Гармоничное развитие личности пути и условия осуществления. Формирование гармонично развитой личности

Фатима Дышекова
Единство семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка

Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность - главная цель родителей и ДОУ. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок-это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию . Именно потому одной из самых актуальных проблем семьи и ДОУ является их сотрудничество и взаимодействие в воспитании и образовательной деятельности дошкольников.

Личность человека определяется набором качеств, чувств, мыслей, взглядов, эмоций и убеждений. Если родители придают факторам, ответственным за формирование личности своих детей , должное значение, то будущий взрослый человек неизбежно будет обладать всесторонне развитой индивидуальностью . А задача ДОУ воспитать всесторонне развитую гармоничную личность ребёнка . Из всех факторов, ответственных за развитие личности , самым важным является влияние родителей. Ведь именно в семье закладываются основы личности ребёнка . Порой родители не замечают, что их ребёнок копирует их самих , и это нужно взять, как основу воспитательного процесса .

Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье , не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому тема взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны быть открытым для широкого участия родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Активное включение родителей в микросоциум детского сада является большой ценностью, которая проявляется в сплочении семейных связей, приобретении нового социального опыта детей, стимулирование их творческой активности. Всё это станет результатом реализации целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников. Воспитание гармонично развитой личности ребёнка в единстве семьи и ДОУ , вот, что является целью моей работы.

Для решения поставленной цели нами решаются следующие задачи :

-Воспитать всесторонне развитую личность ребенка в единстве семьи и ДОУ .

Изучить формы воспитания в семье .

Повысить педагогические знания родителей.

Заинтересовать воспитателей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка.

Координировать усилия семьи и ДОУ .

Для реализации поставленных задач мы устанавливаем партнерские отношения с семьей каждого воспитанника , объединяем усилии семьи и детского сада для развития и воспитания детей , создаем атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение и доброжелательной взаимоподдержки родителей воспитанников и педагогов детского сада, активизируем и обогащаем умения родителей по воспитанию детей , поддерживаем уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

В своей педагогической деятельности проявляю открытость, искренность, проницательность, стараюсь располагать родителей к доверительному общению, что способствует снижению тревоги и совместному преодолению трудностей.

Гармоничное воспитание личности ребенка , его психическое и интеллектуальное развитие зависят от взаимопонимания, взаимоуважения и совместных усилии родителей ребенка и детского сада. Взаимодействие семьи и ДОУ состоит в создании благоприятных условии для развития и роста личности ребенка . Работая с родителями в совместных проектах «Земля-наш дом» , «Добро и зло» , «Осторожно-автомобиль!» и реализуя их мы создаем основу для гармоничного развития личности ребенка-это развитие любознательности , самостоятельность, познавательная активность и творческий потенциал ребенка. Так же в ходе проектной деятельности у родителей повышается интерес к проектной деятельности как к средству воспитания .

Родительские собрания в нетрадиционной форме, в виде круглых столов, посиделок с чаепитием которые располагают к дружелюбному общению и взаимодействию, в форме викторины «Вопрос-ответ» , показываем различные мастер-классы и открытые занятия. Вместе с детьми мы демонстрируем родителям, то чему мы учили и чему научились. На таких собраниях чувствуется атмосфера доброжелательности, возникает стремление к общению и взаимодействию. При показе мастер класса родители замечают даже незначительные успехи ребенка, видят, как он стремится чему-то научиться, проявляет старательность и самостоятельность. В такие моменты слышишь слова поддержки, гордости и любви к своему чаду от родителей. Ребенок горд тем, что родитель рядом, смотрит, поддерживает и участвует в его общественной жизни. В детях это развивает гуманные чувства , такие как доброта, сочувствие, забота и уважение к родителям.

За круглым столом мы проводим консультации по различным темам воспитания , игры познавательного характера, даем советы по педагогическому воспитанию . Также проводим индивидуальные беседы, где обговариваем трудности ребенка и пути их решения, радуемся успехам и достижениям ребенка. Это позволяет нам педагогам и родителям стать ближе друг к другу и более компетентными в вопросах воспитания гармонически развитой личности ребенка .

«День открытых дверей» - это праздник для детей, на который они приглашают по пригласительным билетам своих родителей. Этот день для детей особенный, они имеют возможность показать все то, чем они занимаются в детском саду, а родители на один день возвращаются в свое детство, но только со своим ребенком. Воспитатели , родители и дети в дни «открытых» дверей становятся в одно целое, мы вместе занимаемся, обедаем, играем в разные познавательные и подвижные игры, вместе ходим на прогулки. Через эти воспитательные мероприятия у детей формируется культура общения, развиваются коммуникативные умения, они учатся формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, появляется эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, в свои силы, заинтересованность. Такие мероприятия сближают, повышают уровень родительской компетентности, дают возможность гармонизоваться родительско - детским отношениям, расширять знания и навыки родителей в игровом общении с детьми, увидеть успехи своих детей и оценивать объективно работу педагога в воспитании и обучении детей - а это залог гармоничного развития личности , воспитания характера и интеллектуального развития ребенка .

У нас стало традицией отмечать «День матери» не в виде утренника, а в виде огонька. Где дети и их родители сидят за красиво оформленными столами, в спокойной не принуждённой обстановке общаются со своими родителями. Это дает детям возможность показать родителям то, что они ещё такие маленькие, но уже сформированные личности , которые несут ответственность за свои действия. Такая форма общения педагога с родителями и их детьми позволяет воспитателю понять атмосферу и увидеть семейные ценности этой семьи , помогает выбрать нужную форму или метод в воспитании совместно с родителем гармонично развитого ребёнка .

Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности. Для этого я пользуюсь нетрадиционной формой общения с семьей как «Почта доверия» . «Почта доверия» дает возможность родителям задать интересующие их вопросы, высказать сомнения по воспитанию , обращаться за помощью к воспитателю и к специалистам , написать пожелания и благодарности. Прочитав и проанализировав все письма и записки, мы выявляем несовпадения взаимных ожиданий, недоверии и непонимании между семьей и педагогами , разрабатываем оптимальные формы взаимодействия и сотрудничества между семьей и педагогами для воспитания гармонично развитой личности ребенка .

В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Ведь не секрет, что ни один воспитатель не сравнится с родителями в воспитании детей , только из-за того, что в первую очередь ребенок получает значительное воспитательное воздействие именно в семье , получает первичную социализацию. У нас же в детском саду ребенок учится общению со сверстниками, сотрудничеству с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. С помощью воспитателя ребенок развивается творчески . Мы педагоги дошкольного учреждения и родители единомышленники , дополняем друг друга в воспитании гармонично развитой личности ребенка .

Понятие «гармоничная личность» имеет несколько определений. Но все они сводятся к одному смыслу, напоминающему известное выражение А.П. Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно.

Что такое гармоничная личность? Это личность, у которой внутренний мир находится в состоянии баланса.

Внутренняя гармония возникает, когда человек понимает себя, знает свои достоинства и недостатки, строит планы и воплощает их в жизнь. Внешняя гармония – это благоприятные продуктивные отношения человека и окружающего мира.

Это согласованность мыслей и действий, слов и поступков. Все эти соответствия должны проявляться в каждой сфере человеческой жизни – будь то профессия, семья или творчество.

Гармоничная личность в психологии – это согласованность действий с окружающим миром и сбалансированный образ жизни.

Всесторонне гармонично развитая личность – это человек, который:

  • занимается любимым делом;
  • имеет полезный круг общения;
  • удобно распределяет время на работу и хобби;
  • радуется жизни;
  • чувствует себя счастливым.

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» имеют разное семантическое наполнение. Человек, ощущающий радость от жизни, не всегда гармонично развит. Он может быть более компетентным в одной области и быть совершенным профаном в других. Гармоничное развитие личности предполагает нормальный для ее возраста уровень физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических показателей.

При воспитании ребенка окружение должно создать для него такие условия, при которых все природные задатки будут развиваться в равной мере. Он должен усвоить правила здорового образа жизни, необходимость заниматься физическими нагрузками, учиться чему-то новому постоянно.

Гуманистическая модель развития ребенка

В современной педагогике ведущая идея – воспитание гармоничной развитой личности с помощью гуманистической модели.

Ее основные позиции:

  1. Каждый человек – неповторим.
  2. Для него обязательным является формирование нравственных ценностей.
  3. Человек должен понять, в чем смысл его существования.
  4. Каждый индивид должен быть внутренне свободен, что выражается в желании самосовершенствоваться.

Поскольку человек – это целостная система, то изучать его следует с разных сторон. При этом важно понимать, как он видит мир и себя в нем. Нужно осознавать, что он – активный и творческий индивид.

Внутреннее развитие человека длится всю жизнь. Этот процесс индивидуален и имеет разную интенсивность. Только активные действия приведут к положительному результату. Если же не прилагать к этому никаких усилий, то можно остаться посредственностью – никому не интересной и не привлекательной.

В любом возрасте можно улучшить качество жизни благодаря внутреннему росту. Чтение книг, изучение иностранных языков, воплощение своих юношеских идей, творчество, общение с интересными людьми помогают этому процессу.

Условия преобразований

Существует внешние и внутренние факторы, влияющие на личностное становление человека.

  • влияние социальной среды;
  • семейное воспитание;
  • обучение.

Внутренние факторы включают данные от природы особенности и склонности человека, его влечения, а также гамма чувств, возникающих под влиянием внешних факторов.

Гармонично развитая личность должна быть результатом проявления этих факторов. Такой человек обычно жизнерадостный, уверенный в себе. А если он в ладу с собой, тогда и окружающие видят в нем интересного собеседника и друга.

Начать заниматься собой можно в любом возрасте, но лучше делать это с детства. Совершенствование человека возможно на протяжении всей жизни. Главное, чтобы было большое желание и активные действия.

В каких условиях происходит гармоничное развитие личности? К ним относят:

  1. Физическое воспитание.
  2. Нравственное воспитание (выработка линии поведения, соответствующая нормам общества).
  3. Умственное воспитание (формирование навыков мышления, анализа, памяти, концентрации внимания и т.д.).
  4. Эстетическое воспитание (способность воспринимать гармонию и прекрасное в природе и искусстве).

Все эти направления воспитания должны быть взаимосвязаны.

Как распознать гармонию

В психологии выделяют такие признаки гармоничной личности:

  • хорошее физическое и психологическое самочувствие человека;
  • положительные чувства и эмоции преобладают;
  • в целом положительная оценка себя, при этом четкое понимание своих недостатков;
  • желание самосовершенствоваться;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • умение достигать того, что запланировано;
  • чувство удовлетворенности работой, отношениями в семьи и с друзьями;
  • забота о здоровье;
  • стремление к постижению общечеловеческих ценностей, красоте и гармонии во всех сферах жизни.

Принципы саморазвития

Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.

Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.

Гармоничное развитие личности ребёнка как результат взаимодействия семьи, школы и общественности

Объективные и субъективные факторы развития личности .

К объективным факторам развития личности относятся: все предметы и явления окружающей действительности; преобразованная человеком природа; созданное человеком общество; культура в широком её понимании. А также: обучение и воспитание. К субъективным: наследственность; установки и ценности человека; индивидуальные психологические особенности (характер, способности, обучаемость, воспитуемость и т.д.) . В целом можно выделить три основных фактора, влияющих на развитие человека:

    Наследственность.

    Среда.

    Воспитание.

Влияние наследственности проявляется в степени и скорости развития человека на разных возрастных этапах. Влияние среды проявляется в особенностях усвоения типичных моделей поведения. Воспитание рассматривается как целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого, целью которого является развитие и формирование личности человека.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Э. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии , ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия ) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия ) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я - центральная ст адия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия ) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Пути и условия осуществления гармоничного развития личности.

Гармоничное развитие личности - процесс согласованного обогащения рационально-логической и эмоционально-психологической сфер духовного мира человека, предполагающий достижение единонаправленности его разума, воли и чувств. Воспитание «гармонически свободного человечества» было педагогическим идеалом И.В. Гёте («Вильгельм Мейстер») - развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасном равновесии.

Воспитание личности. Воспитанность и воспитуемость. Самовоспитание . В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание - это целенаправленное действие на личность.

Воспитание в узком смысле слова направлено на достижение определенной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Различные типы обществ в различные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.

Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образовательно-воспитательных учреждениях Республики Беларусь призвана сосредоточиться на достижении следующих целей: — формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины; — приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование соответствующего поведения; — развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству; — помощь в формировании «Я-концепции» личности в ее самореализации. В отличие от технократической, авторитарной педагогики гуманистическая система воспитания провозглашает следующие принципы: — уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; — природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников; — культуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привички; — гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среды жизнедеятельности и развития воспитанников.

Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В. А. Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта воспитания. Собственная активность ребенка — есть необходимое условие воспитательного процесса. Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей воспитания. Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требование общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Современные подходы к воспитанию. В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношенческий, личностно-ориентированный и другие. Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и организуется как система взаимосвязанных условий и факторов формирования личности. Целесообразность его применения объясняется следующим образом: — поскольку формирующаяся личность - это целостное образование, то и воспитываться она должна в интегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны; — при таком подходе специально моделируется система условий, необходимых и достаточных для самореализации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников; — формируется неповторимый облик образоавательно-воспитательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников; — оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заведения. Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание. Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само собой по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувственное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами. Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развитие ее неповторимой индивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждения ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов. Несмотря на то, что любое воспитание ориентировано на личность, правомерность названия данного подхода оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внешним факторам воспитательного воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания. Методы воспитания - это пути достижения заданной воспитательной цели. Это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.

В соответствии с одной из существующих классификаций методов воспитания выделяют три группы методов: 1) методы формирования сознания личности (рассказы на этические темы, беседы, внушения, диспуты, пример и др.); 2) методы организации деятельности (упражнение, требование, приучение, метод поручений и др.); 3) методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание и др.). К использованию каждого метода воспитания выдвигаются отдельные правила и условия, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, чтобы последовал положительный воспитательный эффект. Так, например, существуют правила грамотного использования такого метода как наказание: — ребенок должен понимать, за что его наказывают; — наказание должно быть соразмерно проступку; — наказание не должно оскорблять достоинство ребенка (не должно быть унизительным); — если есть выбор наказывать или нет, лучше не наказывать; — наказание не должно наносить физического вреда. Педагогика рекомендует тем, кто стремится стать хорошим воспитателем, следовать последовательно и неукоснительно следующим заповедям. Заповеди современного воспитателя : — никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении; — ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему, узнайте, что он думает по этому поводу; — предоставляйте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг; — лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему; — когда достигается успех, не забывайте хвалить ребенка. Хвалите не вообще - а конкретно; — любое замечание надо делать сразу после ошибки; — главное - оценить поступок, а не личность; — прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него несмотря на оплошность; — воспитание должно быть поэтапным. Задача воспитателя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей; — воспитатель должен быть строгим, но добрым. Воспитанность - это вся совокупность личностных качеств, содержащая разнообразные черты и свойства, сформированные в процессе воспитания. Например, вежливость как элемент воспитанности формируется на основе интеграции вырабатываемых привычек здороваться, уступать место взрослым, благодарить за те или иные услуги. Затем вырабатываются более сложные черты этого качества: умение проявлять предупредительность, знаки внимания и учтивости; готовность к взаимопомощи; необходимая культура речи, общения и т. д. Критерии воспитанности подразделяются на жесткие и мягкие: — жесткие критерии - это статистические показатели, характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений; число молодых людей, отбывающих наказание за преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции и т. д.; - мягкие критерии помогают воспитателям получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса. Например, критериями эстетической воспитанности могут быть: полнота и разносторонность эстетических знаний, эстетические интересы и потребности, потребность в общении с искусством, проявления эстетических чувств при общении с прекрасным, глубина восприятия произведений искусства, способность и потребность эстетически преобразовывать окружающую действительность. Методы диагностики воспитанности: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с воспитанниками и их родителями, анализ результатов деятельности воспитанников, социометрические методы и педагогический консилиум. Результаты воспитания чаще всего имеют отсроченный характер. А имеющиеся сегодня в педагогике критерии и методы не дают возможности достаточно глубоко и надежно диагностировать часто скрытые качества личности. Поэтому в основу оценки воспитанности, по мнению российского профессора И. П. Подласого, должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. При этом поведение воспитанника не должно рассматриваться вне связи с его мотивацией. Иногда даже самые гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены не самыми лучшими побуждениями. Наряду с воспитанностью, среди характеристик личности выделяют воспитуемость, определяемую как потребность и способность к самовоспитанию. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками других людей. Самовоспитание должно базироваться на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становиться все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Самовоспитание осуществляется на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции. Методы самовоспитания: — самопознание, включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение; — самонаблюдение, опирающееся на самоубеждение, самоконтроль, самокаприз, самовнушение, самоукрепление, самоисповедь, самопринуждение; — самостимулирование, предполагающее самоободрение, самопоощрение, самонаказание и самоограничение.

Социализация личности. Развитие личности — это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс его духовного становления. Развитие происходит в трех основных сферах:

    в анатомо-физиологической сфере (развивается нервная система, костно-мышечная, все физиологические процессы);

    в психической сфере (происходит обогащение фонда условных рефлексов, развитие психических процессов);

    в социальной сфере (развитие ребенка как члена общества, накопление им разного социального опыта).

Развитие личности - это не только результат наследственности и целенаправленного воспитательного воздействия на нее со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является понятие социализации. Социализация личности - это процесс усвоения человеком социального опыта, то есть социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом личность сохраняет свою автономию по отношению к обществу. Она избирательно вводит в свою систему поведения, предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осуществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преобразования социального опыта в свои личные ценности и ориентиры.

Стадии социализации : — первичная социализация, или стадия адаптации - от рождения до подросткового возраста, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает; — стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как не все еще устроилось в мировоззрении и характере подростка. Зато в юношеском возрасте (18-25 лет) стадия индивидуализации характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности; — стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой или обществом. Если же не принимаются, то возможны два исхода: а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; б) изменение себя, стремление стать «таким как все», конформизм, соглашательство, адаптации. — трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и обогащает его в процессе активной социальной деятельности. Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и др. Компании сверстников облегчает также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Социализация имеет свои издержки. С одной стороны, личность, которая легко адаптируется во все новых и новых социальных общностях, может также легко утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от своей сущности. С другой стороны, нарушения могут приводить к социальному или девиантному поведению, то есть отклоняющемуся от культивируемого в данном обществе. Причины девиаций в поведении молодых людей возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценностных ориентациях молодежи, и в результате неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов. Разновидности девиантного поведения: — делинквентное поведение - характеризуется склонностью к правонарушениям или преступлениям; — аддиктивное поведение - предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Рождение ребенка - это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, - это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения - в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года - это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода - формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

К таким условиям относятся:

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Коренная реформа образования и воспитания - важное направление государственной политики. Повышение уровня образования и воспитания является основной задачей педагогов, так как умственное развитие и развитие личности влияют на уровень культуры, мировоззрение и интеллект человека. С первых шагов по пути независимости придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени, т. к. по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.

Главной целью и движущей силой реализуемых преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий. Мы ставим перед собой цель - создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, в полной мере отвечающими требованиям XXI века .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia - согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой. Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека? Психолог С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений .

Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может.

Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения, т. е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью. Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т. д. Третье. Не меньшее значение имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12 %.

Наконец, четвертое. Нельзя не учитывать, что биологическое может проявляться в развитии личности самым неожиданным образом. Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания .

Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как существенный фактор развития и формирования личности. Однако, признавая роль этих трех факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы.

Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Более того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни.

Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание. То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова, и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека, и формируются его личностные качества .

Важность данного понятия заключается в том, что воспитание обществом гармонично развитой личности, привитие ей общественных норм, правил, ценностей, обычаев и традиций является важным фактором развития гармоничного общества в целом. Гармонично развитая личность (в широком понимании этого термина) есть один из краеугольных камней мировоззрения человека. Он может послужить своеобразным базисом, над которым с течением времени надстраиваются прочие моральные принципы человека, определяющие его взаимоотношения с окружающими его людьми, и именно поэтому правильный выбор в данном случае чрезвычайно важен.

В психологии трактовка понятия «личность» неоднозначна. Так, Э. В. Ильенков считал, что для того, чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию «совокупности человеческих отношений», их «социально-исторический, а не естественно-природный характер». О взаимоотношении общества и личности, о самостоятельности последней высказывался выдающийся русский педагог и мыслитель К. Д. Ушинский: «Правильно развитый человек и именно будет находиться в таком истинном отношении к обществу: он не утратит в нем своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью. Аристотель очень метко говорил, что человек, не нуждающийся в обществе людей, - не человек, он или животное, или бог. К этому, однако же, следовало бы прибавить, что человек, не выносящий в обществе своей самостоятельности, равняется нулю, стоящему с левой стороны цифр, а человек, не признающий в обществе ничего, кроме своей собственной мысли, желает один быть единицей, с тем, чтобы все другие оставались нулями, с правой стороны единицы. Дело же воспитания в этом отношении состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества... Общество есть соединение самостоятельных личностей, в котором по принципу разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого силой общества» .

Воспитание современной молодежи должно быть ориентировано на формирование в их сознании стремления к самосовершенствованию, к определенной жизненной цели. В выборе жизненного пути ведущую роль играет мировоззрение. Под мировоззрением понимают систему взглядов человека на общество, природу и самого себя. Мировоззрение формируется в процессе практической деятельности и познания. Само собой разумеется, что при так называемых начетнических знаниях, то есть основанных на механическом, некритическом усвоении, у человека не вырабатывается научное мировоззрение, и знания остаются мертвым грузом. Когда же человек старается понять жизнь, осмыслить ее, тогда практический опыт и теоретические знания служат в качестве кирпичиков при построении научного мировоззрения.

Мировоззрение, представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Мировоззрение личности, являясь обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок, определяет “идейную направленность всей ее жизни и деятельности. Известно, что индивид сначала чувственно познает мир, затем на основе приобретенных знаний формируется индивидуальное мировоззрение (сознание мира), на основе которого формируется сознание самого себя. Все приобретенные знания о мире объединяется и формируется целое мировоззрение.

Расширение научного мировоззрения студентов влияет на развитие личности, что дает положительные педагогические результаты, а усвоение будущими специалистами общечеловеческих ценностей в процессе формирования у них научного мировоззрения служат основой формирования духовности.

Итак, формирование гармонично развитой, самостоятельно мыслящей свободной личности - это основная цель воспитания в современном демократическом обществе. Какими бы моральными нормами, правилами и установками государство и общество не влияло на индивидуум, т. е. на социальную единицу - личность, истина заложена лишь в внутри ее самой. Только от выбора самой личности зависит выбор ее пути, ее гармония с окружающим миром, ее созидательная роль и полезность обществу.