Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры на занятиях

Ольга Мозгарева
Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Мозгарева О. А., воспитатель

МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе

ЦЕЛЬ:

Развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

ЗАДАЧИ:

Повысить речевую активность;

Учить слушать и понимать речь взрослого;

Создать благоприятный эмоциональный фон;

Развивать умение подражать взрослому;

Развивать воображение и память;

Тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.

Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.

Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры - упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, и т. д., пальчиковые игры, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки и др.).

Занятия с детьми нужно проводить не менее двух раз в неделю с дошкольниками от 15 до 30 минут. Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребёнку объясняют, что он должен делать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной

значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту взрослого с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Вот несколько интересных упражнений, которые может включать пальчиковая гимнастика для дошкольников. Эти упражнения можно предложить ребёнку в виде занимательной игры:

Ёлка. Ладони поворачиваем в направлении «от себя», пальчики пропускаем между собой (ладошки повернуты друг к другу под углом). Пальчики выставляем вперед, при этом локотки к корпусу не прижимаем.

Корзинка. Ладони поворачиваем на себя, пальчики переплетаем между собой, а локотки разводим в стороны. Слегка разводим ладони, чтобы между пальцами образовались зазоры. Большими пальчиками образуем ручку.

Колокольчик. Тыльные стороны ладоней обращаем вверх, при этом скрещиваем пальцы обеих рук. Опускаем вниз средний палец правой руки и свободно им вращаем.

Зайчик в норке . Обе ладони держим в горизонтальном положении. Мизинец и указательный палец левой руки упираем в мизинец и указательный правой. Безымянный и средний пальцы правой руки поднимаем и разводим в стороны (ушки зайчика). Большой палец крепко прижимаем к ладони.

Домик. Ладони направляем под углом таким образом, чтобы кончики пальцев соприкасались между собой. Средний палец левой руки поднимаем вверх (труба, а кончики мизинцев соединяем друг с другом, выполняя прямую линию (балкон).

Кораблик

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

Мышка.

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Елена Бурлакова
Развивающие игры с математическим содержанием для детей младшего дошкольного возраста

Это презентация программы "Развивающие игры с математическим содержанием для младших дошкольников Занятия состоят из шести частей.

I. Подвижная коммуникативная игра с речевой разминкой.

II. Работа с дидактическим материалом .

IV. Пальчиковые игры .

V. Игры-головоломки .

VI. Заключительная часть.

I. Подвижная коммуникативная игра

Цель такой игры - организовать детей , настроить на занятия, дать положительный эмоциональный настрой.

Примеры игр.

1. Простое приветствие – Здравствуй Катя! Здравствуй Миша!

и т. п. ребенок отвечает.

a. Такое же приветствие с мячом.

2. - Здравствуйте ребятки! – Здравствуйте!

Здравствуйте котятки! – Мяу!

слева) есть одно местечко!» и т. п.

3. Предай ласковое движение. По кругу гладим друг друга по голове, руке и т. д.

4. Бывает не бывает. Дети сидят в кругу, им раздаются карточки с предметными картинками, воспитатель задает любой вопрос, а ребенок отвечает тем словом, которое у него на картинке-карточке. Если такое бывает, дети поднимают руки вверх и машут ими, а если не бывает – садятся на корточки.

5. Кошки - собаки. Дети делятся на две команды.

Шаг вперед

Те, у кого есть хвост!

Те, кто сторожит дом!

Те, кто любит молоко!

(Белки-зайцы, волки-медведи, и т. п.)

6. Раздувайся пузырь. Дети берутся за руки, отходят назад, круг расширяется и «пузырь» лопается.

7. Дети здороваются с различными игрушками. Игрушка здоровается с каждым ребенком и рассказывает о содержании первого задания по плану.

8. Собирайся детвора.

Собирайся детвора

Нам играть пришла пора

Быстро встанем мы все в круг

Ты мой друг и я твой друг!

II. Работа с дидактическим материалом .

В этой части занятия дети работают с дидактическим материалом , позволяющим развить не только сенсорное , но и логическое мышление, а также дать им знания по теме количество и счет. Это количественный счет и порядковый счет.

Дидактический материал .

1. Блоки Дьенеша

2. Кубики Никитина

3. Палочки Кюизенера

4. Волшебный квадрат Воскобовича

5. Счетные палочки

6. Счетный раздаточный материал (демонстрационный)

III. Подвижная логическая игра

Эта игра является физ. минуткой, а также помогает закрепить материал по ознакомлению с окружающим миром, развивает логическое мышление .

1. Прилетели птицы

Прилетели птицы : голуби, синицы, чайки, сороки, миски, сковородки (если звучат названия птиц- дети машут руками, если нет -прячут руки за спину)

2. Шаг вперед (игра с мячом)

Например : съедобное- ловим мяч, несъедобное – не ловим Делаем шаг вперед,меняем задание (мебель- не мебель и т. п.) Шаг вперед делают только те дети, кто правильно выполнил задание

3. Командиры (зайчики, мышки и т. п.)

Детям предлагается выполнить какие-то движения только после того, как они услышат определенное обращение (Зайчики, руки вверх, Зайчики,руки в стороны, а теперь –опустили (дети не опускают – т. к. слова «Зайчики» не было)

4. Разбегалочки

Дети сидят в кругу «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!» (кто одет в зеленое, у кого есть брат и тп)

5. Волшебный сад

Дети-цветы Воспитатель-садовник Воспитатель «сажает» цветы. 1й ребенок поднимает руки вверх, 2й –руки на пояс, 3й-вверх,4й-должен сам догадаться что делать, за ним в заданной последовательности становятся все дети группы.

6. Ветерок

Делай как я.

Жил-был ветерок. Сначала он дул вперед (Наклоняемся вперед, потом пошевелил листочки на деревьях (руки вверх, трясем ладошками ) и т. п.

Мы –дрессированные собачки (показываем, мы- клоуны, мы жонглеры, мы – акробаты, и т. п.

IV. Пальчиковые игры .

Пальчиковые игры помогают нам развить мелкую моторику и подготовить руку к письму.

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворным текстом, иногда иллюстрациями. Дети сами проговаривают текст, сопровождают его движениями.

Обычно игры подбираются по теме занятия. Особое место занимают пальчиковые игры для двух рук .

V. Игры-головоломки

Это игры в которых из частей собирается целое. Игры проходят в самом конце занятия, каждому ребенку дается индивидуальное задание.

1. Сложи квадрат.

В игре «Cложи квадрат» задача собрать из частей квадрат. Задания бывают первой, второй и третьей степени сложности. Все квадраты разного цвета. Первая степень сложности – две, три части. Вторая – три, четыре. Третья – пять, шесть.

2. Колумбово яйцо

Эта игра представляет из себя деревянное яйцо, собранное из двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, двух полукругов, двух деталей трапециевидной формы и двух частей круга.

Из этих деталей составляют различные силуэты. Силуэтов очень много.

Детям предлагается :

а) собрать картинку по контуру (т. е. наложить детали «яйца» на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

3. Головоломка Пифагора

Это квадрат разделенный на семь частей : маленький квадрат, большой квадрат, параллелограмм, два больших и два маленьких треугольника.

Из этих деталей составляют различные силуэты. Детям предлагается :

а) собрать картинку по контуру (т. е. наложить детали головоломки на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)

в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)

I. Заключительная часть.

В заключительной части занятия подводятся итоги, даются индивидуальные задания, оглашается план следующего занятия.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры .

Что такое мелкая моторика рук? Какие существуют способы ее развития у дошкольников? Что такое пальчиковые игры и как в них играть с детьми? На все эти вопросы вы найдете ответы в представленной методической разработке, которая будет интересна воспитателям ДОУ и родителям детей дошкольного возраста.

Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий . О том, каким образом возможно использовать в Портфолио Профессиональной деятельности воспитателя ДОУ пальчиковые игры и другие инновационные технологии для успешного прохождения аттестации можно узнать в статье Коробовой Т.В. "Оформление в портфолио профессиональной деятельности воспитателя ДОУ конспектов и презентаций с использованием современных образовательных технологий"

Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры . Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

  1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
  7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила :

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
  8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
  10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
  11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
  12. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Пальчиковая гимнастика помогает решать цели в различных образовательных областях, поэтому планирование разучивания пальчиковых игр возможно размещать в образовательных областях "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям». Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков непосредственно Вами, уважаемые коллеги.

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей группы ДОУ (5 – 6 лет)

Сентябрь.

1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

2 неделя.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один! Два! Три! Четыре! Пять! Поочередно разжимают пальцы.

Захотели поиграть! Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей, Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак

Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять – Отогнуть пальцы один за другим на счёт.

Веселятся все! Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь Загнуть пальцы левой руки один за другим.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один, Загнуть пальцы правой руки.

Круглый кулачок, как апельсин.

3 неделя.

Мы делили апельсин,Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа.Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура!Встряхиваем обе кисти.

4 неделя.

Динь-дон, динь-дон, Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

Что за странный перезвон? обеих рук скрещены. Средний палец правой руки

Колокольчик здесь звенит, опущен вниз и свободно вращается. Повтор – с

Язычком он шевелит! пальцем левой руки.

Октябрь.

1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять! Поочередно разжимают пальцы.
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы.
В домик спрятались опять.

2 неделя.

Ушки длинные у зайки, Указательный и средний = ушки, шевелятся.

Из кустов они торчат, Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан Прижать указательный к среднему, ими не шевелить.

И ударил бам-бам-бам! Безымянный и мизинец стучат по большому.

3 неделя.

Закапали капли, Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь Постучать четырьмя пальцами.
Он льет как из ведра! Стучим сильнее.
Пошел град, Косточками пальцев выбиваем дробь.
Сверкает молния, Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.
Гремит гром! Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.
Все быстро убегают домой, Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг.

4 неделя.

Жук летит и жужжит, и усами шевелит: Руки в кулак, указательный и мизинец – вперед.

«Ж – ж – ж – ж – ж…….» Это – усы, мы ими шевелим.

Ноябрь.

1 неделя.

В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Вот так они головки убирали. Поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.

А потом они плясали. Разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами.

2 неделя.

Встал зайчишка рано, вышел на поляну. Показать пальцами одной руки зайца с ушами.
По опушке к лесу шел Идем пальцами по столу.
И большой кочан нашел Кулак другой руки.
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст Заяц=одна рука «грызет» кочан= кулак др. руки.
Съел, под куст свалился и уснул. Опустили «зайца» на колени.

Проснулся, сладко потянулся С усилием растопыриваем все пальцы.
А домой добрался –долго отдувался! Показываем, как заяц движется по столу.

3 неделя.

Серенький комок сидит Средний и безымянный пальцы упираются

И бумажками шуршит. в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги

А у кошки ушки на макушке, и прижаты к ним (мышка). Затем указательный

Чтобы лучше слышать и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).

Мышь в ее норушке.

4 неделя.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы до мизинца
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.

Декабрь.

1 неделя.

Птичка крылышками машет Сжать обе ладони, большие пальцы = клюв,

И летит к себе в гнездо, повернуты к ребенку. Остальные пальцы

Птенчикам своим расскажет, скрестить и шевелить = крылья.

Где она взяла зерно.

2 неделя.

Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! Соединить все пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка, Соединять поочередно с большим
Мишка-середка, Гришка-сиротка, пальцем все остальные пальцы.
Да крошка-Тимошка!

3 неделя.

Пальчики перебираем Большой и указательный пальцы левой руки -

И цепочку получаем. в кольце, через него попеременно пропускаются

Одну цепочку соберем кольца из пальцев правой руки: большой и указат.,

И вторую вновь начнем. большой и сред. и т.д. Можно – разные варианты.

4 неделя.

Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются

Он становится большой. кончиками. В этом положении дуем на них,

Вдруг шар лопнул, пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,

Воздух вышел – пальцы снова в исходном положении.

Стал он тонкий и худой.

Январь.

1 неделя.

Веселый кролик Банни Указательный и средний пальцы =ушки, остальные

Резвился на поляне, пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки.

Как шорох он услышит, Прижать к себе «зайчика».

Замрет он и не дышит,

А на его макушке

Растут как стрелки ушки! Пошевелить прямыми «ушками».

И у него есть норка

Под елкой на пригорке, Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки.

Он к норке подбегает, Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»,

Прыг – и в нее ныряет! «нырнуть» в норку!

2 неделя.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали, Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.

Вы скачите, пальчики, Поочередно прижимать пальцы к большому пальцу

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок, Указат. и сред. пальцы (ушки) шевелятся,

Прискакали на лужок, остальные пальцы = мордочка зайки.

Ветер травушку качает, Пошевелить всеми пальцами.

Вправо, влево наклоняет. Покачать кисти рук.

Вы не бойтесь, зайки,

Веселитесь на лужайке! Повтор – «Зайка с ушками».

3 неделя.

Быстро с пальчика на пальчик Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог

Скачет зайчик, скачет зайчик, указательный палец прыгает по 2 раза на каждом

Вниз спустился, повернулся, пальце левой руки без большого, а далее по 1 разу.

И опять назад вернулся. Выше всех – на большой палец левой руки.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Снова вниз и снова вверх

Прыгнул зайчик выше всех!
4 неделя.

Дружно пальцы встали в ряд Показать ладони.
Десять крепеньких ребят Сжать пальцы в кулак.
Эти два – всему указка Показать указательные пальцы.
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка Показать средние пальцы.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны Показать безымянные пальцы.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки Показать мизинцы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них Показать большие пальцы.
Два больших и удалых Остальные пальцы сжать в кулак.

Февраль.

1 неделя.

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. Сжимают и разжимают кулачки.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. Пошевелить всеми пальцами.
2 неделя.

Путаница – Ладошки смотрят друг на друга. Мизинец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки, а под ними - мизинец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки, указательный с безымянным и т.д. Разомкнуть те пальцы, которые были внизу и быстро переставить их наверх, тут же снова их соединить. Опять переставить пальцы снизу наверх. Ускорять движения!

3 неделя.

Сидит белка на тележке, Сжимают и разжимают кулачки.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, Поочередно разжимают пальцы.
Воробью, синичке,
Мишке - топтыжке
И зайчику- трусишке.

4 неделя.

Дружат в нашей группе Растирание ладоней.

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Пошевелить всеми пальцами.

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга.

Пять, четыре, три, два, один.

Март.

1 неделя.

Пальчики в футбол играют, Пошевелить всеми пальцами в воздухе.

Все друг друга обгоняют,

Все бегом, вприпрыжку, вскачь, Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу.

Все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол, Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол.

Хорошо играть в футбол.

2 неделя.

Я умею два ореха Перекатывать в ладони 2 грецких ореха

Между пальцами держать. поочередно правой и левой рукой.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

3 неделя.

Ловкие пальчики – Дети сидят в кругу и в быстром темпе передают по кругу из рук в руки шариковую ручку или карандаш.

4 неделя.

Прежде чем игру начать, Перекатывать горошины (бусины), прижимая

Надо пальчикам сказать: их к столу пальцем. Поочередно передавать

«Пальчик, пальчик мой хороший, горошину всем пальцам.

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай!»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Апрель.

1 неделя.

Мизинчик идти на прогулку решил, Открываем поочередно каждый пальчик из

Но безымянный не разрешил, кулачка и поводим им из стороны в сторону.

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел,

Печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно!»

Большой на окошко всем показал

И очень серьезно при этом сказал:

«Без дождика надо нам погулять,

Пока не закапал из туч он опять!»

2 неделя.

Пальчик-мальчик, где ты был? Пальцы сжаты в кулак, большой палец – вверх!

С этим братцем в лес ходил, Поочередно разжимаются пальцы и сближаются

С этим братцем щи варил, с большим .

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

3 неделя.

Сорока-белобока кашу варила, Указательный палец правой руки рисует круги

Деток кормила: на левой ладони. Затем поочередно загибает

Этому дала, пальцы левой руки, дойдя до большого -

Этому дала, постукивает по нему.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

Он дров не рубил,

Он печь не топил,

Нет ему ничего! Погрозить указательным пальцем.

4 неделя.

Карандаш в руках катаю, Прокатывать карандаш между большим

Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Май.

1 неделя.

Наши нежные цветки Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем

Раскрывают лепестки, цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы

Ветерок чуть дышит, шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка

Лепестки колышет. покачиваем руками.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Головками кивают,

Тихо засыпают.

2 неделя.

Один, два, три, четыре, пять, Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел, Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик стал варить,

А этот пальчик сел и все съел, Большие пальцы вверх!

Оттого и потолстел!

3 неделя.

Большие пальчики здороваются, Ладони сложены, одноименные пальцы

Указательные пальчики здороваются, постукивают друг о друга = «здороваются».

Средние пальчики здороваются,

Безымянные пальчики здороваются,

Мизинчики здороваются.

Этот пальчик хочет спать, Поочередно загибаем одноименные

Этот пальчик лег в кровать, пальцы, получились два кулачка.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите, Грозить указательными обеих рук.

Пальчики не разбудите,

Утро ясное придет, Кулаки вверх!

Солнце красное взойдет, Разжать пальцы!

Будут птички щебетать, Шевелить пальцами!

Будут пальчики вставать!

4 неделя.

Вот пятеро котят. Один ушел и нет его. Дети поочередно загибают пальцы.

Ну, нет и нет. Котят осталось четверо.

Вот четверо котят. Один ночной порою

На дерево залез – котят осталось трое.

Но где-то запищал мышонок тонко-тонко,

Котенок услыхал – осталось два котенка.

Один из них с мячом исчез в дверях бесследно.

А самый умный – тот, оставшийся. Последний,

Он к миске подошел и, как и должно киске,

Лакать за пятерых стал молоко из миски.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ

Рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

✔ Дети в возрасте до 2-х лет:

Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик"

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

С помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

✔ Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение«Капустка»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Простые фигуры из пальчиков одной руки.

«Зайка» Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

«Коза» У козы торчат рога, Может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

Составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Замок»

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли. (расцепить пальцы)

«Домик»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой. (Все пальчики обеих рук в «щепотке»" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.)

✔ Дети 3 – 4 лет.

Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.

«Кошка».

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке. - выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе). - разучивается вторая фигура по этому же принципу.

«Мышка»

Серенькая шкурка,

Маленькие глазки,

Ушки на макушке.

Скажем мышке: «Здравствуй!». - дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. - Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

«Пальчики»

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

✔ Дети http://x-apple-data-detectors://1лет:

Выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

Составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

«Краб»

Ползет наоборот, задом наперед,

Все под водой хватает клешней.

Краб ползет по дну, выставив свою клешню. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

«Зайчик и кочан капусты»

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши .

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

«Идем» пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. «Заяц» грызет кулак и причмокивает. Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся, С усилием растопыриваем все пальцы . А домой добрался – долго отдувался! Показываем, как заяц движется по столу.

✔ Дети 5 - 7 лет

Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет. Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства.

Например, тема «Грибы».

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел, Оттого и похудел.

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

«За грибами»

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

За грибами мы пошли. (пальцы идут по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (показать три пальца)

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

Игра - Выложить горохом по нарисованному контуру. «Корзинка» В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке? Помогите, пальчики! Вы по контуру бегите, Узнать картинку помогите. Груздь. Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. «Чудесный мешочек» Найти грибок среди нескольких различных игрушек.

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста. Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так как это упражнение:

Стимулирует развитие мелкой моторики;

Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

Развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

Зоя Несвитайло

Тема : «Геометрические фигуры вокруг нас »

Аннотация : Конспект непосредственно образовательной деятельности - «Познание » , для детей средней группы (4-5 лет) . Дети закрепляют названия геометрических фигур , умение определять фигуры на ощупь , находить геометрические фигуры в предметах окружающего мира. В основном решаются задачи образовательной области «Познание » , а также представлены области «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Художественное творчество» .

Поставленная проблемная ситуация создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с воспитателем, а успешное сочетание разных видов деятельности (коммуникативная, познавательная , двигательная) позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей деятельности.

Программное содержание :

Цель : обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах .

Задачи :

1. Обучающие :

Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога;

Закрепить знание свойств геометрических фигур , умение соотносить сенсорный образец с предметами окружающего мира;

Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;

Продолжать учить составлять рисунок из готовых форм;

Закреплять умение наклеивать готовые формы на картонную основу.

2. Развивающие :

Расширять представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе; уточнить понятие «семья» , «родственники» ;

Развивать связную речь;

Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, воображение;

Развивать интерес к аппликации как виду деятельности.

3. Воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес ;

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время совместной деятельности;

Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.

Методы :

1. Игровые : мотивация, физкультминутка;

2. Словесные : беседа, рассказ, объяснение, проблемные вопросы;

3. Наглядные : рассматривание геометрических фигур , предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;

4. Практические : выполнение творческого задания - аппликация «Самолет» .

Приемы : Погружение в игровую ситуацию, коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о профессиях, наблюдение за предметами ближайшего окружения, знакомство с техникой работы по образцу.

Здоровье сберегающие технологии : гимнастика для глаз «Совушка» , физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Аппаратное обеспечение : магнитофон.

Программное обеспечение : аудиозапись (сл. Ю. Ким, музыка В. Дашкевич «В гостях у сказки» )

Реализация Федеральных государственных требований : интеграция полученных навыков и умений воспитанника через образовательные области «Познание » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» .

Образовательные ресурсы : программа «Детство» Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. ; «Математика-это интересно. Игровые ситуации для детей » . Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. ; «Логика и математика для дошкольников» Носова Е. А.

Ход НОД

I. -Ребята любите ли вы сказки? Сегодня мы с вами придумаем свою сказку. Согласны? (ответы детей ) . Сказка будет необычная, а математическая. (звучит аудиозапись «В гостях у сказки» )

В одном царстве-государстве геометрических фигур жил-был царь . Это был большой желтый квадрат (дети кладут перед собой фигуру ) . Царицей там был большой желтый круг (находят круг и кладут его рядом с квадратом) . Были еще царевич-маленький желтый квадрат и царевна-маленький желтый круг.

Посмотрите внимательно на фигуры , которые вы положили. Чем они похожи? (Цветом) .

Как одним словом назвать царя, царицу, царевича, царевну? (семья) .

Кем в этой семье является царь? (царица) .

Кем им приходится царевич и царевна?

Кто между собой царевич и царевна?

А у вас есть братья и сестры?

А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья» . Родственники - это люди, родные друг другу : братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

А как должны относиться люди друг к другу в семье? (уважать, защищать, дружить, ухаживать) .

А еще у царской семьи были слуги, они выполняли разную работу.

Как вы думаете, что делал лекарь? (лечил)

А как называется сейчас человек, который лечит людей?

(доктор, врач)

Где работают врачи? (в больнице, поликлинике)

Лекарем был маленький синий треугольник.

Большой зеленый прямоугольник был парикмахером.

Чем он занимался? (делал прически, стриг волосы) .

Как вы думаете, кто готовил обед? (повар) . Поваром был маленький красный овал.

II. - Жители этого государства жили дружно и счастливо, пока не случилась беда. Злой волшебник заточил всех жителей страны в темное подземелье. Вы хотите помочь геометрическим фигурам ? (Да)

Физкультминутка

Путь к подземелью долгий и трудный. Сначала нам придется идти по топкому болоту и, чтобы не провалиться в него, нужно наступать только на проложенные следы.

1. «Топкое болото» На полу выложена дорожка из синих следов правой ноги и зеленых следов левой. Дети идут по дорожке, называя ногу.

Вот и вход в подземелье. Чтобы добраться до двери, за которой спрятаны наши друзья, надо пройти по длинному коридору, у которого потолок становится все ниже и ниже.

2. «Вход в подземелье» Дети идут по группе , сначала нагибая голову, затем прогнувшись, на корточках, ползком.

III. – Дверь закрыта на хитрый замок. Чтобы открыть его,

следует выполнить одно задание.

Дид/игра «Найди пару»

Каждый ребенок получает карточку и находит ей пару. (Карточки парные : на одной из них – цифра, на другой - соответствующее ей количество точек).

IV. - Замок мы с вами открыли, можно заходить в подземелье и пытаться найти фигуры . Ребята в подземелье очень темно, чтобы наши глаза привыкли к темноте нужно сделать зрительную гимнастику.

Гимнастика для глаз «Совушка»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.

Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-5. (Повторить 4-5 раз) .

Дид/игра «Найди на ощупь»

«Подземелье» - муфта, сшитая по принципу рукава. В муфте находятся геометрические фигуры по количеству детей . Каждый ребенок двумя руками ощупывает какую-либо фигуру и , не вынимая ее из муфты, называет ее.

Пальчиковая гимнастика

И фигуры называть

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник

Их по счету ровно пять.

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца складывают пальчика обеих рук в виде геометрических фигур . Показывают раскрытую ладошку.

v. Дид. / игра. «Подбери по форме» .

Ребенок получает карточку, представляющую собой лист бумаги, разделенный, на пять квадратов. В среднем из них расположена какая-либо геометрическая фигура . Ребенок выбирает ту карту, на которой расположена фигура , которую он достал из муфты, и начинает подбирать картинки, напоминающие по форме эту фигуру .

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми трудностями, которые подстерегали вас на вашем пути, освободили геометрические фигуры из заточения . Наши друзья благодарят вас за это. Им очень хочется быстрее попасть домой, но как это сделать? А давайте отправим их домой на большом, красивом самолете. Вы, конечно, спросите где его взять? Конечно, сделать!

Аппликация (коллективная работа) «Самолет»

Дети собирают из геометрических фигур самолет и приклеивают на большой лист картона.

Царская семья благодарит детей за подарок , за помощь.

Заключительная часть.

Молодцы, ребята! Я тоже хочу поблагодарить вас за то, что вы были смелыми, дружными, внимательными и старательными.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Какое задание было самое интересное?

Какое задание самое трудное? (ответы детей ) .

Кому сегодня было интересно пусть возьмет себе улыбающийся смайлик, а кому было трудно, не интересно- грустный смайлик.

Приложение :