Сиротская доля. Как живут дети, оставшиеся без родителей? Ребенок в детском доме

В последнее время Даугавпилс в массовом порядке покидают молодые люди в поисках лучшей жизни, а вернее, в надежде заработать, они уезжают за границу. Впору распевать задорную песенку, слегка изменив слова: "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Евросоюз!" Так-то оно так, и все бы ничего, но в родном городе остаются дети, причем остаются на долгие годы. А дети без родительского примотра могут вырасти такими, что никакие заработанные на чужбине деньги не будут в радость.

Не секрет, что среди подростков выросла наркозависимость. Нередко в квартирах, где живут оставленные на произвол судьбы подростки, создаются притоны. Мамы и папы рады бы остаться в родном городе рядом с детьми, но не всегда удается найти работу с нормальной оплатой труда. Что же делать? Какие самые необходимые меры предосторожности следует принять, покидая детей? На эти вопросы отвечает инспектор полиции порядка Светлана Федорова.

*У каждого возраста свои кошмары *

За последние 4-5 лет ужасающе возрос процент невротических расстройств у детей уехавших на заработки в Европу родителей, хотя ребята и растут в хороших условиях, любимы и избалованы.

Малыши 3-5 лет заметно реагируют на расставание с одним из родителей или с обоими; они испуганы и чувствуют себя незащищенными, страдают от ночных кошмаров. У них развивается страх расставания.

У ребят в возрасте 7-8 лет наблюдаются депрессивные реакции, ночные фобии вплоть до приступов пароксизма.

У 9-12-летних встречаются навязчивые идеи, суеверия, частые кошмары. Они представляют себе родителей мертвыми, больными, жертвами несчастных случаев, потому что боятся никогда не увидеть своих родителей снова. Из-за тревоги начинаются проблемы в поведении и учебе.

Подросткам лучше удается придать смысл случившемуся; они видят в отъезде родителей положительную сторону. Их внимание обращено скорее к самим себе как личностям и к собственным отношениям с людьми; их занимает собственная свобода и сексуальность.

Однако такие ребята входят в группу риска, не защищены перед проблемами, связанными с употреблением алкоголя и наркотиков.

Психологи обращаются к родителям, уехавшим и намеревающимся уехать: „Если копнете глубже в душах ваших детей, найдете пугающие вещи. Верните им детство!"

Учителя утверждают: дети, оставшиеся без родительского присмотра, получают очень много свободы, которой пользуются неэффективно (развлечения, дискотеки, ночные клубы, сомнительные заведения).

В случае отъезда одного родителя, ребенок оставлен на попечении другого. В таких семьях ситуация относительно стабильная, ученики имеют моральную поддержку как дома, так и в школе. Но если отсутствуют оба родителя, о детях заботятся дедушки, бабушки, родственники, соседи, опекуны – лица, менее близкие. После первых разногласий ребята предпочитают обходиться без них. В результате – опоздания на уроки, подавленность, неверие в себя, употребление алкоголя и наркотиков.

Утраченные иллюзии

Игодда отъезд родителей – такой многообещающий вначале, ведет к потере семьи. Пережитый опыт оставляет отрицательные следы на психическом здоровье оставленных детей.

Что же происходит с ребенком, для которого долгие годы родители - это лишь фотографии, голос в телефонной трубке и дорогие подарки?

Для маленького человечка мама – часть его самого. Известный всем родителям кризис трехлеток, не что иное, как первая попытка малыша осознать тот факт, что он – отдельная личность. Но это лишь крошечный шажок на пути взросления. Полностью отделиться от опеки ребенок сможет намного позже, после восемнадцати, а то и двадцати лет. До этого возраста родители для него - та самая стена, на которую он всегда может опереться в случае необходимости. Для ребенка это такой же непреложный факт, как необходимость есть, спать или дышать.

Легче всего воспринимают длительный отъезд родителей дети из больших сельских семей. В таких семействах родительские роли равномерно распределены между братьями и сестрами: старшие следят за младшими, у каждого есть своя часть работы по дому, которую просто не на кого свалить.

Намного сложней приходится ребенку-одиночке. Для него любые объяснения о том, что “у нас не хватает денег” - абстракция, которую он еще не может осознать. Пытаясь справиться с напряжением, вызванным необходимостью смириться с неотвратимыми изменениями, ребенок начинает по-своему объяснять себе факт отъезда.

Глубины души

Чаще всего отъезд родителей на заработки означает для малыша не что иное как предательство! Ребенок обижается на маму-папу, в его душе бушуют сильные чувства – обида, злость. Проблемы начинаются с того момента, как агрессия, рвущаяся наружу, сталкивается с внутренним цензором ребенка: родители – это табу, боги, которые не могут быть виноваты. Понять и объяснить себе или окружающим, что с ним происходит, ребенок еще не может и поэтому решает, что отъезд родителей - только его вина. Если бы он был лучше, умнее, послушнее, то родители, конечно же, остались бы дома. Чувство вины растет как снежный ком, ребенок становится неуверенным, замкнутым и малообщительным. Некоторые дети, отчаявшись обратить на себя внимание своими успехами, скатываются в другую крайность – мечтая добиться хоть какой-нибудь реакции родителей, они перестают слушаться, ведут себя вызывающе, эпатажно.

Родителям стоит помнить и о том, что на сильные переживания малыш может отреагировать и различными заболеваниями – проблемами желудочно-кишечного тракта, аллергией, кожными высыпаниями, частыми простудами. Это – следствие задавленного внутри стресса.

Пожалуй, единственный вариант, когда отъезд родителей на заработки - благо для ребенка, ситуация, когда в семье царит ложь. Для малыша, прекрасно читающего настоящие взаимоотношения родителей, внешняя видимость, когда взрослые стараются “держать марку”, – не более чем видимость. Малыш, чутко ощущая злость, обиду близких людей, вынужден не доверять своим собственным чувствам, слушая бодрые слова взрослых. Такая двойственность очень быстро приводит к психологическим проблемам и даже к психическим заболеваниям. Избавление от таких семейных отношений один из выходов для ребенка.

Жажда любви

В полноценной семье ребенок учится переживать эмоции, управлять ими, понимать реакции других людей. Лишенные такого багажа люди впоследствии не понимают своих эмоциональных реакций, в глазах других людей они выглядят роботами, занятыми лишь карьерой и внешними проявлениями успеха. Их называют “толстокожими”. Это – один из возможных вариантов психического развития малышей, чьи родители уехали на заработки. Однажды обманутые в своей жажде любви, они всю жизнь не могут переступить внутренний страх, предпочитая держать людей на расстоянии, лишь бы не испытывать боль, пережитую ими в детстве из-за отсутствия родителей. Частично это можно сгладить до бесконечности повторяемыми объяснениями в любви, но, к сожалению, любые слова не исправят ситуации прошлого.

…Девочку уже четыре года воспитывала бабушка, в то время как мама уехала на заработки. К девяти годам у ребенка развился тяжелый невроз, проявляющийся тиками. Да, она скучала по маме, как и любой ребенок, но одно с другим родственники не очень связывали. Проблема в том, что ребенок, в отличие от взрослого, не может прийти к психологу и сказать - у меня депрессия, мне тревожно.

У детей напряжение проявляется через поведение, эмоции - многие кусают ногти, начинается энурез. Они могут вести себя неадекватно – дергаться, убегать из дома, отказываться общаться.

Ребенок не может осознать, что значит - “мама вернется”. Если его оставляют с бабушкой, которая нянчила его с младенчества, и привязанность ребенка к ней больше, чем к маме, то ему легче перенести отъезд. Но в любом случае отъезд родителей вызывает ощущение потери. То же самое происходит с детьми, попавшими из семьи в детдом. Таким детям в дальнейшем тяжело установить отношения привязанности в своей собственной семье.

А если иначе не выжить ?

Если же вы взвесили все “за” и “против” и поняли, что отъезда не избежать, необходимо подготовиться к нему заранее.

Во-первых, с тем человеком, с которым будет оставаться ребенок (бабушка или тетя), нужно обеспечить длительный контакт, чтобы ребенок успел привыкнуть. Это нужно начинать делать не менее чем за полгода до отъезда. В идеале - пожить это время вместе, одной семьей, чтобы у ребенка была возможность сменить объект привязанности.

Во-вторых, уезжая, нужно оставить дома как можно больше напоминаний о себе – фотографии, вещи родителей. Попробуйте поступать так же, как с малышом, который первый раз идет в детский сад - ему в кармашек очень полезно положить какую-то бумажку, имеющую отношение к маме-папе, например, самый обычный талончик, чтобы ребенок клал руку в карман и натыкался на памятку о родителях.

В-третьих, желательно звонить и разговаривать с ребенком каждый день или хотя бы через день. Чем чаще – тем лучше.

В-четвертых, постарайтесь найти такую работу, чтобы уезжать не сразу на пять лет, а, скажем, хотя бы на год через год.

Но даже при правильном подходе к отъезду остаются проблемы. Дело в том, что если у человека пропадает объект здоровой зависимости – родители, близкие люди, то заменой могут стать компьютеры, наркотики, алкоголь или игровые автоматы.

Нужно правильно расставлять акценты - нужен ли будет потом этот дом, купленный на заработанные деньги, если рядом окажется наркоман, в которого превратился твой собственный ребенок?

Чинилова Инна
Дети без родителей

Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой считали ребёнка умерших родителей , лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счёт социальных сирот – детей, осиротевших при живых родителях .

Вот некоторые данные статистики : по данным на начало 2014 года в России более 600 000 детей сирот, лишённых родительского попечения , 95% из них – социальные сироты. Не менее печальны причины распространения социального сиротства : рост числа детей, рождённых вне брака. Социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей , нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию ребёнка).

Среди «отказных» детей многие имеют врождённые психические и физические аномалии, как следствие зачатия партнёрами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети , помещённые в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети –сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека) . Большинство семей, где дети лишены попечения родителей , характеризует вопиющее социальное неблагополучие : низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, аморальный образ жизни, пьянство родителей , скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещённого в условия интерната ребёнка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У многих детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально – познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызывает у ребёнка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации : у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большому интересу к вещам, чем к людям, у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность, у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе.

Особая проблема - социально-психологическая неадаптированность выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодёжь оказывается не готовой к самостоятельной жизни. Таким образом, последствия отсутствия материнской заботы человек может ощущать всю жизнь, ведь всё хорошее, и плохое – из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяжёлым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем удаётся преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети , тем квалифицированнее, терпеливее, добрее должны быть воспитатели домов ребёнка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотложные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » В соответствии с этим существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений.

ДЕТИ В ПРИЁМНОЙ СЕМЬЕ .

Усыновление - одна из форм воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей , известная ещё со времён Древнего Рима. В течение столетий люди интуитивно понимали, что ребёнок, потерявший родителей , должен быть принят в другую семью, где его окружат заботой или хотя бы спасут от голода и холода. Психологические исследования последних лет показали, что потребность иметь маму и папу–одна из сильнейших потребностей ребёнка. А поэтому наилучшая замена собственной семье-новая семья; из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребёнка-усыновление.

В современном мире многие супружеские пары хотят усыновить ребёнка. Что к этому побуждает? Выявлено много причин : невозможность иметь ребёнка по медицинским показателям; нежелание иметь своего ребёнка по социальным показателям; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребёнка , являющихся близкими родственниками усыновителя или опекуна; лишение родительских прав родителей ребёнка Иностранные граждане, которые с 1991г. Получили разрешение брать в свои семьи приёмных детей из России, видимо, руководствуются мотивами милосердия, поскольку усыновляют детей, особо нуждающихся в лечении и оздоровлении.

Как считают специалисты, в каждом конкретном случае необходима совершенно особая работа с приёмными родителями ещё до того , как в их доме появится ребёнок. Трудности, с которыми сталкиваются эти семьи, не только материальные, но и чисто психологические. Прежде всего это сомнения и неуверенность, сумеют ли они справиться с родительскими заботами и обязанностями, наладить отношения с ребёнком и т. д. Тревожат мысли о том, каков будет ребёнок, какие радости и огорчения он принесёт в дом. Беспокоят думы о «багаже» (наследственные качества, приобретённый опыт, с которым ребёнок войдёт в дом. Но с другой стороны, у будущих родителей зачастую формируются завышенные ожидания в отношении приёмного ребёнка (мечтают о хорошем образовании, развитии творческих способностей и т. д.). Приёмные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновлённого ребёнка. Они склонны предъявлять ребёнку повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. В то же время родители не способны эмоционально поддерживать ребёнка. Не добившись реальных и быстрых результатов в воспитании, коррекции ребёнка, некоторые приёмные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность.

Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, приёмные родители нередко возвращают ребёнка в детский дом. Последствия этого тяжёлого шага – душевная травма у ребёнка, серьёзные переживания у несостоявшихся родителей . Как потом сложится судьба у ребёнка? Вряд ли неудачное усыновление добавит в неё счастливые страницы. Вина взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент, велика.

Главная проблема, которая возникает у многих родителей , усыновивших детей, заключается в вопросе : сказать или нет ребёнку о его происхождении? Каждая семья решает этот вопрос по-своему : одни рассказывают ребёнку правду, другие её утаивают. Однако страх перед раскрытием тайны держит в напряжении семью, создаёт в ней нервозную обстановку. Семья меняет место жительства, избегает встреч со знакомыми, знающих об усыновлении ребёнка. Но сохранить от ребёнка тайну усыновления не всегда удаётся. Иногда находятся «доброжелатели» , которые открывают ребёнку историю его происхождения. Специалисты рекомендуют приёмным родителям рассказать ребёнку дошкольного возраста о том, что его взяли, когда он был маленьким, потому что у него не было своей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые его любят. И здесь можно вспомнить русскую народную пословицу «Не та мать, что родила , а та, что выходила» .

Передача осиротевшего ребёнка в приёмную семью ставит перед ней ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров. Процесс вживания ребёнка в приёмную семью зависит от личности родителей ,от общей семейной атмосферы, а также от самого ребёнка, его возраста, характера и предшествующего опыта. Адаптация даже здорового ребёнка в новой семье требует времени. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе регрессивные нарушения. На определённом этапе могут проявиться отрицательные черты характера, привычки, неразвитость памяти, воображения, узость кругозора, отставание в познавательной сфере. Поэтому приёмным родителям необходимо иметь большое терпение.

Иногда родители хотят усыновить ребёнка, но оказываются не подготовленными к тому, что домашнее воспитание-это постоянный труд, без выходных и праздников, с поражениями и победами. Другими словами, чтобы взрослым решиться на такой ответственный шаг, как усыновление, надо созреть, взвесить силы и возможности, быть готовым к самоограничению, самоотверженности. Не принесёт счастья усыновление ни ребёнку, ни родителям , если на этот шаг супруги решились, чтобы спасти свой брак : ребёнок должен жить в счастливой семейной атмосфере.

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. А всего, по разным данным, сирот в России 670-700 тысяч. 80-90% из них — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Возникает вопрос —

Большинство выпускников детдомов становятся неблагополучными элементами общества, лишь десятая часть из них более-менее встает на ноги.

Дети — это чудо, для кого-то благословение, но бывает так, что хорошие родители — еще большее чудо… О последнем не понаслышке знают сироты и дети, воспитывающиеся в детских домах. Они, в большинстве, еще до поступления в гос.учреждения натерпелись в этой жизни, а после размещения на «казенной койке» и вообще забывают что такое «мама», «папа», а заодно с этим — что такое тепло, забота, доброта.

Но вместе с моментом депривации и ощущением никому ненужности ребятишки нередко, испытывая притупление чувств после пережитого шока и множество иных негативных эмоций, начинают относиться к людям так же, как и отнеслись к ним в свое время.

Дети очень часто отражают то, что видят в поведении родителей или окружающих. Воспитанные на безучастном и потребительском отношении к миру дети то же самое переносят во взрослую жизнь. Ребятишки, выращенные в «конвейере» и мыслить часто способны так, как им преподавала система.

Есть те, кто вырывается в жизнь, занимает свое место под солнцем вопреки всему, но намного чаще встречается обратное. Почему так получается? Родители на самом деле значат очень много для детей, подрастающее поколение всегда впитывает больше всего именно образы предков, а когда перед глазами много безликих и чужих теть, дядь — то и ребенок вырастает потерянным, наполненным стереотипами и т.д. Никогда детдом не заменит родителей.

Очень часто дети воспитанников детских домов повторяют судьбу своих родителей — это уже о многом говорит…

Будущее тех, кто покидает стены детдома

О том, кем становятся юноши и девушки, покинувшие детдом, можно судить по данным статистики.

« Каждый третий воспитанник детского дома через год после выпуска становится бомжем, каждый пятый - преступником, каждый десятый совершает самоубийство . Детдома стали «фабриками» по производству криминализированных личностей. И вопрос денег здесь не главный: подобные учреждения обеспечены лучше, чем многие российские семьи. Как изменить эту ситуацию?

Сегодня в России примерно 144 тысяч детей находятся под опекой государства. По данным Галины Семья, международного эксперта в сфере защиты прав детей, за последние годы контингент детских домов сильно изменился.

70 процентов составляют дети старше 10 лет, 15 процентов - дети-инвалиды, остальные - в основном дети из многодетных семей и с этническим статусом. Для большинства из них будущие перспективы жизни в обществе весьма печальны.

Согласно исследованиям НИИ детства Российского детского фонда, каждый третий станет человеком без определенного места жительства, каждый пятый - преступником, а каждый десятый и вовсе покончит жизнь самоубийством».

«Статистика пугает. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления.

Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь» .

Их не научили жить

Гены или влияние казенных стен? Почему путь многих воспитанников детдомов предречен? Есть исследования, статьи, посвященные как одной версии, так и другой. Кто-то убежден, что гены имеют гораздо большее значение, чем воспитание, пусть даже такое «бездушное», как воспитание «государственной машиной».

Есть даже некий ген алкоголизма, найденный учеными, то есть если в детдоме много детей, родившихся от родителей злоупотреблявших спиртным — у их детей есть риск повторения пути предков.

Однако если посмотреть на жизнь детей, которые растут в семьях алкоголиков, то они банально повторяют судьбу родителей, потому что видят это перед глазами.

Также есть исследования зарубежных ученых, что приемный ребенок, который провел долгое время в неродной семье — со временем становится похож и внешне и генетически на приемного отца, а также есть исследования, что воспитание значит гораздо больше, чем физический, психический потенциал, фенотип, генотип и др.

Из личных наблюдений могу сказать, что как приемный ребенок, так и жизнь выпускника детдома — лотерея. Про кого-то можно сказать, что сработали гены, в другом — воспитание возобладало над генами.

Знаю семью, где рос родной и приемный ребенок (оба одного возраста, но разнополые, девочка родная, мальчик усыновленный и он не знал, что неродной), девочка всегда была положительной, отличницей, скромной, похожей на отца внешне, а мальчик с ранних лет был склонен к бродяжничеству, вредным привычкам, учился плохо.

И есть семьи, где приемные дети послушнее родных и пребывание в теплом семейном коллективе сказалось очень благоприятно на них, они выросли адекватными, абсолютно нормальными, самостоятельными людьми.

Детдом — это вереница чужих лиц, безучастных эмоций, друзья, которые не знают иного отношения к ним, чем предательство и не умеют жить, общая на 8-10 ребят комната (если повезет — на 4-х), иногда вкусная еда… прогулки на территории детдома, разбитая качели, непрокрашенный турник.

Жизнь по режиму, завтрак, обед, ужин — все подано, тарелки мыть не надо, пришивать заплатки никто не научит, дети, живущие в детдоме, бывает, никогда не держали в руках иголки, понятия не имеют, что такое «мыть полы» и прочие хозяйственные дела, они не представляют, как добываются деньги и что такое работа, обязанности.

В коллективах нередко царит «дедовщина» , обращаться к воспитателям, кураторам за защитой — считается позором, поэтому бедные дети, те, которых обижают, вынуждены держать все досады в себе, доходя до нервных срывов, и даже в этом случае до них никому нет дела.

Старшие детдомовцы легко перенимают дурные манеры, бывает, курят по углам, «стреляют» сигаретки у прохожих, матерясь и обращаясь на «ты» к пожилым людям, но на самом деле страшная вещь — это то, что есть детдомы, где нравы хуже чем в тюрьмах, где старшие воспитанники насилуют младших…

О скольких случаях самоубийств подростков, находящихся в детдомах и подвергавшимся издевательствам «однокашников», мы слышали по ТВ, о скольких еще не слышали…

Полная безнаказанность агрессоров и распущенность руководства чаще всего встречается в сельских учреждениях для содержания детей, где-то на отшибе от периферии…

Нянечкам, работающим за копейки, успеть бы убрать все, не до привития детям правильных ценностей. Воспитателям, имеющим оклад на пару тысяч больше чем у нянечек и насмотревшимся на разные картины жизни, оставившим свои чувства в далекой молодости, уже до многого нет дела.

В домах-интернатах для детей-инвалидов в должности воспитателей часто можно встретить теть, обращающихся с детьми только матами и криками . Люди, пришедшие туда работать с благими целями, не выдерживают психологической нагрузки и увольняются… Дети остаются в окружение лиц с прожженной совестью или твердолобых, ко всему привыкших… кто из них вырастает?

Есть и хорошие детдома, не спорю, в той же поселковой местности… Небольшие, уютные, и дети, воспитывающиеся в таких учреждениях могут вырастать людьми, но это счастливый случай.

В России существуют разные формы устройства детей в семьи, одни из них патронат и приемная семья (когда ребенка не усыновляют, а берут в гости иногда или организуют маленький детский дом).

Если хотя бы каждый десятый россиян будет брать в гости на выходные (пусть и не на каждые) ребенка из детдома (чаще всего берут на патронат детей 7-11 лет) и учить его чему-то жизненному — преступников, наркоманов у нас будет намного меньше . Равнодушие порождает жестокость..

Усыновление слишком серьезный шаг для многих (и лучше не рисковать, если нет уверенности в силах), а патронат — это компромисс между усыновлением, на которое сложно решиться, и небольшой помощью во благо детям.

Маша (девочка, выросшая в детском доме) на вопрос о том, когда ей было лучше всего — отвечает, что в гос.учреждениии, мол, почти как на курорте, только скучно, но главное положительное впечатление — картофельное пюре с гуляшом как в садике, это то, ради чего стоит там находиться, по ее мнению.

По выходу из интерната Маша «вляпалась» в тысячу передряг, девушка, кстати, очень симпатичная и неглупая, но неприятности к ней липли против воли.

О матери и об отце (которых уже нет в живых) она и вспоминать не хотела, они пили и относились к ней жестоко. Девушка, несмотря на весь свой потенциал, не хотела учиться даже на повара, мечтала найти олигарха, но оставалась рядом с недостойными кавалерами…

И это совсем не гены: это заданный вектор жизни, который человек, помещенный в определенные условия жизни, не способен поменять, и израненная душа, которая ищет исцеления там, где его нет… Ведь несмотря на то, что Машка веселая и яркая, она не хотела жить и пыталась несколько раз свести счеты с жизнью. И таких девушек и юношей миллионы…

Их не научили жить, у них может быть море потенциала, но ноль способности его реализовать . Всем не помочь: даже если положить усилия на то, чтобы «вытащить» такую Машу из омута, она нередко не понимает протянутой руки, поскольку уже выросла в жестокой атмосфере и сама «кусается» да и не верит никому.

Но главное: после отчего, холодного, недружелюбного дома равнодушный, но все обеспечивающий детдом — ломают всякое желание чего-то добиваются, подростки не понимают, зачем им чего-то добиваться…

Их долго кормили, одевали, а теперь какая-то самостоятельная жизнь, где нужно зубами вгрызаться в землю, чтобы выжить… зачем? Вся проблема в том, что они не понимают не только «как», но и «зачем». Если бы они хотя бы поняли, что им это крайне необходимо — нашли бы возможности, но нет и инициативы.

Дети, выросшие без родителей, в стенах казенных домов не думают о том, что дальше, они живут одним днем, посему очень часто плачевно заканчивают, едва покинув стены детдома.

Реальность жизни выпускников детдома

После выхода из детдома многим юношам и девушкам дают квартиры, правда, это не голословное заявление: жилья еще нужно добиваться и успеть встать на очередь до 23 лет.

115 тысяч детдомовцам (на 2015 год) квартиры не дали, то есть забрали обманным путем, либо предоставили нелепые отказы…

Вику и ее братьев лишили возможности получить квартиры, признав недееспособными по «липовому» заключению психиатров, естественно, задействовано руководство детдома.

Девушка, выйдя из учреждения, сумела через местного народного депутата восстановить дееспособность и получить квартиру, но сколько подобных ей остаются за бортом и превращаются в бомжей или проводят жизнь в психушке, тюрьме…

К слову, Вика встретила хороших людей, заменивших ей семью, часто гостит у них, они и вывели ее в люди. А по поведению, несмотря на свои 25 лет, она бесшабашный ребенок.. не попади она в хорошие руки — неизвестно, что бы было.

Могут дать жилье под снос, на окраине, но и это лучше, чем ничего, однако можно добиться лучшего, только кто из детдомовцев знает о своих правах… Двум выпускникам детдома (парню и девушке, с которыми я знакома лично) дали жилье на окраине, в деревянных домах.

Девушка вопреки всему стала очень хорошим человеком, прекрасной матерью и женой, а парень, несмотря на то, что человек-то не плохой, уже несколько раз сидел в тюрьме, устроиться в жизни не может…

Пособие по безработице (если встать на учет на биржу труда) в первые полгода после выхода из детдома сегодня от 37 до 45 тысяч рублей. Как вы думаете, куда тратят эти деньги те, которые никогда не умели зарабатывать деньги?

Они просто транжирят то, что можно было пустить на дело направо и налево, но не это самое страшное, а то, что многие спиваются и подсаживаются на иглу в этот период.. а когда кончаются средства — не так просто вернуться в трезвую жизнь.

У нас в отдаленном районе города среди обычных панельных многоэтажек есть несколько домов, в которых массово дают квартиры детдомовцам. Соседи часто жалуются на шум, дебоши, притоны, пьянки, устраиваемые выпускниками детдомов.

Коммунальные услуги они не оплачивают, даже не потому, что денег нет (ведь с пособия можно было бы заплатить за пару лет вперед), а потому, что они не понимают, что нужно платить, что им не все дадут и не все им должны… Их никто не научил организовывать жизнь, планировать будущее…

В пятиэтажке рядом с домом знакомой — скопление криминальных элементов, они снимают там квартиры, и каждый вечер компании пьяных молодых людей занимают лавочки, ютятся в парках поблизости… Среди них много детдомовцев. Почему они вместе?

Те, кто выходят из тюрьмы — пытаются выжить любыми способами, кто для этого подходит лучше, чем недавно покинувший стены детдома молодой человек, ничего не знающий, не умеющий в жизни, получающий пособие в 40 тысяч? Так последние и спиваются, и встают на «скользкую дорожку»…

Девочки, выросшие без материнской заботы, часто относятся беззаботно, равнодушно к своим детям, которых они могут рожать сразу после выхода из детдома.

Помню сюжет по ТВ, где говорили про девушку в 18 лет, ждущую 3-го ребенка, дома пара круп и пустые полки, первые дети уже были в детдоме. У них либо отсутствует, либо слабо развит материнский инстинкт… Их дети довольно часто также становятся воспитанниками сиротских учреждений.

«Синдром детдомовца» — почти не выводимая болезнь, чем больше человек прожил с пониманием того, что все вокруг дается за просто так — тем сложнее ему придется . Привычка к иждивенческому образу жизни, к тому, что все вокруг должны — одна из самых вредных привычек.

Выпускники детдома и жертвы и иждивенцы одновременно, они не виноваты, Но у людей, хоть чему-то наученных и однажды попавших в тяжелую ситуацию, может сработать «механизм компенсации», то есть они найдут выход, а вот те, кто и не научены ничему — вечно остаются в позиции жертвы-иждивенца.

И это печально, но, в общем-то, поправимо, как говорится, нет ничего невозможно. Очень многие спасаются, приходя к вере, это ограждает их от наркотиков, алкоголизма и прочего негатива и дает надежду на хорошую жизнь…

Не будем забывать и том, что иждивенством поражены не только те, кто воспитывался в гос.учреждениях. но и огромная часть молодежи, воспитавшаяся в благополучных семьях… а среди выпускников детдома все же достаточно тех, кто стал людьми, и как правило очень хорошими.

Также не стоит забывать, что все мы можем внести свою маленькую лепту, имею ввиду патронат.

«Жизнь после детского дома», телеканал «Теледом»:

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?

Закон определяет (159-ФЗ)

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты - какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом - частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы - тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума - для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен - перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:

Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:

Ни один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил - передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно - социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.

После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.

Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной - начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.

Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах - оплату путевки оплачивает государство.