Тема моя семья для коррекционной школы. Конспект занятия по семейному воспитанию план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Разделы: Внеклассная работа

Цель : расширять представление воспитанников о нравственных основах семьи.

Задачи КРЗ:

  • Закреплять знания по теме «Семья», способствовать осознанию модели счастливой семьи.
  • Формировать коммуникативные умения, эмпатию, культуру взаимоотношения и взаимопонимания в семье.
  • Формировать уважительное отношение к русскому народному творчеству, художественному слову.
  • Развивать память, внимание, мышление через игровые упражнения.

Форма: этический тренинг.

Используемый реквизит : фломастеры, рисунки-«кирпичики», бейджи с указанием семейной роли, кроссворд, карточки с частями пословиц, фонограмма «Погода в доме», «Законы человечности», семейные фото, опорные тезисы «Типы семьи», пиктограммы, фотоаппарат.

Оформление доски : семейные фотографии.

Ход занятия

Вводная часть

1. «Мозговой штурм».

  1. Как в старину в России назывался свадебный обряд?
    а) «Щи»;
    б) «Каша»;
    в) «Окрошка»;
    г) «Кулебяка».
    (Может быть, отсюда берёт истоки русская пословица «С ним каши не сваришь»?)
  2. Кого засылают в дом невесты ?
    а) Разведчиков;
    б) Юристов;
    в) Сватов ;
    г) Казачков.
  3. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома ?
    а) Род;
    б) Число;
    в) Падеж;
    г) Склонение.
  4. На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?
    а) Разгуляи;
    б) Разгоняи;
    в) Распеваи;
    г) Распугаи.
    (Тем самым гостям прозрачно намекали, что пора расходиться по домам.)
  5. Какой математический термин часто использует супруг , говоря о своей жене ?
    а) Половина ;
    б) Четвертинка;
    в) Осьмушка;
    г) Десятина.
  6. В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери ?
    а) Февраль;
    б) Март;
    в) Сентябрь;
    г) Ноябрь.
  7. В каком месяце отмечается Международный День семьи ?
    а) В мае ;
    б) в июне;
    в) в августе;
    г) в сентябре.
    (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года.
    Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

Основная часть

1. Вступительное слово

2007 г. – Год Семьи (ЮНЕСКО)

2008 г. – Год Семьи (в России)

В Интернете был объявлен конкурс на самый интересный семейный портрет. Вы видите некоторые из них. На этих портретах лица веселые и серьезные…разные. Но что их объединяет?

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней.

Как вы понимаете слово «семья»?

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

2. Семейный кроссворд.

Как можно назвать одним словом всех членов семьи? (родственники)
О них наш кроссворд:

  1. Сын моей матери. (Брат )
  2. Мой родитель. (Отец )
  3. Брат отца или матери. (Дядя )
  4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра )
  5. Та, что дала нам жизнь. (Мать )
  6. «Святая кровь» - мать мужа. (Свекровь )
  7. Мать жены. (Теща )
  8. Сын моего ребенка. (Внук )
  9. Мой наследник. (Сын )
  10. Сын моей сестры или брата. (Племянник )
  11. Отец мужа. (Свекр )

3. Моделирование ситуаций.

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, традициями, атмосферой.

Какие основные типы семейных отношений вы уже знаете? Чем они отличаются друг от друга?

  • Диктат – подчинение, насилие, приказ.
  • Опека – ограждение от трудностей, излишняя, навязчивая забота.
  • «Невмешательство» - равнодушие, безразличие.
  • Сотрудничество – взаимопонимание, взаимопомощь, наличие общих целей и общих дел.

Как вы считаете, какой стиль семейных отношений наиболее предпочтительный? Почему?

Вспомните сказку «Репка». Назовите главного героя сказки. Перечислите членов его семьи. Как бы вы охарактеризовали семью этого героя? Хотели бы вы жить в этой семье? Почему? К какому типу относится семья из этой сказки?

Задание: распределив между собой роли, разыграть сказку, но с различными типами семейных отношений (диктат, опека, невмешательство).

Какая атмосфера, какой климат в таких семьях? (напряженный, неизбежны конфликты).

4. Игра «Строители».

Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”?

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.

Придумайте как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом» (дом - это…моя крепость, семейный очаг; это здание, в котором живут люди; место, где меня всегда ждут; тихая пристань; территория для дружеских тусовок…)

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

А как создать Тепло нашего Дома? Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать?

Предлагаю вам поиграть в «строителей». Мы всем коллективом будем “строить” наш дом, при этом приложим все усилия, чтобы в нашем доме было тепло, светло, уютно, комфортно.

Основа дома – это его фундамент. Что является фундаментом каждого дома, каждой семьи? С какого чувства начинается семья? Это чувство – любовь. Именно оно является основанием, фундаментом любой семьи.

Ребята, как вы понимаете слово Любовь?(примерные ответы детей… это когда понимаешь, прощаешь ошибки).

Любовь, понимание, взаимоприятие – залог семейного счастья.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

На этот прочный фундамент мы возведем стены. Из какого материала? Перед вами на строительной площадке – кирпичи. Но это непростые кирпичи…(постепенно на макет дома прикрепляются кирпичи-слова).

Кирпич Дружбы”

Ребята, как вы понимаете слово Дружба? (примерные ответы детей…взаимопонимание, взаимопомощь, уважение). Вам предлагаются описания видов жилищ разных народов. Задача – определить их названия”.

  • Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (хата )
  • Переносное жилище у кочевых народов. (кибитка )
  • Отдельная комната монаха в монастыре. (келья )
  • Кочевой шалаш у киргизского народа. (юрта )
  • Хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки. (вигвам )
  • Дворец и крепость феодала. (замок )
  • Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой, и т.д. (шалаш )
  • Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. (землянка )
  • Отдельное жилое помещение в доме с кухней, комнатами. (квартира )
  • Временное помещение из натянутой на остов ткани. (палатка )

Кирпич Улыбки”

У нас в гостях – передача “Устами младенца”.

  • Это обычно бывает в сказке, а иногда в жизни.
  • Так называют всё удивительное, необычное, волшебное.
  • Когда оно свершается, мы всегда восхищаемся, радуемся (чудо).
  • Она должна быть у каждого человека, но некоторые про неё забыли.
  • Она помогает стать настоящим человеком.
  • Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидел, она тебя мучает (совесть).
  • Если его нет, то и нет радости, без него не жизнь, а существование.
  • Его всегда желают друг другу, особенно в письмах.
  • Его не купишь ни за какие деньги (здоровье)
  • Каждый человек о нем мечтает, хочет, чтобы в жизни все было хорошо.
  • Но никто не знает, где его искать.
  • Есть сказочные птицы, которые его приносят (счастье).
  • Человек все несет к себе в дом, нужно ему или нет.
  • Он не любит дарить подарки, делиться конфетами.
  • И лучше у него ничего не просить, потому что все равно не даст (жадность).
  • Человека заставляют нести ответственность за свой нехороший поступок.
  • Взрослые говорят, что это помогает воспитывать правильно.
  • Человека чего-то лишают, не пускают гулять из-за плохого поступка (наказание).

Кирпич Мудрости”

Ребята, как вы понимаете слово Мудрость?(примерные ответы детей… ум, знание, опыт…).Наш мудрый народ сложил немало пословиц. Соедините части пословиц в одно целое:

  • В гостях хорошо,… а дома лучше.
  • Не нужен клад,… коли в семье лад.
  • Дом вести … не бородой трясти.
  • Семья вся вместе - … душа на месте.
  • Семейные нелады… доведут до беды.
  • В родной семье… и каша гуще.
  • Дружная семья… гору сдвинет.
  • Семья сильна,…когда над ней крыша одна.
  • Семья в куче –… не страшна и туча.
  • В хорошей семье –… хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе,… так и душа на месте.
  • Русский человек…без семьи не живет.

Кирпич Понимания”

Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник. Способов проверить это качество много.

Задание: каждый из вас должен изобразить фрагмент работы по дому, а остальные отгадывают. (Побелка потолка, оклеивание обоями стен, покраска оконных рам, мытье полов, посуды, стирка, глажение белья… – задания раздаются на карточках)

Стены мы достроили. Из каких кирпичиков мы их выстроили? Почему мы выбрали именно эти кирпичики? (ребята дают свои ответы). А чего, как вы думаете, не хватает нашему дому? (варианты ответов детей) Правильно, нашему дому не хватает крыши. Именно крыша спасает нас от непогоды, плохого настроения, вселяет в нас надежду, объединяет нас…

В древности жила удивительная семья. Она состояла из ста человек. Царили в ней лад, любовь, уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора. И он посетил ее. Убедившись, что молва ни­чего не преувеличила, император спросил у главы семьи, как им удается жить в мире и согласии, никогда не ссо­рясь и не обижая друг друга. Старейшина взял бумажку и стал писать ответ. Он написал сто слов. Император бы­стро пробежал написанное глазами и с удивлением обна­ружил: на листке сто раз было написано одно и то же сло­во «терпение».

Итак, крыша нашего дома, семьи – терпение.

Ну что ж, наш дом построен. В каждой семье, в каждом доме существуют свои законы, благодаря которым создается доброжелательная атмосфера, теплый климат и уют. Это законы человечности. Объясните, как вы их понимаете. Согласны вы с ними?

Законы человечности

Обсуждение «Законов…».

Заключение

1. Подведение итогов

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.
(В.Маяковский)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди вступают не в партии, а создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? (семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве)

Проблемы уходят и приходят, меняются времена, меняются люди, меняются президенты, правительства, и даже цены. Неизменными остаются лишь – семья, взаимопонимание, чувства, любовь. Когда по-настоящему любишь, то хочется буквально все делать для любимых: достать с неба звезду, идти на край света, сочинять стихи. (Звучит фонограмма песни «Погода в доме»)

Семья - высшая ценность нашего общества. В ней формируются идеалы, обычаи, традиции общества, создаются моральные ценности: доброта, верность, любовь.

Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Все начинается с семьи.

2. Рефлексия

  • В чем секрет счастливой семьи?
  • От чего зависит благоприятный климат семьи?
  • Что вам показалось полезным для своего будущего?

3. Цветочная клумба. Семейный портрет

Вокруг любого дома, где живут дружные, любящие друг друга люди, растут цветы.

Давайте и мы посадим свою клумбу у стен нашего дома (цветы с пиктограммами эмоций)

После проделанной сообща работы принято фотографироваться, делать портрет всей семьи. Предлагаю и нам с вами последовать этой доброй, прекрасной традиции.

«Семья – опора моя»

. Конспект коррекционного занятия с использованием ИКТ.

Цель: учить доброму и бережному отношению к своим близким, воспитывать гордость за свою семью, подвести к пониманию учащихся необходимость сохранять традиции и обычаи семьи.

Задачи : формирование нравственного долга детей перед родителями;

определение роли детского участия в заботах по дому и в создании тёплых

семейных отношений;

развитие способностей коммуникативного общения;

развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.

Оборудование: : интерактивная доска, мультимедийная презентация «Семья – опора моя»; 2 листа ватмана, фломастеры, бумага, авторучки; плакат, на котором изображено жёлтое солнце с 7-ю лучами, в центре 7-Я, рядом - тучка,

Ход занятия:

Приветствие. Упражнение на сплочение коллектива «Назови число»

Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до числа, равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось – прежний водящий называет новые числа до тех пор, пока задание не будет выполнено.

Основная часть.

Ассоциации на выражение «Мой дом»

СЛАЙД 1

Вам известно выражение «Мой дом - моя крепость». А что для вас ваш дом, в котором живут близкие и родные вам люди? Крепость, колодец, парусник, корабль или что-то другое? Несовершеннолетние высказывают свои ассоциации на выражение «мой дом».

СЛАЙД 2

Беседа.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом тёплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, тёть и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями. Все эти незримые нити образуют родословное дерево. Если перевернуть рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: «У него крепкие корни». И тот род силён, который предков помнит и чтит.

Скажите только честно и откровенно:

Знаете ли вы откуда вы родом?

Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?

Пишете ли вы письма, шлёте ли поздравительные открытки вашим родственникам, которые живут далеко?

У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар.

И сегодня на занятии мы поговорим о семье.

Как вы считаете, что такое семья? (запись вариантов ответов на доске)

Для чего человеку нужна семья?

СЛАЙД 3.

Упражнение «Семья или…»

Мы разделимся на 2 подгруппы и будем разыгрывать ситуации. Первая группа – сторонники семейного образа жизни. Их задача – убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления и т.д. Чтобы убедить, нужны не только слова, но и серьезные доводы, и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа – сторонники одиноко образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейной жизни, отстоять свою точку зрения. Им также нужны определенные доводы, чтобы их смогли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными.

После этого обсуждаются те аргументы, которые приводились за семью и против, педагог записывает их на ватмане под заголовками «за» и «против». На основе записей делается вывод о необходимости семьи и об огромной роли семьи в современном обществе.

Метафорическая игра «Царевна – лягушка»

Предлагаю вам вспомнить русскую народную сказку «Царевна – лягушка».

Было у царя три сына, время шло, сыновья подросли и стали молодцами, пришла им пора жениться. Собрал отец сыновей и дал им свой наказ: «Дети мои милые, возьмите каждый по стреле, натяните свои луки, да пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, туда и сватов пускайте».

У старшего брата стрела упала на боярский двор; у среднего – на купеческий двор, а у младшего - улетела стрела на грязное болото и подхватила ее лягушка – квакушка.

Вспомним, что Иван – царевич сказал лягушке – квакушке при встрече: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка мне не ровня!». Но делать нечего, и взял он ее во дворец…

Сейчас вы, разделившись на 2 подгруппы, будете работать над этой сказочной ситуацией. Подгруппам «Иваны – царевичи» и «Царевны – лягушки» для удобства, чтобы не мешать друг другу, предлагаю разойтись в разные стороны кабинета.

Задание для «Иванов – царевичей»: напишите на ½ листа ватмана при каких условиях Иван – Царевич захотел бы жениться на лягушке? Варианты могут быть самыми невероятными.

Задание для лягушек : напишите на ½ ватмана что может предложить Ивану – Царевичу лягушка, чтобы он захотел жениться на ней. Варианты могут быть самыми необыкновенными.

Затем воспитатель предлагает вывесить оба плаката рядом друг с другом и презентовать сначала решение «лягушек», а затем – «Иванов – царевичей». Педагог подчеркивает те варианты, которые совпадают между собой, затем вычленяет новые варианты, которых нет у Ивана – Царевича, а также те, которые противоречат его идеям.

Тема нашего сегодняшнего занятия связана с семьей, супружескими отношениями. Посмотрите, Иван –Царевич –это потенциальный жених, супруг, а Лягушка – это потенциальная невеста, супруга. Однако, она мало привлекательная для него, но если выяснить, чего хочет Иван, его мотивы и интересы, то, возможно, мы сможем понять, по каким мотивам молодые люди стремятся создать семью.

СЛАЙД 4.

Итак, семья - это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместной жизни готовы разделять не только радости, но и трудности, а порою – горести.

Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье? Ребята обсуждают проблему в команде, затем высказывают свои мнения.

Легенда о семье

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?

Ребятам предлагается отгадать это слово . (ТЕРПЕНИЕ)

Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.

Просмотр презентации.

СЛАЙД 5-10.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумывались ли вы над этим вопросом?

Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом и от вас самих. Разгоним тучи над нашим домом! (Педагог убирает тучку с плаката с изображением солнца).

СЛАЙД 11.

Добрые дети - дому венец, худые дети - дому конец.

Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо».В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно безотчётно. Долг же требует осмысления и душевной работы.

СЛАЙД 12.

Видите, ребята, как много зависит от вас?

Цели: систематизировать знания детей о понятии «семья», закрепить представление о составе семьи. Совершенствовать умение составлять рассказ о своей семье по схеме (эйдетика). Развивать умение образовывать прилагательные от существительных. Помогать детям правильно употреблять существительные и прилагательные в роде и числе. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Продолжать использовать здоровьезберегающие технологии (игровой взаимомассаж и пальчиковую гимнастику). Продолжать учить детей делить слова на слоги,определять первый и последний звук в слове. Закрепить порядковый и количественный счет, цифры в пределах 10, пространственные отношения (слева, справа, вверху, внизу). Продолжать учить детей вырезать предметы симметрической формы из бумаги, сложенной вдвое (лепестки цветика). Развивать чувство гордости за свою семью, эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, родным и близким людям, желание заботиться о них.

Материал: макет дома;картинки членов семьи; корректурная таблица «Семья», схема описательного рассказа о семье (эйдетика); загадки, пословицы о семье; тучка и солнышко (по количеству детей); шкатулка, квадрат красного цвета; картон разного цвета (d=20х20см), квадрат желтого цвета (d=3х3см), прямоугольник (d=8х3см), салфетки, кисточки, клеёнки, клей, ножницы, указка.

Предварительная работа:

1. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Беседа дома с родителями о своей семье, заучивание пословиц и поговорок о семье.

3. Рассказы детей о членах своей семьи.

4. Заучивание пальчиковой игры «Семья», игрового взаимомассажа (слова).

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить,

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята

Это наш любимый …(папа)

3. Ароматное варенье, пироги на угощенье,

Вкусные оладушки от любимой …(бабушки).

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый … (дед).

5. Кто весёлый карапузик,

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка –

Это младший мой… (братишка).

6. Кто любит меня и братца

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка,

Моя любимая …(сестренка).

Воспитатель: Давайте перечислим теперь всех членов семьи (Дети перечисляют)

Воспитатель: Сколько всего членов семьи в этом доме?

Воспитатель: Всего 7 членов семьи.

Воспитатель: К цифре 7 добавлю «я», что получиться?…

Воспитатель: Семья.

Воспитатель: Семья – это группа людей, которые живут вместе.

Воспитатель: Кто скажет, кто самый старший в семье Пети?

Воспитатель: Кто скажет, кто самый младший в семье Пети?

Воспитатель: Сколько всего детей в семье? Перечисли их.

Воспитатель: Сколько взрослых в семье? Перечисли их.

Воспитатель: Как можно маму и папу назвать одним словом?

Воспитатель: Сколько человек мужского пола в семье Пети? Назови их

Воспитатель: Перечисли людей женского пола. Сколько их всего?

Воспитатель: Ребята, скажите, какая семья у Пети: большая или маленькая?

Дети: Большая.

Воспитатель: Правильно. Семьи, в которых трое, четверо, пятеро детей, это большие семьи.

Воспитатель: А у нас в группе есть дети, у которых в семье много детей?

Воспитатель: Семья, в которой растет один ребенок, называется маленькой.

Воспитатель: Поднимите руки, у кого в семье один ребенок? Вот у вас маленькая семья. Но ничего, может у вас скоро появиться братик или сестричка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, про кого мы еще забыли? (обращаю внимание детей на чердак, где сидит кошка Мурка). Как вы думаете, кошка Мурка тоже Петина семья? (Рассуждение детей). Кошка – это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья: кот и котята. А каких вы еще знаете домашних животных?(Дети перечисляют)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем человеку нужна семья? (Рассуждение детей)

Верно, чтобы любить друг друга, заботиться друг о друге, растить и воспитывать детей, говорить друг с другом ласково.

Воспитатель: На примере Петиной семьи, мы увидели, кая у него дружная и большая семья. А теперь давайте мы расскажем о своей семье по этой схеме.

Кто хочет рассказать о своей семье?

(Схема по эйдетике «Семья» — рассказывают 3-4 чел.)

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, заботяться друг о друге, весело и дружно живут вместе. И не важно, большая у вас семья, или маленькая, главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть пальчиками? (Да)

Давайте встанем в круг (Дети делают круг).

– Что это у меня?(Пальцы)

– Сколько пальцев на одной руке? (Пять)

– Сколько пальцев на 2-х руках?

– Давайте вспомним, как называется каждый пальчик на руке и кого из членов семьи можно назвать этим пальцем (Дети вспоминают название каждого пальца и каждый палец называют одним членом семьи).

Воспитатель: А теперь вспомним пальчиковую игру «Семья»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вместе дружная семья.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте рассмотрим эту таблицу. Давайте назовем
предметы, которые изображены на таблице (Дети перечисляют предметы, показывает воспитатель).

– Найди на таблице маму. На каком месте стоит мама? В каком ряду?

– Покажи предметы, какими может пользоваться мама?

– Посмотри, кто еще из родителей изображен на таблице? В каком ряду стоит папа?

– Найди предметы на таблице, которые нужны папе?

–Посмотри и скажи, кто может играть с куклой? В каком ряду стоит дочка? На каком месте?

– Назови предметы, которые нужны дочке?

– Покажи кастрюлю? Кто расположен выше кастрюли? Кто ниже кастрюли? Кто слева? Кто справа?

– Найди купальник. Какой первый звук в этом слове? Какой последний звук?

– Покажи машинку? Сколько слогов в слове машинка? Какой первый звук?

– Найди матрешку? Какой первый звук в этом слове? Сколько слогов в этом слове?

Воспитатель: Вот сколько необходимо предметов для жизни семьи.

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года? (Осень).

Правильно. Давайте мы с вами сейчас сделаем друг другу игровой массаж, чтобы быть крепкими и здоровыми осенью.

Игровой взаимомассаж.

(Дети становяться по кругу в парах друг за другом)

Дождь, дождь! Надо нам

Разбегаться по домам

(Ладонями)

Гром, гром! Как из пушек

Нынче праздник у лягушек

(кулачками)

Град, град! Сыплет град

Все под крышами сидят

(пальцали)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин

(гладим ладонями по спине)

Воспитатель: Ребята, после массажа как вы себя чувствуете?

Воспитатель: У меня для вас есть подарок. Хотите узнать какой? Тогда становитесь рядом друг с другом. Это шкатулка. Эта шкатулка не простая, а волшебная «Шкатулка добрых и ласковых слов». Ребята, вас дома называют ласково? (Да). А вы своих близких называете ласково? (Да). Так вот, у меня на тарелочке лежат квадратики, они волшебные. Надо в каждый квадратик сказать доброе и ласковое слово и положить в шкатулочку, и шкатулочка эти слова будет хранить.(Дети поочереди называют добрые и ласковые слова, кладут квадратики в шкатулочку).

Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете добрых и ласковых слов. Давайте закроем нашу шкатулочку, чтобы слова не растерялись и не забылись.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья. Вы любите своих родных? (Да) А как вы выражаете свою любовь к ним? (Рассуждение детей)

Воспитатель: Верно, мы совершаем хорошие поступки, и как можно меньше надо делать плохих поступков, чтобы не огорчать родителей. Как вы думаете, на что похожа грусть?(Ответы детей). Сейчас мы поиграем в игру «Хорошие и плохие поступки». Я каждому раздам солнышко и тучку. Если я назову хороший поступок вы поднимете солнышко, если плохой – тучку. Будьте внимательными.

Игра «Хорошие и плохие поступки»

Воспитатель: Больше делайте хороших поступков, чем плохих, чтобы не огорчить родителей.

Воспитатель: Семья – самое главное, что есть у человека, и поэтому во все времена рус. Народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте встанем в круг, будем передавать мяч друг другу и называть пословицы и поговорки о семье (в кругу дети передают мяч и называют пословицы и поговорки о семье).

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье!

Воспитатель: Ребята, а какой может быть семья?

Воспитатель: Большой и маленькой, дружной, веселой, крепкой, счастливой, трудолюбивой, заботливой. А как вы понимаете слова «Счастливая семья»? Это семья, где любят друг друга, заботятся друг о друге, вместе работают и отдыхают, помнят предков; живут в радости и дружбе.

Воспитатель: Счастливая семья похожа на красивый цветок, мы сейчас с вами
будем клееть этот волшебный цветок. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Давайте вспомним из чего состоит цветок?

Дети: Из середины и лепестков.

Воспитатель: Середину мы будем клеить из какой геометрической фигуры?

Дети: Из Квадрата

Воспитатель: Какого цвета?

Дети: Желтого

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы получился круг?

Дети: Срезать углы и закруглить.

Воспитатель: А из какой фигуры сделаем лепестки?

Дети: Из прямоугольника

Воспитатель: Лепестки нашего цветка все разного цвета и каждый лепесток будет обозначать частичку счастливой семьи.

Какой вы видите свою семью, столько лепестков и клейте. Не обязательно брать все прямоугольники в тарелочке. Каждый лепесток цветка вы в конце работы назовете, что он у вас обозначает. Сейчас я вам напомню, как надо вырезать лепесток. Нужно сложить прямоугольник в длину пополам, подравнять уголочки, чтобы совпадали, провести пальчиком по линии сгиба, чтобы получить 2 симметричные половинки прямоугольника. Взять пальцами левой руки прямоугольник со стороны сгиба, ножницы взяли в правую руку двумя пальцами: большим и указательным, срезаем углы внизу и закругляем, потом вверху срезаем угол и закругляем. Раскрываем. Что получилось? (Лепесток). И так каждый лепесток.

Вы клеите цветок у себя, а я тоже клею цветок. Приступайте к работе. (Дети клеят цветок).

Воспитатель: Какой красивый цветок у каждого получился. Подарите цветок дома родителям, расскажите им. Что обозначает каждый лепесток. Берегите свой цветок, храните его. Пусть он будет талисманом вашей счастливой семьи.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня на занятии говорили?(Семье) Что нужно делать для того, чтобы семья была крепкой и дружной, счастливой? (Ответы детей).

В конце занятия дети танцуют под песню Ермолова «Моя семья».

Цель занятия:

- способствовать укреплению семейных связей

Задачи:

Образовательная:

Выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление детей через выполнение индивидуальных заданий, развивать умение выражать свои чувства, развивать монологическую речь

Воспитывающая:

Воспитывать любовь и уважение к своим родителям, стремление приносить им радость

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Коррекционное занятие по программе «Семейный очаг»

Наша дружная семья

Цель занятия:

- способствовать укреплению семейных связей

Задачи:

Образовательная:

Выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление детей через выполнение индивидуальных заданий, развивать умение выражать свои чувства, развивать монологическую речь

Воспитывающая:

Воспитывать любовь и уважение к своим родителям, стремление приносить им радость

Подготовка занятия:

На столах находятся листы бумаги с нарисованными на них маминой и своей ладошками, ручки

К занятию дети уже заранее написали мини-сочинения «Моя будущая семья» или используются мини-сочинения сверстников, написанные ранее

Подготовлены аудиозаписи песен о маме и семье

Подготовлены репродукции картин о семье и семейном быте, пословицы и поговорки о семье, которые вывешиваются в ходе занятия

Разработал

Социальный педагог

Дубовицкая Т.Н.

С. Барское Городище 2012

Педагог:

Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о семье, какой она должна быть, и что мы должны делать для того, чтобы семья стала дружной и крепкой и счастливой.

Чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие. (переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье перед бурей, дождь…)

Начнем с меня. У меня на душе сейчас тихая безветренная погода.

Кто следующий? (высказывания детей) . Улыбнитесь, если у вас в душе хорошая погода.

Беседа:

Как вы понимаете слово «семья»?

Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Ответы, высказывания детей.

А вот что возникает при этом в воображении наших маленьких сестренок и братишек. У нас в гостях передача «Устами младенца». Знаете, раньше по телевизору показывали такую передачу. Вы, наверное, уже не застали ее. В этой передаче маленькие дети своими детскими словами объясняли какое-нибудь понятие, какой-нибудь предмет или слово, а взрослые люди должны были отгадать, что имели в виду дети.

1-й малыш:

«Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое – что хочешь… Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек – дедушка. Кто она?» (Бабушка)

2-й малыш:

«Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь… Она тоже заботлива, не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя». (Мама).

3-й малыш:

«Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак… Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить» (Папа).

4-й малыш:

«Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться… Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости… Это бывает плохое, когда не пускают гулять, когда уроки заставляют делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это?» (Настроение)

А какая же у вас семья – дружная или нет? Какую семью мы называем дружной?

Высказывания детей.

А ведь вы все – будущие семьянины. О какой семье вы мечтаете?

Высказывания детей.

А вот как свои будущие семьи представляют ваши ровесники , теперь уже выпускники нашей школы.

Зачитываются мини-сочинения.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Бывают в семье и радости, и беды, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем, не хватает житейской мудрости. Именно этому, житейской мудрости, учат народные пословицы и поговорки. Давайте же вспомним некоторые из них. А вспомним мы их не совсем обычным способом. У меня в руках конверты, а в конвертах – задания. Представим себе, что задания эти прислали вам ваши родители. Ведь они хотят, чтобы у вас в будущем была дружная семья, чтобы вы избежали некоторых ошибок, которые когда - то , может быть , совершили ваши родители . В этих конвертах – та самая житейская мудрость , о которой мы говорили .

Итак , из набора слов , полученных в конвертах , вам необходимо составить известную пословицу и объяснить ее смысл .

Во время выполнения задания звучит песня о маме « Моя мама – лучшая на свете »

Пока вы выполняли задание , звучали песни о маме , самом близком и родном для всех для нас человеке . Послушайте , как говорит о маме писатель Юрий Яковлев :

« Закрой глаза , прислушайся . И ты услышишь мамин голос . Он живет в тебе самом , такой знакомый , родной . Его не спутаешь ни с одним другим голосом . Даже если станешь взрослым , всегда будешь помнить мамин голос , мамины глаза , мамины руки .

Мама .

Ты еще не умел говорить , а мама понимала тебя без слов , угадывала , что ты хочешь , что у тебя болит . Ты еще не умел ходить , мама носила тебя на руках . А потом мама научила тебя говорить , ходить … Мама прочла тебе первую книжку .

… Мама всегда была рядом с тобой . И все , что окружало тебя , как бы начиналось с мамы ».

(Возможен вариант с домашними обязанностями, обсуждение поговорки «Баба да кошка в избе, мужик да собака – во дворе»)

У каждого из вас есть изображение маминой и своей ладошки . На рисунке маминой ладошки напишите добрые слова к слову « мама ». Затем в центре ладошки напишите , чем вы сильнее всего обидели маму . А теперь наклейте на мамину ладошку свою ладошку и напишите теперь уже на своей ладошке слова , благодаря которым мама простит вас .

Во время выполнения задания звучат песня о маме «Мамочка моя милая»

По желанию детей зачитываются выполненные задания. Подводятся итоги занятия (примерные вопросы):

  1. Какими же качествами должны обладать члены семьи, чтобы их семья была крепкой и надежной?

Педагог зачитывает легенду:

В древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора. Он посетил эту семью и убедился, что молва ничего не преувеличила. Император спросил у старожила этой семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» в ответ старейшина произнес одно лишь слово. Как вы думаете, какое? (ТЕРПЕНИЕ).

  1. Какие выводы для себя сделали?
  2. Какую бы хотели иметь семью в будущем?

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печаль.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем.

Вывод :

Надеюсь, что сегодняшнее занятие еще раз напомнило вам о том, что нужно обязательно дорожить своей семьей и близкими вам людьми, как можно меньше огорчать своих родителей, а ваши замечательные ладошки подарите своим мамам. Думаю, им будет очень приятно.

Звучит песня «Про мою семью» (исп. Дети)


Конспект занятия "Распределение обязанностей в семье" (возраст 14-16 лет)

Зарипова Файруза Амировна, воспитатель
Место работы: ГУ Республики Коми "Детский дом №4" г.Усинска
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи, является едва ли не самой заветной мечтой. Поэтому подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни - это одно из главных направлений в работе воспитателя детского дома. На занятиях, во время индивидуальных бесед воспитанники знакомятся с историческими традициям семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Вот одно из таких занятий, посвященное семейным отношениям.
Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
научить правильно, распределять обязанности в семье;
помочь сформировать правильное отношение к семье;
воспитание у воспитанников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
формирование духовных и нравственных качеств личности;
воспитание любви и уважения к семье.
Виды деятельности : беседа – диалог, игра.
Инновационные технологии: использование ИКТ на мероприятии (презентация), личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье. Несколько лет назад ученые в ходе большого исследования подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали. Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим об обязанностях супругов в семье.
Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».
(слайд 1)
(дети слушают притчу, обсуждение по содержанию)
-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?
(ответы детей)
Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?
Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.
Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
(ответы детей)
Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...
(слайд 3)
Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
(слайд 4)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.
(слайд 5)
Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?
(слайд 6)
(ответы детей)
Воспитатель: А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.
А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
(слайд 7)
(дети объясняют свой выбор)
Воспитатель: наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.
(слайд 8)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Я буду…».
(Для этой игры нужны несколько маленьких листочков бумаги с написанными на них обязанностями. Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать с подноса и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», - а то, что написано, станет продолжением фразы. Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)
(игра, обобщение по результатам игры)
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось? Я тоже надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.