«Кто под дождиком промок. Перспективно-тематическое планирование в старшей группе НОД по изобразительной деятельности «Рисование и лепка Сюжетная лепка кто промок под дождем

Светлана Черная
Перспективно-тематическое планирование в старшей группе НОД по изобразительной деятельности «Рисование и лепка»

Сентябрь

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование сюжетное «Веселое лето»

Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавать движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 22

2-я неделя

Тема: «Веселые человечки» (малыши и малышки)

Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 18

3-я неделя

Рисование:

Тема: «Деревья в нашем парке» -учить выделять общие существенные признаки деревьев и различия; учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, осина,цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами; развивать связную речь, активизировать и пополнять словарный запас.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 34

4-я неделя

Тема: «Наш пруд» Закреплять название и строение птиц.

Развивать творческие способности и воображение. Развивать чувство формы и пропорций. Закрепить умение оттягивания от всего куска пластилина столько, сколько понадобится. Свободно применять знакомые приемы лепки (загибание, прищипывание, вытягивание, сглаживание пальцами)

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 36

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Октябрь

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: «По содержанию загадок и стихов. Загадки с грядки»

Передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные и фантазийные образы;самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка;уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 47

2-я неделя

Тема: «Листья танцуют и превращаются в деревья»

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой. Развивать чувство формы и композиции.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 48

3-я неделя

Рисование:

Тема: Осенние листья (Краски осени) Учить детей рисовать с натуры, передовая форму и окраску осенних листьев. познакомить с новым способом получения изображения - наносить краску на листья, стараясь передать окраску и «печатать» ими на бумаге. развивать чувство цвета, воображение, поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду

4-я неделя

Тема: «Кто под дождиком промок»

Формировать умение самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (Промокши под дождем животные). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы или процарапывания стекой).

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 54

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Ноябрь

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование декоративное по мотивам народной росписи «Золотая хохлома и золотой лес»

Продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек – самоделок. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 68

2-я неделя

Тема: «Экспериментирование с художественным материалами. Пернатые, мохнатые, колючие…»

Вызвать интерес к экспериментированию пластическими материалами художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инсценировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки, развивать воображение.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 72

3-я неделя

Рисование:

Тема: «Лисонька-кумушка и лисонька-голубушка»

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 76

4-я неделя

Тема: «Рельефная по содержанию небылицы «Ничего себе картина, ничего себе жара»

Создание фантазийных композиций по содержанию шутки- небылицы; развитие воображения и чувства юмора. Инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств (сочетание различных способов и приёмов работы, в зависимости от характера образов).

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 84

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Декабрь

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование с элементами аппликации «Белая Берёза под моим окном…» (Зимний пейзаж)

Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Продолжать учить сочетать в рисунке разные художественные материалы для передачи заснеженной кроны. Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом). Воспитывать у детей любовь к природе, посредством восприятия поэзии, живописи и фотографии.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 94

2-я неделя

Тема: «Снежный кролик» из солёного теста.

Продолжать показывать детям как создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу, лепить последовательно начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, творческое воображение.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 90

3-я неделя

Рисование

Тема: «Волшебные снежинки» (краски зимы)

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок, вырезанных звёздочек для украшения интерьера группы.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 96

Лепка (тестопластика)

Тема: «Звонкие колокольчики»

Учить детей созданию объёмных полых (пустых внутри) поделок из солёного теста и декоративное оформление по замыслу. Синхронизировать работу обеих рук.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 106

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Январь

НОД Программное содержание Литература

2-я неделя

Рисование

Тема: «Начинается январь, открываем календарь…»

Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: смешивать разные краски, получая «зимние», «весенние», «летние», «осенние» цвета и оттенки (голубой, розовый, оранжевый). Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать желание создать календарь своими руками

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 108

3-я неделя

Лепка коллективная

Тема: «Мы поедем, мы помчимся…» (упряжка оленей)

Учить создавать из отдельных фигурок красивую композицию. Расширять спектр спектр скульптурных приёмов лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек, ноги из трубочек коктейля). Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр110

4-я неделя

Рисование

Тема: «Весело качусь я под горочку в сугроб…»

Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами: выделения главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.) Расширить возможности применения техники обрывной аппликации. Воспитывать самостоятельность, воспитывать интерес к искусству.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 118

4-я неделя

Лепка коллективная

Тема: «На арене цирка»

Уточнение и активизация способа лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика, согнутого дугой

и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 120

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Февраль

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование сюжетное «Наша группа»

Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизни детей в своей группе (в детском саду). Учить рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, передавать движения, взаимодействия и отношения детей. Вовлекать детей в коллективное обсуждение общего замысла.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 128

2-я неделя

Тема: «Ходит дрёма возле дома»

Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетания разны е способы и приемы лепки. Пояснить связь между пластической формы и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 132

3-я неделя

Рисование по замыслу

Тема: «Фантастические цветы»

Учить раскрашиванию фантазийных цветов с оригинальными формами лепестков и соцветий. Закрепить знания основных и получения дополнительных цветов. Развивать творческое воображение, чувства цвета и композиции при создании фантастического образа. Воспитывать интерес к цветковым растениям и желание любоваться ими.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 134

4-я неделя

Тема: «Кружка для папы»

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками.

Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 142

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Март

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование по представлению

Тема: «Милой мамочки портрет»

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - портретом. Учить передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорции. Закреплять приемы рисования акварелью. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 144

2-я неделя

Лепка рельефная декоративная

Тема: «Солнышко покажись!»

Учить детей создавать солнечные образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки и др.). развивать чувство ритма и композиции.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 150

3-я неделя

Рисование декоративное

Тема: «Солнышко, нарядись»

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). Обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику. Развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Умело пользоваться кистью.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 154

4-я неделя

Лепка декоративная

Тема: «Весенний ковер (плетение из жгутиков)»

Продолжать знакомить детей с видами народного декоративного – прикладного искусства. Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналоги между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 168

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Апрель

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование экспериментирование

Тема: «Я рисую море…»

Вызвать интерес детей к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками: «рисование по-мокрому фону», «набрызг», «тампонирование» и др. Создать условия для детского экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Продолжать учить детей применять освоенные ранее умения в творческой изобразительной деятельности. Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, цвета и композиции.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 174

2-я неделя

Лепка рельефная

Тема: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Познакомить с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой. Формировать опыт деятельности передачи выразительных образов. Формировать опыт деятельности дополнения образов, самостоятельно придуманными деталями. Закрепить знание жанров живописи. Побуждать к творческой активности, самостоятельности и инициативности И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 178

3-я неделя

Рисование коллективное по замыслу

Тема: «Морская азбука»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о море разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к рисованию морских растений и животных. Познакомить с понятием «азбука», «алфавит».Воспитывать эстетическое отношение к природе.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 180

4-я неделя

Тема: «Плавают по морю киты и кашалоты»

Продолжить освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула, прикреплять к фону (основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентироваться на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище конусом + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 182

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование-экспериментирование

Тема: «Зелёный май»

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 198

2-я неделя

Лепка с натуры

Тема: «Чудесные раковины»

Познакомить детей с названиями раковин и их обитателями. Совершенствовать умение расплющивать (шар, конус). Видоизменять их для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать (делать насечки, дополнять полосками, точками.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр194

3-я неделя

Рисование-фантазирование

Тема: «Чем пахнет лето?»

Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средств; Обогатить межсенсорные связи (цвет + форма + запах); Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов; Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 206

4-я неделя

Лепка сюжетная

Тема: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Учить лепить по выбору луговые растения:(Ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы). Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

Интеграция разных видов деятельности: Познание, коммуникация, художественное творчество. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий. Подготовка композиционной основы. Беседа о луговых цветах; беседа о том, что делают на лугу взрослые.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 202

Описание работы

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Содержание
Введение.................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение

Файлы: 1 файл

Подводя ребят к сюжетной лепке, нужно помнить, что она включает в себя изображение предметов в определённом взаимодействии. Обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошку с котятами, утку с утятами и т. п.

Первые задания направляют детей на то, чтобы, вылепив предметы, они поставили их рядом на доске: в дальнейшем можно показать, как

устанавливаются фигурки на лепной подставке в виде скульптурной композиции. Расстановка фигур представляет некоторую сложность для пятилетнего ребенка: нужно согласовать размер фигур между собой и с размером подставки, найти место для каждого предмета, установить его в нужном положении, прочно прикрепить к подставке.

Одной из любимых тем во время лепки является изображение животных. На данную тему разными авторами разработано много занятий. Мне очень нравится занятие, разработанное И.А. Лыковой автором программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». Это занятие «Кто под дождиком промок?» (Приложение 10)

На занятие автор предлагает решать задачи по самостоятельному выбору сюжета для лепки, в соответствии с заданной темой; по передаче выразительных образов (промокшие под дождём животные). Продолжить работу над освоением скульптурного способа лепки (лепки из целого куска глины) путём вытягивания и моделирования частей. Для более интересного проведения занятия автор рекомендует провести предварительную работу, такую как беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В. Сутеева «Под грибком».

В начале занятия воспитатель читает стихотворение о дожде, а также предлагает вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и ощущают себя животные во время дождя. Воспитатель предлагает вылепить туловище животного скульптурным способом, а потом добавить к нему детали. Затем задаёт детям вопросы: «Какое животное вам хочется слепить?». Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с выбором. В ходе занятия помогает индивидуальными советами и наводящими вопросами. В конце занятия предлагает детям вылепить для животных укрытие (кустик, норку, гнёздышко и т.д.). После занятия детям

предлагается спрятать промокших животных под осенними листочками и послушать стихотворение Г. Лагздынь «Шорохи осени».

Важно, чтобы дети знали разные способы лепки и умели ими пользоваться самостоятельно. Способ лепки из целого куска глины даёт возможность придать фигурке большую динамичность, так как от ребят в самом начале лепки требуется определиться с основным положением фигурки. Изображение динамики – одно из важных выразительных средств (22, 102)

1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу

Занятия по замыслу у детей старшей группы носят более глубокий характер, чем в средней группе. Объясняется это тем, что у ребят больше знаний об окружающем, больше умений в области лепки. Занятия по замыслу требуют большой предварительной работы и предполагают то, что дети знают множество способов лепки. Проводятся как итоговые занятия и в летний период.

На занятиях расширяются представления детей о форме и пропорциях. Дети учатся изображать форму, самостоятельно применяют знакомые способы лепки; учатся сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т.е. воспитывается активность и самостоятельность мышления.

Занятия по замыслу – важный момент в обучении детей старшей группы. Необходимо, чтобы они проявляли больше самостоятельности в задумывании темы и её выполнении, в выборе доступных выразительных средств, планировании своей работы. Задуманная тема, как правило, не оставляется ребёнком, он доводит её до конца. Во время занятия воспитатель должен активно руководить каждым ребёнком: задавать наводящие вопросы по теме; если нужно давать совет в отношении установки фигуры,

изображения формы, пропорций. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка даёт возможность заинтересовать детей и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета. Таким образом, можно сказать, что успешное выполнение творческих заданий в лепке зависит от накопленных детьми знаний, умений, навыков и умелого руководства воспитателя.

Необычная тема для занятии по замыслу предложена в книге И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» . Это занятие «Ходит Дрёма возле дома» (Приложение 11). На этом занятие предлагается работать над созданием выразительных лепных образов, над сочетанием разных способов и приёмов лепки, над планированием своей работы в задумывании образа, делением материала на нужные части, последовательности в лепке, а также над развитием воображения, чувства формы и пропорций. Перед занятием проводится предварительная беседа о значении сна для здоровья человека. Также воспитатель читает народные песенки и потешки, исполняет колыбельные. Для занятия потребуются готовые картонные формы – овалы и прямоугольники (кроватки, постельки, колыбельки).

В начале занятия воспитатель читает слова из русской народной песенки «Сон». Спрашивает у детей о том, как можно слепить спящих людей или зверей. (Дети дают ответы) Воспитатель обобщает ответы детей и показывает новый способ лепки на готовой форме. Для этого нужно рассмотреть вместе с детьми форму кроватки (овальная или прямоугольная). Затем слепить матрас, по форме кроватки, а также простынь. Затем слепить подушку, слепить одеяло. Для проявления творческих способностей воспитатель предлагает вылепить игрушку, которая будет спать в нашей постельке (лепится голова человечка или животного). Считаем положительным использование приёма на занятии - совет по украшению по одеяла и подушки узором. После объяснения воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Сонные стихи», в котором описано, где и как спят разные лесные зверюшки. Затем дети приступают к самостоятельной лепке. В конце занятия проводится выставка детских работ. Это занятие также направлено на стимулирование речи детей, что нашло отображение в составлении историй о снах игрушек.

    1. Условия развитие творческих способностей

Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое здание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п.

Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве.

Однако многие учёные придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своём роде. Ребёнок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая теория), только повторяет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом этапе они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятельности ребёнка.

Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала «Творчество» , открывшаяся статьёй известного художника Н.Н. Жукова «Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чём ещё в сороковых годах предупреждала Е.А. Флёрина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Н.П. Сакулина признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развития малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л.С. Выгодским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флёриной и другими, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает это для себя. (1, 28) Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин «творчество», ограничивая его словом «детское».

Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.

В последние годы отчётливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – понимании психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребёнка. Человек рассматривается как личность с первых дней жизни. Развитие – способ существования личности.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

1. отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

Искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, условные ситуации;

Увлечённость, захваченность деятельностью;

Специальные художественные способности;

Видоизменение мотивов деятельности, доставляющие детям удовольствие своими результатами;

Возникновение потребностей, интереса к творчеству.

2. способы творческих действий;

Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала; применение известного в новых ситуациях;

Самостоятельные поиски наилучшего решения задания;

Нахождение новых приёмов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении, нахождении своих оригинальных приёмов решения творческих заданий;

Быстрота реакций, находчивость в действиях.

3. качество детской продукции.

Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;

Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (1, 31).

Процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенциала к такому развитию важно создать условия.

Условия развития творчества

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребёнка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребёнком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребёнок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любы вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребёнку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идёт о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., направленная на развитие творчества, должна ограниченно войти в жизнь ребёнка (1, 131).

Олеся Эльмесова

Конспект занятия «Дождик , дождик , веселей… »

Цель : научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 3-5 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга, развивать мелкую моторику.

Задачи :

Воспитательная : вызывать отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира.

Обучающая : учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них; учить изображать дождь из пластилина ; повторять представление о том, что пластилин мягкий, его можно отщипывать от большого комочка маленькие комочки. Учить класть пластилин только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить. Продолжать учить детей выражать словами, чем нравиться или не нравиться их работы. Развивать образность восприятия музыки.

Развивающая : развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.

Материал. Пластилин (синий, доски или клеенки (на каждого ребенка, лист бумаги, песенка о дождике .

Методические приемы словесный, практический, наглядный

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Звучит песня про дождик . Воспитатель вместе с детьми наблюдает за дождиком в окошко , за лужами, тучами.

Воспитатель : Вот какой дождь идет на улице ! Он намочил все деревья, кустарники. На земле образовались лужи. Слышите, как стучит в наши окошки дождь ? Как он стучит? (кап-кап) . Гулять в такую погоду нельзя, сразу намокнешь и простудишься. А вот для деревьев, травы дождь нужен . Чтобы дождик не заканчивался , дети во время дождя кричат закличку .

Дождик , дождик , веселей

Капай, капай, не жалей

Только нас не замочи

Зря в окошко не стучи

Брызги в поле гуще

Станет травка гуще!

Воспитатель. Что просят дети? Они просят дождик , чтобы он не намочил их, а поливал поля, леса, парки, луга. Чем лучше дождик намочит землю , тем гуще вырастит трава.

Воспитатель. А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к лепке .

Пальчиковая гимнастика «Дождик »

Дождик , дождик , капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал, и перестал.

(И. Токмакова)

(Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки, постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения)

Лепка дождика . (методика проведения)

Воспитатель. Посмотрите, на моей картинке цветочки, травинки так ждут дождя . Туча уже нависла над моим лужком, а дождя так и нет . И вот одна капля, вторая, (показать детям пластилин, сказать, что он мягкий, его можно сжимать, можно отщипывать маленькие комочки пластилина, сплющивать их пальчиками. Предложить всем ребятам завернуть рукава, чтобы не испачкать их, затем взять комок пластилина, помять его в ладошках, потом помять пальчиками. Объяснять, что пластилином нужно пользоваться аккуратно, класть комочки на доску.) посмотрите, какой сильный пошел дождь !

Во время процесса лепки контролировать приемы работы, активизировать деятельность детей приговаривая : «Вот одна капелька, другая… кап-кап-кап. И вот уже сильный дождь пошел , а теперь все слабее кап-кап-кап».

Воспитатель Умницы. Вот и закончился дождь . А пока капельки дождя из ваших тучек высыхают, выходите ко мне, поиграем в игру.

Динамическая игра «Дождик »

Дождик , дождик , лей да лей.

(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя )

Мокрых капель не жалей.

Мы в ладоши хлопаем

Мы ногами топаем

Вышло солнышко опять и

дети все идут гулять.

(Выполняют движения, согласно текста стихотворения)

Итог занятия Закончилась игра . И высохли ваши капельки дождя . Возьмите пожалуйста, ваши работы и принесите их ко мне на стол.

Какой сказочный, необычный

Дождик получился у вас !

(воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки, обсуждают цвет дождя ).

Ребята, что вы рисовали?

Чем вы рисовали капельки дождя ?

Вам понравилось занятие ?

Публикации по теме:

«Дождик, дождик, кап-кап-кап». Конспект занятия по рисованию в младшей группе Тема: «Дождик, дождик, кап-кап-кап!» Задачи: учить детей изображать дождь карандашами, закреплять умение держать карандаш в руке, регулировать.

Программное содержание: 1. Закрепить знание детьми 4-х основных цветов: красного, зеленого,синего, жёлтого в игровой форме. Упражнять.

Конспект игры-занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Дождик-дождик, кап, кап, кап» Рисование красками "Дождик-дождик, кап, кап, кап"Цели: Вызвать у детей желание рисовать красками; Задачи: 1. Обучать детей рисовать увиденное.

Цели: Учить отщипывать кусочки пластилина от большого куска, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

Цель: учить прикладывать кисть к бумаги всем ворсом. Задачи: - учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии;.

Введение

1. Теоретические основы проблемы изобразительной деятельности

1.1. Значение изобразительной деятельности

в художественном развитии детей младшего возраста

1.2. Виды детской изобразительной деятельности и их взаимосвязь

1.3. Особенности художественного развития детей младшего возраста

2. Педагогические условия взаимосвязи видов изобразительной деятельности в художественном развитии детей младшего возраста

2.1. Изучение особенностей художественного развития

детей младшего возраста

по изобразительной деятельности

2.3. Результаты опытно-практической работы

Заключение

Список литературы

Приложение

Выдержка из текста

Все чаще в педагогической литературе все определеннее звучит мнение о важности руководства изобразительной деятельностью, поэтому в практикуработы детских садов введено обучение изобразительной деятельности дошкольников. Огромная заслуга в этом принадлежит А.П. Усовой, обосновавшей ведущую роль взрослого в процессе обучения. Под ее руководством была разработана теория и практика обучения. Воспитатели детских садов получили средства и методы обучения детей дошкольного возраста .

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения посредством продуктивных видов деятельности как будет эффективным при соблюдении следующих условий:

Практическая значимость работы заключается: в развитии способности дошкольников к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними; в развитии умения детей создавать художественные образы; в развитии глазомера, ловкости движений рук, пальцев, умении владеть инструментами и материалами; в развитии умения работать с различными материалами, в различных художественных техниках, что расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образного мышления, творческих способностей.

Методологическую основу работы составили научные исследования выдающихся зарубежных и отечественных ученых в области дошкольной педагогики и психологии (Л.А. Венгером, О. Декорли, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ф. Фребель и другие, которые изложили научно-обоснованные подходы к вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста; роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика необходима детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка. Роль пальчиковой гимнастики в сенсорном развитии детей дошкольного возраста рассматривали такие ученые как Белая А.Е., Борисенко М.Г., Крупенчук О.И., Мирясова В.И., Овчинникова Т.С., Степанкова 3.И.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обу-чения детей.

Музыкальное искусство является важнейшей частью художественной формы современной культуры. В результате разработки вопросов психологии музыкального восприятия у детей стало очевидным, что через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. дети до 7 лет проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Систематизирован теоретический и практический материал по влиянию изобразительной деятельности на художественно-эстетическое развитие ребёнка дошкольного возраста. Разработаны методические рекомендации для родителей, воспитателей и студентов, которые помогут эффективно решать задачи развития детского изобразительного творчества. Также данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке консультаций, в обучении студентов, при написании курсовых работ, рефератов, при подготовке методических пособий.

художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей проанализировали педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме обучения дошкольников лепке;

  • рассмотрели содержание понятий «выразительность» и «творчество»;
  • выделили особенности детского творчества;
  • раскрыли содержание методики обучения детей лепке;
  • провели практическое исследование по определению уровня развития выразительности у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработали занятия для педагогов дошкольных учреждений, направленных на развитие умений лепки.

3. Определить необходимые условия для развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность с учетом Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и ФГОС (2013).

Список литературы

1.Белозерцева Е. Акварельные цветы. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

2.Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 24 с.

3.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие. — М.: Академия, 2000. — 344 с.

4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: В 2-х ч. — М.: Скрипторий 2003, 2007.

5.Денисова Д. Умная вырезалочка. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 16 с.

6.Дорожкин Ю. Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 24 с.

7.Дорожкин Ю. Графические орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

8.Дорожкин Ю. Жостовский букет. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 24 с.

9.Дорожкин Ю. Лубочные картинки. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 24 с.

10.Дорожкин Ю. Мезенская роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

11.Дорожкин Ю. Простые узоры и орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 16 с.

12.Дорожкин Ю. Разноцветные узоры. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 16 с.

13.Дорожкин Ю. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь. — М.6 Мозаика-Синтез, 2009. — 16 с.

14.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. — М.: Просвещение; Росмэн, 2008. — 192 с.

15.Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Воспитание, образование и развитие детей 3 — 4 лет в детском саду: Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2006. — 208 с.

16.Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Воспитание, образование и развитие детей 5 — 6 лет в детском саду: Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2006. — 192 с.

17.Дорофеев Ю. Вырезалки из бумаги. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 24 с.

18.Дорофеева А. Рисуем пальчиками. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

19.Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Козаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.

20.Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2 — 3 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 64 с.

21.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 — 4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 48 с.

22.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5 — 6 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 104 с.

23.Колдина Д., Янушко Е. Весёлое рисование. — Мозаика-Синтез, 2009. — 12 с.

24.Короткова Е. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. — М.: АСТ, 2009. — 128 с.

25.Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 2007.

26.Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Развитие творческих способностей: Конспект занятий. — М.: Экзамен, 2010.

27.Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Развитие творческих способностей: Рабочая тетрадь. — М.: Экзамен, 2010.

28.Лобанова В. Лепим народную игрушку. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 2010. — 20 с.

29.Лыкова И.А. Аппликация. Насекомые. — М.: Карапуз, 2010. — 16 с.

30.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. — М.: Карапуз, 2009. — 208 с.

31.Лыкова И.А. Коллаж. Свобода творчества. — М.: Карапуз, 2009.

32.Лыкова И.А. Натюрморты: Рисование красками. — М.: Карапуз, 2008. — 16 с.

33.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 — 7 лет «Цветные ладошки». — М.: Карапуз, 2009. — 144 с.

34.Лыкова И.А. Рисование красками. Любимые цветы. — М.: Карапуз, 2009. — 16 с.

35.Лыкова И.А. Рисование красками. Наши птицы. — М.: Карапуз, 2009. — 16 с.

36.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. — М.: Академия Развития; Академия Холдинг, 2007. — 144 с.

37.Молчатская В.Ф., Козлова О.С., Никитина Т.О. Изобразительная деятельность в системе оздоровительной работы с дошкольниками. — Самара: Изд-во СФ МГПУ, 2006. — 92 с.

38.Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. — М.: Академия Развития, 2009. — 96 с.

39.Новикова И.В. Конструирование из природных материалов в детском саду. — М.: Академия Развития, 2009. — 96 с.

40.Носова Т. Игрушки к Новому году. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 24 с.

41.Носова Т. Каргопольская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

42.Носова Т. Корзинка с цветами и другие поделки из бумаги. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 24 с.

43.Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 24 с.

44.Орлова Л. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 16 с.

45.Сахарова О.М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. — М.: Литера, 2010. — 32 с.

46.Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2009. — 270 с.

47.Якобсон С.Г., Топоркова Л.А., Соловьёва Е.В. Воспитание, образование и развитие детей 4 — 5 лет в детском саду: Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2006. — 192 с.

48.Янушко Е. Волшебные краски. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 12 с.

49.Янушко Е. Пластилиновый снежок. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 12 с.

50.Янушко Е. Учимся рисовать. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 12 с.

список литературы