Сценарий праздника "Весёлый праздник - Сабантуй" материал (старшая группа) на тему. Сценарий праздника «Сабантуй» в детском саду (средняя группа) Детский сабантуй сценарий конкурсы

Альбина Тимергалина
«Сабантуй». Сценарий развлечения на участке детского сада для всех возрастных групп

Цель : знакомить с народными праздниками; создать праздничную, радостную, доброжелательную атмосферу.

Задачи :

-образовательные : продолжать знакомить с традициями и обычаями татарского народа : дать представление о празднике сабантуй , вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях ;

-развивающие : развивать коммуникативные навыки; способствовать развитию физических качеств у детей : ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности;

-воспитательные : воспитывать ответственное отношение к выполнению правил различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Атрибуты : татарские костюмы взрослые, татарские костюмы детские , костюм Антошки, корзина с конфетами, 2 ложки, 2 муляжа яиц, кегли, мяч, 2 подушки, 2 мешка, ориентиры, канат, горшок, повязка, палка, 2 коромысла, 4 ведра.

Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй ! Это самый любимый, самый веселый, самый долгожданный народный праздник! Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. И сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

1 ребенок : На веселый сабантуй

Мы позвали всех друзей .

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть.

2 ребенок : Праздник, праздник к нам пришел

Все об этом знают.

Всюду музыка слышна,

Баянист играет.

3 ребенок : Будем мы соревноваться,

Будем с вами мы играть.

Кто сильнее, кто быстрее,

Сможем мы сейчас узнать.

Ведущая : Ребята, все готовы к соревнованиям? (ответы детей) . Тогда мы проведем разминку.

Игра на скорость (под мелодию песни «В траве сидел кузнечик» )

Вперед 4 шага, назад 4 шага (2 раза)

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Глазками помигаем,

А потом попрыгаем.

Входит Антошка.

Антошка : Всех на праздник позвали , а про меня забыли.

Ведущая : А ты кто такой?

Антошка : Разве вы меня не узнали ? Я ведь Антошка! Взял с собой большую ложку. Раз праздник, значит и угощение будет.

Ведущая : Антошка, Сабантуй – это праздник для тех, кто любит трудиться. А про тебя мы слышали, что ты любишь лениться. Угощенье будет, но только для тех, кто покажет свою ловкость, силу и смекалку.

Антошка : Ребята, я обещаю, что исправлюсь. Я тоже хочу с вами на празднике веселиться.

Ведущая : Разрешим ему, ребята, остаться?

Дети : Да!

Ведущая : Оставайся, Антошка, но у нас будет условие. Покажи нам, какой же ты ловкий.

Игра «Не урони яйцо» (Антошка соревнуется с ребятами

под татарскую музыку)

Входит девушка татарочка.

Ведущая : Ой, ребята, посмотрите, к нам еще гости пришли!

Татарочка : Саумысыз, балалар! Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются) . Я услышала про ваш праздник, и решила прийти посмотреть, есть ли у вас ловкие и смелые ребята.

Ведущая : А как же! У нас все ребята ловкие, смелые и быстрые. Ребята, давайте покажем нашей гостье, как мы играем.

Игра «Юрта» (играют дети старших групп )

Татарочка : А теперь я хочу проверить, кто же у вас самый умный, самый смекалистый. Слушайте внимательно, я загадаю вам загадки.

Антошка : Давай, давай, загадывай! Я тоже очень люблю загадки.

Татарочка загадывает загадки :

1. Бабочка летает,

Солнышко пригревает,

Ягодка созревает,

Когда это бывает? (Летом)

2. На большой цветной ковер

Села эскадрилья,

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

3. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (Пчела)

4. Это что там за стрела

Небо черное зажгла? (Молния)

5. Светит, сверкает,

Все согревает. (Солнце)

Татарочка : Дааа, молодцы, ребята! Все отгадали.

Ведущая : А теперь я приглашаю всех принять участие в национальных играх, где вы покажете свою силу и ловкость.

Соревнования :

1. Бой с мешками

2. Разбей горшок

3. Бег с коромыслами

4. Бег с яйцом в ложке

5. Бег в мешках

6. Перетяни канат

7. Сбей кегли

Общий танец под татарскую мелодию.

Татарочка : Молодцы, ребята! Вы действительно все сильные, смелые, умные и хорошие! И за это я хочу вам дать угощение.

Передает конфеты воспитателям.

Ведущая : Спасибо тебе за угощение! А наш праздник не заканчивается, а продолжается чаепитием. Проходите все к своим столам!

Чаепитие с национальными блюдами на улице.

Антошка : Буду я трудиться,

Не буду я лениться.

И на следующий год

Снова встретимся мы тут.

Татарочка : Всем желаю здоровья, счастья и побольше радостных дней! До свидания!

Все : До свидания!

Антошка и татарочка уходят.

Публикации по теме:

Цель: Познакомить детей с праздником День Нептуна. Задачи: Создать атмосферу доброжелательного отношения друг к другу, радости праздничное.

«Русские народные игрища». Сценарий развлечения для всех возрастных групп РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРИЩА Задачи: -создать у детей и взрослых радостное, бодрое настроение; - приобщать детей и взрослых к русским народным.

Первый день лета, ежегодно, уже сложилась такая традиция. в нашем детском саду проходит развлечение для детей. посвящённое "Дню защиты.

Праздник проводится на участке детского сада, который украшен воздушными шарами. Вед: Здравствуйте дорогие дети, вот и наступило долгожданное.

Сценарий «День знаний 2017» для всех возрастных групп Звучит «Праздничная музыка». Дети по группам входят на площадку д/сада со своей эмблемой группы, у каждого ребенка в руке шарик. Ведущая.

Проведение национальных игр «Сабантуй»

(Проведение национальных игр на площадке).
Программное содержание . Закреплять знания о национальных праздниках Республики Татарстан, развивать дальнейшие стремления детей к познавательной деятельности о традициях своего народа. Закрепить знания о видах национальных игр. Развивать физические качества детей: быстрота, ловкость, выносливость, сила; умение самостоятельно организовывать игры и упражнения. Воспитывать уважение к старшему поколению, гордость за культурное наследие, самоотверженность, дружбу между народами.
Предшествующая работа . Беседа об истории праздника «Сабантуй», о национальных видах состязаний.
Место проведения . На площадке.
Методы и приемы . Соревнования, беседа, игры.
Оборудование : Платки 2шт.; гимнастические палки 2 шт.; средние ведерки 2 шт.; деревянные ложки 2шт.; резиновые яйца 2шт.; ориентиры – кегли 6 шт.; канат 1 шт.; мячи средние 2 шт.; обручи 2 шт.; мешки 2 шт.; «туннель» 2шт.
Структура праздника :
1.Приветствие гостей праздника.
2.Беседа о названии, особенностях и истории праздника.

3.Беседа о видах соревнования.
4.Соревнования, игры.
5.Подведение итогов праздника.
Ход :
Ведущий 1 : Здравствуйте! Добро пожаловать на наш праздник «Сабантуй»! Скажите, пожалуйста, откуда он берет свое название, как переводится?
Дети и родители : Сабан – плуг, туй – свадьба, праздник.
Ведущий 2 :Верно, наши прадеды называли этот праздник «Праздник плуга». А сможете ли вы назвать дату его проведения, с чем связано?
Дети и родители : После завершения посевных работ на полях, в конце мая начало июня, люди широко отмечали это событие.
Ведущий 1: Какие национальные виды соревнований, состязаний можете назвать?
Дети и родители : Куреш (борьба), скачки на конях, бег в мешках, бег с яйцом, залезание на шест, бег с коромыслом.
Ведущий 2 : Правильно, и мы с вами посоревнуемся. Состязание называется «Бег с яйцом». Два человека должны быстро оббежать флажок и, не уронив яйцо с ложки, вернуться на исходную позицию.
Ведущий 1 : Молодцы! Следующая эстафета «Поезд в тоннель». Каждый участник команды пробирается через такой тоннель, добегает до обруча, дотрагивается до мяча в нем, и свободным бегом добирается до места старта. Следующий участник проделывает то же самое. Побеждает команда, первая пришедшая на место старта.
Ведущий 2 : Вы ловко справляетесь заданиями. Следующая эстафета называется «Кенгуру», так как передвигаться необходимо, как эти забавные животные. Мяч зажать коленями и большими прыжками обскакать кегли, на месте старта мяч передается другому участнику. Команда, не выронившая мяч и первая пересекшая линию, становиться победительницей.
Ведущий 1 : Как дружно и слажено соревнуются в командах папы и мамы, дедушки и внуки! А кто из вас подскажет, как называется следующий конкурс, если я покажу канат?
Дети и родители : Перетягивание каната.
Ведущий 1 : Правильно. Проверим, чья семья окажется дружнее и победит в состязании?
Дети и родители : Конечно!
Ведущий 1 : В этом конкурсе победили и самые сплоченные, и самые добрые команды. Молодцы!
Ведущие : Мы рады видеть, что для вас «Сабантуй» - это, прежде всего, семейный праздник! Радостно осознавать, что вы помните и чтите национальные традиции, знаете историю образования татарских праздников. Желаем вам оставаться такими же умными, дружными, смелыми, умелыми!

Спортивно-музыкальное развлечение для детей всех возрастов

Фото с конкурса «Мы гуляем на участке» детского сада «Алсу» города Нурлата Республики Татарстан

В июне детские сады Татарстана и Башкортостана вместе со всеми жителями республик отметили один из любимых национальных праздников - Сабантуй. Сабантуй - древний земледельческий праздник, посвященный окончанию сева яровых. Его название происходит от двух корней - сабан (плуг) и туй (праздник). Празднуется Сабантуй всегда весело и зажигательно. Для молодежи устраивают соревнования в силе и ловкости. Победителей одаривают подарками. Подарки готовят «всем миром», и их сбор сопровождается шутками и песнями. Праздник не считается праздником, если на нем не присутствуют гости. В прежние времена в Сабантуе с удовольствием принимали участие чуваши, марийцы и русские - все, кто жил по соседству. Гости приходят и в детские сады. Малыши и родители принимают участие в народных играх и национальных состязаниях, а потом все усаживаются за столы с угощением. Cабантуй - веселый праздник с элементами спортивных состязаний. Из него можно позаимствовать игры и приемы для летних развлечений детей.

Место проведения - участок детского сада.

Оборудование для игр: кегли, горшок, шест, мешки, деревянные лошадки, ложки, мат, банты, ведра, коромысло, канат, мячи, яйца.

Музыкальные инструменты и другое оборудование: баян, музыкальный центр, микрофон, кассеты.

Оборудование для украшения Майдана*.

ХОД ПРАЗДНИКА

Как и положено по традиции, праздник начинается со сбора подарков для поощрения участников праздника. Подарки заранее готовят дети всех групп: вышивают платки и полотенца, что-нибудь лепят, рисуют и т.п.
Подарки собирает группа детей. Под сопровождение татарской народной песни «Сабантуй» они по очереди приходят в каждую группу.

Ведущий: Здравствуйте, друзья!

Дети: Здравствуйте!

Ведущий: Мы пришли, чтобы пригласить вас на праздник Сабантуй.

Воспитатель: Наши дети к празднику вышили полотенца.

Ведущий: Вот спасибо! Не зря время тратили, на боку лишний час не лежали. Ай, да платочки! Ай, да полотенца!Друзья, давайте дружно поблагодарим ребят за приготовленные подарки.

Все присутствующие на празднике приветствуют дарителей дружным «Ура!». Затем ведущий и сопровождающие его дети отправляются в другую группу, и ритуал повторяется. И так до тех пор, пока не обойдут всех. Затем все участники праздника собираются на Майдане - на празднично оформленном спортивном участке детского сада.
Звучит песня «Сабантуй» (cлова Г. Зайнашева, музыка Л. Батыр-Булгари).

Первый ребенок:

На веселый Сабантуй
Мы позвали всех друзей.
Будем петь и танцевать,
Дружно, весело играть.

Второй ребенок:

Дружно песню мы поем,
Песню солнца, песню лета,
И веселый птичий хор
Подпевает песню эту.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй.
Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Незадолго до праздника взрослые и дети собирают вышитые полотенца, платки, птичьи яйца. А после соревнований эти подарки вручаются победителям. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Ребенок:

Праздник, праздник к нам пришел.
Все об этом знают.
Всюду музыка слышна,
Баянист играет.

Будем мы соревноваться,
Будем с вами мы играть,
Кто сильнее, кто быстрее,
Сможем мы сейчас узнать.

На Майдан выходит бабушка в татарской национальной одежде.

Бабушка: Здравствуйте, ребятки. Проходила я мимо вашего детского сада и услышала, как вы хорошо читаете стихи, как звонко поете. Захотелось мне зайти к вам в гости. Ведь вы сегодня праздник справляете?

Ведущий: Да, бабушка, мы справляем Сабантуй.

Бабушка: Я тоже с детства люблю этот праздник. Когда я была молодой, мы в этот день тоже пели песни, играли в веселые игры. Хотите, научу вас одной игре? Называется она «Колечко-молечко».
Давайте встанем в круг и протянем к центру круга ладошки, сложенные лодочкой, большими пальцами наружу. Я буду быстро пробегать мимо вас и делать вид, будто одному из вас кладу в лодочку монетку. Но я буду стараться вас обмануть, чтобы никто не догадался, кому именно досталась монетка. А потом я выкрикну:

Колечко-молечко,
Выйди на крылечко!

Тот, кому я положила монетку, должен попытаться выскочить из круга, а его соседи будут пытаться его удержать. Не по-настоящему: достаточно дотронуться до соседа своей лодочкой, и он считается замкнутым в кругу. Тому, кто не сумел выскочить, дается задание: спеть песню, прочитать стихотворение, станцевать, загадать загадку.

Дети и бабушка играют в колечко.

В последний раз монетка оказывается в руках у бабушки. Звучит татарская танцевальная мелодия, бабушка пляшет.

Бабушка:

А сейчас, мои ребятки,
Загадаю вам загадки.

Первая загадка: едет силач, добывает калач. (Трактор)

Вторая загадка: железный рог, все поле перерыл. (Плуг)

Молодцы, ребятки, умницы.

Ведущий:

Скорей вставайте, дети, в пары,
Я слышу: музыка зовет
Друзей веселых и подруг
В веселый, шумный хоровод.

Дети исполняют парный танец. В конце танца в центр Майдана выскакивает мальчик в народном костюме на деревянной палочке-лошадке.

Мальчик: Есть здесь настоящие джигиты? Выходите, будем бороться.

Проводится соревнование по татарской борьбе. Когда выявлены победители, на середину выступает девочка.

Девочка: Бороться вы умеете, это все видели! А горшок с завязанными глазами разбить сумеете?

Мальчики: Сумеем! Попробуем!

Проводится игра «Разбей горшок». Желающий испытать счастья выходит на середину Майдана. Ему завязывают глаза и дают в руки палку. Горшок устанавливают на расстоянии одного-полутора метров от игрока. Нужно попасть палкой по днищу горшка и расколоть его.
В игре используют не очень новую глиняную посуду.

Ребенок:

Поглядите: это ложка,
В ней устроилось яйцо,
Пробегись-ка по дорожке,
Только не разбей его.

Проводится командное соревнование «Перенеси яйцо в ложке» - по принципу эстафеты.
В игре используются небольшие деревянные ложки. Сложность заключается в том, что ложку держат не руками, а зубами. Желательно, чтобы дети не поддерживали ложку.
После игры дети исполняют народную песню. Все присутствующие им подпевают.

Девочка:

Мы в родном краю живем,
Дружно песенки поем,
Но и вы не отставайте,
С нами вместе подпевайте.

После пения снова проводится игра. Игры и песни с танцами чередуются.

Ведущий:

Если мы хотим плясать,
Будет баянист играть.
Баянист у нас хороший,
Хлопайте ему в ладоши.

В конце праздника победителям соревнований вручаются призы и подарки. Бабушка обносит всех угощением татарской народной кухни.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш веселый праздник, всем желаем здоровья, счастья и побольше радостных дней. До свидания!

Сценарий праздника подготовила Фарида ИСМАГИЛОВА,
музыкальный руководитель детского сада № 86
г. Нижнекамска, Республика Татарстан

* Майдан (тюрк.) - название площади, преимущественно базарной.

Игра «Конники»

Дети на празднике в детском саду участвуют в «скачках», но не на настоящих конях. Вот как их проводят в детском саду № 9 «Салават купере» г. Азнакаево .

Несколько детей (пять-шесть человек) становятся у края площадки, отведенной под скачки. Каждому участнику заезда воспитатель дает палку длиной 50–60 см. Дети садятся на палку верхом. По сигналу они скачут на палках до финиша. Во время скачек нельзя толкаться и мешать друг другу. Кто доскакал первым, тот и победил.

От редакции: Познакомившись со сценарием, наши читатели не могут не почувствовать, насколько похожи по своей структуре фольклорные праздники разных народов. А в играх, которые в Татарстане считают национальными, мы узнаем хорошо знакомые соревнования, используемые в спортивных досугах. Вот, оказывается, откуда они ведут свое происхождение! Это вклад татарской культуры в нашу спортивную педагогику.

Сценарий праздника «Сабантуй» в детском саду

(средняя группа)

Задачи праздника:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа с детьми:

К празднику площадка украшается шарами, флажками, красивыми полотенцами и платками с татарским орнаментом. Звучит татарская плясовая. Дети встают в круг.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! а какой сегодня у нас праздник?

Дети: Сабантуй!

Ведущая: Правильно! Сегодня мы собрались отмечать татарский народный праздник-Сабантуй. Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ. Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей: молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куски ситца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, люди с утра шли на майдан. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения.

Мы сегодня с вами тоже подготовились - Какое у вас настроение?


Дети: отличное!

Ведущая: Молодцы!

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Песня «Сабантуй»

(Выходит джигит из сказки «Шурале»)

Джигит: Здравствуйте, ребятки. Проходил я мимо вашего детского сада и услышал, как вы веселитесь, как звонко поете.

А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в татарскую народную игру «Эй, дружок, продай горшок!»

Татарская народная игра «Эй, дружок, продай горшок!»

Молодцы!

Джигит: Внимание, Внимание!

Начинаем соревнование,

Кто ловкий, смелый и умелый,

В круг выходите скорей!

Игры-соревнования:

«Бег в мешках»;

Джигит: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!!!

(бег в мешках)

«Бег с ложками»;

Джигит: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

(бег с ложками)

«Бег с ведрами»;

Джигит: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!!!

(бег с ведрами)

«Бой горшков»

«Перетяни канат »;

(битьё горшков и перетягивание каната)

Джигит : Молодцы, ребята! Вот вам подарки (раздает детям платочки, украшенные татарским орнаментом). А мне пора в дорогу. До новых встреч!

Ведущая Вам понравилось!? (ответы детей) Вот вам сладкое угощение (раздаются конфеты) На этом наш праздник окончен!

Сау булыгыз! До свидания!

Валентина Хабарова

Наш веселый Сабантуй

Татарский национальный праздник для детей 5-7 лет

Из истории праздника

Сабантуй-праздник плуга, праздник веселья и труда. Его праздную весной, по окончании посевных работ. Первые упоминания о нем относятся к концу VIII- началу IX веков. (Тогда праздник отмечали перед началом посевных работ.) Сабантуй-один из самых любимых у татарского народа, и его справляют до сих пор. В Республике Татарстан это праздник республиканского значения.

К Сабантую заготавливают подарки. Девушки и женщины вышивают платки, полотенца, готовят национальные блюда для угощения гостей. Перед праздником самый трудолюбивый и воспитанный молодой джигит вместе с друзьями объезжает на украшенной бубенцами и лентами лошади деревню и собирает подарки. Джигиты поют, танцуют, отпускают шутки и прибаутки, желая хозяевам добра, здоровья, счастья, богатства. Собрав подарки, сборщики еще раз объезжают деревню, чтобы продемонстрировать их. Главным призом праздника является овца, ее дарят юноше, победившему в татарской борьбе,-Батыру.

В день праздника с самого раннего утра на большой ярко украшенной поляне собирается народ. Надевают лучшую одежду, многие приходят в национальных костюмах и приносят угощения, приготовленные по рецептам традиционной татарской кухни. Во время праздника чествуют лучших работников, соревнуются в различных играх, поют и пляшут. Каких только соревнований и состязаний здесь нет! Бег в мешках, бег с яйцом в ложке, перетягивание каната, разбивание горшков с завязанными глазами, бой мешками на бревне, лазание по шесту, песенные и танцевальные конкурсы и обязательно-состязание в национальной борьбе и скачки. Заканчивается праздник вручением призов победителям. Во время праздника любой его участник может испытать свои силы в различных единоборствах и найти развлечение по душе.

Особенности организации праздника в детском саду

Организовывая праздник в дошкольном учреждении, мы стараемся следовать общим традициям. Подготовительная работа включает несколько этапов.

Первый этап: беседы о традициях татарского народа, ознакомление с одеждой, кухней, национальными играми и фольклором татарского народа.

Второй этап: изготовление подарков. На этом этапе открывается простор для творчества и фантазии как детей, так и взрослых. Любимое занятие детей-мастерить призы победителям. В подготовке к празднику и в изготовлении подарков принимают участие родители.

На музыкальных занятиях в этот период дети разучивают песни, танцы, потешки, прибаутки, заклички на русском и татарском языках.

Третий этап: сбор подарков. Из каждой группы выбирается ребенок для сбора подарков. Дети в национальных костюмах вместе в педагогом обходят группу и собирают подарки. Под музыку баяна или аккордеона «сборщики» подарков поют песни, танцуют, выкрикивают заклички, а получив подарки, благодарят дарителей, желают им здоровья и добра. Эта чсть подготовки праздника проходит весело.

После сбора подарков дети с нетерпением ждут начала основного события-дня состязаний.

Четвертый этап: украшение участка. Праздник обязательно проводятся на свежем воздухе. Сочная зеленая травка, яркая зелень деревьев, сочетаясь с различными украшениями-разноцветными флажками и ленточками, развешенными на участках рисунками и колокольчиками,-создают праздничное настроения. Украшением участка занимаются взрослые-педагоги и родители.

Для того чтобы праздник прошел успешно, необходимо соблюдать следующие правила.

Праздник должен проходить без заминок. Это требует хорошей подготовки, продуманного сценария и учета мелочей-от организации игр до порядка раздачи угощения.

Праздник должен быть зрелищным, чтобы в нем было не только интересно участвовать, но и наблюдать за ним в роли зрителя. Для этого игры и состязания чередуют с песнями, танцами, стихами в исполнении детей.

Начало и конец праздника должны отличаться торжественностью, настраивающей присутствующих на особое событие, поэтому используются атрибуты государственной символики, поднимается и опускается флаг, исполняется гимн праздника, дети хором произносят девиз праздника.

В празднике участвуют и дети, и взрослые. Взрослые организовывают игры, являются членами жюри. Игры и соревнования должны соответствовать возрасту детей, поэтому для каждой возрастной ступени подбираются или модифицируются свои игры.

Завершение праздника связанно с вручением призов и подарков. Призы должны быть распределены справедливо; ни один ребенок на празднике не должен чувствовать себя обделенным и обиженным.

В конце праздника присутствующих угощают блюдами татарской национальной кухни.

Как правило, в детские сады Татарстана и Башкортостана ходят дети разных национальностей. Но Сабантуй любят дети, независимо от национальной принадлежности и ждут его с нетерпением.

Персонажи, участвующие в празднике:

Ведущий в национальном татарском костюме;

Батыр (богатырь)

Шурале (леший)

Атрибуты для игр: канат, два мешка, маты для борьбы, ложки, два яйца, ведро или глиняный горшок, пустой мешок для Шурале.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались на веселый праздник Сабантуй. Сабантуй-это праздник плуга, праздник труда и веселья. Он проводится после окончания весеннего сева. Этот праздник объединяет народы, поднимает наше настроение, радует и веселит.

Исполняется песня «Сабантуй», музыка и слова Г. Гэрэева.

Ведущий: Наступило долгожданное лето, посмотрите, сколько вокруг красок! Наша земля стала похожа на огромный цветной луг, на котором должны жить все в дружбе и мире.

Инсценировка песни: «Разноцветная игра», музыка и слова Б. Савельева.

Ведущий: Ребята, к празднику вы учили стихи на татарском языке. Кто хочет рассказать стихотворение?

Дети читают стихи. Затем все вместе исполняют песню на татарском языке.

Появляется Батыр, он идет мимо площади бодрым шагом, что-то напевает.

Ведущий: Ребята, кто это идет? Да не к нам ли на праздник?

Батыр: А, вот где вы все собрались! Как красиво украшена поляна! Услышал я, что вы сегодня празднуете Сабантуй, и решил заглянуть к вам на праздник. Порадуете меня веселыми танцами да песнями?

Дети: Да!

Дети исполняют татарский танец «Эпипэ», затем поют русскую народную песню «Ах, вы сени», сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах. Если в детском саду есть дети других национальностей, можно включить мини-концерт песни и танцы других народов.

Батыр: Молодец, ребята! Здорово умеете веселиться. Только мне пора дальше идти, по своим делам. Правда, вот беда! Нес я вам к празднику подарки да торопился. Второпях заблудился. Заблудившись, не заметил, как потерял мешок с угощеньями.

Ведущий: А большой мешок?

Батыр: Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!

Ведущий: Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит.

Дети ходят по участку в поисках мешка.

Ребенок: Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит!

Все собираются вокруг мешка.

Батыр: Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!

Ведущий: Ой, не надо!

Батыр: Почему?

Ведущий: Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится.

Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей.

Батыр: И, правда! Что-то странное случилось с моим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать!

Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из татарских поверий.

Батыр: Это что еще такое? Что за чудище лесное?

Шурале: Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть! (Бегает по участку, изображает, что хочет схватить детей.)

Батыр: Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, анне то плохо тебе будет!

Шурале: Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!

Батыр (передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий.

Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону.


Шурале вскрикивает.

Шурале: Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю!

Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.

Ведущий: Дети, кто победил?

Дети: Батыр!

Ведущий: Кто на празднике самый сильный?

Дети: Батыр!

Ведущий: А ты, Шурале, просто хвастун!

Батыр: Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает шаг в сторону Шурале.)

Шурале: Ой, не буду, не буду! Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите! Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно, е выйдет!

Ведущий: Оставим Шурале на празднике?

Дети: Да!

Ведущий: Шурале, будешь с нами играть?

Шурале: Буду, ой, буду! А как?

Ведущий предлагает детям различные состязания-«Бег в мешках», «Бег с яйцом в ложке», «Разбей горшок с завязанными глазами».


В первых двух состязаниях участвуют команды детей. Можно формировать смешанные детско-родительские команды. Тогда участником одной из команд может быть Шурале.

В игре «Разбей горшок» принимают участие отдельные дети. Ребенок выходит на линию старта. На некотором расстоянии от него устанавливается горшок. (Горшок можно заменить алюминиевым ведром.) Игроку завязывают глаза и дают в руку палку. Палку нужно кинуть вслепую, так чтобы она попала по ведру.

Завершается череда соревнований борьбой, в которой принимают участие мальчики. Двое соревнующихся выходят в круг и обхватывают друг друга. По сигналу они стараются уложить друг друга на землю. Победившему присваивается звание «батыр» .


Затем звучит сигнал, после которого начинается награждение детей и взрослых, участвовавших в состязаниях. Можно награждать детей и за исполнение концертных номеров.

В конце праздника Ведущий, Батыр и Шурале раздают присутствующим (в первую очередь детям) сладости.