Воспитание как социально-педагогическое явление, система и процесс. Воспитание как социальный феномен Воспитание как соц явление

Сущность воспитания

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. В буквальном смысле «воспитание» - вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».

Будучи сложным социокультурным явлением, воспитание выступает объектом изучения целого ряда гуманитарных наук, каждая из которых анализирует свой аспект данного феномена:

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжительность рода; в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации или ситуации жизни. Воспитание в мире животных - это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое выстраивало человечество на протяжении истории своего существования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью.

Социология изучает социальные проблемы развития личности, т. е. выявляет особенности социального заказа, которые дает общество в адрес системы воспитания в виде государственных документов; определяет региональные и социально-культурные особенности воспитания; исследует соотношение стихийных социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека в процессе социализации и воспитания. С социальной точки зрения, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, т. е. выявляет онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства. С философской точки зрения, воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены. Говоря о философском смысле понятия «воспитание» необходимо изучить само это слово. Необходимые исследования провела и опубликовала Т.С.Караченцева в своей статье “Философия воспитания и воспитание философией”. В слове “воспитание” она отчленяет смысловой глагол “питать”, как основание. В только что родившегося малыша впитывают нравственность знания, и в последствии через формы жизни питают его и духом. Впоследствии наполнения, выросший в полноправную личность, он сам питает, через любовь, доверие, причастность, ненависть, страх, тем самым влияет на этот человеческий мир.

Некая размытость глагола “питание” обретает определенную форму через приставку “вос” - : вос - становление, вос - произведение, вос - кресение, вос - питание. “В воспитании человек обретает отчетливость, выразительность тональности; определенность речи, памяти, видов на будущее, примеривает культурную роль и надевает социальный костюм” . Таким образом, познание и оценку личности через питающую его почву слышится в слове “воспитание”, обретение энергии свободы по отношению к ней. Вос - питываясь человек обретает собственную жизнь и реальность или наоборот, в зависимости от качества питаемой его почвы.

Психологическое же освещение воспитания имеет свое содержание, ибо психология отмечает в воспитании обращенность к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, воспитание может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с миром.

Субъект воспитания - это всегда педагог-профессионал либо взрослый, осознанно и целенаправленно способствующий вхождению ребенка в контекст культуры.

Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

  • · это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;
  • · воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;
  • · на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;
  • · воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;
  • · по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление - это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Воспитание как педагогическое явление - это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают следующие:

  • * формирование - процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к завершенному результату;
  • * развитие - процесс поступательного движения личности, которое определяется внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) противоречиями и внешними (экологическими, социокультурными и др.) факторами;
  • * саморазвитие - деятельность субъекта по созданию себя, своего «Я», включающая любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям психических и физических функций; совершенствование талантов и способностей;
  • * самовоспитание - осознанная деятельность субъекта, идущая параллельно с воспитанием, реализуемая под его воздействием и направленная на развитие личностно значимых качеств и совершенствование образа жизни через освоение духовных ценностей, традиций и обычаев, выступающих эталоном для данной личности.

Раскройте три основных направления в педагогике и психологии по проблеме развитие личности.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Воспитание в широком смысле слова – воздействие на личность общества в целом (отождествляя воспитание с социализацией);

Воспитание в узком смысле слова – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений; локальный вариант – решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание коллективизма, общественной активности и т. д.). В современной педагогической литературе существуют различные дефиниции понятия «воспитания»:

– подготовка подрастающего поколения к жизни;



– специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личности с целью формирования у нее определенных обществом социальных свойств и качеств;

– процесс целенаправленного формирования личности;

– целенаправленное управление процессом развития личности и т. д.

Если проанализировать определения понятия воспитание, то можно констатировать, что его часто отождествляют с понятиями «социализация», «формирование», «развитие». Для того, чтобы выяснить сущность воспитания возникает необходимость в разведении данных понятий.

Воспитание понимается и как воспитательный процесс, собственно воспитание, чтобы отделить воспитательную деятельность от обучения и других воздействий; как направление воспитательной работы (нравственное, экологическое, гражданское, патриотическое и др.), как оценка уровня культуры человека (он получил хорошее воспитание).

В современной педагогике фигурирует еще одно понятие воспитания: поликультурное воспитание, которое предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи:

– адаптация человека к ценностям многонациональных культур;

– формирование понимания равноценности культур разных народов и наций;

– обучение взаимодействию между людьми с разными традициями;

– ориентация на диалог культур.

Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике целого ряда его аспектов: типы, виды и модели воспитания.

Существуют два типа воспитания:

– первый основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи;

– второй, возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп.

Виды воспитания классифицируются по характеру воспитательных целей и путей их достижения:

– по институциональному признаку различают: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях; в специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, детских домах и др.);

– по стилю отношений между воспитателем и воспитанником: авторитарное, демократическое, либеральное.

Модели воспитания:

1. Технократическая модель основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего, в поведении в различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование типа поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений.

2. Социетарная модель базируется на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными. Например, религиозная, коммунистическая, националистическая модель и т. п.

3. Идеалистическая модель – воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи сформировали бы полноценную личность (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци и др.).

4. Прагматическая модель – обучение воспитанников решению реальных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, передача только полезных в жизни, ориентированных на практическое применение знаний, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника.

5. Гуманистическая модель организуется на основе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, каков он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты. Основными личностными факторами развития индивида, с точки зрения гуманистической педагогики, являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самообучение. Также в педагогике имеются различные толкования и понятия «процесс воспитания»:

– это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом;

– это процесс формирования, развития личности, который включает как целенаправленное воздействие, так и самовоспитание;

– это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и др.

Воспитание - главный компонент педагогического процесса, чрезвычайно сложное социальное явление, направленное на формирование у воспитанников научного мировоззрения, личностных гражданских рис, интеллектуального, профессионального, нравственного, правового, физического, экологического развития.

Воспитание как целостный процесс имеет две стороны: внешнюю (собственное воспитание, воспитывающая деятельность как передача социального опыта) и внутреннюю (самовоспитание, целенаправленный процесс самосовершенствования путем усвоения социального опыта деятельности, поведения, духовного обогащения). Поэтому оно является одним из основных видов деятельности человечества.

Философская категория «сущность» отображает, во-первых, глубинные связи и внутренние отношения, которые определяют основные черты и тенденции развития данного явления; во-вторых, переход внешнего (объективного) во внутреннюю (субъективное), то есть в сознание человека. Таким образом, сущность означает смысл данной вещи или явления, то, чем оно является в отличие от всех других вещей.

В основе воспитательного процесса лежит система воспитательных отношений , обеспечивающая взаимодействие воспитателей и воспитанников по общественное нанесенными целями формирования личности. Сущность процесса воспитания состоит в умелой организации и стимулировании воспитателем психологически и педагогически обоснованной деятельности воспитанника, в формировании и поддержании в него мотивации постоянного творческого самосовершенствования, формирования у него устойчивых форм поведения в обществе через навыки и привычки, постоянная помощь, поддержка, сочувствие и сопереживание.

Традиционно в педагогике категорию "воспитание" рассматривали в разных аспектах, а именно:

1) в широком смысле (как социальное явление: как общественное явление: как процесс и результат развития личности; как процесс формирования личности в целом);

2) в узком смысле (влияние или систему воздействий воспитателей на воспитанников; специфический процесс формирования социальных и духовных ценностей, систему ценностных ориентаций и соответствующего поведения).

3) в специальном педагогическом смысле как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности;

4) в широком педагогическом смысле , когда понятие "воспитание" охватывает и процесс обучения и собственно воспитания, то есть педагогический процесс в целом.

Разница в подходах вызывает определенные затруднения в научном толковании этого понятия, поэтому выделим его основные категорийные признаки.

Воспитание является социально-историческое явление - это процесс передачи и усвоения социального опыта, духовной культуры, направленный на развитие личности. Национальное воспитание является конкретно-историческим проявлением общечеловеческого гуманистического и демократического воспитания (Л.Кузь, М.Стельмахович, М.Касьяненко).

Воспитание есть процесс формирования и развития личности, ведет к определенным изменениям в ее структуре (Ю.Бабанський, Н.Кузьмина, Костюк, М.Болдирев) многогранный процесс духовного обогащения личности (В. Сухомлинский); процесс взаимодействия двух участников воспитания (С.Шабанов, Г.Легенький, М.Таланчук).

Воспитание влияние на развитие личности , которой понимается не как механическая проекция педагогического воздействия на воспитанника, а как внутренняя глубинная работа субъектов педагогического взаимодействия, которая пробуждает их активность (Б. Ананьев, Н.Кузьмина, Г.Щукина, И.Бех) .

Воспитание является взаимодействие совокупности субъектов и объектов воспитательного процесса, следствием чего являются взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (Н.Кузьмина, В.Генецинський, Л.Таланчук).

Воспитание есть деятельность - целенаправленная, разнообразная И.Моносзон, Б.Т.Лихачов) взаимосвязана (А..Китов, М.Болдирев) коллективная творческая деятельность (И.Иванов, Ш.Амонашвили, Ю.Азаров).

Воспитание является управление процессом формирования, развития личности в соответствии с потребностями общества (Б. Ананьев, С.Батищев, Костюк, В.Журавльов, В.Якунин).

Воспитание является руководство развитием личности воспитанников, их задатков, способностей в соответствии с потребностями общества (М.Данилов, Ф.Корольов, Костюк, Г.Щукина).

Итак, можно сделать вывод, что воспитание - это:

социальное явление, которое детерминировано природными задатками;

процесс, ведущий к определенным изменениям;

управление и руководство развитием личности;

действие всех и объектов педагогического процесса;

развивающая деятельность.

Выделенные признаки не являются универсальными, однако они позволяют представить специфические особенности процесса воспитания и подтвердить его сложность, полиаспектнисть.

Проведенный категорийный анализ понятия "воспитание" дает возможность сформулировать его определение в таком виде: воспитание - это процесс сознательного развития личности, осуществляется под воздействием педагога-воспитателя во время совместной деятельности, направленной на овладение воспитанниками способами морального саморазвития и опытом общественных отношений.

Структурными элементами процесса воспитания цель воспитания; его задачи; содержание; формы, методы и средства воспитания; результаты; корректировки результатов воспитания.

Согласно структурных элементов выделяют основные компоненты воспитательного процесса, а именно:

мотивационный компонент - который заключается в определении цели воспитания и организации воздействия на мотивационную сферу воспитанников;

участники прогресса воспитания - субъекты воспитательного взаимодействия (субъект 1 - учитель, воспитатель, родители; субъект 2 - ребенок, ученик, воспитанник)

способы совместной деятельности участников воспитательного процесса - формы, методы, средства, приемы этой работы;

результат - сформировавшаяся личность (определенный уровень воспитанности личности).

Ученик взаимодействует с педагогом сознательно. Итак, воспитательные отношения всегда носят субъект-субъектный характер. Воспитательный процесс - активная, целеустремленная и содержательная взаимодействие воспитателей и воспитанников, при осуществлении которого последние усваивают определенную совокупность знаний, приобретают практические навыки и умения соответствующего поведения, всесторонне развивают свои эмоциональные, чувственные, волевые, мотивационные сферы и другие ведущие свойства личности, формируют свой внутренний духовный мир.

Воспитание является многофакторным процессом. Процесс воспитания зависит от объективных и субъективных факторов.

Объективными факторами являются: особенности развития Украины вообще и системы учреждений образования в частности; перестройка экономики на рыночных принципах; особенности развития социальной сферы; возрождение национальных традиций, народной педагогики; влияние среды.

К субъективным факторам относятся: социально-педагогическую деятельность семьи и общественных организаций; учебно-воспитательную деятельность учебных заведений; целенаправленную деятельность средств массовой информации и культуры; воспитательную деятельность внешкольных учреждений и деятельность церкви.

Цель воспитания

Цель воспитания - это совокупность качеств личности, к воспитанию которых стремится общество. Она масс объективный характер и отражает в обобщенной форме идеал человека. Идеал - это представление об образце человеческого поведения и отношений между людьми, формируется под влиянием понимания цели жизни. Любое воспитание - от самых маленьких мероприятий с государственными программами - всегда имеет целенаправленный характер. Воспитание без цели не существует . Цели подчиняются все компоненты: содержание, организация, формы, методы воспитания. Цели воспитания определяются потребностями развития общества, зависят от способа производства, темпов прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества. Итак, цель воспитания носит конкретно-исторический характер и изменяется в соответствии с социального, духовного и материального уровней развития общества. Именно поэтому идеал и цель воспитания менялись на протяжении исторического развития человечества.

Так, в древней Греция цели воспитания концентрировались вокруг развития таких черт, как храбрость, патриотизм, покорность, ловкость, физическая сила. Резким контрастом со Спартой были Афины. Образовательная программа уделяла большое внимание интеллектуальным и эстетическим целям: научить читать, писать, считать и др., Занятия спортом, музыкой, изучение истории, драмы, поэзии, риторики. Прогрессивные деятели эпохи Возрождения выдвинули идею гармоничного развития личности как общей цели воспитания. Макаренко считал, что цель воспитания - это программа человеческой личности, программа человеческого характера. При этом в понятие характера он вкладывал все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - всю картину человеческой личности.

Общая цель воспитания на современном этапе - формирование всесторонне и гармонично развитой, социально активной личности, которая в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие, суверенность, соборность и т.п.) ценностями.

Итак, согласно Концепции воспитания в национальной системе образования наряду с общей целью воспитания главной целью национального воспитания в Украине признается приобретение молодежью социального опыта, наследования духовных ценностей украинского народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи, независимо от национальной принадлежности, черт гражданина украинском государства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры.

Реализация идеи всестороннего развития личности с учетом индивидуальности и имеющихся социально-экономических условий предполагает единство нравственного, гражданского, умственного, нравственно-эстетического, трудового и физкультурно-оздоровительного воспитания. Процесс воспитания направлен на формирование научного мировоззрения и общечеловеческих ценностей, народной и национальной культуры, высоконравственных человеческих отношений, высоких гражданских качеств, глубокую профессиональную подготовку к полноценному, социально активной жизни. Поэтому содержание воспитания вмещает общие стороны и характеристики этого процесса, привлечения к основным видам человеческой деятельности в условиях гуманных отношений, а также индивидуальную программу самовоспитания и развития (формирование целостного научного мировоззрения и ценностных ориентаций, культуры деятельности, культуры гуманных отношений, способностей, опыта эмоционально ценностного отношения к окружающей действительности и себя). Таким образом, содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к выполнению пяти ролей в жизни - гражданина, работника, семьянина, владельца, потребителя. Каждая из этих ролей требует от человека определенных знаний, умений, приобретенных качеств.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции, органов государственной власти, символам государственности; ответственность за судьбу страны; бережное отношение к национальным богатствам страны, языка, культуры, общественная активность; соблюдение демократических принципов; активная жизненная позиция.

Рабочий: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; профессиональная гордость, уважение к мастерству; уважение к людям труда.

Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, культура общения; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знания практической педагогики; психосексуальная подготовленность; готовность жениться и выполнять брачные обязанности; уважение к своим родителям, к старикам.

Владелец: ответственность; знание правовых норм и законов; правосознание; трудолюбие; экономические знания; уважение к государственным органам власти, общая культура.

Потребитель: предусмотрительность, внимательность, экономические знания, знание прав и обязанностей потребителей, культура общения, тактичность, общая культура и культура потребления, общественная активность, ответственность.

Сущностные характеристики воспитания.

Воспитание — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными.

Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления таковы:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента (постановка воспитателем цели, определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников).
2. Триединая сущность воспитания (средство, процесс(протекает во времени) и результат).
3. Воспитание в своей сущности — это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон.
4. Воспитание, как известно, понимается в широком и узком смысле. В широком — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком — специальная воспитательная деятельность субъектов воспитания, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания.
5. Важнейшим признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. В нашем определении оно — двуедино. Во-первых, это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности.
Вторая сторона двуединого содержания воспитания - развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей, в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе.
6. Воспитание — процесс творческий. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанника (ков), далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность педагога обладает большим творческим потенциалом.
7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми.

Понятие цели воспитания, задачи воспитания.

Цель воспитания: «в глобальном выражении - идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности».
Конечная цель воспитания двуедина:
1) освоение социально-культурных ценностей общества;
2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация (как идеальный образ будущего).

Задачи воспитания:

  • стратегические
Выбор стратегических задач воспитания - это есть отбор содержания воспитательной работы школьным педагогом. Это выбор тех областей культуры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели.
  • тактические
Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога потребность составить перечень еще более конкретных задач — тактических, которые позволяют решать задачу стратегическую, т.е. приблизиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы.

Формирование личности в воспитательном процессе.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности - это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Детализируя сущность развития и формирования личности выделают:
во-первых, развитие познавательной сферы;
во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами;
в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера;
и наконец, развитие общественной направленности, т.е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предлагают.

Характеристика закономерностей воспитания

На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические, эстетические и др. Знание закономерностей позволяет педагогу работать легко, красиво, радостно и успешно. Несоблюдение их ведет к хаосу, неопределенности, трудоемкости воспитания и для учителя, и для учащихся.
Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах». Каковы же педагогические закономерности воспитательного процесса?
1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение содержания его, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью.
2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Характер этой закономерности двухсторонний. С одной стороны, уровень развития ребенка, запас его знаний, умений и навыков, владение способами познания. С другой — воспитательный процесс так или иначе способствует развитию всех сторон и личности в целом.
3. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью. Не учитывать это, «переломить», «перестроить», ибо происходит нарушение целостности и гармоничности воспитательного процесса, развития личности ребенка.
4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности). Это внутреннее состояние ребенка создается обеспечением в учебно-воспитательном процессе школы здорового образа жизни педагогов и детей, который предполагает общее благоприятное состояние и развитие интеллекта, тела и души.
5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.
6. Воспитание процесс парадоксальный. Любое педагогическое явление парадоксально, противоречиво и, согласно закону единства и борьбы противоположностей, имеет, как магнит, два полюса — положительный и отрицательный.