Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста материал (младшая группа) на тему. Здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста Здоровьесберегающие технологии детей раннего возраста

Светлана Чернова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка .

Здоровьесберегающие технологии включают в себя несколько основных направлений :

1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.

Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке , формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь, а также побуждает ребёнка к активной познавательной деятельности).

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания даёт ребёнку ответы на вопросы : Что есть? Как есть? Когда есть? Ритуалы приготовления к приёму пищи, знания о пользе и вреде продуктов – всё это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Формирования всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

Для этого следует использовать следующие методические приёмы :

1. Показ и объяснение;

2. Упражнения и контроль;

3. Пример взрослых;

4. Игровые приёмы;

5. Использование иллюстраций , художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.

Хотелось бы обратить внимание на использование потешек в работе воспитателя . Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте , помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Таким образом воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укреплению здоровья ребенка .

2. Физическое развитие и оздоровление детей : включает закаливание, гимнастика, организация двигательного режима (подвижные игры) .

Закаливание - в физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни .

Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течении всего дня.

Четкое соблюдение режимных моментов;

Четкая организация теплового и воздушного режима;

Рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребёнка, т. е. в группе или в прохладном помещении) ;

Соблюдение режимов прогулок при температуре 15-20 градусов;

Сон в проветренном помещении;

Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует серьезное отношение всего коллектива группы к здоровьесбережению малышей .

См. таблицу :

Закаливающие мероприятия Осень 1. Закаливание воздухом

(+19 : +20)

Зима 1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19 : +20)

Весна 1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19 : +20)

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам

Лето 1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19 : +20)

Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений

Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами

Обширное умывание

3. Закаливание солнечными лучами

Происходит после воздушных и водных процедур в середине прогулки. Время постепенно увеличивается, зависит от возраста детей

Гимнастика - это универсальное средство физического развития человека

Общеукрепляющая гимнастика - это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.

Пальчиковая гимнастика- развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Пальчиковая игра.

Гречку мыли, гречку мыли. (Сжимаем и мнем воображаемую гречку) .

Мышку по воду послали,

По мосту - мосточку,

Желтому песочку. (Шевелим мизинчиком вверх-вниз) .

Проплутала долго-

Испугалась волка. (Шагаем по столу пальчиками) .

Заблудилась, слезы градом, (Трем глазки, как будто плачем) .

А колодец – вот он, рядом. (Вытягиваем руки вперед, показывая колодец) .

Артикуляционная гимнастика- это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Упражнение «Заборчик» .

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка» .

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Дыхательная гимнастика- это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох) . При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.

Упражнение «Бабочка летает» .

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.) . Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

Упражнение «Плывет, плывет кораблик» .

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке) - цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Подвижные игры - подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи :

1. Повышается активность и общая работоспособность детей ;

2. У детей формируются двигательные умения и навыки;

3. Формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.

4. Лечебно-профилактическая работа .

Игра «Ты, собачка не лай» .

Неожиданно где-то раздается лай, дети прислушиваются : за дверью (если игра проходит в помещении) лает собачка. Малыши открывают дверь и видят : перед ними сидит симпатичная игрушечная собачка. «Она, наверное, заблудилась и забежала в детский сад» , - предполагает воспитатель. Дети знакомятся с собачкой, дают ей имя - Жучка и решают, что она будет жить в группе. Предложите малышам поиграть с Жучкой, принесите обруч - это будет ее дом. Дети берутся за руки, идут по кругу и поют песенку :

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой.

Зубки - острые,

Шерстка - пестрая!

Собачка вдруг «залаяла» . Дети останавливаются, грозят ей пальчиком и говорят :

Ты, собачка, не лай.

Лучше с нами поиграй,

Мы бежим, ты - догоняй! Малыши бегут от собачки, она их «догоняет» , а прячутся они в «домик» (встают за скамейку) .

Игра «Мышки» .

Вышли мышки как- то раз (шагают)

Посмотреть, который час (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири (движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон (бегут)

3. Работа с родителями . Является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу , которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Для этого мы проводим с родителями беседы на темы : " Ваш ребенок идет в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста ", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста " и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.) , по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями , обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни группы. Одним словом коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам.

Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий , который проводятся в раннем детстве , позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка .

Список рассмотренной литературы :

1. «Ранний возраст » М. Д. Маханева, С. В. Рещекова методическое пособие для педагогов и родителей. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3х лет » .

2. Е. Ю. Конина «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» . Игровой комплект-Айрис-пресс, 2007 г.

3. В. А. «Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников» . Томск : ТГУ, 2000-58с.

Разделы: Работа с дошкольниками

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Складывается парадигма новой государственности, идет поиск путей возрождения России на основе ее многонациональной культуры. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.

Реализуемые нами программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также построение воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах.

В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, мы провели диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики мы использовали: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, мы наметили план дальнейшей работы и доставили для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, программой развития ясельной группы, конспекты и дидактические игры. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку мы организуем, педагогический процесс на основе диагностики достижений детей и в результате ее выстраиваем перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели необходимо:

  • организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
  • создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Таким образом, проанализировав вышесказанное, мы с уверенностью можем сказать о создании здоровьесберегающей среды в ясельной группе №4 "Капелька".

Проведение с детьми раннего возраста спортивных занятий два раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются на занятиях в группе.

Воспитатели группы развивают посредством ходьбы в своих воспитанниках весь опорно-двигательный аппарат ребенка, движения, формирующие правильную осанку. В этом участвуют 56% мышц тела малышей. Другими важными навыками, приобретаемыми детьми раннего возраста в группе, являются бег (циклическое движение, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом); прыжки (вид основного движения не являющейся циклическим); катание, бросание, ловля и метание (игры с мячом во время прогулок в теплое время года); лазание, ползание (выполняемые ежедневно во время игры с воспитанниками); развитие в ребенке навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).

Следовательно, работа воспитателей является целостной системой, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья ребенка, происходит совмещение функций детского организма и формируется физическое развитие.

Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Разработанные С.Н. Теплюк "Игры на прогулке с малышами" способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.

Большое внимание воспитатели группы уделяют использованию дорожек здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха малышей.

Планированием работы в группе предусмотрены закаливающие мероприятия, которые проводятся в группе в течение всего календарного года. Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует серьезное отношение всего коллектива группы к здоровьесбережению малышей.

См. таблицу:

Закаливающие мероприятия Осень 1. Закаливание воздухом
Зима 1. Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)

Весна 1. Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам

Лето 1. Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)

Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений

Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2. Закаливание водой
Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами

Обширное умывание

3. Закаливание солнечными лучами
Происходит после воздушных и водных процедур в середине прогулки. Время постепенно увеличивается, зависит от возраста детей

Особое внимание, мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале учебного года мы начинаем постепенное обучение элементам умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий. А также ходьба по дорожкам здоровья, солнечные и воздушные ванны. Играем с детьми в игры, которые лечат. Для часто болеющих детей хорошо помогает дыхательная, артикуляционная гимнастика. Организуем двигательный режим (согласно возрасту).

Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.

Плоская стопа и дефекты осанки у малышей.На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.

С детьми раннего возраста в целях закаливания и профилактики плоскостопия используются дорожки здоровья и босохождение.

В группе раннего возраста во всех проводимых занятиях применяются технологии направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребенок - настолько он и развит .

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей так же нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. Цель которого: сформировать у ребенка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье. Для достижения поставленной цели мы формируем навыки ухода за телом; создаем условия для закаливания; формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даем представление и функциях тела; учим детей обращаться с опасными для здоровья вещами; демонстрируем значимость правильного отношения к здоровью и т.д.

В группе проводятся упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно-двигательного аппарата и т.д. Как показывает наша практика, все выше перечисленные методы нам очень помогают в работе с детьми, мы и в дальнейшем будем их использовать, о чем свидетельствуют результаты.

Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе младшего возраста являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима в туалетном помещении, чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур (ниже 16 o С). За всем этим строго следят воспитатели.

Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Для этого мы проводим с родителями беседы на темы: "Ваш ребенок идет в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста" и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни группы.

Большое значение мы уделяем устному анкетированию родителей, ведь ответы родителей помогают нам выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.

Проанализировав результаты повторного тестирования детей, мы убеждаемся, что уровень знаний детей повышается, а уровень проблем и затруднений напротив снижается. Исходя из результатов повторного тестирования, можно сделать вывод: работу в данном направлении нужно продолжать, расширять и углублять, так как она дает неплохие результаты.

Одним словом коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам по опыту прошлых лет.

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предьявляемые ему требования.

Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс современного детского сада. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Поэтому целью нашей работы является охрана и укрепление здоровья детей.

1. Создать условия для своевременного и полноценного психического и физического развития детей.

2. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В своей работе мы используем современные здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность. Динамические паузы, которые проводятся нами во время занятий по мере утомляемости детей. Включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

В своей группе, при работе с детьми, мы уделяем большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Поэтому в группе создано здоровьесберегающее пространство.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развития и состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся нами как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповые комнате-малоподвижные игры.

Релаксацию. Проводим в любом подходящем помещении. Планируем использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Гимнастика пальчиковая. Проводим с детьми индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развития дыхательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Ежедневно проводятся мероприятия на развитие у детей культурно-гигиенических навыков (игры, беседы, наблюдения и т.д.)

В нашей группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе в летний период.

С детьми проводятся физкультурные занятия два раза в неделю в физкультурной зале и один раз в неделю на свежем воздухе. Ежедневно проводятся утренние и вечерние прогулки. Используем с детьми физкультминутки и динамические паузы.

В группе имеются пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала, покой и движение, должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому в группе создан уголок уединения. Для профилактики острых респираторных заболеваний изготавливаем совместно с родителями «Чесночные» киндеры.

С детьми ежедневно проводятся оздоровительные мероприятия, пальчиковая гимнастика, хождение босиком по ребристым дорожкам, гимнастика в постели, водные процедуры после дневного сна. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

По утвержденному графику ежедневно проводятся влажные уборки, проветривания, кварцевание помещения группы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в работе с родителями:

– Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и др.)

– Информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).

– Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Список литературы:

1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание. – 2004. № 1. С. 114-117.

2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и в воспитании детей. С.Чубарова, Г.Козловская, В.Еремеева // Развитие личности. № 2. С. 171-187.

3. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. – 2005. № 4. С. 61-65.

Балакина Ирина Николаевна
Комплексное занятие по здоровьесбережению в группе раннего возраста «Сказочное путешествие»

Комплексное занятие по здоровьесбережению «В поход за Колобком» в группе раннего возраста

воспитатель Балакина И. Н Цель : Приобщение детей к здоровому образу жизни путем использования

здоровьесберегающих технологий . Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством игры

Задачи : Формировать у детей потребности к здоровому образу жизни . Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, дыхание, мыслительную активность, сообразительность, воображение. Формировать умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Развивать двигательные навыки и физические качества : равновесие, гибкость, прыгучесть, ловкость. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость с помощью народной сказки , чувство коллективизма и взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.

Способы достижения : Здоровьесберегающие технологии : пальчиковые игры, самомассаж, игры на дыхание, подвижные игры.

Предварительная работа : Знакомство с русской народной сказкой «Колобок» , рассматривание иллюстраций по сказке , лепка колобка из пластилина.

Материал : Куклы Би-ба-бо, коробка с отверстиями для морковки (огород, морковка из ткани, корзина, платочки, запись музыки, прищепки (колючки, Су-джок, дуги (поваленные деревья, корзина с шариками (малина, коктейльные трубочки, ветерок (подвешенные пчелки на ниточках, чай из шиповника.

Ход занятия:

Воспитатель. - Ребята, скажите, вы знаете сказку «Колобок» ? Какие там были герои? Вы хотите попасть в эту сказку ? А помните, что случилось с Колобком? А наша сказка будет добрая , все звери в ней будут добрые. Ну, что, начинаем?

Жили - были дед и баба (показ кукол)

Попросил дед бабку испечь колобок. Замесила бабка тесто … Воспитатель. Ребята, да ведь мы тоже умеем месить тесто. Покажем, как месят тесто?

Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»

Быстро тесто замесили (сжимаем и разжимаем кулачки)

На кусочки разделили (ладонью рубим по ручкам)

Раскатали все кусочки (трем ладошка о ладошку)

И слепили колобочки. (показываем два кулачка)

Бабка тесто замесила. В печь его поставила, там его оставила.

Вышел он румян, пригож и на солнышко похож…. (показать Колобка) Поставила бабка его на окошко. Надоело там лежать, захотел он убежать.

Пришла бабка, а Колобка нет, заплакала она горькими слезами.

-Бабка : - Как же мне найти Колобка? Ребята, поможете мне?

Воспитатель. - Конечно, поможем, бабушка, отыщем тебе Колобка.

Давайте все вместе найдем его и вернем бабушке и дедушке. И так, нам нужно отправиться… куда? (ответы детей - в лес)

Правильно, поедем в лес на паровозике, искать Колобка.

Игра «Машина»

Воспитатель. - Ой! Ребята, смотрите, мы к зайчику пришли. (показ куклы) . Давайте поздороваемся и спросим у зайчика , не видел ли он Колобка. (дети спрашивают)

Зайчик : Нет, ребятки, не видел я Колобка, посмотрите какой у меня огород. Морковку посадить нужно, а помочь мне некому» Воспитатель. Ребята, поможем зайчику посадить морковку? Давайте работать будем в паре, сажать по 1 морковке.

Игра «Посади морковку» Воспитатель. Зайчик очень рад, прыгает, веселится, и нас приглашает повеселиться вместе с ним.

Танец под музыку Воспитатель. - Теперь попрощаемся с зайчиком и отправимся дальше.

Вот на пути у нас волк. (показ куклы) А волк рычит почему-то так громко. Он залез в колючие кусты, нацепил там много колючек и теперь не может избавиться от них. Давайте, поможем снять с него колючки.

Игра «Сними колючки» (дети снимают с волка колючки-прищепки) Воспитатель. - Волк, у нас есть колючки-ежики, которые колются не больно, а просто щекотно. Мы тебе их сейчас покажем.

Игра «Су-джок» Волк наш с ежиком играет, между лап его катает. И волчата все хохочут, ежик лапы им щекочет. Колется не больно, малыши довольны. Воспитатель. -Ребята, подарим наши колючки волку, чтобы ему не было скучно, попрощаемся и отправимся дальше. Воспитатель. Ребята, здесь так много поваленных деревьев. Как вы думаете, мы сможем преодолеть это препятствие?

Игра «Пройдем через препятствия» (подлезание под дуги)

Воспитатель. - Препятствие мы преодолели и попали к Медведю. (показ куклы) . Воспитатель. Давайте у медведя спросим, не видел ли он Колобка? (здороваются , спрашивают)

Медведь : - Нет, ребята, не видел я Колобка, занят очень , собираю малину. Может вы, мне поможете собрать малинку?». Воспитатель. Ребята, поможем медведю собрать малинку?

Игра «Собери малину» (собрать шарики в корзину) . Воспитатель. - Вот сколько малины мы собрали, теперь наш Мишка будет доволен. Попрощаемся с Мишкой и отправимся дальше.

Смотрите, а тут нора какая-то, кто же там живет? (лисичка, показ куклы)

Воспитатель. - Здравствуй, лисичка, а ты Колобка не видела?

Лиса : «Колобок у меня в гостях, мы с ним играем в интересную игру. Заходите и вы к нам в гости, поиграйте с нами, веселее будет. У нас есть вот такие трубочки, мы можем из них делать ветерок, присоединяйтесь к нам»

Игра «Ветерок» (дети дуют на ветерок через трубочки)

Воспитатель. - Колобок, в гостях хорошо, а дома лучше. Собирайся домой, бабушка с дедушкой плачут, нас за тобой послали, садись в паровозик вместе с нами, поедем к бабушке с дедушкой.

Игра «Машина»

Воспитатель. Вот мы и приехали. (отдают Колобка)

Бабка : «Ребята, спасибо вам большое, угощу вас пирогами.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в группе раннего возраста «Сказочное путешествие» Программные задачи: Воспитательные:1. Формировать интерес к художественному слову. Развивать желание играть вместе и самостоятельно. Воспитывать.

Итоговое занятие во второй группе раннего возраста № 1 «Путешествие на весеннюю полянку» Подготовила: воспитатель Кривоножкина.

Комплексное занятие по теме «Огород» для воспитанников раннего возраста составила воспитатель ГБДОУ д/с № 3 Петроградского района г. Санкт-Петербург.

Комплексное занятие по развитию речи и лепке в группе раннего возраста «Колобок» Программное содержание: Способствовать развитию речевой речи ребенка, Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать творческие способности.

Тема: «Красивая погремушка». Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика:проводится индивидуально, либо с подгруппой детей. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции. Например: пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Подвижные игры: используются непосредственно в течение всего дня. Вначале это игры с простыми правилами. Например, игра «Самолёты», в которой дети выполняют три действия - «заводят мотор», «летят», «приземляются». К концу года игры более сложные. Например, игра «Курочка-хохлатка», в которой правила усложняются, роль курочки, и кошки уже могут брать на себя детки. Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводятся игры, которые включают основные движения. Например, «Солнышко и дождик».

Игра в раннем возрасте помогает:

1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

2) освоить групповые правила поведения;

3) наладить контакт между взрослыми и детьми;

4) развить ловкость и координацию движений.

Игры с ходьбой: «Принеси предмет», «Поезд».Игры с бегом: «Самолеты».

Русская народная игра «Зайка».

На все слова игры имитируются движения вместе с детьми. Детки на третьем году жизни ещё очень боязливы и неуверенны в своих силах, поэтому широко используется индивидуальный подход, словесное поощрение малыша, игровые упражнения. Для освоения ходьбы и бега хороши такие игровые упражнения, как: «Побежим тихо как мышата», «Пройдём тихо как котята». Для закрепления навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как: «Собачки догоняют мяч», «Пролезь в воротца». Послужат обучению катанию, бросанию и метанию игровые упражнения с предметами. Например: «Перебрось мяч через заборчик», «Мячик катится с горки».В первой младшей группе появляется новое основное движение - прыжки на двух ногах. Игровые упражнения, такие как «Прыгаем как мячики», «Скачет зайка по дорожке».Игры по сенсорному развитию:Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.

На это направлены игры: «Чудесный мешочек» (изучение формы, размера, «Собери шишки в корзинку» (количество) .Пробуждающая гимнастика: Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей. Эффективным приемом становится пробуждающая гимнастика.

Например: игра «Мы проснулись», «Веселые ручки», «Резвые ножки». Дыхательная гимнастика:Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара, «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки. Технологии обучения здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика: Способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости.

Физкультминутка: Физкультминутки проводятся на всех занятиях по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбираются с учётом характера и содержания занятия. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнений.

Прогулка: является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей.

Задачи прогулки:

Физическое развитие детей - прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Оптимизация двигательной активности - на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей - дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.

Решение задач нравственного воспитания - знакомство с родным городом, селом, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу, городу. Малыши трудятся в цветнике - у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки.

Структура прогулки.

1. Наблюдение.

2. Двигательная активность: подвижные игры, упражнения.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры:

2-3 игры большой подвижности;

2-3 игры малой и средней подвижности;

Игры на выбор детей.

Выбор игры - зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами: кегли, мячи т. д. ;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, больницу и т. д.) . Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения.

Трудовая деятельность детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, рисовать на нем палочками, делать из него разные сооружения.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

Сформировать навыки в разных видах движений;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Заключение.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.