Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности. Проектная деятельность как средство взаимодействия доу и семьи Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе

Анна Саввинова
Взаимодействие с семьей через проектную деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от нас пересмотра содержания дошкольного образования. ФГОС направлен на :

Социализацию детей.

Индивидуализацию в развитии детей.

Сотрудничество образовательной организации и семьи .

Дошкольное образование является первым уровнем системы образования в Российской Федерации.

Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно-образовательное пространство.

Такое понимание образования задает и востребует другие технологии организации жизни воспитанников – технологию индивидуализации образования детей дошкольного возраста, среди которых одним из ведущих является метод проектов .

Семья и детский сад - два самых важных института социализации дошкольников. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество» , «взаимодействие » , «партнерство» .

Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность .

Опыт нашего детского сада связан с тем, что возникали противоречия в работе педагогов с родителями. Мы были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным. Мы стали задаваться вопросами : как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? На решение этих вопросов мы стали привлекать родителей к взаимодействии через проектную деятельность . Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей , так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности , но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности , формированию целостного чувственного опыта.

Цель : Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья » в процессе проектной деятельности .

Для достижения данной цели поставили ряд задач :

Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье ;

Создать атмосферу взаимопонимания , эмоциональной взаимоподдержки , интересов педагогов, родителей и детей;

«Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.

Иными словами, проектная деятельность , как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми , их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта , являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Организация взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность может осуществляться наиболее эффективно, если :

Разработать модель взаимодействия детского сада и семьи , основанную на идее единства воспитательного воздействия;

Реализовать систему активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;

Использовать интерактивные формы взаимодействия участников педагогического процесса.

Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность . Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместной , взаимодополняющей деятельности субъектов , каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи . Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели :

1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития : консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.

2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения : открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.

3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада : выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья » , «Папа, мама, я – счастливая семья и др ., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)

Наша работа началась с проведения анкетирования на тему «Считаете ли вы нужным сотрудничество детского сада и семьи ?». Анализ ответов показал, что 60% опрошенных родителей ответили положительно, 30% не видит необходимости в этом, а 10% вообще не дали ответ.

Для реализации, разработанной нами модели мы провели работу по вовлечению родителей в совместную деятельность по следующим направлениям :

Информационно – аналитическое : С целью изучения семьи , выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в детском саду начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи » . Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Наглядно – информационное : Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Консультации : При выборе консультаций для родителей мы провели тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбрали оптимальный вариант. Темы консультаций также были приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Совместные мероприятия через проектную деятельность . В тесном взаимодействии с семьями воспитанников мы провели интересные совместные мероприятия, досуги и развлечения через проектную деятельность .

Был организован проект «Моя семья » . Где дети совместно с родителями рисовали древо своей семьи , рассказывали о семейных традициях и увлечениях. В результате этого проекта все родители создали совместно с педагогами портфолио своего ребенка, которая будет пополняться с каждым годом всей жизни ребенка. Составление родословной служит сплочению членов семьи , что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду.

К Дню космонавтики была организована выставка работ детей совместно с родителями и педагогами «Космические просторы» .

В рамках проекта «Я, ты, он, она - вместе целая страна» , приуроченного к Дню Единства народов была организована выставка рукотворных кукол разных национальностей, созданных нашими родителями.

Традиционный проект «Байанай» стал у нас долгосрочным, его мы продолжаем каждый год. Родителями изготавливаются папки-передвижки, проводятся совместные выставки рисунков. Мальчики со своими отцами, дедушками, братьями соревновались в конкурсе «Булт абылана» .

Для сохранения национальной самобытной культуры и традиций народа саха был разработан долгосрочный проект «Мини-музей» где экспозиции с каждым годом пополняются силами родителей.

В рамках долгосрочного проекта «Спортивная семья » проводятся различные спортивные досуги, эстафеты с участием родителей. В результате родители со своими детьми становятся активными участниками спортивных мероприятий школы, села, района.

В рамках проекта «Улусы РС (Я) » родители совместно с детьми провели исследовательскую работу, в результате которого сделали презентацию своей работы.

«Новогодняя суета» самый популярный проект , в котором и дети, и родители активно участвуют, проявляют творческие успехи. В результате этих совместных работ дети стали участниками Всероссийского творческого конкурса «Самая красивая ёлочка» , получили дипломы лауреатов 1,2,3 степени. Родители активно участвуют в новогодних праздниках.

С помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе, где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Так день за днём выстраивается наша взаимосвязь с семьей , которая строится на взаимопонимании , доверии и взаимопомощи . Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

После проведения работы по взаимодействии с родителями через проектную деятельность , мы попросили родителей ответить на тот же вопрос повторно. И результат показал, что 90% опрошенных родителей дали положительный ответ, 10% не видит необходимости в этом.

Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, что проведенная работа показала свои итоги : родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности , эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности .

Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

В конце работы было решено проведение мониторинга удовлетворенности родителей проведенной работы, полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Глубоко изучить тематику проекта , подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом .

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом , создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Валентина Зайцева
Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания и технологий, которые обеспечат повышение эффективности .

И семья , и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ . Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. В процессе организации работы ДОУ с родителями по выявлению основных проблем семьи в воспитании ребенка, на первый план выступили следующие : недостаток педагогических знаний; неумение поддерживать беседу с ребенком; непонимание интересов и трудностей дошкольника; потеря нравственных ориентиров в развитии ребенка; недостаточное владение формами совместного досуга. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на последнее место , а в детском саду воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Одной из самых актуальных в настоящее время по-прежнему остается проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями. Для решения этой проблемы я поставила себе цель : обеспечение эффективности взаимодействия с социумом и семьей через развитие новых форм сотрудничества.

Отсюда вытекают задачи : вовлечение родителей в образовательный процесс; повышение мотивации родителей к сотрудничеству.

Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, мне помогло анкетирование, беседы, наблюдение. Анализ анкетных данных показал, что 65% семей применяют негативные типы воспитания (гиперопека – 25%; кумир семьи – 22% ; эмоциональное отвержение – 18%).

Работа над решением этой проблемы проводилась не в полном объеме, поэтому я выработала новые подходы во взаимодействии с семьей . Работа проводилась через традиционные и нетрадиционные формы общения с семьей . Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я выбрала наиболее приемлемую к поставленным задачам : метод семейных проектов .

Особую значимость в настоящее время приобретают семейные проекты . Они способствуют укреплению семейных отношений, воспитанию детей в единстве и гармонии с окружающим миром. Родители вместе с детьми участвуют в развитии их творческих способностей, формировании мировоззрения и социальной значимости ребенка. Семейное проектирование ориентируется на уникальное отношение «ребенок – взрослый» , которые строятся на соучастии в деятельности .

Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи : с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие » ; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания , признание сильных и слабых сторон друг друга.

В связи с этим возникла идея создания проекта , основу которого составили совместные мероприятия конкурсного характера.

Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности , оказывая помощь своим детям. Затем я определила тему и цель проекта , совместно с родителями и детьми составили план проведения проекта , собрали необходимую информацию по теме. Кроме того были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта ). Были проведены родительские собрания, на которых также обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности . А также было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем : родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и готовят материалы в соответствии с их интересами и возможностями.

Так как проект назывался «Герои земли русской» и к годовщине присоединения Крыма и Севастополя к Российской Федерации, родительским комитетом подготовительной к школе группы «Радуга» в детский сад был приглашен капитан 1 ранга в отставке Суханов Александр Васильевич, проходивший службу на корабле «Кедров» , в г. Севастополь. Он рассказал детям о своей службе на флоте, дальних походах через океаны, о пограничных кораблях, которыми он командовал. Ребята с неподдельным интересом рассматривали форму офицера, его награды, личное оружие, задавали вопросы.

На втором этапе работы над проектом , я старалась организовать взаимодействие с родителями так , чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям : родители с детьми принимали участие в изготовлении книжек - самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газеты «Наши папы лучше всех!» , которые использовались для оформления и дизайна группы. С их помощью воспитатели приобрели познавательную литературу для детей. Совместно с родителями и работниками поселковой библиотеки, мы подобрали книги на военную тематику «Корабли» , «Последняя экспедиция» , «Патруль на Тихом океане» , «Путешествия по глобусу» - открытые материки. В преддверии праздника защитника Отечества нами был подготовлен альбом «Наша армия родная» , папка-передвижка «Адмиралы Российского флота» . Родители наших воспитанников приняли активное участие в конкурсе рисунков «Папы разные важны, папы разные нужны» , мастерили модели кораблей и фрегатов, которые ребята с большим удовольствием использовали в совместных сюжетных играх.

Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи , взаимодополнения , позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка.

На третьем этапе (аналитическом) я подвела итоги проделанной в этом направлении работы. Поставленная мною цель :обеспечение эффективности взаимодействия с социумом и семьей через развитие новых форм сотрудничества, полностью достигнута. Семейное проектирование повысило мотивацию родителей к сотрудничеству и участию в образовательном процессе.

Результатом всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей стало установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Отношение дошкольного учреждения с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада (вовлечение родителей в образовательный процесс, для налаживания сотрудничества я пересмотрела свои позиции и перешла от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать, а значит, отказалась от традиционной роли воспитания в пользу партнерской.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте – закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей , их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности .

Ведь как говорил великий педагог В. А. Сухомлинский "От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш ". Семья - это любовь , уважение, тепло, привязанность, семья - это все то , без чего человек не может жить.

Спасибо за внимание!

Проектный метод и

взаимодействие с семьей в работе ДОУ

(из опыта работы)

Подготовила

Ст.воспитатель Соболева И.С.

Москва, 2014 год

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и одинаково ответственными участниками образовательного процесса.

Одним из важных принципов федеральных государственных требований является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов позволяет достаточно (в соответствии с ФГТ) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения ожидаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества.

В 2012 году в нашем ДОУ были организованы семинары, консультации на тему «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». Педагоги заинтересовались предложенным материалом и решили реализовать его в работе с детьми.

Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой для нас оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.

Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь мы хотели бы отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Мы начали работу с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами. Для начала провели анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

Родители-лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители-исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители-критические наблюдатели .

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса. Заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс мы вели по нескольким направлениям:

Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе:

проведен семинар – практикум по организации проектной деятельности с дошкольниками;

разработаны памятки для родителей:

Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»

Этапы составления детских проектов:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:

подумать

спросить у другого человека

сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)

посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы

понаблюдать

провести эксперимент

получить информацию в Интернете

позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.

4. Подготовка проекта
5. Защита проекта

Памятка №2
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя.

Проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью.

Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

И еще несколько советов.

Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

Не сдерживайте инициативы детей.

Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Памятка №3
План тематического проекта.

Тема и ее происхождение.

Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.

Необходимые материалы.

Вопросы детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на наши вопросы?

Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя).

Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе «Интересные люди»:

Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим. Родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми во время НОД:

«Мир Красной книги»;

«Транспорт нашего города»;

«мини-музеи»;

«Синичкин день» и другие.

Проект «Транспорт нашего» организовали после проведения НОД по теме «Транспорт». Детям и родителям было предложено показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:

к бабушке и дедушке;

на дачу;

к другу;

в другую страну.

Интересная идея для начала нового учебного года - проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп и ГКП. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать. Что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!

Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:

меня зовут;

я люблю;

я не люблю;

мое любимое блюдо;

мое нелюбимое блюдо;

моя любимая игрушка;

мои друзья;

мои родители;

мои дедушка и бабушки и т. д.

Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты:

«Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплесные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»;

групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо». «Секреты бабушкиного сундука»;

исследовательские: «Мир воды» «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.

Используемый нами метод проектов является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Внедряя его в образовательную программу нашего детского учреждения, мы поставили для себя основную цель: обеспечение условий для эмоционального, нравственного и творческого развития детей. Данные диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области экологических, социально-нравственных, художественно-литературных представлений.

инициирование детей и родителей на выбор данной темы

составление:

технологических карт

перспективных планов

схем-паутинок

лесенок «путешествия»

циклов бесед и занятий

организация творческих выставок

проведение открытых игр-занятий

презентация проектов.

Реализация проектной деятельности проходила через все виды деятельности: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, игровую.

Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.


Елена Потапова
Доклад Использование методов проектов при взаимодействии ДОУ и семьи

Организация полноценного сотрудничества педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих пред коллективами дошкольных учреждений.

Исследования российских ученых, проведенные в конце XX - начале XXI в., показали, что социально- экономические преобразования в стране отразились на семье и происходящем в ней процессе воспитания детей. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества, одиночество (особенно в неполных семьях ) и недостаток взаимопонимания , перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать, трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы : экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодёйствию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам “семья” , “улица”, “детский сад” и др. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия . В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Постановка проблемы.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников необходимо рассматривать как взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие педагогов и родителей позволит выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечит необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Способы вовлечения родителей в образовательную работу ДОУ и в жизнь групп.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через :

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка : эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии .

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей , дифференцированный подход к семьям разного типа , забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи .

Что же значит формы сотрудничества педагогов с родителями? Для того чтобы точно ответить, обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова :

Форма - устройство, структура, форма организации.

Сотрудничество – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.

Сотрудничество – общение на «равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, (слайдN2)

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества музыкального руководителя и родителей, суть которых в расширении педагогических знаний родителей, чтобы сотрудничество шло паралелльно, взаимосвязано и взаимодополняя друг друга

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся : утренники, развлечения, вечера - досуги, родительские собрания, открытые музыкальные занятия, вечера вопросов и ответов и др.

К индивидуальным - тематические консультации, педагогические беседы, домашние задания.

К информационно-наглядным формам относятся : папки-передвижки, музыкальные уголки, информационные стенды, тематические выставки, выставки детских работ. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы : информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи , досуговые, познавательные, наглядно-информационные,

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных об общекультурном и музыкальном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку , запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Это - анкеты, «Родительская почта» , модули музыкальных уголков для родителей

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение совместных праздников, досугов и конкурсов, учебные практикумы для родителей, семейные клубы, музыкальные гостиные, экскурсии, встречи с интересными людьми и творческими коллективами, круглые столы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста, совместные проекты .

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического, музыкального развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т. д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних,способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми и в организации культурного досуга, умении выражать свои эмоции, чувства. Да и чего уж греха таить, детские праздники и развлечения воспринимаются родителями, как своего рода развлечение для себя, устраиваемое воспитателями и детьми. И любой праздник приходится начинать с просьбы выключать мобильные телефоны и не жалеть аплодисментов, улыбок для своих детей. К нашему сожалению, при проведении анкетирования обнаружились и родители, которые ни разу не были даже в кукольном театре. И мы с педагогами решили попытаться изменить такую ситуацию, начав с совместной культурно-досуговой деятельности, так как организация культурно-досуговой деятельности не занимает в дошкольных образовательных учреждениях должного положения, носит по преимуществу, ситуативный характер-в виде развлечений и праздников. А родители заботясь, как они считают, о развлечении ребенка в выходные дни («дать возможность ребенку отдохнуть от детского сада» , практически никак не организуют свободное время детей в будни.

А между тем, культурно-досуговая деятельность детей-это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей; которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. Культурно-досуговая деятельность имеет следующие виды в дошкольном образовательном учреждении :

Развлечения - концерты, народные игры, познавательные вечера развлечений, спортивные, театрализованные представления, забавы, развлечения с использованием технических средств обучения;

Праздники - международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные; бытовые, семейные и специально организуемые;

Творчество - в разных видах культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, семье , кружках и студиях при детских садах.

А между тем, досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. " Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность» - эти слова К. Д. Ушинский, стали девизом нашей деятельности.

Также можно выделить три группы родителей :

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.

Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно - образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности.

Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей; возможностью посещать музеи, театр, концерты, библиотеки; гулять по паркам и площадям. Проникновение культуры в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей и родителей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка и родителей.

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями» , поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы :

Они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах речевого развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы ;

У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

Формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

Родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе :

Присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

Положительные моменты для педагогов всего детского сада :

Изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

Возможность использования увлечений , талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми.

Итак, привлечение всех взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса ДОУ комбинированного вида.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т.д.» Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. В процессе организации работы ДОУ с родителями по выявлению основных проблем семьи в воспитании ребенка, на первый план выступили следующие: недостаток педагогических знаний; неумение поддерживать беседу с ребенком; непонимание интересов и трудностей дошкольника; потеря нравственных ориентиров в развитии ребенка; недостаточное владение формами совместного досуга. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на последнее место, а в детском саду воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Одной из самых актуальных в настоящее время по-прежнему остается проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями. Для решения этой проблемы нами была поставлена цель: обеспечение эффективности взаимодействия с социумом и семьей через развитие новых форм сотрудничества. Отсюда вытекают задачи: вовлечение родителей в образовательный процесс; повышение мотивации родителей к сотрудничеству. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий мы выбрали наиболее приемлемую к поставленным задачам: метод семейных проектов.

Особую значимость в настоящее время приобретают семейные проекты. Они способствуют укреплению семейных отношений, воспитанию детей в единстве и гармонии с окружающим миром. Родители вместе с детьми участвуют в развитии их творческих способностей, формировании мировоззрения и социальной значимости ребенка. Семейное проектирование ориентируется на уникальное отношение «ребенок – взрослый», которое строится на соучастии в деятельности.

Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия конкурсного характера.

В нашей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи детские исследовательские проекты практикуются не первый год. Педагоги считают, что если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Особую значимость для нашей группы имеет изучение экологической обстановки ближайшего окружения, которое позволяет конкретизировать общечеловеческую ценность родной природы во взаимосвязи познания и практической деятельности дошкольников. Систематическое позитивное взаимодействие с природой родного края благотворно воздействует и на формирование нравственных качеств. Окружающая природная среда представляет собой возможность спасения человека от внутренней пустоты, способствует приобщению к миру красоты, ценностей.

Популярность экологии, прежде всего, обусловлена теми глобальными изменениями в окружающей среде, которые грозят гибелью всего живого, включая человека. Экологические проблемы, порожденные человечеством, могут быть решены при согласованных действиях всего мирового сообщества, однако при этом, не стоит забывать, что ответственен за судьбу каждый ее житель. Поэтому, как никогда, возрастает необходимость воспитания у детей, уже раннего возраста, экологического мышления и экологической культуры.

Экологическое образование детей - это не только передача им знаний. Необходимо, в первую очередь, разбудить и развить чувства детей, а затем ввести знания и чувства в конструкцию личности. И маленький человек никогда не сломает ветку дерева не потому, что это кто-то увидит, а потому, что ощутит нравственный и, если так можно выразиться, эмоциональный запрет. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

На примере семейного проекта «Дадим вторую жизнь упаковке» для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности мы рассказали родителям о вреде пластика, изготовили буклеты, в которых познакомили их с интересными фактами о пластике, что дало повод задуматься и сделать для себя выводы. Предложили подумать, пофантазировать о том, как можно применить пластиковую упаковку, одноразовую посуду, «дать им вторую жизнь». Вместе с родителями воспитанников изучили литературу и интернет – ресурсы по теме проекта. Мы узнали о том, сколько полезных вещей можно сделать из различных упаковок. Из пластмассовых бутылок можно изготовить вазу для цветов, а сами цветы изготовить из одноразовых ложек, что поможет решить сразу несколько задач: ложки прослужат дольше, и не будут сорваны живые цветы, чтобы порадовать родных. Применение можно найти и другим упаковкам, стоит только включить свою фантазию. Во многих семьях скапливается большое количество пластиковых бутылок из-под воды и соков, шампуня, упаковок из-под молока, банок из-под майонеза, коробок из-под конфет, многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальных поделок.

Формы работы по реализации проекта осуществлялись в виде:

Презентации для детей и родителей «Чистота спасет мир», «Мусор»;

Показа видеофильма «Планета задыхается от мусора»;

Изготовления детьми поделок из пластиковых упаковок и одноразовой пластиковой посуды;

Консультации для родителей «Ненужных вещей не бывает»;

Творческого задания для детей и родителей «Подарим вторую жизнь упаковке» (изготовление поделок из бросового материала);

Чтения и обсуждения стихов по теме проекта: «Наша планета» Я. Аким, «Живой букварь» В. Орлов, «В природе столько красоты!» В. Чижов, «Прогулка» С. Михалков, «Мусорная фантазия» А. Усачев, «Не надо мусорить в лесу!» М. Крюков, «Благодарность» А. Сметанин, «Если в лес пришел гулять» Н. Рыжова.

Практическая значимость данного экологического проекта заключалась в использовании современных методов:

Метода решения игровых образовательных ситуаций, а также различных проблемных ситуаций;

Метода наглядности, который способствует более четкому представлению о проблеме загрязнения окружающей среды;

Словесного метода (использование художественного слова);

Практического метода – экологические акции, организация выставок и т.д.

Проживая на территории уникальных природных мест, мы должны уметь сохранять окружающую среду, думать о том, что станет с природой после нас.

Воспитание бережного отношения к природе является важнейшей составляющей экологического воспитания. Чтобы быть внимательным человеком к окружающей среде, необходимо знать, какой вред ей наносит человеческая деятельность и как его уменьшить.

Использование в работе бросового материала позволяет решать задачи экологического, умственного, эстетического воспитания, исследовательской деятельности, конструирования и ручного труда.

Используемая литература.

  1. Гуняга Н.А. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Научно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. -138с.
  2. Жуковская Р.И. Родной край: Пособие для воспитателей/ Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.–238 с.
  3. Машкова С.В., Суздалева Г.Н. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.- Волгоград: Учитель, 2012.-174с.
  4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.