, дискуссии.

8. Организационные вопросы

Преподаватель отвечает на вопросы родителей. Возможные темы организационных вопросов:

Форма проведения: тренинг “Знакомство и сплочённость”.

Цели: Оказать психологическую поддержку родителям; мотивировать их на дальнейшую совместную работу; активизировать родительские чувства; дать возможность поближе узнать друг друга и других детей.

Вводное слово психолога:

“Когда ребёнок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые не может предложить семья, представляются ребёнку чрезвычайно привлекательными и значимыми для его личностного роста. В норме он доверяет и надеется. Дети идут в школу, думая о будущем. На учительницу они проецируют материнские функции. Получив такой аванс, учитель использует его на то, чтобы установить контакты детей между собой и задать человеческие правила этих взаимоотношений. Дальнейшее направление личностного развития ребёнка зависит от решения задач данного возраста(6-8 лет). Успешное решение позволит сформировать такие качества как прилежание, старательность, которые являются результатом понимания роли собственных усилий для достижения успеха, или разовьётся чувство неполноценности, от ощущения “от меня лично не зависит”.

Социальные отношения этого возраста позволяют решать такие жизненные задачи как достижение сотрудничества, кооперации, осуществление совместной деятельности с самыми разными людьми. Такой опыт формирует у ребенка попеременно, то чувства принадлежности к команде, то чувства независимости от неё. Старательность и прилежность при положительной оценке социума формирует компетентность. Формируется и здоровое честолюбие, и партнерские качества “чувство локтя”, сплоченность, групповые ценности. При неправильной организации школьной жизни происходят нарушения личностного развития: ребенок впадает в “приспособленчество”, посвящая свои силы добыванию оценок, теряет возможность сформировать внутренние критерии. Всё выше сказанное влияет на качество жизни в подростковом возрасте и взрослой жизни. Осознавая всю важность личностного развития в младшем школьном возрасте, мы ставим цель помочь нашим детям, а для этого мы взрослые – учителя и родители должны уметь демонстрировать свою компетентность и позитивную направленность”

Психолог совместно с классным руководителем тренинг:

1.Игра знакомство.

Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

2. Знакомство в парах.

Все родители разбиваются на пары путем совпадения при движении во - внешнем и во – внутреннем кругах. За 10 минут общения, разойдясь по разным местам, чтобы не мешать, друг другу, стараются узнать как можно больше информации о другом ребёнке (имя, что любит, что ценит, чем увлекается, кто друзья, интересы вне дома и школы). Затем все родители снова собираются в общий круг, и каждый представляет ребенка своего партнера.

3. Заключительное обсуждение.

Каждый родитель говорит о чувствах и впечатлениях от сегодняшнего родительского собрания.

Вот мнение мамы Латифова Рамазана:

На мой взгляд, проведение родительских собраний, а также тренингов с приглашением школьного психолога в начальных классах являются важными мероприятиями в формировании школьной жизни наших детей.

Ведь оно должно представлять собой непросто собрание родителей, где все могут познакомиться друг с другом, но также и высказать свои идеи, предложения по осуществлению тех или иных мероприятий, конкурсов для детей. Это ведёт к их сплочению и дружбе в классе, обобщит интересы, но и в какой-то степени будет являться стимулом в учебе.

Родители в свою очередь должны относиться с интересом к проведению родительского собрания не только для детей, но и для себя. Ведь от того, на сколько яркими будут идеи наших родителей, зависит интерес к школьной жизни детей.

Родительские собрания отражают три важных направления в работе с родителями и детьми: обучение их коммуникативным приемам и искусству разрешения конфликта, повышение правовой культуры родителей и их детей, умение оказывать реальную помощь младшим школьникам в приобретении знаний и познании мира.

Для того чтобы сплотить родительский коллектив предлагаю использовать различные круглые столы, а поучительные сказки и притчи, дополняющие содержание, затронут ум и душу каждого участника воспитательного процесса.

А это мнение мамы Абдулгамидовой Мадины:

Родительское собрание прошло в неожиданной для меня форме. Я была приятно удивлена! Знакомство с другими родителями позволило мне больше узнать об одноклассниках моего ребёнка. Анкетирование заставило меня задуматься о душевном состоянии моей дочери.

Приятно удивило также, что участие в этой познавательной “игре” приняли все родители. Совместная работа учителя и школьного психолога не прошла для нас (родителей) даром, за что Вам большое спасибо!

4.

В завершении родители получают памятку “Родителям первоклассника”

Памятка для родителей первоклассника

“Знаете ли Вы своего ребенка?

(Из книги одного из ведущих специалистов США в области детской психологии Алана Фромма “Азбука для родителей”, Лениздат, 1991. с.13)

Как определить, здоровы ли Ваши дети душевно? Адаптированы ли они? Вот ряд вопросов, которые сами по себе Вам могут быть полезны:

  1. Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
  2. Как часто он капризничает: реже одного- двух раз в неделю?
  3. Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?
  4. Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?
  5. Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?
  6. Часто ли он выходит из себя?
  7. Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?
  8. Удается пи ему ночью спать спокойно?
  9. Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?
  10. Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?
  11. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре или контроле с Вашей стороны?
  12. Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

Если Вы ответили положительно на все вопросы - можете быть спокойны, Ваш ребенок хорошо адаптирован к жизни, хотя полной адаптации, конечно, не бывает. Во всяком случае, больше восьми “да” - это все-таки хорошая адаптация.

Если у Вас оказалось много ответов “нет” (больше восьми), то это указывает на наличие сложностей адаптации у ребенка.

Вам стоит обратиться к детскому психологу или хотя бы самостоятельно понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

Если у Вас приблизительно одинаковое количество отрицательных и положительных ответов, то это означает, что у Вашего ребенка есть какие-то конкретные проблемы, мешающие ему адаптироваться в некоторых жизненных ситуациях.

Что это за проблемы - попробуйте узнать, поговорив со своим ребенком.

Возможно, с Вашей помощью он с ними сможет справиться.

Родители анализируют результаты теста.

В заключении классный руководитель благодарит школьного психолога Ольгу Дмитриевну и родителей за участие в родительском собрании.

Список литературы

  1. Фромм А. “Азбука для родителей”, Лениздат, 1991. с.13.
  2. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. АО “Сфера” Санкт-Петербург,1994 с.81.
  3. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. Издательство “Генезис”. - М. 2006 с.94.
  4. Хухлаева О.В. Тропинки к своему Я. Уроки психологии в 1–3-х классах.
  5. Ярёменко Е.О. Что такое родительское собрание. Научно-практический журнал о РО в России и за рубежом. Точк@РО, 2008г.-№2.-с.42-45.
1 КЛАСС Первое собрание Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания:

    Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

    Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения*:

    Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?

    По каким законам должно идти воспитание в семье?

    Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный)

    Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

    Представление педагога, который будет работать с классом.

    Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».

    Анкетирование родителей по теме собрания.

    Самопредставление – визитная карточка семьи.

    Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

    Вступительное слово директора школы (вариант).
    – Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!
    Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
    Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

    Выступление заместителя директора по начальной школе.
    Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.

    Самопредставление учителя.
    Учитель проводит самопредставление (вариант):

    1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

      Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

    Самопредставление семей.
    Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
    План самопредставления семьи

    1. Фамилия, имя, отчество родителей.

      Возраст родителей, день рождения семьи.

      Интересы, увлечения семьи.

      Традиции и обычаи семьи.

      Девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

    Экскурсия по школьному зданию.
    После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

    Советы родителям.
    В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

    Анкетирование родителей.
    Проводится в конце собрания по обозначенной теме.
    Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания:

    Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.

Вопросы для обсуждения:

    Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.

    Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.

    Система взаимоотношений детей в классе.

Ход собрания

    Обсуждение первого школьного дня ребенка.
    Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.

    Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
    Это может выглядеть примерно так.
    Слово педагога . Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
    Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
    Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

Обсуждение вопроса.

Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические трудности адаптации ребенка к школе.

При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Взаимоотношения одноклассников.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

      Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

      Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

      Не дерись без причины.

      Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

      Играй честно, не подводи своих товарищей.

      Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

      Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

      Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

      Старайся быть аккуратным.

      Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

      П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание Тема: Эмоции положительные и отрицательные Форма проведения: семейный совет.

Задачи собрания:

    Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

    Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Ход собрания

    Вступительное слово педагога (вариант).
    – Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по объявленной проблеме, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись ответов детей на вопрос: какой я? (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)
    После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Происходит о б м е н м н е н и я м и.
    – Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

    Родительский тренинг.
    В о п р о с ы:

    1. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

      Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?

      Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
·
Сколько раз надо повторять…
·
О чем ты только думаешь…
·
Неужели тебе трудно запомнить, что…
·
Ты становишься…
·
Ты такой же, как…
·
Отстань, некогда мне…
·
Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
·
Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
·
Как хорошо, что у меня есть ты.
·
Ты у меня молодец.
·
Я тебя очень люблю .
·
Как ты хорошо это сделал, научи меня.
·
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
·
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

    Рекомендации родителям:
    1) Безусловно принимайте своего ребенка.
    2) Активно слушайте его переживания, мнения.
    3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
    4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
    5) Помогайте, когда просит.
    6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
    7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
    8) Разрешайте конфликты мирно.
    9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
    10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

    Домашнее задание родителям: напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.
    А н к е т а д л я р о д и т е л е й
    1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?
    2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
    3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
    Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10–15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.

При знакомстве с детьми можно слегка приподнять покров тайны, предложив заполнить пропуски в предложениях: «Я хочу быть _______, как мама» и «Я мечтаю стать _________, как папа». Не поленитесь выяснить, есть ли в семье папа. И тем детям, у кого папы нет, не давайте анкету с таким вопросом. Внесите, например, аналогичный вопрос про бабушку или дедушку.

А от родителей на первом собрании попросите лишь стандартные сведения:

  • ФИО всех членов семьи, проживающих вместе с ребенком;
  • адрес, контактные телефоны;
  • есть ли еще дети в семье, их имена и даты рождения;
  • есть ли у ребенка и членов его семьи значительные проблемы со здоровьем;
  • контакты человека, с которым можно связаться в экстренном случае, если родители оказались почему-либо недоступны.

Следует попросить родителей уточнить, есть ли у семьи право на какие-то льготы, а также : сколько комнат в квартире и сколько человек там проживает; есть ли у ребенка собственная комната или уголок в комнате, общей с другим членом семьи.

Ошибкой может стать предложение написать, кем и где работают родители. Многие воспринимают это как попытку выяснить, что можно «поиметь» с семьи. Лучше предложить в качестве последнего вопроса анкеты такой: «Чем вы могли бы помочь классу?» Можно и варианты предложить:

  • хочу быть членом родительского комитета;
  • могу писать сценарии;
  • согласен подвезти что-то на личном автомобиле;
  • хотел бы ездить с детьми на экскурсии или организовывать походы;
  • могу достать хорошие билеты в театр;
  • умею играть на баяне и готов аккомпанировать на классных вечерах и т.п.

Не забудьте вариант «К сожалению, ничем помочь не смогу».

Все попытки выяснить, какие отношения у членов семьи между собой и с ребенком, какая модель воспитания наиболее актуальна для них и т.п., на первом собрании обречены на провал. Взрослые люди не захотят откровенничать с чужим человеком, зато начнут относиться к учителю с недоверием, заняв оборонительную позицию. В анкете же напишут то, что, как им кажется, характеризует их с наилучшей стороны.

Следующее родительское собрание можно провести в форме чаепития. Сами приобретите все, что для этого необходимо: чай, кофе, пару видов печенек и немного недорогих конфет. Принесите большой заварочный чайник для ароматного чая. Положите чайные пакетики для тех, кто пьет чай только из пакетиков. Оптимальный вариант — добыть чашки, а не одноразовые стаканчики. Но и стаканчики поставьте стопочкой — для особо брезгливых.

В расчете на них же не стоит ничего печь самой (самому). Многие люди брезгуют тем, что приготовили другие.

Обсудите все вопросы за чашечкой чая. И, словно бы вдруг придумали, предложите принять участие вместе с детьми в презентации семьи. Дескать, вам пришла в голову идея. Давайте каждая семья себя как-то представит: сделает про себя стенгазету, или компьютерное слайд-шоу, или просто какое-то выступление. И каждый день 15 минут вы будете слушать и смотреть всем классом эту презентацию.

Поверьте, таким образом вы больше узнаете о семьях, чем с помощью бесед и , потому что в анкете все стремятся себя приукрасить, в творчестве же человек всегда откровенен.

Как вы можете получить информацию о сути отношений между взрослыми и детьми в семье? Есть только один хоть сколько-то надежный способ — наблюдение. Анкетирование и в этом отношении неактуально. Даже если родители стараются быть откровенными (что вовсе необязательно так и есть), то они все равно могут фатально ошибаться. Им кажется, что они на ребенка не давят или не потакают ему, а вам со стороны будет все заметно. Но как же понаблюдать за процессом со стороны? Постарайтесь вовлечь ребят и родителей в совместную деятельность.

  • Устройте совместное собрание родителей с детьми и проведите квест, викторину, творческий конкурс, объединив по три-четыре семьи в команду случайным способом (с помощью жеребьевки).
  • Организуйте совместный выезд на природу.
  • Проведите интеллектуальную игру или спортивные состязания, можно с другим классом, но в качестве участников должны быть семьи.

Если у вас есть малейшие подозрения в отношении какой-то семьи, обращайтесь к школьному психологу. Специалист располагает многообразными возможностями для диагностики семьи ученика. Только не подменяйте профессиональную работу психолога тестами, скачанными из интернета. Они способны исказить картину и ввести вас в заблуждение.

Не пренебрегайте новейшими технологиями. Предложите родителям создать общую группу в соцсети или, например, WhatsApp. Кидайте туда разную информацию, в том числе и отчасти личную. Например, фото любимого кота. Это вызовет ответную откровенность родителей учеников, и вы получите представление о том, чем живут семьи ребят, что их интересует и волнует, что для них важно и ценно.

Предложите сделать виртуальные гостиные семьи, поместить там фото всех членов семьи, домашних животных, праздников, отзывы о книгах, фильмах, передачах, посещении спектаклей или экспозиций.

На родительских собраниях ни в коем случае не обсуждайте конкретных детей и тем более семьи. Вся индивидуальная информация — на индивидуальных беседах!

Совет 7. Покажите родителям, что вы нацелены на сотрудничество

Предложите семьям принять участие в классных мероприятиях, причем организуйте их так, чтобы родители оказались в выигрышном свете.

Например, можно организовать цикл лекций, которые прочитают родители «Дело моей жизни».

Устройте выставку «Мы с мамой — рукодельницы», на которой мамы могут представить свои произведения: фото шикарных фирменных десертов, вышивки, вязание и т.п. А папам предложите принять участие в Дне скворца — изготовить лучший скворечник, который ребенок может покрасить или даже разрисовать.

Призывайте детей поздравлять родителей с праздниками, помогите им придумать оригинальные подписи для открыток или варианты подарков своими руками.

Эти советы могут помочь учителю успешно познакомиться с родителями детей из своего нового класса. Но все же самое главное — это отношение к ним. Доброжелательное и позитивное отношение, без взгляда сверху вниз, без требований и осуждения. Родители и школа должны быть союзниками, и учителю надо стремиться вызвать доверительное и доброе отношение со стороны семей учеников.