Камни нод в подготовительной группе. Конспект занятия «Познание» в старшей группе «Удивительные камни»

Конспект НОД занятия в подготовительной группе «Удивительные камни».

Воспитатель: Бондарева А.С

Задачи: Познакомить детей разнообразием мира камней и их свойствами. Формировать навыки исследовательской деятельности. Расширять знания детей о профессии геолог.

Способствовать развитию эстетического вкуса. Развивать логическое мышление, память, слуховое восприятие, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: Минеральные камни, лупы, строительные кубики, белая и голубая ткань, иллюстрации, шкатулка с украшениями, контейнер с водой, столы, весы, лампа, мел, уголь, карандаш.

Предварительная работа: Чтение сказок: «Волшебный камень» (калмыцкая), «Медведь камень» (японская), «Похлебка из камней» (Итальянская), «Тайна трех камней» (казахская), «Сказка о гноме и камне – радуге», Бажов «Каменный цветок», Рыжова «О чем шепчутся камни», рассматривание иллюстраций, беседа о профессии геолог, камнях.

Ход: С молотком по горам

Он проходит тут и там

И уверен «Я найду

Здесь железную руду». (Геолог).

Мы сегодня будем говорить о профессии геолог и об особенностях этой профессии.

Сейчас я прочитаю вам стих о геологах:

Геолог землю изучает

И про сокровища все знает

Про те, что мать земля хранит

И в недрах ревностно таит.

Алмазы и золото, нефть и рубины –

Все тайны откроют эти мужчины. (Фото)

Что вы знаете о геологах. (Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Ищут полезные ископаемые, работают в лабораториях, составляют карты).

С чем они путешествовали. (С рюкзаком)

Что бывает у геолога в рюкзаках? (Геологический молоток, лопатка, линейка, компас, измерительная рулетка, лупа, мешочки для образцов, вата, оберточная бумага и другое).

Каким должен быть геолог (Сильным, смелым, уметь находить дорогу по компасу и карте, верным другом).

А хотите отправиться в горы на поиски камней. Тогда закрывайте глаза и повторяйте:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так, скорей друзей за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

На столе гора из строительного материала, накрытая голубой тканью, а вершина белой тканью. Перед горой шкатулка с сокровищем.

Что это? (Шкатулка с камнями).

Да, но это не простые камни. а драгоценные. Они используются для украшения ювелирных изделий (Фото).

Какие бывают ювелирные украшения (Кольца, серьги, подвеска, колье, браслеты).

В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» давалось камням с красным цветом. Все зеленые камни – изумруд.

В каком произведении был изумрудный город? («Волшебник изумрудного городка).

Ценность камня зависит не только от цвета и блеска, но и от твердости. Какой самый твердый камень? (Алмаз).

Что делают из алмаза? (Драгоценные украшения, сверла, ножи, детали в часах, точильные диски).

Путешествуя мы можем встретить необычные камни. Камни, которыми можно писать. Какие вы знаете? (Мел, уголь). (Фото)

Да, ими действительно можно рисовать на асфальте. А на бумаге чем мы рисуем? (Карандашом).

Путешествуя, мы попадаем в лабораторию, где можем провести научные эксперименты. Но прежде чем приступить к исследованию, нам нужно отдохнуть.

Физминутка:

1 опыт: «Что видно на камне?» Рассмотреть через лупу.

2 опыт: «Тонет не тонет». Что произойдет если мы поместим камень в воду? (Он тяжелый, поэтому утонит).

3 опыт: «Холодные или теплые». Если мы зажмем камень в руке, он потеплеет. А если подержать под лампой: что изменится?

4 опыт: «Взвесить камни». Надо положить камни на весы. Что тяжелее, что легче.

5 опыт: «Гладкие, шершавые». Погладить камни рукой.

Сейчас мы поиграем в игру «Что исчезло?» (Выложить камни отличающиеся. Прошу запомнить. Закрыть глаза. Убираем один камень. Дети должны определить какой камень убрали).

А теперь юные геологи нам пора возвращаться в Д/с.

Игра «Гора и камешки».

Стоит гора старушка

До небес макушка – подняться на носки.

Ее ветер обдувает – обмахивают себя руками.

Ее дождик поливает – встряхивают кисти рук

Стоит гора страдает – ладошки к щекам

Камешки теряет – качают головой.

Вот мы и в д/с.

Итог: - О ком мы сегодня говорили? – Какие должны быть геологи? – Что нужно геологам? – Какие камни вы знаете? – Чем они похожи, чем отличаются? - Что мы сегодня проводили?

Воспитатель: Загадка: В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Тяжелый, большой – одному не поднять, А может быть легким – в ладошке лежать. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?» Дети:- Это камень, разные камни. - Сегодня мы будем говорить о камнях. Я думаю, что вы узнаете кое-что интересное о них. -Скажите, а где живут камни? (В море, в речке, в горах) Больше всего камней -в горах. Ведь горы состоят из камней. -А в группе мы можем увидеть где-то горы? - На карте, на глобусе (рассматривание глобуса) - Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни). - Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы). - Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ). - Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей своей величественной силой, своей необычайной красотой, своими богатствами. А как называют профессию людей, которые исследуют горы? (ГЕОЛОГИ). Геологи - это люди, которые извлекают богатства гор на поверхность. Все эти богатства лежат очень глубоко, в земной коре. Земная кора – это кладовая, где находятся минералы, камни, металлы. - С древних времен люди верили, что камни обладают удивительными, волшебными свойствами. Одни из них обладают целительной силой и могут помочь при лечении некоторых болезней. Это камни-врачи, лекари (показать бусы на себе из горного хрусталя). Другие камни оберегают людей от беды, их называют камни-талисманы, камни-обереги, от слова «оберегать». Третьи – словно в чудесную кладовую собирают в себя энергию, а затем отдают ее своему владельцу. Люди заметили еще одно свойство камней. Пользу они приносят лишь чистым, добрым людям, способным понять природу. Камни, добытые нечестным путем, или если они попали в руки к злому, жадному человеку, не приносят счастья. - Вспомните сказку «Морозко». Что обе девочки получили в подарок? Что случилось с драгоценными камнями дочки? (Превратились в груду тряпья и воронов) Почему? Что драгоценности принесли падчерице? (Счастье) Почему? Но не только геологов манят горы, но и поэтов, художников, музыкантов. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Давайте и мы с вами посмотрим на горы (просмотр фотослайдов). Воспитатель комментирует рассматривание. - Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами (а, значит там живут животные и птицы- бараны, козлы, орел, ястреб), горы, извергающие огонь и камни).

Физминутка. А давайте и мы с вами станем геологами. Мы геологами станем Да? – да! (хлопок над головой). Будут все гордиться нами. Да? – да! (хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее не обойдешь (топают ногами), Ее не проплывешь (плывут), Ее не пролетишь (крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).

А как вы думаете, в горах осторожность нужна? Безопасность: В горах нужно быть очень осторожными, не отлучаться от товарищей, подниматься и спускаться, не торопясь.

А какой сказитель писал произведения о горах, и о каких горах? (Павел Бажов. Об Уральских горах) Мы с вами познакомились со сказами известного сказителя Павла Бажова, который писал сказы об Уральских горах. Что же такое сказ? Это жанр литературного произведения, в котором и волшебство, и быль. Герои сказов- обыкновенные люди. В основе произведения- легенда. В содержании присутствует рассказчик. Присутствуют волшебство и таинственность. Мы с вами познакомились со сказами «Серебряное копытце » , и «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок». По легендам в горах есть своя хозяйка. Так вот она- перед вами (фото хозяйки медной горы) Она живет в горах, охраняет горы и бережет богатства гор). (ГОЛОС ЗА дверью)

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Я живу среди гор, среди камней. Некоторые мои камни под силой ветра и дождя попадают в реки и моря. А вот сможете ли вы назвать мне самое главное свойство камней? Если вы правильно назовете это свойство, я вам покажу, где его люди используют. Это пригодится вам в вашей будущей взрослой жизни. И вы научитесь правильно использовать мои богатства.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы? Тогда я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. Вы будете исследователями. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием. Итак, исследовать мы с вами будем камни. А камни перед вами- разные - речные и морские. Постарайтесь их различить: морские положите на один поднос, речные- на другой. А чем они отличаются? (Морские камни гладкие, такими их сделали морские волны. Камни в море бьются друг о друга, их края обтачиваются и они становятся гладкими) А речные камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. А почему? В реке нет волн, реки текут спокойно). Посмотрите на камни через лупу. Что вы увидели?

А теперь мы будем проводить различные эксперименты и опыты с нашими камнями. А результаты наших экспериментов мы будем записывать в таблице на доске.

1 опыт. Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.

2 опыт. Возьмите в руку любой камень и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый. Итак записываем- ТВЕРДЫЙ.

3 опыт. Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. Записываем третье свойство-ПРОЧНЫЙ.

4 опыт. Возьмите камень и опустите его в баночку с водой. Что произошло с ним. Утонул. Почему? Он тяжелый, тяжелее воды. Итак, записываем- ТЯЖЁЛЫЙ.

5 опыт. А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух? Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Значит, в камне не воздуха. Записываем-НЕТ ВОЗДУХА.

6 опыт. Как проверить, есть ли внутри камня вода? Для этого, можно погреть камень ладошками, можно подставить зеркало или стекло – появятся ли капли). Нет, не появились. Значит, внутри камня нет воды. Записываем следующее свойство- НЕТ ВОДЫ.

Таблица. камень непрозрачный твёрдый прочный тяжелый нет воздуха нет воды

Ребята, чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в игру «Правильно- неправильно» Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы - определять, правильно или неправильно я сказала. Я буду играть роль стрелки - стрелка будет указывать, кто из вас будет отвечать. -Камень можно смять, как бумагу. -Камень тонет в воде. -Камень прозрачный, как стекло. -Камень лёгкий, как вата. -Камень легко разбить, как стекло. -Камень можно растянуть, как резинку. -Из камня можно лепить, как из пластилина. -Поверхность морского камня гладкая, а речного камня- шершавая. -В камне нет ни воздуха, ни воды.

А теперь выберите самое главное из этих свойств. Это ПРОЧНОСТЬ. Хозяйка медной горы прислала фотографии, на которых показана прочность камней и их использование человеком. (показ фотослайдов.) Из камней строят фундаменты домов, дома, ограды, мосты, выкладывают улицы, площади.

Камни: _______ Строительные ________ Ценные ________ Драгоценные

Но не только строительными материалами богата Медной горы Хозяйка. У неё есть и ценные камни, которые люди используют для украшения своего жилища. Это мрамор и гранит. Этими камнями оформляется внешняя сторона дома или полы и лестницы внутри. (Фото) Ребята, Всех этих камней, которые мы с вами рассмотрели, коснулась рука человека. Часть своей любви он отдал им. Руки и сердца мастеров дали камням новую жизнь. Камни в ответ на любовь человека дарят нам свое сияние, тепло и чудесные свойства.

Заходит ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ Хозяйка Медной горы: Много в недрах Земли Уральской богатств несметных, камней самоцветных. Да нет такого Данилы-мастера, что создаст красоту рукотворную. Я – Хозяйка горы Медной – призываю всех мастеров взяться за дело и проявить свои таланты смело и умело! В: Дети, как вы понимаете слова «красота рукотворная? » А можем ли мы создать красоту (Ответы) (После ответов предлагаю детям садиться за заранее приготовленные столы. В записи негромко звучит классическая музыка) Мы отправляемся с вами В путешествие за драгоценными камнями. Спросите вы, где их взять? Будем сами рисовать! Хочешь стать волшебником, Но не знаешь, как? Ты меня послушай И сделай точно так! Возьми скорее краску И кисточку с водой, Начнутся превращенья Сейчас у нас с тобой. Зеленый лист – основа, К нему вернулись снова. Всем говорю заранее: Нужны нам аккуратность и внимание. (Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей) Кисть в краску все мы опускаем, Ее побольше набираем. Ну а теперь внимание, Особое задание: Рукой придерживаем лист, Невысоко поднимем кисть, Стряхнем! И капли на листе Расположились, что и где! Все снова повторите, В другой уголок листа Еще раз кисть стряхните. Убрали кисть (Убираем на подставки) Красивый лист? (Ответы детей) А мы в него вдохнем и жизнь! Пусть побегут прожилки, (Показываю настоящий камень змеевик и как наклонять лист в разные стороны, чтоб разбегались по листу краски) Соткутся в паутинки, Переплетутся сеткой В овал, круги и клетки. Пусть капельки и точки Мигнут, как огонечки. Для этого мы все вдохнем, Пусть капли побегут бегом. И посильнее будем дуть, Чтоб быстрым был у капель путь. И посильнее будем дуть, Чтоб краски в капельках раздуть. (Дети вдыхают, выдувают воздух на лист) Лист свой сейчас мы повернем, И капли побегут кругом! Слегка лист поднимайте И краску раздувайте. (Во время выполнения рекомендую детям еще набрызгивать капли краски в просветы бумаги, поворачивать бумагу в разные стороны) Кисть промываем! Кверху ворс! В подставке сушат пусть свой хвост! Ребята! Хоть и делали мы с вами Все одно и то же, Но рисунки получились Вовсе не похожи. В чем причина, дети? (Ответы детей) Да в том, что у каждого из нас Разные руки эти (Показ рук) Что увидели в камне ваши глаза? (Ответы детей) Каждый из нас По-своему увидел глазами, По-своему поворачивал лист руками. Как не существует одинаковых рисунков у детей, Так в природе не найти Одинаковых камней! В: Давайте оформим наши камни в красивые рамки. Всех вас приглашаю, подходите, выбирайте рамку с любым героем сказов Бажова, накладывайте рамку с трафаретом на лист, поворачивайте лист в поиске лучшей игры «камня» в вашем изделии – трафарете и любуйтесь! (Воспитатель скрепляет степлером лист и рамку-трафарет в 4-х местах. Дети садятся полукругом) Хозяйка Медной горы: Ну что, творцы и мастеровые! Украшения из камня создали вы какие! А сейчас хочу их оживить, В самоцветы все их превратить! И пополню я запас камней – Изобилие горы – красы моей! (Проходит перед столами и высказывает одобрение и похвалу каждой детской работе) : Ты упорно потрудился – камень славный получился! Ты старался, что есть сил, вдохновенно мастерил! У тебя, красы-девицы, камень вовсе что лучится! А твою поделку, друг, аж не выпустить из рук! Похвалю я молодца, сразу вижу в нем творца! Всем камням здесь малахит, зеленью к себе манит! Сразу видно, мастер мой: дружат руки с головой! Есть характер у мальчонки: яркий цвет, и камень звонкий! Есть способность у девчонки: жилки удались так тонко! Камень будто что дрожит, и олень вот убежит! Вам, друзья-мастеровые, пожелаю: Оставайтесь впредь такие, С умными головами И работными руками, Чтоб своим любимым делом Славить наш Урал умело! Заглянула к вам не зря! Ухожу в свои края! На прощание – подарки, Гор уральских камни ярки. Вот конфеты-самоцветы, Гор уральских всех Приветы! (Обходит всех и из своего волшебного цветка угощает детей конфетами) Я – Хозяйка горы Медной Исчезаю незаметно… (Уходит)

Рефлексия: - Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. А что интересного вы узнали? Вспомните, о каких камнях я рассказывала, а о других я расскажу на другом занятии. Теперь вы сможете дома подсказать и помочь своим родным в выборе украшений, а, может быть, сумеете дать советы папам по строительству, используя камни или советы по оформлению вашего двора, клумб. Спасибо вам всем за работу. 2012 год.

Детей о профессии геолога.

· Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.

· Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

· Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

· Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.

· Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

· Воспитывать бережное отношение к природе.

· Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

· Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

· Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка,

Предварительная работа:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка №31 детский сад «Журавлик»

КОНСПЕКТ

НОД в старшей группе №8

«Эти удивительные камни»

Воспитатель: Баранова Н.А.

Старый Оскол

2015

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о профессии геолога.
  • Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
  • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  • Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
  • Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка , лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка, макет «гора», карта-схема, фонограмма, материал для творчества.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети играют. Воспитатель подходит к столу и начинает собирать рюкзак. Дети начинают подходить к воспитателю, задавая вопросы: Н.А., что вы делаете?

Воспитатель : Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он занимается в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение, называется коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Ответы детей). (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).

Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).

Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.

Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни). Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.

(На доске иллюстрации с изображением геологов).

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему) а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, (почему) нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему)). Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Д/И. «Собери рюкзак»

Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей - ДА) . А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет направление нашего маршрута? (Ответы детей - КАРТА). (Достаю из рюкзака карту). У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.

Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

(Движение по плану-схеме по фонограмму «Звуки леса)

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

Дети добывают камни в горе.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей ). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Вывод: камни разного цвета.

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) Дыхательная гимнастика.

(Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке) Что изменилось? (Камни стали теплыми)

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характера поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие) . А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень ) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №3. Определение твердости-мягкости.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой камень я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. (От пальца остаются вмятины-ямки.)

Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.

Вывод: камни бывают твердые и мягкие.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким). Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (Ответы детей).

ОПЫТ № 5. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз скажет? (Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни). Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего (Ответы нескольких детей). Ребята, мы говорили, что камни не живые. Да? (Дети: да). А вы знаете о том, что в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения . Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность на камнях под музыку.

Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.


Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях

2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, карта России; халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки и сюрпризы.

Словарная работа: лаборатория,лупа.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный - Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт - в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы.

А вы, ребята, ничего необычного у себя в саду не замечали. Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. Давайте внимательно осмотрим всё вокруг.

(Дети находят шкатулку)

Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы?

Чем они занимаются?

Как вы думаете, что может в шкатулке находиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки.

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это - камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте).Здесь высокие горы. В них много богатств и сокровищ, здесь-то и работают Гномы

Но с какой целью Гномы нам послали эти камни и схемы?

(Предположения детей)

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький - другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

Ребята, а что вы знаете о камнях?

Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают халаты и шапочки).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают?

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

Покажите мне самый большой ваш камень.

Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

Все ли камни одинакового размера?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На магнитную доску вывешивается первая схема).

Вот теперь, ребята, всё становится понятным, на схемах гномы изобразили то, что мы должны узнать о камнях.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

Что произошло с пластилином? Почему?

А с камнем? Почему?

Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Определение температуры.

Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

Как можно согреть холодный камень?

Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика : Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

Как это можно проверить?

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

Опыт № 6. Камни издают звуки.

Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

Как называется этот прибор? (Лупа.)

Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

Посмотрите на свои ладошки.

А теперь посмотрите на них через лупу?

Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

Что интересного вы увидели?

Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру » С другом мы пойдём гулять«

С другом мы гулять пойдем,
Речку - каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть послание Гномов о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)

Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.

А на память о нашей встрече я дарю вам эти блокноты и карандаши, предлагаю нарисовать в них то, что видели и о чем узнали. А ваши рисунки вместе с письмом поместим в этот конверт и отправим гномам в Горную страну

А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад «Зёрнышко» с.Новопесчаное

Конспект интегрированного занятия

по экспериментальной деятельности

Тема: "Удивительные камни"

старшая группа от 5 до 6 лет

Воспитатель: Алексеева И.М.

2016 г

Тема: "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

    Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

    Камни на каждого ребенка.

    Лупы.

    Стакан с водой, ложка.

    Большие подносы.

    Салфетки маленькие.

    Салфетки большие.

    Деревянные брусочки

Предварительная работа :

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола.

1 Организационный момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

На столе лежит коробка, внутри которой лежит один большой камень. Рядом с коробкой конверт с названием группы.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. (читает). «За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золото и драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев наш дом ярким, нарядным, весёлым. Помогите нам сделать эскиз пещеры короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты. Отгадайте, что лежит внутри коробки?

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге, ненужным лежит,

Меняет он фору, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадает?

Кто этот предмет по приметам узнает?

Дети. Это камень .

Воспитатель. Правильно ли мы отгадали загадку, давайте проверим. Что это? (Открывает шкатулку, в ней разные камни).

Воспитатель : Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учеными. Мы будем делать опыты с камнями. Прошу вас занять свои места.

Для 1 Опыта вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их цвет. Покажите мне пожалуйста у кого есть белый камень, у кого коричневый, у кого серый и т.д.

Какой же цвет у камней может быть?

Ответы детей: разноцветные.

Вывод : камни по цвету бывают разноцветные.

А сейчас давайте посмотрим на форму камней,что мы можем сказать Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Какая же форма у камней?

Ответы детей: разная.

Вывод : камни имею разную форму .

Для 2 Опыта я предлагаю вам разложить на столе перед собой камни от маленького к большому.

Ребята, какого размера бывают камни?

Ответы детей: разного.

Вывод : камни бывают разных размеров.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Для 3 Опыта нам понадобятся весы. В обе чаши мы положим камни и сравним их вес. Какой тяжелее камень большой или маленький.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Опыт № 4. Возьмите в руки камень. Погладьте его. Какой он на ощупь? А теперь возьмите другой камень и погладьте его тоже.Что мы можем сказать? Камни бывают гладкие и шершавые

В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни! Правда?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Гладкие Шершавые

Опыт №5.Твердость

Воспитатель : Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Воспитатель : Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Опыта № 6

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку (приложение), а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

Ответы детей:

Вывод : Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

. Где используются камни.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете где человек использует камни?(в строительстве дорог, украшения, лечение)

Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

А геологи рассматривают их по своему. Они знают как использовать их на благо человека.

Уголь – его используют в виде топлива для разжигания огня.

Мрамор - самое широкое применение, получил мрамор в строительстве в производстве строительных материалов и предметов интерьера.

Гранит - в строительном дизайне камень является одним из главных элементов. Ценится он, прежде всего, за долговечность и прочность.

Через лупу видно, что он состоит из разных по размеру зерен. Гранит – горная порода. Этот камень очень прочный, его используют в строительстве, из него изготавливают памятники. (Показывает иллюстрации.)

Остались еще камни. Их называют камни-самоцветы. Как вы думаете почему?

Дети. Они яркие, разноцветные, переливаются.

Воспитатель. А что из них делают?

Дети. Украшения.

Воспитатель . Люди всегда ценили камни за красоту, редкость, долговечность, любили украшения из них. Из самоцветов изготавливали бусы, или украшали одежду, короны, иконы, делали браслеты и кольца.

Воспитатель : Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо написано в рисунках и схемах.

Кто хочет сделать рассказать о свойствах камней?

(Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

Как вы думаете, нужны ли камни человеку?

Использует ли человек для своих нужд камень? Как?

Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшений станций метро. (

Воспитатель : Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем сделать эскиз пещеры короля. Пусть горному королю станет стыдно, что он такой сердитый.

Воспитатель : как вы думаете, выглядит пещера изнутри? Сегодня мы с вами будем рисовать методом примакивания губкой.

Дети выполняют работу.

Я думаю, что Горному королю понравится и он станет добрым другом для гномов.

Воспитатель: Всё что вы сегодня узнали, расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго

Всё готово к работе.

Сравниваем камни по форме и цвету.

Камни отличаются по весу



Рассмотрим камни через лупу

Сожмём в одной руке пластилин,а в другой камень.

Опустим в стакан с водой камень и деревянный брусочек.

Украсим пещеру для Горного короля.