Перспективное планирование по сенсорике средняя группа. Педразвитие
МАДОУ Г. Нижневартовска ДС №41 РОСИНКА
Перспективное планирование по сенсорному развитию. Младший дошкольный возраст.
Выполнила: Саидова Абидат Байравовна
Цель: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, зрения и тактильных ощущений.
Задачи воспитания и развития детей
1. обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.
- способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
- формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;
- развитие речи и других коммуникативных навыков;
- поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Неделя Тема | Программное содержание | Дидактические игры | Итоговое мероприятие |
|
Месяц Сентябрь Тема «Развитие сенсорных эталонов цвета Дидактические игры, направленные на развитие цветовосприятия» |
||||
1 неделя Тема: «Наша группа» | Цель: Адаптация к пространству (помещения группы: спальня, игровая, туалетная комнаты; переход из помещения в помещение), предметному оснащению группы и новому социальному окружению; уголки (центры): наполнение и возможности деятельности, правила поведения; некоторые правила поведения, общения со взрослыми и детьми Обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми первых правил поведения и умения ориентироваться в предметном пространстве группы. Знакомство с оборудованием группы (шкафчики для игрушек, стулья, полки, центры активности), их назначением и способами его использования. | Игры и деятельность в условиях среды, проявление интереса к оборудованию, игрушкам в группе; свободное перемещение в пространстве Игры в сенсорном уголке (центре). | Знакомство с пластилином (лепка) Цель: Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить детей с художественным материалом – пластилином: он мягкий, от него можно оторвать кусочек, присоединить к другому кусочку. Учить детей формообразующему движению – раскатыванию. Фотоколлаж «Лето, ах лето…» Выставка детских работ «Будь осторожен!» |
|
2 неделя Тема: «В гостях у Мойдодыра» | Цель: Учить узнавать и называть фрукты и овощи. Формировать представления о форме, цвете, поверхности, запахе фруктов, овощей. Обучать правилам обследования с помощью зрительно –осязательно -двигательных действий. Развивать умение слушать и слышать воспитателя, повторяя за ним определения. Воспитывать правила личной безопасности(мыть фрукты и овощи перед едой). Слушание и разучивание (повторение и имитация сюжетов) потешек и стихов по теме «Водичка, водичка, умой мое личико», А. Барто «Девочка чумазая» и др. | Рассматривание иллюстраций «Овощи, фрукты». Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. Д/игра лото (по тематике) . Игры (пускание мыльных пузырей и мыльной пеной). Д/игра «Собери овощи». Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры). Д/и Цель: | Разные игрушки, в которые мы любим играть (аппликация) Один. Много. Мало Цель: знакомить детей с предметами круглой формы; учить приемам наклеивания, намазыванием клеем обратной стороны формы, работать на клеенке, прижимать формы к бумаге салфеткой и всей ладошкой. Учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один. Обращать внимание детей на цвет предметов, закреплять умение подбирать предметы одинакового цвета Закрепить умение описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме. |
|
3 неделя Тема: «В гостях у сказки» | Цель: Интерес к рассматриванию, слушанию; чтение и разучивание сказок, чтение и рассматривание иллюстраций к народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок». Учить детей вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ о любимых сказочных персонажах. Учить различать слова с противоположным значением (добрый -злой, большой -маленький и т.д.). Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Д/игра « Что катится, что не катится?» Цель: Сделать форму предмета значимой для ребёнка. Учить опираться на неё в деятельности. Д/игра «Сделай картинку» Цель: Д/игра «Лото» (узнавание цвета) Цель: Продолжать выбирать цвет по образцу. Учить воспринимать и определять резко различные и близкие цвета и оттенки. Оформление книжного уголка в группе. | Знакомимся с конструктором «лего». Закрепление понятий «много» и «один». Цель: дать детям познакомиться с деталями простого конструкторского набора путем практического экспериментирования с ними. Учить способам крепления деталей. Побуждать детей выражать в речи свое отношение к образу деятельности, называть некоторые материалы и инструменты, формы, цвета. «продолжать учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один. Развивать умение самостоятельно выполнять задания. Поддерживать интерес детей к обследовательским действиям. |
|
4 неделя Тема: «Мир вокруг нас» | Цель: Эталоны цвета: красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный; выделение цветов в предметах окружающего мира. Сортировка предметов по цвету (одежда синего и красного цвета) и т. п., игры на подбор цветов. Панно «Разноцветный мир» - изображение предметов разных цветов (солнце, река, деревья и т.д.). | Д/игра «Сделай картинку» Цель: Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки. Составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные, с помощью проб и примеривания. Д/игра « Найди свой стул» Цель: Учить воспринимать плоскостную форму с помощью практической ориентировки в помещении, проверять наложением. Д/игра «Найди свою пару» Цель: Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу. Продолжать развивать внимание. | Короткая и длинная дорожки. (конструирование) Круг, Квадрат (блоки Дьенеша) Цель: познакомить детей с квадратом, научить различать и называть: круг, квадрат. Учить детей аккуратно соединять кирпичики, выстраивая их в линию. Закреплять умение различать пространственные признаки (короткая, длинная) и правильно обозначать их словом. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности. Развивать у детей: восприятие формы; умение анализировать расположение предметов в пространстве |
|
Месяц Октябрь Тема: « Развитие сенсорных эталонов формы Дидактические игры, направленные на развитие восприятия формы» |
||||
5 неделя Тема: «Осень золотая» | Наблюдение на прогулке полюбоваться разноцветным окрасом листьев. Приход осени, признаки осени, наблюдение изменений в природе. Закреплять названия овощей, фруктов, деревьев, которые растут на улицах города и участке детского сада. Учить называть знакомые цвета, использовать антонимы, согласовывать в роде и числе прилагательные, обозначающие цвет, с существительными. Чтение стихов и описаний осенней природы, рассматривание произведений изобразительного искусства с выделением сезонных изменений. Выбор красок и карандашей в процессе рисования | Пальчиковая игра «Листопад, листья желтые летят». Подвижная игра «Листопад» Д/игра «Сложи бочонки». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине. Д/игра Цель: Подвижная игра «Раздувайся пузырь». Д/игра «Собери фрукты по цвету». Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. | «Листопад» (рисование) Цель: Вызвать у детей интерес к созданию композиции «Листопад». Учить рисовать предметы разной формы, приемом «примакивания» теплыми цветами (красный, желтый, оранжевый) на голубом фоне (небе). Развивать глазомер, координацию рук, чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к рисованию. День пожилых людей «Открытка для бабушки» Выставка детских работ - «Краски осени». Коллекционирование осенних листьев и рисунков по теме. Совместное с педагогом изготовление осеннего букета для украшения группы |
|
6 неделя Тема: «В мире животных» (домашние животные) | Цель: Яркие впечатления о домашних питомцах: внешний вид, строение, особенности покрова; элементарные правила посильной заботы о них (кормление, выгул). продолжить знакомить детей с классификацией животных (домашние и дикие). Учить детей правильно называть части тела. Формировать умение использовать слова с противоположным значением, согласовывать в роде и числе прилагательные, с существительными. Чтение стихов и рассказов о животных, стимулирование вопросов. Составление композиции из игрушек народных промыслов и скульптуры малых форм «Наши домашние питомцы», рассматривание и обыгрывание Дидактические игры «Что за зверь?», «Кто что ест?» и т.п. | Игра «
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы» Цель: Упражнять детей в умении сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. Игра «Где сидит котенок?». Цель : Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве, использовать в речи предлоги: на, под. | «Будка для собачки» (аппликация) Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) Цель: Вызывать у детей эмоциональное отношение к животным. Учить заботиться о них, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем готовых бумажных заготовок и приклеивания. продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, их цветом, методами обследования. Развивать умение сравнивать, выделять отдельные признаки, классифицировать по 1-2 признакам (по цвету, форме). |
|
7 неделя Тема: « Заборчики » | Цель: Продолжать знакомить детей с окружающими предметами, материалами из которых они сделаны. Учить строить забор по образцу воспитателя. Закреплять умение детей различать предметы по величине; уметь работать с глиной, скатывать валик большого и маленького размера, любоваться выполненной работой. | Д/игра «Сделай картинку».Цель: учить детей составлять картинку из разных частей. Д/игра «Длинное -короткое».Цель:Д/игра «Построим больницу».Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. | «Заборчик для лошадки» (лепка) Столько… Сколько Цель: Закрепление умения раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, накладывать палочки друг на друга . Учить сравнивать одну группу с другой, последовательно накладывая один предмет на другой. Различать равенство и неравенство без счета по количеству входящих в группу предметов; продолжать тренировать различать правую и левую руки. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. |
|
8 неделя Тема: «Наша дружная семья» | Цель: Представления о взрослых людях (внешнем виде, обязанностях, делах и поступках, семье), доброжелательное отношение к близким; эмоциональный отклик на эмоциональные состояния в жизненно-бытовых ситуациях; рассматривание семейных альбомов; чтение стихов по теме; игры на семейные темы. Рисование «Наша семья» (сотворчество с родителями, техника и материалы на выбор) | Д/игра «Кто высокий?». Цель: Д/игра «Что подарила бабушка?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Д/игра «Кукле Кате пора спать». Цель: Д/игра «Поручения» Учить детей различать и называть игрушки, их основные качества (цвет, размер) ; понимать значение слов вверх, вниз. Развивать слуховое восприятие. | Сюжетно ролевая игра: «Чаепитие». Ориентировка на плоскости Цель: Игры по сюжету «Семья», внесение атрибутов для игры; несложные ролевые диалоги. учить детей ориентироваться на плоскости, в пространстве; определять месторасположение предметов (вверху, внизу, рядом, около и т.д.). Учить сравнивать группы предметов, расположенных в ряд. Развивать интерес к обследовательским действиям. |
|
Месяц Ноябрь Тема «Сравнение предметов. Развитие пространственной ориентировке» |
||||
9 неделя Тема: «Мои друзья» | Рассматривание картинок «Игрушки». Игры и игрушки мальчиков и девочек, некоторые игровые правила и действия; правила общения и совместной игры, вежливые обращения к другим детям, умения делиться игрушкой, играть дружно, договариваться о совместном деятельности. Чтение рифмовки «Куколка-красавица всем ребятам нравится». Наблюдение на прогулке: высокие и низкие деревья. | Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг». Загадка «Мышь» Д/игра «Спрячь мышку». Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Д/игра «Новоселье у куклы Наташи». Цель: Настольный театр «Маша и медведь». Совместные сюжетные игры. | Большие и маленькие мячи. Ориентировка в пространстве Цель: Выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Аккуратно наклеивать изображения. Закреплять представления о предметах круглой формы научить находить предмет в пространстве, определяя его местоположение словами: вверху, внизу, на. Упражнять в сравнении двух групп предметов, разложенных в ряд; пользоваться словами: столько.. сколько, поровну. Развивать способности к пространственной ориентировке. |
|
10 неделя Тема: «Оденем куклу на прогулку» | Цель: Предметы верхней одежды, назначение предметов одежды, правила одевания, аккуратного бережного пользования, просушивания после прогулки; вариативность некоторых предметов (шапочка разного вида, куртка или пальто); использование алгоритма одевания развивать умение подбирать одежду для куклы в зависимости от времени года. Развивать умение классифицировать одежду по назначению, по сезонам; познакомить с материалами, из которых она сделана. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Подбор кукольной одежды (по сезону) в игровом уголке; игры с куклами «Собираемся на прогулку» На прогулке постройка снежной горки для мишки, краски зимнего пейзажа. | Д/игра «Что нужно куколке красавице?». Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Д/игра «Подбери одежду для куклы». Цель: соотносить предметы по величине. Чтение рифмовки: «Встали куколки с утра, одеваться им пора». Д/игра «Новоселье у куклы Наташи». Цель: учить детей определять величину предмета». Д/игра «Кукле Кате пора спать». Цель: развивать глазомер при выборе предметов. | Оденем кукол на прогулку (аппликация) Геометрические фигуры Цель: продолжать воспитывать интерес у детей к аппликации, вызывать желание помочь игрушечным персонажам. Учить составлять узор в определенной последовательности, правильно чередуя фигуры по величине: большие, маленькие. Развивать чувство ритма. Продолжать знакомить с правилами наклеивания. Учить выкладывать на бумаге готовые фигуры и наклеивать их. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, их цветом, методами обследования. Развивать умение сравнивать, выделять отдельные признаки, классифицировать по 1-2 признакам (по цвету, форме). Воспитывать интерес к математическим действиям. |
|
11 неделя Тема: «Игры и игрушки» | Цель: Пространство и предметное оснащение группы, рассматривание разного вида игрушек; выделение сенсорных признаков (цвет, размер, форма), развитие игрового опыта. Освоение правил их использования (расположения на определенных местах: в кукольном уголке, на «сенсорном столике») Упражнять в образовании форм глаголов повелительного наклонения; понимать и правильно использовать предлоги в, на, под, около, перед. | Д/упр. «Шарики и кубики». Д/и «Чем похоже, чем отличается» Цель: Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине. Игра «Кто скорее соберет игрушки» Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Игра «Домино фигур» Цель: В кукольном уголке педагог активизирует детей к участию в простых сюжетах («семья») с правильным использованием атрибутов (предметов уголка, кукол) | Строитель (лепка) Сравнение предметов по длине. Цель: Вот какой у нас мостик. Вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 «брёвнышек» и созданию композиции (ручеек, мостик). Показать возможность выравнивания столбиков-брёвнышек по длине – лишнее отрезать стекой или отщипывать (отрывать). Развивать чувство формы и величины (длины, способности к композиции. продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, их цветом, методами обследования. Развивать умение сравнивать, выделять отдельные признаки, классифицировать по 1-2 признакам (по цвету, форме). Воспитывать интерес к математическим действиям. |
|
12 неделя Тема: «Из чего сделаны предметы» | Цель: Свойства бумаги, дерева, металла; экспериментирование и обследование разного сорта бумаги (писчая, картон, упаковочная, газетная); предметы из бумаги (книги, некоторые игрушки). формировать представлений о разных видах материалов, из которых сделаны окружающие предметы. Приучать различать на слух звукоподражания. Правила бережного пользования книгами; игры с бумагой («снежные комочки» и т. п.). | Игра «Чего не стало» Цель : развивать внимательность и память детей. Игра «Подбери такой же» Цель : закреплять умение выбирать предметы по признаку. Д/игра «Собери пирамидку из колец». Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания. Заучивание стихотворения А.Л. Барто «Мяч». ЛЕГО -материал «Чья дорожка длиннее?». | «Сколько всего… Создание совместно с родителями игрушек из бросового материала». Создание выставки игрушек из разных материалов (рассматривание, игры) Цель: учить сравнивать группы предметов, последовательно накладывая один предмет на другой. Различать равенство и неравенство без счета по количеству входящих в группу предметов; продолжать тренировать различать правую и левую руки. |
|
Месяц Декабрь Тема «Сравнение предметов по ширине» |
||||
13 неделя Тема: «День матери» | Цель: учить составлять рассказ по вопросам воспитателя о своей маме. Учить согласовывать прилагательные и существительными в роде и числе, использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы. Воспитание желания проявлять заботливое отношение к маме, выражать отношение при помощи ласковых слов. Чтение художественной литературы по теме. Оформление выставки рисунков ко Дню матери. | Д/игра «Собери матрешку». Цель: Д/игра «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме. Д/игра « Найди такое же колечко». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания. Д/игра «Поручения» Цель: Учить детей различать и называть игрушки, их основные качества (цвет, размер) ; понимать значение слов вверх, вниз. Развивать слуховое восприятие. Работа | «Лоскутное одеяло» (аппликация) День – ночь. Цель: Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2x2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ, подвести к практическому освоению понятия «часть и целое». научить различать части суток: день – ночь. Сравнивать предметы по длине, составлять картинки из геометрических фигур. Развивать умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета, формы; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного |
|
14 неделя Тема: «Дикие животные» | Цель: Обогащать представления детей о животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму). Воспитывать интерес к объектам природы. Упражнять в правильном образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. | Д/игра «Разрезанные картинки» Цель: учить детей составлять предмет из частей. Д/игра «В стране фигурок». Цель: Д/игра «Кто высокий?». Цель: учить детей понимать относительность высоты предмета. Д/игра «Длинное -короткое». Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины Д/игра «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке» Цель: Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. | Составление композиции «Звери в лесу» (расположение фигурок или маленьких игрушек на макете) Сравнение предметов по высоте (коструирование) Цель: учить сравнению двух предметов по высоте. Научить рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: выше, ниже. Развивать умение работать со схемой, накладывая палочки Кюизенера на их изображение Развивать зрительное внимание, память. Подвижная игра «Угадай, чей голосок?». Подвижная игра «Волчок». Подготовка и проведение экологической акции «Елочка – зеленая иголочка». |
|
15 неделя Тема: «Подушки-пирамидки» | Цель: Закрепить названия известных детям игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Закреплять основные цвета (шесть цветов), развивать мелкую моторику рук , глазомер. Учить ориентировке в величине. | Д/игра «Кто скорее соберет игрушки» Цель: Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. Д/игра «Золушка» Цель: Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Д/игра «Ткани» Цель: Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Д/игра «Что лежит в мешочке?» Цель: Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. | «Построй, что хочешь». (конструирование) Сравнение предметов по ширине. Цель: Учить сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки. Учить строить совместно, не мешая друг другу. Учить сравнивать два предмета по ширине, продолжать сравнивать предметы по длине в играх с палочками Кюизенера; различать и называть геометрические фигуры. Поощрять желание выложить что-то «новое» из палочек. Развивать наглядно – действенное мышление, восприятие. |
|
16 неделя Тема: « Мы едем, едем, едем» (транспорт) | Цель: Дать детям представление о разных видах транспорта, о грузах, которые перевозят водители на грузовом транспорте. Закрепить знания о составных частях машины. Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение, творчество. Воспитывать уважение к труду водителя. формировать представления о разных видах транспорта. Учить узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть. Развивать воображение у детей, уточняя цвет, размер. | Д/игра «Подбери машинку по цвету». Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Д/игра «Что привез Мишутка?» Цель: формировать представления о геометрических формах Игра «Вперед-назад». Цель : Закрепить умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу. Игра «Слева -справа». Цель : Закрепить умение детей различать права-лева и называть предметы, которые находятся с той или другой стороны. Игра «Строимся на зарядку». Цель: Закрепить умение детей располагать игрушки по росту, от самой большой до самой маленькой. | «Снежный ком» (рисование) Времена года Цель: Учить детей рисовать предметы округлой формы «тычком». Учить узнавать и называть белый цвет. Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность. Продолжать знакомить детей с разными временами года, учить устанавливать закономерности и последовательности. Упражнять в умении находить и называть геометрические фигуры. Развивать внимание, память, мыслительную деятельность. |
|
Месяц Январь Тема «Сравнение предметов по длине». |
||||
17 неделя Тема: « Наш друг Дед Мороз» | Цель: Некоторые традиции предстоящего праздника, рассматривание подарков, выделение эстетических свойств (яркая нарядная упаковка - коробка или подарочный мешочек, праздничная лента для подарка); традиции дарения. Систематизировать детские представления о холодном времени года - зиме (отличительные признаки, приметы, названия зимних месяцев, труд людей зимой и т.д.). Активизировать употребление прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Пальчиковая игра «Замок» Работа детей. Выставка работ. Изготовление игрушек: раскрашивание силуэтов елочных игрушек и зверей, вырезание из бумаги, лепка из пластилина | Д/игра «Украсим елочку». Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Поручение в изо -уголке – расставить карандаши по цвету. Д/игра «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме . Д/и «Украсим елочку» Группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Игра «Зажги фонарик» Цель: упражнять детей в названии цвета предметов Игра «Полосатые коврики» Цель: учить детей практически применять полученные знания, сравнивать по цвету. | «Кресло и диван Дед Марозу». (конструирование) Сравнение предметов по длине. Цель: Дать понятия: «кресло короткое», «диван длинный». Учить самостоятельно выбирать изделие. Закреплять умение выполнять постройку в определённой последовательности. Учить сравнивать два предмета по длине, обозначать результат сравнения словами: разные по длине. Развивать умение работать со схемой, накладывая палочки Кюизенера на их изображение. Развивать внимание, память, умение доводить начатое дело до конца. |
|
18 неделя Тема: «Зима белоснежная» | Цель: Признаки зимы (снег, снегопады, холод, заснеженность деревьев, застывание воды - лед); свойства снега (холодный, рассыпчатый, лепится, хрупкий). Поведение зверей и птиц зимой (на понятных примерах: птицам нужен корм в кормушках, звери прячутся в норки, домики или спят). Наблюдение на прогулке – любуемся снежинками. Рисуем на снегу – разнообразные снежинки, разные дорожки. Загадка «Снежинка». День здоровья на свежем воздухе (игры и развлечения) | Д/игра «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной. Физминутка «большие ноги…». Чтение потешки «Высоко звезда восходила…». Игра Выкладывание мозаики на тему «Елочки и грибочки» Цель: группирование предметов по цвету Игра «Нанизывание больших и маленьких бусин». Цель: Чередование по величине. Наблюдение на прогулке – Чьи следы больше? | Выставка детских работ «Зима у нас в гостях». Геометрические фигуры Цель: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, их цветом, методами обследования. Развивать умение сравнивать, выделять отдельные признаки, классифицировать по 1-2 признакам (по цвету, форме, размеру). Воспитывать интерес к математическим действиям. |
|
19 неделя Тема: «Зимние развлечения» | Цель: Виды саней, санок, ледянок, коньки, лыжи и другие зимние забавы, развлечения и инвентарь для игр: название, внешний вид, особенности и назначение. Правила игр или использования, элементарные правила безопасности жизнедеятельности (на прогулке); Зимние подвижные игры, развлечения и упражнения со спортивным инвентарем (на прогулке). Рисование на снегу кругов разной величины. Игра со снегом - лепим снежные комочки. Игры на прогулке (катание с горки) | Д/игра «Выложи по образцу». Цель: Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель: выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур. Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Пальчиковая игра «Зайчик». Д/игра «Разные круги». Цель: | Игра «Найди и назови». Время: утро, день, вечер, ночь. (блоки Дьенеша) Цель: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь. Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету, величине и форме в игре «Найди и назови». Развивать воображение, стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного. |
|
20 неделя Тема: «Матрешкина сказка» | Цель: Яркие, образные представления о матрешке: рассматривание игрушки, определение материала, из которого она сделана, простых типичных узоров и орнаментов (круги, линии, точки, цветы). Игры с матрешками. Изготовление и украшение матрешек из бумаги, пластилина. | Д/игра «Веселые матрешки». Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Д/игра «Широкое - узкое». Цель: формировать у детей восприятие новых качеств величины. Д/игра «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков. Д/игра «Собери матрешку». Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине. | «Матрешки – крошки» (рисование) Один. Много. Мало Цель: Учить детей быть наблюдательными, внимательными. Определять размер, цвет, форму игрушки. Развивать эстетический вкус, умение любоваться прекрасным. Развивать желание работать с гуашью, кистью, размывать краску. учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один. Обращать внимание детей на цвет предметов, закреплять умение подбирать предметы одинакового цвета в играх. Развивать внимание, зрительное восприятие. |
|
Месяц Январь Тема «Сравнение двух групп предметов» |
||||
21 неделя Тема: «Тонет не тонет» | Цель: Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками. учить детей отгадывать загадки; отвечать полными предложениями. Упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе; активизировать использование в речи прилагательных. | Д/игра «Окраска воды». Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте. Д/игра «Разные круги». Цель: учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. Д/игра « Пейте куклы вкусный сок» Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. Пальчиковая игра «Зайка серый умывается». Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме. | « Снег» (рисование) Сравнение двух групп предметов Цели: Учить детей закрашивать лист бумаги синей гуашью. Вызвать у детей интерес к рисованию. Учить детей пользоваться кусочком паралона или ваты. Развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов, учить ориентироваться в пространстве. Закрепить умение классифицировать блоки по определенным признакам (цвет, форма, размер). Развивать воображение, поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними |
|
22 неделя Тема: «Что звучит?» | Цель: Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть. Подвижная игра «Угадай, чей голосок?». | Дид. игра «Волшебные колпачки» Цель: Развитие сенсорного восприятия, Развитие слухового внимания, Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дид. игра «Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Дид. игра «Шумящие коробочки» Цель: Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. | Ворота (конструирование) Цели: учить детей правильно называть детали строительного материала (большая и малая призма, пластина, кубики, кирпичики). Учить соотносить размеры игрушки и постройки. Формировать пространственные представления «широкий - узкий». Побуждать детей выражать в речи свое отношение к образу, деятельности, называть некоторые материалы и инструменты, формы, цвета. |
|
23 неделя Тема: «Подарок любимому папе» | Цель: Продолжать знакомить детей с разными «мужскими» профессиями (пилот, летчик, водитель и т.д.). Развивать умение подбирать необходимые атрибуты для каждой профессии. Учить составлять изображение из деталей Вернисаж «День защитника Отечества». Вручение подарков папам. Оформление фотовыставки «Наши папы» | Игра «Мозаика». Цель: Упражнять детей в умении составлять узор из деталей. Закрепить цвета. Д/игра «Что в мешочке лежит?». Цель: закреплять знания детей о форме. Игра «Назови геометрическую фигуру» Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Игра «Домино фигур» Цель: учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее. | «Домик» (конструирование) Сравнение предметов Цели: Предложить выполнить усложненную конструкцию. Уделить особое внимание цветовому решению и украшению постройки. Учить «замыкать» пространство. Учить классифицировать фигуры по заданному признаку; выделять признак, классифицировать предметы по разным признакам. Развивать умение работать со схемой, накладывая палочки Кюизенера на их изображение. |
|
24 неделя Тема: «Посуда» | Цель: Закреплять знание основных цветов. Учить соотносить предметы разные по свойствам. Учить осуществлять выбор из предметов двух разновидностей Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие». | Д/игра «Посуды» Цель: Закреплять знание основных цветов. Учить обыгрывать небольшой сюжет. Побудить, заинтересовать детей общаться друг с другом. Игра «
Цель:
учить детей группировать предметы по величине. | «Шарики воздушные» (аппликация) Цели: упражнять детей в наклеивании круглых и овальных форм разного цвета. Закреплять умение равномерно намазывать форму клеем, участвовать в создании коллективных работ; воспитывать уважение к взрослым. Акция «Поможем птичкам» |
|
Месяц Март Тема «Знакомство с новыми геометрическими фигурами» |
||||
25 неделя Тема: «Конфетки для мамочки» | Цель: Продолжать вызывать интерес к работе с гуашью, побуждать изображать хорошо знакомые кондитерские изделия доступными средствами выразительности; упражнять в изображении округлых форм. Воспитывать уважение и любовь к своим близким. Учить детей вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ о маме (где работает, домашние дела и обязанности мамы, как ласково зовут маму и т.д.). Выставка детских рисунков «Наши любимые мамочки и бабушки». | Игра « Нанизывание бусин разной формы». Цель: Чередование по форме. Игра «Каждую бусинку на свою нитку» Цель: учить детей группировать объекты, сходные с образцом. Игра «Нанизывание бусин разного цвета» Цель: Чередование по цвету. Д/игра «Подбери по форме». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков. Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости. Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель : выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур. | Подарочки для мамочки (лепка) Геометрические фигуры Цель: Формирование желания заботится о маме, самостоятельно лепить знакомые формы. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, их цветом, размером; методами обследования. Развивать умение сравнивать, выделять отдельные признаки, классифицировать по 1-2 признакам (по цвету, форме, размеру). Воспитывать интерес к обследовательским действиям с предметами. Вручение подарков мамам. Оформление фотовыставки «Наши любимые мамочки» |
|
26 неделя Тема: « Короткая и длинная дорожки» | Цель: Учить детей аккуратно соединять кирпичики, выстраивая их в линию. Закреплять умение различать пространственные признаки (короткая, длинная) и правильно обозначать их словом. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности. Коллаж «Наш город» (сотворчество детей, педагогов и родителей). | Д/игра «Полное – пустое» Цель : научить определять количество различных жидкостей, которое определяется на глаз Д/игра «Зайцы и лисы» Цель : учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание. Д/игра «Собираем шишки» Цель : учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало Д/игра «Песочница» Цель : учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, одинаково Д/игра «Наполни кувшин» Цель : учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много | «Две длинные дорожки» (конструирование) Сравнение предметов по величине. Цели: Закреплять знания о длине и цвете. Учить подбирать детали такого же цвета, использовать свою постройку в игре. Воспитывать интерес к конструированию. Учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения: большой, маленький. Развивать умение работать со схемой, накладывая палочки Кюизенера на их изображение. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. |
|
27 неделя Тема: «Мебель» (диванчик, кроватка) | Цель: Продолжать закреплять знания детей о понятии «мебель». Учить обследовать предмет в определенной последовательности (что это такое, какой формы), выделять основные части и их пространственное расположение, из чего построена каждая часть. В заключении обратить внимание на предмет в целом. Побуждать детей выражать в речи свое отношение к образу деятельности, называть некоторые материалы и инструменты, формы, цвета. | Д/игра «Найди предмет такой же формы». Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Д/игра «Новоселье у куклы Наташи». Цель: учить детей определять величину предмета». Д/игра «В стране фигурок». Цель: закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу. Д/ игра «Что нужно кукле?». Цель: | Рисование по замыслу Зависимость между предметами Цель: Учить задумывать содержание рисунка, Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов (форма, размер), отношений идентичности («такой же, как»), порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневных видах детской деятельности и к использованию освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий. Развивать умения при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире -уже), находить сходство и различие; закреплять навык счета до трех. |
|
28 неделя Тема: «Какие краски у весны» | На прогулке рассмотреть краски весеннего пейзажа. Развивать у детей наблюдательность, стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного Деятельность детей в природе Сезонные изменения в природе, название месяца, проявления весны, пробуждение природы, щебет и изменение поведения птиц и зверей. Рассматривание тематических иллюстраций. «Наш огород» (проращивание веток вербы, овса, луковиц и др.) | Д/игра «Подбери по форме» Цель: Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Д/игра «Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу» (солнышко, елка, ежик) Цель:
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Игра «
Раскладывание однородных» предметов разной величины на две группы | «Сосульки капают» (рисование) Выделение предметов из группы и объединение их в группы Цели: Учить передавать образы явлений природы ритмом примакивания. Продолжать правильно держать кисть, пользоваться краской. Воспитывать аккуратность в работе, вызвать интерес к рисованию. Закрепить умение выделять предметы из группы предметов и объединять их в группы по свойствам и признакам. Находить общее для всех предметов группы признаки. Развивать умение: подбирать предметы по форме в соответствии с геометрическим образцом, различать геометрические фигуры. |
|
Месяц Апрель Тема «Составление групп из отдельных предметов». |
||||
29 неделя Тема: Рисование с элементами аппликации: «Божья коровка». | Цель: Учить детей рисовать яркие выразительные образы насекомых. Показать возможность создания композиции на основе зеленого листочка, вырезанного из бумаги. Совершенствовать технику рисования красками. Развивать чувство формы и цвета. | Д/игра « Найди цветок для бабочки» Цель: Познакомить с названиями цветов: красный, синий, жёлтый, белый Д/игра «Помоги Незнайки собрать букеты» Цель: Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет, как на значимый признак. Д/игра Разложи по коробочкам Цель. Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов. ЛЕГО -материал «Чья дорожка длиннее?». | Коллаж «Птички весело гуляют» (изображение птиц на основе силуэтов - штампов или на основе обобщенного способа рисования - из круга. Обследование предметов Цель: поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними; формировать временные представления; закрепить умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. |
|
30 неделя Тема: Аппликация с элементами рисования: «Кораблик». | Игра «Волшебный ключик». Составление групп из отдельных предметов. Цель: продолжать упражнять в составлении групп из отдельных предметов; находить сходство и различие; уметь сравнивать предметы по величине. Развивать логическое мышление в игре «Волшебный ключик». стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного. Выставка «Моя любимая книжка» | Д/игра «Собери картинку из пазлов» Цель. Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета; развивать внимание. Д/игра « Круглое и квадратное» Цель. Развивать осязание; учить ощупывать предметы. Д/игра «Лото» Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом. Игры с мозаикой. Конструирование кораблика из строительного материала | Аппликация с элементами рисования: «Кораблик» Цель: Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм и рисовать ручеек по представлению. Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать. Развивать чувство формы и композиции. Беседа о корабликах и других видах водного транспорта с опорой на наглядность. Подвижная игра «Перепрыгнем через ручеек». |
|
31 неделя Тема: «Грибная полянка». | Цель : Учить детей изображать грибы, составляя из готовых элементов образы, контрастные по размеру. Вызывать интерес к дополнению аппликативной композиции графическими элементами. Развивать чувство формы, величины и композиции. Уточнение представления о строении грибов. Лепка грибов и составление коллективной композиции. | Д/игра « Времена года» Цель : Формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определённый цвет. Д/игра «Что бывает такого цвета?» Цель : Соединять представления о цвете с представлением о реальных предметах. Дать понять, что цвет – это одно из свойств предмета. Д/игра «Широкое -узкое». Цель : формировать у детей восприятие новых качеств величины. Д/игра «Цветные кубики» Цель : Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность и неоднородность | «Фрукты» (лепка) Сенсорные эталоны Цель: Продолжить обучение приёму скатывания пластилина между ладонями круговыми движениями закреплять разные виды сенсорных эталонов (представления о цветах, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур). Содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий; развивать наблюдательность, речь, пространственные представления, умение выделять свойства предметов. |
|
32 неделя Тема: «Светофор». | Цель : Учить путем аппликации создавать изображение светофора. Осваивать последовательность работы: разложить формы, посмотреть, правильно ли, затем сверху вниз начинать наклеивать их на трафарет. Игра «Какие в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)цвета использованы?» Цель: (показывая изображения предметов одного цветами его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающие цветовые оттенки). Изготовление коллективного панно «Безопасное лето» | Д/игра «В стране фигурок». Цель: закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу. Д/игра «Собери целое» Цель. Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление. Д/игра «Возьми в руку»! Цель. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева. Чтение стихотворения С.Я.Маршак «Светофор». | «Дорожка для колобка» (конструирование) Не такая фигура (блоки Дьенеша). Цели: Учить аккуратно складывать детали, рассказывать, из каких деталей будут делать постройку, Закреплять умение классифицировать геометрические фигуры по двум признакам: цвету, форме. Развивать умение работать со схемой, накладывая палочки Кюизенера на их изображение. Развивать внимание, умение доводить начатое дело до конца. Использовать постройку в игре. |
|
Месяц Май Тема «Знакомство со свойствами жидкости. Развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков». |
||||
33 неделя Тема: «День рожденья куклы» | Цель : Название некоторых столовых приборов, посуды, текстиля (скатерть, салфетки); последовательность некоторых блюд, раскладывание предметов на праздничном столе, проигрывание эпизодов игры. | Д/игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье». Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Д/ игра «Что нужно кукле?». Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. Игра « Возьми игрушку» Цель: Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет. | Лепка «Разноцветных шаров» Цель: Учить различать желтый, красный, синий цвета; закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями; прививать интерес к изобразительной деятельности. Выставка детских работ, посвященная Дню Победы. Сюжетные игры по теме, использование вновь внесенных атрибутов. |
|
34 неделя Тема: «Да здравствует вода»! | Цель : Свойства воды (таяние льда, текучесть, брызги, переливание из емкости в емкость); игры-забавы с водой; наблюдение ручейка, окрашивание воды; опыты с водой и другими материалами и веществами (пускание корабликов, растворение, опыт «Тонет - не тонет»). Игра Горячо - холодно Цели. Развивать осязание. | Игра «
Переливание воды»
Цель:
Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости.
Игра
«Моем посуду»
| Рисование: «Наливное яблочко». Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Упражнять в рисовании и закрашивании предметов круглой формы. Учить использовать при закрашивании два цвета. Деятельность в сенсорном уголке с водой и другими веществами и материалами |
|
35 неделя Тема: «Травка зеленеет, солнышко блестит» | Цель : Изменения в природе, распускание почек и листвы, цвет листвы, деревья и польза некоторых растений, изменения в живой природе (поведение птиц - пение, полет, гнездование). Д/игра «Разложи яблоки по величине». Цель : развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. | Д/игра: «Большие и маленькие мячи» Цель: Учить выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Игры с сенсорным фондом (группировка по цвету, форме и т. п.) Игра « Мишка и зайчик» Цель: Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов. | Лепка «Ягоды» Цель: Закрепить красный цвет, закреплять знание о форме предметов, обогащать сенсорный опыт детей путем обведения предметов по контуру поочередно то одной, то другой рукой; закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. |
|
36 неделя Тема: «Здравствуй, лето»! | Цель : Признаки наступления лета, изменения в природе, рассматривание обитателей луга (бабочек, стрекоз, других насекомых), образы природы (рассматривание репродукций), Чтение художественной литературы по теме «Лето» Летние игры и забавы Составление коллективного панно «Лето ждем мы с нетерпеньем». | Игра « Помяли, пощипали»! Цель. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. Материалы. Тесто, пластилин, глина. Игра « Прячем руки» Цель. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп. Игра « Постучим, погремим»! Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. | Повторение Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая равенство и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака; раскрывать значение порядковых числительных и формировать навыки счета. Закреплять приемы умственных действий, быстроту реакции, познавательный интерес. Игры с водой и песком (внесение атрибутов и игрушек, сделанных совместно с педагогом или родителями) Цель: Закрепление умения лепить простейшие формы, узнавая знакомые изображения |
Макрагузова Светлана Анатольевна
Должность:
воспитатель раннего возраста
Учебное заведение:
МАДОУ детский сад № 4
Населённый пункт:
город Туймазы Республики Башкортостан
Наименование материала:
учебная программа
Тема:
Перспективное планирование по сенсорному воспитанию в группе раннего возраста
Дата публикации:
21.11.2018
Раздел:
дошкольное образование
Перспективное планирование по сенсорному
воспитанию в группе раннего возраста « Улитка»
Сентябрь.
1.Тема: « Диагностика детей».
формы, величины посредством дидактического материала на начало
Тема: « Какой мяч больше».
Цель: Формировать умение сравнивать однородные предметы по
величине.
Тема: « Большой, маленький».
Цель: Развивать умение обращать внимание на величину предметов,
формировать у них умение пользоваться простейшими приемами
установления тождества и различия объектов по величине. Развивать
умение понимать слова « большой», « маленький». Учить различать
медведей по величине.
Тема: « Разноцветные пирамидки».
Цель: Развивать умение выполнять простые действия (снимать и
нанизывать кольца). Формировать умение правильно ориентироваться
на слова « большое колечко», « маленькое колечко».
Тема: « Дом»
Тема: « Башня».
закрепить представления об относительности величины
предметов: дать представления об отношениях по величине между
плоскими предметами и объемными предметами. Учить строить
башню большую и маленькую.
Тема: « Собери пирамидку».
Цель: Учить собирать пирамидку из 3-5 колец, убывающих по
величине. Соотносить и сравнивать предметы по величине. Развивать
речь, мелкую моторику рук.
Тема: « Веселые матрешки».
знания о величине предметов, познакомить с понятиями "большая",
"маленькая", "одинаковые".
Тема: « Шарики ».
Цель: Познакомить детей с формой предмета: шар. Дать
представление о шаре. Учить находить шар среди других предметов.
Тема: « Прокати шарик в ворота»
Цель: Формировать представление о свойствах шара. Развивать
мыслительные операции.
Тема: « Чудесный мешочек».
Цель: Учить детей находить шар на ощупь среди других предметов.
Развивать и накапливать сенсорно-двигательный опыт. Соотносить и
сравнивать предметы по форме.
Тема: « Лепка Колобка».
Закреплять представления о шаре.Совершенствовать умение
скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми
движениями, учить различать желтый цвет, поощрять добавление
дополнительных деталей к изделию.
Тема: «Катится - не катится»
Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами - шаром,
«Разложи фигурки по домикам» (игры - вкладыши)
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой,
Тема: «Почтовый ящик» (сенсорный стол)
Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной
формы; учить подбирать нужные формы.
Тема: «Найди такую же фигуру»
Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного
соотнесения.
Октябрь
Тема: « Фрукты». (муляжи- лимон, банан, яблоко)
Цель: Формировать представления о желтом цвете. Учить называть
желтый цвет словом. Развивать зрительное восприятие и мелкую
моторику руку.
Тема: « Рисование лучики для солнышка»
Цель: Учить замечать следы от карандаша на бумаге, держать
карандаш в правой руке, различатьжелтый цвет, рисовать штрихи и
короткие линии, формировать правильную позу при рисовании;
формировать интерес к рисованию.
Тема: « Спрячь мышку».
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с
помощью операции сравнения однородных и разных по цвету
предметов.
Тема: « Прокати шар и куб в ворота ».
Продолжать формировать представление о свойствах шара и
куба. Развивать мыслительные операции.
Тема: « Рисование дождика».
Цель: Учить детей правильно держать в руке карандаш
фломастер);
рисовать
палочки-прямые
вертикальные
развивать зрительное восприятие пространства; познакомить детей
формировать
изобразительной
деятельности.
Тема: « Игрушки. (один- много)».
Закрепить
к игрушкам.
Тема: « Найди и назови».
Цель: Формировать понятия «один» - «много».
Закрепить
обобщающее понятие «игрушки». Закрепить понимание и
использование в речи существительных единственного и
множественного числа в именительном падеже. Учить
произносить фразу из 2-3 слов. Развивать внимание, память,
мелкую моторику кистей рук. Воспитывать умения слушать слова
воспитателя, выполнять простые инструкции, бережно относиться
к игрушкам.
Тема: « Построить домик или башню из кубиков синего цвета».
Цель: Учить детей запомнить правильную последовательность
действий, чтобы он взял один кубик, поставил его, затем взял
крышу и поставил ее на кубик, а не наоборот. Продолжать
знакомиться с синим цветом.
Тема:
«Красная башенка».
Цель: Учить детей выделять цвет предметов, знакомить детей с
красным цветом, выбирать из группы предметы нужного цвета,
составлять группы предметов одного цвета.
Тема: « Строители»
Цель: Учить выделять цвет предметов, тренировать умение
сравнивать предметы по цвету, объединять их в группы по цвету.
Продолжать знакомить с красным цветом.
Тема: « Подбери чашки к блюдцам»
Цель: Закрепить у детей представления об основных цветах.
Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков
предметов (формы, величины).
« Найди пару». « Подбери по цвету варежки»
Цель: закрепить знания детей о цвете предметов, учить различать и
называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий;
соотносить по цвету, формировать умения определять и называть
величину предметов; развивать речь и мелкую моторику рук,
внимание, наблюдательность, глазомер.
Тема: « Знакомство с зеленом цветом. Покажи и скажи».
Учить называть и находить зеленый цвет. Закрепить понятие
«зеленый цвет».
Учить согласовывать прилагательное «зеленый» с
именами существительными мужского рода.
Развивать внимание,
мышление, моторные навыки.
Тема: « Парные картинки »
Учить узнавать и находить зеленый цвет. Закрепить понятие
«зеленый цвет». Учить согласовывать прилагательное «зеленый» с
именами существительными мужского рода. Развивать внимание,
мышление, моторные навыки.
Тема: « Грибы» (один, много)
Цель: Закрепить понятия «один», «много». Закрепить признаки
осени. Формировать фразу с предлогом У и словами «один»,
«много». Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей
рук. Воспитывать навыки культуры общения.
Тема: Много, мало, один».
Учить детей сравнивать количество предметов, используя
слова: «много», «мало», «один». Вызвать у детей интерес к
дидактическим игрушкам, желание играть с ними. Продолжать
развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умения не
отвлекаться при выполнении задания.
Тема: « Подбери по цвету цветы».
Цель: учить называть словом основные цвета: красный, синий,
зеленый, желтый, белый, развивать мелкую моторику рук, учить
находить вкладыш цветка по цвету и вставлять в свою рамку,
вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур
и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь)
Тема: « Одень Мишку».
Развивать логическое мышление, речь, учить называть
основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Развивать
мелкую моторику рук, учить находить вкладыш одежды по цвету
и вставлять в свою рамку,
вырабатывает умение узнавать и
различать форму плоских фигур и их положение на плоскости
(зрительно и на ощупь).
Тема: « Что изменилось?»
Тема: «Что находится в группе».
Цель: Учить понимать слова, обозначающие пространственные
отношения предметов: близко, далеко.
Тема: « Посади грибочки».
Цель: Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из
четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные
предметы по цвету.
Тема: « Налил-вылил»
количество: пустой, полный.
Тема: «Игры-вкладыши» (геометрические фигуры)
Закреплять умение группировать объекты по величине,
обучать детей соотносить разнородные предметы по величине,
осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.
Тема: « Пустой-полный» (игры с песком)
Цель: Учить понимать простейшие слова, характеризующие
количество: пустой, полный.
Тема: « Знакомство с геометрической фигурой- кругом».
Цель: Познакомить детей с кругом. Учить подбирать предметы,
ориентируясь по форме, показу и словесному обозначению.
Закреплять знание цвета и формы.
Тема:«Разложи фигурки по домикам»
Цель: Учить сортировать предметы в соответствии с их формой,
подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
Тема: « Найди лишнюю фигуру»
Цель: Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Тема: « Найди круглый предмет»
Цель: Учить находить предметы круглой формы среди других
предметов. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение.
Обогащать словарь детей.
Тема: « Цветные палочки».
Цель: Развивать умение выбирать предметы двух заданных цветов из 4
возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с
последовательностью размещения цветовых тонов спектре (красный
Синий –желтый- зеленый)
Тема: « Фигурки».
Цель: Развивать умение сравнивать объекты с учетом 2 свойств
величины и формы. (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
большой, маленький)
Тема: « Бусы».(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить
раскладывать бусы на столе из геометрических фигур по образцу
воспитателя.
Тема: « Курочка и цыплята».
Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на том, что цвет
является признаком разных предметов и может быть использован для
их обозначения.
Тема: « Снеговик».
Цель: Развивать умение правильно выкладывать снеговика из трех
разных по величине кругов.
Тема: « Новогодняя елочка».
Цель: Развивать умение правильно выкладывать елочку из трех разных
по величине треугольников.
Тема: « Пуговицы для снеговика».
Цель: Закреплять технику нанесения мазка способом примакивания,
акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.
Тема: « Бусинки».
Цель: Развивать умение чередовать предметы (мозаика) по цвету.
Тема: « Веселые матрешки».
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по величине с
помощью операции сравнения однородных и разных по величине
предметов. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь. Закреплять
знания о величине предметов, познакомить с понятиями "высокий",
"низкий", "одинаковые по высоте".
Тема: « Какой формы».
Цель: Знакомить с формой предметов: шар, кубик. Формировать
способность обследовать предметы, группировать по форме.
Упражнять в правильном назывании форм: « шар», « кубик».
Тема: « Вкладыши».
Цель: Закреплять умение сопоставлять предметы по форме,
осуществляя выбор из 3 заданных форм.
Тема: « Домики и флажки».
Цель: Развивать умение обращать внимание на цветовые свойства
предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и
может быть использован для их обозначения.
Тема: « Огоньки ночью».
Цель: Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения
к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к
самостоятельному выбору заданного цвета. Развивать технику
нанесения мазка способом примакивания. (рисование)
Тема: « Что лишнее?»
Цель: Учить различать и называть основные цвета: красный, синий,
зеленый, желтый. Продолжать учить детей узнавать и называть
геометрические фигуры словом: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. Развивать мышление, речь.
Тема: « Птички в домиках».
Цель: Формировать умение определять и называть величину предмета (
большой, маленький). Учить называть словом основные цвета:
красный, синий, желтый, зеленый. Формировать умения группировать
предметы по величине и цвету.
Тема: « Бусинки».
Цель: Развивать умение чередовать геометрические фигуры (круг,
Тема: « Помоги куклам найти свои игрушки»
Цель: Закреплять умение детей на том, что цвет может быть
чередовать объекты по цвету.
Тема: « Елочки и грибочки».
Цель: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть
использован для изображения разных предметов. Развивать умение
чередовать объекты по цвету.
Тема: « Двухцветная игра».
Цель: Развивать умение чередовать предметы по величине и по форме,
накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия
с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию,
воспитывать добрые чувства.
Тема: « Гуси с утятами».
Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на характерных
цветовых свойствах предметов. Развивать умение чередовать объекты
по цвету, осуществляя выбор элементов 3 заданных цветов из 5
предложенных.
Тема: « Разноцветные ленточки»
Учить детей основным цветам: красный, синий, зеленый,
желтый. Формировать умения детей находить основные цвета путем
наложения. Развивать мышление, речь, глазомер.
10.Тема: « Дом»
закреплять знания о величине предметов, познакомить с
понятиями "высокий", "низкий", "одинаковые по высоте"; развивать
речь и мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, глазомер.
11.Тема: « Форма»
Цель: Учить детей различать и называть знакомые геометрические
формы: шарик, кубик, кирпичик.
Тема: « Подбери по цвету одежду для медведя»
Цель: Развивать логическое мышление, речь, учить называть основные
цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Развивать мелкую моторику
рук, учить находить вкладыш одежды по цвету и вставлять в свою
вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских
фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).
Тема: « Умелые ручки».
Цель: Формировать навык соотношения качеств предметов с их
образом. Развивать умение делать умозаключения, сравнивать
предметы, классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение
действовать согласно речевой инструкции воспитателя.
Тема: « Маленькие волшебники».
Цель: Закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их
количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии
предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть
свойства воды. Упражнять в названии предметов 3 размеров (большой,
поменьше, маленький)
« Диагностика».
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета,
формы посредством дидактического материала на конец учебного года.
Тимофеева Галина Ивановна
Учебное заведение:
БОУ "Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Краткое описание работы:
Дата публикации:
2019-12-10
Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры
Тимофеева Галина Ивановна
БОУ "Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
В плане содержится название игр,планирование по месяцам для сенсорного восприятия детей с ОВЗ.
Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры
Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры на 2017-2018 учебный год в группе «Колокольчик»
Воспитатель: Тимофеева Г.И.
Месяц | Дидактические игры |
Сентябрь | 1.«Найди окошко » определение формы, размера предмета. 2.«Угадай, на что похоже » Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами. 3. «Цветные кубики » Восприятие цвета. 4. «Выложи дорожку для машин » Определение величины. |
Октябрь | 1. «Катится – не катится» Определение формы. 2. «Собери пирамидку 3. «Цветок для бабочки » Восприятие цвета. 4. «Составь цепочку » Чередование геометрических фигур. |
Ноябрь | 1. «Дорисуй картинку » Определение цвета, формы геометрических фигур. 2. «Привяжи ленточки к бабочкам » Восприятие цвета. 3. «Собери целое » Умение выделять части, соединять в целое. 4. «На что похоже » Определение формы предметов. |
Декабрь | 1. «Найди пару » Определение цвета, формы, величины. 2. «Хлоп- хлоп » Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу. 3. «Разрезные картинки » Развитие зрительного восприятия. 4. «Раскрась предмет » На развитие произвольного внимания, восприятия цвета. |
Январь | 1. «Сделай елочку » Зрительное определение величины. 2. «Лото » Нахождение формы. 3. «Цветные кубики » Восприятие цвета. |
Февраль | 1. «Забывчивый художник » развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке. 2. «Где лежит кубик 3. «Лото вкладыш » На формирование целостного образа предмета,умение находить недостающий элемент. 4. «Холодно-тепло-горячо »На формирование различных тактильных свойств. |
Март | 1. «Найди форму в предмете » Определение геометрических форм. 2. «Матрешки» Зрительное определение величины. 3. «Подарим кукле бусы » Чередование цвета по заданному образцу. 4. «Красивая салфетка » Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа. |
Апрель | 1.«Три медведя » Умение соотносить величину предметов. 2. «Что нарисовано » Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное. 3 «Цветные автомобили 4. «Чудесный мешочек » На развитие тактильных ощущений. |
Май | 1. «Строим по описанию » Умение соотносить объекты по величине. 2. «Светофор » Ориентировка на цветовой сигнал. 3. «Рисование палочками » Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек. 4. «Где лежит кубик » Ориентировка в пространстве. |
Просмотреть свитедельство о публикации
, . .