Международный женский день - история и традиции праздника. Международный женский день - история и традиции праздника Что означает 8 марта

Как сообщает сайт , современное празднование Международного женского дня уже не имеет цели утверждения равенства, а считается днем весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости и внимания к женщине, вне зависимости от её статуса и возраста. Но изначально, воспеваемые цели были иные.

История возникновения Международного женского дня

В 1910 году в Копенгагене состоялась 2-я Международная конференция работающих женщин, на которой лидер женской группы социал-демократической партии Германии Клара Цеткин выдвинула идею празднования Международного женского дня. Она предложила отмечать Женский день ежегодно в каждой стране в один и тот же день – 8 марта.

Целью этого праздника Цеткин назвала борьбу женщин за свои права. Интересно, что идея проведения Международного женского дня – 8 марта впервые возникла именно в начале 20 века, когда промышленно развитый мир переживал период экспансии и потрясений, демографического бума и зарождения радикальных идеологий.

Хотя, существует мнение, что первый в истории «марш пустых кастрюль» текстильщиц Нью-Йорка, прошедший 8 марта 1857 года, стал одной из предпосылок празднования Международного женского дня.

Официальный же статус «Международного женского дня» этот праздник приобрёл в 1975 году по решению ООН.

Китай

Китайское 8 марта происходит очень незаметно и тихо. Никаких традиционных роз и тюльпанов в этот день.

8 марта на улицах Китая можно встретить лишь суетливого иностранца в поисках букетика для поздравления своей женщины.

Италия

Здесь 8 марта - женский день. Однако прекрасная половина человечества празднует его без мужчин, в своих собственных компаниях в ресторане или кафе.

Этот день отличный повод отдохнуть от повседневной суеты. Кстати, в Риме - столице Италии, женщины в этот день могут посмотреть мужской стриптиз совершено бесплатно. В Италии 8 марта не является выходным днем, поэтому отметить его получится только после работы.

Франция

Этот праздник здесь широко не отмечают. Средства массовой информации упоминают о том, что такой праздник есть, но чествуют его в основном коммунисты и сторонники левых.

Французские женщины будут чувствовать себя королевами чуть позже, а именно в мае, в День Матери. Но и тут не все так просто. Дело в том, что данный праздник не имеет никакого отношения к молодым девушкам. Их принято поздравлять в День Святого Валентина.

Болгария

На территории Болгарии празднование 8 марта ещё не стало национальной традицией. Это обычный рабочий день. Поэтому у мужчин всегда есть повод поздравить как свою супругу, так и женщин-коллег с работы.

Часто на работе после обеда проводятся застолья, либо служащие всей группой идут в кафе или ресторан, очень похоже на наш корпоратив. За последнее время у отдельных болгарских женщин немного охладело отношение к празднованию 8 марта. Другие стали относиться к нему как к атрибуту социалистической эпохи.

Германия

В Германии 8 марта не является выходным днем. Этот праздник здесь связан исключительно с социалистическим прошлым.

Раньше, когда в Восточной Германии немцы поздравляли своих женщин, в Западной ни о каком празднике даже не слышали. После воссоединения страны, 8 марта как-то под забылось и широко уже не празднуется. Хотя СМИ Германии и рассказывают о празднике женщин, но как таковой народной любви этот праздник так и не получил. Женщин здесь поздравляют в мае, в День матери.

Белоруссия

В Белоруссии (как говорят местные жители) праздник 8 марта начинается вечером седьмого и, судя по вечерним городским улицам накануне праздника, отмечают его преимущественно мужчины. Но в любом случае, все женщины Белоруссии ждут цветов и, конечно же, поздравлений с 8 марта.

В Беларуси этот замечательный день является ещё и официальным выходным днем, что всех радует особенно. Поздравить с 8 марта на белорусском языке можно так: Віншую з жаночым днём!

Казахстан

К Международному женскому дню все мужчины Казахстана готовятся основательно, планируя или тайком узнавая какой подарок на 8 марта подарить матери, дочери, тете, бабушке, любимой девушке или жене. Этот день является выходным днем. В Казахстане в большинстве случаев Международный женский день ассоциируется с праздником матерей, потому что подарок маме будет в первую очередь.

Во всех организациях независимо от форм собственности милых дам с 8 марта поздравляют коллеги, организовываются и проводятся корпоративные вечеринки, на государственном уровне чествуют в большинстве случаев «деловых женщин», делают праздничные мероприятия для многодетных женщин, в честь Международного дня женщин оказывается адресная благотворительная помощь всем женщинам-инвалидам и многое другое. На казахском языке поздравление с 8 марта (с переводом) звучит так: Äyelder künine quttıqtaymız!

Туркмения

Знаменательным праздником в этом году станет 8 марта для жительниц Туркмении – их ждет комплимент от государства. В 2017 году, согласно распоряжению Гурбангулы Бердымухамедова, на 8 марта женщинам Туркмении подарят по $11. Подарок получат все женщины, работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях Туркмении, независимо от формы собственности.

Кроме того, президентские подарки к 8 марта получат женщины Туркмении, получающие пенсию и государственные пособия, обучающиеся в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, слушательницы академии госслужбы, студентки, школьницы и воспитанницы детских садов.

Польша

Гвоздики девочкам, девушкам и женщинам на 8 марта в Польше теперь дарят редко. В моде другие цветы и другие способы отдохнуть – на митинги тоже давно никто не ходит. Но Международный женский день остаётся поводом для встреч и оказания внимания дамам всех возрастов.

Но все-таки выходного дня у Польши нет. Они все дружно идут в школу, на работу или по своим делам и только вечером за праздничным ужином могут поздравить с 8 марта любимых женщин на польском языке.

Вьетнам

Наверное, больше всего меня поразила серьезность празднования 8 Марта во Вьетнаме. А все потому, что еще две тысячи лет назад там отмечали День памяти сестер Чинг, которые мужественно защищали свою Родину.

Сегодня же это чествование приходится на праздник 8 Марта. Внушительный стаж праздника – 2 000 лет. Конечно же, и празднование должно быть соответствующим.

Куба

Немалое значение имеет празднование 8 Марта для кубинцев. На острове Свободы – это день особый. Это не просто еще один из череды праздников, когда можно не ходить на работу, а вазочке будет вянуть дежурный букетик. 8 марта на Кубе наполнен особым смыслом, в воздухе витает дух революции и свободы.

Мы уже почти стали забывать, что революция — дело женское. А вот на Кубе чтят традиции и предаются празднованию 8 марта поистине с революционным пылом.

Уганда

Международный женский день в Уганде связан с вековыми традициями народов. Легенда местных жителей о 8 марта основывается на том, что когда-то одна из женщин, деревянным пестом, которым измельчала вареный корнеплод, ударила бога (за какое-то оскорбление). С тех пор уделом женщины стала африканская красная земля и дефицитная здесь вода. А населяющие воду существа, преимущественно змеи, стали символом женщин.

Согласно поверьям местных, наиболее значимые женские тайны, лежат на речном дне, и окованы их слезами, соленными, как море. Поэтому многие женщины Уганды, продолжая традиции, купаются голышом, надеясь получить ответы, на вопросы которые их волнуют, у давно покинувших мир прародительниц.

В этот праздник, 8 марта, женщины надевают множество украшений, устраивают танцы и имеют возможность наконец забыть о своих проблемах. В Уганде проходят всевозможные концерты и фестивали, которые образуют единую программу «Джанджобы».

Япония

В Японии у женщин целых два праздника в марте. Первый – Хина Мацури, который отмечают 3 марта, а второй – праздник девочек и цветения персика. А еще 14 марта тоже является женским днем и символизирует он “Белый день”.

По традиции подарки и поздравления в этот день принимают только те женщины, которые подарили что-нибудь своим возлюбленным на день Святого Валентина (справедливо).

Стало днем первого революционного шага женщин – работницы текстильных и обувных фабрик Нью-Йорка вышли на митинг с требованиями сокращения длительности рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и т.д. В 1857 году рабочий день женщины мог достигать 16 часов, а оплата труда была минимальной, в то время как аналогичный мужской труд оценивался намного выше. В этот день образовался первый женский профсоюз, которому предстояло бороться за права женщин в трудовом коллективе.

Несколькими годами позже, в Копенгагене, на Международной конференции женщин Клара Цеткин предложила проводить ежегодный женский день, который стал бы призывом к женщинам всего мира. Лозунги о борьбе за равноправие, уважение достоинства, мир и прочие революционные призывы прозвучали на том заседании, где было принято праздновать такой день 19 марта. В течение трех лет после съезда праздник проводился в разные дни, но в 1914 году было решено провести Международный женский праздник – с тех пор дата осталась неизменной.

Постепенно праздник терял свой политический характер, его сделали нерабочим днем, а в советские годы в этот день проводили собрания, где руководство чествовало заслуженных работниц, и докладывало о том, реализация политики государства в отношении женщин.

Сейчас на 8 марта принято дарить женщинам цветы, подарки, организовывать корпоративные мероприятия, поощрять их денежными вознаграждениями. Вместе с , когда поздравляют мужчин, праздник стал днем, когда даже малыши в детском саду готовят утренники для своих , а дети поздравляют мам, сестер и подруг. Вручить хотя бы символический подарок считается обязательным, а девочки уже с детства знают, что в этот день надо быть самой красивой, и можно ждать от мальчиков подарков и внимания.

По аналогии с Днем матери 8 марта принято ходить в гости к бабушкам, поздравлять их, устраивать застолья с обильными закусками, сладостями и спиртным. Женский праздник ассоциируется с наступлением весны, свежестью и возрождением природы от зимней спячки, поэтому он уже жизнерадостный, веселый и оптимистичный.


Как ни странно, из всех праздников, установленных во времена коммунизма, ни один не вызвал в последние годы столько эмоций, споров, критики, сколько 8 Марта. Одно из первых положений неписаного "катехизиса", которое осваивали неофиты начала 90-х годов: "8 марта не праздник, и отмечать его нельзя".

По правде сказать, в нашем посткоммунистическом сознании Международный женский день уже давно не ассоциировался ни с какими международными делами, а стал просто Днем матери (сестры, бабушки, учительницы...).

Тем удивительнее те бурные эмоции, с которыми о 8 Марта писали некоторые уважаемые православные публицисты. В деле спасения нет мелочей. В одном детском, но вполне серьезном христианском стихотворении есть такие строчки: "Не бывает маленького ада за миниатюрные грехи". Если празднование 8 Марта и в самом деле греховно, то об этом надо сказать во всей полноте нашей Церкви. А если нет – то тему следует закрыть и обратить внимание верующих на более серьезные проблемы, коих у нас, увы, по-прежнему очень и очень много.

Видимо, наиболее последовательно и аргументированно позицию противников 8 Марта изложил диакон Андрей Кураев – вероятно, самый известный православный публицист современной России. В нашумевшей книге "Как делают антисемитом" этому празднику посвящена отдельная глава под названием "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Отец Андрей имеет счастливый талант не оставлять равнодушными своих читателей. Есть у него и горячие поклонники (как в Церкви, так и вне ее), и не менее горячие противники (опять-таки по обе стороны церковной ограды). Вот и эта статья (равно как и книга в целом) вызвала бурную реакцию, где порой эмоции перевешивали аргументы. Вполне ожидаемо было и то, что в определенных кругах книжку попросту обозвали "юдофобской". Но нам, православным, важно не в чьих-то пристрастиях и антипатиях разбираться, а определиться – в самом ли деле праздник 8 Марта недопустим для православного человека?

Отправной точкой для отца Андрея стал тот факт, что выбор 8 марта как даты "женского дня" не имеет исторического обоснования: "ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта". К сожалению, это утверждение неверно. Еще в школе нам всем рассказывали, что именно 8 марта трудящиеся женщины в одной из стран Запада поднялись на борьбу за свои права. Или в изложении современного журналиста, "согласно официальной, широко известной версии "женский день" был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату" и т.д. Так что официальная версия существовала.

Другое дело, что исторические события в основе праздника 8 Марта давно ушли куда-то на периферию сознания и никого в эпоху позднего коммунизма уже не интересовали. Социально-политическое измерение праздника, во всяком случае в быту, было напрочь забыто. Дети, даря цветы "Марьиванне", не задумывались ни о ее зарплате, ни о продолжительности рабочего дня. Но идем дальше. Раз сколько-нибудь значимых событий в истории в этот день не происходило, пишет отец Андрей, стало быть, мы лишь "статисты, приглашенные на праздник", а организаторы 8 марта "празднуют нечто совсем иное". "Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков", которые и запустили этот праздник"? – задается вопросом автор. И более чем смело заявляет: "Роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален… Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья"". Спорить с тем, что евреи играли колоссальную роль в европейском революционном движении, – смешно (как пишет цитируемый отцом Андреем протоиерей Сергий Булгаков, которого никак не обвинишь в антисемитизме: "Еврейская доля участия в русском большевизме, увы, непомерно и несоразмерно велика"). И этот факт заслуживает серьезного осмысления.

Но отец Андрей, блестящий полемист, оказался заложником собственного остроумия. Каламбур про "мононациональный Интернационал", конечно, удался. Но сразу хочется спросить отца Андрея: а как же Энгельс? а наши отечественные "бесы", гениально описанные Достоевским? а потомок Рюрика Кропоткин? а князь Бакунин? а Софья Перовская? а Плеханов? а Ленин? (Впрочем, Ильича, пожалуй, можно зачислить в евреи – из-за не то дедушки, не то прадедушки Бланка, правда, выкреста – но не зайдем ли мы в таких копаниях слишком далеко?).

Увы, отец Андрей собственную шутку воспринял как исторический факт и отправную точку для дальнейших построений. "Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд… И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки… Революция, как известно, живет религиозным пафосом… И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха? Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк.

Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь. Много веков назад она спасла свой народ от тирана". Увы, несмотря на "подозрительную" фамилию и участие в революционном движении, Клара Цеткин, обычно ассоциируемая с учреждением 8 марта, – чистокровная немка. Выросла в традиционно лютеранской семье (папа преподавал Закон Божий и играл на органе в кирхе). Правда, замужем за евреем Цеткиным. Но достаточно ли мужа-еврея, чтобы строить столь смелые предположения о горячем желании самой Цеткин увековечить память Эсфири?

В новом издании отец Андрей отчасти скорректировал свою позицию. Теперь уже речь о том, что "Интернационал оказался довольно мононационален " (курсив наш), не говорится и о еврейских корнях Цеткин. Но сама идея: 8 марта = "праздник Пурим, пусть даже под другим названием", все равно отстаивается. Нетерпеливый читатель в этом месте может поинтересоваться: а когда же будет про 8 марта? При чем здесь Эсфирь, немка Клара Цеткин и ее еврейский муж? Ведь мы начинали с того, что 8 марта – день, не имеющий особых "примет" в истории, и пытались определить, чем же был обусловлен выбор именно этой даты. "Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи)", – напоминает в связи с этим отец Андрей. "Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".

***

Читайте также:

  • Святые отцы о семейных обязанностях христианина - Юрий Максимов
  • Что христианство подарило женщине? - протоиерей Андрей Ткачев
  • О, женщины! Поздравление ботаников - На злобу дня
  • Чудеса маленькие для маленьких, чудеса большие для больших - На злобу дня
  • Покажи мне твои иконы, и скажу, кто ты... Или фото русских "красавиц" - На злобу дня
  • Определение настоящей любви - На злобу дня
  • Как правильно встречать мужа с работы - руководство для святых жен - На злобу дня

***

Даже если в "тот год" и случилось такое совпадение – что это дает почитателям Эсфири, которые попытались навязать свой праздник остальному человечеству? На следующий год Пурим будет, к примеру, 25 февраля, а "женский день" по-прежнему 8 марта… У любителей Пурима, разъясняет отец Андрей, просто не было другого выхода – если каждый год дата праздника Революционерки менялась, "слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)".

Трудновато, конечно, проникнуть в глубины психологии евреев-революционеров, но, даже если принять на веру все предположения отца Андрея – я не представляю, чтобы их удовлетворил столь незначительный результат на пути к всемирному прославлению национальной героини. Ну и что, если день борьбы женщин за свои права отмечается, к примеру, через три недели после Пурима? Можно ли считать, что и в этом случае люди, и не слыхавшие про Эсфирь, все равно 8 марта прославляют именно ее ("пусть даже не осознавая этого")? А самое главное – нам ли, православным, бояться прославления Эсфири?

Ведь она – наша, родная, православная святая. В первом издании книги отец Андрей, популярно излагая книгу Эсфири, об этом и не вспоминает. Во втором – утверждает, что "в месяцесловах Православной Церкви имени царицы Эсфири нет. В службе в неделю Праотец есть теплые воспоминания о святых еврейках Ветхого Завета: "С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеева купно" (стихира на Хвалитех). Эсфири в этом перечне нет. В календарях Московской Патриархии имя Есфири отсутствует до 1977 года". Почему Эсфирь не упоминалась в календарях Московской Патриархии, сказать трудно, но это не самое главное. Стихира, которую цитирует отец Андрей, взята из службы святых Отец. А Эсфирь воспоминается в Неделю святых Праотец: "Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, Анна и Иудифь и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка и Руфь, велемудрыя" (1-й тропарь 9-й песни канона Недели святых Праотец). "Высшая, Божественная оценка действий Эсфири и Мардохея отсутствует в Библии.

В еврейском тексте книги Эсфирь вообще ни разу не упоминается имя Божие… Перед нами – скорее, историческое сказание, чем откровение Божие", – утверждает отец Андрей (а в первом издании – вообще категорично: "Это историческое сказание, а не откровение Божие"). Отец Андрей приводит свидетельства того, что в каноничности этой книги сомневались и иудеи, и ранние христиане. Это правда.

Но ведь их сомнения Церковь отвергла! Тем более странно, что отец Андрей в связи с этим цитирует еще одного врага книги Эсфирь – Мартина Лютера, чье стремление подогнать Библию под свой вкус доходило до того, что он отвергал каноничность Апокалипсиса и послания Иакова (с его убийственным для лютеровского богословия тезисом "Вера без дел мертва"). Да и Пурим, который отец Андрей называет – в пределах одного абзаца – "днем заведомо безнаказанных массовых убийств", "днем погрома", "днем убийства тысяч детей", праздновала ветхозаветная Церковь (см. вступление к книге Есфирь в Толковой Библии под редакцией Лопухина).

И, как мы видим из службы в неделю Святых Праотец ("Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери…"), церковное Предание, несмотря на умолчание еврейского масоретского текста, деяния Эсфири также связывает с помощью Божией. В одном и, пожалуй, самом главном мы безоговорочно согласны с отцом Андреем. Для нас Пурим – это древняя история. Для иудеев, по крайней мере, определенной их части, – это и поныне модель отношения к окружающему миру. Проблемы, поставленные отцом Андреем в его книге, весьма актуальны.

Но мы, православные христиане, в полемике с современными либеральными журналистами, носящими нередко еврейские фамилии, да не дерзнем осуждать ветхозаветных праведников – Авраама, Иисуса Навина, Давида, Есфирь – с высоты морали Нового Завета. "Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?" – задается вопросом отец Андрей. В свете всего того, что он сам выдвигает в подтверждение своей гипотезы, на его вопрос можно ответить категорически – безосновательно.

Идея принадлежала нееврейке, проникнуть в сознание давно покойных "еврейских лидеров" и проверить наличие ассоциации "женское революционное движение – Эсфирь" вряд ли дерзнет самый искушенный телепат, а почему именно 8 марта стало для них суррогатом привычного "семейного праздника", так и осталось необъясненным. Тем более, неприемлемо следующее умозаключение: из того, что 8 марта – Пурим, отец Андрей делает вывод, что и 23 февраля – тоже Пурим. "Оказывается, – пишет отец диакон, – 8 марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка – почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался "двадцать третьим февраля". Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но – надо было найти и для нее прикрытие.

Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной армии". Память о первом сражении и первой победе". Здесь, пожалуй, наиболее ценное соображение – то, что для празднования Пурима 23 февраля "ничем не хуже и не лучше", чем 8 марта. Другими словами, ни то, ни другое никакого отношения к Пуриму не имеют. Но почему-то отец Андрей делает прямо противоположный вывод, и 23 февраля тоже становится Пуримом (причем его "мужским" вариантом – может, евреи тем самым хотели прославить главного героя книги Эсфирь Мардохея?). И опять-таки ничем не обоснованное проникновение в глубины психологии – "остался рефлекс праздновать что-то революционное".

Словом, речь не о людях (пусть даже не очень хороших), а о собаках Павлова. И когда только успел выработаться этот рефлекс? Женский день в России (собственно, в те годы вовсе не праздник, а день борьбы за права) в первый раз отмечался 2 марта (по н. ст.) 1913 года – тогда еще по всей Европе дата не была выработана. Единый день 8 марта (= 23 февраля по ст. стилю) по всей Европе, включая Россию, был установлен лишь в 1914 году. (Как выясняли дотошные критики Кураева, в тот год Пурим отмечался 12 марта, но это отца Андрея не смущает: "А тут где Пурим? Да рядышком: был воскресный день, ближайший перед Пуримом. Предпразднество, так сказать…").

Так что 23 февраля, как и 8 марта, никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело, что весьма сомнительные для Красной армии события под Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли заслуживают всенародного празднования. В истории русского оружия были куда более значимые победы. А вот дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет. Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее надуманную дату?

Теоретически это вполне возможно, учитывая условность "23 февраля". А практически – абсолютно нереально. Даже если бы все пуримоведческие изыскания отца Андрея оказались правдой, вряд ли это имело бы хоть какое значение для тех, кто привык праздновать "свой" день в кругу боевых товарищей именно 23 февраля. Кого смутит, что в этот день кто-то когда-то вроде бы праздновал Пурим? Или даже то, что в этот день началась Февральская революция?

У нас, православных христиан, есть замечательный, но, к сожалению, пока не ставший общенародным праздник – Неделя жен-мироносиц, празднуемая через две недели после Пасхи. Конечно, в идеале он должен быть "главнее", чем никак не укорененный в церковном предании "Международный женский день".

Но поздравить маму или учительницу, особенно если речь идет о человеке нецерковном, с 8 марта все-таки вполне допустимо, и это признает и сам отец Андрей: "Впрочем, и греха в том, чтобы поздравить коллегу по светской работе с "женским праздником", не будет". "Конечно, можно добрым словом пожелать женщинам всего наилучшего, и лучше это делать не только в этот день, а почаще", – разъяснил 8 марта прошлого года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Другое дело, что этот день, как правило, выпадает на Великий пост, который несовместим с увеселениями. Так что поздравлять – можно, а вот от застолья со скоромным и выпивкой на работе следует уклониться.

P.S. А как у наших зарубежных братьев во Христе? Отец Андрей настаивает, что 8 марта неизвестно за рубежом, поскольку в странах, где революция захлебнулась, "праздник революционерки" не прижился. В это утверждение следует внести определенные коррективы. Вот отрывок из прошлогоднего сообщения РИА "Новости": – Особенность празднования 8 Марта в Греции состоит в том, что эта дата воспринимается здесь исключительно как день, когда отдается должное борьбе женщин за свои права. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня выступил с обращением в адрес гречанок. "Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина – не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она – Божие творение, украшение мужа и опора цивилизации", – пишет Предстоятель Элладской Церкви.

Международный женский день – это светлый весенний праздник, который ежегодно справляется 8 марта во многих странах, включая Россию, Беларусь, Украину, Грузию, Азербайджан, Камбоджу, Кубу, Китай, Лаос и др. Мужчины каждый год 8 марта поздравляют всех женщин – жён, матерей, дочерей, бабушек, сестёр, подруг, коллег, – стараясь наполнить их день приятными эмоциями, приподнятым настроением и яркими впечатлениями. В некоторых странах значение Международного женского дня приравнивается ко Дню матери, посвящённому всем матерям.

Дата женского дня чрезвычайно подходит этому празднику: в начале весны пробуждается природа после зимнего сна и первые цветы украшают землю. Но происхождение даты праздника связано с его вековой историей.

История появления праздника


Женский митинг в Нью-Йорке 28 февраля 1909 года

День всех женщин отмечается уже больше века. Первое празднование по этому случаю прошло 28-го февраля 1909 г. в Нью-Йорке и получило название «Национальный женский день». Это мероприятие организовала американская социалистическая партия в честь митинга в этот же день в 1908 г. на нью-йоркских улицах 15-ти тысяч женщин, которые требовали улучшения трудовых условий и женского избирательного права (т. е. голосовать на тех же условиях, что и мужчины).

В 1910 г. на копенгагенской Международной женской конференции представители социалистических сил предложили основать Международный женский день, посвящённый женской солидарности в борьбе за их права. Эту инициативу единогласно поддержали больше ста женщин из 17-ти государств.

Нажмите, чтобы прослушать

8 Марта: неженская история праздника. Привычно связывают празднование Международного женского дня с лидером (лидершей?) мирового коммунистического движения Кларой Цеткин, которая предложила ввести этот день в 1910 году. Случилось это на Второй Международной женской конференции в Копенгагене. . Но мало кто знает, что первоначально праздник отмечали 19 марта. И вообще в разных странах дата была «плавающая», в России, к примеру, в 1913-м ее отметили 2 марта. А вот начиная с 1914-го праздновали уже 8 марта повсеместно, потому как в год начала Первой мировой войны именно 8 марта выпало на воскресение, и дата закрепилась. Некоторые исследователи связывают сей праздник и с еврейским Пуримом, когда вспоминают царицу Эсфирь – жену Ксеркса, предотвратившую еврейские погромы в Персии. Дата этого праздника тоже плавающая – но в 1910 г. она пришлась на 8 марта. Некоторые при этом вспоминают и знаменитую Юдифь, и день сионских (вавилонских) блудниц… Другие говорят, что еще в 1848 г. король Пруссии (в результате восстания рабочих 8 марта!) в числе прочего пообещал женщинам избирательное право. И тут вспоминают другую социалистку – Елену Гринберг, которая предложила конкретную дату. Но, пожалуй, ближе всего к истине другое событие: 8 марта 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды Нью-Йорка, протестуя против низких заработков женщин и плохих условий труда, организовали марш по улицам Манхэттена. Напомню, что этим женщинам приходилось трудиться по 16 часов в день за копейки! Демократия как никак… А вот после этих протестов женщин «уравняли» в правах с мужчинами, и они получили 10-часовой рабочий день (как и мужчины!!!). 8 марта 1901 года в Чикаго прошел первый в истории марш-протест женщин-домохозяек - так называемый «кастрюльный бунт» или «марш пустых кастрюль». Используя данную посуду как барабаны, женщины добивались равных политических прав, возможности работать на производстве без ограничений и ущемлений, но самое интересное – права служить в армии и полиции. С тех пор все левые партии США стали применять эти требования в своих программах. Так что о дате праздника и его поводах можно долго дискутировать. Но главный факт – после победы большевиков в октябре 1917-го этот день в России стали отмечать ежегодно. На мировом уровне он был закреплен в 1921 г., когда 2-я Коммунистическая женская конференция окончательно утвердила в СССР 8 марта (23 февраля по старому стилю!!!) в качестве Международного женского дня. Почему отталкивались от 23 февраля, отчего все мужчины могут прийти в замешательство? Все просто – именно 23 февраля 1917 года тысячи женщин вышли на улицы Петрограда с требованием «хлеба и мира!». Так что впоследствии получилось уникальное совпадение Дня защитника Отечества и Международного женского дня с разницей в календарных стилях. Впрочем, как говорят умные люди, совпадений не бывает. И хотя 8 марта долгое время оставался рабочим днем, советское правительство всячески его «отмечало»: докладывало народу о своих достижениях в области прав женщин, а в 1925-м году, например, для женщин в магазинах СССР были объявлены скидки на калоши! Нерабочим праздничным днем в СССР 8 марта стало в 1966 году. Об этом объявили 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. А в 1977-м СССР убедил ООН объявить 8 марта именно Международным женским днем. Точнее – Международным днем борьбы за права женщин и международный мир. Правда, не секрет, что в Западном мире – во всяком случае на государственном уровне – этот праздник праздником не стал. Надо заметить, что в позднем СССР и современной России он перестал носить политическую окраску. Это день всеобщего мужского преклонения перед женщиной. Один мой товарищ из Германии в середине 90-х сказал мне, глядя, как раскупают букеты накануне 8 марта: – О, завтра у вас русский Валентинов день! На что я ему ответил, что у нас это никакой не Валентинов день, а мы просто себе напоминаем, что без женщин нам никуда, что на них все держится, что мужчины сильны в атаке, а женщины в постоянстве. И вообще, мы всегда любим женщин, а 8 марта – это у нас своеобразная кульминация, в которой нет никакой политической или какой-либо другой подоплеки. Кстати, многие иностранцы, а особенно иностранки из стран Западной Европы и США открыто завидовали нашим женщинам 8 марта. Журналисты писали о том, как в СССР проводится день женственности, и даже в школах мальчики раскладывают на парты своих одноклассниц букеты и открытки… Примечательно, что советский министр культуры Фурцева хотела даже отменить этот день (еще аж в 1961 г.!), считая его оскорбительным для советских женщин. Так или иначе – день женственности остался с нами. Остался он и на пространстве всего СССР в том или ином виде. Сегодня 8 марта официально отмечают в 31 стране мира. Но далеко не во всех странах 8 марта – Международный женский день. Этот день отмечается в следующих странах: Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Белоруссия, Болгария, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Израиль, Италия, Камбоджа, Казахстан, Киргизия, Кирибати, Китайская Народная Республика (но рабочий день), КНДР (Северная Корея), Конго («Праздник конголезских женщин»), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Македония, Молдавия, Монголия, Непал, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан («День матери»), Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея. Отмечается по-разному… Например, в социалистическом, казалось бы, Китае 8 марта принято поздравлять только пожилых и заслуженных деятельниц партии и общественных деятельниц. Остальные женщины в этот день продолжают строить светлое будущее… А у нас в России – после перекосов Европы к однополым бракам и прочему «гендерному равенству», день 8 марта обрел еще и, как теперь говорят мужчины, «правильный» смысл. Это день любви к женщине… В один из таких дней я иронично написал: Когда-то вы нас увели из рая, На край земли, на самый-самый край… Зачем вы это сделали – не знаю, Наверно, чтоб любя и обольщая, Нас возвращать хоть ненадолго в рай… И как теперь Земле не крутануться, Без вас туда нам точно не вернуться!

Привычно связывают празднование Международного женского дня с лидером (лидершей?) мирового коммунистического движения Кларой Цеткин, которая предложила ввести этот день в 1910 году. Случилось это на Второй Международной женской конференции в Копенгагене.

Но мало кто знает, что первоначально праздник отмечали 19 марта. И вообще в разных странах дата была «плавающая», в России, к примеру, в 1913-м ее отметили 2 марта. А вот начиная с 1914-го праздновали уже 8 марта повсеместно, потому как в год начала Первой мировой войны именно 8 марта выпало на воскресение, и дата закрепилась.

Некоторые исследователи связывают сей праздник и с еврейским Пуримом, когда вспоминают царицу Эсфирь - жену Ксеркса, предотвратившую еврейские погромы в Персии. Дата этого праздника тоже плавающая - но в 1910 г. она пришлась на 8 марта. Некоторые при этом вспоминают и знаменитую Юдифь, и день сионских (вавилонских) блудниц… Другие говорят, что еще в 1848 г. король Пруссии (в результате восстания рабочих 8 марта!) в числе прочего пообещал женщинам избирательное право. И тут вспоминают другую социалистку - Елену Гринберг, которая предложила конкретную дату.

Но, пожалуй, ближе всего к истине другое событие: 8 марта 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды Нью-Йорка, протестуя против низких заработков женщин и плохих условий труда, организовали марш по улицам Манхэттена. Напомню, что этим женщинам приходилось трудиться по 16 часов в день за копейки! Демократия как никак… А вот после этих протестов женщин «уравняли» в правах с мужчинами, и они получили 10-часовой рабочий день (как и мужчины!!!).

8 марта 1901 года в Чикаго прошел первый в истории марш-протест женщин-домохозяек — так называемый «кастрюльный бунт» или «марш пустых кастрюль». Используя данную посуду как барабаны, женщины добивались равных политических прав, возможности работать на производстве без ограничений и ущемлений, но самое интересное - права служить в армии и полиции. С тех пор все левые партии США стали применять эти требования в своих программах.

Так что о дате праздника и его поводах можно долго дискутировать. Но главный факт - после победы большевиков в октябре 1917-го этот день в России стали отмечать ежегодно. На мировом уровне он был закреплен в 1921 г., когда 2-я Коммунистическая женская конференция окончательно утвердила в СССР 8 марта (23 февраля по старому стилю!!!) в качестве Международного женского дня. Почему отталкивались от 23 февраля, отчего все мужчины могут прийти в замешательство? Все просто - именно 23 февраля 1917 года тысячи женщин вышли на улицы Петрограда с требованием «хлеба и мира!». Так что впоследствии получилось уникальное совпадение Дня защитника Отечества и Международного женского дня с разницей в календарных стилях. Впрочем, как говорят умные люди, совпадений не бывает.

И хотя 8 марта долгое время оставался рабочим днем, советское правительство всячески его «отмечало»: докладывало народу о своих достижениях в области прав женщин, а в 1925-м году, например, для женщин в магазинах СССР были объявлены скидки на калоши! Нерабочим праздничным днем в СССР 8 марта стало в 1966 году. Об этом объявили 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. А в 1977-м СССР убедил ООН объявить 8 марта именно Международным женским днем. Точнее - Международным днем борьбы за права женщин и международный мир. Правда, не секрет, что в Западном мире - во всяком случае на государственном уровне - этот праздник праздником не стал.

Надо заметить, что в позднем СССР и современной России он перестал носить политическую окраску. Это день всеобщего мужского преклонения перед женщиной. Один мой товарищ из Германии в середине 90-х сказал мне, глядя, как раскупают букеты накануне 8 марта:

- О, завтра у вас русский Валентинов день!

На что я ему ответил, что у нас это никакой не Валентинов день, а мы просто себе напоминаем, что без женщин нам никуда, что на них все держится, что мужчины сильны в атаке, а женщины в постоянстве. И вообще, мы всегда любим женщин, а 8 марта - это у нас своеобразная кульминация, в которой нет никакой политической или какой-либо другой подоплеки.

Кстати, многие иностранцы, а особенно иностранки из стран Западной Европы и США открыто завидовали нашим женщинам 8 марта. Журналисты писали о том, как в СССР проводится день женственности, и даже в школах мальчики раскладывают на парты своих одноклассниц букеты и открытки… Примечательно, что советский министр культуры Фурцева хотела даже отменить этот день (еще аж в 1961 г.!), считая его оскорбительным для советских женщин.

Так или иначе - день женственности остался с нами. Остался он и на пространстве всего СССР в том или ином виде. Сегодня 8 марта официально отмечают в 31 стране мира. Но далеко не во всех странах 8 марта - Международный женский день. Этот день отмечается в следующих странах: Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Белоруссия, Болгария, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Израиль, Италия, Камбоджа, Казахстан, Киргизия, Кирибати, Китайская Народная Республика (но рабочий день), КНДР (Северная Корея), Конго («Праздник конголезских женщин»), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Македония, Молдавия, Монголия, Непал, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан («День матери»), Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея. Отмечается по-разному… Например, в социалистическом, казалось бы, Китае 8 марта принято поздравлять только пожилых и заслуженных деятельниц партии и общественных деятельниц. Остальные женщины в этот день продолжают строить светлое будущее…

А у нас в России - после перекосов Европы к однополым бракам и прочему «гендерному равенству», день 8 марта обрел еще и, как теперь говорят мужчины, «правильный» смысл. Это день любви к женщине… В один из таких дней я иронично написал:

Когда-то вы нас увели из рая,

На край земли, на самый-самый край…

Зачем вы это сделали - не знаю, Наверно, чтоб любя и обольщая,

Нас возвращать хоть ненадолго в рай…

И как теперь Земле не крутануться,

Без вас туда нам точно не вернуться!