Определение исходного уровня эстетического воспитания у младших школьников с задержкой психического развития. Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами музыки Диагностика реального состояния эстетического вкуса

ыл проведен повторный констатирующий эксперимент. Используя разнообразные методики, мы снова произвели срезы по изучению уровня сформированности эстетической воспитанности. Поскольку методики диагностики были аналогичны тем, что и на первом этапе констатирующего эксперимента. Опишем лишь новые. Нами были выбраны следующие методики: недописанный тезис и методика ранжирования.

Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).

Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

1.Хорошая жизнь - это ….

Лучше всего я чувствую себя, когда ….

Мне хорошо, когда вокруг….

Мне нравится смотреть на ….

Я люблю ходить в ….

Мне нравиться на уроках ИЗО….

Мне нравится, когда мои работы….

Я вижу прекрасное (красивое) в….

Анализ детских работ показал, что на момент проведения диагностики у 8 (44,5%) детей имеют ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности; 9 (50%) детей со среднем уровнем, которые имеют не достаточно высокое выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности, и один ребенок (5,5%) с низким уровнем, у которого данные характеристики находятся на приметном уровне. Эти результаты представлены диаграмме.

Диаграмма 2.4

Также была проведена методика ранжирования , которая предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.

Наше исследование поставило школьников перед выбором значимых для них понятий. Испытуемые расставляли из предложенного списка слов (музей, кино, театр, зоосад, картинная галерея, концерт хорового пения, столовая, дискотека, улица ) в поочередности согласно степени личной значимости. Эта методика позволила нам выявить ценностные предпочтения каждой личности.

Обобщив итоги данной методики, мы выявили, что 8 (44,5%) детей предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты хоровой музыки, 7 (38,9%) - театр, кино, зоосад; 2 (11,1%) - столовую, дискотеку, улицу. Изобразим полученные данные на диаграмме.

Диаграмма 2.5

По итогам этих и ряда других методик, мы выяснили, что у учащихся 1 «В» класса сформированность эстетической воспитанности находится на следующих уровнях. Приведем данные в таблице (Табл. 2.6) и диаграмме.

Уровень сформированности эстетической воспитанности

Условные группыУровниКоличество учащихсяАбсолютное соотношениеПроцентное соотношение, %1 группаВысокий844,5%2 группаСредний844,5%3 группаНизкий211,2%

Диаграмма 2.6

По итогом контрольного эксперимента произведем сравнение с первоначальном результатом в констатирующим эксперименте. Приведем таблицу (Табл. 2.7) сравнений и покажем качественное отличие на диаграмме.

Условные группыУровниНа началоНа конецКол-ое соотн-иеПроц-ое сотн-ие, %Кол-ое соотн-иеПроц-ое соотн-ие, %1 группаВысокий735,5844,52 группаСредний838,5844,53 группаНизкий326212

Диаграмма 2.7. Уровень сформированности эстетической воспитанности на начало и на конец исследования

Из этой диаграммы видим, что после формирующего эксперимента показатели эстетической воспитанности повысились. Эстетическая культура у учащихся стала на много выше, тогда как до эксперимента этот уровень был низкий.

Заключение

При написании курсовой работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили критерии воспитанности детей школьного возраста, выделили основные методы диагностики воспитанности школьников и дали им теоретическое обоснование, применили на практике несколько из методик диагностики воспитанности детей школьного возраста.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

vпоказателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;

vпоказателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

vпоказателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

Для диагностики эстетической воспитанности мы использовали комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, ранжирование, метод «Недописанный тезис» и др.

Многие из методов не только позволили выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказали воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

Диагностические методики были подобраны нами с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня эстетической воспитанности школьников целесообразно использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

Литература

1.Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2./ М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2004 - 104 с.

2.Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.

Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01 / Кемер. гос. ун-т, - Кемерово, - 2002

Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.

Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006-2010 года. - Минск: НИО, 2007. - 64 с.

Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания/Г.С. Поддубская. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2010 - 52 с.

Петушкова, Е.В. Культура мира как предмет воспитания/ Е.В. Петушкова // Праблемы выхавання, - 1998 - №4 - С. 30-32

Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе, М.: Просвещение, - 2006 - 178 с.

Паздников, М.А. Реформа школы и художественно-эстетическое образование в Республике Беларусь / М.А. Паздников // Педагогическое образование и наука: История и современность: материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 окт., 2009 г. В 2 ч. Ч. 1/ Бел. гос. пед. ун - т им. М. Танка; редкол. П.Д. Кухарчик, В.В. Бурщик, А.И. Андарало [и др.]. - Минск: БГПУ, 2009. - С. 13 - 14

Сысоева, Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание/ Томс. политехн. инст- т С.М. Кирова; под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск. Издательство Томского университета, 1989 -

Черникова, Н.В. Проблема формирования эстетической культуры личности в белоруской педагогике в современном образовательном контексте/ Н.В. Черникова // Пазашкольнае выхаванне. - 2010 - №3 - С. 5-9

Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики., М., Педагогическое общество России, - 2001 - 104 с.

Эстетическое воспитание школьников: сборник статей/ редкол.: С.А. Аничкин (отв. ред) и др.; Свердловский пед. Институт. - Свердловск - 1974 -

Эстетическое сознание и процесс его формирования/ АН СССР. Ин-т философии. М.: Искусство, 1981 - 255 с.

Эстетическое воспитание школьников/А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, - 1974 - 304 с.

Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов/ Г.А

Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств. Понимая под эстетической воспитанностью комплексное свойство личности, которое характеризуется: наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее гармоничное развитие и чувство прекрасного как наиболее полного воплощения эстетического отношения человека к действительности, мы считаем возможным в качестве одного из важнейших, действительно интегральных качеств предложить использовать эстетическую культуру учащихся, достаточно полно отражающую направленность личности и ее активную жизненную позицию по отношению к бескультурью, невежеству, бездуховности.

Исходный критерий развития эстетической культуры учащихся - критерий достаточности эстетических знаний (эстетический кругозор), т.е. создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям .

Эстетические знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях. При этом, говоря о развитии эстетической культуры учащихся, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно.

Достаточность эстетических знаний у учащихся характеризуется рядом показателей. Это глубокие разносторонние знания о том, что такое эстетика, культура и личность, сущность и функции культуры, типология культур, история культуры, эстетика поведения, быта. Это накопление элементарных эстетических знаний, начиная с создания запаса разнообразных колористических, звуковых, пластических впечатлений, способствующих появлению у учащихся эмоциональной отзывчивости. Это наличие запаса определенных конкретно - чувственных впечатлений, позволяющих сделать естественный переход от чувственно-эмоционального к абстрактно-логическому способу получения информации. Достаточность эстетических знаний -это также знание содержания необходимых в повседневной жизни требований умения жить "по законам красоты", понимание их сути. Это способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями этих "законов", а также оценивать факты "эстетичного" и "неэстетичного" поведения, находить в окружающей действительности объективное подтверждение этих требований.

Важным показателем достаточности эстетического кругозора учащихся является овладение ими основными понятиями, терминами эстетики, культурологии, искусствознания.

Другими показателями данного критерия является наличие у учащихся знаний главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства, который предполагает сформированность у учащихся умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, развитую способность анализировать и оценивать факты, явления, события культурной жизни, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения.

Приобщенность учащихся к социальному опыту, духовным, нравственным, эстетическим ценностям предшествующих поколений помогает учащимся понять проблемы и реалии состояния современной культуры. Поэтому следующим показателем достаточности эстетического кругозора мы поставили показатель информированности о заметных явлениях современной эстетической и художественной культуры.

Учитывая, что эстетические знания учащихся проявляются в уровне их эстетической культуры, в ходе опытно-экспериментальной работы, во время учебных занятий моделировались также элементы повседневной жизни, где возникла необходимость осуществления реальной действительности в разрешении эстетической ситуации. Этому способствовали применяемые на занятиях система творческих заданий: разминки, задания на развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти; анализ, задание по решению проблемных ситуаций; выполнение развивающих задач поискового характера, решение творческих заданий и другие формы.

Качество решений таких задач и стало еще одним из показателей, позволяющим в совокупности оценить достаточность у учащихся эстетического кругозора. Были установлены следующие уровни достаточности эстетических знаний: высокий, достаточный, средний, низкий. На каждом из этих уровней рассматривались определенные показатели:

  • - знание главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства;
  • - знание специальных различных видов искусства, законов творческой деятельности;
  • - информированность о заметных явлениях современной эстетической и художественной культуры.

Первый уровень - высокий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых эстетический кругозор характеризуется широтой, объемом, глубиной знаний. Специфика эстетических знаний состоит в том, что оно облекается в наглядную форму воздействия на все стороны человеческого существа. Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом себе, о мире художественных ценностей - основа формирования широких эстетических интересов, потребностей, вкусов. Поэтому у учащихся с этим уровнем эстетической развитости достаточно многосторонний интерес к истории, теории культуры, искусства. Объем эстетических знаний далеко выходит за пределы программы. Учащиеся этого уровня способны давать анализ, оценку тому или иному эстетическому явлению. У таких учащихся есть потребность, умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников, творчески их применять.

Второй уровень - достаточный. Характеристика учащихся данного уровня позволяет сделать вывод, что их интерес к эстетическим знаниям сугубо избирателен, строго очерчен лишь, так называемой, обязательной "необходимой" информацией, знания приближены в основном к предусмотренным учебниками и программой. Очень часто знания поверхностны и взяты из случайных и не всегда критически воспринятых источников.

Третий уровень - средний. О данной категории учащихся следует сказать, что их интерес к эстетическим знаниям неустойчив, существует множество пробелов. В целом уровень знаний явно недостаточный, чтобы разбираться в явлениях культуры, искусства. Знания отрывочны и совершенно неосновательны. Данная категория учащихся не отличается эстетической зрелостью в суждениях и поступках.

И, наконец, четвертый уровень - низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых интерес к истории искусства практически не выражен, технологические знания отрывочны, бедны. Они не понимают специфику различных видов искусства, законов художественного творчества, не имеют навыка, способности анализировать, высказывать обоснованные суждения о том или ином эстетическом явлении, представлениях о заметных явлениях современной художественной культуры наивны, знаний фактически нет.

Следующим критерием развития эстетической культуры выступает критерий сформированности эстетического отношения. Здесь мы различаем те же уровни, что и при характеристике достаточности эстетических знаний, эстетического кругозора. Высокому уровню отношения к искусству, культуре и технологическому образованию соответствуют учащиеся с развитым избирательным эстетическим восприятием, высоким уровнем духовной эмоциональной жизни. Этому уровню развития учащихся характерно наличие разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребность систематически следить за развитием искусства, общаться с искусством, творчески применять полученные эстетические знания. Учащиеся вполне четко, обоснованно, обладая необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, могут давать оценку художественному явлению, не боясь самостоятельности суждения.

На достаточном уровне сформированности эстетического отношения к искусству учащиеся проявляют эмоциональную отзывчивость к трудовому обучению, к прекрасному, но у них недостаточно развита избирательность эстетического восприятия. Интересы, потребности, предпочтения как в приобретении новой эстетической информации, так и в использовании в практике - случайны. У учащихся данного уровня, нет достаточных умений давать адекватную оценку художественному явлению, не всегда присутствует внутренняя потребность в таких операциях.

На среднем уровне учащиеся не заинтересованы в эмоциональных впечатлениях, свои ощущения от произведения искусства высказывают "по требованию". Потребность, интерес, предпочтение обусловлены "корыстными" причинами. В оценке эстетических явлений может давать лишь простейшие индифферентные характеристики.

У учащихся с низким уровнем эстетического отношения к искусству эмоциональная отзывчивость на прекрасное проявляется очень редко, отсутствуют сколько-нибудь четкие, осознанные интересы, потребности, предпочтения. В оценке художественных произведений нет даже простых умений и навыков.

Другим критерием развития эстетической культуры учащегося является его вовлеченность в эстетическую деятельность, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой, созидательной, а не пассивной личности. Эстетическая активность проявляется в деятельности учащегося, совершаемая по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только по тому, что это входит в круг его обязанностей .

В этой связи она служит мерилом наличия эстетической культуры учащегося, социальной, культурной ценности уровня развития и сформированности его эстетического сознания.

Показателем данного критерия выступают, прежде всего, принимаемые молодыми людьми значительные волевые устремления по эстетическому самообразованию и самовоспитанию, систематическое изучение периодических изданий и разнообразной литературы по проблемам эстетики, культуры, искусства, технологического образования. Показателем эстетической активности учащегося является его участие в трансляции эстетических знаний, творческое использование при этом полученных знаний, совершенствование своего гармоничного развития.

Эстетическая активность учащегося проявляется также в его непримиримости к фактам бездуховности, безобразного. Это особенно ценно в настоящее время, когда с легкой руки современных средств массовой информации безобразное не только преподносится как эстетически позитивное начало, но и человек начинает воспитываться таким образом, что постепенно начинает испытывать наслаждение от созерцания безобразного и, более того, от совершения безобразных (жестоких, отвратительных) поступков и действий.

Показателем эстетической активности является также эстетическое отношение учащегося к собственному поведению, эстетический облик манер, жестов, мимики, одежды, речи. Эстетическое чувство слова - одна из важнейших предпосылок гармоничного развития личности.

Показателем вовлеченности в эстетическую деятельность является развитие таких качеств, потребностей и способностей личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".

В связи с этим в характеристике эстетической активности выделяются те же уровни, что и для определения предыдущих критериев развития эстетической культуры учащихся.

Учитывались следующие показатели: готовность занимать активную позицию по отношению к прекрасному и безобразному; вносить элементы эстетики в свой труд, быт, поведение; развитие тех или иных художественных способностей, участие в художественной деятельности.

На высоком уровне эстетической активности у учащихся выражена самостоятельная активная эстетическая позиция, инициатива, творческий подход. Учащиеся имеют самостоятельные, оригинальные эстетические взгляды, проявляют себя как творческую личность.

На достаточном уровне учащиеся в состоянии занять позитивную сторону в отношении прекрасного и безобразного, обладают достаточными, необходимыми знаниями, умениями, навыками, внося элементы эстетики в свой труд, быт, поведение. В художественной деятельности участвуют, поскольку она стала в данном учебном заведении нормативно обязательной.

На среднем учащиеся уровне в отношении к прекрасному и безобразному могут дать лишь простейшую мотивацию, художественные способности развиты слабо. Низкий уровень эстетической активности предполагает, что эстетически обоснованное поведение данной группы учащихся обеспечивается путем контроля, мерами ответственности, художественные способности практически не развиты, участие в художественной деятельности минимально.

Таким образом, нами рассмотрены критерии уровня эстетической воспитанности:

  • - критерий достаточности эстетических знаний (эстетический кругозор);
  • - критерий сформированности эстетического отношения;
  • - критерий вовлеченности в эстетическую деятельность.

Эти критерии позволяют учителю технологии наглядно определять уровни эстетической воспитанности школьников и проводить работу по эстетическому воспитанию в процессе преподавания дисциплины.

  • Тема 4. Основы деятельности классного руководителя
  • 1. В таблице названы признаки коллектива. Охарактеризуйте их
  • 2. Обоснуйте воспитательное значение ученического коллектива
  • 3. Охарактеризуйте стадии (этапы) развития коллектива
  • 1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания»
  • 3. С целью формирования более полного и четкого представления о содержании направлений воспитательной работы составьте ряд ключевых терминов
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры
  • 5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса
  • Тема 7. Диагностика воспитанности
  • 1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:
  • 2. В табл. 1, 2 определены критерии гражданского воспитания в двух аспектах - воспитание патриота и культуры межнационального общения. Дополните список соответствующих показателей.
  • 3. Руководствуясь содержательными критериями, сделайте выводы о воспитанности школьников по их характеристикам:
  • 4. В соответствии с оценочными критериями оцените уровень воспитанности подростка в аспекте физической культуры как высокий, средний или низкий:
  • 6. Ознакомившись с методиками диагностики, содержащимися в разделе «Дополнительные материалы»:
  • Тема 8. Формы организации воспитательного процесса
  • 1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей?
  • 2. Напишите, какие условия необходимо соблюдать, для того чтобы игра выполняла воспитательную функцию:
  • 3. Назовите обязательные признаки шоу-технологии:
  • 4. Укажите отличия в организации состязательных форм воспитательной работы.
  • Тема 9. Методы воспитания
  • 1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся:
  • 2. Приведите примеры предъявления требований в разнообразных формах.
  • 3. Продемонстрируйте владение методами объяснения и рассказа на примере одной из актуальных для подростков тем.
  • 4. Составьте систему вопросов, в качестве подготовки к групповой беседе с подростками с целью формирования у них негативного отношения к вредным привычкам.
  • 5. Для освоения технологии организации диспута подготовьте программу диспута с подростками (или старшеклассниками) на актуальную для данного возраста тему и подберите соответствующую литературу.
  • 6. Опишите алгоритм применения похвалы:
  • 7. Составьте рекомендации для применения метода наказания.
  • Тема 10. Современные технологии воспитания
  • 1. Опишите содержание этапов (алгоритмов) традиционной технологии воспитательной работы:
  • 2. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» , раскройте содержание этапов (алгоритмов) технологии организации коллективной творческой деятельности:
  • 3. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» (??), охарактеризуйте компоненты технологии индивидуального рефлексивного воспитания, разработанной н.П. Капустиным:
  • 4. Раскройте ключевую идею технологии воспитания н.Е. Щурковой, ответив на вопросы:
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры

    1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

    2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

    3. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

    5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса

    Эстетический вкус - это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности.

    Выявите сущность и специфику художественного воспитания (в отличие от эстетического):

    Художественное воспитание - эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Формирует художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов.

    ____прекрасное____ и безобразное,

    трагическое и _____комическое___,

    ___возвышенное___ и низменное.

    6. Ознакомившись с содержанием приоритетных стратегий воспитания, рассмотрите правомерность и целесообразность реализации комплексного подхода к определению содержания воспитания

    Например, каким образом «сочетаются», «переплетаются», «складываются» различные направления воспитательной работы при организации следующих дел:

    а) в конце апреля уборка и благоустройство учащимися пришкольного участка: личностный - самосознание; ценностный - нравственность; деятельностный - трудолюбие, экологическая направленность.

    б) подготовка и показ школьниками кукольного спектакля по мотивам сказок Г.Х. Андерсена и Ш. Перро для детей детского дома: гуманистический, художественно-эстетический, комплексный, духовно-нравственный.

    в) ко Дню именинника девочки приготовили для одноклассников следующие холодные закуски: культурологический, деятельностный, ценностный, комплексный.

    Тема 7. Диагностика воспитанности

    1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:

    внешние - связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, - суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

    внутренние - связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями;

    оценочные - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества, отражают конкретные задачи воспитательного процесса;

    «жесткие» - в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании среди молодежи и другие показатели;

    «мягкие» - применяются для характеристики школьного воспитания, помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать в глубь, надежно диагностировать скрытые качества.

    "

    средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

    низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

    Результаты диагностики занесены в таблицу данных и показаны на диаграмме. (Табл. 2.2)

    Диаграмма 2.1. Уровень сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту

    По результатам исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (1 «В») 7 детей (это 38%) имеют высокий уровень, 7 детей (это так же 38%) имеют средний уровень и 4 детей (это 24%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности был использован художественно-экспрессивный тест, который позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагались репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны:

    Серов В.А. Девочка с персиками.

    Ренуар О. Читающая девочка.

    Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

    На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

    Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности.

    Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

    Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:

    3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

    2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

    1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

    Результаты диагностики приведены в таблице (Табл. 2.3) и показаны на диаграмме

    Диаграмма 2.2. Уровень сформированность эстетической воспитанности по изобразительному компоненту

    В результате анализа результатов исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (1 «В») 4 ребёнка (17%) имеют высокий уровень, 12 детей (53%) имеют средний уровень и 7 детей (30%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство.

    Итогом этих диагностик явилось анкетирование каждого учащегося.

    Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.

    Нами была разработана анкета, которая дала возможность получить сведения о сформированности воспитанности на тот момент. Ниже приведена анкета (Табл. 2.4).

    «Сомневаюсь»

    1. Ложась спать, вспоминаете места, где вам понравилось?

    2. Любите ли вы выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?

    3. Нравится ли вам вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев и др.

    4. Можете ли вы рассматривать картину, зеленый листок и др.

    5. Нравится ли вам рассказывать родителя о чем-то взволновавшим вас.

    6. Нравится ли вам ходить в лес.

    7. Вам удобно, комфортно, когда вы чисто одеты.

    8. Общаясь с одноклассниками, ты грубишь, обзываешься, дерешься.

    В ходе обработки результатов анкеты были определены следующие уровни развития эстетической воспитанности детей:

    высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);

    средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

    низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным вида художественной деятельности.

    Деление было выделено на основе выше указанных показателей.

    Распределение учащихся по уровню сформированности эстетической воспитанности (Табл. 2.5)

    Диаграмма 2.3

    Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ анкеты и проведенных методик, показали, что у школьников уровень эстетической воспитанности находится на среднем уровне. Дети посещают заведения культуры (но редкого ходят в библиотеку), и в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос: «Ложась спать, вспоминаете места, которые вам понравились (музеи, театры, выставки, концерты)?». «Да» - ответило 14 человек, «не очень» - 2 человека, «нет» - 2 человека. Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Вы любите выдумывать несуществующих героев или придумывать рассказы о них?» честно признались «нет» - 8 человек, «да» - ответили 6 человек, «сомневалось» - 4. Это говорит о том, что ребенок младшего возраста, в силу своих психических особенностей не может иметь сформированных эстетических идеалов. Но они называют различных сказочных персонажей, сопереживают им и оценивают их поступки. Называя разные музыкальные произведения, предпочтение отдают не только развлекательной музыке, но и вслушиваются в звуки природы, пение птиц, шум листьев. О чем свидетельствуют следующие цифры: «да» - 10, «нет» - 4, «сомневаются» - 4.

    По результатам исследования было выявлено, что в 1 «В» классе 18 обследованных школьников 7 детей (35,5%) имеют высокий уровень эстетической воспитанности. 8 детей (38,5%) продемонстрировали средний уровень развития воспитанности, остальные же 3 детей (26%) имеют низкий уровень эстетического развития.

    Таким образом, проведя анкетирование и ряд других методик, мы выяснили, что интерес к искусству у младших школьников есть. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу.

    2.4 Анализ и обобщение результатов

    На заключительном этапе исследования был проведен повторный констатирующий эксперимент. Используя разнообразные методики, мы снова произвели срезы по изучению уровня сформированности эстетической воспитанности. Поскольку методики диагностики были аналогичны тем, что и на первом этапе констатирующего эксперимента. Опишем лишь новые. Нами были выбраны следующие методики: недописанный тезис и методика ранжирования.

    Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).

    Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

    Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

    1. Хорошая жизнь - это ….

    2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….

    3. Мне хорошо, когда вокруг….

    4. Мне нравится смотреть на ….

    5. Я люблю ходить в ….

    6. Мне нравиться на уроках ИЗО….

    7. Мне нравится, когда мои работы….

    8. Я вижу прекрасное (красивое) в….

    Анализ детских работ показал, что на момент проведения диагностики у 8 (44,5%) детей имеют ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности; 9 (50%) детей со среднем уровнем, которые имеют не достаточно высокое выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности, и один ребенок (5,5%) с низким уровнем, у которого данные характеристики находятся на приметном уровне. Эти результаты представлены диаграмме.

    Диаграмма 2.4

    Также была проведена методика ранжирования , которая предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

    Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.

    Наше исследование поставило школьников перед выбором значимых для них понятий. Испытуемые расставляли из предложенного списка слов (музей, кино, театр, зоосад, картинная галерея, концерт хорового пения, столовая, дискотека, улица ) в поочередности согласно степени личной значимости. Эта методика позволила нам выявить ценностные предпочтения каждой личности.

    Обобщив итоги данной методики, мы выявили, что 8 (44,5%) детей предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты хоровой музыки, 7 (38,9%) - театр, кино, зоосад; 2 (11,1%) - столовую, дискотеку, улицу. Изобразим полученные данные на диаграмме.

    Диаграмма 2.5

    По итогам этих и ряда других методик, мы выяснили, что у учащихся 1 «В» класса сформированность эстетической воспитанности находится на следующих уровнях. Приведем данные в таблице (Табл. 2.6) и диаграмме.

    Уровень сформированности эстетической воспитанности

    Диаграмма 2.6

    По итогом контрольного эксперимента произведем сравнение с первоначальном результатом в констатирующим эксперименте. Приведем таблицу (Табл. 2.7) сравнений и покажем качественное отличие на диаграмме.

    Диаграмма 2.7. Уровень сформированности эстетической воспитанности на начало и на конец исследования

    Из этой диаграммы видим, что после формирующего эксперимента показатели эстетической воспитанности повысились. Эстетическая культура у учащихся стала на много выше, тогда как до эксперимента этот уровень был низкий.

    Заключение

    При написании курсовой работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили критерии воспитанности детей школьного возраста, выделили основные методы диагностики воспитанности школьников и дали им теоретическое обоснование, применили на практике несколько из методик диагностики воспитанности детей школьного возраста.

    Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

    v показателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;

    v показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

    v показателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

    Для диагностики эстетической воспитанности мы использовали комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, ранжирование, метод «Недописанный тезис» и др.

    Многие из методов не только позволили выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказали воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

    Диагностические методики были подобраны нами с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня эстетической воспитанности школьников целесообразно использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

    Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

    Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

    Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

    Литература

    1. Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2./ М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2004 - 104 с.

    2. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.

    3. Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01 / Кемер. гос. ун-т, - Кемерово, - 2002

    4. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.

    5. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006-2010 года. - Минск: НИО, 2007. - 64 с.

    6. Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания/Г.С. Поддубская. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2010 - 52 с.

    7. Петушкова, Е.В. Культура мира как предмет воспитания/ Е.В. Петушкова // Праблемы выхавання, - 1998 - №4 - С. 30-32

    8. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе, М.: Просвещение, - 2006 - 178 с.

    9. Паздников, М.А. Реформа школы и художественно-эстетическое образование в Республике Беларусь / М.А. Паздников // Педагогическое образование и наука: История и современность: материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 окт., 2009 г. В 2 ч. Ч. 1/ Бел. гос. пед. ун - т им. М. Танка; редкол. П.Д. Кухарчик, В.В. Бурщик, А.И. Андарало [и др.]. - Минск: БГПУ, 2009. - С. 13 - 14

    10. Сысоева, Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание/ Томс. политехн. инст- т С.М. Кирова; под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск. Издательство Томского университета, 1989 -

    11. Черникова, Н.В. Проблема формирования эстетической культуры личности в белоруской педагогике в современном образовательном контексте/ Н.В. Черникова // Пазашкольнае выхаванне. - 2010 - №3 - С. 5-9

    12. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики., М., Педагогическое общество России, - 2001 - 104 с.

    13. Эстетическое воспитание школьников: сборник статей/ редкол.: С.А. Аничкин (отв. ред) и др.; Свердловский пед. Институт. - Свердловск - 1974 -

    14. Эстетическое сознание и процесс его формирования/ АН СССР. Ин-т философии. М.: Искусство, 1981 - 255 с.

    15. Эстетическое воспитание школьников/А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, - 1974 - 304 с.

    16. Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов/ Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др.; Казань: Издательство Казанского университета - 1991 - 184 с.

    17. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). - М.: Просвещение - 1966 - 291 с.

    18.http // www. ref. by


    Подобные документы

      Теоретический обзор литературы по проблеме развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов. Анализ осуществления педагогического мониторинга в школе. Изучение состояние проблемы развития валеологической воспитанности в практике школы.

      курсовая работа , добавлен 13.10.2014

      Теоретическое изучение проблемы диагностики уровня воспитанности дошкольников. Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника. Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста, практическая работа по диагностике.

      курсовая работа , добавлен 18.10.2009

      Сущность эстетических ценностей и идеалов человека. Источники эстетического опыта школьников. Критерии сформированности эстетической воспитанности. Практика работы по формированию представлений школьника об эстетических идеалах средствами экскурсии.

      курсовая работа , добавлен 29.09.2013

      Особенности эстетического воспитания младших школьников. Практическое использование "эстетической пятиминутки" на уроках в сельской начальной школе, анализ результатов. Характеристика актуального уровня эстетической культуры учащихся, фрагменты уроков.

      дипломная работа , добавлен 11.06.2016

      Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования. Уровни, критерии и показатели эстетической культуры. Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного образования.

      диссертация , добавлен 28.04.2011

      Изучить и анализ эстетического воспитания младших школьников средствами искусства. Выявление уровня художественно-эстетической воспитанности детей. Описание эффективности одной из программ по воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

      дипломная работа , добавлен 05.03.2015

      Возможности воспитывающего и развивающего обучения естествознанию. Сущность экологического воспитания младших школьников. Методика становления уровня экологической воспитанности в процессе кружковой работы. Опыт формирования экологической воспитанности.

      дипломная работа , добавлен 11.10.2010

      Внеклассная работа как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста. Использование средств народного искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Методы и приемы формирования навыков кистевой росписи Хохломы.

      курсовая работа , добавлен 21.01.2015

      Искусство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников. Работа по повышению уровня художественно-эстетической воспитанности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Организация занятий по лоскутному шитью, их задачи.

      дипломная работа , добавлен 11.03.2015

      Цели гражданского образования в начальной школе. Проблема гуманистического воспитания в современном обществе. Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина. Методологические основания изучения уровня правовой воспитанности.

    Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление сформированности эстетической воспитанности у младших школьников. Именно выявление влияния средств искусства на формирование эстетической культуры, как основного показателя проявления воспитанности у младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

    Эстетическая воспитанность личности основывается на органическом единстве природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления художественного-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируются творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, к самому себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и к труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности. Эстетический идеал обусловлен обществом и выражает преставления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений, труда.

    Изменение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев, которые были выявлены в ходе исследований.

    Эстетическая воспитанность школьника немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание, произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения - любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств.

    В эстетическом воспитании и образовании школьников особое место занимает литература, музыка и изобразительное искусство. В процессе изучения этих предметов дети, знакомясь с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, композиторов, художников, приобщаются к их творчеству. На уроках музыки школьники изучают музыкальные произведения русской и зарубежной классики, разучивают песни, что расширяет их кругозор, формирует эстетическое отношение к нему. На это и следует обращать внимание в процессе преподавания таких предметов, как музыка, литература, изобразительное искусство, которые действительно должна стать средством эстетического образования учащихся. Этому должны соответствовать и структура, и содержание школьного курса этих предметов.

    В процессе изучения музыки, литературы, изобразительного искусства у детей расширяется их кругозор, творчество, развивается интерес к искусству. Это способствует их наиболее быстрому и разностороннему развитию. Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного сознания.

    Чтобы управлять процессом эстетического воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих диагностических методик. В зависимости от степени сформированности эстетических качеств, культуры поведения будет строиться наша дальнейшая работа.

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в СОШ №23 города Могилева. В исследовании были задействованы дети первого класса: 1 «В» - экспериментальный класс.

    Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:

    § В музыкальной деятельности;

    § В изобразительной деятельности;

    Весьма продуктивной в изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, на наш взгляд, является методика Л.В. Школяр «Выбери музыку».

    Цель - выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

    В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

    1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;

    2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;

    Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

    Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались:

    высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

    средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

    низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

    Результаты диагностики занесены в таблицу данных и показаны на диаграмме. (Табл. 2.2)

    Диаграмма 2.1. Уровень сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту

    По результатам исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (1 «В») 7 детей (это 38%) имеют высокий уровень, 7 детей (это так же 38%) имеют средний уровень и 4 детей (это 24%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности был использован художественно-экспрессивный тест, который позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагались репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны:

    Серов В.А. Девочка с персиками.

    Ренуар О. Читающая девочка.

    Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

    На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

    Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности.

    Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

    Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:

    3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

    2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

    1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

    Результаты диагностики приведены в таблице (Табл. 2.3) и показаны на диаграмме

    Диаграмма 2.2. Уровень сформированность эстетической воспитанности по изобразительному компоненту


    В результате анализа результатов исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (1 «В») 4 ребёнка (17%) имеют высокий уровень, 12 детей (53%) имеют средний уровень и 7 детей (30%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство.

    Итогом этих диагностик явилось анкетирование каждого учащегося.

    Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.

    Нами была разработана анкета, которая дала возможность получить сведения о сформированности воспитанности на тот момент. Ниже приведена анкета (Табл. 2.4).

    «Сомневаюсь»

    1. Ложась спать, вспоминаете места, где вам понравилось?

    2. Любите ли вы выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?

    3. Нравится ли вам вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев и др.

    4. Можете ли вы рассматривать картину, зеленый листок и др.

    5. Нравится ли вам рассказывать родителя о чем-то взволновавшим вас.

    6. Нравится ли вам ходить в лес.

    7. Вам удобно, комфортно, когда вы чисто одеты.

    8. Общаясь с одноклассниками, ты грубишь, обзываешься, дерешься.

    В ходе обработки результатов анкеты были определены следующие уровни развития эстетической воспитанности детей:

    высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);

    средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

    низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным вида художественной деятельности.

    Деление было выделено на основе выше указанных показателей.

    Распределение учащихся по уровню сформированности эстетической воспитанности (Табл. 2.5)


    Диаграмма 2.3

    Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ анкеты и проведенных методик, показали, что у школьников уровень эстетической воспитанности находится на среднем уровне. Дети посещают заведения культуры (но редкого ходят в библиотеку), и в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос: «Ложась спать, вспоминаете места, которые вам понравились (музеи, театры, выставки, концерты)?». «Да» - ответило 14 человек, «не очень» - 2 человека, «нет» - 2 человека. Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Вы любите выдумывать несуществующих героев или придумывать рассказы о них?» честно признались «нет» - 8 человек, «да» - ответили 6 человек, «сомневалось» - 4. Это говорит о том, что ребенок младшего возраста, в силу своих психических особенностей не может иметь сформированных эстетических идеалов. Но они называют различных сказочных персонажей, сопереживают им и оценивают их поступки. Называя разные музыкальные произведения, предпочтение отдают не только развлекательной музыке, но и вслушиваются в звуки природы, пение птиц, шум листьев. О чем свидетельствуют следующие цифры: «да» - 10, «нет» - 4, «сомневаются» - 4.

    По результатам исследования было выявлено, что в 1 «В» классе 18 обследованных школьников 7 детей (35,5%) имеют высокий уровень эстетической воспитанности. 8 детей (38,5%) продемонстрировали средний уровень развития воспитанности, остальные же 3 детей (26%) имеют низкий уровень эстетического развития.

    Таким образом, проведя анкетирование и ряд других методик, мы выяснили, что интерес к искусству у младших школьников есть. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу.