Мероприятие по проведению пушкинского дня. Сценарий мероприятия ко дню рождения А

Суворова Т.В. Игра-путешествие ко дню рождения А.С.Пушкина «Литературный дилижанс»

Цель :

1.Познавательная: Создать условия для расширения знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина

2.Развивающая: Развивать познавательные и творческие способности учащихся

3.Воспитывающая: Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, интерес к литературе.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книжная выставка произведений поэта, карточки с заданиями, маршрутные листы для команд, аудиозапись вальса Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель», компьютерная презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Форма проведения: игра-путешествие «Литературный дилижанс».

Ход игры.

Игра организована в виде путешествия 3 команд по станциям «Пушкинская», «Сказочная», «Конкурсная», «Игровая», «Стихотворения А.С.Пушкина». Результаты заносятся в маршрутный лист. Команды награждаются в соответствии с набранными баллами.

    Вступительное слово библиотекаря.

    Самостоятельная работа команд: ответы на вопросы на станциях.

    Чтение стихотворений А.С.Пушкина.

    Подведение итогов.

    Награждение команд.

Задания на станциях.

Конкурсная

Продолжи пословицу:

По платью встречают…(по уму провожают)

Скучен день до вечера…(коли делать нечего)

Труд человека кормит… (а лень портит)

Новых друзей наживай… (а старых не утрачивай)

Незнайка лежит… (а Знайка далеко бежит)

Береги платье снову… (а честь смолоду)

Отгадай шарады.

Математический я знак,

В задачнике меня найдешь

Во многих строчках,

Лишь «О» ты вставишь: зная как,

И я – географическая точка. (плюс – полюс)

Я – нелюбимая оценка в дневнике,

Из-за меня для школьника мрачнеет вся природа.

Но если внутрь меня поставить «Е»,

То – среди женского я рода. (два –дева)

Чтобы поддерживать скворечню

Иль антенну, я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь. (шест – шесть)

Сперва назови за городом дом,

В котором лишь летом с семьею живем.

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено.

(дача-задача)

Отгадайте загадки:

Есть в домах одно окошко,

Необычное немножко…

Кто появится в окне –

Скажет слово всей стране. (телевизор)

Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.(фотоаппапрат)

Раскинут ковер, рассыпан горох,

Ни ковра не поднять, ни гороху не собрать. (небо и звезды)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят. (глаза)

Пушкинская

1.Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.) С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.) С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.) С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

2. Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)

3. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

4. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)

5. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

6. В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Три щелка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)

Сказочная

 Самый лучший знаток и рассказчик сказок - это... Кто? (Бабушки.)

 Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (В любой сказке обязательно побеждает Добро.)

 Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец? (Ведро.)

Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы? (Баба-Яга.)

 Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист.)

 Как звали сказочного кота-гипнотизёра? (Баюн.)

 Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством? («Колобок».)

 Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка.)

 Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка.)

 Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Сказочную шапку-невидимку.)

Игровая

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ» (разрезать карточку – каждое имя отдельно)

Машенька

Оловянный солдатик

Балерина

Чипполино

Принцесса Будур

Братец Иванушка

Сестрица Аленушка

Буратино

Мальвина

Красная Шапочка

Белоснежка

Дед Мороз

Снегурочка

Иван-Дурак

Елена Прекрасная

Иван-Царевич

Царевна-Лягушка

Дюймовочка

Маршрутный лист команды _________________________________

Пушкинская

Конкурсная

Сказочная

Чтение стихотворений А.Пушкина

Итого баллов

(максимум 5 баллов)

Особое мнение:_____________________________

Дежурный по станции: _______________________

Муниципальное казённое образовательное

учреждение школа-интернат среднего (полного)

общего образования №16 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

Сценарий мероприятия «И в этом весь Пушкин» посвящённое А.С. Пушкину для учащихся 4 классов

Цель:

1.Создать условия для закрепления знаний творчества А.С. Пушкина, умения выразительно читать произведения Пушкина, с интонацией передавать настроение;

2.Создать условия для развития внимания, памяти, речи, интереса к творчеству великого поэта;

3. Воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование:

1.Выставка книг

2.Оформление библиотеки в стиле пушкинской эпохи

3.Мультимедийный плеер

4.Презентация

5.Конкурс рисунков

6. Мультфильм

Ход мероприятия

Ведущий:

Здравствуйте дорогие друзья, мы рады вас приветствовать в нашей библиотеке, где сегодня состоится мероприятие, посвященное годовщине основателя современного русского литературного языка Александру Сергеевичу Пушкину. Это имя знакомо всем нам с раннего возраста. Его книги знают, читают и перечитывают, а многие произведения переведены на иностранные языки.

Звучит музыка И.С.Баха «Хоральная прелюдия».

Ученица:

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт:
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд.
Пленительны и полнозвучны
Текут родимые слова....
Как наши выдумки докучны

И новизна как не нова.
Но в совершенстве хладный камень
Его черты нельзя замкнуть
Бежит, горя, летучий пламень,
Взволнованно вздымая грудь.
Он – жрец и страстный человек,
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег,
Москва и лик Петра победный,
Деревня Моцарт и Жуан,
И мрачный Герман, Всадник Медный,
И наше солнце, наш туман.
Романтик, классик, старый, новый.
Он – Пушкин и бессмертен он!

Ведущий: А сейчас наши уважаемые гости разрешите представить вам Хозяйку нашего мероприятия.

Хозяйка: Здравствуйте, в самом начале нашего мероприятия мне хотелось бы предложить вашему вниманию презентацию «Великолепный Пушкин», рассказывающую о жизни и творчестве замечательного классика Александра Сергеевича Пушкина.

6 июня 1799 года на одной из улочек Москвы, родился маленький мальчик – будущий знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин. (слайд1)

Отец будущего поэта – Сергей Львович Пушкин – был военным в отставке из старинного дворянского рода. Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого военного деятеля петровской эпохи. (слайд 2)

В семье Александра между собой говорили на французском языке. Саша рано научился читать и охотно это делал сам. Но больше любил, когда ему читали вслух. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски. (слайд 3)

Были в доме Пушкиных две женщины, которые безмерно любили маленького Сашу. Это были бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна Яковлева .

От своей бабушки Пушкин услышал немало рассказов о предках, в том числе об Арапе Петра Великого. Вероятно, о Марии Алексеевне поэт вспоминал в стихах:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель ,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила. (Слайд 4)

Ведущий:

Ребята, а давайте немного поиграем в игру «Ловись рыбка». Вам предстоит удочкой выловить из моря свой приз, но перед этим вы должны выполнить небольшие задания.

    Изобразить ребенка, у которого отобрали игрушку

    Рассказать о чем мечтал (а) в детстве

    Произнести 5 предложений, начинающихся со слов «Я хочу, чтобы…»

    Сесть на воздушный шарик так, чтобы он лопнул

    Изобразить на лице 7 разных эмоций.

    Изобразить из себя астролога и предсказать будущее для своего друга

    Без слов, признаться в любви

    Изобразить животное (пингвин, змея, медведь, ленивец и так далее)

    10 раз крикнуть «Люди! Я вас так сильно люблю!»

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение. Бабушка Александра Сергеевича так вспоминала о нём – «в детстве Саша был большой увалень и дикарь, кучерявый мальчик со смуглым личиком и лучистыми, живыми глазами». Именно бабушка научила писать и читать маленького Сашу по-русски. Бабушка и няня долгими вечерами рассказывали интересные сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь, познакомили с Иванушкой - дурачком, Кощеем, Бабой Ягой, добрыми волшебниками и злыми колдунами. Няня стала другом Пушкина на всю жизнь. (Слайд 5)

Ведущий:

Ребята, а давайте с вами посмотрим отрывок из сказки Александра Пушкина.

(сказка о золотой рыбке)

Хозяйка :

А какие сказки вы еще знаете?

Дети:

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди";

- "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях";

- "Сказка о попе, его работнике Балде";

- "Сказка о золотом петушке";

Хозяйка:

Молодцы ребята! А теперь продолжаем знакомство с творчеством Пушкина.

К огда Саше исполнилось 12 лет, родители решили определить его в только что основанный Царскосельский лицей и Пушкин отправился в Петербург. После окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург. (слайд 6)

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество стихотворений, п овестей и даже роман в стихах «Евгений Онег ин», но будучи даже взрослым, он продолжал любить сказки. (слайд 7)

Ведущий:

Сейчас дорогие участники я предлагаю поучаствовать в викторине, которая называется «Путешествие в Лукоморье». А проведет ее для вас Кот Ученый.

Кот Ученый:

Добрый вечер дорогие друзья, сейчас я буду задавать вам свои вопросы, а вы будете отвечать на них. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик, у кого окажется больше тот получит приз. Но перед началом, я попрошу вас ответить на вопрос: « В каком произведении А.С.Пушкина говорится о коте Ученом?» (слайд 8)

Дети отвечают.

Кот Ученый:

Правильно! Это поэма «Руслан и Людмила». А давайте вспомним с вами этот отрывок из произведения.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Кот Ученый:

1.Из каких произведений иллюстрации:

Петушок с высокой спицы (слайд 9)

Стал стеречь его границы…(«Сказка о золотом петушке»)

2.Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора. («Уж небо осенью дышало…») (слайд 10)

3. «Как услышал царь - отец

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить …» (слайд 11)(сказка о царе Салтане)

4. И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. («Унылая пора! Очей очарованье!..) (слайд 12)

5. «Буду служить тебе славно,

Усердно и исправно…» (Сказка о попе и его работнике Балде) (слайд 13)

6. Наша ветхая лачужка

И печальна и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна. («Зимний вечер») (слайд 14)

7. «Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился…» (Сказка о мертвой царевне…») (слайд 15)

8. Под голубыми небесами

великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит («Зимнее утро») (слайд 16)

Кот Ученый:

Молодцы! Справились с заданием. Награждение победителей.

Ведущий:

Пушкин и музыка.… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и в аристократических салонах, и в провинциальных гостиных. А однажды, увлекшись молодой цыганкой Земфирой, Пушкин пристал к цыганскому табору и прокочевал с ними целую неделю. (слайд 17)

Настя Воробьева читает отрывок из поэмы «Цыгане» (под цыганскую музыку) Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.

Ведущий:

Молодец красавица-цыганка, и станцевала для нас, и даже погадать успела.

Хозяйка:

Талантливые и совершенные произведения А. С. Пушкина затронули сердца и души многих русских композиторов. Его поэзия занимает огромное место в музыкальных творениях. Любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность Пушкинского стиля. В любовной лирики Пушкина они находили чувства, полные нежности, восхищения и благородства. (слайд 18)

Ведущий:

А сейчас хочу предложить вам посетить наш «Поэтический салон», где ребята подготовили для вас инсценировку из произведения Александра Пушкина. Спасибо вам большое можете занять свои места, а ребятам хочу предложить поучаствовать в конкурсе на лучшее исполнение произведений Александра Пушкина. Награждение победителя.

Хозяйка:

Стихотворение, обращённое к Анне Петровне Керн, воспринимается как гимн женщине, гимн любви. Оно нашло отклик в творчестве многих русских композиторов. Красотой стихов Пушкина пленился Михаил Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» написан в 1840 году и посвящён дочери Анны Керн – Екатерине Ермолаевне, которую страстно любил! Всё сказанное Пушкиным в этом стихотворении было пережито и перечувствовано Глинкой. (слайд 19)

Ведущий:

Дорогие гости послушайте, пожалуйста, романс «Я помню чудное мгновенье».

Хозяйка:

Александр был женат на Наталье Николаевне Гончаровой. У них родились дети – 2 мальчика и 2 девочки. (Слайд 20)

Однако не всё было так безоблачно.… За Натальей Николаевной – женой поэта начал ухаживать молодой француз Жорж Дантес. Подобное поведение Дантеса было очень оскорбительным для Пушкина. Он должен был драться, чтобы сохранить честь жены и своё доброе имя. (Слайд 21)

8 февраля 1837 года на Чёрной речке – в пригороде Петербурга – была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Поэт жил ещё два дня, но рана была смертельной. 10 февраля Пушкин скончался в возрасте 37 лет. Он был похоронен в тайне, недалеко от Михайловского, имения его матери, в Святогорском монастыре. (Слайд 22)

Ведущий:

Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки. Сколько создано о Пушкине монографий, статей, стихов, повестей и романов, рисунков и картин, музеев и выставок, бюстов и памятников; сколько улиц, площадей названо его именем, скольких авторов вдохновлял на творческий путь А.С.Пушкин, и каждый из этих тысяч людей открывал в Пушкине своё, только ему ведомое и понятное. И мое глубокое убеждение - это открытие делает счастливым, потому что Пушкин становится близким человеком, другом, а иметь такого друга - редкое счастье!

Ведущий:

До свидания друзья, до новых интересных встреч в нашей школьной библиотеке. Давайте все вместе поблагодарим нашу Хозяйку за гостеприимный прием.

Пушкин - это один из самых значительных поэтов, когда-либо живших в нашей стране. Его творчеством зачитываются как дети, так и взрослые. Именно Пушкин привил любовь русскому народу к родному языку. Ведь до него вся богема нашего общества разговаривала на французском. В честь великого поэта, так много сделавшего для своей родины, наши современники организовали дни русского языка, которые получили название Пушкинские дни.

Почему 6 июня

Неудивительно, что Пушкинские дни всегда выпадают на временной промежуток, включающий 6 июня. Ведь именно в этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич. Этим знаковым днем президент России Б.Н. Ельцин в 1997 году решил отмечать День русского языка. Ведь это так аллегорично. Пушкин не только в свое время ввел моду на родной язык, он, в отличие от своих современников, владел им в совершенстве. Многие тесты на проверку словарного запаса, такие модные в наши дни, пишутся как раз на основе пушкинских произведений. Ведь в активном запасе поэта было более 300 тыс. слов.

История появления праздника

Пушкинские дни стали отмечать задолго до того, как праздник стал официальным. Но как уже говорилось выше, всероссийский размах он получил в 1997 году. В этот день поэту исполнилось бы 200 лет. Но пушкинские музеи праздновали день рождения писателя задолго до того, как праздник принял всероссийский масштаб. Особенно широко гуляния проходили (да и проходят по сей день) в Михайловском имении и в Пушкинских горах. Все люди, которые считают себя поэтами, и даже те, кто просто любят стихи, 6 июня в Пушкинские дни собираются вместе. Делают они это для того, чтобы почтить память человека, который смог поднять авторитет русского языка в глазах не только своих современников, но и многих европейских стран.

В 2007 году, к 210-летию Пушкина, 6 июня официально объявлен днем русского языка. Таким образом, день рождения писателя стал общероссийским праздничным днем.

Где отмечают День русского языка

Пушкинские дни отмечают во всех городах России. Это событие имеет большое культурное значение. Мероприятия в честь праздника организует администрация города, а также все культурные заведения, такие как библиотеки, музеи, парки, литературные кафе, выставочные центры, клубы досуга, литературные кружки и театры. Все чаще 6 июня отмечают в школах и детских садах. Подрастающему поколению прививают знание и любовь к сказкам и поэмам. Благодаря им дети не только пополняют свой словарный запас, но и расширяют кругозор. Ведь это так увлекательно, когда тебе читают захватывающие рассказы, а еще лучше, когда они ложатся в сценарий представления. Но образованием юных созданий занимаются не только частные и государственные учреждения. Многие родители самостоятельно организовывают 6 июня Пушкинский день для своего ребенка. Они устраивают семейные поэтические вечера, где участвуют не только родители, но и непосредственно сами дети. Они могут рассказать стихи известного поэта. Таким образом, можно натренировать память, улучшить дикцию и расширить кругозор своего ребенка.

Но активно Пушкинский день отмечают не только со школьниками и дошкольниками. Его празднуют и студенты филологических факультетов. Ведь они изучают творчество Александра Сергеевича практически досконально, поэтому на встречах в честь великого русского поэта им есть что обсудить.

Мероприятия к Пушкинскому дню

Подготовка к празднику начинается заранее. Пушкинский день, сценарий которого для администрации города пишется заранее, должен быть насыщенным и интересным. Ведь главные мероприятия всегда имеют именно городское значение. Обычно все события этого дня переносят на вечер, чтобы как можно больше народу смогло поучаствовать в празднике. Чаще всего торжество сопровождается костюмированной анимацией. Актеры в костюмах XIX в. ходят по парку и приглашают отдыхающих принять самое непосредственное участие в празднике. Конкурсы, которые проводятся, рассчитаны на различный возраст и уровень подготовки.

Часто на таком празднике просят процитировать стихи Пушкина или его известные высказывания, рассказать биографию поэта или показать знания произведений русской классики. Также актеры разыгрывают сценки из жизни Пушкина, читают стихи, танцуют на импровизированных балах и пьют чай из самовара. Иногда праздник принимает форму народных гуляний с песнями, плясками и хороводами.

Как празднуют Пушкинский день в библиотеке

Это очень интересно. В Пушкинский день в библиотеке проходят самые значимые события. Это неудивительно, ведь сложно найти человека, который бы так же хорошо знал биографию русского поэта, как библиотекарь. Люди этой профессии иногда тратят всю свою жизнь на изучение и нахождение новой информации о великом русском поэте.

Пушкинский день в библиотеке - торжественное событие, и к нему готовятся заранее. Обычно подготовка к новому мероприятию начинается, когда торжественно заканчиваются все события, организованные в честь поэта в этом году. Ведь время не стоит на месте, ежегодно можно вовлечь в мероприятия все больше участников, но только при условии, что программа будет насыщенной и интересной. Самыми частыми мероприятиями, организовываемыми в библиотеке, являются Пушкинские чтения, просмотр художественных и биографических фильмов, а также лекции, посвященные жизни и творчеству Пушкина.

Сложно себе представить, чтобы к этому торжественному дню в библиотеке не была подготовлена выставка книг. Тематика таких выставок различна. Это могут быть книги, изданные в пушкинское время, биография поэта, написанная его современниками, или художественные альбомы, иллюстрирующие самые знаменитые сказки Александра Сергеевича.

Как отметить праздник с дошкольниками

Пушкинский день для детей стараются организовать даже в детском саду. И это неудивительно, ведь большая часть творчества великого поэта была предназначена именно для детей. Поэтому воспитатели прививают любовь к классику даже самым маленьким своим воспитанникам. Дети рисуют картинки и плакаты по сказкам, а также учат стихи. Многие детские сады 6 июня организовывают утренники, чтобы отметить праздник русского языка вместе с родителями своих подопечных.

Как отмечают День русского языка в школах

Пушкинский день, сценарий для которого пишется уже за полгода, в школах отмечают очень широко. Особенно в классах с углубленным изучением русского и литературы. Учителя организуют праздник силами своих учеников: ставят театральные постановки, учат стихи, изучают танцы пушкинского времени.

6 июня как раз выпадает на школьную практику. А младшие школьники в это время посещают лагеря, организованные при школе. Поэтому, несмотря на официальные каникулы, учителя не оставляют детей без увлекательных мероприятий.

Зачем нужен праздник

Многие задаются вопросом о том, зачем так широко отмечать день рождения Пушкина. Но в нашей стране люди очень любят праздники, и нашей культуре не хватает как раз таких, которые были бы организованы в честь людей искусства. Ведь именно от того, как в стране поставлено отношение к эстетическому образованию населения, и будет зависеть культура.

И народу нравятся мероприятия, которые помогают ему поближе познакомиться со своей историей и узнать побольше о великом русском поэте. Программа Пушкинского дня во всех городах разная, но есть и схожие моменты. Например, во всех городах проходит празднование 6 июня в библиотеках, а в парках устраивают поэтические вечера. Это время, когда культурные люди нашей страны имеют возможность встретиться, познакомиться и пообщаться. Поэтому этот еще молодой праздник уже внес свою лепту в историю нашей страны.

Благодаря Пушкинскому дню появился день русского языка, в свою очередь, благодаря которому в пределах нашей страны стали проводить орфографические диктанты. Таким образом, одно незначительное событие за свою десятилетнюю историю смогло поднять уровень культуры. Нужно пользоваться этим опытом и в дальнейшем для того, чтобы люди нашей страны с каждым годом становились все образованнее и культурнее.

Цель:

    приобщать школьников к ценностям художественной литературы;

    расширять знания о творчестве А.С. Пушкина;

    расширять словарный запас детей;

    совершенствовать выразительность чтения и умения слушать;

    развивать внимание, память, воображение, смекалку и находчивость;

    развивать артистические способности детей;

    воспитывать чувство дружбы и товарищества в соревнованиях, чувство коллективизма в работе.

Материалы и оборудование:

    Портрет А.С. Пушкина;

    Рисунки детей на доске по мотивам сказок А.С.Пушкина;

    Карточки с разрезанными отрывками из стихов для конкурса "Восстанови стихотворение" (для каждой команды);

    Слова для конкурса "Изобрази сказочного героя";

    Карточки с текстом сказочных объявлений.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна) . Начнёт Арина Родионовна рассказывать, сказки так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите. Ребята, сегодня у нас праздник «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта. Саша Пушкин родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним).

В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом,

1. Ученик. День рождения поэта

Отмечает целый свет,

Ведь известнее, чем Пушкин,

Никого на свете нет!

2. Ученик. Я с Пушкиным знакома с малых лет,

Его стихи читала в детстве мама.

О том, что самый лучший он поэт,

Мне кажется, с пеленок еще знала.

Ведущий 1 . Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки, стихи. И на всю жизнь зачаровывает: «Жил старик со своей старухой у самого синего моря...» Или: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...»

Ведущий 2. Мы взрослеем. Становимся школьниками. И к нам приходит новый Пушкин. Автор замечательных стихотворений о Родине, о желанной свободе, о дружбе, о природе...

Ведущий 1 . 170 лет назад прогремел роковой выстрел на Черной речке. Поэт погиб. Но эхо этого выстрела и ныне неостывающей болью отзывается в сердцах миллионов людей.

Ведущий 2 . Пушкин по-прежнему с нами, в душе каждого из нас, и живут его удивительные строки, безграничная любовь к Отчизне, вера в добро, красоту и справедливость.

3. Ученик. Вся Отчизна в праздничном цветенье,

Словно песня, льется вешний свет.

Здравствуй, Пушкин!

Здравствуй, добрый гений!

С днем рождения, дорогой поэт.

Я предлагаю вам дорогие ребята, путешествие в удивительную страну Лукоморье, где живут сказочные герои А.С.Пушкина. Хочу узнать, знаете ли вы его сказки? Я приготовила для вас интересные задания.

Ребята, путь в Страну Сказок лежит через Лукоморье. Мы его прошли, побывали в разных сказках. А кто помнит, где впервые мы встретили это название?
(А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»)

Первый гость на нашем празднике герой из поэмы «Руслан и Людмила». Он будет моим первым помощником.

Входит Кот Учёный. Дети выполняют его задания.

1.Перечислите сказки А.С.Пушкина.

(Сказка о попе и о работнике его Балде (1830) – 2 от.

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) – 3 от.

Сказка о рыбаке и рыбке (1833) - 1от.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833) – 5от.

Сказка о золотом петушке (1834) – 4 от.

Жених (1825), Сказка о медведихе (1830-1831)

(о сказках «Жених», «Сказка о медведихе» ученикам сообщается впервые)).

2. Назвать героев сказок Пушкина. (Для каждого отряда своя сказка).

3.Задания по сказкам.

1 отряд . 1). Кто из сказочных героев ест за четверых, работает за семерых?

А. Старик-рыбак.

Б. Черномор.

В. Балда.

2). Что было разбитым у старика со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?

А. Зеркальце.

Б. Тарелки.

В. Окна землянки.

Г. Корыто.

3). Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

а) Гвидон.

б) Дадон.

в) Салтан.

4). К кому не обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?

А. Ветер.

Б. Месяц.

В. Солнце.

Г. Ясень.

5). Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?

А. Ткали.

Б. Пряли.

В. Шили.

Г. Гадали.

2 отряд. 1). Где поп повстречал своего будущего работника Балду?

А. В церкви.

Б. На базаре.

В. На дороге.

2). Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой».

Б. «Жил старик со своею старухой».

В. «Жили-были дед да баба».

Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

3). Кто заклевал до смерти царя в сказке А. С. Пушкина?

А. Курочка Ряба.

Б. гадкий утёнок.

В. Жар-птица.

Г. Золотой петушок.

4). Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех. »?

А. Милее.

Б. Белее.

В. Стройнее.

Г. Румяней.

5). Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?

А. Забияки.

Б. Буяна.

В. Скандалиста.

Г. Хулигана.

3 отряд. 1). У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»?

А. У Черномора.

Б. У попа.

В. У Балды.

Г. У старухи.

2). За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?

А. За жадность.

Б. За враньё.

В. За лень.

Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.

3). Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?

А. В клетку.

Б. На спицу. (На спицу шпиля.)

В. На трон.

4). Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина помог Елисею найти невесту?

А. Ветер.

Б. Месяц.

В. Солнце.

Г. Звёзды.

5). Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?

А. Один дуб.

Б. Две пальмы.

В. Три сосны.

Г. Берёзовая роща.

4 отряд. 1). За кем или за чем «гонялся» поп в пушкинской сказке?

А. За шмелём.

Б. За бесёнком.

В. За дешевизной.

Г. За золотым петушком.

2). Что сделал старик из сказки А. С. Пушкина, поймав золотую рыбку?

А. Сварил уху.

Б. Отпустил в море.

В. Отправился на базар.

Г. Поместил в аквариум.

3). Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)

Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона?

(Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)

4). Что делала царевна у окна, когда колдунья принесла ей отравленное яблоко в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

а) Пряла.

б) Вышивала.

в) Вязала

5). Что выстроил для своей белки князь Гвидон?

А. Янтарную комнату.

Б. Хрустальный дом.

В. Золотое дупло.

Г. Изумрудную пирамиду.

5 отряд. 1). Какими словами начинаются «Сказка о попе и о его работнике Балде»?

(Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару.)

2). Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

Г. Шесть.

3). Сколько сыновей было у царя Дадона?

а) 1.

б) 2.

в) 3.

4). На какую охоту ездили братья-богатыри в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

а) Утиная.

б) Охота на волков.

в) На лис.

5). Какого чуда не было за морем в «Сказке о царе Салтане»?

А. Белка.

Б. Тридцать три богатыря.

В. Царевна Лебедь.

Г. Кот учёный.

4 задание. «Соедини слово и его значение». (По отрядам – у всех одинаково).

Светлица – светлая парадная комната в доме.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой.

Прясть – скручивать волокна, делать нити.

Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья.

Невод – большая рыболовная сеть.

Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам.

Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию.

5 задание. Работа с пословицами.

В русском языке часто используют пословицы (краткие изречения с назидательным смыслом). Скажите, действия героев какой сказки Пушкина (которые мы посмотрели сегодня) подходят к пословице:

1 от. - Растёт не по дням, а по часам, (быстро растёт)

2 от. - Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел).

Дети «Сказка о рыбаке и рыбке».

3 от. - Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности).

Дети: «Сказка о золотом петушке»

4 от. - «Долг платежом красен? » К какой сказке она подходит?

Дети: « Сказка о Попе и работнике его Балде».

5 от. - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)

Дети: «Сказка о царе Салтане… »

6 задание. Игры и песни.

1) Промяукать на указанный мотив песню, а другие должны отгадать.

(«Я на солнышке лежу», «В траве сидел кузнечик», «От улыбки», «Два весёлых гуся»,

«Пусть бегут неуклюже»).

2) Песня от отряда.

Кот Учёный говорит: «Спасибо» и уходит.

Следующий мой помощник встречается в сказке о царе Салтане.

Тоже любит петь песенки и грызть орешки.

Входит Белка.

1 задание. «Карусель загадок».

Кто сказки Пушкина читает,
Загадки быстро отгадает, т.е. о какой сказке идёт речь?

1. У царицы злой-презлой
Со6еседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.

2. Чуть опасность затаится -
Верный страж на тонкой спице
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.

3. Рыбка непростая
Чешуей сверкает.
Плавает, ныряет.
Желанья исполняет.

4. Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых.

5. Звездочёт царю Дадону
Петушка поднёс с поклоном...
-Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерёг петух?

6. Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?

2 задание. Персонаж сказки Пушкина от каждого отряда.

Герой какой сказки перед вами?

3 задание. Изобразить сказочных героев. (Задания Белочка раздаёт в «орешках»).

(Один из участников отряда изображает сказочного героя, используя только жесты)

1 от. - Золотая рыбка, комар,

2 от. - Белка, старик,

3 от. - Спящая царевна, золотой петушок;

4 от. - Лебедь, старуха,

5 от. - Повариха, 7 богатырей.

4 задание. Сказочные объявления, (задания Белочка раздаёт в «орешках»).

1). Объявление:

Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться…(К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Обращаться по адресу: " К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке» ".

Объявление:

Один дядька и тридцать три румяных бравых парня предлагают услуги по охране границ.

Обращаться по адресу: " Сказка о царе Салтане ".

2). Объявление:

Сдаю комнату за 3 тысячи рублей. В комнате есть: лавки, крытые ковром; дубовый стол под святыми образами; печь с изразцовой лежанкой.

Обращаться по адресу: " Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях ".


Объявление:

Продаётся рыжий зверёк. Любит петь песни и грызть орехи.

Обращаться по адресу: " Сказка о царе Салтане ".

3). Объявление:

Квалифицированный мастер ищет работу. Могу быть нянькой, поваром, конюхом, плотником. Зарплата по договорённости.

Обращаться по адресу: " Сказка о попе и о его работнике Балде ".

Объявление:

Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! Адрес фирмы

Обращаться по адресу: " Сказка о царе Салтане ".

4). Объявление:

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий…

Обращаться по адресу: " Сказка о царе Салтане ".

Объявление:

Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… Обращаться к…

Обращаться по адресу: « Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».

5). Объявление:

Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Обращаться по адресу: «Сказке о золотом петушке»

Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться… «Сказка о рыбаке и рыбке».

5 задание. Игры от сказочной Белки.

«Прыжки наоборот».

«Перенеси золотой орешек».

«Попади в цель».

6 задание. Игра «Угадай мелодию».

Для каждого отряда звучит фонограмма.

Белка уходит. Следующая помощница – исполнительница желаний, но как оказалось –не всех. Входит Золотая Рыбка.

1 задание. Конкурс чтецов. Стихи А. С. Пушкина.

2 задание. Подбери рифму к словам.

Для всех слова одинаковые. Выполняют на листочках.

Поп – лоб, хлоп, топ.
Белка – стрелка, тарелка, грелка.
Петушок – гребешок, посошок
Царица – девица, косица, больница.
Чертёнок - ребёнок, телёнок
3 задание. Собери стихотворение А.С.Пушкина.

1 от. - Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

2 от. - Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу.

3 от. - Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

4 от. - Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало…

5 от.- Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

4 задание. «Угадай сказку».

1. Какое произведение А. С. Пушкина начинается так: «У лукоморья дуб зелёный...»? (Поэма «Руслан и Людмила».)

2. Из какой это сказки?

Выбрал я жену себе

Дочь послушную тебе. («Сказка о царе Салтане.)

3. О какой бабушке идёт речь?

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей... (О бабе Бабарихе.)

4. Из какой это сказки?

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна... (Из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

5 Задание. «Верни предмет в сказку».

Петушок, корона, яблоко, зеркало, заяц,..

6 задание. Игра «Стульчик» под музыку «Золотая рыбка».

Золотая рыбка уходит.

Наше путешествие подходит к концу. И сейчас давайте с вами ответим на несколько вопросов:

1) О ком сегодня говорили?

2) Почему?

3) В какой семье он родился и вырос?

4) Как звали няню Пушкина?

5) Какое любимое время года поэта?

Об А.С.Пушкине можно говорить бесконечно, но время нашего праздничного путешествия вышло.

4. Ученик. Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,
Но все Пушкинские – наше вечное начало.
Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.

Ребята, вы знаете сказки Пушкина, вы сегодня хорошо играли роли, всем было весело и интересно. Пока будет Россия, в душе каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

А наш праздник заканчивается!

Сценарий музыкально-поэтического праздника для 3-5 классов «Наш Пушкин жив».


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: сценарий праздника будет полезен учителям начальных классов и среднего звена, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству А. С. Пушкина.
Цель: развитие познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С.Пушкина.
2.Побуждать детей создавать вокруг себя атмосферу праздника поэзии.
3.Учить анализировать содержание прочитанного, выявлять художественные ценности произведения, прислушиваться к мнению товарищей, высказывать свою точку зрения, оформлять эстетически свое суждение, развивать речь.
4.Развивать мыслительные операции сравнения, классификации, творческое воображение.
5.Воспитывать интерес к поэзии, расширять кругозор и словарный запас детей.
Оборудование: портрет А.С Пушкина, грамзаписи (песня «Зимний вечер», композитор М. Яковлев, «Я помню чудное мгновенье», композитор Глинка, «Вальс снежных хлопьев», композитор П.И.Чайковский), зажженные свечи, книжная выставка, рисунки детей к сказкам А.С. Пушкина.
Плакаты:
«И неподкупный голос мой
Был эхом русского народа». А. С.Пушкин

«Читайте сочинения Пушкина и поучайтесь примером великого поэта любить искусство, правду и Родину» Н.А. Некрасов

«Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!» Ф. Глинка

"Великим быть желаю,
Люблю России честь!" А.С.Пушкин

Ход праздника:

Ведущий 1:
Здравствуйте дорогие гости! У нас сегодня огромный праздник, который посвящается творчеству самого главного на Земле поэта. Кто же этот поэт? Кто самым первым приходит в наше детство и уносит нас по морям и волнам, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана. Как его зовут?
(Александр Сергеевич ПУШКИН)


Правильно, сегодня мы собрали в этом уютном зале три поколения тех, кто любит пушкинскую поэзию.

ПРАЗДНИК «НАШ ПУШКИН ЖИВ» НАЧИНАЕТСЯ.

(6 учеников читают стихотворение А.Плещеева «Памяти Пушкина»)
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовёшь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовёшь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
1880

Ведущий 2: Более 200 лет живет с нами любимый Пушкин, живут и его сказки, стихи. Но Александр Сергеевич, на удивление всем, всегда молод. Он друг детей и взрослых. И каждый из нас рад слышать и видеть дорогого поэта.
Массовая сценка: выбегают герои сказок Пушкина:
«Пушкин, мы Вас любим. Мы ждем Вас в гости!»
(За кулисами читается стихотворение «Зимняя дорога»)
Учитель: Все лучшее у нас связано с именем Пушкина.
Он учит нас любить Россию:
«Великим быть желаю,
Люблю России честь!»

Великий поэт зовет современников верно служить Отчизне:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

Верит Пушкин в завтрашний день Родины и нас этому учит:
«Товарищ, верь!
Взойдет она, звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья-
Напишут наши имена».

У каждого из нас есть любимые стихи великого поэта. Я очень люблю его стихотворение « Я помню чудное мгновенье». Композитор Глинка написал музыку на это стихотворение, получился чудесный романс. Давайте послушаем этот романс.
Звучит романс «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825
Учитель: Дети, у вас ведь тоже есть любимые стихи поэта?
(С комментариями к стихам выступают четверо обучающихся)

Ученик 1: А.С.Пушкин очень рано начал сочинять стихи. Любовь к поэзии ему привила няня Арина Родионовна Матвеева. Она передавала будущему гению волшебные сказания русской старины. Это ей Пушкин посвящает стихотворение «Няне». Мне это стихотворение нравится, напоминает о бабушке, и я сейчас вам его прочту: (читает наизусть)
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . . .
1826



Ученик 2: Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Под его легким и быстрым пером некоторые из них превращались в свободные певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые богатства русской поэзии. Действительно, кто из нас не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:


У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Ученик 3: А мне очень нравится стихотворение Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье», в котором поэт восхищался городом на Неве, ему он посвящает следующие стоки:


Люблю тебя, Петра творенье
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
…Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!.

Ученик 4: А я очень люблю стихи Пушкина о зиме. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, наслаждаясь изяществом его языка. Поэт все изображал с блеском. Таков был солнечный гений Пушкина. Я прочитаю вам стихотворение «Зимнее утро».


ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1829

Ведущий 1: Есть у нас и любимая песня М. Яковлева «Зимний вечер»
(исполнение песни музыкальным руководителем школы)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Учитель: Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.
Ученик:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети,
В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом.
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.


Инсценировка сказки: отрывок из произведения
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О ПУШКИНЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Учитель:
Мне, ребята, не верится, что Пушкина нет. Я думаю, что он жив в наших думах, в наших сердцах. О Пушкине писали многие поэты России: М. Лермонтов, А. Плещеев, С. Есенин, А. Дементьев…
Послушаем стихотворение Андрея Дементьева.
А МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН
1.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским…
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась
Остались боль да ярость
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил

2.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали -
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать - пускай не ждут.
Могло всё измениться
За несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.

3.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
(звук выстрела пистолета)

Читается отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова
СМЕРТЬ ПОЭТА
Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой…
………………………………………………………………
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Учитель: Имя Пушкина бессмертно. Я думаю, что сказки и стихи великого поэта будут читаться грядущими поколениями. Ребята, рядом с нами в нашей школе работает Заслуженный учитель России, известная поэтесса Анна Михайловна Алферова. Послушайте ее стихотворение
«Я К ПУШКИНУ ИДУ»: (читает учитель)
Я к Пушкину иду,
Когда мне тесны стены,
Когда весь мир со мною не в ладу,
Когда я, как в аду, от боли и измены,
Я к Пушкину иду,
Я к Пушкину иду…
Лишь с ним одним про «чудные мгновенья»
Могу я откровенно говорить.
Про сладость грез, про муки вдохновенья,
Про то, как горько, - быть или не быть?!
Звучат во мне волшебные мотивы
Его пылающей души.
И лишь тогда бываю я счастливой,
Когда читаю Пушкина в тиши.
Мой Пушкин жив!
Я в это твердо верю.
И от того на поэтическом пути
Мне не страшны свирепые метели,
Ведь я до Пушкина должна дойти!
Что я скажу любимцу двух столетий?
Что не померкла ни одна его строка,
Что за любовь к нему была и я в ответе,
ЧТО ЖДУТ ЕГО ГРЯДУЩИЕ ВЕКА!

Учитель: Сегодня мы пригласили Анну Михайловну Алферову к нам на праздник. Разрешите, Анна Михайловна, Вам предоставить слово.
Выступление поэтессы…


Да, Пушкина забыть невозможно. Пушкин и Родина неотделимы. Когда читаешь Пушкина, то всегда размышляешь о судьбах многострадальной России, и я очень верю, что наша Россия воспрянет, Россия спасется от невежества и грязи, Россия станет процветающей, уважаемой страной на нашей голубой планете. В сердце моем Пушкин и Родина всегда рядом.

А. Алферова читает свое стихотворение
«КОГДА О РОДИНЕ Я ГОВОРЮ»
Какой безумный разговор
О том, что Родины не стало…
Кому – укор, кому –позор,
А мне – отравленное жало.
Кому-то, может, нипочем,
Что все идет по нисходящей,
А мне – как по груди – бичом,
Я вся в России настоящей!
Когда о ней я говорю,
То вижу Пушкина рассветы,
Его последнюю зарю,
Его несбывшееся лето.
Над Черной речкой черный крест,
Как символ безутешной боли,
Как самый горький благовест
Над самой горестной судьбою.
И я сегодня повторю:
«Весь мир земной из тьмы и света»,
Но я его боготворю,
За то, что он не канул в лету.
За то, что я в глуши лесной
Нашла свой путь – не заблудилась,
За то, что жаркою волной
Во мне моя Россия билась.
И вот теперь мои стихи-
Российских колоколен звуки,
А в них – созвучья всех стихий:
Мечты людей, их боль и муки…
Когда о Родине я говорю -
Передо мною даль такая,
Что не одну еще зарю
Мы вместе с Пушкиным здесь повстречаем!

Ведущий:
Наш Пушкин жив! Он живет в каждом сердце, в каждом доме. Вместе с солнышком он заглядывает в наши окна. ПУШКИН – это радость, это добро, это тепло, уют и любовь. Все, что сотворил Пушкин – это его памятник. Он при жизни себе его воздвиг. Накануне своей трагической гибели в 1837 году пишет он гениальное стихотворение, которое было пророческим.