Конспекты занятия с ребенком дауном 5 лет. Конспект занятия «Геометрические фигуры» для ребенка с синдромом Дауна

Номинация: развивающие занятия для детей с синдромом дауна.

Должность: педагог-психолог

Цель занятия – создание условий для формирования умений идентифицировать предметы по форме, а также умения соотносить предметы по форме, через формирование представлений о геометрических фигурах.

Возраст – 7-8 лет.

Форма проведения : индивидуальная.

Длительность занятия : 30-40 минут.

Методы и техники : наблюдение, беседа, техники массажа рук для развития мелкой моторики, авторская игра «Спасение зверят».

Необходимое оборудование и организация пространства : рабочее место для занятий: кабинет (заранее проветрен), хорошее освещение, рабочий стол/парта/журнальный стол, два стула при необходимости (для психолога и ребенка). Массажный шарик с пружиной. Белый картон А4 или лист бумаги А4. Вырезанный набор геометрических фигур из цветного картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб (по 3 штуки на каждую фигуру). Фигуры животных (у нас на занятиях были маленькие пластмассовые игрушки, и игрушки из киндера) и фигура «злодея». Изображения 2 эмоциональных состояний (веселое и грустное), клей.

Ход работы

1 этап. Приветствие, установление контакта, формирование доверительных отношений.

Игра «Поймай шарик!»

2 этап. Массаж рук массажным шариком, далее пружинкой. Данное упражнение имеет две цели, где главная цель – установление контакта с психологом. На начало занятия, как правило, у ребенка нет мотивации на работу, внимание рассредоточено и ребенок отвлекается на любую мелочь, вступая с любой вещью в предметную игру (сюжетно-ролевая игра для ребенка с синдромом Дауна в младшем школьном возрасте недоступна). Поэтому, психологу необходимо закрепить внимание ребенка на себе, используя при этом, физический контакт, вербально и эмоционально подкрепляя общение с ребенком. В ходе выполнения задания, ребенку предлагаются различные вопросы: «какая погода на улице?», «какое настроение», подведение ребенка к цели занятия, начало инструкции к занятию («А сегодня к нам в гости пришли зверята из зоопарка!»).

3 этап. По теме занятия «Геометрические фигуры» с введением авторской игры «Спасение зверят» ребенку предлагается предыстория.

«К нам в гости сегодня направлялись веселые зверята, они очень хотели с тобой встретиться и дружно поиграть. Ты хочешь с ними поиграть? (получаем обратную связь от ребенка) Но вот напасть! Случилась беда! По пути им встретился слой злодей-разбойник! (Показываем ребенку фигуру «злодея») Он всех маленьких зверят поймал и заточил в железную клетку! (Также демонстрируем ребенку зверят-игрушки, которые заранее мы сложили в коробочку/контейнер-сетку/корзинку) Им там сейчас так грустно и плохо! Давай их будем спасать! (После того, как дождались положительного ответа ребенка продолжаем) этот злодей-разбойник оказался большим хитрецом! Он ни за что не хочет выпускать зверят просто так! И Его не перехитрить! Он придумал задание для тебя, пройдешь задание – отпустит зверят! Ну что, ты готов выполнить задания злодея-разбойника? (также дожидаемся обратной связи от ребенка)».

4 этап. Работа по теме. Формирование умений соотносить геометрические фигуры с эталоном, а также введение понятий величины предметов (большой-маленький) и понятий сравнительной величины (больше-меньше).

Ребенку предлагается лист А4 (принцип изображения «игры-карты» на фото в приложении), где заранее прорисованы контуры геометрических фигур, а также нарисованы изображения животных (тех животных, игрушки которых вы имеете и заранее подготовили для занятия).

Далее предлагается новая инструкция: «Вот злодей дал нам карту, пройдем тропинки, найдем все эти фигурки и спасем наших животных! Давай? (Получаем обратную связь) Злодей-разбойник перепутал все фигурки (демонстрируем ребенку вырезанные геометрические фигуры), а мы их сейчас распутаем по порядку, по очереди, приклеим на нашу карту и спасем каждого животного! Смотри, здесь кто у нас нарисован? Правильно, Мишка! А какие рядом с ним фигурки? Это у нас кружочки! (проговариваем вместе с ребенком слово «Круг») Давай найдем кружочки и приклеим на нужные места! (ребенок находит, приклеивает) Ура, ты нашел и приклеил все кружочки! Какой ты молодец! Теперь наш Мишка спасен!» (Злодей-разбойник отпускает Мишку из клетки и мы представляем возможность ребенку посмотреть и потрогать игрушку, но при этом напоминая ребенку, что есть еще животные, которые ждут его помощи).

Продолжаем инструкцию в той же последовательности, «спасая» каждого животного.

Ребенок, как правило, успешно справляется с поиском геометрических фигур, соотнося их с эталоном, однако затрудняется работать последовательно, поэтому здесь проявляем направляющую и обучающую помощь, ориентируя работать последовательно, при этом обращая внимание ребенка на то, что есть большие фигуры, а есть маленькие, есть больше, а есть меньше.

Как только все зверята спасены, даем возможность ребенку поиграть в игрушки, инициируя ролевую игру, по возможности уделяя этому 5-10 минут от занятия. Далее, ребенка необходимо аккуратно подвести к завершению игры и занятия в целом: «А сейчас, давай поможем нашим зверятам отправиться обратно домой, ведь они соскучились по своим мамам и папам, нужно их безопасно проводить, чтобы злой разбойник их опять не поймал».

5 этап. Завершение занятия. Демонстрация изображений настроения человека. Проигрывание настроения перед зеркалом. Рефлексия: «какое у тебя настроение? Покажи на картинке! Тебе понравилось занятие? Покажи на картинке!». Можно также использовать на этапе завершения невербальную игру «Подари подарок/Воображаемый подарок», при этом не требуя от ребенка самому придумать подарок, а попросить повторить за собой.

Приложение «Игра-карта»

Номинация: коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дауна.

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБОУ ОШИ №1
Месторасположение: г. Пенза

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Дарья Брутчикова

(занятие разработано для детей, не говорящих, но понимающих инструкцию).

Задачи :

Научить ребенка квалифицировать предметы по признаку домашние, дикие животные.

Закрепление геометрических фигур. Соотнесение их с предметами.

Развитие мыслительных операций (находить лишний предмет из предложенных) .

Ход занятия:

1. Приветствие.

Здравствуй друг, (здороваются за руку)

Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

Где ты был? (берут друг друга за ухо)

Я скучал! (разводят руки в стороны)

Ты пришел –

Хорошо! (обнимаются)

(также можно использовать другие приветствия, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка ).

2. Д/и «Кто где живет» . Цель : научить ребенка классифицировать предметы по признаку домашние и дикие животные.

На столе лежат карточки домашних и диких животных, а также построен из конструктора лес и ферма . Ребенку необходимо разложить карточки диких животных в лес, домашних - на ферму.

3. Д\и «Что лишнее» . Цель : развитие мыслительных операций.

Перед ребенком разложены предметы : Что лишнее?

Квадраты 2 и круг 1.

Треугольники 3 и квадрат 1 и т. д. (можно подбирать фигуры разного цвета : квадраты зеленым, а круг синим и т. д)

4. Д/и «Фигуры» . Цель : закрепить знания о геометрических фигурах.

Необходимо предмет соотнести с геометрической фигурой.


5. Разрезные картинки из 2 частей. Раздаточный материал.

6. Игра по желанию ребенка .

7. Прощание. (может быть любым, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка )

Публикации по теме:

Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Фoрмирoвание творческой личности у детей с синромом Дауна – однa из нaиболее важных задач педагогической теории и практики на современном.

Анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна) Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида Наименование учреждения: Адрес:. 1. Сведения о ребенке Ф. И. О … Дата рождения.

Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: - сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). - развитие умения.

Цель: развитие подражательной речевой деятельности

1. Вызывание звукоподражания;

2. Выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;

3. Понимание названий предметов;

4. Понимание простых слов;

5. Выражение своих желаний и просьбы о помощи;

6. Накопление пассивного словаря по теме: «Домашние животные»;

7. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

I. Организационный момент

Л.: Меня зовут Даша. Покажи, где Даша?

Как меня зовут? Как тебя зовут? Где Максим, покажи?

II. Основная часть

(показываем коврик, на нем картинки занятий)

Л.: Какое у тебя сейчас занятие? Музыка, математика или логопедическое занятие?

(делаем артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»)

2. Работа с картинками.

Как мычит корова? (Как кричит коза (овца)? Как лает собака? Как мяучит кот?)

3. Работа у доски.

Л.: Где корова, покажи? А как топает корова? А как она мычит? (логопед делает совместно с ребенком)

Складываем в коробку. Л.: Дай кота (собаку, корову, козу, овцу).

Л.: Будешь собирать бусы?

III. Подведение итогов

Как ты сегодня занимался?

(как поощрение – пускаем мыльные пузыри)

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна на тему: «Домашние животные».

  1. Вызывание звукоподражания;
  2. Выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;
  3. Понимание названий предметов;
  4. Понимание простых слов;
  5. Выражение своих желаний и просьбы о помощи;
  6. Накопление пассивного словаря по теме: «Домашние животные»;
  7. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Оборудование: логопедический коврик, мёд, бусы, предметные картинки: кот, корова, коза, овца, собака; раздаточный материал.

(показываем картинку корова)

Л.: Это корова (коза, овца, собака, кот).

Л.: му-му-му (ме-ме-ме, бе-бе-бе, аф-аф-аф, мяу-мяу-мяу).

Л.: Повесь картинки на доску. (логопед всё оречевляет)

(По аналогии: как котик шевелит ушками; как собака машет хвостиком (+ ф-ф); как бодается козочка, овечка (+ме-ме, + бе-бе).

Л.: Повернись к столу.

4. Работа за столом.

5. Раздаточный материал.

Л.: Покажи, где кот (коза, собака)? (соединяем животных в пары на листе)

Пример индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим РДА.

Тема: «Постановка звука [Р]. Тигренок учится рычать». Коррекционно – образовательные цели:Вызывание и постановка отсутствующего звука различными способами (механическим, смешанным).Коррекционно –.

Тема: «Дикие животные» Программное содержание:- Формировать у детей представления о диких животных: зайке, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;- Закрепить ум.

Конспект индивидуального занятия в группе коррекционной направленности для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.Тема: «Игрушки».

Интегрированное занятие во второй младшей группеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно — эстет.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу инклюзии. Дети с ОВЗ нуждаются в создании особых условий для их развития, в разработке индивидуального образовательного.

данное занятие направлено на развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, артикуляционной моторики и многое другое.

План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, младшая группа) на тему:
Подгрупповое занятие детей с синдромом Дауна 1мл.гр. Дома ребенка по теме «К бабушке в гости»

Для детей с синдромом Дауна очень важно в современном мире найти способ адоптации в современном мире. Одним из таких способов является привитие интереса и любви к рисованию.

Дети с синдромом Дауна первой младшей группы

Воспитатель специализированного Дома ребенка Русинова Алена Викторовна

Тема «К бабушке в гости»

Цель: Вызвать у детей интерес к рисованию.

Задача: 1.Ознакомить детей с красками, подводить к пониманию того, что ладошками

могут изобразить животных-птиц.

2.Поддерживать у детей попытки сравнивать изображения с объемной игрушкой

гусь, узнавать и называть его.

3.Развивать у детей интерес к рисованию и вырабатывать усидчивость

восприятия, внимания, память.

4.Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать культуру поведения,

воспитывать у детей интерес к природе.

5.Создать благоприятную обстановку для детей во время рисования.

Предварительная 1.Умение правильно держать палочку, правильная техника

работа: рисования горизонтальных и вертикальных линий.

2.Упражнения на м/моторику, разрабатывать кисть руки,

3.Знакомство с домашними птицами-гусями. Дать детям

понять, что изображение ладошками на листе бумаги

Оборудование: Широкие мисочки с разведенной водой гуашью белого и серого

цвета, бумага цветная зеленого тона, ватные палочки, красная гуашь,

вода в миске для ополаскивания рук, салфетки, фартуки, клеенка,

объемная игрушка: гуси-белый и серый, бабушка, подносы, манка,

прищепка, книжки-малышки, спокойная музыка, фото-снимок гусей.

Пед. Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к бабушке.

По тропинке мы пойдем, прямо к бабушке придем.

Ножки поднимаем, весело шагаем. Вот и пришли,

Поздароваемся с бабушкой, здравствуй бабушка! (подаем правую руку)

Ребятки, а бабушка жила не одна. (показ гусей)

Худ.слово: «Жили у бабуси

Два веселых гуся-

Два веселых гуся»

Пед. Ребята, красивые гуси? (да)

Поближе познакомимся с гусями, покажите,

Где у гуся глазки? Где клюв? Где шея длинная?

Где крылья? Где лапки красные? Как гусь кричит?

Худ.слово: «Вытянули шеи,

«Мыли гуси лапки

В луже у канавки-

Спрятались в канавке»

«Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси-

Пед. Ребята, поможем бабушке найти гусей? (да)

Как мы найдем гусей? Мы нарисуем бабушке гусей.

Пойдемте к столу, оденем фартуки, присаживайтесь, но

вначале разомнем наша пальчики. (мел. Моторика)

Худ.слово: «Ладошки вниз, ладошки вверх,

На бочок и в кулачок, постучали,

Повертели, покрутили, положили и

Погладили, погладили, придавили

Каждый пальчик, молодцы!»

Худ.слово: «Ой, вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок,

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!»

Пед. Вот, сколько, много крупы дали гусенку (выставляется крупа на подносе).

Ребята, покажите правую ручку, вытяните все пальчики вместе, пальцы д/б

плотно прижаты друг другу, большой палец вытянуть вверх. Ладошка походит

на гуся. Сейчас мы это проверим, положим ладошку на манку (пед. Показывает)

А, теперь вы все сделайте отпечаток ладошки, молодцы!

Пед. Ребята, сейчас мы будем точно так же изображать гуся на листе бумаги.

Посмотрите внимательно (пед.показывает на мальберте)

Для того чтобы изобразить гуся, нужно опустить правую ладонь в мисочку с

белой гуашью и сделать отпечаток на листе зеленой бумаги. А, сейчас каждый

нарисует своего гуся на своем листе бумаги (работы вывешиваются на доску).

Пед. Пока ваши работы будут подсыхать, мы пойдем с вами поиграем.

Худ.слово: «Вышли гуси погулять

Свежей травки пощипать.

Гуси, гуси, га-га-га!

Ну, летите веселей

На лужочек поскорей.

Гуси важно зашагали,

Травку быстро пощипали

Гуси, гуси, га-га-га

Хорошо вам? Да-да-да!

Ну, летите все домой,

Отправляйтесь на покой»

Пед. Присаживайтесь за стол. Посмотрите на фотографию. У гуся есть красные лапки

и клювик. Поэтому мы будем клювик и лапки рисовать красным цветом, палочками.

(выдаются палочки). Клювик будем рисовать, вот так (показ в воздухе) горизонтальн.

линия, теперь на подносе, слева на право, дорисуем на своих рисунках клювик.

Лапки рисуем сверху вниз, вот так, покажите в воздухе, а сейчас на подносе и на

своих работах, молодцы! Ребятки, какие красивые у вас гуси получились, вот

бабушка обрадуется! Нашлись гуси, пойдемте к бабушке.

Худ.слово: «Выходили гуси

Пед. Вот, спасибо, вам ребятки, нашли моих гусей, за это я вам дарю

книжки-малышки, бегите в группу и читайте скорее, пока, пока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч.

Корекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания детей с синдромом Дауна в обществе, но и нужны самому общесту для воспитания и понимания продлем людей отличных от.

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в п.

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление харак.

занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна. лексическая тема «Фрукты».

В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна.

Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна

Фарида Романова
Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна

Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес.

Цели:

— сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться).

— развитие умения слушать и концентрировать внимание на речи собеседника.

— развитие движения рук.

— продолжение обучения простым действиям с предметами: надевать и снимать кольцо.

— совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, формировать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

Стол, стулья, кегли, пирамидка из 4-х колец, игрушка зайчик.

Ход занятия

— Здравствуй, Федя! Дай мне ручку давай мы с тобой поздороваемся (воспитатель берет ребенка за ручку и говорит «Привет»).

— А сейчас мы с тобой поиграем.

Проводится игра в прятки (3 раза)

— Где Федя? (ребенок закрывает ладошками лицо,

— Вот наш Федя! (ребенок открывает лицо,

— А где же наши ручки? (по возможности ребенок должен показать ручки,

— Вот ручки (воспитатель берет ребенка за ручки).

Проводится пальчиковая игра

— Где пальчики? (воспитатель загибает пальчики ребенку)

— Вот пальчики! (воспитатель разгибает пальчики ребенку)

Проводится пальчиковая игра «сорока-сорока» .

— Федя, нас в гости ждет зайчик, пойдем к нему в гости (воспитатель берет за ручку ребенка и ведет по выложенной кеглями дорожке)

По ровненькой дорожке.

Шагают наши ножки.

Раз, два, раз, два.

— Вот мы и пришли (в конце дорожки стоит стол со стулом, на столе сидит зайчик и стоит пирамидка)

— Посмотри, у зайчика пирамидка. Давай снимем все колечки (ребенок снимает кольца с небольшой помощью,

— потом покатаем (ребенок самостоятельно катает кольца,

— Молодец, у тебя все хорошо получается!

— А теперь оденем колечки (ребенок с небольшой помощью одевает кольца)

— Молодец (поощрение ребенка похвалой).

— Зайчику очень понравилось как мы с тобой занимались и он хочет поиграть с тобой.

Проводится игра в догонялки.

После игры воспитатель предлагает ребенку попрощаться с зайчиком (ребенок машет ручкой)

«Игры - занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы) анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком в Лекотеке Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком на сентябрь 2015 года ФИ ребенка Козаченко Андрей Дата.

Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема: «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения развивать зрительное восприятие закреплять умение.

Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА Инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №14.

Отчёт инструктора по физической культуре о работе с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного (ОВЗ) За период сентябрь – декабрь учебногогода проводилась работа, направленная на развитие двигательных навыков ребенка, имеющего статус инвалида.

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна. Опыт работы Краевой О.С.

Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение интернатного типа. Сейчас же в Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов.

Передо мною встали важные педагогические задачи:

1.научить взаимодействовать со всеми окружающими людьми

2.находить пути решения конфликтных ситуаций

3.научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников

4.научить быть организованными и действовать по определенным правилам.

Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитивного развития.

Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

А. Снижение темпа восприятия.

Б. Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.

В. Низкий уровень обобщения материала.

Г. Замедленное формирование ответа.

Д. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

  • Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.
  • Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.
  • Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.

2.Нарушения целеполагания и планирования действий.

3.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ.

4.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

5.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).

Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.

За время работы я достигла многого:

1. дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении

2. они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают

3. эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия.

Очень важно отметить, что мои дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются, и я начинаю свои занятия и обучение практически с нуля.

В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку - потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая. В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами.

Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх. Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: «Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас моя работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.

В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна.

При проведении занятия я ориентируюсь на:

1. предметность мышления дошкольников

2. наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению

3. собственную мотивацию ребенка

4. зрительный, слуховой и тактильный анализаторы

5. обучение в игровой форме

Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

Включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на развитие и обогащение словаря;

Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;

Создавать и стимулировать мотивацию деятельности.

Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Скачать презентацию

Видео и план-конспект занятия. Самоанализ

planetadetstva.net

наши занятия.-1 Ребенок с синдромом Дауна.

буду выкладывать краткие конспекты-отчеты по занятиям на работе с солнечной девочкой. ребенку 4 года. сегодня было 4 занятие.

по плану у нас 20 мин.:

1. разминка для ладошек с шариком су-жок.

я четко проговариваю стих для разминки, побуждая повторять:

Жил ежик колючий
В лесу дремучем.
Елочку встретив,
Колючий заметил:
На мне палочки - иголочки,
И на зеленой елочке!

2. повторяем цифры, считая кузнечиков на картинке, далее даю ребенку ножницы и предлагаю разрезать картинку по линиям.

3. делаем простую пальчиковую гимнастику, которую повторяем все занятия(будем повторять пока не выучим)

для побуждения речевой активности-каждое занятие пропеваем гласные. предлагаю громко это делать.
5. дальше достаю картинки, разрезанные на половинки.предлагаю собрать рыбку. это оказывается новым действием и ребенку не понятно что делать. упрощаю задачу до мяча. не получается.предлагаю помощь. вместе справляемся(у меня есть еще на готове арбуз, но вижу что ребенок утомился и не даю его)

6. встаем и делаем небольшую разминку:

ее мы делаем каждое занятие, ребенок радостно реагирует-узнает, пытается повторять слова.

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Шанс» (МОУ ППМС ЦДК «Шанс»)

Подготовила: Воспитатель Краева О. С. Серпухов-2013 г.

Интеграция областей:
Познавательно-речевое развитие:
1. Развивать ипрессивную речь.
2. Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох.
3. Развивать подражание речевым звукам.
4. Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений.
Художественное-эстетическое развитие:
1. Развивать чувство ритма.
2. Побуждать детей воспроизводить простейшие ритмические рисунки на ложках.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики.
2. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность.

3. Обучать жестовому языку для дальнейшего перехода к вербальной речи.
4. Создавая эмоционально-положительное настроение повышать у детей мотивацию к общению.
Демонстрационный материал:
Театр «Би-Ба-Бо», ложки, колокольчик.
Предварительная работа:
Обучение языку жестов для слабослышащих детей («Дикие животные»)

1 часть.
Воспитатель звонит в колокольчик.
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами будем играть.
-Побывали мы в лесу-
Повстречали там лису.
У лисы мордочка острая, длинная,
Вот такая…
(показывает упражнение «Лиса», а дети повторяют)
Статическое упражнение «Лиса»
Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положение несколько секунд.
- Видели, за елкой пробегали волки.
Зарычал волчище-
Показал зубищи.
(показывает упражнение «Волк рычит»)
Голосовое упражнение «Волк рычит»
Длительно произносить звук «ЫЫ». Для этого рот открыть, зубы оскалить, руки сжаты в кулаки.
-А потом зубами щелк-
Чтобы знали, кто здесь волк.
(показывает артикуляционное упражнение «Волк»)
Динамическое упражнение «волк»
Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив 2 ряда зубов, а затем пощелкать зубами.
-Под сосной дремал медведь,
Как проснулся, стал реветь.

(показывает голосовое упражнение «медведь ревет)
Голосовое упражнение «Медведь ревет»
Длительно произносить звук «Э». При этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.
-Услыхал тот рев зайчишка
И помчался прочь вприпрыжку.
Через чащу проскакал, сел под кустиком-устал.
Рева больше он не слышит, но дрожит и еле дышит. Вот так..
(показывает дыхательное упражнение «Зайчишка-трусишка»)
Дыхательное упражнение «Зайчишка-трусишка»
Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями.
- В животе у зайца пусто. Где б найти ему капусты?
Ребята, давайте зайчика угостим капустой.
(показывает артикуляционное упражнение «Зайчик грызет»)
Динамическое упражнение « Зайчик грызет»
Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. Пощелкать зубами.
2 часть.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я хочу пригласить вас в сказку. Садимся на стульчики.
- Все мы знаем, все мы верим: есть на свете чудный терем.
Терем, терем покажись, покружись, остановись!
К лесу задом, к нам лицом и окошком и крыльцом.
(на столе появляется теремок)
-А вот и теремок. Давайте сядем поудобней и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит к теремку.
(пи-пи. Жест «мышка»)
Мышка: Я маленькая мышка, я по лесу брожу, ищу себе домишко, ищу-не нахожу. Тук-тук! Впустите меня.
Воспитатель: Никто мышке (жест «мышка») не ответил.
Стала она жить в теремке. Кто-то еще бежит к теремку.
Лягушка: Я лягушка, я квакушка-поглядите какова.(жест «лягушка»)
Ква-ква, тук-тук!
Мышка: Кто там? (жест «мышка»)
Лягушка: Я лягушка- квакушка.(Жест «Лягушка»)
Мышка: Заходи.
Воспитатель: Стали они жить в теремке вдвоем: мышка (жест) и лягушка (жест). Вдруг, на полянку выбежал заяц. (жест «заяц»)
Подбежал к теремку, постучал: ТУК-ТУК!
Мышка: (жест «мышка»)Кто там?
Заяц: Я заяц-длинное ухо. Имя мое-Прыг-скок!(жест «заяц»)
Пустите меня в теремок!
Лягушка (жест лягушка): Заходи!
Воспитатель: Стали они жить втроем: мышка Пи-Пи(жест), лягушка Ква-Ква(жест), заяц Прыг-Скок(жест). Вдруг, слышат: кто-то бежит к теремку!
Лиса: Я-лисичка, я-сестричка!(жест «лисичка»). Тук-тук, впустите меня в теремок.
Воспитатель: Выглянула мышка(жест) в окошко.
Мышь: Заходи!
Воспитатель: Стали они жить вчетвером.Вдруг, слышат сучья трещат, идет медведь(жест «медведь»).
Медведь: Тук-тук! Пустите меня в теремок (жест).
Мышка: (жест) кто там?
Медведь: (жест) Мишка-медведь.
Лягушка: (жест) а что ты умеешь?
Медведь: (жест) я могу песни петь! Я медведь, медведь! Я умею песни петь!
Воспитатель: Дети, давайте поможем медведю, сыграем ему на ложках, да так весело, чтобы лапы у мишки в пляс пустились!
(Игра на ложках: дети отбивают ритм, заданный воспитателем)
Песня:
Будем, будем мы дружить,
В теремке мы будем жить!
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Кто жил в теремочке? (дети жестами показывают персонажей сказки)
Вот и закончилось наше сказочное путешествие.