Хозяйственно-бытовой труд в первой младшей группе. Воспитание трудовой деятельности в первой младшей группе доу Трудовая деятельность методические приемы 1 младшая группа

Хозяйственно-бытовой труд в первой младшей группе

Вовлечение" href="/text/category/vovlechenie/" rel="bookmark">вовлекают в совместную с ними посильную работу, дают поручения, которые они могут выполнить.

Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых в семье, детском саду, на улице: няня моет и вытирает посуду; повар варит суп, компот, готовит другую еду; мама шьет платье, стирает и гладит белье; дворник подметает дорожки, расчищает их от снега.

Наряду с формированием представлений о бытовом труде взрослых детей привлекают в качестве помощников: по просьбе воспитателя малыши выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам, приносят и убирают материал для занятий, собирают бумагу с пола или листья на участке, приносят тарелки с хлебом на столы. Все это способствует овладению детьми трудовыми навыками, готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем.

Выполнение даже элементарных трудовых поручений воспитатель связывает с заботой о других людях ― сверстниках, няне, родителях, дворнике. Вместе с тем педагог воспитывает желание помогать взрослым, выполнять их поручения, соблюдать чистоту и порядок: старательно вытирать Ноги, не сорить, не лить воду на пол при умывании, не разбрасывать игрушки.


Методика работы. Педагогическое руководство хозяйственно-бытовым трудом осуществляется с учетом возрастных особенностей детей этой группы.

Воспитатель, формируя элементарные трудовые навыки, опирается на большое стремление малышей к активности, самостоятельной деятельности, па их желание подражать взрослым. Задача воспитателя ― поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», а также научить детей целенаправленному действию. Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда. Ребенок, контактируя с воспитателем, учится выполнять определенные действия, затем ряд операций.

Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению, как надо выполнять то или иное действие. «Ты тарелочку возьми вот так, двумя ладошками. Смотри, как я ее держу. Правильно, держи хорошо, к себе не прислоняй,― говорит воспитатель.― И я возьму тарелку. Давай поставим на стол. Ставь, Олечка, тарелку вот сюда. И ты, и все ребятки будут суп есть с хлебом». Воспитатель радуется, что ребенок успешно справился с заданием, радуется и девочка. Она получила первый урок участия в хозяйственно-бытовом труде.

Приобщая малыша к труду, важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому и способствует показ и объяснение взрослого. Он говорит: «Держи тарелочку двумя руками. Не прислоняй к себе. Поставь тарелочку на стол, ребята будут есть суп с хлебом». Все это понятно малышу. Он испытывает удовольствие не только оттого, что несет тарелку к столу, но и оттого, что достигает необходимого результата ― ставит ее на стол.

Однако мало только показать и объяснить, как следует выполнить действие. Малышу нужна непосредственная помощь. Воспитатель может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину; дать малышу в руки подставку с карандашами, показав как надо ее держать (крепко ее захватить руками малыша), чтобы не выскользнула из рук, и поставить ее в шкаф. Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия. По мере освоения действий воспитатель использует другой прием ― напоминание: «Ты, Костя, стульчик всегда немножко приподнимай, когда его ставишь к столу. Тогда не будет так шумно. Покажи, как ты это сделаешь. Вот и хорошо. Еще так же поставь другой стульчик».

Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребенка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. И конечно, нужно помнить о постоянстве требований относительно того, что и как должен делать ребенок. Так, воспитатель обращает внимание малыша только на такую последовательность в работе: «Сначала нужно все карандаши со стола собрать, сложить их так, чтобы отточенные концы были с одной стороны, поставить их в подставку (бокал, стакан) неотточенной частью вниз, а затем отнести подставку на полочку». Если взрослый и в дальнейшем будет постоянен в содержании требований, ребенок научится необходимым действиям, усвоит их последовательность. У малыша выработается привычка действовать определенным образом.


Примером может служить игра-занятие «Как игрушки убежали от Коли». Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.

Ребята могут в ходе развития сюжета помочь Коле навести порядок в игрушках. Малышей можно спросить, почему игрушки убежали от мальчика, что нужно делать, чтобы они не покидали детей. Все это воспитывает у ребят правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.

Успех детей нужно отмечать. Поощрение создает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.

Для формирования у детей представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, окна, пол, наводит порядок в группе, умывальной, раздевальной), на то, как надо стирать кукольное белье, гладить его, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Важно вызвать детей на разговор по поводу увиденного. При этом вести разговор не в форме беседы, а дать возможность ребенку свободно высказать то, что ему запомнилось, понравилось.

Организуя подобные наблюдения, педагог использует ситуации, позволяющие малышам принять элементарное участие в труде взрослого: убрать в буфет ложки, подать тряпочку, принести воды, повесить на низко висящую веревку выстиранную воспитателем кукольную одежду.

Выполнение детьми элементарных трудовых поручений вполне доступно для малышей двух-трех лет и вместе с тем ценно, так как готовит их к трудовой деятельности, становление которой происходит в старшем дошкольном возрасте.

Воспитатель

контрольная работа

3.1 Первая младшая группа

Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит: "Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!" Или: "Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с Олей, Ирой и Сережей... Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну, помогают ей трудиться".

Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах - стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки - стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки - ощутил приятное чувство удовлетворения и т.п.

Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и обращается к поросенку: "Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки! А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком". И т.п.

Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их, смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:

Чистая водичка

Моет Вове личико,

Танечке - ладоши,

А пальчики - Антоше.

Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает.

Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: "Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние полки". И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость, удовлетворение.

С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.

В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель может сказать: "Какая у Вовы большая автомашина! На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу, и сложит их аккуратно на полку". Или: "Хорошая хозяйка наша Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и будут у нее в доме чистота и порядок".

В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например, помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с ним. Например: "Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было трудно, долго бы пришлось работать!" Такая совместная деятельность особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым.

Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию ("Коля, давай поможем Оле собрать кубики... Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!"). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: "Кто тебя потерял, кто твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи в коляску".

Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания ("Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки"; "Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут сломаться").

Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой, воспитатель приговаривает: "Хорошая, красивая птичка, ты такая маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы ты всегда пела нам свои песенки". И т.д.

Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику ("Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!" Или: "Ребята! А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим... Он мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся Андрюша и Ирочка").

Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа "Уложим зайчика спать", "Оденем куклу Настю", "Угостим кукол" и т.д.

Взаимодействие педагога с родителями

Подготовка к собранию Воспитатель предлагает родителям оборудовать дома игровой уголок. Проводится конкурс на лучший игровой уголок. Оцениваются внешний вид игрушек, соответствие возрасту ребенка, порядок в игровом уголке...

Воспитание в игре

Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка по распознаванию и узнаванию...

Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности...

Дежурства как форма овладения дошкольников трудовыми навыками

На 4-м году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразней и координированней становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель...

Деятельность классного руководителя в условиях современной школы

Каждый педагог знает, что нет более значительного события в педагогической деятельности, чем первая встреча с классом. От того, насколько она будет успешной, зависит многое...

Изучение традиций русского народа в процессе изготовления кукол в различных техниках на уроках технологии в начальных классах

народный искусство кукла ткань Многие народные праздники сопровождались изготовлением кукол. Их делали большими и маленькими, из различного материала. Куклы изображали людей и животных...

Методика детских развивающих игр

Нетрадиционная методика построения занятий с дошкольниками по плаванию

Обучение детей правильному звукопроизношению

Обследование проводилось в МБДОУ № 75 с 10 -15 сентября 2012 учебного года Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время. Обследование детей проводилось по программе под редакцией М.А. Васильевой, авторы - составители С.С. Дреер, А.Н...

Особенности лепки в детском саду

Скульптура, вероятно, самое старое искусство. Люди высекали из камня еще до того, как начали рисовать или даже строить дома. Уцелело только незначительное количество предметов, иллюстрирующих, какой была скульптура тысячи лет назад. Но люди...

Особенности работы воспитателя в детском саду

Проблемы анализа эпических и драматических произведений

В лирическом произведении повествование ведется только от лица автора, и отношение автора к факту объективной действительности, послужившему поводом для создания произведения является единственным стилеобразующим началом...

Роль художественного слова и литературы в природоведческой работе с дошкольниками

Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. У истоков природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно?художественных и художественных произведений...

Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми как условие нравственного воспитания

С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется. У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность...

Целесообразность и эффективность использования принципов "открытого обучения" при формировании плавательных навыков у детей дошкольного возраста

Младшая группа В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью...

Разделы: Работа с дошкольниками

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда и наглядно ощутимы лишь непродолжительное время. Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения заметить беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. В период дошкольного детства перечень видов деятельностей, в которых ребенок может достичь уровня самостоятельности невелик. В младшем и среднем возрасте таким видом деятельности, который превращается в формы самовоспитания и самообразования становится труд (самообслуживание и хозяйственно-бытовой).

В младшем возрасте необходимо раскрыть детям значение труда: трудиться – это значит заботиться о ком-то. Необходимо показать 5 компонентов трудовой деятельности:

  1. задумка
  2. материал (из чего делать)
  3. инструменты (чем делать)
  4. действия (делать по порядку)
  5. результат (что задумал, то и получил)

Предварительная работа заключается в следующем:

1. Ознакомление с предметом (чашкой).

А) показать чашку как чудо! Это чашка. У нее есть стеночки высокие, донышко без дырочек, ручка.

Б) узнавание чашки (чашка и стакан).

В) уговаривание Мишки (из чашки удобнее пить, есть ручка – держать).

Г) зачем нужна чашка.

Д) все берут чашку и показывают Мишке.

2. Ознакомление с материалом – на всех видах занятий через продуктивные виды деятельности учим выбирать материал.

3. Инструменты – показать все инструменты в работе.

После этого проводится занятие «Наблюдение за мытьем чашек няней».

Мотивация: есть потребность выпить морс, а чистой чашки нет ни у кого. Кто выручит? Няня. Показ мытья чашек дидактический. Дети увидят процесс мытья, каждый его компонент наглядно. Таких занятий должно быть два.

Цель второго иная: дети должны активно разговаривать с Мишкой, доказывать, убеждать его, что из грязной чашки пить нельзя. В этом смысл повторного занятия. Дети должны в речи осмыслить процесс, его компоненты:

  1. замысел – задумала няня сделать чашки чистыми.
  2. материал – собрала грязные чашки.
  3. средства – тазы, вода, мыло, губка, поднос и руки.
  4. действия, их порядок – сначала намылила, потом сполоснула, поставила сушить.
  5. результат – чистые и сухие чашки, которые готовы для морса.

Только после этого проводится фронтальное занятие по развитию у детей самостоятельности и самоорганизации в трудовой деятельности.

Столы ставятся в свободном месте группы, там, где будет педагог показывать образец деятельности. Поднос с грязными чашечками, запачканными землей так, чтобы дети четко видели что и донышко грязное, и стеночки и даже ручка и не только внутри, но и снаружи.

Мотивация. Куклы хотят пить. Напоите их молочком. Угощайте. Дети видят грязные чашечки. Начинают говорить: «Грязные, надо мыть».

Педагог: «А вы можете позаботиться о куклах? А как вы можете позаботиться? Садитесь, я вас научу, как сделать чашку чистой».

Дети садятся на стулья, стоящие полукругом, перед ними стол, за которым будет педагог. Он спрашивает:

  • что задумали сделать? (загибает мизинчик)
  • какие сейчас чашки? (безымянный)
  • возьму грязную чашку, поставлю ее на свой стол. Сделаю ее чистой. Приготовлю рукава, сделаю их короткими, проверю свой костюм (даем детям 3 правила работы, сформулированные Буре Р.С.: 1. костюм должен быть чистым. 2. рабочее место чистое, чтобы капелек воды не было ни на столе, ни на полу. 3. чашку – результат труда – сделаю чистой, чтобы куколке было приятно пить.) Смотрите, сейчас мой костюм чистый, стол – сухой, пол тоже, но чашка пока грязная. Теперь приготовлю все для работы. Педагог встает и приносит со скамейки, где лежит оборудование для детей, называет каждый предмет, фиксирует внимание на том, где его размещает на столе: « Принесу стул, поставлю с краю около стола 2 тазика: один на стол поставлю, второй на стул.»(для воспитателя переход ребенка от одного тазика к другому – сигнал, чтобы налить воду в тазик для споласкивания. Если сразу налить малышам воду в оба тазика, то они путают и пачкают воду в обоих тазиках, теряя цель труда).

Теперь принесу мыльницу с мылом, губку, салфетку. Положу мыльницу с мылом с правой стороны, салфетку на уголок. А теперь налью воду в первый тазик. Наливаю так аккуратно, чтобы ни одна капля воды на стол не упала. Возьму чашку, опущу в воду. Возьму губку в левую руку, мыло в правую – вот так, чуть намочу губку, отожму вот так, смотрите, чтобы капельки не капали с нее и теперь намылю губку: 1,2,3 – мыло положи (если это не сказать, то дети будут бесконечно тереть мылом губку). Все – губка мыльная. Достану чашку из воды, но не поднимаю над тазиком, руки держу внизу, в тазу, иначе капельки воды будут на столе. Начинаю тереть донышко, стеночки, ручку. Опущу в воду, дам воде стечь и посмотрю, есть ли еще где грязь? Нет. Вижу, что чашка мыльная, но уже без грязи. Опущу ее во второй тазик и перейду к нему. Теперь опять налью воды и буду споласкивать, теперь чашка чистая, но мокрая. Поставлю ее на салфетку сушить. Теперь все унесу, оставлю порядок.

Показ трудового процесса воспитателем отличается от того, как его делала няня. Задача няни – выделить в трудовом процессе основные компоненты: что задумала, из чего будет делать, чем делать, как делает. А задача педагога – показать технику трудовых действий, 4 компонента трудового процесса – как надо делать!

«Посмотрите, как понесу тазик с водой, чтобы не пролить на пол – вот так, за края двумя руками. Поднесу к ведру, наклонюсь и медленно солью воду в ведро, потом также принесу второй тазик. Затем протру их салфеткой, сложу стопочкой. Возьму салфетку, пойду проверю не осталось ли капелек воды на столе – протру стол, вот так. Уберу мыльницу с губкой в тазики. Теперь все чисто и сухо. Могу взять чашечку и идти угощать куклу? Нет, надо еще проверить костюм – опустить рукава, а потом идти к кукле.»

Мы специально не вводим клеенчатые передники, чтобы учить детей самоконтролю своих действий.

«Вот теперь и вы сделаете чашки чистыми. Приготовьте свой костюм.» дети берут чашку и каждый находит себе место, кто где хочет, кто с кем хочет работать рядом. Потом начинают переносить со скамейки все, что нужно для работы.

Педагог наблюдает, никаких указаний никому не дает. Цель – развивать самоорганизацию. Заметив, что кто-то уже готов, подхожу к ребенку, проверяю, называя каждый предмет: тазы есть, салфетка есть, мыльница есть (то, что у ребенка приготовлено). « Так, ты еще не готов. Подумай, что ты еще не принес». Отходит к следующему, опять лично называя ему предметы. Если все правильно – наливаем воду.

Во время работы педагог проходит, наблюдает, подсказывает, разговор с каждым тихий, личный. В группе спокойная, рабочая атмосфера, дети разговаривают сами с собой, показывают свою работу. Когда закончил работу, педагог спрашивает, что будешь делать дальше?

Надо поставить ведра, тазы, куда дети будут сливать воду в таком количестве, чтобы удобно было переносить на небольшое расстояние.

Ребенок убирает, берет свою чашку, куклу и садится на стул играть. Задача воспитателя – заметить каждого, где он трудился, все ли за собой убрал. Контроль позволит справедливо провести анализ деятельности детей. Когда все закончат, все сядут с куклами, говорю: «Куклы довольны, очень вкусным вы их напоили, чем ты поил из своей чашечки? А ты чем?»

Вносится Мишка: «А где вы взяли чистые чашки? Научите меня, я тоже хочу сам мыть чашку.»

Подожди нас, кто первым пообедает, тот и научит.

После обеда запись рассказа о том, как мыли чашку.

После этого в другие дни в утренний отрезок времени подготовить для детей проблемную ситуацию: в кукольный уголок поставить грязную чашку. Как ребенок будет решать эту ситуацию? Прежде, чем мыть, он должен сказать, что ему надо для работы. В процессе мытья посоветовать как лучше тереть губкой, что нужно протирать, чтобы чашка стала чистой. Вместе решить, вымылась ли чашка. При оценке результата обращать внимание не только на чистоту чашки, но и не забыл ли приготовить костюм, рукава, аккуратно ли мыл. Такую работу необходимо провести с каждым ребенком.

Воспитатель проводит и показывает трудовой процесс без ошибок, Мишка же – торопыга. Он торопится, ошибается, постоянно провоцирует детей. Дети учат его, переходят на позицию «учителя».

В средней группе дети овладевают следующими трудовыми процессами:

1. мытье стульчиков, игрушек.

2. стирка салфеточек.

Организация работы проводится также как и при мытье кукольной посуды.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень самостоятельности, достигнутый в одном виде деятельности – база для расцвета новой деятельности, почва для самовыражения в ней.

Ребята, послушайте, я вам сейчас прочитаю стихотворение.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберём.
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!

О чем это стихотворение, а у вас есть любимые игрушки? Расскажите о них.

Хотите поиграть с нашими игрушками? А где же игрушки, куда все они делись?

(Появляется Мишка с мешком через него видно, что в мешке игрушки).

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Ты случайно не видел наших игрушек?

Мишка: Нет, не видел.

Воспитатель: Что это у тебя в мешке?

Мишка: Это подарки для моих медвежат от Дедушки Мороза!

Воспитатель: Подарки от дедушки Мороза! Ты что-то перепутал, Мишка! Новый год давным-давно прошел, на улице весна! Ой, а это, по-моему, наши игрушки!

Мишка: Да нет же! Отдайте мне мешок! (Обронил мешок с игрушками на пол).

Воспитатель: Да вот же они! Ребята, это наши игрушки? Ай-ай, Мишка, как же врать – не хорошо!

Мишка: Это ваши что ли игрушки? Ах, эта лиса, обманула меня, она мне сказала, что этот мешок с подарками для моих медвежат! Сейчас я их соберу… (Начинает собирать игрушки).

Воспитатель: Мишка, постой! Ты лучше присядь, отдохни, сейчас мы сами с ребятками поставим игрушки на свои места! Ну что, ребятки, приступаем! Послушайте меня внимательно! Чье имя назову, тот и будет выполнять задание.

Поручения:

Маша, пожалуйста, расставь книжки на полке красиво. Умница, Машенька, сколько книг ты положила на полку? А ты, Анюта, посади куклы на диван. Сколько посадила?

Строительный материал мы тоже поставим на свои места по цвету (желтый, зеленый, красный, синий). (Макар, Артем.)

А мячей сколько у нас? Давайте мы его тоже поставим на место).

Воспитатель: Ну вот, Мишка, по-моему, мы справились с нашими заданиями. Теперь в группе стало чисто и уютно.

Мишка: Да, молодцы! Какие же ребятки трудолюбивые, об этом я расскажу своим медвежатам! Ну а сейчас мне пора домой, наверное, медвежата меня потеряли.

Воспитатель: Стой, Мишка, а для твоих медвежат у нас есть подарки-открытки, которые сделали мы своими руками!

Мишка: Спасибо! Я им обязательно передам! До свидания, ребята!

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Как нужно обращаться с игрушками?

Как много игрушек на свете,

И все их, конечно, любят

Все дети на свете.

Вам надо играть,

Веселиться, дружить

И каждой игрушкой своей дорожить!

Любите их, дети,

Цените, храните,

Они любят с вами играть,

Но не любят,

Когда их марают, кусают,

Кидают, рвут и ломают.

Берегите их дети!

Воспитательные задачи:

1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.

2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.

3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.

4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.

5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2—3 ребенка).

Сложить аккуратно на полке строительный материал.

Расставить игрушки, посадить красиво кукол.

Расставить стулья на занятие, по окончании — убрать их.

Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.

Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.

Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.

Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.

Расчистить дорожку от снега.

Собирать сор, листья в определенное место.

Смести снег с лавочек.

Труд в природе:

Поливать комнатные растения.

Полить грядку на огороде, цветник на участке.

Кормить птиц.

Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).

Сажать лук.

Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.

Средняя группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.

2. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то,Воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.

3. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.

4. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.

Хозяйственно-бытовой труд (3—4 ребенка).

Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.

Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.

Вытирать разлитую воду после поливки цветов.

Мыть и протирать строительный материал.

Мыть игрушки в группе и на участке.

Наводить порядок в раздевальных шкафах.

Подметать часть участка, веранды, дорожки.

Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.

Собирать песок в горку в песочном дворе.

Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.

Труд в природе:

Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.


Срезать лук специальными ножницами.

Рыхлить землю в цветочных горшках.

Собирать природный материал для поделок.

Собирать щавель, крупные семена.

Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определенное место отходы).

Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелень).

Старшая группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.

2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.

3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.

4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.

5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу «совместного труда».

Хозяйственно-бытовой труд.

Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.

Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.

Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.

Поливать в сухую погоду участок, в песочном дворе — песок.

Протирать лавочки на своем участке и у малышей.

Следить за порядком в песочном дворе.

Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.

Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).

Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).

Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).

Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.

Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.

Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).

Труд в природе:

Пересаживать комнатные растения.

Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.

Высаживать рассаду, ухаживать за ней.

Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.

Полоть грядки на своем участке и участке малышей.

Собирать в саду ягоды и фрукты.

Перекапывать грядки (вторичная перекопка).

Ручной труд:

Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме.

Ремонтировать книги.

Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.

Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.

Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.

Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.

Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.