Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Играем в сказку» в средней группе. Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе детского сада Нод по социализации в средней группе

Конспект открытого занятия по социализации в средней группе с применением инновационных технологий + технологическая карта.

Тема: «Что общего у продавца и повара?»

Педагогические цели : закрепить знания детей о профессиях продавец и повар, а также найти взаимосвязь между ними; учить отличать к какой профессии что относится; учить работать в командах; учить проявлять инициативу в выборе своего задания.

Планируемые результаты:

Способы:

    Вопросы;

    Беседа о профессиях;

    Рассматривание изображений и журналов с профессиями: повар и продавец;

    Физкультминутка по видео «Все профессии нужны, все профессии важны»;

    Просмотр презентации «Продавец + Повар =?»;

    Рисование и раскрашивание;

    Пазлы;

    Дидактические игры: «Витрина в магазине» и «Пицца»;

    Просмотр видео (Смонтированный фильм из сюжетно-ролевых игр, проведенных в группе ранее);

    Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кухня», «Ресторан».

Средства реализации: плакат А3, книги и картинки с изображением профессий: продавец, повар; профессиональные атрибуты: костюмы и орудия труда повара и продавца; интерактивная доска; пазлы тематические. Дидактические игры: журналы с наклейками «Витрина в магазине» и «Пицца»; все для рисования.

Инновационные технологии: АМО, «Детский совет», «ТРИЗ»

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей:

Детский совет»

(В центре ковра лежит плакат, а вокруг него лежат карточки (полкруга из оранжевых, полкруга из желтых по количеству детей) возле плаката сидит кукла, одетая в 2 комплекта одежды: повар и продавец.)

Расскажите, кто из вас знает, что такое профессия? А как мы можем с вами познакомиться с какой-либо профессией? (рассматривание журналов, книг, изображений; узнать у взрослых; рисовать, раскрашивать; учить стихотворения; смотреть фильмы, презентации; знакомиться с орудиями труда разных профессий и др.).

Перед тем как мы приступим к своим занятиям, давайте вспомним про все профессии и изобразим их. (Эта часть длится примерно 3 минуты)

Физкультминутка (3 минуты)

(3 минуты)

Мы вспомнили кто такие продавцы и повара, как они работают, где они работают и другие их особенности. Обратите внимание, на ваших столах разные задания. У желтого стола все связано с продавцом, а у оранжевого все связано с поваром. На совете мы распределили каждому свое задание, давайте приступим.

Воспитатель помогает детям распределить задания, подходит к каждому ребенку прорабатывает с ним отдельно. Дети рисуют, раскрашивают, рассматривают иллюстрации и картинки; учат стихотворения, играют в дидактические игры, собирают пазлы. Желающие ребята с каждого стола по одному ребенку одевают костюмы: повар и продавец и продолжают занятие в костюмах. (данная часть длится примерно 8 минут)

Воспитатель предлагает ребятам отвлечься от их занятий и посмотреть видеофильм:

Видео (2 минуты)

.

У нас уже есть продавец, есть повар, пройдемте в группу и поиграем в целое производство. У нас еще будут покупатели, официанты и посетители нашего ресторана. (длительность занятия 20-21 минута)

(Дети уходят в сюжетно-ролевые игры, акцент на том, что это было занятие и оно закончилось не делается. В конце дня все собираются повторно на «Детский совет» и отмечают галочкой на плакате, то, что выполнили, а то, что не успели, оставляем на завтра).

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности средней группы

по теме «Труд взрослых. Профессии»

Дата: 25.10.2018

Раздел: Социализация

Тема: «Что общего у продавца и повара?!»

Педагогические цели : закрепить знания детей о профессиях продавец и повар, а так же найти взаимосвязь между ними; учить отличать к какой профессии что относится; учить работать в командах; учить проявлять инициативу в выборе своего задания.

Планируемые результаты: ребенок знает, как выглядят продавец и повар, знает, чем они взаимосвязаны; называют места, где кто работают. Отличают и называют орудия труда, относящиеся к каждой профессии. Дети могут работать сообща в команде, выбирать сами себе занятие.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Средства реализации: плакат А3, книги и картинки с изображением профессий: продавец, повар; профессиональные атрибуты: костюмы и орудия труда повара и продавца; интерактивная доска; пазлы тематические. Дидактические игры: журналы с наклейками «Витрина в магазине» и «Пицца»; все для рисования

Организационная структура игрового занятия

Этапы

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

Ребята, наша кукла Катя сегодня пригласила нас на « Детский совет» , хочет о чем-то пообщаться с нами. Давайте присядем вокруг нее.

(Вокруг плаката лежат карточки (полкруга из оранжевых, полкруга из желтых по количеству детей) возле плаката сидит кукла, одетая в 2 комплекта одежды: повар и продавец.)

Эмоционально реагируют на происходящее.

По технологии «Детский совет» собираются на коврике вокруг плаката. Каждый ребенок садится возле карточки.

Организационно – поисковый

Наша Катя хочет поговорить о профессиях. Но посмотрите, что одето на ней? О какой профессии она хочет поговорить?

Наверно Катя хочет поговорить о двух профессиях: повар и продавец, но не знает, что у них есть общее, поэтому у нее такая неразбериха в одежде. Поможем ей разобраться?

Расскажите, кто из вас знает, что такое профессия?

А как мы можем с вами познакомиться с какой-либо профессией?

Правильно, можно по-разному узнать и познакомиться с профессией, давайте тогда вы сами определитесь, какой способ вам нравится больше?! А я запишу в наш план ответственных за каждое задание. (плакат расчерчен по блокам, в каждом блоке индивидуальное задание, когда ребенок выбрал свое задание, воспитатель пишет имя ребенка в соответствующем блоке).

Повесим наш план-плакат на мольберт и в конце дня мы отметим, что из этого мы сделали, а что еще предстоит сделать завтра. Посмотрите ребята, у нас 2 стола: желтый и оранжевый, а у вас в руках карточки. Проходите за желтый стол, у кого желтая карточка и за оранжевый, у кого оранжевая карточка.

Перед тем как мы приступим к своим занятиям, давайте вспомним про все профессии и изобразим их.

Физкультминутка

(видео на интерактивной доске «Все профессии нужны, все профессии важны»).

Показ презентации «Продавец + Повар =?»

Мы вспомнили кто такие продавцы и повара, как они работают, где они работают и другие их особенности. Обратите внимание, на ваших столах разные задания. У желтого стола все связано с поваром, а у оранжевого все связано с продавцом. На совете мы распределили каждому свое задание, давайте приступим.

Мы с вами играли в сюжетно-ролевые игры по отдельности «Магазин» и «Ресторан». Давайте, посмотрим на видео, что у нас получилось.

Видео

(Смонтированный фильм из сюжетно-ролевых игр, проведенных в группе ранее)

А вы заметили, где повар взял продукты, чтоб их приготовить в ресторане? Правильно, чтоб повару приготовить продукты, нужно купить их в магазине . Значит, вот что связывает эти две разные профессии. Что мы посоветуем нашей кукле? Что нужно определиться в одной профессии и форму подбирать для одной какой-либо профессии.

Соглашаются поговорить, рассматривают куклу, отвечают.

Соглашаются.

Ответы детей.

Выбирают себе задания (рисовать, учить стихотворение, пазлы, дидактическая игра, картинки, журналы….)

Встают

Проходят к столам.

Повторяют движения.

Смотрят презентацию.

Выполняют индивидуальные задания.

Смотрят видео.

Высказывают свои предположения.

Проговаривают вывод

Советуют кукле.

Рефлексивно – корригирующий.

А сейчас и мы с вами оденем формы продавца и повара. Пройдем в группу и поиграем в целое производство. У нас будут продавцы, покупатели, повара, официанты и посетители нашего ресторана.

Одевают костюмы, идут в группу, играют в сюжетные игры.

Программное содержание:

— способствовать психологическому развитию и социализации детей;

— уточнить и расширить представление детей о дружбе, товариществе, дружеских взаимоотношениях между людьми;

— развивать коммуникативно – речевые способности;

— умение легко и непринужденно общаться, договариваться со взрослыми и сверстниками, находить выход из различных ситуаций;

— развивать умение высказывать собственное моральное суждение;

— развивать внимание, воображение, память, мышление, умение различать и называть эмоциональное состояние;

— вызвать положительные эмоции, используя элементы игровых упражнений;

— воспитывать доброту, чуткость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения между детьми посредством произведения В. А. Сухомлинского.

Материал: «волшебная» шкатулка для приветствия (сюрпризный момент), клубок ниток, рассказы для детей о дружбе, иллюстрации к произведениям, кукла, цветок «Дружбы», дидактическая игра «Правила поведения в детском саду».

Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Что такое дружба», дидактическая игра «Кто с кем дружит?», хороводно – подвижная игра «В этом доме мы семья», рассмотрение иллюстраций на развитие эмоций и эмпатии.

Ход занятия в средней группе детского сада

Сюрпризный момент

Воспитатель: Доброе утро, дети! Вы такие сегодня красивые, красивые, веселые. Я хочу, чтобы ваше хорошее настроение сопровождало вас на протяжении всего дня и поэтому приготовила для вас сюрприз. Взгляните — это волшебная шкатулка, она нам сегодня поможет. Вам интересно узнать что там? Тогда давайте сядем все в круг и с помощью волшебного клубочка сплетем паутинку комплиментов.

Приветствие «Клубок комплиментов»

А начну первой я: «Ксюша, у тебя очень красивая улыбка…»

(дети по очереди передают клубок и говорят комплименты друг другу).

Воспитатель: Вот, посмотрите, какая красивая получилась у нас паутинка. Мы сложим ее в нашу волшебную шкатулку и она будет нас согревать вашими замечательными комплиментами, приятными словами в течение всего дня.

Воспитатель. — Дети, а знаете ли вы что такое дружба? А как нужно вести себя с друзьями и вообще с людьми? Я приглашаю вас послушать историю про 2 девочек…

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

— В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

— Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

(Воспитатель задает вопросы, а дети дают ответы и выбирают соответствующие картинки-изображения к произведению)

Вопросы детям по произведению.

— Молодцы, ребята, все правильно ответили.

— Ой, кто стучится, слышите?

(Заходит воспитатель с куклой-персоной)

Воспитатель: Добрый день, дети! Я к вам не одна пришла. Помните эту девочку? Да, это Светочка. Она мне рассказала на ушко, что ее привела в наш садик мама. В прошлый раз Светлане так понравилось в нашей группе, что она снова попросилась к нам.

Дети, и не кажется ли вам, что Света какая-то грустная? Давайте спросим у нее что случилось?

(Дети задают вопросы кукле, а она через воспитателя-переводчика дает ответ на них)

Дети, Светочка сказала, что дети из группы в которой она ходит постоянно ссорятся и совсем не умеют дружить. Светочка просит, чтобы вы рассказали ей правила поведения в детском саду. И тогда она сможет научить пользоваться ими детей в своей группе. (Дети рассказывают правила поведения в детском саду).

Молодцы! Теперь Света все запомнила и научит этим правилам других детей.

– Дети, а вам интересно узнать еще о чем-то у Светы?

(Дети обмениваются вопросами с куклой-персоной)

Малыши, сразу видно, что вы дружные, умеете дружить и знаете как надо вести себя в садике. Давайте вместе поиграем игру.

Хороводная игра «В этом доме мы семья»

Дети с воспитателем становятся в кругу, поют, выполняют соответствующие движения.

В этом доме мы семья (идут по кругу).

В этом доме мы семья, Мы и вы, и ты, и я! (останавливаются, руки в стороны, вперед к груди).

Руку дай тому, кто слева (левую руку в сторону – вниз).

Руку дай тому, кто справа (правую руку в сторону –вниз)

Мы – одна семья! (берутся за руки, поднимают их).

В этом доме мы семья, (идут по кругу)

В этом доме мы семья. Мы и вы, и ты, и я!

(останавливаются, руки в стороны, вперед, к груди).

Улыбнись тому, кто слева, (поворачивают голову влево, улыбаются соседу).

Улыбнись тому, кто справа (поворачивают голову вправо, улыбаются соседу).

Мы — одна семья! (Берутся за руки, поднимают их).

Вот, как хорошо быть дружными, мы действительно с вами стали как одна семья. И нашей Свете пора возвращаться в свою группу. Я провожу ее. До свидания, дети! Дети, как же хорошо, когда вы все такие дружные! Я надеюсь, не забудете правила дружбы и правила поведения в садике. Я предлагаю вам на память сложить цветок «Дружбы»

Дидактическая игра «Цветок Дружбы»

Дети называют правила и выкладывают их на лепесточки цветка.

Итог. Рефлексия

Понравилось ли вам сегодня занятие?

Что больше всего запомнилось вам сегодня?

Мне тоже было очень приятно и интересно вместе с вами, потому что вы настоящие друзья!

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Детский сад №1520» СВАО г. Москвы

Конспект открытой образовательной деятельности

ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ

ВО СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Научим Шапокляк дружить»

Подготовила: воспитатель Iкв. категории Городничева Нина Васильевна

г.Москва

2014год

Цель: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Задачи:

- Обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба»;

Совершенствовать умение оценивать свои поступки и поступки людей;

Развивать социальные чувства;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание заботиться о друзьях.

Предварительная работа.

Беседы с детьми о дружбе, разбор ситуаций с хорошими и плохими поступками, прослушивание песен о дружбе, заучивание пословиц.

Словарная работа.

Дружба, друг, доброта.

Оборудование: игрушка цветок, магнитофон с записью песни Шапокляк, Барбарики, конверт с письмом от Шапокляк, нарисованный дом, окошки с картинками хороших и плохих поступков, сердитые и веселые смайлики.

ПРИВЕТСТВИЕ

Ребята,давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу. Посмотрите, у меня есть волшебный цветок, он поможет нам сказать друг другу добрые пожелания. Мы будем передавать цветок по кругу и говорить: «Я желаю тебе …»(дети по кругу говорят пожелания друг другу).

В нашей группе стало теплее и светлее от ваших пожеланий. И теперь у нас весь день будет хорошее,радостное настроение.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Стук в дверь,приносят конверт с письмом. На конверте изображение Шапокляк.
-Ребята, вы узнали, кто это? (ответы)

Давайте прочитаем, о чем нам пишет старушка Шапокляк.

Здравствуйте,ребята. Мне нужна ваша помощь. Я хочу построить дом Дружбы, но у меня нет друзей и никто не хочет со мной дружить.

А дружу я так…

Прослушивание песни Шапокляк «Хорошими делами прославиться нельзя»

СОВЕТЫ ОТ ШАПОКЛЯК,КАК НАДО ДРУЖИТЬ.


Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножку подставлять.
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
Тебе на них плевать.

Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.

Правильно Шапокляк поступает с друзьями?

(ответы детей)

Подвести детей к выводу: друг- это человек, с которым интересно игратьгулять, с которым можно разделить и радость и печаль. Друзья помогают друг другу, заботятся друг о друге.

Ребята, давайте поиграем в интересную игру, которая поможет разобраться нам,как нужно поступать, а как не надо.

Дети садятся на стульчики и берут смайлики. (игровая технология)

Возьмите смайлики в руки. Красный смайлик сердитый, а желтый – веселый. Если я буду говорить о хорошем поступке, вы поднимите желтый смайлик и скажите: Это я,это я, это все мои друзья! А если я скажу о плохом поступке, вы покажете красный смайлик и скажите: Нет не я,нет не я и конечно не друзья!

1.Будем дружно мы играть

И друг другу уступать.

2.Апельсины и конфеты

Ест один в шкафу без света.

3.Кто всегда поможет другу,

Кто в беде протянет руку.

4.Будем драки затевать

Всех в округе обижать.

5.Кто не струсит никогда

Если помощь вдруг нужна.

6.Со всеми честен кто всегда,

Кто не врун, не ябеда.

7.Кого любят все вокруг

Кто же лучший в мире друг?

Ребята, а вы часто ссоритесь со своими друзьями? (ответы детей)

Вы прощаете своих друзей, если они вас обидели? Как вы миритесь?(ответы детей)

Конечно, нужно прощать друг другу ошибки и уметь мириться. Предлагаю вам выучить мирилку. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться поскорей!

Теперь,вы знаете, как можно быстро помириться с другом.

Ребята, а давайте поможем Шапокляк построить дом Дружбы. Но сначала

Поиграем с нашими дружными пальчиками.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. (здоровьесберегающая технология)

Тук-тук молотком,

Стоим-строим новый дом.

Этот дом для Маши,

Этот дом для Саши,

Этот дом для Даши,

Этот – для Наташи.

Этот дом для Ксюши,

Этот – для Андрюши.

Все соседи, все друзья,

Жить без дружбы нам нельзя!

Посмотрите, у нас на доске изображен дом. На столе лежат окошки, в которых происходят хорошие и плохие поступки. Как вы думаете, в доме Дружбы, с какими поступками должны быть окошки?(ответы детей)

Нам надо окошки с хорошими поступками приклеить на дом.

Дети выбирают окошки и приклеивают к дому.

Посмотрите, какой добрый у нас получился дом Дружбы. Этот дом мы пошлем по почте Шапокляк, и она обязательно найдет друзей и научится дружить.

Мы хорошо потрудились, теперь, давайте отдохнем. Вставайте в круг и мы поиграем в дружных зверят.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (здоровьесберегающая технология)

Солнечным весенним днем
Мы с друзьями в лес пойдем

(дети берутся за руки и идут по кругу)

Зайчик веселый

(поворот головы, показывая уши)

Смелый щенок

(руки на поясе, нога вперед)

Шустрая белка

(прыгают)

Мишутка дружок

(косолапят)

Вот выходим мы на луг

(идут по кругу)

Ты мой друг и я твой друг

(показывают руками)

К солнцу дружно потянулись

(тянуться за руками вверх)

Обнялись и улыбнулись

(движения по тексту)

Ребята, мы много сегодня говорили о дружбе, о друзьях. Давайте вспомним пословицы о дружбе,которые вы уже знаете.

Дети говорят пословицы.

Нет друга ищи, а найдешь- береги.

Дружба начинается с улыбки.

Будете друг за дружку держаться, можете ничего не бояться.

Друг познается в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Как аукнется, так и откликнется.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Молодцы, ребята! Вам понравилось, как мы сегодня с вами играли? Что вам понравилось больше всего?

Я очень рада, что вы такие дружные ребята. И надеюсь, что вы будете всегда поступать только хорошо и будете настоящими друзьями.
- А Шапокляк, в знак благодарности за нашу помощь, прислала вам в своем письме чупа- чупсы (сердечки)дружбы.

Под музыку Барбарики детям раздаются чупа-чупсы(сердечки)


Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к одежде русских людей.

Задачи:

Формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, зипун);

Вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц;

Обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, трудовой, коммуникативной деятельности.

Оборудование : кукла домовенок Кузя, набор одежды мужского русского национального костюма (для Кузи), тематический альбом «Русский национальный костюм», бусинки, бисер, сухие ягоды, береста для изготовления бус, одежда с вышивкой и украшения для куклы.

Воспитатель. Ребята, нас сегодня снова в гости приглашает домовенок Кузя.

Под звуки русской народной песни «Крутись, веретенце» дети отправляются к Кузе.

Дети . Здравствуй, Кузя!

Никто не отвечает.

Здравствуй, Кузя! (Здороваются громче.)

Вдруг откуда-то слышится: «Помогите! Помогите!»

Воспитатель . Ребята, это вроде бы Кузин голос. Кузя, ты где!?

Дети и воспитатель начинают его искать. Открывают сундук, там сидит Кузя, на нем надет сарафан.

Кузя, что ты здесь делаешь? Зачем надел сарафан?

Кузя. Меня пригласила в гости Аленушка, у нее сегодня день рождения. Я хотел красиво нарядиться. Думал-думал и вспомнил, что бабушка, когда в гости собирается, всегда сарафан надевает. Только я в нем запутался и поэтому не могу из сундука выбраться. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель достает Кузю из сундука.

Воспитатель. Кузя, ты ведь мальчик! Ребята, разве мальчики и мужчины сарафаны носят?

Дети. Нет.

Воспитатель . Какую одежду в старину носили мужчины на Руси?

Дети. Рубаху с поясом и порты.

Воспитатель . Правильно, мужчины носили рубахи и порты. Одежду подвязывали поясом. На ногах мужчины носили лапти или сапоги.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением мужского русского народного костюма.

А что носили женщины?

Дети . Женщины носили длинные рубахи, поверх которых надевали сарафан.

Кузя . Я и надел сарафан поверх своей рубахи.

Воспитатель . Нет, Кузя, у женщин были совсем другие рубахи: длинные, и сарафаны тоже длинные, до пола, чтобы тепло было. На голове - платок, кокошник. На ногах женщины носили лапти.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением женского русского народного костюма.

Здесь у бабушки в сундуке много разной одежды и для мужчин, и для женщин. Есть праздничная, есть и повседневная. Праздничную одежду люди украшали вышивкой. Рукава, ворот, пояс расшивали узорами. На кокошнике у женщин - бусинки, бисер. Вот какие раньше были мастерицы, рукодельницы!

Рассказ воспитателя сопровождается показом одежды или иллюстраций с изображением повседневной и праздничной одежды русских людей.

Кузя, мы с ребятами поможем тебе нарядиться. Вот тебе праздничная рубаха и порты! (Надевает их на Кузю.) Подвяжем рубаху поясом, расшитым красивыми узорами! На ноги тебе наденем лапти. Посмотри, какой ты стал нарядный и красивый!

Кузя рассматривает себя в зеркале.

Кузя. Но я не могу зимой по улице идти в такой одежде, мне будет холодно! Что же носили для тепла русские люди?

Дети. Зипуны, валенки.

Воспитатель. Верно, ребята, зимой мужчины и женщины для тепла носили зипуны, на ногах - валенки.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением одежды, которую носили русские люди зимой.

Воспитатель надевает на Кузю зипун, шапку, валенки.

Ребята у нас здесь много кукол, они тоже хотят идти на день рождения к Аленушке. Поможем им нарядиться!?

Дидактическая игра «Одень Машу в русский национальный костюм»

Каждый ребенок надевает на свою куклу нарядную праздничную одежду с вышивкой, украшения: бусы, серьги. По предложению воспитателя читают потешку:

А, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги -

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки -

Куплю Маше башмаки.

Останутся гроши -

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки -

Куплю Маше подушки.

Кузя . Какие красивые бусы у Маши, я такие хочу подарить Аленушке на день рождения.

Воспитатель . Ребята, что же нам делать, как помочь Кузе? Где взять бусы?

Дети. Купить, нарисовать, смастерить самим.

Воспитатель. У меня есть различные бусинки, сухие ягоды, береста, давайте соберем из них для Аленушки бусы. А Кузя подарит их ей.

Дети мастерят бусы.

Кузя. Спасибо, ребята! До свидания!

НОД по социально – коммуникативному развитию.

Средний возраст.

Тема: «Ребята, давайте жить дружно!»

Цель: Учить детей анализировать причины ссор; продолжать учить определять эмоцию и передавать ее вербальным и невербальным способом общения; развивать способности самостоятельной регуляции межличностных конфликтов (договориться, извиниться, уступить).

Задачи:

1. Формировать у детей умения находить способы разрешения ссор, показать на примерах пути решения проблемы.

2. Воспитывать товарищеские чувства, взаимовыручку, взаимопонимание.

3. Формировать у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества.

4. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность, формировать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок.

Демонстрационный материал: Кукольный театр, мешочек.

Раздаточный материал: картинки – смайлики, камушки, сердечки, картинки с изображением мышки и мишки.

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в группу.

Я: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, посмотрите сколько у нас гостей.

Давайте с ними поздороваемся.

ДЕТИ: Здравствуйте!

Я: Ребята, а как еще можно поздороваться?

Дети: Словами, мимикой, пожать руку.

Я: Давайте подойдем к гостям и пожмем им руки.

Ребята, а вы почувствовали, что у наших гостей теплые ладошки?

Дети: Да, почувствовали.

Я: А знаете почему?

Дети: Почему?

Я: Потому что наши гости добрые и поделились своим теплом.

В группе раздается громкий плач.

Я: Посмотрите, кто это? (подходим к ширме)

Дети: Мышка.

Я: Мышка, почему ты плачешь? Что у тебя случилось?

Мышка: Я гуляла во дворе и решила слепить снеговика, а тут пришел медведь и сломал его.

Я: Да, мышка, и правда беда. Ребята, скажите, разве мишка поступил хорошо?

Дети: Нет.

Я: Мышка, вот наши ребята никогда не ссорятся, потому что умеют договариваться.

Ребята, надо как – то нам помирить их. Я предлагаю вам поиграть в игру «Мешочек примирения». Каждый из вас возьмет по камушку, и перед тем как положить его в наш мешочек, скажет доброе, вежливое слово.

(Дети берут камушки и говорят слова).

Я: Молодцы! Давайте этот мешочек подарим нашей мышке, чтобы она успокоилась. Мышка, возьми пожалуйста мешочек.

Мышка: Спасибо вам ребята.

Я: Ребята, а как вы думаете, добрые слова с каким лицом нужно говорить?

Дети: Добрым, улыбчивым, радостным, веселым.

Я: Правильно! Посмотрите, на столе лежат картинки. Давайте выберем с вами те карточки, на которых изображены только добрые и веселые лица. (дети подходят к столу)

Я: Молодцы, давайте эти карточки мы подарим мышке и мишке, чтобы они почаще смотрели на них, улыбались и нас вспоминали.

Мышка и мишка: Спасибо ребята.

Я: А, как еще можно помириться, если друзья вдруг поссорились? Как мы с вами обычно миримся?

Дети: Рассказываем «мирилку».

Я: Давайте мышке и мишке покажем нашу мирилку. А вы повторяйте за нами.

(Дети встают парами, берутся за руки и проговаривают «Мирилку»)

Больше ссориться не нужно,

Мир и дружба, мир и дружба.

Будем мы с тобой дружить,

Нашей дружбой дорожить.

Мир, мир – навсегда,

Ссора, ссора – никогда!

Я: Посмотрите ребята, мишка с мышкой помирились, подружились.

Ребята, а я еще одну новую игру знаю, называется она «ДОБРО - ЗЛО». Хотите поиграть?

Я: Я буду называть хорошие и плохие поступки. Если поступок хороший, то вы хлопаете в ладоши. А если этот поступок плохой, тогда будете грозить пальцем и топать ногами.

Мальчик обидел девочку.

Ребята все дружно играют.

Девочка не уступила место в автобусе бабушке.

Мальчики дерутся.

Девочка не дает свои игрушки.

Мальчик топчет цветы.

Ребята покормили птиц хлебом.

Воспитатель обращает детей на то, что мышка и мишка играют вместе с детьми.

Я: Посмотрите ребята, а нашим друзьям тоже понравилась эта игра.

Мишка и мышка: Спасибо вам ребята, за то, что вы нас помирили, мы теперь больше никогда не будем ссориться.

Мишка и мышка: У нас для вас есть подарок.

Дети: Спасибо.

Итог занятия:

Что мы сегодня с вами делали?

Что вам больше понравилось?

Кого вы научите дома делать хорошие поступки?

Я: Молодцы ребята, а теперь пора прощаться. Досвидания!

Программное содержание:

Образовательная:

Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова. Формировать позитивное отношение к сверстникам у детей 5-6 лет.

Развивающие:

Развивать умение слушать и понимать других, умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом.

Воспитательные:

Воспитывать потребность в дружеских отношениях, чувство доверия, сплоченности.

Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.

Материал и оборудование:

Магнитофон с записью;

Набор шаров темного цвета с заданиями;

Лепестки цветов;

Картинки с хорошими и плохими поступками;

Пиктограммы с эмоциями;

Предварительная работа:

Беседа. Наклеивание пиктограммы. Игра «Подари другу улыбку». Проведение серии занятий «Я и другие».

Длительность занятия: 20-25 мин

Пояснительная записка

Для формирования положительного отношения к себе, к окружающему миру, к взаимодействию с другими детьми ребенку необходим собственный практический опыт сотрудничества, который позволяет ему прочувствовать, как достичь важных для него целей, учитывая интересы других детей. Пережив радость, единство в совместных действиях, ребенок будет стремиться к общению, пробуждая и в других эти чувства.

Основная задача – создание определенной атмосферы, «пространства содействия», под влиянием которых дети открывают для себя партнера, ощущают радость взаимопонимания и достижения общего результата в совместной деятельности.

В процессе игр с правилами пробуждаем у детей чувство сплоченности и переживание группового успеха в результате согласованных действий. Через проблемные игровые ситуации побуждаем детей проявлять уверенность в действиях, от которых зависит общий результат.

Приобретая позитивный опыт достижения согласия в общем деле при сохранении возможности выразить собственное мнение, ребенок становится эмоционально активным, он охотно взаимодействует со сверстниками. Учится устанавливать и поддерживать контакты с разными категориями людей, быть способным действовать в команде, заинтересовать и мотивировать в деятельности других.

Ход занятия

Воспитатель : Для начала мы с вами поздороваемся с нашими гостями «Здравствуйте!»

“Здравствуйте!” - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы ни пришли, в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или встретили знакомого человека, первым делом нужно сказать вежливое слово “Здравствуйте!” А как еще можно поприветствовать друг друга? “Доброе утро!”, “Добрый день!”, “Добрый вечер!”, а если встретили друга, то ему можно сказать: “Привет!”

Сюрпризный момент.

Включается магнитофонная запись:

«Сегодня произошло чрезвычайное происшествие. Все злючки, колючки, и вреднючки вырвались наружу и разлетелись по детским садам. Будьте осторожны, там, где появляются эти шары происходят страшные изменения. Люди становятся злыми, вредными и жадными».

Воспитатель:

Ой аж страшно стало, давайте посмотрим не залетели ли к нам такие нехорошие шары. (Ходят везде смотрят, заходят в спальню там находят шары и выносят их в группу). Ну надо же ребята, залетели прямо к нам в садик и самое неприятное ни к кому нибудь а к нам в группу. А я знаю почему, хотите скажу. Потому что в нашей группе все ребята дружные, а они хотят всех поссорить, обидеть, научить вредничать, ябедничать, грубить. Посмотрите какие они некрасивые и цвета у них темные. (Рассматривают шары). (Беседа о цветах шариков)

Я предлагаю, нам нужно их поймать, чтобы они больше никогда не вернулись к нам и вдругие детские садики. Давайте начнем вот с этого шарика, посмотрим что здесь написано и нарисовано.

(Воспитатель подходит и читает записку на шаре ЗЛОСТЬ). Этот шарик называется ЗЛОСТЬ.

Он хочет, чтобы мы были злыми. А мы разве злые, давайте покажем – какие мы добрые.

Игровое упражнение «Зеркало».

Воспитатель:

Я покажу вам три выражения лица.

А вы отгадайте, какое выражение лица я показываю? Какое выражение лица я пыталась вам показать?

Дети: Злое.

Воспитатель:

Верно, злое лицо. Давайте все покажем злое лицо.

Воспитатель: А теперь?

Дети: Печальное.

Воспитатель : Правильно, печальное. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо.

Воспитатель : Показываю третье лицо. Какое? Третье лицо – счастливое. Для этого давайте широко улыбнемся и посмотрим в зеркало. Давайте попробуем еще раз: печальное, злое, счастливое. Теперь возьмите зеркала и покажите по очереди разные лица. Какое лицо вам больше всего понравилось.

Дети: Правильно – счастливое.

Воспитатель: Смотрите что происходит с шариком, он сдувается. (Шарик сдулся)

Воспитатель с детьми подходит ко второму шару (ГРУБИЯНУ)

Воспитатель : Этот шар хочет, чтобы мы научились грубить.

Воспитател ь: Ребята, как вы думаете, грубые невоспитанные люди кому-то нравятся?

Дети: Не нравятся.

Воспитатель : Правильно, в обществе надо уметь вести себя, обращаться к другим людям вежливо. Я вам предлагаю встать в кружок и поиграть в игру. «Ласковое слово»

Предлагается детям бросатьдруг другу мячик, и сказать ласковое, вежливое слово и передать другому ребенку. От добрых, ласковых слов шарик ГРУБИЯН сдувается.

Воспитатель с детьми подходит к третьему шару (ССОРА)

Воспитатель : Этот шар хочет нас поссорить. Ребята, а мы с вами хотим жить в ссоре?

Дети: Нет, не хотим.

Воспитатель : Да, ребята. Ссорится очень плохо.

Воспитатель . А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: вы дружные ребята?

Дети. Дружные!

Воспитатель . Какими бывают дружные ребята?

Дети. Не ссорятся, делятся игрушками, говорят друг другу добрые хорошие слова-комплементы. Желают друг другу счастья, добра, здоровья. Молодцы, а смотрите, этот шарик тоже сдувается.

Воспитатель с детьми подходит к четвертому шару (ВРЕДИНА)

Воспитатель : Этот шар хочет, чтобы мы вредничали.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат картинки с разными поступками. Посмотрите здесь расположены разные картинки, с разными поступками, и есть два домика. Давайте с вами поселим в правый домик картинки с хорошими поступками. А в левый домик картинки с плохими поступками

Воспитатель : Давайте покажем этим злючкам, вреднючкам картины с хорошими поступками. А вредничать некрасиво, неправильно.

Дети рассказывают, почему они так решили, почему выбрали именно эту картину. Воспитатель индивидуально хвалит детей, восхищается интересными вариантами, предлагаемыми детьми, поддерживает их, проявляет интерес, активизирует мыслительную деятельность детей с помощью дополнительных вопросов. Шарик сдувается.

Воспитатель с детьми подходит к пятому шару (ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ)

Воспитатель:- Этот шар хочет, чтобы мы грустили, плакали. Я вам предлагаю выбрать пиктограмму из заранее подготовленных разных эмоций.

Игра «У кого какое настроение»

(Дети выбирают пиктограмму с понравившимся выражением лица, объясняют.). Шарик сдувается.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, все шары лопнули от злости. Потому что мы все с вами дружные, вежливые, хорошие, воспитанные дети, умеем играть друг с другом, вместе решать проблемы. Я предлагаю собрать их всех и положить в баночку, чтобы они больше не разлетались.

Дети собирают всех вреднючек, злючек в баночку. Игровое упражнение «Волшебная баночка».

Воспитатель: Молодцы, всех вреднючек и злючек собрали и закрываем банку. Мы будем его открывать?

Дети: Нет!

Воспитатель : Чем больше в мире доброты, тем счастливее мы с вами.

Приглашаю всех на заключительную игру. Игровое упражнение «Улыбка».

Воспитатель: Мы свами встали в кружок, сначала давайте вспомним о чем мы с вами сегодня говорили, какие шарики к нам прилетели в гости, ……

А сейчас давайте друг другу улыбнемся, и я предлагаю из кружка сделать большую улыбку и подарить ее нашим гостям. ВСТАЮТ В ПОЛУКРУГ.

Восп . Что у нас получилось?

Дети: Улыбка.

Воспитатель : Давайте посмотрим на наших гостей, скажем спасибо, за то что они к нам пришли и подарим улыбку, чтобы она до нашей следующей встречи согревала их сердца теплом и добротой. А сейчас я предлагаю вам выбрать один карандаш любого цвета, этот цвет будет обозначать ваше настроение и раскрасить им цветок, который лежит у вас на столе. А пока вы будете раскрашивать, я вам включу песенку о дружбе.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.

2. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -224 с.

3. Краснова С. Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое время», 2008. – 104 с.

4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 2009. -48 с.

5. Ухова И. Семья – ключ к счастью// Журнал Дошкольное воспитание. 2010. №9.

Департамент образования города Москвы

Южное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 1466 имени Надежды Рушевой

ДО «Колибри»

Открытое интегрированное занятие в средней группе № 3

Воспитатель: Лунякина СН.

Социально-коммуникативное развитие.

Развитие общения, нравственное воспитание»

«В мире доброты»

Москва 2015 год


Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Программное содержание.

· Расширить и углубить представления детей о доброжела-тельном отношении к окружающим его людям. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

Материалы и оборудование.

· Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и видеокамерой внутри;

· Лист бумаги, с серединкой для цветка, лепестки

· Фломастер

Предварительная работа: чтение сказки «Белоснежка и семь гномов».

Ход занятия

1.Ритуал приветствия.

Воспитатель и дети (вместе):

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, крепенький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

2.Основная часть.

3.Игра «Слушайте внимательно!»

4.Сюрпризный момент.

(на коробке обратный адрес: Лесная поляна, от Белоснежки)

А вы знаете кто такая Белоснежка?(да)

Из какой она сказки?(Белоснежка и семь гномов)

Интересно, а что там внутри? (дети совместно с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо с видеокамерой).

Что это такое? (письмо, камера)

«Здравствуйте, ребята! Все мои друзья-гномы поссорились между собой. Не хотят больше дружить. Не знаю, что делать. Помогите их помирить, пожалуйста!»

Белоснежке нужна помощь. Поможем ей ребята?(да)

Ребята, не пойму для чего нужна видеокамера? (чтобы записать что-то.)

А как вы думаете, что мы будем записывать? (, Как мы дружно играем и не ссоримся)

Присядьте на стульчики, а я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам и записать всё на видео. (Педагог отдаёт видеокамеру).

5. Беседа на тему «Что такое дружба?»

А вы - дружные ребята? (да)

6.Упражнение «Друг к дружке».

Ухо к уху;

нос к носу;

лоб ко лбу;

колено к колену;

локоть к локтю;

спина к спине;

7.Физминутка

А сейчас мы отдохнем и разминку проведем

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши,

три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

8 .Коллективная работа «Цветок добрых слов».

Ребята сейчас мы с вами сделаем цветок добрых слов, и отправим его к лесным гномам и Белоснежке. Чтоб они посмотрели на него, прочитали наши слова и помирились.

Каждый ребенок получает лепесток цветка. Ведущий говорит

Потихоньку посидим

И цветочек смастерим

Лепесточек ты возьми

Слово доброе скажи

И к середке прикрепи

Дети подходят к воспитателю говорят доброе слово, воспитатель записывает, на лепесточке, и помогает приклеить его к серединке на ватман.

10. Итог.

Какой у нас красивый цветок получился, как вы думаете, ребята, помирятся гномы, после того, как посмотрят видеокассету и получат наш волшебный цветок? Что, по вашему мнению, покажется им особенно интересным? (ответы детей)

11. Кассету с видеозаписью запечатать в посылку и отправить Белоснежке.

А теперь ребятки мы возьмем видео камеру и отправим гномам, пусть они посмотрят какие мы дружные ребята, и тоже научатся дружить и померятся.

12. Ритуал прощания: «Улыбка»

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз дружных ребят: «С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки».

Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

1. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.

2. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.

3. Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.

Программное содержание.

· Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать в речи прилагательные.

· Способствовать сплочению детского коллектива.

· Формировать благоприятный психологический климат группы.

· Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

· Учить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов.

· Воспитывать желание помочь, поддержать другого человека. Воспитание гуманного отношения к родным и близким.

· Формировать осознание моральной стороны поступков.

· Развитие чувства эмпатии, релаксация.

Виды деятельности: продуктивная, игровая.

Форма проведения: игровая

Материалы и оборудование.

· Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и с фотоаппаратом внутри;

· Листы бумаги с изображением персонажей, фломастеры;

· Клей, персонажи для создания книжки.

Предварительная работа: чтение сказки «Белоснежка и семь гномов».

Ход занятия

1.Ритуал приветствия.

Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной.

Воспитатель и дети (вместе):

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, крепенький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

2.Основная часть.

Молодцы, ребята! А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? Конечно нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют.

3.Игра «Слушайте внимательно!»

В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.

Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.

Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.

Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.

Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!

4.Сюрпризный момент.

Раздаётся стук в дверь, младший воспитатель вносит коробку-посылку, говорит, что принёс в детский сад почтальон.

(на коробке обратный адрес: Лесная поляна, от Белоснежки)

А вы знаете кто такая Белоснежка?(да)

Из какой она сказки?(Белоснежка и семь гномов)

Интересно, а что там внутри? (дети совместно с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо с фотоаппаратом).

Что это такое? (письмо, фотоаппарат)

Садитесь на стульчики, сейчас мы его прочитаем

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Белоснежка, я живу в сказочном лесу. Все мои друзья-гномы поссорились между собой. Не хотят больше дружить. Не знаю, что делать. Помогите их помирить, пожалуйста!»

Белоснежке нужна помощь. Поможем ей ребята?(да)

Ребята, не пойму для чего нужна фотоаппарат? (чтобы записать что-то.)

А как вы думаете, что мы будем записывать? (Как мы дружно играем и не ссоримся)

Присядьте на стульчики, а я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам и сфотографировать нас. (Педагог отдаёт фотоаппарат).

5. Беседа на тему «Что такое дружба?»

А вы - дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.)

А вы знаете, есть даже поговорки о дружбе, интересно какие?

Один за всех, и все за одного

Человек без друзей, что дерево без корней

Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь

Дружба – самое, дорогое сокровище

Не одежда красит человека, а его добрые дела

Худо тому, кто добра не делает никому

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью

Друга ищи, а нашел -береги

Помогай другу везде, не оставляй его в беде

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Молодцы, ребята! Интересная беседа о дружбе и о друзьях у нас получилась.

Вы очень много знаете о дружбе. Мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор слышали Гномы. Вспомните ребята, кто может помочь лесным гномам?(ответы детей).

Да, только дружные ребята смогут помочь лесным гномам. Помните об этом!

Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. (дети встают на ковре)

6.Упражнение «Друг к дружке».

В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.

Как только я скажу фразу «друг к дружке», вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить «друг к дружке», вы должны будете найти себе нового партнёра.

Ухо к уху;

нос к носу;

лоб ко лбу;

колено к колену;

локоть к локтю;

спина к спине;

плечо к плечу (проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).

Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?

Чтобы нам быть дружными ребятами, надо не забывать здороваться каждое утро, не только с детьми но и со взрослыми. Мне бы очень хотелось, чтобы нашу игру увидели лесные гномы.

7.Физминутка

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Пусть будет шире Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои

Ты им улыбку подари.

Слева друг и справа друг

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку пожми,

Передай ему тепло твоей руки.

Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья за работу нам пора.

8.Работа в центрах активности(центр искусства, центр книги и грамоты, центр театрализованной деятельности).

Центр театрализованной деятельности

В центре перепутались все сказки, помогите им найти свои домики.

Центр искусства

На столе есть картинки с изображением персонажей, вам нужно будет нарисовать друга выбранного вами картинки, вы их докрасите и затем мы отправим их гномикам, чтобы они увидели наши картинки о дружбе.

Центр книги и грамоты

В центе книги и грамоты есть книга о дружбе, но в ней не хватает иллюстраций, давайте мы её закончим и отправим гномикам.

Дети расходятся по центрам

9. Рефлексия.

Под звон бубна дети со своими работами становятся в круг.

Ребята, покажите друг другу свои работы, которые вы сделали в центрах активности, а теперь мы их положим в посылку..

Вы не забыли еще, что то положить? Конечно фотоаппарат.

Фотоаппарат положим в посылку и отправим гномам, пусть они посмотрят какие мы дружные ребята, и тоже научатся дружить и померятся.

Стихотворение от детей

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята

Никого не обижаем

Как заботится мы знаем,

Никого в беде не бросим

Не отнимем а попросим

Пусть будет всем хорошо

Будет радостно, светло!

Программное содержание.

Образовательная область «Социализация»

— Уточнить представления детей о понятии «дружба».

— Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.

— Побуждать детей к добрым поступкам, желание оказывать помощь другим.

— Воспитывать умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению.

Образовательная область «Коммуникация»

— Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.

— Упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

— Развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц.

Образовательная область «Художественное творчество»

— Формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом.

— Развивать умение выбирать способы и средства получения результата.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель.

Форма организации детей: непосредственно образовательная интегрированная деятельность.

Предварительная работа: разучивание пословиц, проведение этических бесед, организация словесных игр, включение проблемных ситуаций в сюжетно-ролевые игры, организация ручного труда, разучивание песен о дружбе, разучивание музыкальных коммуникативных игр, разучивание пальчиковых игр и динамических пауз.

Материал:

Видеозапись новостей сказочной страны, набор пословиц, кроссворд, карточки с предложениями, волшебная шкатулка с карточками-схемами, пиктограммы, волшебная палочка, цветная бумага, клей, ножницы, тарелочки для мусора, для рабочих инструментов, клеёнки, салфетки, ватман, презентация непосредственной образовательной деятельности, мольберт.

Сценарное содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный этап.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг». Дети под музыку входят в зал.

Ребята, я очень рада нашей встрече.

Появляется видео:

Внимание! Внимание! Говорит и показывает сказочное телевидение. В цветущей сказочной стране исчезла дружба. Жители этой страны поссорились и не могут помириться. Весь сказочный мир просит о помощи.

Что делать? Как помочь жителям найти дружбу? (правильно) Нам надо отправиться в эту страну. Что нам поможет в пути?

Посмотрите, волшебное облако. Как выдумаете, для чего? Правильно на нём мы отправимся в сказочную страну. Ребята, давайте с вами встаем, и представим, что мы на облаке:

«Ты неси нас облако выше и быстрей, помирить нам нужно сказочных друзей!»

Дети встают около экрана обсуждают проблему, ищут пути решения.

Примечание: определение темы, вхождение в игровую проблемную ситуацию.

2. Основной этап.

а) решение проблемной ситуации:

Вот и сказочная страна. Присаживайтесь поудобнее и посмотрите, что происходит в сказочной стране?

Ребята, как вы думаете, почему жители находятся по разным берегам реки? Что можно сделать, чтобы они снова подружились? Как можно перебраться через реку?

Выслушав ответы детей, воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: надо построить мост.

Из чего можно построить мост?

Ребята, мы же с вами в волшебной стране, поэтому я предлагаю построить необычный мостик из пословиц о дружбе. Согласны? Волшебная палочка поможет вам вспомнить и называть пословицы о дружбе.

Какие секреты дружбы из ваших пословиц помогли жителям встретиться? Как вы думаете, дружба появилась? А я думаю, что нет? Посмотри, они грустные, не знают с чего начать встречу.

Дети предлагают различные варианты выхода из создавшейся ситуации.

Версии детей (из бревен, досок, кирпичей).

Каждый ребенок говорит одну пословицу о дружбе (с каждым ответом появляется дощечка мостика).

Объясняют смысл пословиц.

Примечание: Создание условий для поиска выхода из проблемной ситуации, нахождения нестандартных решений.

б) гимнастика для глаз

Давайте встанем, посмотрим вправо, влево, вверх, вниз. А теперь посмотрим в даль. (подставить ладошку)

Может мы увидим то, с чего надо начинать встречу друзей. Дети выполняют движения вместе с педагогом.

Примечание: Упражнение для глаз, чтобы снять напряжения после просмотра слайда.

в) игровая ситуация через решение кроссворда

С каких слов начинается дружба?Ребята я вижу кроссворд, он то нам и поможет вспомнить слова, с каких слов начинается дружба.

На экране – кроссворд.

— Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

— Всем вам с большой любовью желаем крепкого …(здоровья)

— Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться…(доброе утро)

— Когда вы нас браните за шалости, мы вам говорим простите…(пожалуйста)

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)

— Если мальчик вежливый и развитый, говорит он при встрече…(здравствуйте)

Какое красивое и доброе слово у нас получилось!

Какой секрет дружбы узнали жители из нашего кроссворда?

Молодцы ребята, теперь жители этой страны всегда будут говорить вежливые слова и не будут ссориться.

Примечание: Напомнить детям правила вежливого этикета.

г) релаксация

Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, как сказочные жители живут дружно, не ссорятся, помогают друг другу. А волшебная палочка поможет вам фантазировать. Откройте глаза.

Примечание: Расслабление организма перед дальнейшей деятельностью.

д) беседа о дружбе

На экране появляется Чудо – дерево.

Посмотрите, от наших вежливых слов в сказочной стране выросло чудо – дерево. Ребята, я слышала, что на нем распускаются цветы, когда рядом появляются дети, которые умеют дружить и знают, что такое дружба. Сейчас проверим, дружные ли вы ребята?

Что значит дружить?

— Как вы думаете, какого цвета дружба?

— Какие слова можно сказать о друге? Какой он?

На экране появляется заставка – цветущее чудо – дерево.

Посмотрите, что произошло, наше чудо – дерево расцвело. Значит мы какие?

Дети отвечают на вопросы.

Примечание: Создать условия для демонстрации представлений о понятии «дружба».

е) физминутка

Появляется слайд с весёлыми жителями.

Ребята, посмотрите, жители помирились, подружились, рады встречи друг с другом и с нами. Давайте все порадуемся и поиграем в игру «Давайте будем дружить».

Давайте будем дружить друг с другом (поочередно протягивают руку друг другу)

Как птицы с небом, (потянуться руками вверх, встав на носочки)

Как травы с лугом, (присесть на корточки)

Как ветер с морем, (качают руками над головой вместе с туловищем)

Поля с дождями, (кружатся вокруг себя, попеременно взмахивая руками)

Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться)

Как вы думаете, понравилась игра жителям сказочной страны? Нашлась дружба?

Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.

Примечание: Обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.

ж) игровая ситуация «Закончи предложение»

А чтобы сказочные герои снова не потеряли дружбу и запомнили, какими надо быть, чтобы с тобой дружили.Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:

Я обижаюсь на друга, когда он…

Я сержусь на друга, когда он…

Я радуюсь с другом, когда…

Я помогаю другу, когда…

Я грущу, когда…

— Я радуюсь вместе с другом, когда…

— Я переживаю за друга, когда…

У меня все получается, когда…

Мне нравится, когда …

Я забочусь о друге, когда…

— Какие красивые предложения у вас получились. Что мне тоже захотелось сказать своё предложение:

Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

Дети заканчивают предложения.

Примечание: Стимулировать детей на проявление умения логически завершать сложноподчинённые предложения. Создание условий для логического перехода к художественно-продуктивной деятельности.

з) включение детей в художественно-продуктивную деятельность

Ребята, посмотрите вокруг. Здесь столько всего интересного чудесного. Какой подарок можно сделать из этих материалов, чтобы он напоминал жителям сказочной страны о дружбе?

Предлагаю вам создать настоящий портрет дружбы

Вы согласны? Посмотрите, здесь есть пиктограммы, которые помогут нам определить, какое лицо будет у дружбы. Почему вы выбрали эту пиктограмму? Раз в мастерской только есть цветная бумага, значит портрет будем создавать только из бумаги? Какого цвета будут глаза? Какой формы? Какого размера? Какие будут губы? Какой формы? Какого цвета будут волосы? Волосы будут длинные или короткие?Чем украсим прическу? Чем мы украсим рамочку? Из чего будем создавать узор?

Дети высказывают своё мнение, договариваются о создании общего портрета дружбы, обговаривают все детали портрета.

Мы с вами обсудили портрет дружбы, договорились, что глаза будут голубые, весёлые, волосы желтые, на лице будет улыбка. На причёске будут бантики. Рамочку украсим сердечками и кружочками.

Каждый ребенок берет из шкатулки по одной карточке и определяет, что он будет делать.

Раз мы будем создавать один портрет, то нам надо решить, кто, что будет делать. В этом нам поможет волшебная шкатулка. Возьмите каждый по одной карточке. Посмотрите внимательно. Вы догадались, кто, что будет делать? Возьми то, что вам нужно и занимайте места в нашей мастерской. Все готовы. Я вижу, все готовы. А чтобы быстро создать портрет, давайте подготовимся к работе и поиграем с пальчиками:

Пальцы- дружная семья, друг без друга им нельзя. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Вот – большой, а это средний, безымянный и последний,- наш мизинчик-малышок. (показывают)

Указательный забыли. (погрозили)

Чтобы пальцы дружно жили. Будем их соединять и портрет наш создавать.(соединяют каждый палец с большим)

Дети выполняют вместе с воспитателем пальчиковую гимнастику.

Теперь приступаем к работе. Но помните наши правила:

— Не мешать друг другу

— Если надо – помоги, спроси.

— Закончил – прибери

— Ножницы всегда смотрят вперёд, позаботьтесь о свой безопасности и безопасности соседа.

Наблюдение за деятельностью детей, организация индивидуальной работы.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

— Получился у нас портрет дружбы, как мы задумали?

— Вам понравилось вместе выполнять одну общую работу?

Дети высказывают свои мнения.

Посмотрите, как рады нашему подарку наши новые друзья.

Примечания:

  • Создание условий для выбора средств и способов получения результата совместной деятельности (портрета дружбы)
  • Создание условий для выполнения общей работы. (распределение обязанностей между детьми)
  • Подготовка детей к предстоящей продуктивной деятельности.
  • Создание условий для проявления детьми коллективных взаимоотношений в процессе совместной деятельности.
  • Подведение детей к самоанализу, сравнению результата с замыслом.

3. Заключительный этап (рефлексия)

Они что-то хотят нам сказать, давайте их послушаем:

Вместе:

Спасибо вам ребята.

Мы все теперь другие, отважные, шальные,

И победила дружба, тепло и красота.

Вы нас теперь простите, в свою семью примите,

Мы будем людям всегда желать добра.

Как вы думаете, какими они стали?

Мы помогли им найти дружбу?

Поиски дружбы были не легкими. Кто какие испытывал трудности? Вы ошибались? У кого что не получалось, а кому было всё легко? Молодцы, несмотря ни на что, вы помогли жителям сказочной страны вернуть дружбу.

На экране появляется облачко.

Смотрите, нас ждет облачко, пора возвращаться в детский сад.

«Ты неси нас облачко выше и быстрей в детский сад вернуться надо нам скорей»

Вот мы и детском саду.

Какое доброе дело мы совершили? Ребята, вы были смелые, отзывчивые, дружные.

Правильно заканчивали предложения, создали портрет дружбы, но нам ещё надо поупражняться в составлении предложений, в аккуратном вырезании частей портрета. А сейчас я приглашаю вас в группу, где мы расскажем другим ребятам, где вы сегодня побывали.

Примечание: Создать условия для проведения рефлексии, способствовать проявлению умения давать оценку совместной и личной деятельности.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель непосредственно образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, по теме «Поиски дружбы»:

повысить процент воспитанников со сформированными началами социальной компетентности, через включение в образовательную деятельность проектного метода, мыследеятельностной педагогики, решение проблемных и игровых ситуаций, художественно-продуктивной деятельности, системы социальных отношений.

Для достижения цели организовала непринужденное свободное общение в стиле сотрудничества, что сопровождалось решением проблемных ситуаций, кроссворда, обучение сказочных героев культуре поведения, включением разнообразных видов совместной деятельности, которые сменяли друг другадля обеспечения работоспособности, снятия утомляемости, соблюдения максимальной нагрузки, сохранения интереса и сюжета в течение всей деятельности. А организация коллективной деятельности, создание портрета дружбы, стала результатом сотрудничества.

Интегрированная деятельность была организована в форме свободного перемещения детей в пространстве группы, для этого группу разделила на зоны , которые наполнила средствами получения информации о дружбе:

1. зона для просмотра видеороликов, словесных игр и свободного общения;

2. зона двигательных упражнений и игр;

3. зона для выбора материала для создания портрета дружбы;

4. зона для художественно – продуктивной деятельности;

Такое разделение пространства позволило мне соблюдать максимальную нагрузку, сохранять сюжет занятия, обеспечить доступность материала для каждого ребёнка, который подобран в соответствии с возрастными особенностями и интересами старших дошкольников.

Проявляла коммуникативную компетентность, что позволило сохранять благоприятный эмоциональный фон, активизировать детей на сотрудничество.

Новизна содержания непосредственно образовательной деятельности просмотрелась в построении совместной деятельности на интегрированном и мыследеятельностном подходе, что позволило воспитанникам проявлять творческие и коммуникативные способности, сотрудничать друг с другом, проявлять начала социальной компетентности, в использовании мультимедийного экрана, который стимулировал детей на выполнение игровых заданий, проявление активности при решении проблемных задач, в сценировании интегрированной деятельности по технологии мыследеятельностной педагогике, технологии проектов.

Реализация цели проходила через комплексное поэтапное решение поставленных задач . Интегрированная деятельность построена на сюжетном содержании, что позволило мне рационально использовать проектный метод, а так же словесные, практические и наглядные методы.

1 этап — организационный , направлен на определение темы через вхождение в игровую проблемную ситуацию, где использовала сюрпризный момент — неожиданное появление видеоролика «Новости сказочного королевства». А волшебное облако помогло перенести детей в сказочную страну для поиска дружбы.

2 этап – основной, направлен на активизацию творческой деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей, использование информационных технологий, решение проблемных задач.

Своевременно проводила зрительные гимнастики, упражнение на релаксацию,динамическую паузу, пальчиковую гимнастику.

Задачу образовательной области «Чтение художественной литературы» (развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц), решала через создание мостика из пословиц о дружбе, вопросы, которые помогли увидеть мне, что дети понимают и могут объяснить смысл пословиц.

Задачу образовательной области «Коммуникация» (формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением), решала в процессе всей совместной деятельности, где использовала вопросы, появление на экране проблемных ситуаций, которые направляли детей на общение, высказывание своего мнения, принятия правильного решения.

Следующую задачу в области « Коммуникация» (упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения), решала в ходе игры «Продолжи предложение», где подобрала разные начала предложений, что позволило мне увидеть умения каждого ребёнка логично завершать предложение. Выявила, что некоторые дети затруднялись в завершении предложений, поэтому активизировала других детей на оказание помощи. В дальнейшем необходимо продолжать работать над формированием умения составлять сложноподчинённые предложения. Предложение «Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки?» стало логическим переходом для решения задач образовательной области «Художественное творчество»: формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом и развивать умение выбирать способы и средства получения результата. Для этого пригласила детей в мастерскую, где в процессе общения и обсуждения подвела детей к созданию общего портрета дружбы. Использование волшебной шкатулки и карточек –символов помогло распределить обязанности между детьми для выполнения общей работы.

Наблюдение за деятельностью детьми во время создания портрета показали, что дети проявляли дружеские взаимоотношения, оказывали помощь друг другу, но ещё затрудняются в умении быстро вырезать сразу несколько деталей, соотносить размер частей портрета с заданным размером лица.

Задачи образовательной области «Социализация» решались на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности через видеописьмо, решение кроссворда, построение мостика, создание портрета, беседы у волшебного дерева, игру «Закончи предложение».

Решение кроссворда позволило детям вспомнить вежливые слова, понять с чего начинается дружба. А появление чудо — дерева помогло детям рассказать сказочным героям о том, что такое дружба? А мне как педагогу, позволило определить умение детей отвечать на вопросы, выслушивать мнения сверстников. Считаю, что здесь дети проявили отзывчивость к героям сюжета, но ещё необходимо организовывать индивидуальную работу по формированию умения грамматически правильно строить высказывание. Решение проблемной задачи, подведение детей к созданию волшебного мостика из пословиц позволило детям проявить желание оказать помощь сказочным героям.Считаю, что данные задачи успешно решены.

Динамичная пауза проведена во время, соответствовала теме деятельности, помогла обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.

3 этап – заключительный : проведение рефлексии, где использовала вопросы, стимулирующие детей на самооценку. Выслушивала все ответы детей, каждому давала возможность высказаться, поддерживала инициативные высказывания. Но есть проблемы, дети затрудняются в умении давать качественную оценку проявленным умениям. Поэтому при организации рефлексии необходимо формировать умение детей подводить итог деятельности совместной и личной, определять проблемы и пути их решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные задачи НОД решены, но необходимо совершенствовать коммуникативные умения, то есть упражнять в умении грамматически правильно строить предложения, что позволит детям в свободной деятельности вести диалог и организовывать тесное общение, продолжать упражнять в умении вырезать детали разными способами, сложенной бумаги гармошкой, пополам.