Конспект нод рисование дымковская слобода старшая группа. Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода

(коллективная композиция)

Цели занятия: вызвать интерес к изделиям дымковских мастеров, дополнять знания детей о дымковских игрушках, продолжать формировать представление о манере и технике дымковской росписи, ее характерных особенностях, воспитывать положительное отношение к народному искусству, развивать навыки коллективной работы.

Материалы и оборудование к занятию: интерактивная доска для показа фотографий с изображением дымковской деревни, электронный носитель с аудиозаписью народных песен (по выбору воспитателя) , дымковские игрушки, вырезанные из бумаги фигурки дымковских козликов, барышень, олешков, кисти, краски (гуашь) , стаканчики с водой, индивидуальные салфетки.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, подготовка большого листа бумаги (рисунок по теме, тонирование) для коллективной работы.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое и заглянем в заречную слободу Дымково, что рядом с городом Вятки (а сегодня называется городом Кировом) .

На экране (интерактивной доске) детям показывается подборка фотографий с изображением дымковской слободы и дымковских игрушек. Каждая фотография сопровождается кратким рассказом воспитателя по теме: об истории возникновения дымковского промысла, о преемственности традиции изготовления игрушки из глины по женской линии, о процессе росписи, о ярмарке «Свистуньи-свистопляски» , о старейших мастерицах и их ученицах. Следует подробнее остановиться на технике создания дымковской игрушки в наше время. Вместе с ребятами сделать вывод об уникальности и большом культурном значении данного явления русского народного искусства.

Молодцы! Интересно вам было заглянуть в прошлое? Вы были очень внимательными и узнали много нового. А сейчас самое время немного отдохнуть.

Физкультминутка: «Пальчики рисуют»

Пишем на ладошке указательным пальчиком, потом средним, потом безымянным, потом мизинчиком.

Нарисует пальчик круг,
А потом овал.
Букву А и букву Б
Пальчик рисовал.

Может О нарисовать,
Может цифру 5.
Не устанет никогда
Пальчик рисовать.

(Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет)

Воспитатель: Ребята! А хотите выступить в роли мастеров и попробовать создать такую дымковскую деревушку с игрушками своими руками? Предварительно мы с вами подготовили большой лист бумаги, на котором каждый из вас разместит свою игрушку.

Под звучание народных песен дети приступают к росписи вырезанных из бумаги фигурок дымковских игрушек. Следует напомнить ребятам о разнообразии цветовой гаммы и различных элементах узора при росписи фигурок.

После высыхания всем вместе участвовать в раскладывании фигурок на большом листе бумаги. Предложить полюбоваться получившейся коллективной композицией.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»
Задачи:
Продолжить знакомить с дымковской игрушкой: с элементами узора, сочетаниями цветов, композицией;
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции.
2. Организация выставки на тему: «Веселая ярмарка дымковской игрушки».
3. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
Материал: изделия декоративно-прикладного искусства, рисунки дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; трафареты дымковской игрушки, цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
- Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
(дымковская игрушка)
-Правильно, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?
(Дымковская игрушка)
- Давайте их рассмотрим. (Рассматривают игрушки).
- А почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи об этих игрушках написали! (Читают дети).
1.Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
2.Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
- Какого цвета дымковские игрушки? (Всегда только белые)
- Какие узоры вы видите на игрушках? (кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца)
- Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках? (лошадка, петушок, олень, баран, барышня)
- Наиболее,распространённые сюжеты: (няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
- Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки. (Воспитатель раздает напечатанные трафареты всей группе)
- Мы будем украшать игрушку узорами. Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор.
Физминутка «Дымковские игрушки».
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком
Щёчки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
- Сядьте поудобнее, начинаем работу. (Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
- А теперь заканчивайте свои работы, и мы поселим все наши игрушки в Дымковскую слободу.
- Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Спасибо вам за работу.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №23

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА»
Составила: Чикваидзе Елена Георгиевна
посёлок Ремзавода
2017


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 47» Ладушки»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по Образовательной Области «Художественно- эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дымковская слобода»

Программное содержание : 1. Закрепить с детьми технику росписи игрушек по мотивам дымковской росписи

2. Развивать творческое воображение, подбор цветовой гаммы, наблюдательность, пространственное мышление.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам России, художественный вкус, эстетические чувства»

Материал: готовые изделия детских работ – игрушки из глины, краски, стаканчики с водой, кисточки 2 видов, салфетки.

Предварительная работа : рассматривание образцов дымковской росписи, изготовление кукол и игрушек по мотивам дымковской росписи. Оформление дымковской деревни с расписанными готовыми образцами.

Подготовка к занятию: влажная уборка, проветривание

Методика проведения:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам Создание

предлагаю отправиться в удивительное интереса

путешествие. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: В начале, я хочу вам

рассказать одну историю…

Давным-давно моя бабушка оставила Игровая ситуация

мне в наследство волшебный клубочек.

Куда клубочек покатится, туда мы

с вами и отправимся путешествовать.

Скажем волшебные слова: раз, два,

три – клубочек, катись. Давайте все

вместе скажем эти слова.

Дети: Раз, два, три-клубочек, катись.

Клубочек катиться, дети идут за ним.

Что это за чудеса, куда привел нас

клубочек? А привел нас он в чудесную

дымковскую деревню.

/Звучит народная музыка/

Дети подходят к выставке изделий

дымковской игрушки, перед ней

висит надпись «Веселая дымковская

деревня», сидит мальчик в русской

рубашке – мастер Вася, он продает Использование

игрушки . игрового

Воспитатель: Здравствуй, мастер – умелец. персонажа

Что же это у тебя за красота такая?

Вася: у меня дымковские игрушки.

Чтение стихотворения воспитателем.

В этой деревне живут, друзья, Художественное

дымковские игрушки. слово

Лошадки, собачки, козы, коровы

и другие зверушки.

Петушки, курочки и свинья,

Давайте познакомимся с ними, друзья!

Давайте рассмотрим чудесные Рассматривание

дымковские игрушки. декоративных игрушек

Дети совместно с воспитателем

рассматривают корову, козу,

лошадку, птицу, барыню и мужчину,

детей.

Воспитатель рассказывает детям о

дымковском промысле.

В селе Дымка Кировской области Рассказ воспитателя

давным – давно люди стали лепить

из глины игрушки для своих детей:

это были зверушки лесные, домашние

животные, люди, фигурки детей,

разные свистульки.

Игрушки сохли, затем их раскрашивали

в белый цвет, украшали полосками,

кругами, клеточками, точками.

Позднее их стали продавать в другие

деревни. Скоро и соседние деревни

стали лепить игрушки. И начался

промысел дымковской игрушки по

всей Кировской области. Вот сюда – то

нас и привел волшебный бабушкин

клубочек. А сама бабушка была

мастерицей по изготовлению таких

игрушек. Ну что дети, клубочек –

катиться. Давай, мастер Вася, с нами

пойдем. Ты научишь нас такие

игрушки раскрашивать.

стоят игрушки из глины, но не

раскрашенные. Сидит рядом мальчик Использование

в русской рубашке, очень грустный. игрового персонажа

Это мастер Матвей.

Воспитатель: Здравствуй, добрый

молодец. Что – то ты такой грустный

Матвей: Да вот игрушки из глины

налепил, а раскрасить не знаю как.

Воспитатель: Дети, может быть, мы Постановка цели

поможем Матвею раскрасить игрушки

по дымковским узорам.

Ответы детей: Конечно, поможем.

Воспитатель: Ребята, предлагаю Вопросы к детям

ещё раз вам вспомнить какие краски

нужно выбрать для этой росписи?

Дети: Фон будет белый. Узор нужно Хоровые ответы детей

выполнять яркими красками красными,

жёлтыми, зелёными, синими и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята. Лиза,

какие элементы присутствуют в дымковской Обращение к

росписи? Покажи пожалуйста ребятам. схемам

Лиза выходит к мольберту, показывает

схемы и рассказывает об элементах,

присутствующих в дымковской росписи.

Воспитатель: Молодец, Лиза! Ребята

теперь вы всё знаете. Выбирайте

игрушки по своему желанию, пойдем с Индивидуальный

нами, мальчик, мы научим тебя раскрашивать выбор

и поможем тебе выполнить красивые

работы по дымковской росписи.

Дети выбирают изделия из глины

и садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать

рисовать, разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика

Проводится пальчиковая гимнастика:

Разрисуем мы зверушки

Дымковские игрушки,

Всем потом покажем

И о них расскажем.

Дети садятся за столы, продумывают Самостоятельная

узор для раскрашивания, выполняют деятельность

работы по дымковской росписи. детей

Воспитатель следит за правильной

посадкой детей, напоминает о Напоминание

последовательности узора, использует Положительный

положительный пример товарища, пример товарища

обращает внимание детей на качество

выполнения работ, поощряет детей за Поощрение

проявленное творчество.

По окончанию работы выставляются

обратно на стол, детям предлагается

полюбоваться и порадоваться, как красиво

у них получилось. Мастера из дымковской

и глиняной деревни одобряют детей,

радуются вместе с ними.

Подводится итог занятия: обращается

внимание на подбор основных цветов,

узоров, характерных для дымковской

росписи, аккуратности в работе,

умение пользоваться кисточкой и

тряпочкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Анализ

какие у нас получились весёлые

игрушки. Илюша, какая игрушка тебе

кажется наиболее забавной?

Илья: Этот барашек кажется мне

наиболее весёлым. Колечки у него

ровные, но вот глазки как будто

подмигивают.

Воспитатель: Молодец, Илюша.

Ребята, как интересно подметил Илья!

Андрюша, как ты думаешь, сегодня

у тебя всё получилось отобразить

или были какие-то трудности?

Андрей: Сегодня я немного поспешил, Самостоятельный

колечки и волнистые линии получились анализ ребёнком

не такие ровные, как я хотел. Но в с

ледующий раз у меня обязательно всё

получится.

Воспитатель: Конечно всё получится. Анализ

Ребята, игрушки у вас получились воспитателем

просто замечательные, так и хочется

с ними поиграть. Я вам предлагаю

пригласить наших мастеров и поиграть

вместе с ними.

Мастера вместе с детьми покидают

групповую комнату.

Кузнецова Наталья Михайловна

МБДОУ «Детский сад №47 « Ладушки»

Воспитатель

Город Заволжье, Нижегородская область

Мила Гусейнова

Программные задачи

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках , о дымковской росписи . Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы .

Методика проведения

Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.) . Спросить, как называются эти красивые изделия. Предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину "Дымковская слобода " (село, деревня , где создают глиняные игрушки) . Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3-4 барышни и более мелкие фигурки) .

Материалы :

Силуэты дымковских игрушек , вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребёнка) . Большой лист бумаги для оформления картины.

Связь с другими занятиями и видами деятельности

Расширять представления детей о дымковских расписанных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия:

Вводная часть : Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами будет интересное занятие , на котором вы узнаете, что представляет из себя дымковская игрушка .

1. Основная часть.

Вы знаете, что такое Дымковская игрушка , из чего она делается и где возник этот промысел? Такой игрушки как дымковская больше нет , она одна такая. Яркая, нарядная Дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. На доске висят картинки с элементами дымковской росписи . Дымковскую игрушку расписывают (элементы) : кружками, кольцами, полосками, змейками. В дымковских игрушках цвета яркие : красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зелёный и в очень большем количестве коричневый и чёрный. Что означали элементы, которые я вам показывала (на картинках? Ребята как вы думаете, что по вашему мнению мог означать круг (солнце? А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломанная линия (воду? А что же могла означать клетка (поле?

2. Беседа с детьми :

Какого цвета бывают дымковские игрушки ? (Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках ? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка и решетка)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Какими приемами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

3. Физкультминутка

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

4. Практическая деятельность

Сейчас я вам раздам листы, и вы подготовьте краски и будем расписывать на силуэтах дымковские узоры . На этом занятие мы с вами будем расписывать и использовать элементы дымковской росписи в нашей работе . Сейчас мы с вами попробуем нарисовать элементы дымки в отдельности . Дети рисуют узоры дымковской игрушки (дымковские силуэты ) . А теперь заканчивайте свои работы , дорисовывайте узоры . А потом посмотрим рисунков.

Итог занятия

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

2. Что тебе больше всего понравилось здесь?

3. Что особенного в этой работе ?

4. Какая у нас тема?

5. Понравились ли вам дымковские игрушки ?

6. Не сложно ли было вам рисовать узоры и расписывать дымковские игрушки ?

Спасибо ребята! Вы все молодцы! Вы очень хорошо старались и занимались и вот какая красивая коллективная работа у нас получилась ! Дымковская слобода ! Понравилось ли вам занятие ?

Публикации по теме:

Приглашаю Вас, дорогие друзья, в деревню Снегирево. Начали мы ее строить сразу после новогодних праздников, радуясь, что зима наконец-то.

Коллаж выполнен с воспитанницей Пономаревой Александрой (5 лет) в МБДОУ д/с № 95 "Росточек" города Волжского Волгоградской области в рамках.

Программное содержание: - продолжать формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе; - учить детей отражать.

В нашем детском саду есть уголок художественного творчества. Мы с детьми часто посещаем его, рассматриваем игрушки народных мастеров: дымковских,.

Лето - пора вдохновения. Много времени проводим на улице, много наблюдаем. Свои летние впечатления и наблюдения мы решили отобразить в.

Коллективная работа «Поле одуванчиков». Конспект занятия по аппликации в средней группе Конспект непосредственной образовательной деятельности Аппликация. Средняя группа. Коллективная работа. Поле одуванчиков. Задачи:.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности коллективная работа по ИЗО в старшей группе «Осеннее дерево». Автор: Титова Олена Олеговна, воспитатель МДОУ д/с «Малышок» г. Нерехта. Описание: данный конспект НОД рассчитан для детей старшего возраста.

В заречной части города Кирова, напротив старых кварталов, расположилась на берегу слобода Дымково . Слобода отлично просматривается с высокого берега реки Вятки. Сейчас в слободе стоят местами старые избушки, но они потихоньку уступают небедным дачным домикам. Эта местность в весенний период находится в зоне затопления.

Именно слобода Дымково является матерью дымковского народного промысла , великолепной яркой . Она и раньше была застроена преимущественно одноэтажными деревянными домами.

Здесь отличные глины и песок. Сейчас, в наше время, промысел сохраняет свою традицию и использует только местную глину . Глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком и служит материалом для производства игрушки.

Дата основания слободы Дымково примерно XV - XVI век. Впервые Дымково упоминается в грамоте Ивана Грозного в 1582 году. В то время Киров носил название Хлынов . С Хлыновым слобода соединялась речной переправой. Именно на этом оживленном тракте впоследствии появился первый мост через Вятку - сейчас в народе его называют «старый».

Для жителей и гостей Хлынова путь начинался из Раздерихинского оврага, через переправу и далее по Слободскому тракту. И первой по пути была именно слобода Дымково. Тракт, кстати, называется так не из-за слободы, а потому, что в 35 километрах расположен небольшой городок Слободской.

Дымково прославила вятскую землю на всю Россию уникальным народным промыслом. Все привыкли считать его визитной карточкой Кировской области. Но, оказывается, в Великом Устюге, на низменном берегу реки Сухоны, расположено место, которое носит такое же название!

Большинство историков склоняются к мысли, что слобода Дымково была основана выходцами из Великого Устюга. В конце XV века по указу царя Ивана Грозного сюда были переселены неугодные люди. Уничтожая оппозиции, царь переселял бояр и купцов на север, подальше от Москвы. Не имея больших земляных наделов, люди занимались ремесленничеством. Возможно благодаря этому гончары и игрушечницы и дали начало этому народному промыслу.