Формы, методы организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Типы и организация занятий по изобразительной деятельности Формы организации детской изобразительной деятельности в доу

Выступление на педсовете:

«Формы организации изобразительной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.»

Воспитатель: Ельчанинова Е.Н.

Формы могут различаться по степени самостоятельности участников:

    По показу . Проводится тогда, когда есть необходимость познакомить детей с новым сложным приёмом, способом работы, материалом. Дети пошагово копируют действия педагога. Чаще используется для младшего возраста.

    С использованием частичного показа . Когда деятельность в целом знакома детям, вводится новый приём, который и показывается, остальное дети делают сами.

    С натуры . Позволяет самостоятельно нарабатывать опыт технических приёмов. Но может быть и рисование с натуры, и копирование репродукций художников как тренировочное занятие.

    По памяти. Проводится как закрепление впечатлений и знаний после наблюдения, восприятия объекта.

    С использованием вариативных образцов . Ребёнок работает в целом самостоятельно, некоторые элементы по выбору может «подсмотреть» на каком-либо образце. Например, рисование осеннего пейзажа с использованием выставки репродукций художников. Это позволяет реализоваться детям неуверенным, продвинутым детям потренироваться в срисовывании более сложных элементов.

    По схеме, иллюстрирующей последовательность выполнения действий. Чаще используется в конструировании.

    Творческая, полностью самостоятельная работа на заданную тему.

По содержанию занятия изобразительной деятельностью могут быть практическими и теоретическими.

Теоретические:

Ознакомление с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

Знакомство с творчеством художников;

Знакомство с жанрами искусства, конкретными произведениями;

Эстетические наблюдения;

Практические:

Непосредственно-изобразительная, дизайнерская, продуктивная деятельность;

Исследовательская деятельность, экспериментирование;

Игры, конкурсы.

Рассмотрим вариативные формы организации продуктивной деятельности детей в ДОО.

Одна из наиболее разработанных в практике дошкольного образования форм организации детской изобразительной деятельности – это мастерская.

Мастерская, как форма организации совместной (партнёрской) деятельности взрослого и детей.

В настоящее время психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности с детьми в форме «мастерской» разработаны известным детским психологом Н.А. Коротковой:

Стиль поведения взрослого (переход от административно-регламентирующего к непринуждённо-доверительному);

Рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за учительским столом к месту за общим столом рядом с детьми);

Отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства к участию в выполнении определённой части работы)

1. В совместной партнёрской деятельности меняется положение детей.

Дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. У ребёнка появляется возможность выбора: участвовать в этой работе или организовать что-то другое.

2. В процессе работы вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение друг с другом по ходу работы и перемещение по мере необходимости. Дети в процессе работы могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объём работы каждый ребёнок может определить для себя сам: что он сделает сегодня, что может отложить на завтра и т.д., но то что запланировал, сделает хорошо и доведёт начатое до конца. Дети, которые закончат работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребёнок не может справиться с работой сразу, он может продолжить её в последующие дни, но обязательно должен стремиться к получению результата. В этом ему помогает педагог.

4. Работа в форме «мастерской» может проводиться как в процессе непосредственно образовательной деятельности (вместо занятий аппликацией, рисованием, лепкой), так и в режимные моменты (в утренние часы до завтрака, вечером и др.). При этом длительность работы детей должна регулироваться педагогом. Если работа в форме «мастерской» осуществляется в НОД, то по длительности она даже для увлечённых детей не должна превышать нормы СанПиН. В ходе режимных моментов работа «мастерской» регулируется распорядком дня, но по длительности так же не должна превышать нормы СанПиН.

5. Педагогу важно с одной стороны обеспечить плавный переход детей от организованных форм к самостоятельной деятельности, а с другой стороны, не допустить того, чтобы ребёнок не завершил начатое им дело. Для этого педагог в деликатной форме должен своим участием, поддержкой, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, добиваться завершения работы.

Алгоритм работы мастерской

1. Совместное с детьми обсуждение какой-либо проблемы или задачи, требующей продуктивного решения. Проговаривание общей цели – что будем делать.

2. Совместное обсуждение способа организации деятельности – как будем делать: каждый свою часть работы индивидуально или подгруппами.

3. Показ нового материала (приёма работы), если есть.

4. Самостоятельная работа всех участников мастерской.

5. Совместное обсуждение общего результата, использование общего продукта для решения проблемы, задачи.

Безусловно, данная форма хороша, если основной задачей педагога в планируемой образовательной деятельности является развитие творческих способностей детей, на основе уже имеющихся у них знаний и умений. В тех же случаях, когда необходимо дать детям новое знание, обучить новым техническим приёмам работы, показать возможности использования нового материала и др. эта форма не может быть применена.

Поэтому предлагаю Вашему вниманию ещё одну форму организации образовательной деятельности детей, целью которой является преимущественно ознакомление с новым материалом.

Мастер-класс

Эта форма работы предполагает взаимодействие детей и «мастера», ознакомление детей с каким-либо новым для них «мастерством», обучение новым способам работы, новым техническим приёмам, обработке новых для детей материалов. В качестве «мастера» выступает, как правило, не воспитатель данной группы. Это может быть приглашённый художник, мастерица. В качестве «мастера» может выступать родитель, педагог из другой группы, из учреждения доп. образования и даже старший ребёнок.

Алгоритм технологии Мастер-класса

    Краткая презентация опыта мастера

Информация о представляемом виде искусства, художественной технике, материале. Об использовании этого искусства, техники, материала в жизни, быту людей. Представление собственных изделий, выполненных в данной художественной технике, материале.

    Представление способа работы

показ и объяснение способа в живую; представление схемы-алгоритма деятельности; в виде мультимедийной презентации и др.

Самостоятельная деятельность участников мастер-класса, как правило, это воспроизведение предложенного алгоритма работы с получением заданного результата, но в некоторых случаях возможна частично творческая деятельность с использованием продемонстрированного способа работы.

Мастер наблюдает за работой детей, помогает им в случае затруднения, даёт советы.

    Рефлексия

Любование получившимися изделиями. Оценивание детьми нового вида искусства, способа работы, материала.

Развитию изобразительной деятельности в дошкольном возрасте способствует так же ознакомление детей с жанрами и видами искусства, творчеством художников. Интересной с этой точки зрения является организация работы музея или выставки.

Музей (выставка)

Использование данной формы удобно с целью ознакомления детей с определённым видом, жанром искусства, творчеством какого-либо художника, отдельным произведением.

Данная форма длительная по времени, состоящая из нескольких относительно самостоятельных компонентов, поэтому может быть отнесена к комплексным. Важно для педагога организовать деятельность в форме совместной с детьми на различных этапах работы.

Алгоритм работы:

1. Организация экспозиции. Может быть совместно с детьми: поиск и подбор экспонатов, оформление в интерьере помещения. Может быть воспитателем без детей в качестве сюрприза.

2. Организация «экскурсии» детей на выставку (в музей). Рассматривание экспонатов, беседа. Мотивация на самостоятельное творчество детей.

3. Организация самостоятельной творческой деятельности детей (а может быть и взрослых: педагогов, родителей) по мотивам экспонатов музея (выставки).

4. Совместная работа воспитателя и детей по дополнению экспозиции работами детей.

Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

Типы занятий.

Комарова Т.С. (21, 22, 23, 35) различает следующие типы занятий по изобразительной деятельности:

1. занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного);

2. занятия на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).

Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию.

Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий - закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.

В средней группе повторение пройденного программного материала - закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий - развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.

1. Занятия на тему, предложенную воспитателем. Изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен, прежде всего, обратить внимание детей на решение учебных задач. Например, в старшей группе при рисовании многоэтажного дома основная цель занятия - овладение умением правильно строить рисунок двух- или трехэтажного дома, окна которого расположены ровными рядами. Это - основная программная задача. В процессе выполнения изображения дети самостоятельно продумывают цвет стен и крыши, решают вопрос о количестве окон и их форме, используя имеющиеся у них умения и навыки.

На этом занятии не рекомендуется ставить перед ребенком и такую задачу - нарисовать красивый дом или дом, в котором он живет. Выполнение ее потребует от ребенка большой творческой энергии, что ослабит его внимание к решению учебных задач. Такое задание можно дать на последующих занятиях, при закреплении пройденного материала.

Таким образом, инициатива детей должна быть направлена, в первую очередь, на овладение новыми приемами, умениями, а не на расширение содержания задания.

В младших и средней группах большое место будут занимать восприятие детьми словесных и наглядных объяснений воспитателя и активное воспроизведение его действий. Самостоятельность ребят проявляется в выборе цвета, размеров, дополнении изображения некоторыми деталями. В старшем дошкольном возрасте она проявится также при восприятии задания, но уже в форме анализа натуры или образца, при определении последовательности работы, решении вопросов формы, цвета, композиции.

Повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий - закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях.

Упражнения в приемах изображения желательно выполнять на новом содержании, так как полное повторение пройденной темы сделает занятие скучным, неинтересным. При повторении программный материал может быть представлен различными темами. Например, при закреплении умения разрезать бумагу по прямой линии в средней группе можно дать ребятам задание на занятиях аппликацией вырезывать крышу для дома, парус для лодки и т.д.

Ставя перед детьми творческие задачи, педагог не должен забывать об основной цели занятий - закрепление полученных умений и навыков. Например, дети младшей группы учились приему изображения округлых форм при рисовании мяча. Для закрепления этого умения на следующем занятии им было предложено изобразить воздушные шары. По существу это повторение изображения знакомой формы, но для них такое задание звучало как новая интересная тема.

На втором занятии творческие моменты могут быть шире, чем на первом. Если при рисовании мяча дети могли проявить самостоятельность только в передаче его размера, то при изображении шаров они без помощи педагога решали вопросы и размера, и цвета, и их количества.

Для детей средней и старшей групп занятия по закреплению умений и навыков должны быть связаны с изображением предметов, имеющих отклонения от освоенной формы. Дошкольникам можно предложить выбрать из ряда находящихся перед ними однородных предметов тот, который они хотели бы изобразить. Например, в средней группе для закрепления умения изображать округлые формы в сочетании с другими перед детьми расставляют предметы для выбора: погремушку, неваляшку, будильник. Педагог должен подобрать натуру в соответствии с заданием. В основе такого задания лежат творческие задачи - развитие замысла, опоры на имеющийся у детей опыт. Кроме того, в процессе самостоятельного выполнения задуманного образа будет закрепляться навык создания округлой формы.

2. Занятия на тему, выбранную ребенком. Цель этих занятий - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения.

При этом ребенок может удовлетворить свой интерес к какому-нибудь предмету или явлению и, кроме того, он не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке, лепке, аппликации и т.д. Проведение таких занятий дает возможность воспитателю судить об интересах детей, степени развития их творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками.

Иногда воспитатель до некоторой степени облегчает задачу - сам предлагает тему (например, слепить любимого сказочного героя), а каждый из ребят определяет (решает), кого он будет лепить - Конька-Горбунка, Сивку-Бурку, Змея-Горыныча или другого героя.

Удачным для работы по замыслу может служить рисование на тему «Праздник в детском саду», позволяющее каждому ребенку выбрать наиболее понравившийся момент праздника и изобразить его. Выбор такой интересной темы способствует расширению содержания детских работ, так как в некоторых случаях свобода в выборе своей темы может привести к однообразию в творчестве. Один ребенок будет рисовать только пароходы или машины, другой - дома, третий - узоры и т.д.

Иногда узость тематики может свидетельствовать об увлеченности автора данной темой, и такой интерес надо поощрять, развивать. Иногда же однообразие содержания вызывается пассивным отношением к занятию, неумением разобраться в своих впечатлениях, что ведет к выбору наиболее освоенной темы.

Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных задач. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ.

Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, иногда воспитатель показывает новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисуются ноги лошади. В этом случае воспитатель использует наглядные пособия для уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Таким образом, руководство детской работой на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, так как указания воспитателя диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.

Организация занятий.

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.

Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому в старших группах, где занятия проводятся 2-3 раза в неделю, их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны. После беседы, чтения художественного произведения обязателен перерыв перед занятиями на 10-15 минут, чтобы дети могли подвигаться, отдохнуть.

В первой младшей группе занятия проводятся в течение 10-15 минут, во второй младшей, средней и старшей - 15-20 минут, в подготовительной группе - 20-25 минут.

Гигиенические требования к проведению занятий. Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограниченны. Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.

Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т.е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу.

Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Если ребята сидят за четырехместными столами, необходимо несколько экземпляров натуры поставить в двух или трех местах, чтобы все видели ее перед собой.

Воспитатель должен продумать место, где он будет находиться во время объяснения. Не следует стоять на фоне окна или лампы, так как свет, падающий в глаза детям, будет мешать им ясно видеть.

Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут быстро утомляться.

Подготовка к занятию. Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.

При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, знакомство с новой игрушкой и т.п.

Накануне занятия педагог готовит необходимый материал для работы: замешивается глина, подготавливается бумага, вырезываются геометрические формы, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия - клейстер для наклеивания форм, краска.

Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок знакомится с формой, цветом, объемом.

В старших группах детям можно поручить провести наблюдение самостоятельно, например, при подготовке к работе на тему «Дом, в котором я живу» педагог сообщает о том, что и как следует наблюдать. Предварительная беседа способствует более внимательному рассматриванию детьми предмета, стремлению запомнить то, что надо будет нарисовать. Ребенок приучается продумывать содержание и последовательность предстоящей работы.

В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке.

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, доски для лепки, тряпочки и т.п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.

В средней и старшей группах воспитатель выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети четырех лет самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные. Воспитатель учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе. Материал, находящийся в индивидуальном пользовании и хранящийся в столах детей (старшая, подготовительная группы), ребенок достает или в период подготовки к занятию, или в начале его.

Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Например, клей при аппликационных работах в младшей группе ставится на столы после того, как дети разложат формы на листах и воспитатель проверил правильность выполнения задания. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы.

Обычно листы бумаги с подписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянные места. Таблички с именами для обозначения работ по лепке или конструированию раздаются в конце занятия.

Начало занятия. Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты.

Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т.п.

В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. И ребята или лепят кукле угощение, или рисуют ей ленточки.

В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т.д.

Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.

В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.

Иногда занятие организуется как коллективное выполнение задания. Такая форма работы возможна во всех возрастных группах. Например, во второй младшей группе дети выполняют рисунки на тему «Дом». Затем работы вывешиваются в ряд - получается улица. В средней и старшей группах каждый ребенок выполняет, например, узор на бумаге определенной формы и цвета, а затем работы объединяются в общий «ковер». В отличие от занятий с малышами в этих группах дети знают о цели своей работы.

Более сложным заданием является такое, когда дети индивидуально выполняют часть работы, зная заранее общую тему, а затем объединяют свои изображения в одной композиции. Например, при выполнении аппликации на тему «аквариум» каждый ребенок вырезывает несколько рыбок или растений.

В старшей и подготовительной группах может быть применена и наиболее сложная форма коллективной работы. Группе детей дается общая тема, над которой они работают самостоятельно: распределяют обязанности, согласовывают свои действия с товарищами, уточняют размеры, пропорции частей и компонуют все изображения в соответствии с замыслом.

Указания к коллективному выполнению задания должны быть четко изложены в начале занятия, чтобы дети могли осознанно работать над ним.

Руководство воспитателя в ходе занятия. В процессе занятия воспитатель наблюдает за всей группой детей, но его указания и советы, как правило, носят индивидуальный характер. Индивидуальные указания должны даваться, прежде всего, с учетом обязанностей личности ребенка, уровня развития его изобразительных способностей. Лишь иногда он дает разъяснения всей группе, если ошибка в выполнении задания является общей. В некоторых случаях педагог заранее планирует объяснение этапов работы по частям (например, при конструировании), которое дается в процессе занятия. Делать много общих замечаний в процессе занятия не следует, так как они прерывают ход мыслей детей, мешают их творческому процессу.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, настало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее мы их посмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывешивают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, так как у детей пропадает интерес к результатам своего труда.

Форма проведения анализа могут быть различными:

Воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;

Одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

Ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;

Дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Возможны и другие формы анализа. Их цель - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы.

Организация занятий в первой младшей и разновозрастной группах. Ребята первой младшей группы не привыкли заниматься организованно и не имеют еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия рисованием, лепкой в начале года проводят индивидуально или с небольшими группами (по 4-5 человек). Постепенно количество детей увеличивают до 10-12 человек, а потом до 15-20 человек.

В этом возрасте занятия по изобразительной деятельности не могут быть обязательными для детей. Они еще не знают возможностей материала, иногда боятся незнакомых ощущений (мокрая холодная глина). Не следует принуждать ребенка рисовать или лепить, если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии в занятии, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересом рисуют, яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в общей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей.

Наиболее сложна организация занятий в однокомплектном детском саду или в группе, где объединяются дети разных возрастов. Задача воспитателя - умело организовать овладение изобразительными умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями детей.

В этой группе занятия могут проводиться по-разному: с одинаковым материалом, но различными заданиями для каждой подгруппы; с общим для всех подгрупп заданием; с различным материалом для каждой подгруппы.

Первый вид занятий. Применение однородного материала в процессе обучения ценно тем, что здесь воспитатель может вызвать интерес к занятию и к работам друг друга одновременно у всех детей. Такую организацию обучения применяют чаще других. Воспитатель должен заранее продумать задания для каждой возрастной подгруппы в соответствии с программой и наметить учебные и воспитательные задачи для данного занятия. Например, проводится рисование карандашами. Младшие дети рисуют флажок (новая тема); средние - домик и дерево (повторно); старшие - выполняют рисунки по замыслу.

Второй вид занятий. Предлагается общая тема для всех детей, но к разным подгруппам предъявляются различные требования, определяемые программой.

Над некоторыми темами дети работают во всех группах, например над темой «Дом». Ребята всех групп будут рисовать дом, но программный материал для подгрупп будет различным. Младшие должны передать в рисунке прямоугольную форму дома и крыши, средние - основные части дома (стены, крышу, окна, двери); старшие дети будут изображать многоэтажное здание с некоторыми архитектурными деталями.

Общей может быть и более широкая тема. Например, после праздника воспитатель вспоминает с детьми, как прошел он, какие у всех были красивые флажки, как ребята весело танцевали и т.д. А затем предлагает малышам нарисовать красные флажки, средним - девочку с флажком, старшим - танцующих детей.

Третий вид занятий. Используются различные материалы для каждой возрастной подгруппы. При этом надо учитывать, что конструирование из бумаги не проводится с малышами, а в старших группах оно должно быть, и что дети средней группы должны научиться пользоваться ножницами, в то время как малышам их не дают. В этих случаях максимум внимания педагог должен уделить группе, работающей с новым материалом; другим детям дается материал, хорошо освоенный ими, чтобы первое время они могли работать самостоятельно, без помощи воспитателя.

Работа в разновозрастной группе требует особенно тщательного продумывания всего хода занятия: как рассадить детей, кому первым дать указания, как закончить занятие.

Рассаживать детей за столами лучше по подгруппам. Это удобнее и для проведения объяснений, и для того, чтобы они лучше сосредоточились.

Начало занятия может быть организовано по-разному. Прежде всего, следует рассадить малышей. Воспитатель объясняет им, что они будут делать, старшие в это время сами готовят материал к занятию. Малыши начинают работать самостоятельно, а воспитатель дает объяснение средним и старшим. В процессе занятия он следит за всеми детьми, оказывая им помощь, если в этом есть необходимость. Младшие заканчивают работу раньше, воспитатель оценивает их рисунки, и дети с няней уходят надеваться на прогулку. В это время педагог анализирует работы старших.

Можно сначала рассадить старших, если объяснение задания требует времени. Малыши в это время играют в спокойные игры. При такой организации все дети кончают работу одновременно.

Если дети садятся за столы одновременно, в первую очередь следует дать указания той подгруппе, содержание задания которой потребует краткого объяснения. Однако лучше начинать с малышей, чтобы они не утомились от ожидания.

Изобразительная деятельность вне занятий.

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.

Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходиться ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя.

В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть представлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя.

В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2 Развитие продуктивной (изобразительной и конструктивной) деятельности детей тесно связано с развитием познавательной, эмоционально-оценочной и собственно действенной сферы активности ребенка.

3 Условия развития изобразительной и конструктивной деятельности детей сформированность мотива и потребности к занятиям видами продуктивной деятельности (игровые мотивы, соревновательные, потребность в самостоятельности и др.); наличие интереса детей к видам художественной продуктивной деятельности, положительного заинтересованного отношения к процессу и результату изображения, вариативное содержание продуктивной деятельности ребенка в соответствии с его половозрастными особенностями, склонностями и интересами, организация взаимодействия познавательных и исполнительных компонентов изобразительной и конструктивной деятельности,

4 психолого-педагогическое сопровождение детской продуктивной деятельности (гибкая тактика руководства, когда педагог выступает как носитель опыта творческой деятельности, партнер по деятельности, обеспечивает освоение детьми позиции субъекта в деятельности, успешность развития творческого потенциала ребенка и т.п.), модульная организация развивающей среды для разных видов продуктивной деятельности. целенаправленный отбор материально-технических средств, использование нетрадиционных материалов и художественных техник изображения; использование дидактических игр на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности и в свободное от занятий время,

5 эстетическое оформление среды. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения, компетентность педагога к этим видам продуктивной деятельности, включение элементов национальной художественной культуры в содержание художественного образования, личностно-ориентированный характер процесса обучения изобразительной деятельности, применение методов и приёмов организации обучения, эмоционально окрашивающих его.

6 Формы организации изобразительной и конструктивной деятельностей занятие и художественная деятельность вне занятий. Форма организации обучения это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме. Формы организации обучения отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т.д. В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.

7 Программа проведения каждого занятия предусматривает: определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию; объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности; объем навыков и умений, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении; формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

8 Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности. Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей.

9 Триединая задача занятия Образовательная: развивать творческие способности детей, повышать уровень овладения ими видами продуктивной деятельности. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности речь, память, внимание, воображение, восприятие.

10 Недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач).

11 Художественная деятельность вне занятий Специфика данной формы организации детей проявляется в том, что: она возникает по инициативе детей; ребёнок сам определяет цель; сам находит средства для её воплощения; планирует деятельность, добиваясь желаемого результата в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

12 Эффективность художественной деятельности вне занятий, как формы организации обучения, зависит от: разнообразия и вариативности работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т.д.); опоры изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные воспитанниками от реальной действительности;

13 создания художественно-эстетической развивающей среды и адаптивно-адаптирующего пространства для развития детского изобразительного и конструктивного творчества; организации личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Оно должно быть направлено на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

14 Классификация и характеристика занятий Различают три типа занятий: занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения (или освоение нового программного материала). Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель обращает внимание детей на решение учебных задач;

15 занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на познание и формирование при этом обобщенных, вариативных знаний, умений. Основная цель этих занятий закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях. Упражнения в приемах изображения желательно выполнять на новом содержании, так как полное повторение пройденной темы сделает занятие скучным, неинтересным. творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и независимы в разработке и реализации замыслов. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ. Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, иногда воспитатель показывает новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисуются ноги лошади. В этом случае воспитатель использует наглядные пособия для уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Таким образом, руководство детской работой на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, так как указания воспитателя диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.

16 Выделяют комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная деятельность (пение, танец, слушание), художественно-речевая деятельность. Таких занятий не может быть много, это скорее праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Интегрирование разных видов деятельности должно строиться не только на основе единого тематического содержания.

17 Занятия дифференцируются: по содержанию предметное, сюжетное, декоративное, по методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению (или по воображению), по памяти, с натуры, по характеру выбора темы на тему предложенную педагогом и на свободную тему, предложенную ребенком (т.н. занятия по замыслу, по источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения), на музыкальные темы, на темы окружающей действительности.

18 Характеристика занятий Изобразительная деятельность / Конструирование по представлению (или по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Рисование (лепка, аппликация), конструирование по представлению создается на основе впечатлений, полученных ребенком из разных источников (книг, ТВ, общения, труда, наблюдений и т.п.). Такой вид изображения (особенно рисование) наиболее характерен для дошкольного возраста, что обусловлено общими особенностями психического развития детей.

19 Непосредственно на таком занятии происходит формирование у детей изобразительного представления. Если это предметное рисование (лепка, аппликация), то чаще всего происходит обследование изображаемых предметов, игрушек (если конструирование то рассматривание объекта). При этом очень важно обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, полученными впечатлениями, полученными предварительно. Иначе дети будут рисовать круги, овалы, пытаются передать только что увиденный предмет, а образ предмета получается «мертвый» (например, рисунок кошки. Предварительное обследование пластмассовой игрушки).

20 Изобразительная деятельность / Конструирование по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить. Изображение по памяти следует за наблюдением и максимально приближенно к нему по времени. Перед обследованием объекта всегда дается установка внимательно рассмотреть его, запомнить его. Для изображения по памяти обычно выбирают несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, малодетальные. Возможно изображение простых пейзажей: дерево и куст посередине поляны, гриб у пенька и т.п. Важно, чтобы объект изображения был выразителен, отличался от других, запоминался формой, цветом, величиной и т.п.

21 Изобразительная деятельность с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления (его использование детской изобразительной деятельности долго оспаривалось, впервые ввела Сакулина Н.П., глубокое исследование провела КазаковаР.Г.). Ребенку доступно изображение с натуры без передачи объема и перспективы. Подбор натуры для изображения. Рекомендуется начинать обучение рисованию: с плоской или приближенной к плоской натуры (листья), предметы прямоугольных форм с фронтальной стороны, чтобы не был виден объем, простые предметы-игрушки с отчетливой обобщенной формой, небольшим количеством деталей, не заслоняющих друг друга (пластмассовые игрушки, мягкие игрушки с четким контуром).

22 Спасибо за внимание!


Краткая презентация программы по ИЗО кружку «Цветные карандаши» Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности Метод обучения система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося,

Доклад на методическом объединении на тему: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в МДОУ «Ревякинский детский сад». Август 2015 МДОУ «Ревякинский детский сад» в течение трех лет реализует

Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников. Таким образом, рабочая программа определяет

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества Эффективность осуществления эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей определяются взаимосвязанным

Художественноэстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Содержание 1. Терминология 2. Особенности художественно-эстетического развития дошкольников по ФГОС ДО 3. Организация художественно-эстетического

1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. 1.1. Особенности образовательного процесса: При проектировании воспитательно-образовательного процесса Программа предлагает определѐнные формы:

ПАМЯТКА воспитателю по созданию условий проведения НОД с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО в педагогической науке и практике НОД - непосредственнообразовательная

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности " Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития

Основная образовательная программа дошкольного образования Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 25 Кировского района Санкт - Петербурга Программа ориентирована на

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года. Структура стандарта I. Общие положения

ЗАНЯТИЯ ПРЕДМЕТНЫМ РИСОВАНИЕМ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ С. Л. Уланова ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени

2 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения образовательных программ I.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ (далее по тексту Положение)

ФГТ и общее и различия Зам.директора МДОУ «Црр - детский сад 243 «Апельсин» Колоярова В.К. Структура I. Общие положения II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Описание адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития Государственное бюджетное общеобразовательное

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Докучаева Н.И. Нижневартовский государственный гуманитарный университет Нижневартовск, Россия SENSORY PARENTING PRESCHOOLERS IN FINE ART

Формы и методы образовательной деятельности Образовательная область «Физическое развитие» Цель гармоничное физическое развитие формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой

Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности Подготовила: Тюкова М.И. «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель По мнению

Краткая презентация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. МБДОУ «Детский сад 5 компенсирующего вида» г. Гатчина 2017 г Адаптированная

Краткая презентация рабочей программы младшей - средней группы МДОУ детский сад с.баскатовка Марксовского района Саратовской области Воспитатели: Зарубей В.И., Шибаршина И.В.. Пояснительная записка Настоящая

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации,

Тема методического диалога: «Реализация ФГОС в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации» в рамках недели федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 97» муниципального образования города Братска Консультация для воспитателей «Организация изобразительной

Особенности организации и проведения коллективных видов деятельности по ИЗО в детском саду. «Детство важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Адаптированная образовательная программа ДО далее Программа - это образовательная программа, адаптированная

Краткая презентация Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с 2 Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Возраст Продолжитель- - ность НОД в неделю Продолжи- - тельность НОД Продолжитель ность НОД в день 1-3 года 1,5 часа Не более 10мин. 16-20 мин.

Учебный план по реализации Основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад 11» (далее Учебный план) определяет содержание и организацию непрерывной

Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад города Белогорск» (далее МАДОУ) составлен в соответствии с: Федеральным законом от 29.2.202 г. 273-ФЗ «Об образовании

АННОТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА 14 «ВАСИЛЁК» Адаптированная основная образовательная

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад 2 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (МКДОУ Новоаннинский д/с 2) 403958, Россия, Волгоградская

Аннотация к рабочей программе по развитию детей второй группы раннего возраста Рабочая программа разработана воспитателями в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образовательного

Общая информация об основной общеобразовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 14» ДОУ реализует основную образовательную программу муниципального дошкольного

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Полное наименование образовательной организации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2127» Сокращенное название

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 49 комбинированного вида» Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования Образовательная программа Муниципального

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ. Направления развития и образования

Аннотация к рабочим программам дисциплин в составе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ ЦРР 7 Рабочие Программы педагогов МБДОУ ЦРР 7 определяют содержаниеи организацию

Лекция по УД «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» Тема: Виды и формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Цель: Познакомить с видами и формами организации музыкальной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 39» города Ставрополя Опыт работы «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ д/с 39

Проектирование педагогического мероприятия в условиях реализации требований ФГОС ДО Пожидаева Светлана Евгеньевна, старший воспитатель МБ ДОУ 7 III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Д/сад «Жемчужинка»» «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы). Воспитатели: Корешкова В.В. Нилова

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР (далее - Программа) Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад 14 «Ёлочка» комбинированного

Проектирование ООП в соответствии с ФГОС дошкольного образования ООП определяет: объём; содержание; планируемые результаты; организационно-педагогические условия. ООП направлена на создание: условий социальной

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Балбекина Наталья Александровна воспитатель Шаталова Анна Юрьевна воспитатель Анисимова Вера Алексеевна музыкальный руководитель МБДОУ «Д/С 62 «Золотой улей» г. Старый Оскол, Белгородская

Пояснительная записка Направленность: «Лепка.» Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям

ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Предмет ФГОС ДО Отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования

Средства выразительности В аспекте современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса и, значит, на особую роль индивидуальноориентированного обучения,

Особенности овладения изобразительной деятельностью глухими детьми В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики изобразительной деятельности как важнейшему средству формирования отношения

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

СОГЛАСОВАНО: Председатель первичной профсоюзной организации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 25» Л. Р. Гильмутдинова УТВЕРЖДЕНО: Заведующий

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Согласно ФГОС ДО, утвержденного Приказом 1155 от 17.10. 2013 г. П.2.9. ФГОС ДО: «в части формируемой участниками

Аннотация к программе по тестопластике. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала.

КАТАЛОГ СХЕМ КОНТРОЛЯ. 1.Охрана жизни и здоровья детей 1.1 Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей 1.2 Состояние участка 1.3 Организация деятельности детей в течение дня 1.4 Организация

Аннотации к рабочим программам педагогов МДОУ «Детский сад 19 «Родничок» Рабочие программы педагогов реализуют основную образовательную программу МДОУ «Детский сад 19 «Родничок», которые разрабатаны в

Возрастные особенности дошкольного возраста Дошкольный возраст от 3 до 7 лет. Отделение ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности.

МБДОУ «ЦРР Бардымский детский сад 4» Выступление на семинаре «Организация развивающей предметно пространственной среды ДОО в условиях освоения федеральных государственных стандартов дошкольного образования»

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ОДОБРЕНА решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15) ПООП разработана

«Формирование художественной культуры дошкольников через их собственное творчество» Подготовила консультацию воспитатель 2мл.гр. «А» «Фиксики» Крючкова Т.В. Радостное, счастливое настроение ребенка является

Направленность: «Лепка.» Пояснительная записка Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям

1 Консультация для педагогов по теме «Планирование воспитательно-оздоровительной работы в летний период» Лето самое особенное время в жизни каждого ребёнка. Это время движения и личных открытий. Только

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана. в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной образовательной программы дошкольного

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Консультация на тему: «Формирование интеллектуальных основ дошкольников с помощью дидактических игр» Воспитатель: Манухина Марина Михайловна г. Уварово 1 Интеллектуальное

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 5 НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (МКДОУ Новоаннинский д/с 5) 403952, Россия, Волгоградская

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Консультативно-практический центр для детей с нарушением интеллектуального

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 73» г. Рязани Рабочая программа Наименование учебного предмета Уровень образования, класс Уровень общего образования Учитель Срок реализации

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности . Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения . Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином .

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка , как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи , удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения , так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений . Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус . Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания .

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения . Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспи-тания) отдает предпочтение тому или иному виду изо-бразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора при решении учебной задачи, он по-лучает оптимальные условия для своего художественного развития.

Формы организации изобразительной деятельности.

Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий. Эти занятия проводятся систематически по заранее разработанному плану и в порядке нарастания сложности.

Часто в дошкольных образовательных учреждениях проводятся интегрированные занятия, объединяющие разнообразные виды художественно-эстетической деятельности: музыкальную, театрально-игровую, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Главная цель таких занятий - возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.

Организованные развлечения как форма работы с детьми дошколь-ного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств.

Праздники, организуемые в дошкольном учреждении, - также важная форма эстетического воспитания.

При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития и эстетического воспитания. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

Самостоятельная художественная деятельность - процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к окружающему миру и к себе (в посильной для него форме). Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индиви-дуальных потребностей. Самостоятельная деятельность отвечает потребно-стям детей, выявляя их художественные наклонности. И хотя дети не всегда правильно поют, не очень точно двигаются, но увлеченность их велика, поскольку делается это по их собственному желанию и инициативе. Для воплощения имеющегося у них замысла дошкольники нуждаются в определенных умениях и навыках, способах самостоятельных действий. Вот почему так важно учитывать связь между музыкальными занятиями и самостоятель-ной деятельностью детей.

Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей. При организации коллективных занятий прежде всего учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствует преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка.

Елена Подольская
Изобразительная деятельность в ДОУ

1. Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения изобразительной деятельности , особенности организации и проведения фронтальных, коллективных, комплексных занятий.

Введение.

1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение, это самый сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. В современных системах образования большинства развитых стран дошкольному образованию в последнее время придается большое значение. Ведь в дошкольном возрасте закладываются все основные параметры и особенности личности, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными проблемами. В этой связи актуальным является изучение современных форм организации образовательной деятельности дошкольников .

Общая характеристика форм организации детской изобразительной деятельности .

1 Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности .

В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности : предметное, сюжетное, декоративное . При этом нередко добавляют : «и по замыслу» . Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему.

Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности . Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей , сформулированной в задачах :

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения ;

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность , свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность , но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса.

Выделение разных типов занятий в определенной мере связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Обучение, предполагающее прямую передачу дошкольникам «готовых» знаний, умений, преобладает на занятиях первого типа. Общие дидактические методы обучения, прямо соотносятся с этими типами занятий : информационно-рецептивный - с занятием по сообщению новых знаний, репродуктивный - с занятиями по упражнению в применении знаний и умений, частично поисковый (эвристический) и исследовательский - с творческими. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы и приемы (обследование, беседа и т. п., определяя характер познавательной деятельности детей в каждом из них.

Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности . В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения . Иногда такая информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников . При наличии такой информации педагог может дифференцирование строить индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы.

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) . По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

По характеру выбора темы : на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу» ).

По источнику тем замыслов : занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения) ; на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Остановимся на их характеристике более подробно.

Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения , по представлению, памяти, с натуры. Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения , в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить . Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.

Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного) . Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду» , «На чем хочу покататься» , «Радостный денек» и т. п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность , при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Смысл их в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению.

Изображение (рисование) с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. Н. П. Сакулина одна из первых обратилась к этому виду рисования. Наиболее глубокое исследование на эту тему проведено Р. Г. Казаковой.

В исследовании Р. Г. Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.

Задачи обучения в таком виде занятия : учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке) . Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения . Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности , делают ее более осмысленной.

2. Формы и методы организации совместной деятельности вне занятий .

2. Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» :

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей . Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

3. Особенности организации развлечений по изобразительной деятельности .

3. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются :

Создание обстановки эмоционального благополучия;

Создание и обновление предметно-развивающей среды;

Творческий подход к содержанию образования;

Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

Использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

Синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности ;

Осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной , музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);

Взаимодействие с семьями воспитанников;

Преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников : педагогов, детей, родителей.

Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. «Мозаика –Синтез, 2010, «Образовательной программой ДОУ» в сочетании с парциальными программами : Программой эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество.» (авт. Т. С. Комарова, А,В. Антонова, М. Б. Зацепина) ; «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О. Л.) ; «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.) ; «Ритмическая мозаика» (авт. А. И. Буренина) .

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг :

функционируют кружки эстетической направленности : «Умелец» - по изобразительной деятельности ; «В гостях у сказки» - театральный; «Творческая мастерская» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Создан учебно-методический комплект :

Программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;

Перспективные планы по приоритетному направлению работы : кружковой деятельности по всем группам ;

Конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

Сделан подбор дидактических музыкальных игр;

Библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через :

Занятия по изобразительной деятельности ,

Занятия по музыкальному воспитанию,

Театрализованную деятельность ,

Кружковую работу,

Индивидуальную работу,

Выставки детских работ, персональные выставки,

Посещение театров,

Праздники, концерты, спектакли.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды :

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Севера;

Имеется костюмерная с театральным реквизитом;

Открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности , готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения ;

В изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров, необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;

Создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;

В старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы» , где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа;

Подобраны коллекции картин русских художников;

Обширная медиатека;

Аудио и видео-коллекция;

Аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;

Имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;

Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры : в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.